08.10.2020

Проповедь "«и тебе самой оружие пройдет душу…»". «И Тебе Самой душу пройдет оружие… И тебе оружие пройдет душу


Изображение, которое мы видим на классической Тройке Мечей Таро Райдера-Уэйта явно отсылает грамотного европейца сразу к двум знаменитейшим евангельским сюжетам. К первому – совсем уж явно, ко второму – чуть более «символически».

Первый библейский сюжет, зашифрованный в карте Тройка Мечей, это, конечно же – Сретение. Нужно было принести новорожденного в Храм – и Мария с Иосифом, подчиняясь обычаю, пошли в церковь. Как известно, там их встретил святой старец – пророк Симеон, который и напророчил Христу – Его будущее, а Марии – Её. Знаменитые слова Симеона вынесены нами в заголовок статьи: «И Тебе самой орудие обыдет (пронзит) душу».

С этим толкованием Тройки Мечей согласны все тарологи без исключения. Ведь иконография данной карты, ну, почти дословно «цитирует» знаменитые иконы, где сердце Матери Бога пронзают несколько стрел («Семистрельная», например).

Но существует ещё один библейский сюжет, уже не так явно процитированный в карте. Чтобы его увидеть, нужна не только некоторая религиоведческая эрудиция, но и некоторая доля воображения.

Второй архетипический сюжет – это сама Голгофа. На классической карте Райдера-Уэйта изображена Голгофа (место казни Христа) в момент распятия, после смерти Спасителя.

Даже время указано на карте точно! В Евангелиях мы читаем (а кто-то помнит это наизусть по Булгакову...), что «тьма накрыла город Ершалаим» и «днём стало темно как ночью» и с неба посыпалось что-то неприятное. Всю эту погоду и природные явления мы как раз и видим на изображении карты. Огромные тучи, какой-то дождь.

Посмотрите теперь на три железных меча! Как они похожи на те самые три деревянных креста, которые мы видали на картинах наших художников. Центральный крест – Христос, по бокам от Него – разбойники, распятые вместе с Ним.

Один – раскаялся и пожалел Христа. Он услышал потом: «Уже сегодня же будешь со Мною в раю». Это – знаменитый «благочестивый разбойник».

Второй, со второго бокового креста, продолжал грязно ругаться до своего последнего вздоха. Он был очень упрямым, скандальным, сварливым и гордым – а несчастья таких людей вовсе не учат ничему и не вразумляют ни на что. А лишь ещё больше ожесточают к миру и людям, озлобляют и отупляют мозг...

И вот, все они три, три креста с распятыми на них людьми – находятся как бы символически – в сердце у самой Богоматери. Она их туда приняла, она о них обо всех думает – думает хорошо и скорбит.

Здесь мы видим один очень важный урок.

Мать скорбит о своём родном сыне и за своего родного сына – это понятно.

Это умеют почти все матери. (Вот – первый меч).

Мать скорбит о чужом человеке. Но он – друг её сына, он жалел её сына, он помогал её сыну. Это тоже понятно. Это тоже умеют многие матери, хотя не все. (Вот второй меч).

Мать скорбит о стопроцентно чужом ей человеке. Не то, что он был прямо-таки врагом её сыну. Нет, но он был один из толпы тех, кто его не уважал, презирал, и задевал грубыми словами и шуточками.

Вот о таких сожалеть не умеют никакие земные матери! Это умеет только Богородица – как учит нас карта классического таро Тройка Мечей.

(Вот – третий меч).

Какой же архетип задаётся этой картой?

В каждом человеке живёт – Надежда. Надежда на то, что где-то есть кто-то, кто примет его таким, какой он есть, всё поймёт и простит – не отвернётся, не будет мстить, не осудит.

Говорят, такие монахини есть в далёких католических монастырях-богадельнях. А ещё на встречу с такой женщиной надеется каждый мужчина, особенно живущий грешно. Недаром заключённые любят вытатуировывать Богородицу.

Но эта Надежда живёт в каждом человеке – независимо от пола и количества грехов! А кто так сумеет, как мы хотим?..

Вот, как Богородица, что сумела впустить в своё сердце и печаль и слёзы за нераскаявшегося разбойника, который обзывал её сына, когда Она стояла и плакала под крестом.

Не каждая мать на такое способна, повторим.

На это способен только архетип: Богородица. Другими словами: «Мать-Которая-Не-Только-За-Своих-Детей».

Вот какая мать! Вот к какой матери мы подсознательно стремимся, как цыплята к лампе!

Никому не интересна (и даже омерзительна!) та мать, которая любит только своих детей (и показывает это окружающим – во всей своей простоте и непосредственности).

Но таких матерей как раз – полным-полно. Если представить себе ось, в крайнем правом удалении которой будет Богородица, то крайне слева будет образ абсолютно Ей противоположный. Какой?

Да проще-простого – сказочный Архетип Злой Мачехи! Той, что кормит свою дочь пирожками, а чужую посылает ночью зимой в лес.

Сегодня семьи не похожи на семьи многовековой давности – мачех что-то не видно. Но архетип-то не исчез... Проще говоря, любая женщина, которая с каким-то особенным привкусом произносит воинственную фразу «Моё дитё» – вот она-то и есть потенциальная страшная злая мачеха.

Идеал, что нарисован в Тройке Мечей, это «идеал»... К нему нужно терпеливо стремиться, но в земной жизни его достигают немногие, редко и только урывками.

Это нужно трезво понимать, не выдумывая себе «святость», которой у нас, конечно же, скорее всего нет...

Однако – созерцайте этот архетип, эту карту! Вспоминая об этой истории, улучшить свой характер – можно. Приобрести некоторую интеллигентность – тоже.

Остаётся выяснить один лишь вопрос.... Его обязательно зададут нам вдумчивые тарологи!

Вопрос о масти карты

– Почему такая насквозь «сердечная», «любящая», сопереживательная карта Всеутешительницы-Богородицы зашифрована не в масти кубков, а в масти …. мечей?

– И почему это Младший Аркан, а не Старший?

Ответим сразу же на второй вопрос. Потому что от человека и требуется в этой ситуации повторить – мало, по его силам, чуть-чуть. Будь чуть-чуть как Она, на твёрдую троечку – и уже неплохо...

Вроде того, что необязательно сразу уходить в монастырь – ухаживать за убогими и пленными, ты на родительском собрании научись себя вести не как «мамашка». Научись хотя бы не видеть в каждом другом ребёнке и вообще другом человеке – того самого «нераскаявшегося разбойника».

А теперь ответим на вопрос о странной масти карты Тройка Мечей.

Казалось бы: ну при чём здесь ум, абстрактные идеи, интеллект, проектирование и рациональность?

А вот тут, пожалуй, и кроется главный урок нашего с вами разговора!

Оказывается, сердце-то человека воспитывается через его … ум, через воспринимающий интеллект! А мы так уже привыкли – недооценивать ум, превратили его в какого-то «злодея».

А что я делаю сейчас? Я ведь апеллирую к вашему – уму! Раз вы читаете этот материал и воспринимаете его, то ум у вас – есть!

Если материал вами воспринят, и ваш ум переработав его – принял мои аргументы – то поменяется и ваше Сердце, станет чуть-чуть добрее. Как у Богородицы на картинке. И ваши чувства вслед изменятся – будут более благородными, совершенными.

Но сначала ведь нужно нагрузить какой-то информацией – ум. Вот потому-то самая «сердобольная» карта Таро и отнесена так загадочно к масти Мечей – ума, идей.

Вспомним ещё вот что. Масть мечей в Таро символизирует «власть» и сословие рыцарей-феодалов-дворян...

Это они управляют мужичьём, перераспределяют справедливо урожай, следят за посевами, пишут им законы, следят за их выполнением. Вообще - -царят на своих родовых землях, чтобы они не превратились в голую пустошь или дикие леса с ватагами разбойников.

Вы думаете, почему феодал отнимал у крестьянина его же рожь, запирал её в замке и выдавал потом по мерке – на прокорм и на посев весь год? Советские учебники об этом не любили говорить, но ведь крестьяне могли превратить рожь в солод, наварить хмельного и выпив его всё – пойти по соседним деревням – попрошайничать или грабить. Что будет из мешка ржи – пиво или хлеб, решал дворянин – та самая масть мечей.

Точно так же и ум человека ведёт себя по отношению к его «чувствам» и ещё более грубым потребностям тела.

Воля – часть ума. Отсутствие воли – когнитивное (умственное) расстройство, душевная болезнь.

Вот поэтому,когда молятся «о прибавлении ума», то не только для пятёрок в школе, а и для того, чтобы получить того самого «царя в голову», который не даёт перегнать рожь на пиво – молятся о волевом разумном поведении...

Я хочу быть добрым ко всем, но не могу себя удержать! Рука так и тянется схватить последнее пирожное с тарелки и положить его своему ребёнку.

Я хочу уметь прощать того, кто меня обидел и растоптал, но не получается – хочется вцепиться ему в горло зубами и даже достать его из могилы...

Это всё бывает тогда, когда мы разрешаем своим необузданным чувствам брать верх над привычкой анализировать, рассуждать, «принимать во внимание»...

Это ещё и отсутствие волевого компонента – когда нет воли стараться не быть зверем, стараться не быть рабом своих самых низких приливов.

Нас порою посещают такие вспышки необузданной ярости и желания мстить. Для того, чтобы утихомириваться после таких вспышек, полезно созерцать тогда карту классического Таро Райдера-Уэйта – Тройку Мечей.

Смотрим на карту и вспоминаем чудесные строчки русского поэта:

«Было хуже Богу моему,

И больнее было Богородице»

И никогда не вешайте нос. А то не увидите неба! Ведь тучи, нарисованные на карте Тройка Мечей, обязательно разбегутся!

Елена Назаренко

34–35. И благословил их, т. е. родителей. Самое благословение нужно понимать как молитвенное благопожелание милостей от Бога. - И сказал Марии, Матери Его. Ев. Лука не говорит, чтобы Симеон «духом» прозрел необыкновенное, безмужнее зачатие Мариею Христа. Вероятнее всего предположить, что Симеон обращается к одной Марии как к более заинтересованной судьбою ее Сына: мать больнее чувствует несчастия, постигающие ее детище. - Се. Вот, я вижу - как бы говорит Симеон. - Лежит - т. е. таково Его назначение (ср. Флп I, 16). - На падение… Симеон, в согласии с кн. Ис (VIII, 14; ср. Мф XXI, 42. 44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин III, 19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по Божественному решению, должны соблазниться относительно Мессии и пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе Израильском - (пребывание и проповедь в Самарии - Ин 4-я гл. - было исключением). - Предмет пререканий - точнее: в знамение, относительно которого будет много споров (είς οημεΐον άντιλεγόμενον). Явление Христа хотя само по себе и было несомненно чудесным знамением или признаком исполнения Божественных обетовании, тем не менее встретило против себя сильные протесты со стороны мира (ср. Рим Х, 21), которые и разрешились распятием Христа (Евр ХII, 3). - И Тебе самой меч пройдет душу. Симеон только что сказал о судьбе, ожидающей Иисуса. Теперь он обращает свой взор к матери Иисуса и видит, как она будет страдать и болеть душою, когда Сын ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда она будет смотреть на смертные мучения Его, какие Он будет переносить на кресте (Зигабен). Ощущение, какое она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом. - Да откроются помышления многих сердец. Цель, какую имел Бог, предназначая Иисуса Христа на такое служение, при котором должны были начаться распри в народе, какие в свою очередь должны были тяжело отозваться на Его Матери, состояла в том, чтобы из многих сердец (ср. Мф XV, 19) вышли, обнаружились, доселе скрытные мысли. Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же - против Него.



Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

36–38. Тут была также - правильнее: «и была» (καί ήν) - Анна пророчица, т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх XV, 20) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. - От колена Асирова. Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. - От девства своего. Значит, она была только один раз замужем. - Вдова… Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем… и теперь будучи вдовою (καί αΰτη χήрα») 84-х лет от роду (ср. Мф ХVIII, 21 и cл.) - Которая… Эти слова относятся к выражению: «и была Анна пророчица», а между ними находящиеся представляют собою вносное предложение. - Не отходила от храма, т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. XXIV, 53). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Едершейм с. 254). - Постом и молитвою… При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. - И она в то время - точнее: в тот самый час (αύτή τή ώρα), когда Симеон беседовал с Марией. - Подошедши, - т. е. вышедши на вид, чтобы говорить (έπιστάσα). - Славила Господа - точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала с своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. - И говорила о Нем, т. е. о Христе. - Ожидавшим избавления… Неоднократно Анна повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и прош несов. глаг. λαλέω - ελάλει - говорила. - Избавление - (λύтρωσιν) - прежде всего, политическое освобождение ср. 1, 68.

Мы с вами должны рассматривать эти слова в контексте всего, что сказал Симеон.

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

Здесь две главные мысли об Иисусе.

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ

Иисус –
...спасение Божие,
...свет для язычников,
...слава Израиля.

ВТОРАЯ МЫСЛЬ

Иисус станет причиной разделений, падений, восстановлений и через это откроются помышления многих сердец.

Помните, как Сам Иисус сказал? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» ().

Учение Иисуса, Его жизнь, Его отношение к людям, Его слова и заявления – всё это стало мечом, разделившим и продолжающим разделять людей. Не примающие Его не могут принять тех, кто уверовал в Него, и отсюда разделение. Иисус – Камень противостояния всей планеты. Одни разбиваются о Него, другие разбиты Им, одни падают из-за Него, другие восстанавливаются, но нет никого, кто остался бы в стороне. Его имя, Его учение, появившеся на устах одного человека, сразу приносит эмоции в сердца окружающих: либо к объединению и возвышению, либо к разделению и падению.

Когда Симеон произносил эти слова, он так же сказал, что и Мариамь не избежит этой борьбы, и по ней, как по другим людям, пройдёт это оружие. И ей придётся сделать свой выбор: является ли Иисус её Спасителем... или просто сыном, который будет однажды распят на кресте. История, рассказанная в третьей главе Евангелия от Марка, показывает нам, что Мариамь тоже проходила путь верующего человека, она тоже не сразу уразумела, Кем был Иисус ( -35)

Интересно, что слово, которое в Евангелии от Луки переведено, как оружие, ещё несколько раз встречается в Библии только в книге Откровение. Помотрим на эти стихи?

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон ****; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон ****

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними **** уст Моих.

Из уст же Его исходит острый ****, чтобы им поражать народы.

а прочие убиты **** Сидящего на коне, исходящим из уст Его


Как мы видим, жизнь Иисуса была одним сплошным непрекращающимся сражением против греха, сатаны, заблуждений, лжи. И мы видим, что Он всегда сражался мечом, оружием Слова. Слово Бога - «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (). А Мариамь, мать Иисуса, - одна из человеков, и ей «оружие» должно было пройти по душе, либо спасая, либо поражая.

Согласно Евангельскому повествованию, праведному старцу Семеону, много лет пребывавшему в недоумении о значении слов в книге пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», было предречено, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. На сороковой день по Рождеству Христову, когда во исполнение закона Моисеева, согласно которому все родители должны были своих первенцев приносить в храм для посвящения Богу, Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. Праведный Симеон Богоприемец, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2, 29-32). Предвидя же скорбь, которую придется перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие, — да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2, 34-35). Именно этот Евангельский сюжет лег в основу почитаемой на Руси иконы Божией Матери «Семистрельная», передающей в аллегорической форме пророческие слова праведного Семеона Богоприемца во время сретения — встречи Богомладенца.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами, или, иногда, стрелами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен и изображает великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17,11). На иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. Есть и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три справа и слева, а одна снизу. В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни их празднования — 26 августа, 15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». Еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, непосредственно носит название «И Тебе Самой душу пройдет оружие…» или «Страстной». На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении. Одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери, согласно церковного предания, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX века сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным оригиналом. Он был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не сохранившегося изначального образа.

О первом прославлении иконы Божьей Матери «Семистрельная» сохранилось следующее предание. Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Лишь в третий раз церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители омыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.

Память об этом чуде могла исчезнуть, если бы через несколько лет новое знамение Божие, не явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ. Христолюбивые жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера отступила так же внезапно, как и пришла. Со времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных по молитвам перед ней Богородице. После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви.

В настоящее время мироточивая икона Богоматери «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве. Еще один мироточивый хранится в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса Нижегородской области. Икона написана в XIX веке, по преданию одним из учеников основателя перовой провинциальной школы живописи в России А.В. Ступина. Начиная с 1998 года, на образе несколько раз замечали капельки благовонного мира, освидетельствовал которые епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) (+2001).

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.

Николай Жидков

Иконография Богородицы очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное место занимают и иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Чаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой.

Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества очень широкая: «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля: «Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях, иконы все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона, чем «Умягчение злых сердец».

В вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу.

В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие». Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы на сюжет пророчества Симеона, восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя. Очень интересна икона, которая называется «Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим, слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа, Петр отрекся от Учителя.

Около столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку.

У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль.

Обращаясь к этим иконам, многие получают сердечное облегчение.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия