05.12.2021

У меня не хватает силы воли соблюдать пост. Что же делать? Великий пост: как не навредить здоровью


Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» ().

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим» (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. : «Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить» и т.д, ().

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего».

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Господь (). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. «Когда вы постились… для Меня ли вы постились?»- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу «Пастырь Ерма»).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека».

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. :

«Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?»

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: «Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни».

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

«Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих».

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.
()

Покажите… в добродетели рассудительность.
()

Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя которую незаметно обращается во зло.
(Прот. )

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: «Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день».

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» ().

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ().

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой , употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть «хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» ().

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ().

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: «Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: «когда я немощен, тогда силен» ().
А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.
Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.
Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: «Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный».

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого «Граждане неба»: «Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу».

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

«Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста», – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. . В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Господь устами пророка отвечает им: «Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»» ().

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям» (). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения «правила» поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: «Милости хочу, а не жертвы» ().

Санкт-Петербург
2005

14 марта начался самый строгий и главный во всех православных и греко-католических церквях – Великий пост. Он продлится до 30 апреля, после чего сразу же наступит Пасха. Главный посыл для каждого верующего человека в эти дни – воздержание от пищи животного происхождения. Но диетологи и священнослужители в один голос твердят, что неподготовленный человек не должен с фанатизмом к этому подходить. Нельзя все дни поста провести в голодном и предобморочном состоянии. Чтобы Великий пост 2016 прошел удачно, следует употреблять продукты, помогающие избежать упадка сил.

Какие продукты нельзя, а какие можно есть во время Великого поста

Для начала давайте определимся, на какие продукты накладывается строгое табу во время Великого поста в 2016 году. В запретный список входят все продукты животного происхождения, а именно:

  • мясо любых животных;
  • рыба;
  • яйца;
  • молочные продукты.

Кроме этого, нельзя употреблять растительное масло, майонез и любые соусы с яйцами, выпечку, алкоголь и табак.

Великий пост 2016 питание – это всегда испытание, но, если грамотно составить меню, то чувство голода не будет вам досаждать, ведь можно налегать на:

  • овощи;
  • фрукты;
  • грибы;
  • орехи;
  • каши и бобовые.

По определенным дням можно немного масла, рыбы и алкоголя.

Чтобы получать необходимые витамины, добавляйте в блюда свежую или сушеную зелень, а также полезные и вкусные приправы.

Перечень продуктов от упадка сил

Итак, какие же продукты нужно употреблять, чтобы во время Великого поста в 2016 году чувствовать себя полным сил? Диетологи рекомендуют готовить:

  • Фасоль . Она содержит огромное количество белков, витаминов и минералов, которые прекрасно усваиваются человеческим организмом. Фасоль является идеальной альтернативой продуктам животного происхождения.

  • Оливки и оливковое масло . Несмотря на низкую калорийность оливок, их масляная структура помогает быстрому насыщению организма. Оливковое масло, в свою очередь, отлично справляется с защитой стенок желудка, компенсирует недостаток жиров, а также обладает обволакивающим действием, необходимым для успешной работы тракта.

  • Рыба . Можно есть два раза за время поста – на праздник Благовещения и на Вербное воскресенье. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью и приготовьте рыбу жирных сортов. Она пополнит ваш организм необходимыми аминокислотами, которые повысят его работоспособность.

  • Овсянка . Тот, кто привык кушать на завтрак овсянку, чувствует ее оздоровительный эффект. Она не только дает ощущение сытости, но и заряжает бодростью на весь день. Эта каша содержит в себе кальций, фосфор, витамин В1, дефицит которых может вызвать слабость и усталость.

  • Шпинат . Листья этого растения богаты витамином С, который отвечает за повышение иммунитета и сопротивляемость организма к инфекциям. Кроме этого, в шпинате много железа, являющегося средством в борьбе с усталостью.

  • Бананы . Этот продукт насыщен высокой концентрацией витамина В6, который стимулирует выработку «гормона радости» (серотонин). Он является великолепным источником бодрости!

Кому полезен, а кому противопоказан пост

Диетологи считают, что с научной точки зрения пост – это идеальный вариант очистки организма от тяжелых животных жиров и белков, а также от токсических веществ. Во время Великого поста человек устраивает себе «разгрузочные дни», употребляет овощи и фрукты, тем самым питая свой организм клетчаткой и витаминами.

Но специалисты предостерегают, что пост полезен только здоровым людям. Верующим, которые имеют проблемы со здоровьем, нельзя подвергаться такой жесткой диете. Кому нельзя поститься, рассказала диетолог Оксана Скиталинская:

«Пост не могут соблюдать дети, подростки, беременные женщины, кормящие мамы, лица, которые перенесли операции или болеют тяжелыми инфекционными заболеваниями, а также сахарным диабетом».

11 марта 2019 года после Прощёного воскресенья для православных христиан начинается Великий пост.

Великий пост – это период литургического года, который помогает верующему подготовиться к главному событию церковного календаря Святому Воскресению Христа (). Посвящён памяти о том, как Иисус Христос постился 40 дней в пустыне после своего крещения. В одиночестве, искушаемый Дьяволом, он справился со всеми испытаниями. Не поддавшись на грех, Сын Божий победил Сатану смирением и доказал своим послушанием, что люди могут соблюдать заповеди Божьи.

В разных конфессиях предписано соблюдение определенных ограничений верующим, чтобы подготовиться морально и физически к Пасхе, но в православии этот пост считается самым строгим.

Продолжительность Великого поста составляет 48 дней:

  • 40 дней или четырехдесятница, заканчивается в пятницу шестой седмицы, в память о посте Сына Божьего;
  • Лазарева суббота, празднуется в субботу шестой седмицы в честь воскрешения Иисусом праведного Лазаря;
  • Вербное воскресенье – день входа Господа в Иерусалим, воскресенье шестой седмицы;
  • 6 дней страстная (седьмая) седмица, вспоминаются предательство Иудой, страдания и распятие Иисуса Христа.

В эти дни христиане молятся, посещают богослужения, читают Евангелие, избегают увеселительных мероприятий, отказываются от пищи животного происхождения. Такие меры помогают верующим очиститься от греховности. Размышления о Боге способствуют укреплению веры и успокоению души человека. Временно ограничив себя в привычном, обучаясь не потакать своим плотским желаниям, постящиеся проходят путь самосовершенствования, избавляясь от зависимостей, освобождая свою душу от греховных мыслей.

Питание во время Великого поста

Питание во время Великого поста имеет принцип ограниченности и скудности рациона. В эти дни разрешено употреблять только пищу растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, грибы, сухофрукты, мёд, орехи. В основной период поста запрещаются молоко и молочные продукты, яйца, мясо, рыба, алкоголь. Имеются исключения из этих правил. Описание примерного меню Великого поста по дням смотрите ниже.

  1. Первый день (Чистый понедельник) и пятницу Страстной седмицы рекомендовано проводить в голоде, очищая организм.
  2. В понедельник, среду и пятницу православные едят только сырую пищу, которая не подверглась температурному воздействию – орехи, фрукты, овощи, мёд, вода, допускается вкусить хлеба. Этот этап называется сухоядением.
  3. Во вторник, четверг готовят горячие блюда, масло не добавляют.
  4. В субботу и воскресенье можно приправлять маслом холодную и горячую пищу, выпить 1 бокал виноградного вина (исключая субботу страстной (седьмой) седмицы).
  5. Православные праздники Благовещения и Вербного воскресенья сопровождаются возможностью верующим разнообразить постный стол блюдами из рыбы. В Лазареву субботу допускается включение в меню рыбной икры.

Следует отметить, что священнослужители рекомендуют православным христианам разумно подходить к мерам пищевых ограничений, связанных с соблюдением поста. Человек не должен испытывать слабость, упадок сил во время следования традициям. Строгая приверженность установленным ограничениям в основном доступна здоровым людям и духовным лицам.

Можно обратиться к духовнику и разработать с ним индивидуальную программу питания во время поста с учётом ваших особенностей.

  • пожилым людям;
  • детям;
  • лицам, имеющим заболевания, перед принятием решения необходимо проконсультироваться с врачом;
  • людям, находящимся в командировках или разъездах;
  • при тяжёлом физическом труде.

Великий пост в 2019 году

Из-за разницы подсчетов Юлианского и Григорианского календарей время Великого поста в 2019 году у православных и католиков отличается.

Католичество и Воскресение Христово в 2019 году празднуются в разные дни:

  • 21 апреля – праздник у католиков;
  • 28 апреля – праздник у православных.

Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) соответственно 20 и 21 марта.

Многодневный пост, телесные и душевные ограничения позволяют научиться управлять негативными эмоциями, гневом, обуздать язык, прекратить сквернословие, клевету, ложь. Подготовившись таким образом, верующие с чистыми сердцами и искренней радостью встречают основное событие религии.

Великий пост - самый продолжительный и строгий из всех постов - 50 дней. В 2012 году пост начался 27 февраля и закончится 15 апреля - Пасхой. Однако это не означает, что воздержание от тяжелых и сытных блюд в постный период должно быть неизменно догматическим.

Не только диетологи, но и священнослужители предостерегают постящихся от слепого подчинения правилам: каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Какие же постные продукты помогут избежать упадка сил лучше всего?

Еще в царской России во время Великого поста хозяйки готовили овощные котлеты из картофеля с черносливом, капусты, свеклы, моркови с изюмом, лука, с грибной начинкой. Варили каши: рисовую, перловую, гречневую с луком, грибами, постным маслом. Почти во все блюда можно и нужно добавлять приправы, свежую и сушеную зелень, что поможет улучшить вкус даже самого постного угощения. Ежедневно врачи рекомендуют съедать в день не менее 400 граммов овощей и фруктов. Причем больше половины - в свежем виде, ведь при термической обработке разрушаются многие живые витамины и биологически активные вещества. Наиболее полезны темно-зеленые и желто-красные овощи, оранжево-желтые фрукты и темно-красные ягоды.

Фасоль. Очень сытная и полезная, фасоль содержит рекордное количество легко усваиваемых белков, что делает этот продукт идеальной альтернативой мясу. Кроме того, в фасоли содержатся практически все витамины и минералы, необходимые организму.

Овсянка. Насыщенная сложными углеводами, она заряжает бодростью на весь день и дает длительное ощущение сытости. В овсянке содержится много фосфора и кальция, а также витамина B1, дефицит которого вызывает усталость и слабость.

Шпинат. Шпинат - настоящая кладовая ценного витамина С, отвечающего за сопротивляемость организма к простудам и инфекциями. А еще этот продукт чрезвычайно богат железом - средством номер один в борьбе с усталостью.

Бананы. Великолепный источник бодрости. Бананы быстро усваиваются организмом, давая моментальный заряд энергии. А благодаря высокой концентрации витамина B6, бананы, как и шоколад, повышают настроение, стимулируя выработку серотонина - гормона радости. В период, когда приходится во многом себя ограничивать, это особенно важно.

Рыба. Рыба жирных сортов изобилует аминокислотами, повышающими работоспособность. Поэтому в те дни, когда рыба разрешена, ее обязательно нужно включать в свое меню.

Оливки. Оливки идеально подходят для любого поста. Как и все другие плоды растений, они не содержат животных жиров, а масляная структура этих плодов способствует быстрому насыщению, несмотря на их низкую калорийность.

Оливковое масло. Растительная пища - необходимый атрибут любого поста - может усугубить заболевания желудочно-кишечного тракта. Оливковое масло, обладающие обволакивающим действием, защищает стенки желудка и двенадцатиперстной кишки, нормализует кислотность и компенсирует недостаток жиров, необходимых для нормальной работы тракта.

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.

Св. Иоанн Дамаскин

Пост - радостное и одновременно трудное время в жизни православного человека. Наступают дни для благодатного очищения души, время покаяния. Все, конечно, знают, что наши верные помощники на этом поприще - плотское воздержание и усиленная молитва. Сегодня мне хотелось бы затронуть - с точки зрения православного врача - одну из сторон этого воздержания, а именно пищевой пост.

Дело в том, что строгое воздержание в еде у некоторых людей может не только не принести пользы, но даже навредить - и физически, и духовно. Поэтому Церковь не благословляет поститься строго по уставу детям дошкольного и младшего школьного (1–4 класс) возраста, беременным и пожилым, а также людям с хроническими заболеваниями или тем, кто занимается тяжелым физическим трудом. Почему? Давайте попробуем разобраться.

Например, для ребенка полное отсутствие животного белка будет означать серьезную нехватку в рационе белка как основного строительного вещества для организма. Ведь у детей и беременных женщин процессы созидания (строительства, анаболизма) значительно преобладают над процессами разрушения (катаболизма). А при нехватке главного строительного компонента возможна задержка роста и развития ребенка. Во-вторых, постящемуся малышу однозначно не будет хватать незаменимых аминокислот, которые содержатся только в белках животного происхождения и совершенно необходимы для любой клетки организма, в особенности для структуры ДНК. А ведь клетки ребенка ежеминутно подвергаются делению и воссозданию себе подобных, причем каждая - с новой ДНК. Если дитя испытывает недостаток этих аминокислот и вообще белков в пище, то начинает их извлекать из собственных тканей, в первую очередь из мышечной. Этот процесс сопровождается такими негативными явлениями, как слабость, повышенная утомляемость, вялое настроение. У маленького школьника при больших учебных нагрузках заметно уменьшается мышечная масса. Он может начать отставать от сверстников в росте и успеваемости. Кроме того, та часть иммунной системы, которая отвечает за сопротивляемость организма инфекциям, тоже полностью состоит из белковых веществ (иммуноглобулинов), поэтому ребенок, постящийся наравне со взрослыми, будет более подвержен различного рода инфекциям - и бактериальным, и вирусным. И прежде чем почувствовать упадок сил, он может во время поста вдруг «ни с того, ни с сего» начать часто болеть простудными заболеваниями, или тяжело их переносить и долго выздоравливать. Ферменты, в состав которых входит белок (а их большинство), участвуют в большинстве биохимических реакций организма. При нехватке данного элемента страдают поджелудочная железа, печень, нервная и эндокринная системы.

Далее. Для нормального развития костно-мышечной системы и нормального функционирования нервных и биохимических процессов организму необходим кальций в достаточном количестве. Детям же он требуется в количестве, значительно превышающем норму обычного взрослого человека. Поэтому ни в коем случае не лишайте своего малыша молочных продуктов, особенно творога и сыра. В них концентрация кальция максимальна по сравнению с другими продуктами. Не стоит и беременной женщине на время поста отказываться от молочных продуктов, иначе еще не рожденному человечку придется извлекать недостающий микроэлемент из организма матери, в первую очередь из зубов и костей. Вследствие этого у нее резко начинают портиться зубы, кости становятся хрупкими, возникает больший риск переломов, появляется заторможенность нервно-психических процессов, слабость мышц, быстрое истощение собственных сил к концу дня. А ведь как понадобятся ей эти силы для тяжелой родовой деятельности! Нехватка кальция опасна и для самого плода - у него запаздывают процессы окостенения хрящей, которые в утробе матери выполняют функции костей, страдает закладка и развитие зубов. После рождения такой ребенок будет склонен к рахиту и задержке двигательного развития.

Для пожилых людей кальций тоже является «принципиальным» микроэлементом: у них усилен процесс вымывания кальция из костей, поэтому при нехватке кальция у людей в возрасте чаще возникают переломы при банальных падениях и ударах.

Строгое, уставное соблюдение поста для детей, беременных и пожилых чревато еще одним неприятным последствием. В мясе и рыбе содержится много железа, которое очень сложно усваивается из других продуктов. Не стоит обманываться по поводу яблок и гречки - находящееся в них железо усваивается на несколько порядков хуже и медленнее, чем железо из продуктов животного происхождения. Полный отказ от этих продуктов почти на два месяца может грозить и малышам-дошкольникам, и беременным женщинам значительным падением уровня гемоглобина в крови. Головокружение и обмороки у анемичных подростков и пожилых - нередкое явление. Не лишайте, пожалуйста, маленького ребенка и подростка рыбы и молочных продуктов хотя бы на несколько дней в неделю во время поста. Обязательно пейте этот период витамины, ешьте замороженные ягоды, давайте детям гранаты.

Наконец, в строгом соблюдении поста для нашей категории лиц есть еще одна опасность - это серьезная нехватка жира, в т.ч. животного происхождения. В жирах содержится большинство жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К. Они необходимы для нормальной работы зрительного аппарата (витамин А), развития опорно-двигательной системы (витамин Д), функции кроветворения (витамин К) и для других нормальных процессов. Жирные кислоты, которые содержатся в жирах, необходимы для активной мозговой деятельности, концентрации внимания, памяти, ощущения бодрости. Без них человек быстрее устает, могут возникнуть проблемы со зрением и слухом. Бывает так, что при отсутствии жиров пища, состоящая из круп, овощей и фруктов, не вызывает насыщения и есть хочется все больше и больше. А это нарушает нормальную работу кишечника, вызывая проблемы со стулом, или, еще хуже, возникает гастрит или обострение язвенной болезни у людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта или предрасположенностью к ним.

Так что приходится с осторожностью подходить к вопросу о строгих пищевых ограничениях. Продумайте заранее, до наступления поста, меню своего ребенка, поговорите с пожилым родственником о том, каким будет его постный рацион - во избежание ухудшения и без того некрепкого здоровья наших бабушек и дедушек. Если вы или кто-то из вашей семьи страдает серьезными хроническими заболеваниями (диабет, болезни почек, печени, кишечника, желудка), то обязательно соблюдайте предписанную врачом лечебную диету.

Конечно, ситуации бывают разные. Например, детям младшего школьного возраста, если у них нет серьезных проблем со здоровьем, в Первую и Крестопоклонную седмицы Поста, а также Страстную седмицу стоит и попоститься наравне со взрослыми, а в остальное время поста можно допустить послабления. В любом случае, пусть каждый соблюдает пищевой пост в меру своих физических сил и состояния здоровья.

А то может получиться, что слабость, постоянное чувство голода, и уж тем более развившиеся болезни на фоне недоедания и сниженная работоспособность начнут отнимать у нас те душевные силы, которые нам так необходимы для «вкушения» духовной радости Поста.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия