28.03.2021

Восточные славяне язычники приносили в жертву. Сказки про жертвоприношения у славян. Бескровные жертвы – миф


Были ли подношения древнеславянским Богам бескровными?

Почему считаю это искусственно созданным мифом. Во первых, если говорить о догосударственном период и периоде начала складывания государства Киевской Руси. Тогда существовало множество племен и племенных объединений на территории будущей Киевской Руси, естественно они воевали друг с другом, когда территориальные границы их проживания стали ближе друг к другу. Об этом говорят и летописи, в том числе многим известна история как княгиня Ольга отомстила древлянам:

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ(Повесть временных лет) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицыИскоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не занимался управлением государством.
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%FC%E3%E0_(%EA%ED%FF%E3%E8%ED%FF_%CA%E8%E5%E2%F1%EA%E0%FF) .

Исходя из этого отрывка, видно, что происходили столкновения различных племенных объединений, и была установлена выплата дани. Следовательно, древние славяне не были изолированы друг от друга, существовали военные столкновения друг с другом и приграничными государствами, в том числе были и походы на Византию.

Приверженцы неоязыческих течений утверждают, что в их авторитетных источниках – Велесовой книге и Славяно-арийских ведах сказано, что древние славяне были исключительно мирными, питались вегетарианской пищей и приносили требы своим Богам в виде злаковых, мёда, кваса, молока и т.п. но приношений в жертву животных и людей у них не существовало. И это единственные источники на которые они ссылаются, остальные же – свидетельства иноземных путешественников, хронистов, летописи, археологические и фольклорные изыскания якобы все были подчинены цели уничтожить ведическое знание, что все ни сфальсифицированы, но извините, если бы так было на самом деле, то не существовало бы, ни Киевской Руси, не было бы нашей страны с её историей и богатой культурной традицией. Территории, по которым селились славянские мирные племена, захватили бы соседи и расселились там.

Ну что ж, предлагаю поподробнее рассмотреть источники. Для начала хотелось бы привести выдержку из Академического энциклопедического словаря славянской мифологии (подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН), который предлагает такое понимание жертвы:

« Жертва, жертвоприношение - в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд. Религиозным культом руководили жрецы, название которых в русском языке родственно слову «жертва». В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале Х века похороны знатного руса, на которых приносили в жертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в жертву наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 году жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припегале и другим богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказал о мученической смерти епископы Иоанна в земле балтийских славян в 1066 году: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Радегасту в своем культовом центре Ретре.

Ритуальное расчленение жертвы - характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира». Это - неплохое введение в понятие жертвы; но несколько удивляет оставление без комментария двух взаимоисключающих точек зрения: христианской (расчленение тела умершего - это преступление и святотатство) и языческой (расчленение тела - это сакральный акт).

Далее рассматриваются типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене, бадняке; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов. Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники. То есть, существовали всё-таки как кровавые, так и бескровные жертвоприношения у славян.

Неоязычкики часто цитируют и ссылаются на изыскания ученого археолога Б.А. Рыбакова , но вместе с тем совершенно упускают из виду то, что он писал о человеческих жертвоприношениях у древних славян. Процитирую отрывок из его монографии "Рождение Руси" :

Погребальные обряды славян сильно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельствам арабских путешественников, наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное убийство его жены. Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими раскопками курганов.

Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве....Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем, в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков....

Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день -- 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству....Рядом с Бабиной горой расположен на другом холме могильник с трупосожжениями и трупоположениями. Особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют 25% всех трупоположений. Предположение о ритуальном характере Бабиной горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют нас вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди на фомину неделю ("красная горка") писал: "Отселе (отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы младенецъ, ни смерть почести -- преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие"....Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и "Таверская деторезанья идолом от первенець"......Суммируя эти разрозненные и разновременные сведения, Бабину гору можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши, где в исключительных случаях (абсолютное количество младенческих захоронений невелико - их всего 6) происходило упомянутое Кириллом Туровским "идолослужение". Особых случаев в те времена было достаточно, так как весь этот участок Среднего Поднепровья был зоной сарматских набегов.

Информация к комментарию

Настя пишет:

" ... Таким образом, возникновение новой Православной культуры и традиции стало новым этапом развития сознания наших предков. Ну а возвращаться к исконному, жизни по заветам предков, полностью реконструируя прошлое древних славян, это значит и вернуться к тем понятиям и условиям выживаемости в суровом мире, в том числе и к человеческим жертвоприношениям. А это значит вернуть своё сознание на уровень каменного века. Конечно неоязычники не признают этого факта, а искажают историческое прошлое в выгодную для себя сторону, основываясь лишь только на своих источниках - САВ (Славяно - арийские веды) и Велесову книгу."

Согласен с подобными взглядами. Те люди, которые пропагандируют возврат язычества в Россию, думаю, хоть "чем - то", но изучали историю Руси и если так, то значит намеренно пытаются исказить нашу историю, пытаясь выкинуть временную летопись из нашей жизни. Скоро договорятся, что не было ВОВ - (война 41-1945 года) и многие "умники" уже пытаются скрыть этот факт. Подтверждением тому, являются многочисленные опросы населения в различных странах, где уже не знают о факте существования Великой Отечественной Войны. Значит удается скрывать сии факты? Значит добиваются своих целей?

Полным ходом, кстати она и не прекращалась, идет борьба с Православием. Специально камуфлируются факты о жертвоприношениях при существовании язычества, о войнах, которые были всегда и во всех странах, пропагандируя, что на Руси войн не было, видимо имеют ввиду в древней языческой Руси, когда государства не было, но если не было государства, то о какой Руси можно вести разговор? О княжествах? Но так это были княжества, а не единое государство. Там не было войн? А кто же тогда защищался от захвата территорий и сам захватывал их. Кот Васька? Кстати, войны и по сей день не прекращаются. Украина - это не Русь? Это бывшая Киевская Русь, - разве не так? Может быть там сейчас тихо и спокойно? Нет распрей там, не убивают друг друга? Что на деле происходит? Убивают друг друга - власть душит свой же народ. Разве ранее подобного не было? Были на территории Руси войны, они и сейчас продолжаются и никуда не исчезали.

Противники Православия хотят навязать массовый психоз о превосходстве язычества над всеми видами религий, а ведь объединение Руси произошло не под знаменами Треглава или бога Перуна и не при читке Велесовой книги или вымышленных табличек славяно - арийских вед, а происходило под знаменами Спаса нерукотворного. Православие сыграло огромную роль в объединении Руси и в то же время наша вера взяла самое лучшее из традиций и жизненных устоев язычества, которые сохранились и по сей день.

Православие является более развитым религиозном учением, нежели язычество. То есть, одно перетекло в другое, максимально, при этом, сохранив все самое замечательное и положительное, которое существовало в язычестве. Глупо было бы считать, что язычество вытравлено из населения Руси - нет нет и еще раз нет. Все самое лучшее сохранилось и живет в нас и ныне. По сей день идут распри нашей веры с западным Христианством - Католицизмом и наше Православие его не признает в той мере, в которой нам пытаются его навязать.

Можно смело сказать что наше Православие уникально и оно достойно называться уникальной религией.

Что бы было понятно всем о чем идет речь, давайте посмотрим фильм по этой ссылке http://www.youtube.com/watch?v=PpNb84e-AHc Разговор не закончен и будет продолжен в следующих статьях...


Часто звучит такая мысль, что человеческое общество, лишенное своего прошлого становится ведомым в любую, угодную заинтересованной в этом силе, сторону. Становится обществом рабов, не осознавая этого. Полагаю, что именно этим методом сознательно и пользуются, те кто усиленно пропагандирует возвращение к язычеству. А именно стремятся выбить под нами прочную основу, определяющую жизнестойкость, сплоченность, на протяжении многих веков, настоящую русскую народную духовную культуру - Православие, (которое согласна с masterrom-ой на все 100 % состоит из того Христианства, что пришло к нам из Византии, отличающегося от изменившегося западного и самых лучших общечеловеческих ценностей, существовавших у наших предков в период язычества). И намерены они заменить эту основу эфемерной, построенной на лжи, разбавленной, конечно, и правильными утверждениями, иначе обман будет виден сразу. Ну а если нет основы, духовного стержня, то со страной и его народом можно делать что угодно, например стравливать людей между собой, устраивая гражданские войны, доводя общество государство до развала.

Согласна, что эту тему необходимо продолжать в следующих статьях.


Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко
. Тут нужно учитывать 2 момента.

Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб.

Во-вторых , те, кто понимает, что кровавые требы были, просто не говорит об этом в слух. Но этот сложный вопрос придётся осветить. До нас это уже сделано многими авторами. Поэтому не ставим себе в задачу дать хронологию, или заявить о проблеме.

Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений .

Существует 2 вида жертвоприношений, условно мы их поделим на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи и т.п. Не человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб и т.п.

Если говорить о человеческих жертвоприношениях, можно выделить 3 типа жертвоприношений .

Добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая.

Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения (кремации) удостаивались только язычники, христиан могли закалывать или разрубать на части. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане, как иноверцы, не могли удостоиться такого вида жертвоприношения.

Так же хотелось бы задаться вопросом. Является ли жертвоприношением добровольное умерщвление жены умершего славянина? По ходу работы попытаемся разобраться в этих вопросах.

Человеческие жертвоприношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много.

Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян ».

Экономическая основа жизни славянства - земледелие - наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю, большинство обрядовых празднеств отражало определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты были основными языческими жертвоприношениями.

Но, с 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Правда указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи ». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я! ». Так же, не заметно принудительных коннотаций. На добровольность указывает и Ибн Мискавейх описывая поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то «слугу его, если он любил его, согласно их обычаю (хоронили вместе)».

На наш взгляд, приписка этих похоронных обрядов к жертвоприношениям крайне условно. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено в ментальности. Да, если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет, безусловно, жертвенную окраску. Но, предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, и это не рассматривалась как жертва . Более уместным будет отнести это к похоронной традиции, и собственно, вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве ».

Немецкие хронисты и в частности, Титмар Мерзебургский говорит, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей». Вот только остаётся непонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было ли в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью, по источнику не понятно.

Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, которые не поддаются опровержению встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике».

По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам ». Свянтовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» ...

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.

Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.

Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение.

Но, есть мнения, что кости и некоторые трупы нельзя дифференцировать как жертвоприношения ввиду слабых контекстуальных привязок. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. И волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало несколько похоронных обычаем Это и захоронение в позе эмбриона, и трупосожжении, и трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Несколько видов могли перекликаться в одну эпоху, поэтому то что считается насильственной смертью, может быть и обряд похорон. Но, всё это нам не даёт право исключить жертвоприношения у славян. Оно было, но уже с 6 века это было не повсеместно, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству, рудиментально это закрепилось вплоть до 19 века.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что скорее всего, в жертву всё же приносили христиан.

Вопросы, касательно жертвоприношений у славян далеко не все изучены. И есть множество их интерпретаций. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян. Но это совершенно не говорит о их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев.

О диких повадках и жестокости славян в сети море статей. Приводятся выдержки из записей заморских путешественников, ссылки на труды историков.
Почитаешь такие подборки и волосы дыбом. Упыри, недочеловеки, варвары. Активнее всего обсасывается тема ужасных жертвоприношений.

А ведь "Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников".

Так, что же за источники такие, говорящие об обратном?

Ибн Русте, о знахарях и обряде погребения, начало 10-го века

"Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении".

Что можно сказать об этом парне, Русте? Да, смотрите сами - вот что он еще пишет о России:

"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги".

Это о ком вообще? В сочинениях Руста много путаницы, возможно, что-то и правда, но кто возьмет на себя право отделять зерна от плевел? Уж Россия то, точно не на озере окруженная озером. Стоит-ли безприкословно верить подобному источнику?

Аль-Бекри, об обряде погребения, начало 11-го века

"А когда одна из них утверждала что она его любила, то она (по его смерти) прикрепляет веревку, поднимается к ней на стуле, крепко обвязывает себе ею шею; затем вытаскивается из под нее стул и она остается повешенной, болтаясь, пока не умрет. Затем ее сожигают и так она соединяется с мужем".

И это приводится как пример жертвоприношения славян? Жена не может без мужа, свет ей не мил, сама вешается. Такой пример славянских зверств?
Ну не знаю!

Ал-Масуди, об обряде погребения, середина 10-го века

"Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…"

Надо тут понимать, что Ал-Масуди не в России и нигде поблизости, а в Хазарии. Есть, кстати, такие мнения, что Хазарий с хазарами никаких никогда небыло. Не знаю, не могу судить, но то, что в неком чужом городе, жили какие-то то-ли славяне то-ли русы то-ли индусы еще не о чем не говорит.

Н.М. Карамзин. История государства Российского

"... обагряли свои требища кровию Христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется Христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества"

У Карамзина много жути про славян древних понаписано. А давайте, лапшу с ушей снимем, и попытаемся посмотреть на труд великий сей Кара-Мурзы о котором писательница Жермене де Сталь в своей записной книжке оставила такие слова:

«Сухой француз – вот и всё».

Итак, коротенькая справка, ведь мы не только должны знать свою историю. Нужно сначала разобраться, кто и как эту историю создаёт. В 1803 году император Александр I назначил Карамзина придворным историографом с жалованием две тысячи рублей в год. 6 июня Карамзин пишет своему брату Василию Михайловичу: «Хотелось бы мне приняться за труд важнейший, за русскую историю, чтобы оставить по себе отечеству недурный монумент». Монумент он хочет более всего а не правды. Русская история Карамзиным пишется на материалах, которые пропитаны неприязнью и ненавистью ко всему русскому. Карамзин никогда не относился к русской старине и святыне уважительно. Карамзин заботился только о прославлении своего имени. В предисловии к «Истории» Карамзин пишет:

«И вымыслы нравятся. Но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина»

– фраза, которая многое объясняет.

От Истории государства Российского даже после ее издания не все были в восторге как принято считать.

8 июня 1818 г. Арцыбашев в письме к Д.И. Языкову выражает своё впечатление от знакомства с книгой Карамзина:

«Третьего дня получил я «Историю» Карамзина, разрезал листы её с жадностью и принялся читать со вниманием. Что ж представилось глазам моим? Ей-ей, не верю ещё до сих пор сам себе – безобразное смешение посторонщины, недоказательности, безразборности, болтливости и преглупейшей догадочности!..

Тщетно целый век учёные старались очистить историю русскую от нелепостей! Является дурачина и вводит их ещё в большем свете… Вот тебе историограф и давно ожиданная история! Читай, народ русский, и утешайся!.. Что подумают о нас народы просвещённые, когда с критикой прочтут её? По милости старой ключницы, которая, сидя на печи, давила тараканов и всенародно рассказывала глупые сказки, сочтут и нас сказочниками. У меня сердце кровью обливается, когда я об этом подумаю».

Так, может давайте мы, потомки, и будем этим "народом просвященным"?

Гельмольд. Славянская хроника (XII в.) Пер. А.В. Разумовской.

"Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят жертвы свои волами и овцами, а многие и людьми - христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особое наслаждение их богам.<...>
Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему (богу Святовиту) в жертву человека - христианина, на какого укажет жребий."

Гельмонд писал про неких полабских славянах, племенах, населявших приблизительно с конца 6 в. до середины 13 в. н. э. территории от устья р. Эльбы и до Балтийского моря на севере. Монах, писал больше про те народы которые сйчас завуться немцами, поляками, сербами. Что там за орды голожопых дикарей тогда бегала, сложно сказать. Удачный прпимер среднестатистического славянина? Очередная страшилка про язычников, не более.

Титмар Мерзебургский “Хроники” (XI век)

"Сколько в той стране (славян) областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город (капище) пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных".

Титмар этот не просто Титмар. Епископ Мерзебургский. Продолжать?

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.

"В 1925 г. в Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как в старь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди, Настюшка. Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти"."

А вот это уже вполне могло быть, кто спорит. Дурков-же везде хватает. Да и 1925 год. Стоит ли из этого говорить о зверстве славян в целом?

Ну и казалось бы, самое неосопримый пример, источник несомненный и достоверный:

М.В. Ломоносов.
Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года

"Нередко сему идолу приношены были в жертву христианские пленники, которых садили верхом на лошадях во всей их сбруе. Лошадь четыреми ногами привязывали к четырем сваям и, под поставленные по обеим сторонам костры дров подложив огонь, сожигали живых коня и всадника. Другим идолам своим, Прову или Прону, Сиве, Радегасту, приносили тогда жившие славяне кровавую жертву людей христианских. По заклании оных прикушивал жрец крови, от чего уповали силы и действия к предсказанию. Когда жертва совершилась, начинался жертвенный пир с музыкою и плясанием. Злым богам приносили кровавую жертву и печальное моление, также и страшные клятвы, добрым - веселие, игры и радостные пирования".

С изданием "Российской истории" Ломоносова как и у Татищева - не все гладко. Книга вышла в печать только через несколько лет после смерти Ломоносова. Что в ней правда - что нет, о том спорят многие и не первый год.

Из википедии

Крайне скудны сведения о человеческих жертвоприношениях у славян. Из летописей известно, что 11 июня 978 г. святой Владимир I Святославич «сел на столе отца своего в Киеве» и решил вознести благодарение богам, совершив человеческие жертвоприношения. Жертвами его усердия к язычеству, видимо, пали Феодор-варяг и Иоанн, мученики. Параллели предпринятой Владимиром реформы языческого культа, если и имеются, то у скандинавских народов.

"Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников".

И, напоследок:

Современный человек, оторванный от сельского быта, не понимает смысла фразы: "такой-то царь по этому случаю принес в жертву 200 быков!". Современный человек думает, что смысл заключался в том, что этот некто в угоду богам взял, да и лишил жизнь аж 200 невинных коров! Но суть-то в том, что этот некто устроил огромный пир, посвященный богам, и накормил этими быками свое войско. Смысл был не в лишении жизни или кровопролитии, но в самой совместной трапезе, на которой мистическим образом присутствовали и боги.

Судить о древних обычиях нельзя влоб, веря безприкословно записям заезжих иностранцев да монахов.
Надо рассматривать вопрос вцелом, на основе древнего мировозрения славян прежде всего.

Ну а верить сказкам о сташных обычиях человеческих жертвоприношений у славян - это личное дело каждого.

Один из самых распространённых мифов, придуманных некогда про славянскую веру - это миф о её крайней жестокости и кровожадности.

Считается, что человеческие жертвоприношения были для наших предков делом обычным, причём совершались они на глазах у всей разношерстной публики, посетившей в праздничный день капище: на убийство человека-де смотрели и женщины, и дети, и сумасшедшие, и люди с ослабленной психикой.

Для христианской церкви, очень жёстко соперничавшей с родной верой славян, сочинение подобных мифов имело вполне прикладное значение.

Разве имеет право на жизнь религия, где волхвы - профессиональные убийцы, а верующие - невольные их сообщники? Конечно, нет!

Остаётся только изобразить славянскую веру таковой и заставить народ в это поверить.

Один из самых надёжных, по мнению церкви и официальной науки, источников, якобы подтверждающих, что у славян были распространены ритуальные убийства людей - древнерусские летописи.

Но так ли уж серьёзны их свидетельства?

О человеческих жертвоприношениях наши летописи упоминают дважды.

«Повесть Временных Лет» рассказывает, что в 980 году князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором... И приносили им жертвы, и приводили своих сыновей и дочерей, и осквернилась кровью земля Русская и холм тот», а три года спустя, по свидетельству той же летописи, киевляне решили во что бы то ни стало «зарезать в жертву богам» молодого варяжского юношу: когда его отец отказался отдать своего сына «бесам», киевляне «кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

В первом случае летописец говорит, что Русская земля осквернилась кровью: если бы ритуальные убийства совершались часто и последовательно, оскверняться на Русской земле, по логике летописи, было бы уже нечему.

Как справедливо заметил С. Лесной в своей книге «Откуда ты, Русь?», «если бы до Владимира существовали человеческие жертвоприношения, то нечего было об этом летописцу писать и негодовать: дело было бы обычное; на деле же подчёркнуто, что именно с Владимира земля Русская осквернилась кровью людей, принесённых в жертву» .

Впрочем, неизвестно, говорил ли вообще летописец о собственно человеческих жертвоприношениях - если наши предки приводили на капище своих сыновей и дочерей (как буддисты водят своих детей в храмы, мусульмане - в мечети и т.п.), то это ещё совсем не значит, что их там непременно убивали, а касаемо того, что, как говорит летопись, «преблагой Бог не захотел гибели грешников» - здесь речь идёт, очевидно, о духовной смерти: христианские «просветители», как известно, были почему-то уверены, что они одни обладают некой «божественной истиной», а все остальные, Богом якобы отвергнутые, глупы, слепы и нравственно разлагаются.

Что касается убийства варягов - разве можно назвать преступление, совершенное буйной толпой, религиозным жертвоприношением?

Летописец не упоминает о присутствии при этом злодеянии ни волхвов, ни жрецов, совершалось оно, слава Богам, вовсе не на капище, да и религиозным ритуалом произошедшее назвать язык не поворачивается.

Интересно, что киевлянам захотелось убить юношу-варяга не абы когда, а именно после того, как князь Владимир «победил ятвягов, и завоевал их землю».

По всей видимости, в жителях Киева взыграли патриотические чувства и зачесались руки, а отношения с варягами, и, тем паче христианами, были тогда крайне напряжёнными.

Выходит, варяги просто-напросто попали под горячую руку, причём, варяг-отец кажется, сделал всё возможное, чтобы толпа не угомонилась, буйствовала как можно дольше и с максимально возможным количеством жертв и разрушений: глумился над славянскими Богами, как только мог.

Древнерусские летописи ничего не говорят о традиции человеческих жертвоприношений на Руси, даже наоборот: ритуальное убийство человека (если таковые и совершались) было событием «сверхнетрадиционным», событием государственного масштаба.

Вообще, если приглядеться ко всем признаваемым официальной наукой источникам, уверяющим, что принесение людей в жертву Богам было у славян достаточно распространённым явлением, можно заметить одну общую деталь: их авторы относились к нашим предкам и их религии с громадным предубеждением и старались перещеголять друг друга по количеству и качеству поклёпов на славянскую веру.

Яркий пример подобного «идеологического летописания» приводит Б.А. Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси»:

«...Там, где Григорий Богослов говорит о человеческих жертвах у крымских тавров, он употребляет слово enoktonia, т.е. ритуальное убийство иноземцев, а русский автор заменил его “деторезаньем”, т.е. принесением в жертву младенцев» .

Увы, трудно не согласиться с фразой из решения Синода от 1734 года: «Летописи полны лжи и позорят русский народ».

Славян пытались оклеветать даже те народы, у которых на этот счёт, мягко говоря, рыльце в пушку.

Ни у кого, например, не вызывает сомнений, что у греков человеческие жертвоприношения были в ходу и приняли вид вполне устоявшегося обычая, но это не мешает современной западной цивилизации считать себя наследницей античной культуры, и, мало того, этим гордиться.

В случае же со славянами ситуация совершенно обратная: традиционность принесения людей в жертву совершенно не доказана, но малейшее упоминание о том, что, вероятно наши предки всё-таки приносили людей в жертву, вызывает целую бурю эмоций у «ревнителей национальной чести», которые уже давно предлагают забыть славянскую веру и вообще древнюю «дикую» историю русского народа, как страшный сон.

Хотя, если проявить к славянской вере немного положительного внимания, то можно заметить, что не так уж и страшен чёрт, как его малюют.

В то время, как греки на праздник Аполлона, проводившийся в начале июня, выбирали двух людей (юношу и девушку), вешали им на шеи гирлянды смоквы, заставляли бегать под звук флейт вокруг города, а потом сжигали их вымотавшихся на костре и бросали прах в море, - славяне шили на Купалу две куколки, мужскую и женскую, и символически бросали их в купальский костёр, не нарушая праздничного настроения и оставляя людям светлые, добрые впечатления о прошедшем торжестве.

Да и как, собственно, может быть по-другому со славянским отношением к человеческой жизни?

Узнать, каким было это самое отношение к человеку, можно, например, прочитав Влескнигу (ВК) - единственный по-настоящему независимый источник, рассказывающий о жертвоприношениях в славянской вере (справедливости ради нужно заметить, что споры о подлинности ВК в России почти утихли, а в прочих странах прекратились уже давно).

Влескнига говорит, воспроизводя послание Сварога Арию, древнему предводителю славян: «Сотворю вас от перстов моих. И будет говориться, что [вы] есте сыны Истварега. И станете сынами Иствареговыми и будете как дети Мои, и Дажьде будет Отец ваш» .

Неужто наши предки думали, что люди - потомки Богов и, одновременно, что ритуальное убийство человека, Дажьбожьего внука, может благотворно сказаться на отношениях с божественным миром? Верится с трудом.

К тому же, не зря сказано, что славяне сотворены от перстов Сварога, Творца: человек в славянской вере - не временный гость в явленном мире и не божий раб, а непременный соучастник бесконечного творения Вселенной, соратник Богов и их помощник: опять-таки, приносить человека в жертву крайне неразумно.

«Есть у нас истинная вера, - сказано в ВК, - которая не требует человеческой жертвы. А то делается у ворягов, которые поистине, всегда совершавшие её, именовали Перуна Паркуном, и тому жертву творили. Нам же следует полевую жертву давать...

Так во всяком случае, что Греци начнут говорить о нас, что мы приносим людей в жертву - а то лживая речь, и нет такого на самом деле, и у нас другие обычаи. А тот, кто хочет повредить другим, говорит недоброе» .

Конечно, у славян всегда были есть и будут враги, говорящие недоброе: обидно не это, обидно, что наш народ постепенно к этому привык и начал соглашаться с клеветой, со всех сторон на него льющейся.

1. Сергей Лесной, «Откуда ты, Русь?»: Ростов-на-Дону, Донское слово, 1995 г.
2. Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси». - М., 1987.
3. Влескнига III. Исходные тексты, буквальный перевод. Пер. с древнерусского, подготовка древнего текста: Н.В. Слатин. - Омск, 2005. - С. 123.
4. Там же. - С. 39.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия