Дайте определение «дошкольная педагогика»
Это наука о законах воспитания и образования ребенка до начала обучения в школе, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.
В чем принципиальное различие понятий «воспитание», «обучение», «развитие»? Какое из этих понятий ведет за собой остальные?
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон "Об образовании в РФ")
Воспитание происходит постоянно, во время образовательной деятельности и вне ее.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Закон "Об образовании в РФ")
Обучение более узкое понятие, чем воспитание. Оно также направленно на развитие.
Человек может быть хорошо развитым, способным к решению каких-то проблем, но в то же время плохо воспитанным. Качественное обучение не всегда является показателем личностного развития.
Чем отличается личностно – ориентированный подход от индивидуально- дифференцированного?
Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.
При личностно-ориентированном подходе педагог работает с учениками-личностями, которые имеют свой мир чувств и переживаний. Отношения между детьми и взрослыми основаны на уважении друг к другу.
Такой подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе как активного субъекта этого процесса, а, следовательно, означает становление субъективных отношений.
При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся группируются с учетом уровня умственных способностей, развития физических умений, индивидуальных психических особенностей. Внутри одного занятия могут быть задания разного уровня сложности.
Опишите все методы дошкольной педагогики.
1. Исследовательские методы;
2. Средства развития дошкольной педагогики как науки, прогноз ее развития и определение тенденций воспитания и обучения человека будущего.
Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Основная задача – накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Частота наблюдений зависит от возраста, что связано с темпами развития. Чем меньше ребенок, тем чаще проводятся наблюдения.
Одновременное сравнение людей разного возраста – метод поперечных срезов.
Лонгитюд (метод продольных срезов) – прослеживание изменения психологических процессов у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.
В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование (в дошкольной педагогике в основном беседа) Исследуются 2 показателя – вербальный и невербальный интеллект (понимание, выраженное не словами, а действиями)
Беседа - непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.
Например, разбор спектакля (что увидели? что понравилось?), методика «завершения рассказа».
Анкетирование - метод получения информации посредством письменного опроса (анкеты родителей – кем работают, телефоны и т.п.). Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.
Тестирование - целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.
Детский вариант тематического апперцептивного теста (на восприятие) – показать рисунок.
Социометрический метод – например, ребенок отвечает на вопрос «С кем ты хочешь сесть рядом?» Выборы взаимные и нет раскрывают структуру отношений в группе. Выделяют популярных детей, предпочитаемых, тех, кого выбирают мало и отвергаемых (изолированных). Последние особенно нуждаются в помощи.
Высокая эффективность исследования достигается с помощью эксперимента. Лабораторный эксперимент – построение процесса с заданными свойствами (автор метода Л.С.Выготский) – это игры, учебная деятельность.
Частота наблюдений зависит от возраста. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще интервал между наблюдениями.
Эксперимент отличается от педагогического наблюдения или исследовательской беседы активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерно манипулирующего факторами и регистрирующего изменения в состоянии и поведении изучаемого объекта. Педагогический эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных предположений или гипотез. Однако педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью, поэтому «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги должны формулировать свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
Изучение педагогического опыта
Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки, практики, вести самостоятельные научные исследования.
Источниками информации являются народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).
Педагогическое исследование проводится с целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения.
Дошкольная педагогика - многозначный термин. Под ним понимается:
Особая специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию развития общества, при этом специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста;
Наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения до поступления в школу;
Отрасль возрастной педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарные формы обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу.
Родоначальником дошкольной педагогики как важной отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Как и любая другая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет изучения и категориальный аппарат. Предмет - это то, на что направлена мысль, что составляет ее содержание. Предметом дошкольной педагогики как науки является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.
Современная дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, дошкольная педагогика теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных.
Основными задачами дошкольной педагогики выступают:
Разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в семье;
Обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду;
Обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
На основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.
Дошкольная педагогика как наука тесно связана с другими науками о человеке: философией, психологией, анатомией и физиологией, отраслями медицинских наук и другими науками.
Таким образом, на современном этапе развития общества решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межотраслевой научный подход к ним.
Формирование - процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собственной активности личности.
Под развитием понимается процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием факторов внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию.
Воспитание - (в социальном смысле) понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание (в широком педагогическом значении) - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых. Воспитание (в узком педагогическом значении) - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Обучение детей дошкольного возраста - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и детей, направленный на развитие познавательных способностей, передача им в доступной форме знаний, умений, навыков, действий, предусмотренных программой воспитания и обучения, а также развитие любознательности и познавательной активности.
Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Детство - этап в развитии человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука
Подходы к определению дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).
Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Признаки дошкольной педагогики как науки.
Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.
Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.
Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.
Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.
В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).
В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.
Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.
Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.
Методологическая платформа как наука.
Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.
Основные признаки методологической культуры педагога:
1. Познание различные понятий образования;
2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;
3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;
4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;
5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.
Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:
1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);
2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);
3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);
4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.
Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.
Теоретико-методологическая основа ООП ДО:
1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;
2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.
3. Личностный подход – опора
Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).
1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;
2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;
3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);
4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.
Деятельностный подход – это психологический подход.
Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:
1. Физическая культура – двигательной деятельности;
2. Социализация – игровая деятельность;
3. Труд – трудовая деятельность;
4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;
5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;
6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;
7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;
8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.
Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.
Методы дошкольной педагогики:
1. Методы изучения педагогического опыта;
2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.
Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.
Объект, предмет, понятие дошкольной педагогики
Замечание 1
Дошкольная педагогика представляет собой одну из отраслей общей педагогики. В самостоятельную науку дошкольная педагогика была выделена только в $19$ веке.
Дошкольная педагогика занимается изучением закономерностей воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.
Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.
Педагогика дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие понятия.
Предметом данной отрасли педагогики являются:
- средства,
- содержание,
- методы.
Задачи дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики могут носить теоретический и прикладной характер. Задачи теоретического характера заключаются в изучении специфики восприятия детьми различных методов воздействия, Они решаются учеными, исследователями посредством анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей педагогов.
Прикладные задачи заключаются в следующем:
- разработка содержания и методов воспитания, обучения;
- изучение мирового передового опыта в педагогике;
- планирование и экономика образования;
- изучение содержания, а также методов подготовки профессиональных кадров.
Прикладные задачи решаются работниками образования.
Методология в дошкольной педагогике
Дошкольная педагогика является общественной дисциплиной и имеет свою специфическую методологию:
- развитие ребенка и формирование его как личности происходит под влиянием окружающей среды и целенаправленного воздействия окружающих;
- развитие ребенка социально детерминировано;
- важную роль в развитии ребенка играет наследственность;
- дошкольная педагогика носит общественный, исторический, классовый характер;
- воспитание и обучение детей должно происходить в процессе деятельности.
Принципы дошкольной педагогики
Принципы педагогики дошкольного возраста тесно связаны с ее методологической основой:
- воспитание должно проходить в процессе разнообразной деятельности, в частности трудовой и игровой;
- содержание воспитания и обучения должны быть связаны с социальной действительностью;
- наглядный метод, включающий наблюдение и демонстрацию;
- практический метод, который может быть выражен в упражнениях, опытах, экспериментах, моделировании;
- игровой метод;
- словесный, в виде рассказа, беседы или чтения.
В зависимости от цели и содержания занятия педагогом может быть выбран один из следующих методов обучения: