08.08.2020

Субъективное мнение автора. Объективность: значение понятия. Чем объект отличается от субъекта


«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий. Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда. Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.

Что такое объективность

Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.

Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.

Что значит объективность

Рассмотрим определение понятия в разных словарях.

Объективность – что это в психологических энциклопедиях:

  • действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
  • положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
  • свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
  • способность проводить исследование, собирать информацию вне своих оценок, эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.

Объективность в философии это:

  • принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
  • независимое существование вещей вне нашего сознания;
  • независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.

Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд. Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности. В нашем примере это сам приговор.

Объективность: синонимы

Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):

  • справедливость,
  • независимость,
  • честность,
  • предметность,
  • беспристрастность,
  • непредвзятость,
  • непредубежденность.

Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.

Что такое субъективность

Она запрещает врачам лечить своих родственников, а психологам принимать своих знакомых. Она мешает нам трезво мыслить в стрессовой ситуации. Она – это субъективность. Означает предвзятое, эмоциональное, оценочное отношение к чему-либо. Человек реагирует не на факты, а на свои эмоции, трактовку фактов и событий через свою систему ценностей, убеждений, суждений. Теперь понятно, причем тут запреты на лечение своих родственников, друзей: слишком высокий риск допустить ошибку. Боимся обидеть, навредить, потерять. Волнуемся, переживаем, из-за этого в итоге ошибаемся.

Что такое объективное и субъективное мнение

Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.

Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.

Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.

Противоречие объективного и субъективного

Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.

«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек. Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему. Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.

Единство объективного и субъективного

Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.

Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.

Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:

  1. Формальное и неформальное образование. С первыми истинами, законами мира мы знакомимся в детском саду, школе. Потом мы продолжаем получать информацию в университете. К этому присоединяется самообразование.
  2. Наука. Научные знания, исследования, итоги экспериментов и т.д. доступны всем желающим.
  3. СМИ. Самый влиятельный источник. Доступность изложения, множество субъективных мнений, широкая тиражированность – все это делает СМИ таким влиятельным источником информации.
  4. Коммуникативное взаимодействие с другими людьми. Инстинкт подражания присущ нам как биологическому виду. Именно поэтому мы прислушиваемся к другим людям, хотим быть «как все». Поэтому очень часто все, что говорят наши друзья, коллеги мы воспринимаем как истину.

Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.

Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.

Объективность в философии

В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий. Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя. На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.

Сократов метод

Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна. И складывается она из нескольких субъективных отношений. То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).

Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.

Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».

Объективность добра в этических представлениях Платона

Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.

Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:

  1. Разумная душа. Добродетель – мудрость, то есть истинное знание. Это правители, мудрецы, философы. Они видят истинные идеалы и стараются сделать все, чтобы приумножить добро.
  2. Эмоциональная душа. Добродетель – мужество, отвага, чувство долга. Это воины, охранники.
  3. Чувственная душа. Добродетель – физическая сила. Это простые рабочие, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.

В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).

Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:

  • мера во всем;
  • равноправие женщин и мужчин;
  • отсутствие у мудрецов и воинов семьи и частной собственности (чтобы не отвлекались от управления и охраны);
  • недоступность денег для высшего сословия (оплата натурой, чтобы не было соблазна накапливать средства).

Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна». Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу. Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок. Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение. Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час. Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Нам часто приходится слышать выражения «объективное мнение», «субъективное мнение», «объективные причины» и подобные словосочетания. Что значат эти понятия? В данной статье мы подробно рассмотрим каждое из них и постараемся объяснить их значение.

Что значит объективный и субъективный

Прежде чем давать объяснение объективности и субъективности, рассмотрим для начала такие понятия как «объект» и «субъект».

Объектом называется что-то, существующее независимо от нас, от нашего внешний мир, окружающая нас материальная действительность. А еще одно толкование выглядит так: объект - это предмет или явление, на который направляется любая деятельность (например, исследовательская).

Субъект - это человек (или группа людей), обладающий сознанием и проявляющий активность в познании чего-либо. Под субъектом может представляться как индивид, так и целое общество и даже всё человечество.

Следовательно, прилагательное «субъективный» связано по значению с существительным «субъект». А когда говорят, что человек субъективен - это значит, что он лишен беспристрастности, предвзято относится к чему-либо.

Объективный же - это напротив, беспристрастный и непредвзятый.

Отличие субъективного от объективного

Если кто-то субъективен - это, в каком-то смысле, делает его противоположностью объективному человеку. Если субъективность характеризуется зависимостью от мнений и представлений о чем-либо определенного субъекта (от его интересов, понимания окружающего мира, взглядов и предпочтений), то объективность - это независимость образов и суждений от личных представлений субъекта.

Объективность - это способность представлять предмет таким, каким он существует. Когда идет речь о таком мнении, то подразумевается то, что оно составляется при без учета своего личного, субъективного восприятия объекта. Объективное мнение, в отличие от субъективного, считается более правильным и точным, так как исключаются личные эмоции и взгляды, которые могут исказить картину. Ведь субъективные причины, заставившие сформировать личное мнение, основываются на частном опыте отдельного индивидуума, и не всегда могут служить отправной точкой для другого субъекта.

Уровни субъективности

Субъективность подразделяется на несколько уровней:

  • Зависимость от индивидуальных, личных представлений. В данном случае человек руководствуется сугубо своими пристрастиями. В зависимости от своего личного опыта, собственных представлений о жизни, индивидуальных черт характера, особенности восприятия окружающего мира, у индивидуума формируется субъективное представление о том или ином событии, явлении либо о других людях.
  • Зависимость от пристрастий группы субъектов. Например, в определенных сообществах периодически возникают какие-либо предубеждения. Как у членов данного сообщества, так и у некоторых не входящих в него субъектов возникает зависимость от разделяемых пристрастий этого сообщества.
  • Зависимость от убеждений общества в целом. Общество также может иметь субъективное мнение на какие-либо вещи. Со временем, эти взгляды могут быть опровергнуты наукой. Однако до того момента зависимость от этих убеждений очень высока. Она укореняется в сознании, и мало кто из отдельных индивидуумов мыслит иначе.

Взаимосвязь объективного и субъективного

Несмотря на то, что если кто-то субъективен - это, по сути, значит, что он противопоставляет себя объективному человеку, данные понятия очень тесно связаны друг с другом. Например, наука, которая старается быть максимально объективной, базируется изначально на субъективном веровании. Знания получаются благодаря интеллектуальному уровню субъекта, который строит предположения. Те, в свою очередь, подтверждаются или опровергаются в дальнейшем.

Абсолютной объективности сложно добиться. То, что казалось незыблемым и объективным в одно время, в дальнейшем оказывалось чисто субъективным мнением. Например, раньше люди были уверенны в том, что Земля плоская, и это верование считалось абсолютно объективным. Однако, как оказалось в дальнейшем, Земля на самом деле круглая. С развитием космонавтики и первым полетом в Космос, людям представилась возможность воочию в этом убедиться.

Заключение

Каждый человек, по сути, субъективен. Это значит, что в своих убеждениях он руководствуется личными предпочтениями, вкусами, взглядами и интересами. Объективная реальность при этом разными субъектами может восприниматься по-разному. Это, конечно, не связано с научно доказанными фактами. То есть в наше время в развитых странах никто из людей не продолжает считать, например, что Земля стоит на четырех слонах.

При этом одно и то же событие оптимист и пессимист могут воспринять диаметрально противоположно. Это говорит о том, что объективность и субъективность - понятия, которые иной раз сложно разграничить. То, что объективно на данный момент для определенного субъекта или общество в целом, завтра может вполне потерять свою объективность, и напротив, то, что сейчас субъективно для определенного индивидуума или группы лиц, завтра будет доказано наукой и станет объективной реальностью для всех.

Объективность и, в первую очередь, объективность информации как качество окружающих нас информационных полей, крайне важна и в повседневной жизни, и для профессиональной самореализации.

К сожалению, зачастую субъективность суждений, которые маскируются под объективное мнение какого-то специалиста, не позволяют нам правильно понять проблему и принять адекватное и объективное решение. Давайте разберемся в том, что же такое объективность, возможно ли ее отличить от субъективного мнения и как правильно преподносить информацию в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Что это такое

Что такое объективность и для чего нужно уметь ее распознавать? В философии давно существовал научный спор об объективном и субъективном, так же как об истине и правде. В результате многовековых споров философы нашли точку для разделения этих понятий.

Они установили, что объективность истины – это ее непреложное качество. Тогда, видимо, и появилось выражение: «У каждого своя правда, а истина – одна для всех». Исходя из этого можно вывести определение, что:

  • Объективность как качество, не связанно с личными суждениями и интересами, не отталкивается от предпочтений, существует само по себе и не зависит от оценки. Оно основывается на постоянных величинах, объективных фактах, выводах, подкрепленных результатами научных исследований, и т.п. Это такое качество, которое нельзя оспорить или изменить по желанию. Оно основывается на научном или ином практическом знании об объекте.
  • Противоположностью этого качества является субъективность. В этом качестве все связано с мнением, суждением, оценкой, личностными критериями и желаниями. Субъективность всегда отталкивается от субъекта. Субъективная информация – это информация, созданная или измененная субъектом.

К примеру, когда мы рассуждаем о таких качествах, как практичность, красота, вкус и прочие, мы неизбежно даем личную оценку или используем личный субъективный опыт, а значит, наши рассуждения субъективны. Когда же мы говорим о точных величинах (время, вес и подобные им) или о научных фактах – это объективное мнение, поскольку мы берем за основу неоспоримые данные или факты.

«Горячая вода» и «температура кипения воды 100 градусов по Цельсию» — это субъективная и объективная форма подачи информации об одном и том же качестве воды.

Интересно, что с точки зрения семантического анализа русского языка, субъективность почти всегда выражена именем прилагательным, в то время как использование глаголов в речи способствует усилению восприятия информации как объективной.

Почему важно уметь трансформировать информацию в объективное мнение? В первую очередь потому, что в этом виде люди лучше воспринимают то, что вы хотите им рассказать. Субъективное мнение, скорее всего, поставят под сомнение, к нему не прислушаются или оно станет источником спора. К объективному мнению отнесутся серьезно. При этом можно использовать этот навык как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни.

Допустим, вы хотите убедить руководителя в правильности избранного вами пути для решения какого-либо вопроса. Если ваше объективное мнение будет основываться на научных данных и выводах, сделанных ранее и никем не оспоренных, вы, скорее всего, сможете отстоять свою точку зрения. Если же вы преподнесете ту же информацию, но только как ваше собственное суждение, результат может быть противоположным.

Этой стратегией можно пользоваться и в работе с детьми. Дети скорее доверяют информации, облеченной в научную или точную форму. Поставьте вместе с ними опыт и, поверьте, результат опыта будет для них лучшим подтверждением объективной истины, чем десяток прочитанных книг.

Безусловно, есть сферы, где нет и не может быть объективного мнения. Искусство – живопись, музыка, театр – всегда воспринимаются субъективно, т.е. оцениваются каждой личностью исходя из ее предпочтений. Субъективное суждение возможно и в тех научных областях, где еще не сложилось единого мнения, еще нет возможности сделать окончательные и объективные выводы, поскольку отсутствуют точные научные данные.

Возьмем, к примеру, рассуждения астрономов об устройстве Вселенной. Технологически невозможно измерить ее размеры, получить информацию о физических процессах, происходящих в ней. Сведения о Вселенной имеют разрозненный характер, не позволяющий увидеть картину целиком.

При таком наборе фактов невозможно получить объективное мнение о данном объекте. Большинство исследователей в этой области пока лишь делают предположения и создают каждый свою модель Вселенной, предполагая, какие из известных нам физических законов могут в ней действовать.

Но даже уже сделанные открытия не всегда сразу принимались научными кругами. История знает случаи, когда открытия, сделанные учеными, долгое время считались лишь субъективным мнением. В таких случаях только время могло превратить научную гипотезу в объективную истину.

Реальность. Объективная или субъективная

Еще один важный вопрос, который задают философы и психологи: объективной или субъективной категорией является реальность?

С точки зрения философии, реальность как совокупность фактов, предметов, действий, безусловно, объективна, но только в каждый конкретный момент времени. Поскольку реальность крайне изменчива и практически всегда оценивается субъектом, это обусловливает ее субъективность.

В психологии устойчивыми понятиями стали объективная реальность и субъективная реальность. При работе с индивидуумом важно понять, каково отношение личности к каждой из них, как она их оценивает, кто, по ее мнению, оказывает влияние на их формирование.

Дети часто принимают за объективную реальность мнение родителей или взрослых, имеющих авторитет. Поэтому важно научить ребенка формировать свою позицию и отличать субъективное мнение от объективных фактов.

Покажите ребенку, что иметь свое субъективное мнение очень важно. Спросите, как он относится к какому-то явлению природы. Сходите с ним на выставку или на концерт, обсудите книгу или фильм. Расскажите о том, что вы думаете и что чувствуете. Попросите его описать свои мысли и чувства.

Откройте ребенку мир объективных знаний и науки. Расскажите о том, как ученые исследуют реальность и делают открытия и как объективные знания помогают нам в жизни. Автор: Руслана Капланова

Красный университет
1-е отд. 29.10.2014. Лекция: политика и политическая теория марксизма.
Александр Сергеевич Казённов, профессор, доктор философских наук. Аудио-версия - See more at: http://www.len.ru/red-univer2014-10-29#sthash.XdVaSP7I.dpuf

«Здравствуйте, товарищи! Наш университет нацелен на получение знаний, а не мнений. Что такое мнение? – Мнение – это субъективное знание. Субъективное знание, как бы, вроде, и не знание вовсе. Знанием является объективное знание, то есть, независящее (?) от человека и человечества. Оно есть, оно истинное знание. Мы стремимся к истинному знанию».

[Я нахожу в себе смелость выразить своё мнение или знание, как кому будет угодно, относительно озвученных Александром Сергеевичем категорий. Во-первых, объективное знание зависит только и исключительно от человека и человечества. Сознание – это жизнь со знанием. Человек – это животное, живущее со знанием и смыслом. Когда нет сознания, тогда нет ни знания, ни смысла. Следовательно, никакого объективного знания вне человека и вне человечества быть не может.

Во-вторых, с точки зрения диалектики, мы не вправе противопоставить «субъективное» (далее, С.) и «объективное» (далее, О.) как отделённые друг от друга и противоположные части. Они являются моментами, которые тесно взаимодействуют и переходят один в другой. В явлении сущности - в бытии, и мнение, и знание одинаково представлены всеобщим феноменом отражения. Сущность одинаково значимо проявляется как в форме (мнении), так и в содержании (знании, истине) познавательного процесса. В процессе развития познания материального мира, форма становится всё более содержательной, переходя в неизменяемую часть содержания – в Истину.

С. и О., в Бытии, определяются качеством отражения объективной реальности в человеческом сознании. В сознании, в форме отражения, всегда представлены обе категории одновременно. С. становится своей противоположностью только в процессе постижения Истины. «Всеобщее» (материя, сущность), являющееся в Бытие в качестве «объективного», включает в себя отрицающее его «субъективное», в свою очередь, отрицая его с созиданием. В этом втором отрицании и рождается новое качество – «объективное» (знание, истина). С. переходит в О., взаимодействуя с «всеобщим», «особенным» и «единичным».

На одном из последних семинаров М.В. Попов обратил внимание слушателей Красного университета на очень важное обстоятельство, выражающее качество философского диалектического мышления. Все категории диалектического мышления должны быть выведены в процессе их исторического развития, раскручены как клубок ниток, в логической последовательности и диалектической взаимосвязи понятий. Выведение категорий философии и формирование понятий должно происходить в направлении от «простого» к «сложному», от «абстрактного» к «конкретному», от «всеобщего» к «особенному» и «единичному».

Возможно, слушателям университета и преподавателям будет интересно ознакомиться с движением моей мысли. Я хотел бы рассмотреть две философские категории, которые связывают мнение со знанием, а через него с Истиной: «субъективное» и «объективное». Эти две категории не так просты, как нам кажется. Начнём с того, что каждая из них есть определённое наличное Бытие, развивающееся Нечто. Каждое понятие с чего-то начинается, развивается и окончательно оформляется определением, то есть, становится качеством, «которое в себе» в единстве с «в нём бытием».

Понятие – «это Бытие, через которое просвечивает сущность». Важно добраться до сущности двух терминов: «объективное» и «субъективное». Понятие Ленин определил как «высший продукт мозга высшего продукта материи». Как выразился М.В. Попов: «У нас в Красном университете, в известной мере, культ понятий и терминов». Понятие является продуктом сознания. Следовательно, С. и О. самым тесным образом связано с сознанием. И С., и О. не могут не зависеть от сознания. Утверждение, что С. зависит, а О. не зависит от сознания и человека нельзя считать правильным, Такое утверждение не является определением.

Что есть сознание? – Сознание – это сложная форма отражения материи «в высшем продукте материи» - в человеке и социальном Бытии. Отражение материи в социальной форме движения материи есть нечто особенное и специфичное, характерное для «высшего продукта материи». С другой стороны, в этой форме отражения реальной действительности присутствует «всеобщее» (далее, В.). Оно сливается с «особенным» и «специфично-единичным» в единое целое. Разумеется, В., является определяющим по отношению к сознанию - феномену отражения, поскольку является всеобщим феноменом отражения, присущим любой форме движения материи.

Этот всеобщий феномен отражения сам является следствием другого всеобщего феномена – принципа детерминизма, изначально присущего материальному миру. Причинно-следственная зависимость и порождает всеобщий феномен отражения. Всякое следствие есть отражение причины. Принцип детерминизма естественным образом вытекает из Закона Всеобщей Связи, который обеспечивает единство и взаимосвязь явлений и вещей реальной материальной действительности. Закон Всеобщей Связи выступает одновременно как Закон Всеобщего Противоречия. От этих всеобщих законов, в итоге, и происходят С. и О. С позиции «всеобщего», между С. и О. вообще нет никакого различия, как нет и различия моментов в становлении, где разность между Бытием и Ничто исчезает.

С. и О., таким образом, взаимно проникают одно в другое. Происходит переход одной противоположности в другую. «Всеобщее», определяемое сознанием как «объективное», безусловно, предполагает существование своей противоположности – «субъективного». Оба понятия, взятые в борьбе и единстве, обозначают проблему качества отражения действительности. Ни в какой другой форме движения материи, кроме социальной, проблемы качества отражения не возникало, и возникнуть не могло, поскольку сознание появилось со знанием. Вот и возникла проблема недостаточного знания. Недостаточное знание (мнение) определилось как «субъективное». Достаточное знание – как «объективное», истинное знание.

Мы знаем также, что всякое знание об окружающем нас мире, о чём говорил и В. И. Ленин, относительно. Относительно чего? – Относительно Бытия и Сущности. В процессе познания реальной действительности, человек, конечно, продвигается от мнения к знанию через правду и достоверность к Истине, однако, нельзя утверждать, что процесс этот на каком-то этапе познания является только субъективным или только объективным. Весь процесс познания, в любой точке его движения объективно - субъективен.
Таким образом, Истина – феномен субъективно – объективный, в котором, в итоге познавательного процесса, С. становится своей противоположностью. Объективность, при этом, скорее всего, и является определением Истины, то есть действительного знания. Всё объективное действительно, всё действительное (развивающее) объективно. Определением Истины является объективность, как новое качество, новая ступень познания в бесконечном процессе развития знания, в бесконечной борьбе между знанием и недостаточным знанием, между С. и О., между разумным разумом и глупостью.

Процесс познания имеет содержание и форму. С. есть форма, а О. есть содержание (Истина). По определению, форма – это тоже часть содержания, но не постоянная, а изменчивая её часть. Содержание благодаря изменчивой форме нащупывает путь своего развития, находя из множества форм мысли такое знание, которое наиболее полно соответствует развивающемуся содержанию.

Большое количество субъективных мнений однажды порождает «особое мнение», которое скачкообразно даёт новое знание, именуемое Истиной. Таким образом, «субъективное» есть форма, а «объективное» есть содержание процесса познания, то есть того, что мы должны называть Истиной. Истина, развиваясь, от целого к целому, включает в себя и недостаточное знание (субъективное), отрицающее Истину, но включает его с созидательным отрицанием, так, что сохраняет себя саму, будучи всегда объективным знанием. О. является и причиной, и следствием С. Тоже верно, если О. и С. поменять местами.

Нам всегда говорили на семинарах по философии, что «объективное» не зависит от человеческого сознания. Оно находится вне сознания, до и после него. На самом деле всё не так, а как раз наоборот, О. прочно связано с сознанием и никак не отделимо от него. Не нужно пренебрегать сознанием и находящимся в нём объективным Смыслом. С. же, напротив, не зависит, вернее, не слишком сильно зависит от сознания, поскольку предполагает незнание или недостаточное знание. Как же можно зависеть от того, чего нет, или от того, чего недостаточно? В своих рассуждениях я подхожу к тому, чтобы дать определение обоим понятиям.

«Объективное» - это осознанное «всеобщее», вобравшее в себя всё богатство конкретного и особенного (или: «всеобщее», осознанное в единстве с конкретным и особенным). «Субъективное» - это не вполне осознанное «всеобщее», или осознанное вне связи с «конкретным» и «особенным» (или; не вполне осознанное «всеобщее» с отрицанием конкретного и особенного). Можно сказать иначе: «Объективное» - это философская категория, обозначающая и фиксирующая процесс и результат осознания всеобщих законов и условий существования материального мира (реальной действительности). Можно сформулировать просто и кратко. «Объективное» - это осознанное «всеобщее». «Субъективное» - это не вполне осознанное «всеобщее». – Курсив мой (А.З.).

«Всеобщее» - это материальный мир и всё то, что является его сущностью. В. – до, вовне (и внутри) и после сознания. В. является в сознательное Бытие объективным и действительным. «Объективное» будучи определением, всегда остаётся неизменным, однако, будучи истинным знанием, развивается бесконечно, включая в себя бесчисленное множество элементов доселе непознанного «особенного» и «единичного». Разумеется, что никакое О. никак не возможно без С. («Две спутницы вечных, любовь и разлука, не ходят одна без другой»).] – А.З. (курсив мой).

Перенаправленное сообщение --------
Тема: Ответ А.Я. Зуеву
Дата: Tue. 04 Nov. 2014 23:08:35 +0300
От: Казеннов Александр
Кому: Валерий Александрович Мордовин
Ув. В.А.! Перешлите, пожалуйста, тов. Зуеву А.Я. мой ответ. А.К.

Ответ на моё письмо.

В Вашей концепции С. .и О. много правильного и не противоречащего моему взгляду на их соотношение. Но Вы критикуете не мой тезис, а сформулированный Вами для меня тезис. У меня речь шла об истинности (всеобщности? – А.З.) объективного знания, о том, что истинность (всеобщность? – А.З.) не зависит ни от одного человека, ни от большинства какой-то группы людей, ни вообще, от наличного человечества. А Вы мне приписываете взгляд, что истина вообще не зависит от сознания, т.е. от сознания человечества или человека. Разумеется, что по существованию истина есть в человеческом обществе и для людей.

Речь у меня, следовательно, идет лишь об истинности (всеобщности? – А.З.) знания, а не о его существовании в сознании человека и человечества. В этом отношении Вы правильно говорите, что по форме всякое знание субъективно, поскольку оно высказывается субъектом (каким-то или какими-то). Но по содержанию оно может быть и субъективным (неполным, обманчивым, случайным и т.д.), и объективным. Объективным в том простом смысле, что – «не субъективным», а проверенным (достоверным), всеобщим и необходимым. Все равно кто считает дважды два: все равно будет четыре, кто бы не измерял ускорение свободно падающего тела в известных условиях, все равно будет 9,8 м/сек. Это не зависит от субъекта рассмотрения. Хотя понятно, что открытие этого объективного закона зависело от конкретного человека в известных исторических условиях.

Далее, вообще-то истина, если она истина, т.е. когда она установлена, объективна: она есть соответствие понятия предмету и предмета понятию. Так что определение «объективная» используется именно в процессе познания для обоснования истины как «объективной», в отличие от «субъективной», т.е. и не вполне истинной, не убедительно истинной.

Так что у меня в лекции, посвященной не проблеме истины, а проблеме политики и политической теории, используется это противопоставление лишь для указания на то, что в нашем университете мы интересуемся не мнениями (субъективными знаниями), а объективными знаниями, т.е. истинными знаниями, т.е. просто – истиной. Поскольку это было простым замечанием, я не стал его развивать в этот раз. Но вообще-то я развивал это движение дальше: и на объективном знании не стоит останавливаться, а надо двигаться к убеждению: дело обстоит именно так, и иначе обстоять не может. Но это можно будет развить еще раз в другом месте.

Рад, что Вы довольно значительно углубились в вопросы философии и сделали некоторые успехи. Удачи Вам в дальнейших исследованиях. А.С. Казеннов.
Казённову А.С. от Зуева А.Я.
Благодарю Вас за внимание ко мне, убедительный и обстоятельный ответ. С большим удовольствием прослушал и записал Вашу лекцию. Большое спасибо! С уважением, А.Я.! 05.11. 14 г.

В настоящее время субъективное мнение - это самый модный тренд в процессе личного самовыражения. При желании казаться современным индивид должен всегда смотреть на происходящее с персональной точки зрения. Это предоставляет прекрасную возможность демонстрировать свою уникальность в любой ситуации… К сожалению, в последнее время новомодное ИМХО (расшифровывается следующим образом: имею мнение, хочу озвучить) заполонило информационное пространство и вытеснило культуру публичного высказывания и мысли, тягу к достоверным знаниям, уважительное отношение к собеседникам и адекватное восприятие действительности.

Почему сугубо субъективное мнение стало столь популярным? Объяснить причины этого явления довольно просто, если понимать психологическое состояние современного социума.

Претензия на оригинальность

Мнение является проявлением сознания в форме суждения, которое выражает субъективную оценку. Оно исходит из потребностей и увлечений индивида, системы его ценностей. Следовательно, субъективное мнение - это выражение того, что человеку мнится, представляется, кажется. Об этом важно помнить, когда мы читаем или слышим точку зрения собеседника. Раскрывая нам свое мнение, человек демонстрирует собственное

Сохраняйте благоразумие

Даже если вам на сто процентов кажется, что собеседник неправ, попытайтесь не переходить на личности. Никогда нельзя исключать того, что в высказываемом есть все-таки доля истины. Такое происходит, когда у человека имеются определенные знания о предмете, он компетентен в обсуждаемом и аргументирует свою позицию. В противном случае его субъективное мнение - это так называемая кочка зрения, суждение, основанное на эмоциях и слухах.

Негативные изменения

Важно учитывать тот факт, что мнение представляет собой естественную форму реализации человеческого сознания, активизируемого посредством бессознательных мотивов. В процессе формирования мировоззрения оно играет одну из ведущих ролей. Печальная тенденция современности такова, что ИМХО, являясь, по сути, вкусовым, личностным, ситуативным восприятием, пытается занять место истинного фундаментального варианта характеристики происходящих событий.

Психология нам в помощь

Есть ли у человека возможность четко разграничить субъективное и объективное мнение? Да. Понимание принципа действия внутренних механизмов, активизирующих бессознательное, позволит отделить зерна от плевел, научиться отличать мнящего от знающего.

Постулаты системно-векторной психологии стали для многих точным инструментом для препарирования человеческих душ. Благодаря системному психоанализу предоставляется возможность объективным образом оценивать то или иное психическое проявление индивида. В этом процессе помогает целостная восьмимерная матрица устройства психики.

Механизм формирования

Субъективное мнение - это точка зрения, формулируемая ситуативно, стихийно. Она выражает состояние человека как реакцию на воздействие внешнего фактора. Психологи отмечают, что влияние внешнего раздражителя вторично - базой для формирования персонального мнения выступает внутреннее состояние индивида. Именно поэтому даже в разных ситуациях форма и характер личных высказываний могут быть неизменными. Это явление во всей своей красе мы можем наблюдать на просторах Глобальной сети. Так, сексуально или социально фрустрированные индивиды к статьям на самые разные темы оставляют комментарии одного характера, гордо величая свое критиканство новомодным ИМХО.

Оружие для уничтожения интеллекта

Как понять субъективное мнение? Для начала необходимо уяснить, что оно искажает истину и в большинстве своем является заблуждением. Именно так считали многие древние мыслители. Современные психологи выделяют тупиковый тип поведения. Так, индивид думает примерно следующее: «Если так говорят, значит, так оно и есть. Сотни людей просто так говорить не станут». Таким образом достигается патологическая экономия собственных умственных усилий, а ведь они просто необходимы для критичного отношения к субъективному мнению окружающих. Доверчивое отношение к чужим словам - не лучший вариант.

Мнение начинается там, где заканчивается знание. И действительно, зачастую пресловутое ИМХО является всего лишь формой выражения интеллектуальной отсталости, слабости.

Если человек не понимает собственных ошибок и все больше убеждается в своей правоте, в нем стремительно растет и крепнет чувство превосходства над другими. Вот почему так часто мы видим, как некомпетентные люди, с уверенностью считающие себя профессионалами, выступают с громкими фразами. При этом заявления о том, что автор высказывает личное мнение, вполне хватает для того, чтобы убить на корню все сомнения в объективности сказанного.

Что означает субъективное мнение? Это лишь чувственное отношение индивида к происходящему, а потому оно нередко характеризуется недостатком доказательственной базы. Кроме того, его невозможно проверить, аргументированно подтвердить. Источник ИМХО - стереотипы, верования, некритическое отношение. Формирование персонального мнения находится в неразрывной связи с психологическими установками и мировоззренческой позицией индивида.

Что заставляет выражать мнение?

Самым первым действием, помогающим в оценке реальной содержательности и объективности ИМХО, является выяснение намерений, подвигнувших человека на высказывание. Почему он так написал/сказал? Какое внутреннее состояние подтолкнуло его к этому?

Что значит субъективное мнение? Это лишь точка зрения. Одна из миллионов возможных. Нередко она оказывается совершенно пустой, не несущей никакой пользы. При этом автор высказывания пребывает в твердой уверенности, что это та самая истина, рожденная в процессе напряженного интеллектуального труда.

Время ИМХО

Современность в системно-векторной психологии определяется как период «кожной фазы развития социума». Одна из основных его особенностей - укрепление индивидуализма. Культура находится на таком уровне развития, что каждый индивид провозглашается высшей ценностью, уникальным созданием. Утверждается, что человек имеет исключительное право на все - естественно, что не возбраняется законом. Первую позицию в системе «кожного» общества занимает независимость, свобода.

Технологический прорыв подарил человечеству интернет, ставший огромной ареной, на которой проходит пышный парад ИМХО. Глобальная сеть дала возможность высказываться по любому поводу. Многие отмечают, что интернет стал необъятной помойной ямой, заполненной смердящими массами недостоверной грязной информации.

Друг против друга

Задайте себе вопрос о том, хотите ли вы быть потребителем чужих субъективных мнений, готовы ли вы стать своеобразным мусорным ящиком, в который помещают все, что кому-то очень захотелось сказать. Конечно, намного труднее дается формирование собственного, максимально объективного представления о мире.

Проанализируйте свои высказывания. Возможно, они дадут повод задуматься о том, какого рода суждения представляете окружающим вы сами. Не падаете ли вы в пустоту собственных мыслей? Не слишком ли часто обнажаются все ваши фрустрации? Попытайтесь честно ответить на эти вопросы. Понимание и анализ собственных ошибок помогут избрать верную дорогу.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия