15.05.2019

Программы дошкольного образования по фгос прошедшие экспертизу. Одобрена примерная образовательная программа дошкольного образования


ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми 41

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 42

2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 44

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 47

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 47

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 47

3.3. Кадровые условия реализации Программы 52

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 54

3.5. Финансовые условия реализации Программы 56

3.6. Планирование образовательной деятельности 65

3.7. Режим дня и распорядок 65

3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 70

3.10. Перечень литературных источников 71

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.

Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.

Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей, получившее распространение во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения образования в стабильном развитии общества, о важности создания условий доступности качественного образования для детей на самых ранних этапах развития.

Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире, связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и экономики в целом.

Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.

В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.

Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.

В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений, расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;

– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей, в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;

–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями дошкольного и общего образования;

– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к учению на следующих уровнях образования;

– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно‑пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

Формируемая социальная ситуация развития выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г.Москва.

Во всех современных нормативно-правовых документах, касающихся дошкольного образования, уделяется большое внимание категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Эта категория детей при обучении и воспитании в ДОО испытывает особые образовательные потребности (ООП) и требует для успешного освоения образовательной программы особых образовательных условий.

В мае 2015 года была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» (далее ПООП).

Эта Программа была опубликована в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. В этом документе представлен раздел посвященный детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим дошкольные образовательные организации и осваивающим образовательную программу в ДОО.

Раздел 2.5 этой Программы (ПООП) называется:«Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ». Коррекционно-развивающая работа в рамках этой Программы для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности. Осуществляться коррекционно-развивающая работа должна во время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других, а также в ходе режимных моментов.

При этом еще предусмотрена квалифицированная коррекция недостатков в речевом, физическом и психическом развитии детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений в Программе, указано взаимодействие педагогов ДОО с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

Вот такие задачи должны решаться в ДОО при реализации образовательной программы: развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья; создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ООП (ОВЗ), так и для нормально развивающихся детей, формирование у детей общей культуры.

Таким образом, будут последовательно решаться задачи инклюзивного и коррекционного образования, а для этого должны разрабатываться примерные адаптированные основные образовательные программы.

ФГОС ДО рекомендует в таких пропорциях разрабатывать программы в ДОО. Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса в ДОО, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

Система оценивания качества реализации программы в ДОО будет направлена в первую очередь на оценивание созданных в ДОО условий внутри образовательного процесса.

В группах ДОО компенсирующей и комбинированной направленности будет проводиться коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ООП и ОВЗ.

В группах компенсирующей и комбинированной направленности в ДОО при организации образовательного процесса и реализации адаптированной основной образовательной программы образования детей с ООП и ОВЗ предполагается соблюдение следующего порядка (регламента):

регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ООП (ОВЗ) специалистами дошкольной образовательной организации (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;

регламент и содержание работы тьютора (помощника, ассистента);

регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации. (Следует различать ПМПК – комиссия и ПМПк – консилиум).

В зависимости от вида группы в ДОО (компенсирующей и комбинированной направленности) будут реализовываться разные программы.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах комбинированной направленности должны реализовываться

две программы. Для ребенка с ОВЗ на базе основной образовательной программы дошкольного образования разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа. Эти дети с ОВЗ включены в образование в ДОО на условиях инклюзивного образования. Адаптированная программа для конкретного ребенка с ОВЗ должна разрабатываться с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и призвана обеспечивать коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности, не имеющие ООП и ОВЗ, обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования ДОО.

При составлении адаптированной образовательной программы необходимо ориентироваться:

на использование методов обучения и воспитания, адекватных возрасту ребенка с ОВЗ, его физическому и психическому состоянию;

на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников (без ОВЗ и ООП);

на использование адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов;

на организацию совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и на другие ориентиры.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП) прописывает порядок организации приема детей с ОВЗ, их обследования, составления для них адаптированной программы и осуществление ее реализации. Предполагается, что в течение месяца с момента начала посещения ребенком с ООП, ОВЗ группы или продолжения посещения после летнего периода будет осуществляться педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ. Обследование детей по ФГОС ДО допускается с согласия и разрешения родителей детей. Результаты проведенного обследования развития ребенка используются для составления адаптированной образовательной программы. Основой для адаптированной образовательной программы должна являться основная образовательная программа группы ДОО. В адаптированной программе прописываются специальные условия образования ребенка, его особые образовательные потребности и индивидуальные особенности. Создание специальных условий и учет индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ будет способствовать освоению образовательной программы в ДОО.

В адаптированной образовательной программе ребенка с ООП и ОВЗ могут быть определены следующие позиции:

специфическое для каждого ребенка с ООП и ОВЗ соотношение форм и видов деятельности,

индивидуализированный объем и глубина содержания,

специальные психолого-педагогические технологии,

учебно-методические материалы и технические средства,

Разработанная адаптированная образовательная программа должна обсуждаться и реализовываться с обязательным участием родителей ребенка. С последующим вовлечением их в реализацию адаптированной программы в домашних условиях.

В структуру адаптированной образовательной программы, в зависимости от психофизического развития и возможностей ребенка, структуры и тяжести его недостатков, интегрируются необходимые модули коррекционных программ , комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с ОВЗ и другие компоненты коррекционного блока.

В реализацию адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ включаются все участники образовательного процесса в ДОО, в том числе и родители ребенка и с ООП и ОВЗ. В ходе реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ должны быть организованы специальные условия для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе. Для более успешного включения ребенка с ОВЗ в инклюзивное образование в ДОО важна предварительная подготовка ребенка к обучению с раннего возраста. Включение в инклюзивное образование ребенка с раннего возраста, а лучше с младенческого, обеспечит готовность ребенка с ОВЗ к продвижению по этапам инклюзивного процесса в ДОО.

В настоящее время Минобрнауки РФ разработало и активно распространяет проект: «Внедрение модели повышения квалификации работников сферы образования в области распространения современных технологий успешной социализации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». В рамках этого проекта работают стажировочные площадки. Кроме того, в Москве 21-23 сентября 2015 прошел Всероссийский семинар по внедрению моделей выявления отклонений и раннего комплексного вмешательства с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей. Внедрение ранней диагностики и службы ранней помощи детям с ООП и ОВЗ, позволит осуществить инклюзивное коррекционное образование в наиболее благоприятный для ребенка период – сенситивный период.

Одним из самых важных условий для эффективности реализации адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ является продуктивное взаимодействие с родителями. С этой целью должен разрабатываться индивидуальный маршрут взаимодействия педагогов и родителей на каждом этапе инклюзивного включения. Координация реализации вариативных программ образования детей с ОВЗ в ДОО осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.

Встает вопрос. Кому же придется в ДОО реализовать «Программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»?

Ответ находим в статье 13 п. 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статьи ДОО (образовательная организация) может реализовывать Программу как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. А это значит, что в реализации Программы может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с ДОО.

В ПООП можно найти ответы и на кадровые условия реализации адаптированных программ в ДОО. Так в разделе 3.3.3. по кадровому обеспечению в ДОО, указывается, что при работе в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО (компенсирующие группы) должны быть дополнительно предусмотрены должности педагогов, имеющих соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей, из расчета не менее одной должности на группу детей.

При работе в комбинированных группах, т.е. при организации инклюзивного образования, когда в общеобразовательную группу включаются дети с ООП и ОВЗ, может быть предусмотрено дополнительное кадровое обеспечение. Категории таких детей и особенности их кадрового сопровождения устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие должности иных педагогических работников устанавливаются ДОО самостоятельно в зависимости от содержания Программы.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования» (ПООП), опубликованной в официальном Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15) на ДОО возлагается ответственность за профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров. В целях эффективной реализации программ в ДОО должны создавать условия для профессионального развития педагогов.

Для консультативной поддержки педагогов по вопросам образования детей, в том числе реализации адаптивных коррекционно-развивающих программ и программ инклюзивного образования дошкольников, ДОО может привлекать другие организации в рамках сетевого взаимодействия.

В последующих статьях мы хотели бы рассказать педагогам ДОО про практический материал, который можно применять при реализации адаптированных программ в рамках осуществления здоровьесберегающих образовательных коррекционных технологий.

Список литературы:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20мая 2015 г. № 2/15)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155

  1. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 г. Москва
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

На заседании федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15), председателем которого является Президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая, была одобрена примерная образовательная программа дошкольного образования. В состав УМО входят представители управленческих структур и образовательных организаций общего образования различного уровня, представители крупных научно-методических центров и общественно-профессиональных объединений педагогов.

Руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО» Н.В. Тарасова и директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В. Волосовец выступили с сообщением «О проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования». В дискуссии приняли участие А. Асмолов, Н. Астафьева, Т. Вертепа, В. Болотов, И. Реморенко.

Поддерживая тему дошкольного образования в стране, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки А. В. Зырянова сообщила, что 85% детей в возрасте от 3 до 7 лет посещают детские сады.

Т. В. Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания (Института психолого-педагогических проблем детства РАО), в частности, отметила:

– По мнению экспертов, Примерная программа представляет собой документ, полностью соответствующий ФГОС ДО. В ней определяются объем и содержание образования уровня дошкольного образования, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В представленной Примерной программе нашли отражение требования, предъявляемые к структуре, содержанию и объему программы, описаны условия реализации программы, которые должны быть созданы в дошкольной образовательной организации, содержатся уточненные планируемые результаты в виде целевых ориентиров, соответствующие возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста.

В программе тщательно и подробно разработан содержательный раздел в отношении обязательной части, представлены рекомендации по подготовке части, формируемой участниками образовательных отношений.

В Организационном разделе программы представлены условия реализации программы, в частности, в отношении психолого-педагогических, кадровых, материально-технических
и финансовых условий и создания развивающей предметно-пространственной среды.

Программа построена на принципах комплексности, вариативности, системности и др. и является рамочным документом, который можно использовать при конструировании основных образовательных программ дошкольной организации. Сейчас в нашей стране в детских садах используется более 40 комплексных и парциальных программ, в течение последних полутора лет почти все комплексные программы, после доработки по требованиям ФГОС ДО, размещены на сайте ФИРО. Ими рекомендовано пользоваться при составлении ООП. Примерная программа ссылается на навигатор программ, там сейчас 9 программ, но в самое ближайшее время будут включены все, размещенные на сайте ФИРО.

Таким образом, принцип поддержки разнообразия детства, являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования. Достижение реальной вариативности гарантировано, т.к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования. Все используемые сейчас программы дошкольного образования, включая парциальные, прошедшие экспертизу, могут использоваться организацией целиком или частями, в виде образовательных модулей.

Согласно Типовому положению об УМО, необходимо будет обеспечивать методиче­ское сопровождение примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Сопровождение поручено ФИРО (директор – А. Г. Асмолов) и Институту психолого-педагогических проблем детства РАО (директор – Т. В. Волосовец).

Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Паспорт ПООП оформлен в соответ­ствии с предъявляемыми требованиями.

В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы, содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования.

Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.

Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.

Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы, обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.

Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия