20.03.2022

Приют в серафимо знаменский женский монастырь. Из блокнота монахини. О современной жизни Серафимо-Знаменского скита рассказывает монахиня Тамара


Расположен на берегу реки Рожайки, у села Битягово.
История создания Серафимо-Знаменского скита связана с жизнью схиигумении Фамарь (в миру Тамары Александровны Марджановой), которая в 1910-1912 годах основала Серафимо-Знаменский скит.
Для постройки скита было выбрано место в Самойловском лесу, в двух километрах от деревни Заборье и в полукилометре от села Битягово, на горке в правобережье реки Рожайки среди древних славянских курганов.
В создании Серафимо-Знаменского скита на землях Покровской общины в 1910-1912 гг. матушке активно помогала великая княгиня Елизавета Федоровна .
Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского).
Проскочили неприметный и никак не обозначенный поворот и скиту , въехали в село Битягово и остановились возле церкви Воскресения Словущего.

Церковь Воскресения Словущего в Битягово .

Церковь Воскресения Словущего в Битягово - памятник архитектуры XVII века.

Церковь Воскресения Словущего в Битягово.
Окрестности села Битягова заселялись с давних времен: об этом свидетельствуют курганы вятичей, находящиеся близ него. Первое же упоминание об этом поселении встречается в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты в 1339 году.
Ныне существующая церковь Воскресения Словущего была построена в 1670-1671 гг.

Поклонный крест возле храма.


Расспросили дорогу к скиту у играющих возле храма ребятишек и на этот раз правильно свернули в лес, на ничем не примечательную дорогу, которая вывела нас прямо к скиту.

В хозяйстве скита - куры, коровы, лошади.

В скиту занимаются больными детьми, уже помогли встать на ноги многим ребятишкам с помощью иппотерапии (катания на лошадях).

Виден купол церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.



Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины.
В соборе два престола , один - верхний, в честь иконы "Знамение" и преподобного Серафима, и нижний, в который надо спускаться по крутой лестнице, - в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии .

Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с шатром из 24 поднимащихся ажурными ярусами кокошников. Архитектор собора - А.В. Щусев.

Крест на алтарной стороне храма.

Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского , с шатром из 24 поднимащихся ажурными ярусами кокошников. Архитектор собора - А.В. Щусев.

Купол собора.

Купол церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

24 белых кокошника церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Кресты на стене церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Крест на стене церкви во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима.

Мозаичная икона Знамения Божией Матери .



Колодец на территории Серафимо-Знаменского скита.
Вдали слева видна надвратная звонница .

Надвратная звонница и келия .

Две келии.

Надвратная звонница и келия.

Надвратная звонница.

Ажурные кованые ворота звонницы.

Ажурные Святые ворота звонницы. Звонница со Святыми вратами воссоздана заново по фотографиям 1920-х годов.

Голубь на Святых воротах звонницы.

На территории Серафимо-Знаменского скита расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12

Серафимо-Знаменский женский скит Московской епархии

Серафимо-Знаменский скит был основан в году игуменьей Ювеналией (Марджановой) .

Архитектура

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 - по числу 24 апокалипсических старцев.

Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

Храмы

  • Храм иконы Божией Матери "Знамение" и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

Святыни

  • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
  • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

Настоятельницы

Литература

  • В.Г. Глушкова "Монастыри Подмосковья", Москва, Вече, 2015, стр. 140-146

Музей, посвященный схиигумении Фамари - основательнице и первой настоятельнице малой обители, можно назвать одним из самых притягательных и обжитых мест скита или, как его еще любовно называли при жизни матушки, скиточка. Здесь хорошо поговорить с сестрами на духовные тема - сама атмосфера помогает и располагает. Сюда хорошо привести гостей и показать им дорогие сердцу реликвии.

У нас есть книги, которые матушка Фамарь читала, придя совсем юной в монастырь святой равноапостольной Нины в Бодби, - сказала игумения Иннокентия. - Настоятельницей Бодбийского монастыря в Грузии была в то время игумения Ювеналия (Ловенецкая). Она приняла княжну, рано осиротевшую, как мать. И подарила ей книги святителя Игнатия (Брянчанинова) со своей дарственной надписью, пожелав стремившейся к богообщению девушке полюбить этого автора так же, как полюбила его она. Еще матушка Ювеналия пожелала послушнице, чтобы сей дивный святитель вел ее по жизни.

По словам нынешней настоятельницы Серафимо-Знаменского скита, в этих бесценных книгах-реликвиях есть пометки самой матушки Фамари. Недавно сестры решили в хронологической последовательности распечатать пометки. Распечатали и увидели: особо выделенные места в тексте или отклик в два-три слова на какую-то мысль, назидание настолько сильно, убедительно отражают высокий духовный строй схиигумении Фамари! То есть итог этой работы для потрудившихся сестер оказался плодотворным и радостным, еще больше приблизив к ним основательницу родного скита.

Удалось сохранить матушкино кресло из карельской березы, небольшой ее комод и диванчик, - продолжила игумения Иннокентия. - Есть какие-то личные вещи матушки. Например, белый апостольник и кусочек шали, в которой она была в ссылке, где заболела туберкулезом горла.

Признаюсь, что этот простенький кусочек шали, эта материальная вещь из прошлого особенно взволновала душу. Многое вспомнилось из прочитанного и обжегшего сердце трагизмом событий, погрузивших Россию в пучину горя и невыносимых страданий. Конец XIX в.: девушка с красивым голосом, музыкально одаренная и готовившаяся поступать в консерваторию, попадает в Бодбийский монастырь на экскурсию и выходит оттуда с совершенно иными намерениями. Отныне ее сердце навсегда с Богом. Теперь она думает только об одном: как послужить Господу здесь, в женской обители, где находится гробница святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии. Спустя годы горячо любимый православным русским народом святой праведный Иоанн Кронштадтский символически предречет ей игуменство в трех местах и великую схиму. И действительно она станет игуменией Бодбийского монастыря, где к тому времени уже подвизалось около 300 сестер, затем - Покровской женской общины в Москве и в начале XX в. - настоятельницей созданного ею (с активной помощью преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны) Серафимо-Знаменского скита, который просуществовал 12 лет и был закрыт в 1924 г.

Матушку-настоятельницу Фамарь, правда, не сразу арестовали после закрытия скита. Ей дали пожить на свободе и только в 1931 г. забрали в Бутырку, затем сослали в Иркутскую область, где она провела три года в тяжелом для нее климате. В ссылке не было ни лекарств, ни теплой одежды и обуви, но схиигумения не роптала, а писала из Сибири: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Так и должно быть… Все, что за годы случается, вся жизнь - разве это не чудо?!»

Мать Фамарь постоянно присутствует в нашей повседневной жизни, - сказала игумения Иннокентия. - Мы поминаем ее на Литургии, частенько воздыхаем к ней, прося о помощи, ездим к ней на Введенское (Немецкое) кладбище в Москву. Она была похоронена рядом с московским старцем - святым праведным Алексием Мечевым, чьи мощи находятся теперь в столичном храме святителя Николая в Кленниках. Собираясь здесь, у матушки Фамари в этой уютной, милой сердцу комнате-музее скита, сестры вольно или невольно поглядывают на вериги, которые она носила. Сделаны вериги из металла и весят где-то до трех килограммов. Это - крест праведника.

Моя собеседница призналась, что когда ее организм порой не выдерживает напряжения - начинает скакать давление и побаливать сердце, она остается тут ночевать, среди реликвий, укрепивших живую потаенную связь с основательницей скита. А утром отмечает, что и сердце перестало болеть, и с давлением все в порядке - словом, пришла в норму!

Еще об одной бесценной реликвии музея хочу сказать. Это небольшой деревянный сундучок, с которым священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, был в ссылках, когда его «перебрасывали» из одного конца страны в другой - из холодного края в знойные места. Открыв сундучок, мать Иннокентия достала оттуда многостраничное письмо, написанное святителем матушке Фамари, в котором он ласково называет ее «мамуся», «родная» и подробно рассказывает о дивном сне на Лубянке, в котором ему явился Господь. В Серафимо-Знаменском скиту подвижник веры нашел убежище с осени 1918 г. по 1919 г. В пик гонений на Церковь схиигумения Фамарь приютила у себя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), бывшего наместника Чудова Кремлевского монастыря, и тогда еще архимандрита Серафима (Звездинского), построив близ скита киновию с домовой церковью преподобного Арсения Великого. Полтора года эти близкие по духу люди жили в полузатворе, ежедневно совершая Божественную литургию, занимаясь науками и церковным творчеством. А еще они копали грядки и рубили дрова…

Письмо святителя Серафима к матушке Фамари опубликовано в книге «Все вы в сердце моем», имеющейся в скитской библиотеке. Но какое волнение испытываешь, когда берешь в руки исписанные красивым мелким почерком листочки бумаги и понимаешь, что над ними склонялся святой, на долю которого выпало столько страданий и в то же время столько Божией и людской любви!

По дороге ведущей в село Битягово на дереве лишь небольшая самодельная табличка, что на ней написано разобрать сложно, поэтому мы, практически наобум, сворачиваем направо и прибываем на место. В стенах скита нас встречает матушка Иннокентия. Она проводит нас в храм и начинает свой рассказ:

Серафимо-Знаменский скит

Первый камень Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года, а уже через два года скит освятил митрополит Владимир Московский. Что представлял собой скит тогда? Это был маленький монастырь, пустынный, скрытый от глаз. Очень интересен замысел: ограда скита, стены всех зданий, были покрашены в желтовато-золотистый цвет и это отсылка к Иерусалиму.

Если посмотреть сверху, скит 1912 года выглядел так: квадрат стен, с западной стороны звонница и Серафимо-Знаменский храм, больше ничего на территории не было. В стены были встроены 12 домиков по именам апостолов. В Священном писании, в откровении Иоанна Богослова, есть описание Града Божия, и там ничего нет, кроме самого Бога на престоле. Архитектор был вдохновлен заказчиками и вот, если обойти храм, то увидите, что он напоминает фигуру сидящего на престоле. Вы этот образ успеваете ощутить. Тарковский говорил, что символ нужно правильно трактовать, а вот образ можно ощутить.

А дальше, войдя в храм, мы переходим к пророкам, на которых зиждется предсказание о приходе мессии. Шатер необыкновенный, но украшает храм так, - особенно когда солнышко, что никакие росписи не нужны. В шатре 24 окошка по числу пророков. Снаружи видно 34 выступа и венчает это все очень красивая переливающаяся керамическая главка.

Есть версия, что этот храм строил Алексей Викторович Щусев – ведущий архитектор 20 века. Дело в том, что в архивах никаких документов по храму не сохранилось. Известно, что проект менялся в течение строительства. Так изначально задумали часовню, а построен был храм.

Серафимо-Знаменский храм двухэтажный. Верхний храм имеет два престола: один посвящен иконе Матери Божией Знамения, второй - Серафиму Саровскому.

Нижний храм находится под землей, он посвящен Святой Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Дело в том, что схиигумения Фамарь, основательница скита, была по своему происхождению грузинская княжна. Судьба ее очень интересна.

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась в 60-х годах 19 века в богатой грузинской семье, в городе Кварели – центральная Грузия. Город этот знаменит тем, что там родился известный режиссер Коте Марджанишвили - родной брат схиигумении Фамари. Семья была не просто традиционно православная, видимо интересы были более глубокие, известно, что духовником их был старец с Афона, ессей. Тамара Александровна рано осиротела, мать умерла, когда ей было двадцать, а отец - тремя годами раньше. Она находит опору в Боге, вообще к 20 годам – это уже сложившаяся, цельная личность, и то, что она в итоге выбирает монастырь, а не светскую жизнь, - не случайно. Хотя Тамара Александровна, конечно, была одной из завидных невест Грузии – княжна, достаточно состоятельный человек, имевшая хорошее домашнее воспитание, да к тому же красавица. Родственники мечтали, что она поступит учиться в Петербургскую консерваторию, - у княжны были большие музыкальные способности и хороший голос. Но она выбрала другой путь. Однажды летом Тамара Александровна с сестрой и двумя младшими братьями гостила у своей тетки в городе Сигны, недалеко от древнего женского монастыря во имя Святой Нины в Бодбе, который в это время восстанавливался после долгого запустения.

Юная Тамара Марджанишвили попала на службу в этот монастырь и решила там остаться – стать монахиней. Родственники были против такого решения, пытались отвлечь от мысли о монастыре, возили в Тифлис. Но Тамара Александровна выбрала свой путь.

В конце концов, в 1903 году она станет там игуменьей, к тому времени там будет уже около трехсот сестер, кроме того, она держала под своей опекой две женские школы, что в Грузии в то время было редкостью – вокруг было много мусульманского населения.

Матушка очень любила свой Бодбийский монастырь, но ей самой недолго пришлось оставаться в нем игуменьей.

В 1905 революционно настроенные горцы часто нападали на мирных людей, матушка всех, кто обращался в монастырь, брала под свою опеку. Революционеры были сильно раздражены таким поведением молодой игуменьи. После того, как было совершено покушение на ее жизнь, указом Святейшего Синода, без желания матушки, она была переведена из любимого ею Бодбийского монастыря в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины.

Но с годами у нее родилось и все больше разгоралось желание, поселиться в одиночестве около Саровского монастыря и там окончить жизнь в молитвенном подвиге. Дело в том, что Серафим Саровский был особенно близок матушке Фамари, его житие она прочитала еще до того, как он стал прославленным, а с собой она всегда брала маленькую круглую иконку с изображением преподобного старца Серафима. Но, приехав в Серафимо-Панетаевский монастырь, она получила внушение от Божьей Матери, когда молилась перед ее иконой Знамения. Это чудесное внушение повторялось несколько раз, и матушка поняла, что Божья Матерь не хочет, чтобы она кончала жизнь в уединении, а поручает ей создать новый скит не только для себя, но и для других. Матушка Фамарь решила посоветоваться с опытным духовником и поехала в Зосимову пустынь к затворнику о. Алексею, который сказал ей, что «ты должна сама построить скит, Царица Небесная сама выберет место и все устроит, а ты будешь орудием в ее руках». Интересно, что в день памяти преподобного Алексея Зосимского в храме скита замироточила икона Знамения Божьей Матери.

Желая еще раз проверить себя перед началом такого серьезного и большого дела, матушка поехала в Оптину пустынь посоветоваться с преподобным Анатолием, который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное Самой Божьей Матерью. На создание скита матушку благословил и о. Товия из Троице-Сергиевой Лавры. 27 июля 1910 года состоялась закладка скита.

Серафимо-Знаменский скит просуществовал всего 12 лет. Он был закрыт большевиками в 1924 году. Сестры разошлись в разные стороны. Потом на территории скита будет организована больница, чуть позже - пионерский лагерь, после лагеря - база отдыха военного завода.

Матушке удалось найти небольшой дом в поселке Перхушкого, где она и поселилась с 10 сестрами. В отдельном домике помещался священник иеромонах Филарет. В 1931 году матушка была арестована вместе с несколькими сестрами и батюшкой. Сначала тюрьма, потом Сибирь – три года ссылки. Как это все вынесла матушка Фамарь при своих больных ногах и уже обнаружившемся туберкулезе? Ей помогала вера, сила воли и огромная выдержка. А еще верная послушница Нюша, которая сопровождала матушку везде.

После ссылки матушка Фамарь вернулась и поселилась в поселке около станции Пионерская, Белорусской железной дороги. Она была уже очень больна. Скончалась матушка Фамарь 10(23) июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений. Похоронили ее в Москве, на Введенских горах, недалеко от могилы о. Алексея Мечева.

Скит сейчас

Серафимо-Знаменский скит начал возрождаться в 2000 году. На территории было запустение, в верхний храм превратили в склад, нижний – в котельную. Основа фундамента была практически разрушена, еще года два-три и шатер мог бы упасть.

Сейчас храму вернули прежний вид, службы проводятся и в нижней и в верхней части, но работы еще много. Надо делать дренажи вокруг храма, а это довольно сложная процедура. Скит до сих пор отапливается углем, а это отнимает много сил и средств, сейчас решается вопрос о его газификации. Силами монахинь и прихожан продолжается внутреннее украшение храма, например, в нижней части выкладывают мозаику из подручного материала – кирпича, остатков плитки и гранита.

В ските 20 послушниц. «В монастырь все попадают по-разному – у кого-то прямой путь, у кого-то есть свои причины, но в любом случае искорка любви к Богу должна быть, иначе удержаться тут сложно» – говорит матушка Иннокентия. Послушания разные, - кода мы зашли в комнату, где сохранились вещи, принадлежащие матери Фамари при жизни, там проходила спевка – клиросное послушание. Естественно, есть бытовые послушания, еще надо принимать гостей, проводить экскурсии. Одна сестра ходит 2-3 раза в неделю в районную больницу помогать. В общем, работы достаточно, скит живет своей размеренной, тихой жизнью.

«Нам важно, чтобы люди, приезжающее в скит, уезжали отсюда просветленными и довольными», - говорит матушка Иннокентия.

Материал подготовила Юлия Элькина

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая - поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах - надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее - какой тут может быть скит? - думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать - почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно - в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось - он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям - по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии - всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки - двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря - одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров - на родину преподобного Серафима Саровского - во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры - отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита - Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму - высшую степень монашества - с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, - разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина - известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

Координаты Серафимо-Знаменского скита: 55°23"13"N 37°44"59"E


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия