11.07.2021

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история, традиции, как праздновать. Усекновение главы иоанна предтечи, верного до конца Праздник усекновение главы иоанна предтечи


Усекновение главы Иоанна Предтечи - праздник в честь мученической смерти Крестителя Иисуса Христа и проповедника слова Божьего, подготовившего людей к приходу Спасителя.

Ежегодно 11 сентября верующие люди в скорби вспоминают день расставания святого с этим миром. Казалось бы, в день казни зло восторжествовало, проповедник пал. Так почему же это событие считается праздником? Ответ на удивление прост. Мученическая смерть подытожила жизнь Иоанна Предтечи. Несокрушимая вера Крестителя Господня совершила подвиг сама за себя.

Церковь учит, что все, кто погиб за Христа, за добро, справедливость и правду, погибли не зря. Жизнь, отданная в мучениях во имя истинны, есть великая жертвенность, выказывающая любовь. Казнь Иоанна Предтечи лишь укрепила его проповеди, его идеалы. Он оставил после себя легенду, о которой мы помним до сих пор.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — удивительный праздник, в котором есть место как скорби, так и радости. Избранник Божий прожил счастливую жизнь и воссоединился с Господом 11 сентября. Эта памятная дата должна внушать надежду, что, хоть жизненный путь тернист и сложен, истинная вера всегда будет вашей путеводной звездой. Пусть ваша вера крепнет день ото дня. Мы желаем вам единства в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.09.2017 05:01

Во время Великого поста каждый верующий стремится к очищению души. Ежедневные молитвы после пробуждения помогут...

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи...

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанн Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:


Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!

Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.





Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите его, вси людие.



Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи,мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

11 сентября 2017: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

11 сен-тяб-ря Цер-ковь празд-ну-ет Усек-но-ве-ние гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на. День му-че-ни-че-ской смер-ти «ве-ли-чай-ше-го из рож-ден-ных же-на-ми» опи-сан еван-ге-ли-ста-ми Мат-фе-ем () и Мар-ком (). Что про-изо-шло с Иро-дом по-том? Где на-хо-дит-ся се-го-дня гла-ва свя-то-го? По-че-му по-стить-ся в этот день - это зна-чит стать сво-бод-нее от раб-ства удо-воль-стви-ям?

По-сле смер-ти Иро-да Ве-ли-ко-го рим-ляне по-де-ли-ли тер-ри-то-рию Па-ле-сти-ны на че-ты-ре ча-сти, на-зна-чив в каж-дую из них пра-ви-те-ля из сво-их став-лен-ни-ков. Ирод Ан-ти-па по-лу-чил от им-пе-ра-то-ра Ав-гу-ста Га-ли-лею в свое управ-ле-ние. Иоанн Кре-сти-тель об-ли-чал Чет-ве-ро-власт-ни-ка в том, что он, оста-вив свою за-кон-ную же-ну (дочь ара-вий-ско-го ца-ря Аре-фы), неза-кон-но со-жи-тель-ство-вал с Иро-ди-а-дой, же-ной сво-е-го род-но-го бра-та Филип-па. За это Ирод за-клю-чил свя-то-го в тем-ни-цу. Неко-то-рые ис-то-ри-ки утвер-жда-ют, что Ирод сде-лал это не столь-ко из-за зло-бы на Иоан-на Кре-сти-те-ля, сколь-ко по-то-му, что же-лал за-щи-тить его от сво-ей воз-люб-лен-ной, зная ее мсти-тель-ный нрав. Иро-ди-а-да бы-ла чрез-вы-чай-но зла на про-ро-ка.

Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи про-изо-шло во вре-мя пи-ра в честь дня рож-де-ния Иро-да, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ли вель-мо-жи, ста-рей-ши-ны и ты-ся-че-на-чаль-ни-ки. Дочь Иро-ди-а-ды Са-ло-мия (Са-ло-мея) тан-це-ва-ла пе-ред го-стя-ми, рас-по-ло-жив тем са-мым к се-бе Иро-да, ко-то-рый по-клял-ся дать ей все, что она ни по-про-сит - хо-тя бы да-же и по-ло-ви-ну сво-е-го цар-ства. По на-го-во-ру сво-ей ма-те-ри Иро-ди-а-ды, у ко-то-рой по-яви-лась воз-мож-ность ото-мстить свя-то-му Иоан-ну и на-все-гда из-ба-вить-ся от упре-ков и об-ли-че-ний, Са-ло-мея по-про-сил дать ей го-ло-ву Иоан-на Кре-сти-те-ля и при-не-сти ее на блю-де. Ирод сму-тил-ся, так как бо-ял-ся гне-ва Бо-жия за убий-ство про-ро-ка, а так-же на-род-но-го гне-ва, по-сколь-ку Пред-те-ча был лю-бим жи-те-ля-ми Га-ли-леи. При этом из Еван-ге-лий из-вест-но, что Ирод во мно-гом слу-шал свя-то-го Иоан-на и по-сту-пал по его сло-вам - но, как пи-шет свт. Иоанн Зла-то-уст, пра-ви-тель «цар-ство-вал над удо-воль-стви-я-ми, вер-нее, был ра-бом удо-воль-ствий». Зла-то-уст по-ла-га-ет, что, ско-рее все-го, клят-вой Ирод при-крыл-ся, как бла-го-вид-ным пред-ло-гом - на са-мом же де-ле, ис-тин-ной при-чи-ной его по-ступ-ка бы-ла бо-язнь по-те-рять Иро-ди-а-ду.

И он сдер-жи-ва-ет свою клят-ву, дан-ную в при-сут-ствии вы-со-ких го-стей: он от-да-ет со-от-вет-ству-ю-щий при-каз - и про-ис-хо-дит Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, со-глас-но ко-то-ро-му уста мерт-вой гла-вы про-ро-ка по-преж-не-му про-дол-жа-ли об-ли-чать пра-ви-те-ля: «Ирод, не долж-но те-бе иметь же-ну Филип-па, бра-та тво-е-го». По-сле это-го Са-ло-мия в яро-сти ис-ко-ло-ла язык про-ро-ка иг-лой и за-ко-па-ла гла-ву Кре-сти-те-ля в нечи-стом ме-сте.

Ирод про-дол-жал пра-вить неко-то-рое вре-мя по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - еван-гель-ская ис-то-рия сви-де-тель-ству-ет о том, что Пон-тий Пи-лат по-сы-лал к нему свя-зан-но-го Иису-са Хри-ста ().

Даль-ней-шая судь-ба Иро-да и Иро-ди-а-ды сло-жи-лась пе-чаль-но. Лю-бов-ни-ки бо-я-лись, что свя-той Иоанн вос-креснет из мерт-вых, а Ирод, ко-гда на-чал про-по-ве-до-вать Иисус Хри-стос, ужас-нул-ся это-му, ска-зав: «это Иоанн Кре-сти-тель; он вос-крес из мерт-вых, и по-то-му чу-де-са де-ла-ют-ся им».

По про-ше-ствии вре-ме-ни по-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, Са-ло-мия, пе-ре-хо-дя зи-мой по льду ре-ку Си-ко-рис, про-ва-ли-лась под во-ду и лед сда-вил ее та-ким об-ра-зом, что го-ло-ва на-хо-ди-лась на по-верх-но-сти, а те-ло - в ле-дя-ной во-де. Она тщет-но пы-та-лась вы-брать-ся, но это ей не уда-ва-лось - так про-дол-жа-лось до тех пор, по-ка ост-рые глы-бы не пе-ре-ре-за-ли ее шею. Те-ло Са-ло-мии не на-шли, а го-ло-ву при-нес-ли Иро-ду с Иро-ди-а-дой, по-доб-но то-му, как неко-гда при-нес-ли гла-ву Иоан-на Пред-те-чи. Усек-но-ве-ние гла-вы Иоан-на Пред-те-чи от-ра-зи-лось и на судь-бе са-мо-го Иро-да - в от-мест-ку за бес-че-стие сво-ей до-че-ри, ара-вий-ский царь Аре-фа на-пра-вил свои вой-ска про-тив него. Ирод по-тер-пел по-ра-же-ние и по этой при-чине раз-гне-вал рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Ка-ли-гу-лу. Он был со-слан вме-сте с Иро-ди-а-дой в за-то-че-ние в Гал-лию, а за-тем - в Ис-па-нию.

По-сле Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, его уче-ни-ки по-греб-ли те-ло свя-то-го в Са-ма-рян-ском го-ро-де Се-ва-стии. Свя-тая гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля бы-ла най-де-на и по-гре-бе-на в со-су-де на Еле-он-ской го-ре. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия раз-ви-ва-лись сле-ду-ю-щим об-ра-зом: один по-движ-ник ко-пал ров для ос-но-ва-ния хра-ма, на-шел свя-ты-ню и хра-нил ее у се-бя. А пе-ред сво-ей смер-тью, опа-са-ясь, что свя-ты-ня мо-жет быть по-ру-га-на, скрыл ее в зем-ле в том же са-мом ме-сте, где и об-на-ру-жил.

В 452-м го-ду про-рок ука-зал в ви-де-нии ме-сто со-кры-тия сво-ей гла-вы - и она бы-ла вновь об-ре-те-на, по-сле че-го ее пе-ре-нес-ли в Емес-су, за-тем - в Кон-стан-ти-но-поль. В па-мять это-го уста-нов-лен еще один празд-ник, нераз-рыв-но со-пря-жен-ный с Усек-но-ве-ни-ем гла-вы Иоан-на Пред-те-чи - об-ре-те-ние его чест-ной гла-вы. Празд-ник пер-во-го и вто-ро-го чу-дес-но-го об-ре-те-ния от-ме-ча-ет-ся Цер-ко-вью 8 мар-та (24 фев-ра-ля ста-ро-го сти-ля).

Во вре-ме-на ико-но-бор-че-ских го-не-ний гла-ва бы-ла вы-ве-зе-на в Ко-ма-ны (Аб-ха-зия), из-вест-ном как ме-сто ссыл-ки и кон-чи-ны свт. Иоан-на Зла-то-уста, и спря-та-на в зем-ле. По-сле вос-ста-нов-ле-ния ико-но-по-чи-та-ния св. пат-ри-ар-ху Иг-на-тию но-чью во вре-мя мо-лит-вы бы-ло ука-за-но ме-сто, где хра-нит-ся чест-ная гла-ва. Та-ким об-ра-зом свя-ты-ня бы-ла об-ре-те-на вновь. Это со-бы-тие празд-ну-ет-ся 7 июня (25 мая) как Тре-тье об-ре-те-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи

День стро-го-го по-ста

Усек-но-ве-ние гла-вы св. Иоан-на Пред-те-чи от-ме-ча-ет-ся 11 сен-тяб-ря (29 ав-гу-ста). Мит-ро-по-лит Су-рож-ский Ан-то-ний в од-ной из про-по-ве-дей так трак-ту-ет тот факт, что Усек-но-ве-ние гла-вы свя-то-го (то есть на-силь-ствен-ное убий-ство) - яв-ля-ет-ся имен-но празд-ни-ком:

«Се-го-дня мы празд-ну-ем день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи… Сло-во "празд-но-вать" мы при-вык-ли по-ни-мать как ра-дость, но оно же зна-чит "оста-вать-ся без де-ла", а без де-ла мож-но оста-вать-ся, по-то-му что за-хлестнет ду-шу ра-дость и уже де-ла нет до обыч-ных дел, а мо-жет это слу-чить-ся по-то-му, что ру-ки опу-сти-лись от го-ря или от ужа-са. И вот та-ков се-го-дняш-ний празд-ник: за что возь-мешь-ся пе-ред ли-цом то-го, о чем мы слы-ша-ли се-го-дня в Еван-ге-лии?»

По-это-му в день Усек-но-ве-ния преду-смот-рен стро-гий пост, во вре-мя ко-то-ро-го не упо-треб-ля-ет-ся в пи-щу мя-со, мо-лоч-ные про-дук-ты, ры-ба. «Не бу-дем мы со-общ-ни-ка-ми чре-во-уго-дия Иро-да», - го-во-рит Ти-пи-кон. Устав по-яс-ня-ет, как пра-виль-но от-но-сить-ся к это-му празд-ни-ку:

«Бу-дем есть мя-со или дру-гую изыс-кан-ную пи-щу? А Кре-сти-тель жил в без-вод-ной и бес-трав-ной пу-стыне — ни хле-ба не ел, ни дру-гой еды не имел. Ви-но пьем? А он не пил ни ви-на, ни дру-го-го пи-тья мир-ско-го. Сто-лом и одром его бы-ла зем-ля, вку-шал он толь-ко ак-ри-ды (струч-ки рож-ко-во-го де-ре-ва, по дру-гим ис-точ-ни-кам — род съе-доб-ной са-ран-чи) и ди-кий мед. Вме-сто ча-ши - при-горш-ни во-ды, те-ку-щей из кам-ня. По-это-му про-ве-дем этот день в по-сте и мо-лит-ве».

Пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи уста-нов-лен, ве-ро-ят-нее все-го, вме-сте с празд-ни-ком, на-ча-ло ко-то-ро-го от-но-сит-ся к пер-вым вре-ме-нам хри-сти-ан-ской Церк-ви. Древ-ность по-ста в этот день под-твер-жда-ет-ся уста-вом иеру-са-лим-ско-го мо-на-сты-ря прп. Сав-вы Освя-щен-но-го. В нем го-во-рит-ся, что пост в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи «за-ве-щан древни-ми свя-ты-ми от-ца-ми».

Не есть круг-лое - суе-ве-рие

От-но-си-тель-но празд-ни-ка Усек-но-ве-ния гла-вы Про-ро-ка, Пред-те-чи и Кре-сти-те-ля Гос-под-ня Иоан-на су-ще-ству-ет мас-са суе-ве-рий, не име-ю-щих от-но-ше-ния к су-ти по-чи-та-е-мо-го со-бы-тия. На-при-мер, что в этот день нель-зя ста-вить на стол ни-че-го круг-ло-го (ни блюд, ни та-ре-лок), нель-зя есть пи-щу круг-лой фор-мы (то есть - кар-то-фель, лук, яб-ло-ки, ар-бу-зы), ис-поль-зо-вать ру-бя-щие и ре-жу-щие пред-ме-ты. На-при-мер, по бе-ло-рус-ско-му по-ве-рью, свя-зан-но-му с днем Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи, в те-че-ние го-да го-ло-ва свя-то-го по-чти при-рас-та-ет об-рат-но, но как толь-ко лю-ди в этот день нач-нут ре-зать хлеб - сно-ва от-па-дет. У юж-ных сла-вян в день Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи стро-го со-блю-дал-ся за-прет на крас-ные пло-ды и на-пит-ки, так как счи-та-лось, что «это кровь свя-то-го Иоан-на». По-это-му в этот день не ели чер-но-го ви-но-гра-да, по-ми-до-ров и крас-но-го пер-ца.

Ра-зу-ме-ет-ся, эти суе-ве-рия рас-про-стра-ня-лись (и рас-про-стра-ня-ют-ся ино-гда до сих пор) сре-ди лю-дей ма-ло-цер-ков-ных и не име-ют ни-ка-ко-го ос-но-ва-ния в тра-ди-ци-ях Церк-ви от-но-си-тель-но дня празд-но-ва-ния Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи.

Где на-хо-дит-ся гла-ва св. Иоан-на Пред-те-чи

В ми-ре су-ще-ству-ет несколь-ко свя-тынь, непо-сред-ствен-но свя-зан-ных с со-бы-ти-я-ми Усек-но-ве-ния гла-вы Иоан-на Пред-те-чи. Это ча-сти-цы гла-вы свя-то-го Иоан-на Кре-сти-те-ля: пе-ред-няя часть гла-вы на-хо-дит-ся в ка-то-ли-че-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в го-ро-де Амье-на (Ита-лия), часть гла-вы хра-нит-ся в Лав-ре свя-ти-те-ля Афа-на-сия Ве-ли-ко-го на Афоне, а гроб-ни-ца про-ро-ка с ча-стью его гла-вы на-хо-дит-ся в ме-че-ти Омай-я-дов в Да-мас-ке. На ме-сте об-ре-те-ния гла-вы Иоан-на Кре-сти-те-ля - Еле-он, го-ры Воз-не-се-ния в Иеру-са-ли-ме - на тер-ри-то-рии рус-ско-го Спа-со-Воз-не-сен-ско-го мо-на-сты-ря по-стро-е-на ча-сов-ня в па-мять это-го со-бы-тия, а ме-сто об-ре-те-ния от-ме-че-но углуб-ле-ни-ем в мо-за-ич-ном по-лу.

В Москве ча-сти-цы мо-щей св. Иоан-на Пред-те-чи на-хо-дят-ся в несколь-ких хра-мах. На-при-мер, в Иоан-но-Пред-те-чен-ском жен-ском мо-на-сты-ре и хра-ме Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри в Ви-но-гра-до-во.

Под-го-то-вил: Дмит-рий Бо-ри-сов

11 сентября усекновение главы пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна – скорбный день для всего православного народа. Почти 2 тысячелетия назад по приказу правителя Галилеи – Ирода Антипа, был обезглавлен Иоанн Предтеча.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

История этого праздника началась давно и дошла до нас через Святое Писание. Правивший в то время царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата. Почитаемый и любимый народом Иоанн при людно указывал ему на безнравственное поведение. Царь, опасаясь народного гнева, не трогал Иоанна, но и не прислушивался к его словам относительно своей сожительницы Иродиады. Последняя же люто ненавидела Пророка. Уговорами она склонила Ироды бросить Крестителя в темницу. Но она не удовлетворила свое греховное желание, поскольку желала Иоанну смерти. И ей представился удобный случай на пире в честь дня рождения Ирода. Ее дочь Саломия откровенным танцем покорила Ирода, и тот обещал выполнить любую ее просьбу. Будучи в растерянности, она побежала к матери посоветоваться. Мать изъявила желание видеть отсеченную главу Пророка на блюде. Желание царь выполнил, что повлекло мученическую смерть невинного человека. Эту скорбную дату православные христиане отмечают до сих пор.


В народе существуют поверья, что в этот день запрещено вкушать еду округлой формы – картофель, помидоры, яблоки. Эти продукты символизируют главу Иоанна, поэтому ослушание будет означать надругательство над святыней. Однако эти суеверия являются всего лишь наивно-символическими представлениями народа и никакого подтверждения в Священном Писании не находят. То же самое касается и запрета на использование рубящих и режущих предметов.

А от чего нужно воздержаться 11 сентября на самом деле? Иоанн Предтеча был благочестивым и глубоко верующим человеком, он проповедовал смирение, любовь к ближним. Его учения были предпосылкой для появления Мессии. Пророк Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан, имел множество учеников и последователей. В память о мученической смерти Крестителя церковью установлен строгий пост. Из пищи следует исключить все мясные продукты, рыбу и молоко. Также запрещается употреблять алкоголь в любом виде. Эти ограничения призваны не только почтить память Пророка, который проводил много времени, молясь в пустыне, но и напомнить роду человеческому о грехе невоздержания, о том, какие непоправимые последствия он может причинить.

Также в этот день нельзя ссориться с близкими, друзьями и родными. Даже мысли должны быть светлыми и добрыми. Надо постараться избавить свою душу от ненависти и злобы.


Этот день называют праздником. Но не в том смысле, что нужно радоваться и веселиться, а праздновать, то есть ничего не делать. Это день нужно провести, отложив повседневные дела и заботы, освободив голову для молитв и праведных мыслей.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия