07.09.2020

Всякое дыхание да хвалит Господа! Текст песни хор братии валаамского монастыря - всякое дыхание да хвалит господа Да каждое дыхание славит господа


«Всякое дыхание да хвалит Господа»

Посвящается Стариковой Валентине Яковлевне

Свет в окне

«Упокой, Господи, душу усопшей рабы Валентины и прости ей вся согрешения вольныя и невольныя…» — начинаю читать молитву перед поминальной свечой в храме и вспоминаю родного мне человека: бабушку Валю, которой вот уже три с половиной года нет с нами. Но она осталась жить в наших сердцах. Для многих бабушка Валя была жизненным ориентиром, светом в окне. Моё сердце наполнено теплотой и любовью к ней, поскольку в мою жизнь она привнесла много полезного и интересного, но главное – она подарила моей душе самое бесценное сокровище. Это сокровище – любовь к Богу. Бабушка Валя была маяком в житейском океане для заблудших кораблей, указывала им верную дорогу, чтобы они не сбились с правильного курса. Она была начитанным человеком. Помню придёшь к ней в гости, она читает или жития святых, или рассказы о Христе, или другую православную литературу, подолгу размышляет над прочитанным, потом обязательно подарит какую — нибудь книгу или даст почитать. И была очень строгой и серьёзной во всём, что касалось православной веры. Вспоминаю себя студенткой, когда училась в институте и изучала по философии труды Ницше и Спинозы, как заразилась этим бредом и не заметила, что начала отходить от Бога. Мне стало казаться, что мир сотворил не Господь, а что Вселенная зародилась из хаоса. Мои взгляды привели в смятение духовное состояние бабушки Вали, и мы поссорились, долгое время не общались. Свет в окне её комнаты для меня разом погас. Сейчас я вспоминаю этот момент в своей жизни как самый глупый, потому что могла потерять навсегда общение с родным человеком. Но Господь смилостивился надо мной, и я увидела снова свет в её окне. И затосковала моя душа по этому свету, и я пришла в гости к бабушке с прощением. Как в притче о блудном сыне Бог Отец обнимает своего заблудшего сына, так и бабушка Валя обняла меня, очень обрадовалась моему возвращению. Понимаю, что чудо духовного прозрения произошло не без её помощи, это сейчас я знаю, как сильно она молилась за меня, особенно за всех своих близких.

Песня Богу.

«… и даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоей безконечныя и блаженныя жизни наслаждение…», продолжаю читать, и передо мной снова всплывают яркие моменты из моей жизни, связанные с бабушкой Валентиной. Человек, приходящий к Богу, старается хвалить его, как умеет. Бабушка Валя рассказывала мне, что раньше была неверующей, но потом Господь открыл ей глаза на своё существование, и вся её жизнь наполнилась яркими красками, приобрела смысл. В родной деревне храма не было, и вот она с другой бабушкой ходила пешком в соседнюю деревню, чтобы помолиться, а путь был нелёгкий… Помню, как мне не хотелось вставать в 7 утра, чтобы не опоздать на утреннюю службу, но бабушка Валя, уже тогда ходила с тросточкой (у неё сильно болели ноги), ждала меня у подъезда, и мы вместе ехали в храм. Чаще всего в Знаменский монастырь к святителю Иннокентию Иркутскому. Всегда старалась благословить на дорогу, перекрестить, учила молиться, потому что считала это самым важным в жизни. Молитва – это песнь Богу, без неё никуда нельзя идти, или начинать какое – либо дело, иначе не получится ничего. Если в воскресный день начинаешь что – либо делать – журила, учила почитать день Господень. Сейчас я собираю эти крупицы в одну некую картину и понимаю, как сама ещё мало пою Богу. Ведь ему нужно петь постоянно, хвалить всегда и за всё, что бы он ниспослал…

Прощёное Воскресенье

«Что Ти принесу, или что Ти воздам, великодаровитый Безсмертный Царю, щедрее и человеколюбче Господи…» читаю молитву Макария Великого и снова вспоминаю то незабываемое, что осталось в моей памяти. Помню, как бабушка Валя наденет на ухо слуховой аппарат и начнет меня слушать, а потом и сама что – нибудь расскажет интересное. Однажды поведала мне, как давно в годы её молодости, она работала кассиром в магазине, и как некие бандиты совершили разбойное нападение на магазин. Бабушка Валя сильно пострадала (Слава Богу, что осталась жива!), и с тех пор оглохла из – за травмы головы. Бывало, она не дослышит, не так поймёт, из – за этого выходили некие недоразумения. Но всякий раз перед Великим Постом, в Прощённое Воскресенье, придёт к нам в гости, всех обнимет, поцелует и начнёт просить у всех прощения. Этот момент, пожалуй, был самым трогательным в моей жизни. И вот мы сидим, плачем и просим друг у друга прощения. Теперь я понимаю, что именно в православной вере существует всё то, о чём говорил Господь. Сила любви и веры в Господа заключается в прощении грехов друг друга. Это сближает на столько, что с каждым разом ты осознаешь свою ничтожность и греховность и видишь красоту другого человека. Господа Иисуса Христа распяли на кресте, за грехи людей, пострадал сын Божий, но его любовь к нам была настолько велика, что он простил нам грехи и всякий раз их прощает, когда мы просим у него прощения. Так и бабушка Валя каждый раз напоминала нам о Силе Любви Господней и часто говорила, что если тебя обидят, то затаивать злобу и отмщение врагу своему не стоит. Этот урок жизни до сих пор стоит у меня перед глазами, и я благодарна Господу, что через бабушку Валю Он пролил Свет своей Любви и на меня.

Слава Богу за Всё!

«Господи, Боже наш, Благодарю Тебя за всё, что ты мне ниспослал, ведь Ты любишь меня наипаче, чем я люблю «Тебя»…» Благодарить Господа всегда, везде и во всём научила меня бабушка Валя. Помню, как она пришла к нам в гости после утренней службы в Знаменском монастыре… И рассказала о том, что слышала пение ангелов. Ей, почти глухой, удалось услышать Божественную песнь. А ещё она спела очень красиво одну песню, которая до сих пор мне нравится больше других:

1.​ Где-то там далеко, когда-то давно Жил премудрый и опытный старец. Он всегда говорил, непрестанно твердил: «Слава Богу за скорбь и за радость». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

2. Если кто-то тебе что-то грубо сказал Или плохо к тебе относился, Знай об этом, мой друг, воля Божия тут, С этим надо всегда нам мириться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

3. Если кто на тебя клеветал и роптал, То не надо и в этом смущаться. Сам Господь для спасенья тебе это дал, — Надо всех здесь любить и смиряться. Припев: Слава Богу за все (2раза) Слава Богу за скорбь и за радость(2раза)

4. Если ты занемог, заболел тяжело И не можешь с постели подняться, Значит так суждено, по грехам нам дано, И не надо роптать и бояться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

5. Если кто-то тебя чем-то здесь оскорбил, Не старайся пред ним оправдаться. Но при этом, при всем ты смиряйся и знай, Что Господь помогает спасаться. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

6. Если может покажется, крест твой тяжел, Не под силу тебе он тут дался, Знай! Господь не по силам тебе б не послал, Не ропщи, а люби и смиряйся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

7. Научись ты творить волю Божью всегда. Может быть, мы и будем гонимы, И с сумой на плечах, со слезами в глазах, И родными не будем любимы. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

8. Если будут печаль и болезни, и скорбь, Если в чем-то страдать нам придется, Никогда не вини, а всегда говори: «Все от Бога нам, грешным, дается». Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

9. Научи меня, Господи, славить Тебя, Научи меня, Боже, молиться. Научи исполнять Твою волю любя, Дай мне силы на пользу трудиться.

10. Дай стряхнуть мне греховное бремя свое, Дай мне выплакать все пред Тобою. Дай мне в помощь святейшее имя Твое, Без Тебя я не справлюсь с собою. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

11. Иисусе Сладчайший, помилуй меня, Как Творец, над твореньем Ты сжалься. Как Спаситель, спаси от гиенны огня, И, как Врач, моих ран не гнушайся. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

12. Исцели мою душу, Иисусе, скорей, Приими во гресех покаянье. И услыши, мой Боже, я здесь у дверей Твоей милости жду, — подаянья. Припев: Слава Богу за все Слава Богу за скорбь и за радость.

И помню, когда бабушка уже знала, что конец жизни её близок, она очень сильно повредила ногу и была больна неизлечимой болезнью, в её печальных глазах я не увидела даже и тени сомнения и ропота. Она говорила тихо, с трудом и была очень спокойна. Взгляд её был светел и чист. «Слава Богу за скорбь и за радость!» И как раз в июле на нашем огороде как никогда расцвело очень много ирисов, мы сорвали их все. Целую охапку принесли бабушке Вале, они стояли в вазе на подоконнике, напротив её кровати – бабушка заслужила гораздо больше, но эти цветы утешали её, потому что всегда их любила. И я думаю, что садовник – Господь с великой радостью принял в свой сад дивный цветок, которым была бабушка Валя…

Святитель Николай

«Радуйся, твёрдое православия укрепление… Радуйся, яко тобою вера утверждается; радуйся, яко тобою ересь низлагается Радуйся Николае, Великий Чудотворче!» Вспоминаю я, как эти слова из акафиста святителю Николаю читала бабушка Валя, передо мной всплывают яркие образы – вот святитель помогает заблудшим кораблям найти верную дорогу, вот он спасает моряков во время бури, вот он отгоняет напасти от егеря в лесу… Святитель Николай был одним из любимых святых и особо почитаемых бабушкой Валей. Первая икона, которую она мне подарила, была, конечно же, икона с изображением Николая Чудотворца. Каждый год, 19 декабря и 22 мая моя семья славит святителя – мы накрываем на стол, читаем акафист Николаю Чудотворцу, но уже без бабушки Вали. Раньше она накрывала стол и ждала нас в гости. Сама вычитывала весь акафист (за стол никто не имел право садиться), затем перекрестит пищу, благословит, и можно приступать к угощению. Чаще всего это была вкусная жареная рыба, ведь 19 декабря выпадает на рождественский пост. А в мае уже можно было накрыть стол побогаче – первые фрукты и зелень с огорода. Обязательно рассказывали невероятные правдивые истории, трудные жизненные ситуации, в которых помог Николай Чудотворец. Этот обычай мы сохранили в своей семье. Когда бабушка Валя заболела и ей стало тяжело готовить, то она приходила к нам в гости, и вместе мы славили святителя.

Дорога длиною в миг.

В нашей жизни мы немало прошли дорог и тропинок, и сколько их ещё будет, но есть самая главная, по которой мы пройдём всего лишь однажды и больше уже никогда не вернёмся сюда. Это дорога длиною в миг, но она самая трудная, самая ответственная и к ней нужно готовиться всю оставшуюся жизнь. Ведь нельзя идти в поход и забыть, к примеру, котелок, спички или компас. Путешествие может превратиться в сильнейшее испытание… Так и к этой дороге нужно приготовиться так, чтобы Всемилостивый Господь принял нас в свои объятия с радостью. За поминальным столом, 10 августа 2010 года отец Димитрий (из села Урик, он отпевал бабушку) сказал очень важные слова: «По концу видна вся жизнь человека» Бабушка Валентина удостоилась благой смерти: соборовалась, исповедовалась, причастилась. Отошла ко Господу тихо и спокойно, несмотря на сильнейшие боли, которые она испытывала ввиду неизлечимой болезни.

Дай Бог и нам удостоиться такого конца…

С низким поклоном и с любовью Ирина Мокова.

Шестой день марафона.

Вчера наткнулась на фразу, которую довольно часто приходится слышать: «от счастья в храм мало кто приходит». Да, возможно статистика говорит именно об этом: большинство людей приходят в храм, потому что на них сваливаются какие-то проблемы, болезни, жизнь прессует так, что уже сил не хватает самостоятельно расправить плечи. И тогда им кто-то из знакомых или ангел за плечом советует — «пойди в храм, легче станет». Да что там, мне и самой частенько приходилось говорить эту фразу людям, с которыми меня сводил Господь. А как еще утешить человека, в его безвыходной по человеческим силам ситуации. Но получается, что мы воспринимаем Бога как лекарство от наших проблем. К сожалению, действительно частенько приходится сталкиваться с таким ощущением Бога и Церкви. Но я не хочу верить, что среди пришедших в Храм людей — большинство тех, кто пришел от горя. В конце поста есть опрос, если не трудно — выберите вариант ответа или напишите свой в комментариях. А я по традиции расскажу о себе, раз уж это мой дневник:)

Не могу сказать, что я пришла в храм от какого-то особенного счастья, но горя в моей жизни на тот момент точно не было. Я всегда жила с ощущением присутствия Божьего. Для меня Его существование не вызывало сомнений. Ведь вся жизнь говорила о том, что Он есть, Он рядом, Он любит. Просто в городе, где я родилась, не было храма. Это маленький город, построенный уже после войны. Храм, естественно, в градостроительные планы в эти годы не входил. Конечно, нас вывозили в соседние старые деревни на пленеры, в Иркутск в театры и музеи. И там, нас, естественно, приводили в храмы. Мы, младшие школьники, гурьбой покупали свечки, потому что «так надо», и кто как мог — зажигали их перед иконами. И вот, в один момент, моя свечка упала. Я бы и не заметила этого, т.к. уже успела отвернуться. Но это заметили бабушки, сидящие неподалеку на лавочке… «Ой, плохой знак! Господь не принимает!» — услышала я шипение за спиной. Тогда у меня как-то хватило разума не обратить на это внимания, поднять свечу и поставить ее уже так, чтоб она больше не падала. Но вот в следующий раз, когда нас пытались завести в храм — войти я туда уже не могла. «Если меня Господь не принимает, зачем я буду Его тревожить».

К сожалению, объяснить мне, что мысль эта глупая, вражеская и ложная мне тогда было некому. Поэтому прожила я с ней почти двадцать лет, не переступая порога храмов. За это время я переехала в Петербург, где первые годы мне собственно и некогда было думать о душе — нужно было выживать в чужом городе. Но вот жизнь стала налаживаться, появилась стабильная работа, стабильное жилье, настоящие друзья, да и насладиться соблазнами мира сего я уже до тошноты успела. И тогда стало очень ощутимо, что в моей жизни чего-то, а вернее Кого-то не хватает. Начала все больше размышлять о Боге, что-то читать. Профессия к тому же обязывала хоть мало-мальски знать основные Библейские сюжеты и церковное искусство, что тоже все время напоминало о Нем. И моя отговорка, что храма рядом нет — уже не работала. Но только войти я туда по-прежнему не могла. «Ведь Он не принимает, я не хочу навязываться». Но только посмотрев на свою жизнь я в какой-то момент поняла, что все это чушь. Да разве я смогла бы выжить одна в чужом городе без Его помощи и заботы? Он же всю жизнь мою всегда был рядом, от скольких бед Он меня уберег, сколько радости подарил! Как же можно после этого всерьез думать, что «Он не принимает». До меня вдруг дошла вся лживость этой мысли и захотелось тут же прибежать к Нему!..

Это оказалось непросто. Потому что бес, который сидел во мне, и настойчиво нашептывал мне эту мысль, очень долгое время был сильнее меня. На самостоятельную и безрезультатную борьбу с ним у меня ушло еще несколько лет. К тому времени я уже знала, что креститься и ходить я хочу только в храм в своей Альма-матер — Академии художеств, но только открыть дверь в него я так и не могла. До тех пор, пока в моей жизни не случились Соловки… Путевка туда сложилась как-то сама собой, выбрала я ее малоосознанно, больше всего меня при выборе привлекло то, что это остров, и что там история связана со страшными 1920−30-ми, а я тогда как раз начала заниматься этим периодом. Только придя домой, с путевкой на руках и выданными в придачу брошюрками о Соловках, до меня дошло — куда я еду. Если я не могу в храм зайти, то там мне с борта катера бессмысленно даже выходить — там вся земля Святая! Я поняла, что за тот короткий срок, что остался у меня до поездки эту проблему нужно решить. И вот тогда я обратилась за помощью к Господу. Идя в храм, молилась как умела своими словами, но всеми силами, какие только были. Тоже не с первого раза получилось, но «ему» пришлось сдаться. Потом, уже после поездки, во время оглашения я чувствовала, как этот бес вылетел из меня как пробка из бутылки и улетел корчась куда-то в сторону притвора. Поэтому когда нужно было на него трижды дунуть и плюнуть я это делала настолько реально и от всей души, что даже священник потом сказал «ну, что ж, я вижу, что Вы настроены очень серьезно»:)

Ну, а как же иначе? Я столько времени этого ждала! Возможности наконец прильнуть к Нему и по-настоящему поблагодарить за все то, что Он для меня сделал! С самых первых служб в храме я влюбилась в слова хвалитных псалмов «Хвалите Господа с небес! Хвалите Его в вышних! всякое дыхание да хвалит Господа!» И они стали девизом всей моей жизни. И вот уже потом, после крещения у меня были и трудности, и горести, и болезни, и думаю будет еще много всего. Жизнь отнюдь не стала ровной и гладкой. Но я не за этим к Нему шла и никогда не ждала от жизни с Богом безоблачной жизни, поэтому Слава Богу за все! И в первую очередь за этот Мир и нашу жизнь в нем, пусть даже она не всегда такая как нам хочется.

Всего Вам хорошего! Мира, Любви и Красоты!

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18) . Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.
...........................................
Ответ: о.Димитрий Смирнов

Церковь помнит заповедь, данную Богом человеку: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом…» (Быт. 1, 28). Многие православные монастыри разводят животных и птиц, которые служат не только украшением обители, но и утешением человеку. С подробностями -- диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

Новосибирск: олень, павлин, белки…
В новосибирском мужском монастыре во имя святого мученика Евгения живет пятнистый олень, белки, павлин, раки и рыбы. Как рассказал «НС» настоятель монастыря игумен Филипп (Новиков), начинался живой уголок с одной белки, которую ему подарили в Новосибирском зоопарке, когда он привозил туда на экскурсию детей-сирот из детдома. Для белки построили во дворе храма небольшой домик. Потом кто-то из прихожан пожертвовал храму еще двух белок. Беличья клетка стоит на самом видном месте церковного двора, вызывая неизменный интерес у прихожан и посетителей монастыря.

Видя такую популярность «живого уголка», в монастыре завели кроликов, голубей, вырыли небольшой бассейн, где летом живут рыбы и раки. А в конце прошлого года монастырский зоопарк пополнился пятнистым оленем. Оленя, привезенного с Алтая, монастырю подарил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. «Поначалу мы очень переживали: ведь одно дело -- ухаживать за мелкими зверьками, а другое -- за оленем. Как его кормить, как содержать -- никто понятия не имел, -- рассказывает настоятель монастыря игумен Филипп. -- Пришлось одного из послушников отправлять специально учиться у специалистов». Оленя назвали Яшей -- таково было решение учеников воскресной школы. Живет Яша в вольере, специально сооруженном для него. Вольер небольшой, но, по словам отца Филиппа, «если вольер сделать побольше, он может разбежаться, перемахнуть через ограду и убежать». В «живом уголке» монастыря есть еще несколько кроликов, волнистые попугайчики, голуби и павлин. По мнению настоятеля, наличие животных при храме может играть миссионерскую роль: «Иногда ведь человек не может сразу в храм прийти. Но вот он приходит сюда на территорию, видит, как тут все красиво -- белочки, олень. И люди думают: как все прекрасно, так почему бы и в храм не зайти?»


Живут в российских монастырях и страусы (Свято-Никольский монастырь в Коломне). Фото ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов

Серпухов: павлины
Вo Bвeдeнcкoм Bлaдычнeм жeнcкoм мoнacтыpe пoдмocкoвнoгo Cepпyxoвa разводят пaвлинoв. Этa тpaдиция насчитывает уже более 300 лет: еще в конце XVII века Введенскому монастырю были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава». Павлинов разводили не только как декоративных птиц, но и как древний христианский символ бессмертия. Разведение павлинов в монастыре оказалось настолько успешным, что, когда в конце XVIII века решался вопрос о гербе Серпухова, было решено пoмeстить на нем изображение павлина. Интересно, что даже советский вариант серпуховского герба содержал в себе павлина -- наряду с тракторной шестерней и атомным кольцом. С возрождением монастыря вернулось и пaвлинoвoдcтвo. Сейчас в монастыре полтора десятка павлинов.

Троице-Сергиева лавра: кошки в безопасности


Фото Евгения Позняка


В конце октября прошлого года интернет-сообщество защитников животных потрясла ужасная новость. По сообщению одного из пользователей Живого журнала, 30 кошек, живущих на территории Троице-Сергиевой лавры, были вывезены в запечатанных мешках за пределы города и якобы брошены в водоем рядом со свалкой. Информация стала стремительно обрастать новыми «фактами». Будто кошки были с котятами, и активисты сообщества «Кот и пес», срочно прибывшие к месту «трагедии», сумели спасти десять животных. Кто-то сообщил даже, что котята были с выколотыми глазами (но потом эту информацию опровергли на этом же форуме). Стоит ли говорить, что все сообщения буквально пылали праведным гневом в адрес монашествующей братии, однако никаких фактов, подтверждающих убийство кошек, выступающие не привели. Что же произошло на самом деле? Как сообщили «НС» в Троице-Сергиевой лавре, в течение года на территории скапливается большое количество бездомных кошек. Одних животных подбрасывают, другие приходят сами, они размножаются, и их численность неуклонно растет в отсутствие собак. Кроме того, сердобольные люди в Лавре подкармливают животных, и кошкам здесь живется довольно хорошо. Однако на территории Лавры нет ветлечебницы, и такое скопление бездомных животных небезопасно. Чтобы обезопасить братию и посетителей монастыря от возможных болезней, которые могут разносить кошки, ежегодно в конце октября бездомных кошек собирают и вывозят на пустырь, за территорию Сергиева Посада. Там животные выпускаются на свободу (часть их, к слову, опять возвращается в Лавру), ни о каком убийстве кошек не может быть и речи. К сожалению, монастырь пока не располагает иными средствами решения злободневной проблемы бездомных животных.

Кошачий монастырь на Кипре
В десяти километрах от кипрского города Лимассол находится женский монастырь святого Николая Кошатника. По традиции в его стенах живут несколько десятков кошек. По преданию, в 327 году по Р. Х. Кипр посетила св. царица Елена. Узнав, что на острове, страдавшем в те годы от страшной засухи, расплодилось невиданное количество змей, она велела доставить сюда около тысячи кошек. Через несколько лет со змеями было покончено. Неподалеку от того места, где Елена сошла на берег, был основан мужской монастырь святого Николая, ставший прибежищем для привезенных на остров кошек. Венецианский монах, посетивший остров в 1484 году, рассказал в своих заметках, что кошки сбегались на обед при звуках монастырского колокола. Насытившись, они опять приступали к своим прямым обязанностям -- охоте на змей. Источники сообщают, что, когда монастырю в XVI веке передавались в дар прилегающие земли, было поставлено условие: братья должны ухаживать как минимум за сотней котов, снабжая их едой дважды в день. После захвата Кипра турками в XVI веке монастырь пришел в запустение и возродился лишь в 80-е годы XX века -- уже как женский. Монахини восстановили традицию держать кошек. Сейчас в монастыре пять насельниц и около 70 кошек. Каждый день монахинь начинается около трех часов утра: сначала они готовят еду кошкам, потом отправляются в храм на службу. После службы -- завтрак, кормежка кошек, уборка двора и другие послушания. Помимо ухода за кошками православные монахини занимаются иконописью.


Фото Екатерины Степановой


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия