18.07.2020

Значение зосима (митрополит московский) в краткой биографической энциклопедии. Личность митрополита зосимы Иосиф волоцкий и митрополит зосима


ЗОСИМА (сильный жизнью, живущий жить, греч.) - имя нескольких святых. Из них:

  1. Зосима преп. родился в финикийском селении Синде; был монахом в царствование Юстиниана Великого. Предсказал землетрясение в 526 г., разрушившее Антиохию. Память 8 июня .
  2. Зосима муч.-воин, пострадал в городе Аполлонии-Созопольском, при импер. Траяне. Пам. 19 июн .
  3. Зосима св. муч., пустынник кирикийский, был найден звероловами-язычниками и предан мукам. Когда он был стремглав с камнем на шее повешен, пришел лев из пустыни и поддерживал камень. После этого он был отпущен мучителями и скончался в пустынной горе. Пам. 19 сент. и 4 янв .
  4. Зосима св. муч. Пострадал при Диоклитиане в Малой Азии. Пам. 28 сент .
  5. Зосима преподобный старец, обретший препод. Марию Египетскую в пустыне Иорданской; умер, имея около ста лет от роду; жил в VI веке. Пам. 4 апр .
  6. Зосима святитель, епископ сиракузский. С семи лет был отдан своими благочестивыми родителями в монастырь св. Лукии в Сиракузах. Впоследствии был избран иноками сей обители в игумена и настоятельствовал в ней 40 лет. Потом был избран епископом в городе Сиракузах. Был епископом 13 лет· при императоре Константине II. Отличался милосердием к бедным. Умер 90 лет в 662 г. Многие при кончине его получили исцеление. Пам. 30 марта .
  7. Зосима святитель, киликиянин, епископ Вавилона Египетского. Сначала был иноком Синайской горы; посланный в Александрию по делам монастыря, был рукоположен во епископа гор. Вавилона. Скончался в глубокой старости, возвратившись на Синайскую гору; жил в VI веке. Пам. 4 июня .

ЗОСИМА Соловецкий, преподобный. До нас дошла третья редакция жития св. Зосимы и сподвижника его Савватия, но при ней сохранились известия о происхождении и судьбе первых двух. Старец Герман, сподвижник святых (между 1478-1484), разсказывал о жизни святых клирикам, а те записали его рассказы, «не украшая писания словесы». Но скоро инок из Белоозера взял эти записки почитать и не возвратил монастырю. Вторая редакция принадлежит перу ученика пр. 3осимы, инока Досифея. Досифей писал по поручению новгородскаго архиепископа Геннадия, ученика пр. Савватия. Но Досифею, показался его труд «грубым писанием» и он отдал его для отделки низверженному митрополиту Спиридону. Так произошла третья дошедшая до нас редакция жития. При управлении новгородской епархией Макарием, Соловецкий монастырь отправил инока Богдана к южным славянам с поручением найти искусного составителя житий для новой переработки жития своих основателей. Богдан привез два похвальные слова, составленные Львом Филологом, которые потом служили образцами для русской агио- биографии. Максим Грек составил предисловие к житию спиридоновской редакции. В 1548 г. к прежним чудесам был прибавлен ряд новых. Наконець, в 1679 г. труды Досифея, Максима Грека, сказания о позднейших чудесах и служба святым были соединены в один сборник, получивший название «Соловецкий патерик».

Зосима родился в новгородской области, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Сначала он поселился на поморье, на устье реки Сумы. Здесь он встретился с иноком Германом, который прежде жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. В 1436 г. 3осима и Герман переселились на Соловецкий остров и построили здесь себе келью. Вскоре к 3осиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали 3осиму своим игуменом. В 1465 г. преподобный 3осима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Волги в Соловецкую обитель. Соловецкий остров принадлежал тогда к новгородской области и 3осиме по делам обители приходилось ходатайствовать в Новгороде перед знаменитою Марфою Посадницею. Скончался Зосима в 1478 г. К лику святых он причтен на московском соборе 1547 г. 8 августа 1566 г. мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преп. Зосиме и Савватию. Пам. его 17 апр.

Литература. Сергий, II, 99, 258; Тимо феев , «Русск. Ист. Библ.» III, 27, 28, 76; Филимонов , «Иконописный подлинник», 160, 161, 323, 324; Ключевский «Древнерусския жития св.», 198 - 200, 269 - 270, 327; Шляпкин , «Описание рукоп. Сузд. Сп.-Евф. мон.», стр. 45, 48; Барсуков , «Источники русской агиографии», 484-492.

ЗОСИМА Ворбозомский, † в 1550 г., ученик Корнилия Комельского, автор «Поучения и послания Изосимы святаго к Настасии дщери моей». Поучение издано Костомаровым в «Материалах». Память его 4 апр . Мощи почивают под спудом Благовещенской церкви упраздненнаго в 1764 г. Ворбозомского монастыря (в 20 верстах от Белозерска).

См. Филарет , «Обзор», ч. I, стр. 156, Сергий , «Месяцеслов», II, 86, Строев , «Списки иерархии», стр. 121; Барсуков , «Источники русской агиографии», стр. 205.

ЗОСИМА преподобный-волоколамский чудотворец, основавший вместе с Адрианом Волоколамским Сестринский монастырь, находящийся на р. Сестре в волоколамском уезде. Скончался в 1592 г.

ЗОСИМА иеродиакон, а потом иеромонах Троице-Сергиева монастыря, дважды путешествовал на Восток. Первый раз он в 1414 г. сопровождал дочь великого князя Василия Анну, помолвленную за сына Мануила Палеолога Иоанна и посетил Царьград. Весною 1419 г. он снова отправился на Восток, посетил Афон, о. Хиос, Патмос и 7 апреля 1420 г. прибыл в Иерусалим. Свои путешествия Зосима описал в сочинении: «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник, диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царьграда и до Иерусалима» или «Хождение инока Зосимы». Издано оно у Сахарова в «Сказаниях русского народа», т. II, стр. 59, и в «Православном Палестинском Сборнике», т. VIII, вып. 3, Спб. 1889 (см. О. Греков , «Древнерусские паломники», I, 1891г., и «Журн. Мин. Нар. Пр.» 1889 г., ч. CCLXVI. декабрь, отд. II, стр. 563).

ЗОСИМА -митрополит всея России. По уверению Иосифа Волоцкого, архимандрит Симоновскаго монастыря Зосима, тайный приверженец ереси жидовствующих, был поставлен в митрополиты великим князем Иваном Васильевичем благодаря влиянию протопопа Алексея. По требованию Геннадия, арх. новгородскаго, и других епископов 17 октября 1490 года, спустя лишь 21 день после поставления Зосимы в митрополиты, был созван собор в Москве, на котором жидовствующие были осуждены и митрополит должен был согласиться с решением собора (см. под сл. Жидовствующие ). Но после собора митрополит вместе с другими еретиками предался со всею ревностью пропаганде ереси. У нас, как и в Греции, было распространено верование, что с окончанием семи тысяч лет настанет кончина мира. Поэтому богослужебная пасхалия доведена была у нас до семитысячнаго года и на нем останавливалась. Когда семитысячный год прошел (он оканчивался августом 1492 года), а кончины мира не последовало, нужно было продолжить пасхалию и на дальнейшее время. Это и сделал Зосима, расчислив пасхалию на 20 следующих лет. После проверки новой пасхалии Геннадием и другими епископами она была обнародована во всей митрополии около декабря 1492 года. Еретичество митрополита было узнано нескоро, а когда оно было узнано и поборники православия стали обличать его, он вступил с ними в ожесточенную борьбу. Но он сам помог православным свергнуть его с кафедры. Великий князь, не веривший обвинениям митрополита в еретичестве, был вынужден удалить его с кафедры за пьянство и другие пороки. Зосима был митрополитом с 26 сентября 1490 г. по 19 мая 1494 года. Низведенный с кафедры Зосима, по словам летописей, отошел в келью в Симоновом монастыре, а из Симонова монастыря в Троице-Сергиев монастырь. Недавно найдено краткое поучение Зосимы с собором 1490 года против жидовствующих (издано Павловым в «Памятниках» № 117). Поучение, как и согласие с соборными постановлениями против жидовствующих, было вынуждено, и нельзя видеть в нем доказательства православия Зосимы, хотя с несомненностью решить вопрос об еретичестве Зосимы пока нельзя.

Литература . «Правосл. собеседн.» 1860 г., ч. II; м. Макарий , «Ист. р. ц.», т. XVII; Голубинский , «Истории русской церкви », т. II, стр. 566-577, 608 - 610·, «Русская историческая библ. , т. VI; «Современные Известия» 1884 г. № 266; Д. Иловайский , «Еще о ереси жидовствующих», М. 1881.

ЗОСИМА (Ζώσιμος ) - историк, составил историю римских императоров ("Ιστορία νέα ) в 6 книгах, из которых первая содержит краткий очерк трех первых веков, а пять остальных подробно описывают время от Диоклетиана до 410 г. и составляют важный источник для истории этого периода. Зосима был язычник, живший в Константинополе и до того преданный культу богов, что в уничтожении его видел причину падения римского государства. К выдающимся христианским государям он относится с ненавистью. Время его жизни не установлено твердо. Мендельсон, новейший издатель его труда (Zosimi comitis et exadvocati fisci Historia nova, Lipsiae 1887) составление «Истории» относит ко времени между 450 и 501 годами, тогда как другие во 2 кн. XXXVIII гл. видят намек на уничтожение подати с ремесленников (χρυσάργορον ) в 501 году при императоре Анастасие и относят поэтому составление «Истории» к позднейшему времени (см. W. Christ . Gesch. d. griech. Litt, 3 Aufl., München 1898, 797). Сочинение это выгодно отличается от большинства других исторических компиляций как краткостью и чистотой языка, так знанием дела и меткостью суждения.

См. Я. Алфионов , «Император Юлиан и его отношение к христианству».

ЗОСИМА - папа, был по происхождению грек. 18 марта 417 года он вступил на папский престол после Иннокентия I и умер 26 декабря 418 года. Его правление замечательно тремя фактами. В письме к галльским епископам 22 марта 417 года Зосима повелел, чтобы ни один галльский пресвитер не приезжал в Рим или в другое место без отпускной грамоты (litterae formatae) Патрокла, епископа арлесскаго, и чтобы этот митрополит посвящал епископов Виенны и обеих нарбоннских провинций. Таким образом епископ арлеcский делался митрополитом трех провинций и приматом всей Галлии. Это распоряжение папы вызвало противодействие епископов Виенны, Нарбонна и Марселя. Дело кончилось только при папе Льве I, который отнял у преемника Патрокла права митрополита над Виенною и подчинил четырех епископов виеннскому митрополиту, а всех остальных арлесскому. Второе событие правления Зосимы - пелагианские споры. Сначала папа согласился с составленными в общих выражениях и поданными ему Целестием и Пелагием исповеданиями веры и высказался в их пользу, но, когда африканские епископы снова осудили пелагианство, папа в своем Epistola tractoria осудил Пелагия и Целестия (см. Пелагий ), Зосима принял сторону пресвитера Сикки Апиария, низложеннаго своим епископом, и настаивал на его восстановлении. Этим было положено начало продолжительным спорам о праве аппеляции. По смерти Зосимы в Риме при выборе преемника ему произошли смуты (см. Бонифаций и Евлампий ).

Литература . I. Langen , «Geschichte der Römischen Kirche bis zum Pontificate Leo"s I», Bonne 1881, 724 - 763; Duchesne , «Fastes épiscopaux de l"ancienne Gaule», I, Paris 1894, 93 -110; Фаррар , «Жизнь и труды св. отцов» перевод A. П. Лопухнна, изд. 2-е, т. II, стр. 399, прил. IV, стр. 533; Робертсон и Герцог , «История христианской церкви», т. I.

* Александр Магистрианович Кремлевский,
магистр богословия, законоучитель
Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 763. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

Дата рождения: 12 июля 1950 г. Страна: Россия Биография:

Родился 12 июля 1950 г. в с. Новочеркасское Целиноградской области Казахстана в семье служащих, в 1964 г. остался сиротой.

В 1968 г. окончил среднюю школу-интернат. В 1968-1970 гг. служил в Советской Армии. Затем поступил в Московские духовные школы. Назначен штатным псаломщиком в церковь в честь Успения Божией Матери в г. Махачкале.

13 декабря 1981 г. епископом Ставропольским и Бакинским Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря — во пресвитера, и назначен штатным священником храма Архангела Михаила г. Грозного.

В 1984 г. назначен в Крестовоздвиженский храм в с. Приютное в Калмыкии.

В феврале 1985 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте.

21 августа 1987 г. пострижен в монашество с именем Зосима. Возведен в сан игумена и назначен благочинным православных приходов в Калмыкии.

6 октября 1995 г. возведен в сан архимандрита. В этот же день избран епископом Элистинским и Калмыцким.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания).

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. () в связи с образованием Высокопреосвященнейшему Зосиме присвоен титул «Владикавказский и Аланский».

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. () почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил г. Москву.

митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени З. был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие З. в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом З., установилось мнение, что З. был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный З., а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного З. поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве З. В 1492 г. З. составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", З. оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г., "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества З.

Ср. "Русская Истор. Библ.", т. VI; Макарий, "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884 г., № 266); Д. Иловайский, "Еще о ереси жидовствующих" (М. 1884).

"Зосима (митрополит московский)" в книгах

Платон (Левшин), митрополит Московский

Из книги автора

Платон (Левшин), митрополит Московский Особенной славой проповедника, ученого и духовно светлого архипастыря пользовался знаменитый митрополит Московский Платон (Левшин). Обладая очень выгодной наружностью и прекрасным голосом, он снискал себе славу «московского

Из книги Филарет, Митрополит Московский автора

Филарет, Митрополит Московский *

Московский митрополит

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Московский митрополит Как уже говорилось, после Февральской революции Московская кафедра оказалась вакантной – по инициативе обер-прокурора Львова Московский митрополит святитель Макарий (Парвицкий-Невский) был уволен на покой и помещен в Николо-Угрешский монастырь.

Даниил (московский митрополит)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Святитель Филипп, митрополит Московский

Из книги Эмиграция (июль 2007) автора Русская жизнь журнал

Митрополит Пётр, московский (+1326)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Пётр, московский (+1326) Митрополит Пётр (Вторая половина XIII века – 1326) – митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с1325 г.) постоянное местопребывание в Москве.Канонизирован Русской церковью как святитель,Родился на Волыни во

Иоасаф, митрополит Московский

автора Автор неизвестен

Иоасаф, митрополит Московский Святитель Иоасаф происходил из дворянского рода Скрипицыных, принял пострижение в Сергиевой лавре и с 1529 года был там игуменом. Близкий к великому князю Василию Иоанновичу - любителю иноков и иночества, он в сане игумена лавры крестил у

Петр, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Петр, митрополит Московский, святитель Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой

7. Святитель Филарет, митрополит Московский

Из книги Пути Русского Богословия. Часть I автора Флоровский Георгий Васильевич

7. Святитель Филарет, митрополит Московский «Восстание» в 1824-м году было поднято не против Библейского общества только, но против всего «нового порядка». Филарет Московский верно определил смысл этого «восстания» - «обратный ход ко временам схоластическим». И главным

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ Имя Филарета, митрополита Московского, занимает особое место в истории русской Церкви последнего века.Он был для русской Церкви этого времени тем же, чем были для молодой возраставшей Церкви первых веков те великие епископы, которым

Феодосий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Феодосий, митрополит Московский, святитель Московский митрополит Феодосий в старинных святцах считается в числе святых неканонизированных; мощи его под спудом в Троице–Сергиевой лавре в Серапионовой палате. О жизни свт. Феодосия известно, что он носил фамилию

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

автора Автор неизвестен

Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье бедного причетника. Во святом крещении он был назван Иоанном. Апостол Америки и

Алексий, Митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Алексий, Митрополит Московский, святитель Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным - в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности

Геронтий, митрополит Московский, святитель

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Геронтий, митрополит Московский, святитель Святитель Геронтий, митрополит Московский, был возведен на первосвятительскую кафедру 29 июня 1471 года. Прежде он был настоятелем Симонова монастыря в Москве, до 1455 года возведен в сан епископа Коломенского.Время правления

Филипп II митрополит Московский, священномученик

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Филипп II митрополит Московский, священномученик (Текст

ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ)

Зосима - митрополит Московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. До этого времени Зосима был архимандритом Симоновского монастыря в Москве, находился в близких отношениях с Иоанном III , вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. Жидовствующие), высказывался против казни еретиков и потому заподозрен был в еретичестве. Иосиф Волоцкой сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным, в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима - все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы. В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет. В 1494 г., "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией", Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевом монастыре, где в 1496 г. "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину". Это обстоятельство тоже говорит против еретичества и вероотступничества Зосимы. - Ср. "Русская Историческая Библиотека", т. VI; Макарий "История церкви", т. VI; "Современные Известия" (1884, ¦ 266); Д. Иловайский "Еще о ереси жидовствующих" (М., 1884). В. Б.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗОСИМА (МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗОСИМА, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митрополита Геронтия, по воле великого князя, собором русских …
  • ЗОСИМА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-15 Time: 02:57:43 Зосима — герой романа «Братья Карамазовы».- * Красотой мир …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • ЗОСИМА в Литературной энциклопедии:
    - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). В записях к первым двум книгам романа имя 3. не встречается. Этот …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МИТРОПОЛИТ
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • ЗОСИМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (около 3-4 вв.), греческий учёный, считающийся одним из основателей алхимии. Работал в Александрии. В своих трудах З. даёт мистико-аллегорическое …
  • МИТРОПОЛИТ
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • ЗОСИМА ПУТЕШЕСТВЕННИК В СВ. ЗЕМЛЮ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском …
  • ЗОСИМА ПАПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (417-418) — грек из Каппадокии, с живым интересом участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. …
  • ЗОСИМА ОТШЕЛЬНИК ПАЛЕСТИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, отшельник палестинский, жил в VI в., при имп. Юстине старшем; память 4 …
  • ЗОСИМА ОСНОВАТЕЛЬ СОЛОВЕЦКОГО М-РЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобный, основатель Соловецкого м-ря, род. в Новгородской области, в с. Толвуе, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье …
  • ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит московский, возведен в этот сан в 1490 г., после смерти митроп. Геронтия, по воле великого князя, собором русских епископов. …
  • ЗОСИМА ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (???????) — византийский историк, живший в Константинополе, по всей вероятности в середине V в. по Р. Хр. и занимавший важные …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИТРОПОЛИТ
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • МОСКОВСКИЙ
    МОСЌОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МЭИ, техн. ун-т), созд. в 1930 (ведёт историю от основанного в 1918 эл.-техн. ф-та МВТУ и эл.-пром. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, см. Московский университет экономики, статистики и информатики …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ЦИРК НИКУЛИНА на Цветном бульваре, до Окт. рев-ции - цирк А.И. Саламонского. Третий стационарный цирк в городе (первый, деревянный, …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ 2-й), созд. в 1924 на основе 1-й Студии МХТ (открыта в 1913). Худ. рук.: М.А. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ им. В.И. Сурикова, ведёт историю от Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества, созд. в 30-40-х гг. 19 …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. М. Горького (МХАТ), осн. в 1898 К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. До 1901 наз. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Г. Строганова, преобразован в 1993 из Высш. худ.-пром. уч-ща (ведёт историю от основанной в 1825 Строгановым …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, см. Российский химико-технологический университет …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ), г. Долгопрудный Моск. обл., осн. в 1951 на базе физ.-техн. ф-та МГУ. Готовит инженеров и исследователей …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ, преобразован в 1997 из Моск. экономико-статистич. ин-та (осн. в 1932). Готовит специалистов по экон. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, преобразован в 1994 из Моск. ин-та инженеров железнодорожного транспорта (осн. в 1896 как моск. Инж. уч-ще; …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ведёт историю с 1930 от Моск. ин-та технологии зерна и муки (назв. менялось; с 1941 Моск. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ (МГУП), осн. в 1930 как полиграф. ин-т. С 1993 Моск. академия печати; с 1997 совр. назв. Готовит …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА, г. Мытищи Моск. обл., преобразован в 1993 из Моск. лесотехн. ин-та (осн. в 1919). Готовит инженеров по …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ (МГУК), г. Химки Моск. обл., преобразован в 1997 из Моск. ин-та культуры (осн. в 1930; до 1964 …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ, ведёт историю от Землемерной школы, осн. в 1779; с 1835 Межевой ин-т, в 1930 его …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее высш. уч. заведение, один из центров мировой науки. Осн. в 1755 по инициативе …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "СТАНКИН", преобразован в 1992 из Моск. станкоинструментального ин-та (осн. в 1930). Готовит инженеров по станкостроит., технол. и …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ (МТУСИ), преобразован в 1992 из Моск. ин-та связи (организован в 1988 на базе Эл.-техн. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "МАМИ", осн. в 1939 как автомеханич. ин-т; с 1992 академия автомобильного и тракторного маш-ния; с 1997 совр. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГТУ), крупнейший в России втуз, исследоват. центр по машино- и приборостроению. Ведёт историю от уч. мастерских (объединены …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МОСЌОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", лит.-критич., обществ.-полит. журнал, изд. в 1825-34 в Москве Н.А. Полевым. Печатались А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, Е.А. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТР-ЦЕНТР им. М.Н. Ермоловой, драматический, осн. в 1925 как Театр-студия им. Ермоловой. После его слияния с Театром-студией под рук. …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР (МТКЦ) "СТРАНА ЧУДЕС ДЕДУШКИ ДУРОВА", культ.-просвет. учреждение, осн. в 1912 В.Л. Дуровым для популяризации разработанных им …
  • МОСКОВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОСЌОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ, созд. в 1927 на базе передвижного коллектива (осн. в 1924). В 1941 слит с Гос. центр. …

(Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны (Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III (Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. № 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца.

В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. № 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. № 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. № 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. № 398. С. 403; № 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. № 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына .

Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. № 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. (Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. № 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. № 398. С. 403; № 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. № 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. № 402. С. 411).

В «Сказании о новоявившейся ереси», представляющем собой предисловие к «Книге на новгородские еретики» («Просветителю»), прп. Иосиф Волоцкий писал о том, что, будучи настоятелем Симонова монастыря, З. присоединился к влиятельному московскому кружку жидовствующих , пользовавшемуся покровительством вел. князя. Участниками этого кружка являлись преимущественно светские лица, в частности, дьяки Федор и Иван Волк Курицыны, жена вел. кн. Иоанна Иоанновича Елена Стефановна и др. Вероятно, именно придворный характер московского кружка и открывавшиеся через него карьерные возможности стали главными причинами присоединения З. к жидовствующим. По свидетельству прп. Иосифа, поставление З. на митрополичью кафедру, вдовствовавшую более года после кончины 28 мая 1489 г. митр. Геронтия , совершилось вследствие рекомендации З. вел. князю одним из лидеров московского кружка жидовствующих - протопопом Алексеем. Основываясь на факте присутствия в Симоновом монастыре в период настоятельства там З. соборного старца Досифея (Курицына), И. А. Тихонюк предположил «возможную роль братьев Курицыных в возведении на кафедру митрополита Зосимы» (Тихонюк. 1992. С. 176).

Летописи расходятся в указаниях на дату введения З. на митрополичий двор: в Софийской II летописи указано 2 сент. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 328), в Новгородской летописи по списку Дубровского - 9 сент. (Там же. Т. 43. С. 209), в Типографской летописи - 12 сент. (Там же. Т. 24. С. 207), та же дата приведена в летописной заметке под 6999 г. БАН. 4. 3. 15 (Л. 55 об.). В качестве даты поставления З. на митрополичью кафедру все источники единодушно указывают 26 сент. 1490 г. В Архиерейском Соборе, избравшем З., участвовали архиеп. Ростовский Тихон (Малышкин) , епископы Суздальский Нифонт , Рязанский Симеон , Тверской Вассиан (Стригин-Оболенский) , Сарский и Подонский Прохор , Пермский Филофей . Новгородский архиеп. св. Геннадий (Гонзов) , к-рому вел. князь запретил присутствовать на поставлении митрополита, прислал повольную грамоту на избрание З.

Сразу же после поставления на митрополичий престол З. потребовал от главного борца с ересью жидовствующих Новгородского архиеп. Геннадия исповедание веры, что было оскорбительным для последнего. Кроме того, Новгородский архиерей был вынужден оправдываться в связи с обвинениями в поддержании незаконных связей с Литвой, а также объяснять, почему в его епархии служат литов. ставленники (Казакова, Лурье. 1955. С. 374, 375; обвинение носило не только церковный, но и политический характер, поскольку в это время Россия находилась в состоянии войны с Литовским великим княжеством). В окт. 1490 г. архиеп. Геннадий обратился с посланием к З., в к-ром опровергал обвинения и выдвигал требование церковного осуждения изобличенных им жидовствующих (Там же. С. 376). Одновременно с посланием к митрополиту архиеп. Геннадий обратился с посланием к архиереям - участникам церковного Собора, избравшего З., в к-ром настаивал на необходимости осуждения еретиков.

Как следует из «Поучения всему православному христианству», написанного от имени З. на основании соборного приговора против жидовствующих в 1490 г. (Там же. С. 384-386), инициаторами осуждения еретиков выступили архиереи, принудившие митрополита созвать 17 окт. Собор. В Соборе под председательством митрополита приняли участие Ростовский архиеп. Тихон, епископы Суздальский Нифонт, Сарский Прохор, Рязанский Симеон, Тверской Вассиан, Пермский Филофей, архимандриты и игумены, в т. ч. игум. Троице-Сергиева мон-ря Афанасий, старцы Паисий (Ярославов) и прп. Нил Сорский, представители белого духовенства. В качестве обвинений на Соборе фигурировали присланные из Новгорода Геннадием «подлинники» следственных дел и показания свидетелей, собранные в Москве. Как следует из «Соборного приговора 1490 г.», еретикам вменялись в вину поругание икон, хулы на Иисуса Христа, Богоматерь, святых, отрицание авторитета 7 Вселенских Соборов, нарушение постов, почитание субботы более воскресенья, неверие в Воскресение и Вознесение Христа (Там же. С. 383). Все приведенные факты были охарактеризованы как «жидовский обычай». В «Поучении всему православному христианству» осужденные еретики обвинялись в использовании отреченных книг, исключительном почитании ВЗ, восхвалении «жидовской веры», хуле на Христа, Пресв. Богородицу, святителей Петра и Алексия , Леонтия Ростовского, прп. Сергия Радонежского и на др. святых, в иконоборчестве. На Соборе было осуждено 9 чел., почти все - новгородцы. Хотя свт. Геннадий в посланиях обвинял в ереси дьяка Ф. Курицына и др. москвичей, на Соборе из Москвы фигурировали только «свидетели». Еретики-священнослужители были извергнуты из сана, все еретики отлучены от Церкви и отправлены в заточение. Осужденным была провозглашена анафема.

Несмотря на состоявшееся под давлением архиереев осуждение еретиков-новгородцев, З. продолжал, по свидетельству прп. Иосифа, оказывать покровительство членам московского кружка жидовствующих, укреплял их влияние в столице, преследовал борцов с ересью: «...овех убо от Божественнаго причащениа отлучаеть, елици же священици или диакони сих от священьства отлучаеть» (Там же. С. 474), клеветал на них вел. князю. Помимо «Сказания о новоявившейся ереси» данная ситуация нашла отражение в др. сочинениях прп. Иосифа: Послании Суздальскому еп. Нифонту (традиционно датируется 1490-1494, возможно написано не ранее 1502-1504; см.: Там же. С. 419-433) и в 12-м Слове «Просветителя». В 2 последних трудах обсуждается вопрос, сохраняет ли архиерей-еретик власть «вязать и разрешать», и опровергается мнение о том, что проклятие архиерея-еретика является действенным (о др. обвинениях прп. Иосифа в адрес З. см. ниже).

З. возглавил неск. архиерейских хиротоний выходцев из Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , насельники к-рого, как и насельники Симонова мон-ря, были подсудны вел. князю во всех делах, кроме духовных (АСЭИ. Т. 2. № 315. С. 280). 18 нояб. 1490 г. митрополит возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Авраамия во епископа Коломенского. На поставление Авраамия не дал повольной грамоты архиеп. Геннадий, т. к. в послании митрополита к свт. Геннадию с требованием о присылке повольной грамоты не было названо имя поставляемого. 4 мая 1493 г. З. возглавил хиротонию игум. Николо-Угрешского мон-ря Силуана во епископа Сарского и Подонского. Благоволил З. и к Троице-Сергиеву монастырю, которому 17 окт. 1490 г. выдал жалованную грамоту, освобождавшую монастырские церкви в Переславском у. от пошлин и суда десятинника (РИБ. Т. 32. № 60. Стб. 82-83). В февр. 1492 г. митрополит «по повелению» Иоанна III (ПСРЛ. Т. 25. С. 333) передал в ведение Пермского еп. Филофея «из своея митрополиа на Вологде, в городе и на посаде, все свои церкви» (Там же. Т. 24. С. 209; Т. 6. Вып. 2. С. 332; Т. 26. С. 287-288; см. ст.: Вологодская и Великоустюжская епархия). Пермской кафедре также была передана часть территории Новгородской епархии (что следует расценивать как меру, направленную против Новгородского архиеп. Геннадия).

В связи с тем что использовавшаяся Русской Церковью пасхалия была рассчитана до 7000 (сент. 1492) г., З. предпринял действия по составлению новой пасхалии, продолжившей прежнюю. Эта работа велась при митрополичьем дворе в сент.- нояб. 1492 г. 27 нояб. 1492 г. на церковном Соборе З. изложил новую пасхалию на 20 лет (РИБ. Т. 6. № 118. Стб. 795-802). В дек. поручение составить свои варианты пасхалии было дано Новгородскому архиеп. Геннадию и Пермскому еп. Филофею. К пасхалии З. написал предисловие - «Изложение пасхалии» (указание на авторство содержится в заголовке сочинения: «Смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысящу лет, в нейже чаем всемирного Пришествиа Христова» - Тихонюк. 1986. С. 61; на авторство З. ссылаются также летописи (ПСРЛ. Т. 26. С. 288); попытку пересмотреть вопрос об авторстве в пользу Сарского еп. Прохора см.: Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 167). По мнению Тихонюка, «Изложение пасхалии» было написано не ранее кон. сент. и не позже 21 дек. 1492 г. (Тихонюк. 1986. С. 45, 49-50). В «Изложении пасхалии» митрополит провозглашает Москву новым К-полем, Московского вел. князя именует «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином новому граду Константинову Москве, и всей Русской земле, и иным многим землям государем».

Выделяют 2 вида «Изложения пасхалии»: первый образуют списки, в к-рых Москва объявляется преемницей К-поля - «нового Иерусалима» (РНБ. Солов. № 858. Л. 613 об. и др. рукописи); пасхалия в этих списках рассчитана на 7001-7020 гг. Второй вид представлен единственным списком - РГБ. Троиц. № 46, в нем К-поль, также передавший свою духовную миссию Москве, назван «новым Римом»; пасхалия составлена на 7004-7020 гг. По-видимому, первоначальной является версия «Изложения пасхалии», где К-поль характеризуется как «новый Иерусалим» (Тихонюк. 1986. С. 55; Клосс. Избр. тр. Т. 2. С. 163-164). Иной т. зр. придерживается Н. В. Синицына. По ее мнению, в 2 вариантах «Изложения пасхалии» отразилось сосуществование среди рус. правосл. иерархии 2 т. зр.: 1-я обусловлена традицией наименования К-поля «новым Римом» в соответствии с каноном II Вселенского Собора, др. т. зр. зависит от существовавшей в Византии традиции аллегорического уподобления К-поля Иерусалиму (Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневек. концепции (XV-XVI вв.). М., 1998. С. 122, 125). (По наблюдениям П. Гурана, уподобление К-поля Иерусалиму и визант. императоров прор. Давиду активно использовалось в визант. политической идеологии до воцарения Македонской династии (867). Оно наиболее ярко проявилось в гомилиях Феодора Синкелла , посвященных чудесному избавлению К-поля от нашествия аваров и персов в 626 (Guran P. The Byzantine «New Jerusalem» at the Сrossing of Sacred Space and Political Theology // Новые Иерусалимы: Перенесение сакральных пространств в христ. культуре: Мат-лы междунар. симп. М., 2006. С. 20-23). В древнерус. лит-ре восприятие образа «Нового Иерусалима» было неоднозначным. Митр. Иларион молил Бога, чтобы Он не попустил рус. столице Киеву быть в таком же пленении, как Иерусалим (БЛДР. 1997. Т. 1. С. 54). Позднее против наименования Москвы Иерусалимом протестовал прп. Максим Грек (Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. № 226. С. 154-155).)

Тема Иерусалима как города, где зародилась христ. Церковь, проходит через всю пасхалию, составленную З. В «Изложении пасхалии» речь идет не только о сравнении рус. и визант. столиц, но и о противопоставлении: Москва как «последний... град Константина» сменяет 1-й К-поль, павший в 1453 г. под ударами турок (и «изрушившийся», как утверждали рус. полемические памятники, уже после унии, заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе в 1439), она становится единственным правосл. центром мира (Лурье. 1988. С. 366). Эсхатологические чаяния уже не связывались в «Изложении пасхалии» с определенной датой, как ранее,- 1492 г., но отодвигались на неопределенный срок в продолжение 8-й тыс. лет.

В период, когда З. занимал митрополичий престол, трагически завершился конфликт между вел. кн. Иоанном III и его братьями удельными князьями Андреем Васильевичем Угличским и Борисом Васильевичем Волоцким. 20 сент. 1491 г. в нарушение крестного целования в Москве был «поиман» кн. Андрей (ПСРЛ. Т. 25. С. 333). Н. С. Борисов справедливо полагает, что арест брата вел. князя не мог совершиться без согласия митрополита, ранее давшего кн. Андрею гарантии неприкосновенности (Борисов Н. С. Иван III. М., 2000. С. 597). Только в малодостоверном пересказе В. Н. Татищева находим упоминание о попытке митрополита воспользоваться правом печалования (Татищев В. Н. Собр. соч. М., 1996. Т. 6: История российская. Ч. 4. С. 79). 6 нояб. 1493 г. кн. Андрей умер в заточении, и, возможно, эта смерть стала одной из причин падения авторитета митрополита и вместе с др. обстоятельствами могла способствовать его удалению с кафедры. В Псковских летописях зафиксирована такая последовательность событий: «В лето 7002. Преставися князь Андрей в поимании. Того же лета преставися князь Борис Васильевич Волоцкой. Того же лета сведень с митрополии Изосима» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 251). В 1493/94 г. сгорел митрополичий двор в Москве, в том же году на нем было сооружено «три кельи камены с подклеты» (Там же. Т. 24. С. 240).

17 мая 1494 г. З. оставил митрополичий престол. Ранние летописи связывают его уход с волей вел. князя или с собственным желанием архиерея. Вологодско-Пермская летопись сообщает: «Послал сослал князь великии Зосиму митрополита с митропольи» (Там же. Т. 26. С. 289). Владимирский летописец указывает на добровольное оставление З. кафедры (Там же. Т. 30. С. 138). Согласно Типографской летописи, «тоя же весны, мая 17, митрополит Зосима остави митрополию не по своей воли и съиде с митропольи в келью на Симаново в монастырь и оттоле кь Троици в Сергиевь монастырь» (Там же. Т. 24. С. 213). Дискредитирующие З. известия содержатся в Софийской II летописи (отражающей свод 1518 г., в к-ром представлена офиц. т. зр. митрополичьей кафедры нач. XVI в.): «Митрополит Зосима оставил митрополию не своею волею, но непомерно питья дръжашеся и о Церкви Божией не радяше» (Там же. Т. 6. Вып. 2. С. 342). В «Книге степенной царского родословия» сообщается, что З. был лишен митрополии «за некое преткновение» (Там же. Т. 21. Ч. 2. С. 368, 568). А. А. Зимин связывал отставку З. с отсутствием в Москве в мае 1494 г. князей В. И. Патрикеева, С. И. Ряполовского и дьяка Ф. В. Курицына (Зимин. 1982. С. 224-225).

В повольной грамоте на поставление митр. Симона (хиротонисан во митрополита в сент. 1496) архиеп. Геннадий писал: «Отец Зосима митрополит… оставил стол Русскиа митрополиа и, пришед в святую великую соборную церковь, пред всеми омофор свой на престоле положил, и свидетеля на то Господа Бога нарицая, яко невозможно ему ктому святительская действовати, ни митрополитом нарицатися, и отойде в монастырь в смиренно иноческое жительство» (РИБ. Т. 6. № 121. Стб. 834-835). Однако есть свидетельства того, что и после оставления кафедры З. продолжал считать себя первосвятителем. После смещения З. жил в Симоновом мон-ре, затем в Троице-Сергиевом мон-ре, где ок. дек. 1495 г. он причащался по чину первосвятителя «на орлеце во всем святительском чину» (ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1. Стб. 503; Т. 28. С. 160; Т. 30. С. 139), что противоречило канонам и существовавшей практике (Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 355-359; Т. 2. Ч. 1. С. 577. Примеч. 1; Ч. 2. С. 36; о значении этого хорошо понятного современникам акта см.: РФА. Вып. 2. № 96. II. С. 298-299). Из записи в рукописи РНБ. ОСРК. Q.I. 1380 следует, что З., по крайней мере в Святогорском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре под Псковом, продолжали считать митрополитом в 1496/97 г. (Л. 98). О сохранении влияния жидовствующих и после удаления З. свидетельствует, в частности, тот факт, что в 1499 г. архимандритом Юрьева новгородского мон-ря и главой черного духовенства в Новгороде был поставлен Кассиан, в келье к-рого, по сообщению прп. Иосифа, проходили собрания еретиков (Кассиан был осужден Собором в 1504 за принадлежность к жидовствующим). Высказывалась гипотеза о причастности находившегося уже на покое З. к созданию или редактированию летописного свода 1495 г. (Каштанов С. М. О списках двух неопубликованных летописных сводов (1493 и 1495 гг.) // Проблемы источниковедения. М., 1959. Вып. 8. С. 463-465). Данная т. зр. была опровергнута Я. С. Лурье (Лурье Я. С. Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 251).

Неизвестно, в каком году З. оставил Троице-Сергиев мон-рь и переселился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Можно предположить, что это случилось после 1502 г., когда в результате разрешения династического кризиса в великокняжеской семье и ареста Елены Стефановны и ее сына Димитрия Иоанновича (11 апр.) начался разгром московского кружка жидовствующих. Впосл. З. был переведен в Спасо-Каменный в честь Преображения Господня монастырь (возможно, перемещение бывш. митрополита в бедную отдаленную обитель стало следствием наказаний еретиков по решениям Собора 1504), где он находился к кон. 1510 г. Эта дата известна из вкладной записи на списке творений свт. Григория Богослова: «В лето 7019 месяца декабря 15 дал сию глаголимую книгу Богослов Григорий старец Изосима, митрополит бывшей Московской, в Ферапонтов монастырь в ограду Белоозера своей душе на память и своему роду, а привез от него с Каменного старец Федосей Мажур при игуменьстве Селиверьстове» (Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 56). Вероятно, в этой обители З. скончался. Возможно, З., а не Спиридону (Савве) , как принято считать в литературе (см.: Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 97; он же. Материалы к истории русских хронографов // ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 289), принадлежала рукопись «митрополичье Бытье», использованная наряду с кодексом Ферапонтова монастыря в нач. XVI в. для написания Сборника библейских ветхозаветных книг с Троицким хронографом (РНБ. НСРК. 1918. F. 27).

В списке Вселенского синодика кон. XV в. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 289. Л. 161 об.) многолетие З. зачеркнуто. Предполагают, что З. был анафематствован на Соборе 1504 г. вместе с юрьевским архим. Кассианом, братьями Курицыными, но впосл. реабилитирован (Дергачёв В. В. К истории русских переводов Вселенского синодика // Дергачёва И. В. Становление повествовательных начал в древнерус. лит-ре XV-XVII вв.: (На мат-ле синодика). Мюнхен, 1990. С. 184-185). Текст анафематствования сохранился в сборнике нач. XVII в., имя З. возглавляет список еретиков: «Новыя еретики, не верующии в Господа нашего Исуса Христа Сына Божиа, в Пречистую Богородицу и похуливших всю седмь Соборов святых отец и иноческий образ: Зосима, митрополит Московской…» (РГБ. Троиц. № 740. Л. 117 об.). В то же время, как следует из наблюдений над монастырскими синодиками, З. продолжали поминать в большинстве мон-рей (Ильинский. 1905. С. 235. Примеч. 1; Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий синодик. СПб., 1883. С. 16).

Свидетельства о взглядах З. противоречивы. Наиболее пространные обвинения З. в еретичестве («жидовстве»), в первую очередь в период нахождения на митрополичьей кафедре, содержатся в старшей редакции «Сказания о новоявившейся ереси» прп. Иосифа Волоцкого, написанной, как показал Лурье, не ранее 1502-1504 гг. (Казакова, Лурье. 1955. С. 441-445; см. др. т. зр.: Плигузов. 1993. С. 133). (В последующих редакциях «Сказания...», созданных после 1515, критика в адрес З. уменьшена: во 2-й редакции сохр. лишь обвинение З. в еретичестве в бытность архимандритом Симонова мон-ря, в 3-й редакции все обличения З. устранены.) Прп. Иосиф обвиняет З. в хулах на Господа Иисуса Христа и на Богоматерь, в осквернении христ. святынь, в иконоборчестве, в порицании Свящ. Писания, приводит слова митрополита, к-рые должны свидетельствовать о его неверии в Царствие Небесное и загробную жизнь. Преподобный называет З. главой еретиков, «скверным и злобесным волком», «змием пагубным», «антихристовым предтечею», «сатаниным угодником», «сквернителем» и «главней содомьского огня» (Казакова, Лурье. 1955. С. 473). Несмотря на то что нет оснований сомневаться в принадлежности З. к московскому кружку жидовствующих, нельзя считать, что З. разделял антихрист. вероучение еретиков, по крайней мере в том виде, как оно изложено прп. Иосифом, по-видимому приписавшим З. взгляды новгородских жидовствующих (есть основание считать, что взгляды новгородских еретиков отличались большим радикализмом в сравнении с московскими жидовствующими). Сочинения З. («Поучение всему православному христианству», «Изложение на пасхалию», вероятно составленный митрополитом индекс отреченных книг (Кобяк Н. А. Индекс ложных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме // РФА. 1988. Вып. 4. С. 697-710, 711-716)) не дают оснований говорить о еретичестве иерарха. Об отсутствии у З. иудаизирующих настроений, по крайней мере после удаления с кафедры, свидетельствует список Толкового Апокалипсиса с дополнительными статьями (РГБ. Троиц. № 122 (1829), кон. 90-х гг. XV в.), над к-рым З. работал, находясь в Троице-Сергиевом мон-ре. Рукопись содержит ряд антииудейских сочинений, в частности «Слово на жиды о иже Господь может зватися Сыном, и аггелом, и человеком» (Л. 144 об.). Все эти тексты подтверждают предположение о том, что участие З. в московском кружке жидовствующих было обусловлено не религ. мотивами, но желанием выдвинуться при поддержке придворной партии, близкой к вел. кн. Иоанну III.

Сборник, содержащий Толковый Апокалипсис и дополнительные статьи, помогает раскрыть и др. противоречия в позиции З. Значительное место в сборнике занимают выписки, посвященные осуждению церковных и монастырских владений, а также выписки на тему загробной жизни, раскрытую как противопоставление прижизненных добрых дел, к-рые доставляют душе спасение, бесполезности молитв об усопших. Вторая тема, по-видимому полемически заостренная, отразилась и в словах прп. Иосифа, к-рые он приписывал З.: «А что то Царство Небесное? А что то Второе пришествие? А что то въскресение мертвым? Ничего того несть - умерл кто, ин то умер, по та места и был» (Казакова, Лурье. 1955. С. 473). Тема ненужности заупокойных молитв является смысловым продолжением темы осуждения церковных владений, поскольку рост церковного, в первую очередь монастырского, землевладения в то время в большой степени осуществлялся за счет заупокойных вкладов. Очевидно, что главной целью подбора статей в сборнике РГБ. Троиц. № 122 (1829) для З. было не изложение собственных взглядов, но полемика с прп. Иосифом, защищавшим право Церкви на владение недвижимым имуществом и регламентировавшим заупокойные богослужения в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Фактически З. не был противником церковного землевладения: являясь настоятелем Симонова мон-ря, он приобретал и, вероятно, продавал земли, получал для монастыря льготные грамоты на владения. Отразившаяся в сборнике РГБ. Троиц. № 122 (1829) критика З. церковного землевладения, как и ранее его отношение к жидовствующим, вероятно, была обусловлена позицией вел. князя, поддерживавшего московских еретиков и стремившегося к ограничению роста церковного землевладения.

Исследователи, начиная с Зимина, писали о близости З. к нестяжателям . Для такой т. зр. есть основания, поскольку З. находился в Кирилловом Белозерском мон-ре в то время, когда там подвизался прп. Нил Сорский, тогда же в мон-ре, по-видимому, жил Вассиан (Патрикеев) . В эти годы насельники Кириллова мон-ря вели полемику с прп. Иосифом Волоцким, главным пунктом которой был вопрос об отношении к покаявшимся еретикам. Критика аргументов прп. Иосифа в пользу необходимости казнить всех еретиков, как упорствующих, так и раскаявшихся, поскольку покаяние последних было вынужденным, содержится в написанном ок. 1504/05 г. «Ответе кирилловских старцев». Авторы данного произведения считали, что «некающихся еретиков и непокаряющихся велено заточити» (нет речи о возможности смертных казней для упорствующих еретиков), в то время как «кающихся еретиков Церковь Божиа приемлеть прострътыма дланма». В «Ответе кирилловских старцев» содержатся пристрастные и полемически заостренные обвинения прп. Иосифа в жестокости (Казакова, Лурье. 1955. С. 511-513). С протестами против казней покаявшихся еретиков-жидовствующих также выступил Вассиан (Патрикеев).

Можно с большой долей уверенности предположить, что эти выступления, в первую очередь «Ответ кирилловских старцев», связаны с пребыванием З. в Кирилловом Белозерском мон-ре. У бывш. митрополита было много поводов опасаться за свою судьбу в период, когда шли следствие и казни еретиков. Историки считают, что имя З. фигурировало на Соборе 1504 г., осудившем жидовствующих на суровые казни, в т. ч. на сожжение; имя бывш. митрополита встречается в ряде списков анафематствованных на Соборах. В этих обстоятельствах для З. было жизненно важно противопоставить жесткой позиции прп. Иосифа требование снисхождения к покаявшимся еретикам (свидетельством покаяния З. мог служить сборник РГБ. Троиц. № 122 (1829), содержащий антииудейские статьи). Если предположение о причастности З. к появлению «Ответа кирилловских старцев» справедливо, то необходимо признать, что сложившееся в историографии понимание нестяжательства (по крайней мере в ранний период существования явления) объединяет в этом течении людей с разными взглядами (а в случае с З., как представляется, включает в него деятелей, не имевших определенного мировоззрения). Тем не менее есть основание говорить об общности позиции ранних нестяжателей. Эта общность видится в первую очередь в противостоянии прп. Иосифу Волоцкому, причем причины этого противостояния не всегда имели мировоззренческий характер.

Соч.: РИБ. Т. 6. № 116. Стб. 785-788; № 117. Стб. 789-796; № 118. Стб. 795-802; Тихонюк И. А. «Изложение пасхалии» Московского митр. Зосимы // Исслед. по источниковедению истории СССР XIII-XVIII вв. М., 1986. С. 45-62.

Лит.: Булгаков Н. А. Прп. Иосиф Волоколамский. СПб., 1865; Хрущов И. П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, прп. игум. Волоцкого. М., 1868; Панов И. Ересь жидовствующих // ЖМНП. 1877. Отд. 2. № 1. С. 1-40; № 2. С. 253-295; № 3. С. 1-59; Ильинский Ф. М. О мнимом еретичестве московского митр. Зосимы // РА. 1900. Кн. 2. № 7. С. 330-341; он же. Митр. Зосима и дьяк Феодор Васильевич Курицын // БВ. 1905. Т. 3. № 10. С. 212-235; Голубинский. История РЦ. Т. 2. 2-я пол. С. 217-218; Попов Н. Иосифово сказание о ереси жидовствующих по спискам Великих Миней // ИОРЯС. 1913. Т. 18. Кн. 1. С. 173-197; Зосима // РБС. Т. 7. С. 468-469; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; он же. Зосима // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 364-367; он же. Когда была написана «Книга на новгородских еретиков»? // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 81-87; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг» // ДРИ: Рукоп. книга. 1974. Сб. 2. С. 161; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Плигузов А. И. О хронологии посланий Иосифа Волоцкого // РФА. 1992. Вып. 5. С. 1043-1061; он же. «Книга на еретиков» Иосифа Волоцкого // История и палеография. М., 1993. [Вып. 1.] С. 90-139; Тихонюк И. А. Загадка архим. Евфимия: К истокам конфликта Иосифа Волоцкого и митр. Зосимы // Чт. памяти В. Б. Кобрина «Проблемы отеч. истории и культуры периода феодализма»: Тез. докл. и сообщ. М., 1992. С. 172-176; Макарий. История РЦ. М., 1996п. Кн. 4. Ч. 1; Григоренко А. Ю. Духовные искания на Руси кон. XV в. СПб., 1999; Кириллин В. М. «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого // Зап. ОР РГБ. М., 2000. Вып. 51. С. 117-128; Макарий (Веретенников), архим. Сосланы на Спас-Камень // Вологда: Краевед. альм. 2000. Вып. 3. С. 215-217; Алексеев А. И. К изучению творческой истории «Книги на еретиков» Иосифа Волоцкого // ДРВМ. 2008. № 1(31). С. 5-15; № 2(32). С. 60-71; он же. О «Просветителе» и посланиях прп. Иосифа Волоцкого // ВЦИ. 2008. № 2(10). С. 121-220; Назаров В. Д. Зосима // БРЭ. 2008. Т. 10. С. 567.

А. И. Алексеев

Иконография

З. представлена на миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232). Группа миниатюр рассказывает о поставлении архимандрита Симонова мон-ря З. в митр. Московского и всея Руси (Л. 433 об.- 435). Однако он изображен только в композиции, иллюстрирующей текст о присылке свт. Геннадием (Гонзовым), архиеп. Новгородским, повольной грамоты на избрание З. (Л. 434 об.). Фронтальная полуфигура З. (без характерных черт) - старца с округлой бородой средней длины, в богослужебном облачении (саккос, омофор и митра) - помещена в окружении архиереев в верхнем ярусе среди палат.

Неск. миниатюр посвящено Собору 1490 г. «на новгородские еретики» и деятельности З. (Л. 437-440 об.). На 1-й из них изображены восседающие вполоборота друг к другу вел. кн. Иоанн III Васильевич и З. (с непокрытой головой), вокруг архиереи, монахи, светские лица. На 2-й миниатюре - заседание Собора во главе с вел. князем и митрополитом в саккосе, омофоре и митре, в центре престол с Евангелием и крестом, по сторонам духовенство с иконой и еретики. Далее аналогичная композиция в зеркальном варианте, сцены осуждения и лишения сана еретиков и утверждения истинной православной веры на фоне 5-главого храма с иконой Св. Троицы Ветхозаветной.

На др. миниатюрах З. совершает хиротонию игумена Николо-Угрешского мон-ря Авраамия во епископа Коломенского, игум. Силуана - во епископа Сарского и Подонского (Л. 441 об., 491). Иконография соответствует изображениям в клеймах житийных икон, З. в митре или с непокрытой головой, с книгой в левой руке, благословляет поставляемого. Одна из композиций иллюстрирует рассказ о передаче по повелению вел. князя вологодских церквей из митрополии и Новгородской архиепископии в Пермскую епархию (Л. 465): слева восседающий вел. кн. Иоанн III, к нему обращаются З. и свт. Геннадий в архиерейских мантиях и белых клобуках, за ними - Пермский еп. Филофей. На миниатюре «О митрополичьих кельях» («три кельи каменные с подклетом», к-рые З. поставил «на своем дворе») митрополит руководит постройкой (Л. 499). Фигура З. с кадилом и книгой в руках во главе группы духовенства присутствует в сюжете преставления кн. Андрея Васильевича (Л. 500 об.).

Две миниатюры включают сюжеты, связанные с уходом З. с Московской кафедры (Л. 506, 506 об.). Здесь иллюстрируется рассказ об оставлении им митрополии «не своею волею» за то, что он «непомерно держаше пития»: на фоне 5-главого храма в центре - стол с сосудами разной формы, З. в архиерейской мантии и черном клобуке удаляется вправо, слева - группа светских персонажей. На др. миниатюре З. представлен дважды: пришедшим в Симонов мон-рь и оттуда в Троице-Сергиеву обитель.

Внешний облик З. приводится в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. (БАН. Строг. № 66. Л. 155) в отдельном перечне Московских митрополитов без указания дня памяти: «Подобием сед, брада на конце шире Григория Богослова, в шапке, сак зелен, амфор и Евангелие» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2, С. 111).

М. В. Басова


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия