16.10.2020

Роль языка в формировании сознания. Возникновение и развитие сознания. Роль труда и речи в развитии сознания. Общественная природа сознания. Самосознание, его значение. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания


(Человек в животном )

Л.С.Выготский отмечал, что ни одно из специфически человеческих качеств, таких как речь, логическое мышление, творческое воображение, волевая саморегуляция и т.п. не могут самостоятельно без специального воспитания возникнуть путём вызревания неких органических задатков. В 16-м веке император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Выяснилось, что дети хорошо физически развивались, но говорить не стали. Воспитывая в ребёнке человека, родители и другие взрослые люди учат его двигаться по человечески и приучают к членораздельной человеческой речи.

Начинает общаться маленький человечек совсем так же, как приматы, при помощи голофраз - отдельных звуков, означающих что-то. К двум годам голофразы становятся более точными и появляются спаренные голофразы. В этом возрасте ребёнок владеет примерно 300 словами, но остаётся бессознательным животным. Опытным психологам удаётся довести до этой стадии шимпанзе.

В дальнейшем ребёнок быстро переходит к построению предложений, овладевает первой тысячей слов, начинает пользоваться символическими ярлыками. Его действия постепенно уступают место слову. К сожалению, в психологии развития ребёнка редко проводятся систематические исследования освоения им способов речевой перемещаемости во времени и пространстве, которые являются непременным условием появления сознания. Обычно лишь фиксируется, когда он приучается различать вчера и сегодня, здесь и там. Л.С.Выготский обращал внимание, что "никто не знал ребёнка до 3-х лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней".

Языковыми отображениями времени почему-то мало интересуются и лингвисты. Их больше занимают понятийные структуры в языках разных народов. Маленький филиппинец вынужден словесно различать 92 вида и состояния риса, эскимосский ребёнок различает десяток разных видов снега с их разными названиями. В индонезийском языке одно и то же слово означает брата и сестру, а в венгерском языке есть четыре слова, обозначающих младшего брата, старшего брата, младшую сестру, старшую сестру. А вот динамику совершенствования словесных представлений детей о времени и пространстве лингвисты и психологи практически не изучают.

В освоении членораздельной речи в значительной степени проявляют себя существенные недостатки оперативной памяти человека, особенно маленького ребёнка. Правильная артикуляция достигается только после много-многократного повторения ребёнком каждого осваиваемого слова, которое постепенно произносится всё более точно. Воспитателям, чтобы избежать закрепления у ребёнка дислалий и картавости, нужно постоянно поправлять его произношение. В этом отношении мы значительно уступаем многим видам птиц, самцы которых способны в совершенстве имитировать очень сложные звуковые последовательности. Годовалый самец чёрной каменки абсолютно точно имитирует голос любой птицы, даже услышав его впервые. Попытка имитировать речь матери у человеческого ребёнка наблюдается лишь в течение первых нескольких месяцев его жизни. Только во втором году у малыша созревают области головного мозга, непосредственно связанные с осмысленным освоением речи.

Даже называя себя на третьем году жизни местоимением "я", ребёнок всё равно не отличает себя от окружающего мира. Л.И.Божович (1979) отмечал, что в этом возрасте ребёнок продолжает оставаться для себя как бы внешним "предметом". Навязывая ему свои представления о пространстве и времени, воспитатели достигают состояния, когда он начинает замечать, что только один объект неизменно остаётся и "здесь", и "там", и "сегодня", и "вчера". Этот объект он сам. Остальные появляются и исчезают, он же неизменно остаётся в наблюдаемом мире.

С этого момента у человека начинает зарождаться самосознание. Поначалу ему речевым общением прививаются бинарные представления о пространственно-временных отношениях: над - под, лево - право, внутри - снаружи, раньше - позже. Постепенно ребёнок привыкает считать пространство и время объективно существующими в природе.

Освоение им человеческих представлений о пространстве и времени закладывает основы формирования у него декларативной памяти. Словесное общение с родителями и соплеменниками понуждает его запоминать, когда он последний раз пользовался лопатой и куда её потом положил. Всё, что запоминал ребёнок до возникновения этого нового вида памяти, поступало в животную натуральную память, из которой произвольное извлечение воспоминаний невозможно. И.М.Сеченов (1873), наглядно сравнивавший декларативную память взрослого человека с хорошо организованной библиотекой, не смог найти объяснение полному отсутствию в ней воспоминаний раннего детства. Его гипотеза детской памяти в виде плохо организованной фрагментированной библиотеки разбилась о невозможность объяснить, "как ребёнок, знавший свою рано умершую мать в течение двух лет, видевший её всё это время каждый день, впоследствии забывает её бесследно, а в зрелом возрасте запоминает на долгие годы черты лица незнакомого человека, с которым провёл какой-нибудь час". Для многих психологов эта загадка осталась неясной до сих пор, т.к. они не знают, что декларативная память появляется у нормально воспитываемого ребёнка не ранее третьего года его жизни, поэтому всё раньше произошедшее не могло в неё попасть.

Ещё Аристотель в трактате "О душе" отмечал двойственность человека, включающего в себя животную и разумную души (памяти), отделённые друг от друга. Неизвестно, знал ли Аристотель, что с разумной памятью и основанным на ней сознанием ребёнок не рождается, что их нужно воспитывать, в том числе словесным воспитанием. В 1703 г. во французской "Истории академии наук" описан случай, произошедший с глухим от рождения молодым человеком. У него внезапно восстановился слух, и через некоторое время, когда он научился говорить, его спросили, как он чувствовал себя ранее. Молодой человек определил своё прежнее существование как растительную жизнь.

Сознание могло возникнуть лишь у стайных животных, постоянно общающихся между собой и вынужденных понимать соплеменников. Одинокие хищники даже при самых высоких умственных способностях не могут ни приобрести сознание, ни передать его потомству. Как в биологии давно сформулирован принцип Ф.Реди (1661) - живое происходит только от живого, так и в психологии все наблюдения и специальные эксперименты неизменно подтверждают, что сознание возникает только под влиянием другого сознания. По этой причине бог любой монорелигии, самый умный и всесильный, в принципе не может обладать самосознанием. Н.А.Бердяев (1931) обращал внимание, что "мысль теологическая никогда не задумывалась о психологии Бога". Может быть поэтому внимание теологов не привлёк вопрос о механизмах возникновения и функционирования самосознания бога.Только у стайных животных, людей и богов имеется врождённый инстинкт подражания "своим", необходимый для появления сознания. Олимпийские боги Древней Греции в мифах интересно жили, общались, любили и ненавидели, поэтому оказались, хоть и выдуманными, но сознательными существами.

Самыми человекообразными считают карликовых шимпанзе бонобо. У них утолщённые красные губы, у самок - отчётливо выраженные молочные железы. Для бонобо характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность. У них имеется некое подобие языка, состоящего из сотни звуковых сигналов различного назначения и нескольких десятков жестов. По объёму это не так уж далеко от языка человеческих первобытных племён, которые до сих пор обходятся несколькими сотнями слов. Однако взрослый представитель самого примитивного племени людей знает, что такое "вчера" и поэтому обладает декларативной памятью и сознанием, а бонобо пользуются лишь натуральной памятью и живут "здесь и сейчас".

Лейбниц писал:"Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей". Он не заметил, что под эту формулировку подпадает и "язык" стрекотания сороки: стая сорок испытывает "ту же идею" (страх), которую испытывал их заст рекотавший дежурный. Человеческий язык отличается от сигналов и команд животных тем, что не требует реакции "здесь и сейчас". Люди способны сообщать другим людям, что их ждёт послезавтра, и где это может произойти.


С появлением у первобытных людей декларативной памяти тесно связаны их религиозные представления. Как только человек научается вспоминать прошлые события, он ст алкивается со странными фактами: вчера он участвовал в захоронении своей явно умершей матери, а сегодня ночью он общался с ней как с живой. Вначале дикарей такие явления пугают, но затем жрецы неизбежно приходят к идее о загробной жизни бессмертной души.

Представление о том, что во сне человека посещают души умерших или что его собственная душа во сне покидает тело и путешествует, длительное время сохранялось у многих народов. Иногда на живого человека возлагалась ответственность за те "его" поступки, которые приснились другому человеку. Неандертальцы были, по-видимому, последними из предлюдей (или тупиковой боковой ветвью эволюции человека), не имевших представлений о времени и не обладавших декларативной памятью. Об этом говорит тот факт, что в их захоронениях не обнаружено ни оружия, ни предметов труда, которые могли бы "пригодиться" душе умершего. Потребовалась коллективная работа ума многих поколений мыслителей, чтобы в 1-м веке до н.э. Тит Лукреций Кар пришёл к разумному выводу:"Дух вне тела и вне человека быть не способен". Современные рецидивы первобытной веры в возможность жизни души вне тела происходят от лени, от нелюбви людей к процессу мышления.

Сознание человека возникло в результате перехода от животного существования к трудовой деятельности. Животное приспособляется к природе, человек же изменяет природу для удовлетворения своих потребностей.

Своеобразием этой производственной, трудовой деятельности, составляющей основное, решающее отличие человека от его животных предков, определяются и особенности сознательной психики человека.

Для труда характерны прежде всего две связанные друг с другом черты :

  1. употребление и изготовление орудий,
  2. общественный, коллективный характер трудовой деятельности.

Предпосылки для этого создались, как мы видели, уже у обезьян. Такими предпосылками являлись частичное освобождение руки от функции передвижения и приспособление её к функции хватания, развитие способности к манипулированию вещами под контролем зрения, развитие зачатков мыслительной деятельности. Потребовался, однако, ещё один решающий шаг - переход к прямой походке и полное освобождение руки от функции передвижения, чтобы перейти от случайного использования орудий высшими обезьянами к трудовой деятельности первых людей, основанной на изготовлении и употреблении орудий.

Многочисленными опытами доказано, что обезьяна иногда может использовать палку, сук или другой длинный предмет, для того чтобы достать приманку (банан, апельсин), до которой она не может дотянуться рукой. Однако имеется существеннейшее различие между настоящим орудием труда и палкой, которую обезьяна использует как «орудие» доставания банана. Это различие связано с коллективным характером труда. Труд возник как коллективная деятельность, и с самого начала орудия труда характеризовались определённым способами употребления, выработанным данным коллективом и известным данному коллективу. Поэтому орудия могли изготовляться «впрок» и храниться коллективом. Ничего подобного мы не находим у обезьян. «Способ употребления» палки для добывания банана не закрепляется за этой палкой и не становится свойством её, известным целой группе обезьян.

Употребление палки как «орудия» имеет случайный, эпизодический характер. Поэтому животные никогда не хранят своих «орудий». Употребление орудий связано с осознанием некоторых устойчивых постоянных свойств предмета и столь же устойчивых отношений этого предмета к другим. Нельзя изготовлять и употреблять орудие, не сознавая, что оно является средством добывания пищи или одежды, не сознавая, следовательно, того отношения, которое оно имеет к тем вещам, которые при помощи него добываются. А чтобы изготовлять впрок и хранить орудие, нужно сознавать, что это отношение имеет постоянный, устойчивый характер. Осознание постоянных свойств предмета и его отношений к другим предметам - один из важнейших признаков перехода от зачатков мыслительной деятельности, наблюдаемых у животных, к сознательному человеческому мышлению.

Коллективный характер труда предполагает известное сотрудничество индивидов, т. е. некоторое, хотя бы самое элементарное, разделение трудовых операций. Такое разделение возможно лишь в том случае, если каждый индивид сознаёт связь своих действий с действиями других членов коллектива и, тем самым, с достижением конечной цели.

Возьмём, например, деятельность загонщика в условиях первобытной коллективной охоты. Что побуждает его к деятельности? - Потребность в мясе или шкуре животного. Конечная цель, которую преследуют все участники охоты,- завладеть мясом и шкурой животного. Однако непосредственная цель действий загонщика совсем другая - вспугнуть зверя и погнать его от себя. Какой смысл имели бы эти действия, если бы загонщик не осознавал связи своих действий с действиями других участников охоты и, тем самым, с достижением конечной цели - получением мяса и шкуры животного? Очевидно, действия загонщика возможны лишь потому, что он осознаёт свои действия как средства, ведущие к достижению конечной цели охоты.

Таким образом, в условиях коллективного труда деятельность человека становится целенаправленной, т. е. она предполагает осознание цели и тех средств, которые ведут к достижению этой цели. В этом одно из коренных отличий человеческой деятельности и сознания от поведения и психики животных.

У животных нет языка . Правда, животные нередко воздействуют друг на друга с помощью звуков голоса. Примером могут служить хотя бы сигналы, подаваемые сторожевыми птицами в стае. Как только человек или хищное животное приблизится к стае журавлей, спустившейся на луг, сторожевая птица издаёт пронзительный крик и с шумным хлопаньем крыльев поднимается в воздух, а вслед за ней снимается и вся журавлиная стая. Однако эти случаи только внешне похожи на речевое общение людей. Птица издаёт крик не с сознательной целью известить птиц о приближающейся опасности; крик есть часть инстинктивной реакции на опасность, реакции, включающей в себя, кроме крика, ещё хлопанье крыльев, взлёт и т. д. Другие же птицы взлетают не потому, что они «поняли значение» этого крика, а в силу инстинктивной связи между этим криком и взлётом.

Условными сигналами для животного могут быть самые различные предметы или отдельные свойства их, совпадающие по времени с появлением пищи или приближением опасности. Такая сигнализация, обеспечивающая ориентировку в среде по свойствам и признакам окружающих предметов и явлений, имеющая общие закономерности для высших животных и человека, была названа И. П. Павловым первой сигнальной системой.

У человека в отличие от животных в процессе труда и общественной жизни развился звуковой язык. Слова и сочетания слов, которые мы слышим, видим или ощущаем при произношении, также сигнализируют собой определённые предметы или отношения окружающих нас вещей. Это составляет вторую сигнальную систему, являющуюся продуктом общественной жизни и образующую специально человеческую «прибавку», не имеющуюся у животных.

«В развивающемся животном мире на фазе человека,- пишет И. П. Павлов,- произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма... Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».

О значении словесных воздействий И. П. Павлов пишет:

«слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

Вторая сигнальная система неразрывно связана с первой; у человека всегда имеет место взаимодействие обеих сигнальных систем. Вторая сигнальная система позволяет в обобщённом виде сохранять накопленные знания, служит общению между людьми и лежит в основе механизма человеческого мышления. Через вторую сигнальную систему, в её взаимодействии с первой, осуществляется решающее влияние общественных условий на развитие сознания человека; через вторую сигнальную систему сознание человека проявляется в его общественной деятельности.

Одновременно формировался и орган человеческого сознания - кора большого мозга человека. «Сначала труд,- как указывает Энгельс,- а затем и рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который, при всем сходстве в основной структуре, превосходит первый величиной и совершенством».

Мозг человека отличается от мозга всех животных, в том числе и высших обезьян, прежде всего по своему размеру: средний вес головного мозга человека - 1 400 г, тогда как средний вес мозга человекообразных обезьян - от 400 до 500 г.

Исключительно высокое развитие имеет у человека кора больших полушарий. Она представляет собой пластинку толщиной в 3-4 мм, облегающую снаружи большие полушария. При микроскопическом исследовании обнаруживается, что кора состоит из ряда слоев, отличающихся друг от друга по типу и функциям, имеющихся в них нервных клеток. Отходящие от этих клеток нервные волокна связывают их с органами чувств, с органами движения, а также образуют связи между клетками. В коре насчитывается около 16 миллиардов нервных клеток.

Кора большого мозга человека является целостным органом, отдельные части которого, выполняющие различные функции, теснейшим образом связаны друг с другом.

Параллельно с развитием мозга шло развитие его ближайших орудий - органов чувств и органов движения. Важнейшее значение на первых этапах имело развитие руки, являвшейся у формировавшихся людей и органом трудовых движений, и органом познания вещей посредством осязания. Не меньшее значение получило и развитие человеческого голосового аппарата, способного производить членораздельные звуки, человеческого уха, способного воспринимать членораздельную речь, и человеческого глаза, способного замечать в вещах то, что недоступно ни одному из животных.

Учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе и её взаимодействии с первой указывает на специфически человеческие механизмы высшей нервной деятельности. Основные законы высшей нервной деятельности, установленные И. П. Павловым, являются общими для всех людей. Но содержание психической жизни человека определяется в первую очередь воздействием общественных условий, в которых человек живёт и действует. С изменением общественной жизни существенным образом меняется психология людей, как совокупность исторически обусловленных особенностей, привычек, знаний, мыслей и чувств. Эти изменения в духовном облике людей представляют собой то, что отличает человека одной исторической эпохи от другой, одного класса от другого.

Сознание - это состояние психической жизни индивида. Оно выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях. Сознание противопоставляется неосознаному в разных его вариантах.

Сознание - одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано со значительными трудностями. В конце ХІХ ст. английский биолог Т. Гексли выразил даже мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Но философы пытались анализировать ее природу и сформулировали несколько концепций сознания.

Наиболее распространена концепция отождествления сознания со знанием: все, что мы знаем, - это сознание, и все, что мы осознаем, - знание. Другое дело, что это знание может быть очень поверхностным, связанным лишь с выделением предмета, который допускает возможность последующего его изучения. Осознания субъектом своих эмоций, желаний, волевых импульсов тоже является знанием. Вместе с тем современная философия, психология и другие науки о человеке столкнулись с фактом неосознаваемого знания. Это, например, индивидуальное неявное знание. Таким образом, знание является необходимым условием сознания, но условием далеко не достаточным.

Есть и другие концепции сознания, например, распространена феноменологическая концепция: главное в сознании не знание, а его направленность, интенциональность: я могу не знать ничего об объекте, но если я выделяю его с помощью моей интенции, он становится объектом моего сознания.

Сознание - идеально. Идеальное - это способность сознания, разума воспроизводить реальность в ощущениях, мыслях, языке и деятельности человека.

В логическом плане идеальное - это особый род объектов, которые идеализируются, обладают собственным бытием и особыми правилами операций с ними (это числа, фигуры, абстрактные объекты наук).

Есть и социальный план идеального - это совокупность общезначимых культурных норм, правил религии, морали, искусства, науки. Эти нормы регулируют человеческие взаимоотношения.

В индивидуально личном плане идеальное - это внутренний мир человека, он представлен в виде его потребностей, целей, желаний, эмоций, мыслей, духовных и душевных ориентаций. Эти силы идеального служат побуждениями человеческой активности в мире.

Идеальное всегда связано с определенными материальными структурами языка, мозга, орудиями труда, но не совпадает с ними, поскольку задачи идеального выражать, представлять формы других тел, которые находятся вне его материальной досягаемости. Такое свойство, опосредованность идеального - весьма существенно, хоть и парадоксально: идеальное - это способность выражать, представлять природу других объектов, оставаясь при этом самим собой.

Отражение - основная характеристика сознания и познания с точки зрения философии диалектического материализма. Сознание и познание понимаются в рамках этой концепции как отражение, воссоздания характеристик предметов, которые существуют объективно, - реально, независимо от сознания субъекта.

Понимание познания как отражения было сформулировано Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В советской философии идеи Ленина относительно познания как отражения, а также об отражении как свойстве всей материи догматизировались и получили название «ленинской теории отображения». Последняя толковала отражение как единственное возможное понимание познания и сознания. В действительности высказывания Ленина об отражении не составляют единственной и последовательной концепции и допускают разную интерпретацию.

Ленин подчеркивал непосредственную данность сознанию познаваемого предмета (материя, например, определяется как объективная реальность, «данная нам в ощущении»). Но такой подход несовместим с признанием существования посредников в процессе получения знания - следов, образов, копий. Между тем, по Ленину, субъект получает знание о реальных предметах только с помощью образов как каких-то самостоятельных образований.

У Ленина есть также другая интерпретация понятия отражения - как соответствие идеального предмета реальному оригиналу. Ленин много раз уподобляет образ отпечатку, картине, копии предмета. Такая интерпретация получила широкое распространение. Отражение толковалось как изоморфное или гомоморфное соответствие образа предмету. Такое понимание широко использовалось в идеях теории информации, кибернетики, семиотики, теории моделирования и других когнитивных дисциплин.

Вместе с тем теория отражения сталкивается с трудностями, которые имеют реальное значение при разработке проблем сознания и познания.

Сознание в своих развитых формах является социально-культурным продуктом. Если сравнить уровень интеллекта младенцев, которые воспитываются в семье и в Доме младенца, то разница между ними разительна. Более развитые - дети в семьях. Человек - открытая система потребностей и удовлетворяет их специфически человеческим способом бытия в культуре. Человек сам создает условия своего существования. В этом процессе важную роль играют труд и общение, появление языка. Недаром М. Хайдегер назвал язык домом бытия. Человек выражает себя в языке, его понимают через язык, выслушивание.

Люди начинают выделять себя из природы, когда начали изготовлять орудия труда. Труд - это процесс обмена веществ между человеком и природой, это органическая основа человеческой кооперации и партнерства. Человек своей деятельностью обусловливает и контролирует этот обмен веществ.

Но не только труд, трудовая деятельность лежат в основе формирования сознания. Любая творческая деятельность (научная, поэтическая, художественная, религиозная и т.д.) являются важным фактором развития сознания.

Основной чертой, которая отличает практику человека от деятельности животного есть то, что человек покоряет мир, подчиняет его себе в зависимости от собственных потребностей. Таким образом, человек способен овладеть бесконечным количеством форм деятельности. Животное от природы запрограммировано на один единственный от деятельности и никогда в принципе не может овладеть другим. В этом смысле человек покоряет себе окружающий мир, животное приспосабливается к окружающему миру. Человек может жить в любых обстоятельствах, а животное может жить лишь в условиях, на которые оно запрограммировано биологически. Именно поэтому, в отличие от животных, человек является существом универсальным. Человек осознает свои потребности, а животное действует инстинктивно. Поскольку же общественная практика носит сознательный характер, то сознание выступает идеальным орудием труда, ведь практика человека не может осуществляться вне осознания своей цели.

Существуют индивидуальное и общественное сознание.

Вместе с тем, эти формы сознания не являются абсолютно изолированными одна от другой - не существует индивидуального сознания без общественного, и наоборот. Но неверно толковать общественное сознание как определенную сумму “индивидуальных сознаний”. Равно как и индивидуальное сознание нельзя понимать как обособленный “экстракт” общественного сознания - они являются тождеством противоположностей, взаимообусловливающих и взаимообогащающих друг друга.

Общественный характер сознания как феномена человеческой жизнедеятельности проявляется в разнообразии таких его форм, как философия, религия, наука, искусство, мораль, правосознание, социальная психология и др.

Сознание существовало не всегда. На нашей планете были периоды, когда высокоорганизованная материя отсутствовала.

В течение примерно одного – двух миллиардов лет складывались условия для появления органических веществ, а позднее – и человеческого мозга. До этого времени существовали более простые формы отражения, присущие неорганической природе: механическая (при перемещении в пространстве), физическаяхимическая (при преобразовании состава вещества). Они – результат взаимодействия предметов материального мира между собой, определенная сторона изменений, происходящих внутри тела. Особенности отражения зависят от природы отражающего и отражаемого тел, их строения, состояния, уровня организации. (при изменении температуры, массы, веса, объема),

С возникновением органической ступени появились более сложные формы отражения: биологическая (способность отвечать на внешние воздействия состоянием возбуждения), физиологическая (осуществляющая с помощью условных и безусловных рефлексов), психическая (ответная реакция на основе функционирования нервной системы).Эти формы взаимосвязей материальных образований подготовили зарождение самой сложной формы отражения – сознательной. Таким образом, ее формированию предшествовал длительный период развития – и психики высших животных в том числе. Сознательная форма отражения качественно отличается от своих предшественниц тем, что, выявляя не только биологические, но и социальные связи, она постигает внутренние закономерности явлений.

Сознание не существует без своего материального носителя – основы, объединяющей органы чувств, периферическую и центральную нервные системы, мозг. Данные материальные образования взаимодействуют между собой рефлекторно, что выступает физиологическим фундаментом человеческой психики, в том числе и сознания (термин психика образован от греч. психэ – душа). На современном этапе развития наук и философии человеческую психику рассматривают как синтез осознанных и неосознанных реакций на воздействия. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, единый циклический строй непрерывных процессов, заключающихся в активном отражении человеком окружающего мира.

Материальные образования и физические системы выступают только как биологические предпосылки сознания. Для его формирования были необходимы еще и социальные условия: совместная деятельность людей, производственный труд, изготовление орудий труда, коллективный образ жизни, общение, воспитание подрастающего поколения.

Сознательное действует в единстве с материальными и физиологическими основами, как бы накладываясь на них и проявляясь через них. Характер этого единства анализирует теория антропосоциогенеза (возникновения человека общественного). Она базируется на научных открытиях археологии, этнографии, палеонтологии, а также астрофизики и космологии. Последние изучают изменения положения полюсов Земли, влияние на нее метеоритных и астероидных дождей, оледенений, многочисленных природных катастроф и т.д. Теория астропосоциогенеза исследует методы приспособления наиболее развитых существ, гоминидов, к неблагоприятным природным воздействиям. Одновременно делается акцент на происходящих физиологических сдвигах: выравнивании позвоночного столба при появлении прямой походки, совершенствовании передних конечностей для трудовых операций, изменении положения головы, преобразовании шейных позвонков и гортани, формировании речевого аппарата, усложнении структуры мозга, особенно его высшего отдела – коры больших полушарий. В итоге подобные длительные трансформации позволили человеку создавать и совершенствовать орудия труда, сохранять их, передавать из поколения в поколение, обучать использованию, целенаправленно осуществлять ориентированную трудовую деятельность. Это не характерно ни для одного живого существа, кроме предчеловека и человека. Все эти видоизменения в своем единстве и способствовали появлению сознания, языка, речи, общения, формированию человека как общественного существа.

Но возникновение этих качеств не означало их неизменного наличия в дальнейшем у цивилизованного человека. Исторические хроники эпохи Великих географических открытий (XVI-XVIII вв.) выявили интересную закономерность: моряки, попавшие в результате кораблекрушения на необитаемые острова, через 5-7 лет психически и социально деградировали, навсегда утрачивая способность сознательно реагировать на происходящее. Оставшиеся от них дневники показывают постепенную потерю абстрактного мышления, ослабление памяти, беглой речи, появление неадекватных реакций, маразм. Таким образом, повествование о процветании Робинзона Крузо не имеет под собой научной и фактологической базы, а представляет лишь удачный художественный вымысел.

Не менее убедительный опыт приобрело человечество в отдельных драматических случаях вхождения человека в жизнь. Дети в грудном возрасте, попавшие в логово зверей, довольно быстро утрачивали способность к возникновению сознания. Возвращенные со временем в человеческое общество, они, несмотря на длительные усилия окружающих, а позже – и ученых, уже никогда не поднимались до сознательного уровня отражения. Современная наука установила, что новорожденные, обделенные общением, игровой деятельностью и социальными связями, страдают ущербностью сознания. Дети, выросшие в детских домах и приютах, зачастую полностью утрачивают высшие, тонкие психологические проявления.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


15. Сущность человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».

Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, - на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.

К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др.).

В современной глубинной психологии понятие бессознательного широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное и коллективное бессознательное влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.


Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.


Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия