16.10.2020

Поскольку человек не познает окружающую реальность. То что мы знаем ограничено, а то чего мы не знаем бесконечно П.Лаплас. О влиянии АФ на язык


Реальность или иллюзия. Дэвид Юм

Чем-то средним между воззрениями эмпиризма и рационализма, но в то же время вполне самостоятельным в философии Нового времени было учение английского мыслителя Дэвида Юма. Один из основных философских вопросов – о соотношении мира и человека – решается у него достаточно самобытно. Если Бэкон выводил человеческое сознание из внешнего мира, а Декарт, наоборот, из мышления – окружающую действительность (а вернее, знания о ней), то Юм жестко разграничил области объективного (внешнего, физического) и субъективного (внутреннего, духовного) и фактически снял вопрос об их соотношении и взаимодействии.

Дэвид Юм (1711–1776)

Мы уже неоднократно отмечали, что наши представления о существовании окружающего мира присутствуют в сознании благодаря тому, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем и так далее. Если бы у человека с рождения не работал ни один орган чувств, его сознание было бы абсолютно пустым или темным, в нем не могло бы возникнуть ни одного образа. Чувства – это те каналы, по которым к нам поступает информация о наличии вовне некой реальности. Но где гарантия того, что они совершенно точно воспроизводят действительность и предоставляют нам достоверное знание о ней? А если чувства искажают окружающий мир, обманывают нас, и в результате мы видим не совсем то или совсем не то, что существует на самом деле?

Еще греческий софист Протагор говорил, что человек – это мера всех вещей, то есть утверждал несуществование общезначимого и для всех одинакового: что кому кажется, то для каждого и есть истина. Иначе говоря, мы не знаем, каков мир сам по себе, но знаем то, как каждый из нас его воспринимает или видит, не ведая объективной картины вещей, каждый имеет свое собственное представление о реальности.

Последний и самый известный греческий скептик Секст Эмпирик уделил этой проблеме также немало внимания. У всех живых существ, говорил он, по-разному устроены органы чувств, поэтому неудивительно, что картина мира у каждого существа какая-либо своя и значительно отличается от восприятий других. Так, например, представим, что перед нами – комнатное растение. Наблюдая этот предмет, мы скажем, какой он величины и формы, каков его цвет и запах, гладкие или жесткие у него листья, сухой он или влажный и тому подобное. Таким образом, в нашем сознании сложилось определенное представление о нем. А теперь вообразим, что по данному растению ползает, скажем, муравей и тоже воспринимает его своими органами чувств, которые у него устроены совершенно иначе, нежели наши. Так вот, его впечатление о данном предмете будет ли таким же, как и у нас? Скорее всего, оно будет совершенно другим. Стало быть, известно, какую картину действительности рисуют каждому живому существу его органы чувств, но мы ничего не можем сказать о том, каков мир на самом деле.

Но если даже, продолжает Секст Эмпирик, не сравнивать восприятия человека и всех других живых существ, а остановиться на чувственном опыте только людей, то и в этом случае нам не откроется объективная картина вещей. Ведь органы чувств у всех устроены неодинаково: один лучше видит, другой – слышит, третий – обоняет, а значит, и картина мира у каждого из нас будет отличаться от впечатлений любого другого. Например, человек, лишенный зрения и слуха, будет считать, что нет вообще ничего видимого и слышимого, нет цветов и звуков, а есть только осязаемое, обоняемое и вкусовое. А насколько отличается мир, видимый человеком со стопроцентным зрением, от восприятия близорукого: стоит последнему надеть очки, как все вокруг него преображается и становится совершенно иным. Следовательно, мы можем сказать, какой нам кажется действительность в зависимости от наших чувственных данных, но ничего не знаем о том, какова она сама по себе.

И наконец, греческий скептик предлагает нам следующий замечательный пример. Представим себе, что перед нами яблоко. Оно желтое (зрительное впечатление), гладкое (для осязания), благоуханное (восприятие обоняния), сладкое (на вкус) и хрустящее (для слуха). У нас пять органов чувств (так мы устроены), и поэтому нам кажется, что у наблюдаемого предмета пять вышеперечисленных качеств. Но если у яблока не пять качеств, а, скажем, десять, то сколько бы их мы воспринимали? Все равно пять, потому что у нас нет тех органов чувств, которыми мы могли бы воспринять оставшиеся качества. А если бы у яблока было только одно качество, то сколько мы в данном случае воспринимали бы качеств? Все равно пять, потому что каждый орган чувств это одно качество преподносил бы нам по-своему. И даже если бы у яблока вообще не было никаких качеств, то мы воспринимали бы их ровно пять, так как каждый действующий орган чувств рисовал бы нам некую определенную реальность. Значит, мы вообще не в состоянии сказать, каков предмет на самом деле и что собой представляет, но можем знать только, каким он нам кажется в зависимости от устройства наших чувств. Мы видим мир не таким, какой он сам по себе, но всегда – только таким, каким должны и единственно можем его увидеть в силу своей чувственной организации (своего физического устройства). Философская традиция, начинающаяся с Протагора и проходящая через учение греческих скептиков, называется субъективизмом (объективная реальность недоступна, но вполне известно, какой она представляется (кажется) познающему человеку – субъекту).

Юм был последователем и продолжателем в новой философии этого направления и говорил, что когда мы воспринимаем какой-либо предмет, то в любом случае имеем его зрительный образ, слуховой, осязательный и так далее. Мы узнаем о наличии предмета через наши ощущения или чувства. Поэтому правильнее говорить, что перед нами не предмет, а сумма наших ощущений или чувственных его восприятий. Ведь вне и помимо чувств мы не могли бы вообще ничего воспринимать. Мы имеем дело не с действительностью, а с нашими ощущениями этой действительности, которые для нас и являются настоящей, безусловной и первичной реальностью, то есть самой действительностью. Что стоит за ними – неизвестно. Какой реальный мир за ними скрывается, мы ни когда не узнаем, потому что не в состоянии «вышагнуть» из наших ощущений, воспринять существующее без них и помимо них. А в том, что они не представляют истинной картины вещей, сильно искажают действительность, обманывают нас, мы вполне убедились. То, что мы ощущаем, и то, что есть на самом деле, – далеко не одно и то же, но нам доступно только ощущаемое. Поэтому вполне можно утверждать, что действительность – это совокупность наших ощущений. Предметом философии, значит, должен быть поток впечатлений, сумма восприятий, чувственный опыт, а вопрос о том, каков подлинный мир, совершенно бессмыслен, так как мы абсолютно отрезаны от него своей субъективной природой (суммой ощущений). Более того, не имеет смысла даже вопрос о самом существовании объективного мира: не все ли нам равно, что стоит за нашими впечатлениями и стоит ли вообще что-либо, если единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и ощущений.

Ничего говорить о настоящей реальности мы не можем и познать ее не в состоянии. Нам всегда будут неведомы причины происходящего, связи предметов и событий и взаимодействия вещей. Мы можем не объяснить совершающееся, а всего лишь описать свой чувственный опыт, наш ум бессилен открыть невидимые механизмы существующего, но способен только наблюдать кажущееся. Поэтому знать ничего невозможно.

Однако мы наблюдаем вокруг себя некую последовательность вещей и стабильность происходящих событий (день сменяется ночью, а зима – летом, булыжник непременно тонет в воде, газ горит и взрывается, любой живой организм нуждается во влаге, планеты движутся вокруг Солнца, а человеческий глаз воспринимает только освещенные предметы), в силу чего непроизвольно ожидаем, что в будущем они будут происходить так же, как в прошлом, что сегодня все совершится так же, как было вчера. Мы фактически бессознательно надеемся на то, что завтра солнце взойдет на востоке и будет новый день, что благодатная весенняя почва примет брошенные в нее семена и на исходе лета даст нам свои плоды, что у разожженного костра будет тепло и что вступивший в юность человек станет искать любви… Из нашего непроизвольного ожидания вырастает привычка к устойчивому порядку вещей, из привычки же рождается вера в этот порядок. В данном случае понятие «вера» трактуется предельно широко: речь идет не о веровании в потусторонние, сверхъестественные, высшие силы, но о вере во все происходящее вокруг нас. Поскольку мы ничего не можем знать о мире, нам ничего не остается, как верить в него. Мы верим, что весной должны разлиться реки, что всякий родившийся человек растет и взрослеет, что за год Земля непременно обернется один раз вокруг Солнца и что на ясном ночном небосводе обязательно будут видны мириады далеких звезд. Эта всеохватывающая вера и есть главная характеристика нашего существования. Дэвид Юм назвал ее «естественной религией», то есть верой в существующее, в наличное и повседневно нас окружающее Бытие. В состоянии этой веры все мы и живем, некоторые, правда, говорят о том, что могут что-то достоверно знать, и пытаются постичь некие истины существующего, однако все их усилия совершенно напрасны.

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

ЖИЗНЬ, ИЛЛЮЗИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ Если мы спускаемся по Мэйн Стрит, когда голодны, «реальность», которую мы замечаем, состоит в основном из заведений, в которых можно перекусить. Если мы едем по той же улице в машине, торопясь на важную встречу, то дорога кажется заполненной

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Иллюзия и реальность После просветления остаются еще какие-то феноменальные проявления?Просветление в действительности означает, что исчезает ощущение себя как исполнителя. Все действия воспринимаются как действия Тотальности.Но явления присутствуют?Конечно.Что все

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

33. Юм, Дэвид Шотландский философ восемнадцатого столетия и вообще неплохой парень. Отстаивал идеи эмпиризма, но при этом ухитрился высказать множество других интересных

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

9.3. Реальность или иллюзия (Дэвид Юм) Чем-то средним между воззрениями эмпиризма и рационализма, но в то же время вполне самостоятельным в философии Нового времени было учение английского мыслителя Дэвида Юма. Один из основных философских вопросов – о соотношении мира и

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Дэвид Юм. Реальность или иллюзия Чем-то средним между воззрениями эмпиризма и рационализма, но в то же время вполне самостоятельным в философии Нового времени было учение английского мыслителя Дэвида Юма. Один из основных философских вопросов – о соотношении мира и

Из книги Хаус и философия: Все врут! автора Джейкоби Генри

Дэвид Голдблатт. НИЦШЕАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ХАУСА Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Ницше, «Так говорил Заратустра» Для Ницше эти сверхчеловеки выступают как символы отрицания любого подчинения одной для

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ДЭВИД ЮМ (1711–1776) Английский историк, философ, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1748) развил учение о чувственном опыте (источника знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал

Из книги Глаз разума автора Хофштадтер Дуглас Роберт

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Идеализм Беркли – поворот от сенсуализма к солипсизму. Агностик и скептик Дэвид

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

Дэвид Миллер. Послесловие к русскому изданию «Объективного знания»{61} Публикация книги «Объективное знание» Карла Поппера отмечает начало последней крупной фазы развития его философской мысли - период от его ухода из Лондонской школы экономики в 1969 году и до его смерти

Из книги Уроки мудрости автора Капра Фритьоф

Чу и Дэвид Бом Этот разговор прояснил для меня грандиозность замыслаЧу. Оннадеялсяосуществить выведение принципов квантовой механики (включая, например, принцип неопределенности Гейзенберга), понятия о макроскопическомпространстве-времени(и вместе с ними основные

Из книги «Симпсоны» как философия автора Халвани Раджа

14. Э-ге-гей, соседушки: Нед Фландерс и любовь к ближнему Дэвид Весси Заповедь «и люби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, 19:19) является краеугольным камнем христианской этики. Однако (как и в случае со многими другими добрыми нравственными принципами) не

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Дэвид Бом, Дженни Уэйд и холономическая парадигма Книга Дженни Уэйд «Перемены ума: холономическая теория эволюции сознания» представляет собой описание эволюции сознания в соответствии с тем, что она называет «холономической парадигмой». Эта в высшей степени

Из книги История новоевропейской философии автора Васильев Вадим Валерьевич

Дэвид Юм Итак, переходим к Юму (все достаточно гладко у нас получается).Наш следующий герой Дэвид Юм. Этот философ особое место занимает в истории новоевропейской мысли. В каком?то плане его учение это переломный момент новоевропейской философии. Ну, хочу сказать, что по

Из книги Тотальность и бесконечное автора Левинас Эммануэль

9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

Было время, когда газеты писали, что теорию относительности понимают только двенадцать человек. Мне лично не верится, что это правда. Возможно, было время, когда ее понимал всего один человек, так как только он разобрался в том, что происходит, и не написал еще об этом статьи. После же того, как ученые прочли эту статью многие так или иначе поняли теорию относительности, и, я думаю, их было больше, чем двенадцать. Но мне кажется, я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает.
Р. Фейнман.

1. Введение

В самом авторитетном физическом журнале «Рhysical Review Letters» в 1994г. (V72, стр. 797) напечатана статья «Неравенство Белла и телепортация: Что такое нелокальность?». В ней с помощью неравенства Белла и мысленных экспериментов показывается, что даже между удаленными квантовыми системами существует специфически квантовая, не имеющая аналога в макроскопическом мире связь. Когда измерения совершаются независимо для каждой из систем, их результаты коррелируют так, что не могут быть объяснены локальной теорией (т.е. через взаимодействие, распространяющееся со скоростью света). Таким образом, несмотря на то, что со времени создания квантовой механики прошло более полувека, дискуссии вокруг основ квантовой механики не только не утихли, но и в связи с проведением в течение последнего десятилетия серии специальных экспериментов, еще более усилились. Как видно из приведенного эпиграфа, лауреат Нобелевской премии, создатель квантовой электродинамики Р. Фейнман считает, что «квантовой механики никто не понимает». Автор современного учебника по квантовой механики А. Боум заканчивает свою книгу выводом о «естественных границах человеческого познания» в квантовой области физической реальности. Подобных высказываний можно привести довольно много. В чем же причина «непонимания» квантовой механики? Анализу возможности познания человеком областей физической реальности удаленных от области, описываемой классической физикой и посвящен данный реферат.

Основной тезис нашей работы состоит в невозможности полного познания и адекватного понимания областей физической реальности, достаточно удаленных от такой области физической реальности, которая оказывала основное влияние на формирование человеческого мозга, как биологического органа в течение эволюции жизни на Земле. Эта удаленность может быть связана с пространственными и временными масштабами, с интенсивностью физических полей и т.д. К теориям, описывающим такие области, можно отнести теорию относительности и квантовую теорию.

В данном реферате мы попытаемся рассмотреть влияние биологии человека на мышление и язык. Это очень сложная и малоизученная в философии тема, и поэтому здесь мы коснемся только некоторых ее аспектов. В частности, затронем вопрос о необходимости визуальных и чувственных элементов в структуре любого, даже самого абстрактного образа. Несмотря на то, что это довольно известный вопрос в истории философии, тем не менее, он исследован также мало. Об этом, например, говорят слова в аннотации к книге : «В монографии впервые в советской философской литературе предпринято исследование познавательных особенностей и функций визуального мышления…»

К сожалению, из-за ограниченности места и сложности темы мы не смогли достаточно полно осветить поднятые в реферате вопросы и обосновать приведенные тезисы.

2. Философия Канта

До Канта, в философии были в основном распространены два течения: сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты (Гоббс, Локк) односторонне подчеркивали значение чувственности: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Основным недостатком рационализма (Декарт, Лейбниц) считается учение о «врожденных идеях». В своих «Критиках» Канту удалось гармонично синтезировать оба эти течения в целостную философскую систему.

Как нам кажется, философия Канта является наиболее подходящей основой для нашего исследования, не только благодаря ее научному стилю (как, например, у философии Спинозы), но и благодаря научному духу, которым она пропитана. Несмотря на то, что многие исходные положения кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично изменены и дополнены, не разрушая всю остальную часть философской системы. Эти изменения касаются, прежде всего, разделения чувственного и физического пространства («отношение перциптуального пространства к физическому не является тождеством» ), а также эволюционного и социально — исторического происхождения априорных форм.

Впрочем, и без этих изменений 90% текста «Критики чистого разума» можно считать современными и сегодня. Не случайно постоянное обращение к идеям Канта представителей разных наук: психологов, логиков, кибернетиков и др. К сожалению, из-за ограниченности места мы не будем касаться всех аспектов философии Канта. Для нашего исследования нам понадобится, прежде всего, понятие априорных форм (АФ).

3. О происхождении априорных форм (АФ)

В постпозитивизме влияние философии Канта можно увидеть у Т. Куна. Куновские «парадигмы наполняют кантовские схемы разума, спроецированные на исследуемый материал» . В современной психологии говорят о «архетипах» (К. Юнг), «категориях» (Дж. Брунер), «когнитивных картах» (Э. Толмен), «фреймах» (М. Минский), «когнитивных схемах» (У. Найссер).

М. Минский так определяет понятие фрейма: «Разум обычно интерпретирует данные восприятия в терминах ранее приобретенных и предназначенных для описания структур — фреймов. Фрейм — это один из способов представления стереотипной ситуации… » .

Или вот определение У. Найссера когнитивной схемы: «Схема — это та часть полного перцептивного цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему, она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична в отношении того, что воспринимается». И далее: «ее можно в каком-то смысле уподобить, тому, что на языке программирования вычислительных машин называют форматом (format). … Перцептивные схемы — это планы сбора информации об объектах и событиях, получения новой информации для заполнения формата» (ср. с кантовским наполнением АФ чувственными данными). В дальнейшем, мы будем понимать АФ в широком смысле как такую обобщенную схему. Поскольку для действующего или познающего субъекта она предстает в неосознанном самим субъектом виде, то для него она является в этом смысле «априорной». Однако, при таком определении АФ мы значительно выходим за тот смысл АФ, который придавал им Кант.

Попробуем в свете современного знания классифицировать АФ по происхождению и по степени общности. Это классификация может быть представлена с помощью следующей таблицы:

Таблица 1 . Классификация АФ

Необходимо сказать, что такое разделение весьма условно и границы между типами АФ относительны. Кратко охарактеризуем представленные типы АФ.

1.1 АФ общие всем мыслящим существам, независимо от их происхождения .

Это самый малоисследованный и по-видимому долго будущий таковым тип АФ. Какие-то надежды на его познание могут быть связаны с развитием кибернетики и нейрофизиологии.

В истории философии «чистое сознание, не замутненное ни чем человеческим» пытался исследовать Гуссерль с помощью предложенных им «феноменологических» методов. Гуссерль критиковал Канта за то, что тот не мог вычленить эти «чистые» моменты сознания: «Кантовское понятие «a рriori» в большинстве случаев берется как само собой разумеющееся, как данность. На вопрос о природе «данности» Кант по большей части отвечает: таково уж человеческое сознание, такова уж природа человеческого мышления. Главная идея Гуссерля здесь такова: ни о чем «человеческом» в его специфике и релятивности вообще нельзя говорить, анализируя «чистое» сознание, этот «необусловленный» вымышленный мир, «наличествующий» в сознании (феноменолога) тогда и до тех пор, когда и до каких пор осуществляется феноменологический анализ» .

2.1. АФ, имеющие эволюционное происхождение, общие всем людям.

Этот тип АФ является объектом изучения психологии, биологии, генетики и т.д. У. Найссер различает среди множества когнитивных схем схемы, имеющие врожденый характер. «Новорожденый, открывая глаза, видит мир, бесконечно богатый информацией; он должен быть хотя бы частично готовым к тому, чтобы начать перцептивный цикл и подготовиться к последующей информации. В таком случае придется признать, что даже самые маленькие дети обладают некоторым врожденым перцептивным снаряжением — не только органами чувств, но и нейронными схемами для управления ими… По моему мнению, младенцам известно, как найти пути познакомиться с тем, что их окружает, а также то, как организовать полученную таким образом информацию таким образом, чтобы она помогала им получить ее еще больше… Специфичность этих изначальных схем (то есть то, в какой степени индивид наделен от рождения специальными способностями, относящимися к восприятию речи) все еще остается открытым вопросом… Исследования «распознавания форм» младенцами наводят на мысль, что критические в отношении речи схемы появляются у них очень рано и, возможно, имеют генетическую основу» . В философской литературе этот тип АФ также мало анализировался.

2.2. АФ, имеющие генетическую (в биологическом смысле) природу и имеющие индивидуальный характер.

Этот тип АФ также является объектом исследования психологии, молекулярной биологии, генетики и др. наук. Сошлемся опять на У. Найссера: «Действительно, даже в самом начале мы не похожи: если только человек не однояйцовый близнец, то уже в момент рождения он отличен от любого когда-либо жившего на земле человека. Хотя и не много известно о том, как генетические различие влияют на поведение (несмотря на многочисленные идеологически окрашенные дискуссии по этому вопросу), ясно, что они влияют на него. Младенцы в различной степени активны, подвижны и реактивны, начиная с момента рождения; более чем, вероятно, что с самого начала они наделены разными перцептивными схемами» .

3.1. АФ имеющие социально — историческое происхождение и интерсубъективные по характеру.

Влияние этого типа АФ на познание уже достаточно широко обсуждалось в современной философской литературе, начиная от постпозитивистских концепций развития науки (понятия «парадигмы» у Т. Куна, неявные положения «жесткого ядра» у научно-исследовательских прграмм И. Лакатоса, а также у др. понятия «рациональности», «концептуального каркаса» и т.д.) и кончая марксистским «о роли социально — исторической практики в познании», поэтому на нем мы останавливаться не будем.

АФ социальные по происхождению, но имеющие личный характер.

На их формирование влияет личный опыт, жизненные впечатления, характер обучения. Этот тип АФ изучает психология. У. Найссер: «Поскольку перцептивный опыт каждого человека уникален, мы все должны располагать уникальными когнитивными структурами, и, по мере того как мы становимся старше и все более отличными друг от друга, эти различия должны только усиливаться» . Психо — лингвист М. Минский рассматривает этот тип АФ с помощью понятия «фрейма»: «Формирование системы взаимосвязанных фреймов осуществляется в течение всей жизни человека и определяется приобретением или соответствующего» . Изучением этого типа АФ занимался, в частности, Фрейд. Например, психоанализ Фрейда рассматривает вопрос о влиянии психологических травм, полученных в детстве на дальнейшее развитие личности и др. вопросы. В философской литературе темы, связанные с таким типом АФ поднимались М.Полани, П.Фейрабендом.

Среди приведенных выше типов АФ соответствуют априорным формам, как их понимал Кант, интерсубъективные АФ. А среди интерсубъективных АФ более всего совпадают с кантовскими априорные формы типа 1.1. и 2.1., поскольку Кант полагал, что АФ не должны зависеть от социально — исторических различий. В дальнейшем нас будет интересовать АФ типа 2.1., поскольку она также накладывает определенный отпечаток и ограничения на человеческое познание, но меняется гораздо медленее, чем АФ типа 3.1..

4. О необходимом характере чувственного в структуре образа

Кант делил АФ на АФ чувственного познания (пространство и время) и АФ рассудка, осуществляющие категориальный синтез. В этой главе мы будем рассматривать только пространство, как АФ чувственного познания. «Посредством внешнего чувства (свойства нашей души) мы представляем предметы, как находящиеся вне нас и притом всегда в пространстве » . «На важность пространственных параметров объекта для его характеристики, как реального объекта указывает, хотя бы тот очевидный факт, что представить любой объект вне пространства невозможно. В патопсихологии изменение окружающего мира, собственного «я» и ощущение потери своего контакта с внешним миром больного характеризуют, как уход «из пространства», «уход» в другое пространство, объективно не существующее, нереальное представленное только в сознании больного» . Сюда можно также привести свидетельства людей, находившихся в «пограничных» состояниях сознания (в состоянии наркотического опьянения, клинической смерти и т.д.), которые наблюдали ярко выраженные пространственные образы.

Кант считал, что пространство является АФ человеческого мышления, причем ему должна с необходимостью соответствовать геометрия Евклида. В связи с развитием науки (открытием неевклидовой геометрии, многомерных геометрических объектов с различной топологией и т.д.) мы должны скорректировать кантовское учение о пространстве. Прежде всего, мы должны разделить физическое пространство и пространство восприятия. «На самом деле точка зрения наивного представления не может быть принята, восприятие не тождественны с материальными объектами, и отношение перциптуального пространства к физическому не является тождеством» . В отличие от геометрии физического пространства, геометрию пространства восприятия нельзя произвольным образом изменить, она имеет три измерения и скорее всего евклидовскую метрику.

В своей работе «Геометрия и опыт» А. Эйнштейн поставил задачу «показать, что человеку, наделенному способность наглядного представления вещей, нечего капитулировать перед неевклидовой геометрией». С помощью остроумных наглядных образов он попытался раскрыть принципы «сферической геометрии». Однако, эти наглядные образы трехмерны, имеют чувственную природу и состоят из «кирпичиков», описываемых Евклидовой геометрией. Сходную с А. Эйнштейном точку зрения на возможность представить неевклидову и многомерную геометрию человеческому существу имел А. Пуанкаре. «В этом именно смысле допустимо говорить о возможности представить себе четвертое измерение.

Было бы невозможно представить себе вид пространства Гильберта, … так как это пространство уже не является непрерывностью второго порядка. Следовательно, оно слишком глубоко отличается от нашего обычного пространства «.

Таким образом, мы можем заключить, что такие «кирпичики» чувственного опыта, из которого всегда состоят образы, необходимы для человеческого познания. В качестве подтверждение приведем следующую цитату: «В процессе ознакомления с отдельными работами Эйнштейна, Гейзенберга, Бора, Фейнман, Гильберта также с исследованиями, посвященными анализу научного творчества Кеплера, Ньютона, Галилея, Максвелла складывается мнение, что понимание, в конечном счете, всегда базируется на чувственной сфере сознания. Толкование чувственных образов как элементарных клеточек понимание связано с тем, что чувственные образы формируется на основе простых, постоянно воспроизводящихся в жизнедеятельности структур практики. Такая устойчивость по сравнению с постоянно изменяющимся теоретическим языком и делает их естественным языком и делает их естественными, очевидными компонентами знания, не требующим своего обоснования.

То, что чувственные образы — это «атомы» понимания доказано некоторыми психологическими исследованиями проблемы значения. А. И. Мещеряков исследовавший процессы формирования сознания у слепоглухих детей, писал, что у этих детей «успешное и правильное запечатления слов и фраз происходит только в том случае, если они ложатся на сформированную систему непосредственных образов. Если же соответствующих образов нет, то слова и фразы остаются формальными и пустыми, сколько их не повторяли». Автор ссылается в этом и на работы со слепоглухими детьми И. А. Соколянского, который считал, что до обучения словесной речи у слепоглухого ребенка должен быть период первоначального очеловечивания, т. е. формирование и накопление окружающих предметов» .

Интересную дискуссию между А. М. Марковым и В. П. Брянским, а также между В. П. Брянским и А. В. Славиным из книги по поводу ограничений навязываемых пониманию чувственностью мы приведем почти полностью ввиду того, что она может послужить ответом на возможные возражения.

«В. П. Бранский использует остроумную аналогию, описанную в свое время академиком М. А. Марковым: «Пусть на плоскости живут плоские мыслящие существа. Их чувству недоступны объемные тела, а по своим представлениям они геометры, а не аналитики. Пусть в природе имеется трехмерное тело, конус, который в своем движении иногда пересекается с плоскостью мыслящих существ, давая в своем сечении одну из конических фигур. В таких случаях плоские существа констатируют либо круг, либо эллипс, либо параболу или гиперболу, а то и просто пару пересекающих прямых или просто точку. Плоские существа воспринимают эти конические сечения как физическую реальность в своем мире. Эти конические сечения представляют собой формы проявления трехмерной реальности в их двумерном мире».

М. А. Марков считает, что двумерные существа могут познать сущность пересекающего их плоскость конуса, но построить его чувственного образа они принципиально не могут. Их образный алфавит исчерпывается плоскими фигурами.

Для опровержения этой точки зрения В. П. Бранский обращается к другой аналогии, взятой из рассказа Дж. Лондона «Нам-Бок — лжец». Содержание этого рассказа сводится к следующему. Эскимос, побывавший в крупных промышленных центрах США, возвращается в свое племя, живущее в отрезанной от всего мира части Аляски. Делясь с соплеменниками своими впечатлениями, он испытывает большие затруднения для передачи всего виденного, у слушателей не хватает чувственных образов. Но Нам — Бок человек сообразительный: он прибегает к аналогиям, причем образы для аналогий черпает из той действительности, в которой живут и действуют его соплеменники. Например, звук паровоза он сравнивает с ревом несметного стада морских львов. «Как это, похоже, — пишет В. П. Бранский, — на попытки «плоских» существ описать трехмерный конус на «языке» конических сечений!» Нам-Бок поступает правильно: взаимодействует понятия о звуке паровоза с непосредственными слуховыми ощущениями, связанными с восприятием рева морских львов, может привести к возникновению в сознании мыслящего существа нового чувственного образа, отражающего более или менее адекватно действительный звук паровоза. Следовательно, представление звука паровоза в реве морских львов есть лишь переходная стадия в процессе познания от отсутствия всякого чувственного образа к построению действенного чувственного образа».

По мнению В. П. Брянского, неудача «плоских» геометров объясняется тем, что их наделили двумерными «органами чувств», но забыли наделить двумерным «мозгом». «Положение меняется коренным образом, — пишет В. П. Бранский, — если мы наполняем черепные коробки обитателей «двумерного мира» соответствующей «субстанцией»: сразу же в их сознании возникает понятие трехмерного конуса, взаимодействие которого с «двумерном» чувственными образами конических сечений приводит к появлению «трехмерного» чувственного образа, более или менее адекватно отражающего трехмерный конус. Следовательно, описание конуса на двумерном «языке» есть лишь переходная стадия от отсутствия чувственного образа (чувственного незнания) к созданию такого образа (чувственному познанию). С теоретико-познавательной точки зрения этот процесс вполне аналогичен описанию звука паровоза на «языке» морских львов».

На наш взгляд, рассуждения В. П. Бранского нельзя принять безоговорочно. Между рассмотренными выше аналогиями имеется принципиальное различие, не позволяющее считать их однотипными. Ведь обитатели Аляски и обитатели «плоскости» поставлены в неравные условия. Во-первых, соплеменник эскимосов сам слышал звук паровоза, плоскостные же существа не имеют возможности послать своего представителя в «трехмерный мир» с тем, чтобы он посмотрел, как выглядит конус, а затем рассказал им об этом, используя аналогию с двумерными объектами. Во-вторых, соплеменники Нам-Бока не знают, как звучит паровоз просто потому, что они живут в отрезанном от остального мира глухом уголком земли; обитатели же плоскости не в состоянии видеть и представить себе конус потому, что этого не позволяют их органы чувств, хотя конус иногда приходит в соприкосновение с их плоскостным миром, пересекая его. В-третьих, для того, чтобы дать своим соплеменником представление о звуке паровоза, Нам-Бок использует чувственный образ звука же, хотя и морских львов; «плоские» же существа не имеют возможности использовать для описания конуса какие-либо конусообразные объекты, это исключено.»

Что же касается «негеоцентрических» чувственных образов, то они у людей в принципе невозможны. Чувственные образы человека всегда будут макроскопическими («геоцентрическими»), и с этим необходимо примирится. Это относится как к ощущениями, так и к формирующимся на их основе восприятием и представлениям. Человек никогда не сможет чувственно себе представить нечто такое, что не было бы «сконструировано» из макроскопического «материала».

Из приведенных выше рассуждений следует, что АФ существенным образом участвует в упорядочивании чувственных данных. Причем, по-видимому, основную роль играет АФ типа 2.1., поскольку перцептуальное пространство имеет эволюционное происхождение. Об этом же пишет и А. Пуанкаре: «…в силу естественного отбора наш ум приспособился к условиям внешнего мира, что он усвоил себе геометрию, наиболее выгодную для вида, или, другими словами, наиболее удобную» . Там же на стр.573 он продолжает: «Существо, которое приписало бы пространству два или четыре измерения, оказалось бы в мире, подобном нашему, менее приспособленным к борьбе за существование.»

5. О влиянии АФ на язык

«Поиски фактов, не отягощенных языком или выяснение причин без обращения к науке так же перспективны, как поиски «Ding an sich (вещь в себе).»

З. Вейндлер

Любой язык определяется двумя моментами: объективным, поскольку одной из его функция является описание объективной реальности и субъективным, поскольку он создан самим субъектом. (Субъективность в данном случае мы понимаем, как субъективность человеческого общества, т.е. как интерсубъективность.) Субъективный момент в принципе нельзя элиминировать.

Чтобы уменьшить влияние субъективного момента в создаваемых языках, пытаются как можно точнее формулировать значение слов в языке и выразить все неявные предположения в явной форме. М. Полани построил следующий ряд научных дисциплин по мере снижение роли субъективного момента: «(1) описательные науки, (2) точные науки, (3) дедуктивные науки. Это последовательность, в которой возрастает символизация и манипулирование с символами, а параллельно уменьшается контакт с опытом. Высшие ступени формализации делают суждения более строгими, ее выводы — более безличностными…» .

По-видимому, языки, где субъективность присутствует менее всего, является математика и математическая логика. Тем не менее, и в математике субъективность присутствует. На это указывал в начале века еще Пуанкаре в своей критике программы построения математики на основе логики. Предвидение Пуанкаре о невозможности вывода математики из логики подтвердилось исследованиями Геделя (теорема о неполноте формальных систем, 1931). Идеи Пуанкаре в явном виде были сформулированы голландским математиком Брауэром. Он в частности утверждал, что в математике важен не столько сам язык, основу которого составляет формальная логика, а сами математические понятия, которые имеют существенно интуитивную природу. Выдающийся математик Д. Гильберт писал , что даже «математика не может быть основана только на логике, наоборот, в качестве предварительного условия для применения в действие логических операций нам в нашем представление уже должно быть дано нечто, а именно — определенные «внелогические» конкретные объекты, которые существуют наглядно…». Приведем также отрывок из книги С. Клини «Введение в метаматематику»: «Чтобы формализовать предметную теорию, были установлены правила, но теперь без всяких правил мы должны понимать как эти правила действуют. Интуитивная математика нужна даже для определения формальной » . Схожую точку зрения имел советский математик А. А. Марков.

В связи с вышеприведенным рядом научных дисциплин, по мере снижения роли личностного фактора, может показаться, что субъективный момент важен только при математическом открытии или при переходе от одной теории к другой в теоретической физике, а когда определены начальные положения и правила вывода, то исследователю остается следовать правилам вывода подобно автомату. Однако, как показал М. Полани в своей книге «Личностное знание» субъективный фактор присутствует и в дедуктивных науках: «Итак, можно сказать, что в ряде моментов формальная система символов и операций функционирует как дедуктивная система только благодаря неформализованным дополнениям, которые понимает тот, кто работает с данной системой: символы должны быть идентифицируемыми, а их смысл известным, т.е. должно быть ясно, что доказательства что-то демонстрируют; и эта идентификация, знание, понимание, признание суть неформализуемые операции, от которых зависит функционирование формальной системы, и которые могут быть названы ее семантическими функциями. Эти функции выполняет человек: он выполняет их с помощью формальной системы, когда он может положиться на ее эффективность «.

«Гедель показал также, что предложение, формальную неразрешимость которого можно доказать, может говорить о невозможности установить непротиворечивость аксиом данной системы. Отсюда, как я уже упоминал, вытекает, что мы никогда до конца не знаем, что означают наши аксиомы, так как если бы мы это знали, то могли бы избежать утверждения в одной аксиоме того, что другая отрицает. … Теорема Тарского о том, что утверждение истинности принадлежит к формальному языку, логически более богатому, чем (формальный) язык тех предложений, истинность которых утверждается, показывает, что к аналогичному расширению языка ведет вопрос об истинности некоторого ранее утверждавшегося предложения. … «И в том, и другом случае мы устанавливаем нечто посредством нашего собственного, неотделимого от нас действия, которое не выполняется с помощью формальных операций, хотя и стимулируется ими» .

Таким образом, в самом абстрактном языке или абстрактном мышлении присутствует субъективный фактор, определяемой человеческой природой. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн в связи с этим справедливо замечал: «то или иное, пусть очень редуцированное чувственное содержание всегда заключено внутри отвлеченного мышления, образуя как бы его подоплеку» .

По-видимому, в данном случае кроме АФ чувственного познания действуют АФ категориального синтеза (операции обобщения, причины-следствия и др.). Причем определенную роль среди АФ последнего типа играют АФ 2.1.., поскольку такие операции, как обобщение, причина-следствие почти не зависят от социально — культурных различий и в зачаточной форме присутствуют уже у животных.

6. Неизоморфизм между мышлением и объективной реальностью и квантовая механика

Хорошо известен так называемый тезис о «неопределенности перевода» Куайна, который он продемонстрировал на ставшим уже классическим примере с кроликом: «Допустим, некий лингвист отправился в джунгли, чтобы заняться изучением языка туземцев. Он начинается с попытки перевода на английский язык высказывания туземцев при помощи наглядного указания. Так, если лингвист указывает на кролика, а туземец говорит: «gavagai», то лингвист может перевести это высказывание как «кролик» или как «кадр кролика». В реальной ситуации лингвист стремится перевести «gavagai» как «кролик», исходя из нашей склонности к указанию на нечто целое и устойчивое. В этом случае лингвист навязывает туземцам свою концептуальную схему. Существуют критерии правильного перевода, которые выводятся из наблюдений за лингвистическим поведением носителя языка. В границах очерченных этими критериями возможны различные схемы перевода, и не существует никакого объективного критерия, с помощью которого можно было бы выделить единственно правильный перевод » . Чем больше социально — культурных различий между этнологическими группами, тем больше неопределенность в переводе с языка одной этнологической группы на язык другой.

Аналогичная «неоднозначность» (неизоморфность) языков имеет место в квантовой механике, но она имеет здесь другую природу. В случае квантовой физики, носитель языка один и тот же, но языки, описывающие принципиально отличные друг друга области физической реальности, становятся неизоморфными. Так в квантовой механике существует два языка: математический язык, основанный на алгебре операторов в гильбертовом пространстве и язык классической физики для описания эксперимента.

Противоречие между собственно языком квантовой механики и языком наблюдения обсуждался уже основателями квантовой теории: «… надо попытаться средствами естественного языка объяснить, что, собственно, происходит при этом взаимодействии между экспериментами и математикой? Я тоже предполагаю, что все трудности с пониманием квантовой теории возникают именно в этом пункте, который позитивисты большей частью обходят молчанием; и обходят именно потому, что здесь нельзя оперировать точными понятиями. Физик — экспериментатор должен уметь говорить о своих опытах, причем, он фактически употребляет понятия классической физики, о который нам уже известно, что в ней нет точного соответствия природе. Вот основная дилемма, и этого нельзя попросту игнорировать» .

Бор: «Любой опыт проявляется в структуре наших привычных точек зрения и форм, а в настоящие время формами восприятия являются формы классической физики. … Как бы далеко не выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные должны описываться при помощи классических понятий» . «И все же, поскольку при описании явлений приходится оставаться в пространстве естественного языка, к истинному положению вещей можно приблизиться, лишь опираясь на эти образы» .

В качестве итога можно привести цитату из учебника А. Н. Матвеева «Атомная физика»: «Для построения модели квантового объекта мы располагаем в качестве элементов модели только теми, которые можно заимствовать из модели классического объекта. Других, не классических, элементов, сформированных в рамках макроскопического опыта, не существует. В процессе построения модели квантового объекта создаются новые элементы модели, но их более элементарные составляющие являются по-прежнему классическими. Несоответствие свойств элемента модели, встроенного в модель квантового объекта, со свойствами того же элемента, встроенного в модель классического объекта показывает, что не существует изоморфного соответствия между физическими составляющими квантового объекта и физическими составляющими классического объекта. Это приводит, например, к недетерминированости при редукции состояния, хотя эволюция квантового объекта полностью детерминирована и описывается уравнением Шредингера» .

Согласно предыдущей главе, сам язык квантовой механики также несет на себе отпечаток человеческой природы. Действительно, человеческий мозг, условно говоря, был «сделан» природой в результате воздействий «классической» среды и для решения «классических» задач (приспособляемость к «классической» среде, борьба за выживание и т.д.) в течение долгого периода эволюции. (Под «классической», здесь и далее, мы будем понимать такую область физической реальности, которая оказывала основной влияние на развитие человеческого мозга как биологического органа.) Это привело к определенной биологической структуре мозга. Несомненно, что эта биологическая структура в виде АФ типа 2.1. оказывает неявное влияние и на мышление человека и его язык. Это положение имеет естественное сходство с гипотезой Сепира — Уорфа о «лингвистической относительности» языков. Уорф, в частности, утверждает, что из-за разных социально — исторических происхождений некоторые языки содержат в себе несводимые друг к другу «культурные инварианты». При этом, грамматика языка благодаря своему социально-историческому происхождению будет содержать в неявной форме картину мира характерную для данной этнологической группы и тем самым будет своеобразной формой для фактов и событий. Эта форма, по Уорфу, навязывает определенную интерпретацию этим событиям и фактам, что, в свою очередь, приведет к определенному «видению» мира. В нашей терминологии мы бы сказали, что на язык оказывает влияние АФ типа 3.1. Однако теперь, мы должны добавить, что в языке присутствует влияние также АФ типа 2.1. Влияние АФ 2.1 гораздо сложнее обнаружить в языке и мышлении, поскольку человек еще не встречался с разумными существами с существенно другой биологией мозга.

О том что, существует некоторый лингвистический предел в языках, накладываемый биологической природой человека, при попытке с их помощью адекватно описать объективную реальность, указывал, например, П. Фейерабенд: «… будучи инструментом описания событий (которые могут обладать еще и другими свойствами, не охватываемыми каким-то описанием), языки вдобавок еще представляют собой формы событий (так, что существует некий лингвистический предел того, что может быть высказано в данном языке и этот предел совпадает с пределами самой вещи). Следует также помнить, что у всех людей приблизительно один и тот же нейрофизиологический аппарат, так что восприятие нельзя изменить в каком угодно направлении » .

В терминах концептуального каркаса, об этом же пишет представитель критического реализма У. Селларс. Переход от концептуального каркаса «здравого смысла», который неадекватно отражает объективную реальность, к научному концептуальному каркасу возможен только при создании «нейрофизической теории идеальных процессов»: «Только тогда, когда концептуальное пространство чувственных впечатлений приобретает статус, не зависящий от структуры физических объектов здравого смысла, другими словами, только с развитием адекватной научной теории о чувственных способностях центральной нервной системы, можно отказаться от структуры здравого смысла, не теряя концептуального контакта с основным измерением мира» .

Таким образом, попытки понять «неклассическую» реальность приводят к возникновению двух языков («классического» экспериментального языка, на котором происходит в основном понимание и «неклассического» абстрактного языка, который и призван непосредственно описывать «неклассическую» реальность). Как видно из приведенного выше, между этими языками нет изоморфизма. С другой стороны сам «абстрактный» язык есть язык данного биологического вида (человека) и поэтому сам содержит моменты, определяемые биологической природой познающего субъекта. Оба эти фактора приводит к ограничению в адекватности описания «неклассической» реальности.

Все это можно выразить в тезисе о неизоморфности в общем случае объективной реальности и человеческого мышления с его АФ, часть из которых имеет биологическую природу. Так В. Гейзенберг пишет о неприменимости человеческих АФ в квантовой физике: (49) «При разъяснении копенгагенской интерпретации квантовой теории уже подчеркивалось, что мы вынуждены использовать классические понятия для того, чтобы иметь возможность описывать экспериментальное устройство или вообще говорить о части мира, которая не принадлежит к сфере нашего опыта. Применение этих классических понятий, таких, как пространство, время и закон причинности, фактически является предпосылкой для наблюдения атомных событий, и в этом смысле их можно считать априорными. Что Кант не предполагал, так это возможность, что эти априорные понятия, являющиеся предпосылкой для науки, в то же время имеют ограниченную область применения» .

Согласно представителю герменевтики Гадамеру, язык есть предельная нерефлексированная понимания действительности. «Наше конечный опыт соответствия между словами и вещами — замечает он, — показывает нечто подобное тому, что учила метафизика: изначальную гармонию всех сотворенных вещей, особенно соизмеримость сотворенной души и сотворенных вещей» . Такая соизмеримость признается и диалектическим материализмом в виде изоморфности диалектической логики объективной реальности и мышления. Однако теперь, мы можем сказать, что такая изоморфность имеет место только для классической области физической реальности.

6. Заключение

Что же следует из приведенных рассуждений? Означает ли факт о биологический предел в человеческом познании, что продолжение исследований «неклассической» физической реальности является бесперспективным занятием? Отнюдь нет. Конечно, в этом смысле, наивную веру в безграничную силу человеческого разума следует поставить под сомнение, тем не менее, научный пессимизм так же не оправдан. В подтверждение этого можно привести три причины:

Во-первых, человек в своем описании физической реальности еще не дошел до биологического предела. Человек может и должен развивать и совершенствовать существующие методы познания, чтобы достигнуть большей степени адекватности и полноты описания реальности в рамках очерченных таким пределом.

Во-вторых, неполнота описания всегда относительна. Физическая реальность меняется непрерывным образом по мере удаления от «классической» области. Хотя квантовая механика уже «довольно далеко» удалена от «классической» области, тем не менее, многие классические понятия там еще продолжают действовать. Степень адекватности описания «квантовой» реальности еще такова, что мы можем ее использовать в практической области. Действительно, мы не можем предсказать, в какой момент распадется ядро урана, тем не менее, существующих в данный момент знаний уже достаточно, чтобы использовать ядерную энергию в практических целях (атомные электростанции, атомные часы и т.д.).

В-третьих, биология человека, хотя и меняется медленно, тем не менее, все-таки меняется. Также медленно меняется и архитектура мозга. (Хотя для «микроскопической» области, кажется, это мало может помочь, так как, вполне возможно, для адекватного познания «квантовой» реальности, грубо говоря, необходим мозг размером с электрон; а вопрос: может ли существовать сознание на уровне квантовых объектов, скорее из области научной фантастики.) С другой стороны, поскольку мозг — открытая система, то большим, «обобщенным мозгом» можно считать и все человеческое сообщество в его профессиональной дифференциации, совокупность всех человеческих знаний («третий мир» К. Поппера), электронно-вычислительные средства обработки знаний и т. д. Такой «обобщенный мозг» развивается уже гораздо быстрее человеческого мозга как биологического органа.

Литература

Фейнман Р., «Характер физических законов», М.1987, стр.45.

Цит. по Гейзенберг В. «Физика и философия. Часть и целое», М.1989,стр.320.

Бор. Н, Избр. науч. тр. в 2-х т., М.,т.2,стр.406.

Матвеев А. Н. «Атомная физика», М.,1989, стр.408-409.

Фейрабенд П. «Избранные труды по методологии науки», М.,1986,стр.350.

Селларс У. «Научный реализм или «миролюбивый» инструментализм» в кн. «Структура и развитие науки», М.,1978,стр.45.

Гейзенберг. В., указ. соч., стр.49.

Цит. по Быстрицкий Е. К. «Научное познание и понимание», М.,1986,стр.81.

Выбранное мной высказывание французского математика физика и астронома П. Лапласа относится к философии. А что есть философия? Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы общества и мышления.

Автор данного высказывания затрагивает проблему познаваемости объективной реальности, проблему парадоксальности познания. Данный вопрос является актуальным в условиях особого противоречивого характера научных открытий и изобретений.
В чем же смысл изречения Лапласа? Автор говорит о противоречивости познания всего окружающего, т.е. мы насколько можем познаем то, что нам пока доступно, и стремимся дальше и больше, раздвигая границы познания, тем самим раздвигая границы непознанного, но чем больше ответов тем больше вопросов, т.к. познание бесконечно. По данному вопросу свою точку зрения древнегреческий философ Сократ описывал так: "Я знаю, что ничего не знаю", т.е. ,скорее всего, он тоже говорил о бесконечности познания.

Я абсолютно согласен с мнением П.Лапласа, поскольку объективная реальность вряд ли полностью познаваема и новое полученное знание о мире открывает путь к началу познания чего-либо еще.

А что есть познание? Познание-это процесс отражения объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об окружающем мире. Ученные по разному оценивают уровень познаваемости объективной реальности именно поэтому существуют основные направления по данной проблеме: скептицизм(полученные знания адепты данного течения ставят под сомнение), агностицизм(его приверженцы отрицают возможность познания мира) и оптимизм(представители сего течения уверены в возможности абсолютного познания).

В качестве примера можно привести произведение Кампанеллы, в котором он писал как раз о бесконечности познания - прямая цитата: "Чем больше познаю, тем меньше знаю!". Именно о парадоксальности познания и говорил Томмазо Кампанелла.
Таким образом, я делаю вывод что процесс познания действительно бесконечен и за каждым открытием следует другое открытие".

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Игра; общение; деятельность; проведение эксперимента; преподавание в школе.

3

Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

1) бережно относиться к имуществу работодателя, 2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме, 3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, 4) добросовестно исполнять свои трудовые функции, 5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда, 6) заключать трудовой договор.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В узком смысле общество это окружающий человека материальный мир.

2. В широком смысле под обществом понимают все население Земли, совокупность всех народов и стран.

3. Общество является самоорганизующейся системой.

4. Динамичность социальных институтов общества проявляется в их обособленности от природы.

5. Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

5

Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулирование общественных отношений

2. оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3. опора, прежде всего, на общественное мнение

4. установление норм государством

5. усвоение норм в процессе социализации

6. неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

7

Выберите верные суждения о финансировании бизнеса и его источниках. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться с помощью заёмных средств.

2. Внешние источники финансирования фирмы образованы за счёт её прибыли.

3. Организационно-правовая форма бизнеса может отражать источники его финансирования.

4. Финансирование бизнеса может осуществляться за счёт государственных заказов.

5. Главный внешний источник финансирования фирмы - налоговые отчисления.

8

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рынок товаров

2. местный рынок

3. олигополия

4. региональный рынок

5. дефицит продуктов

6. чистая (совершенная) конкуренция

10

На рисунке отражена ситуация на рынке легковых автомобилей. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение - S 1 ? (На графике Р цена товара; Q- количество товара.)

1. снижение уровня государственного субсидирования производства

2. рост доходов населения

3. спад в автомобильной отрасли

4. ввод в строй новых предприятий по сборке автомобилей

5. расширение рынка автокредитов

11

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в экономической сфере общества.

2. Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия объектов, направленные друг против друга.

3. Конфликтная ситуация - это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, противостояние.

4. Одним из путей разрешения социального конфликта является проведение переговоров.

5. Причина социального конфликта связана с интересами противоборствующих сторон.

12

Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.

1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

13

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Политическая элита это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством.

2. В политическую элиту входят прежде всего наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции.

3. Формированию и обновлению политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.

4. Формированию и обновлению политических элит способствует возможность получения различных привилегий.

5. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит только от позиции самих элитарных групп в обществе.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. конституционная монархия

2. президентская республика

3. федеративное государство

4. демократическое государство

5. абсолютная монархия

6. унитарное государство

16

В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

3. Президенту

4. Правительству

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

17

Выберите верные суждения об административном праве. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Пример нормы данной отрасли права: сделка в письменной форме должна быть совершена путём составления документа, выражающего её содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления.

3. К видам наказания за нарушения норм данной отрасли права относят дисквалификацию.

4. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

5. К видам наказания за нарушения норм данной отрасли права относят предупреждение.

18

Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Совершеннолетние граждане РФ Мария и Виктор решили вступить в брак. Найдите в приведённом перечне условия, соблюдение которых необходимо для заключения брака в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. наличие собственности

2. взаимное добровольное согласие жениха и невесты

3. отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак

4. отсутствие близкого родства между женихом и невестой

5. наличие у жениха и невесты, постоянного источника доходов

6. расторжение невестой ранее зарегистрированного брака

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Деньги были придуманы человечеством, прежде всего, для облегчения ___________(А). Первоначально роль денег играли различные____________(Б), и лишь потом появились современные формы денег. Признаком денег является способность выполнять функции: средства___________(В) рыночной ценности товаров и средства сбережения. Возникновение современных форм денег было вызвано неудобством ___________(Г), который требует чрезвычайной множественности относительных цен. Деньги позволили упростить функционирование___________(Д) и облегчили всю хозяйственную жизнь общества. Деньги, кроме того, позволяют выражать ценность всех товаров в единой___________(Е) и учитывать их для нужд контроля и управления».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. измерение

3. издержки

5. торговля

6. система

7. прибыль

8. предметы

9. инфляция

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу, а может быть, и целый поток страданий и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно ищет объект, и без этого ему жизнь не в жизнь...

В конечном счёте высший производитель знания и мудрости - всё человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество учёных. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определённом смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне её отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она как бы стала «вопрошающей», говорящей субъекту: «Ответь мне - что я такое? Познай меня!». Словом, объект в его отношении к субъекту - это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной теории познания принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создаёт необходимые условия и предпосылки своего исторического существования... Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

(А.Г. Спиркин)

Показать ответ

В правильном ответе должны быть указаны следующие субъекты :

1) всё человечество;

2) отдельные народы;

3) сообщество учёных;

Показать ответ

элементы :

1) определения :

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли;

В той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания;

Реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию;

2) ответ на второй вопрос : предмет познания - это конкретные аспекты объекта познания.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Проиллюстрируйте тремя примерами приведённую автором мысль И.А. Ильина о том, что человек должен всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами, иначе он обречён на неудачу.

Показать ответ

Могут быть приведены такие примеры :

1) высоко оценивающий свою квалификацию выпускник вуза без опыта работы полгода искал высокооплачиваемую работу, но работодатели или отдавали предпочтение кандидатам с опытом работы или предлагали существенно меньшую, чем он запрашивал, оплату;

2) автомобилист нарушил правила дорожного движения, его действия были зафиксированы видеокамерой, и автомобилисту пришлось уплатить штраф;

3) девушка проигнорировала предупреждение родителей о том, что на улице холодно, и необходимо тепло одеться, в результате она простудилась и заболела.

Могут быть приведены другие примеры

Какую особенность социального познания назвал автор? Используя обществоведческие знания, приведите два обоснования мнения о возможности достижения истины в социальном познании.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) особенность : человек одновременно является субъектом и объектом социального познания;

(Особенность может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) обоснования :

В социальном познании существуют специальные методы сбора информации, обоснования теоретических положений;

Истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.

Могут быть приведены другие обоснования

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственного устройства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из этих типов (видов).

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: форма государственного устройства - форма территориальной организации государства (или союза государств), определяющая его деление на составные части и механизмы их взаимодействия; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о типах (видах) государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: Различают унитарные и федеративные государства.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о типах (видах) государственного устройства.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса сущность любого типа (вида) государственного устройства, например: Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства территориальные единицы обладают политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно- территориальное деление.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого типа (вида) государственного устройства.)

Каждый человек связан с другими людьми, и его жизнь, удовлетворение его потребностей, его судьба зависят от них. Приведите и прокомментируйте два примера, иллюстрирующих этот факт. (Обязательно указывайте, какой пример комментируете).

Показать ответ

В правильном ответе могут быть приведены и прокомментированы следующие примеры :

1) Виталий Викторович работает врачом, продукты питания, одежду, другие вещи он покупает в магазине (в современном обществе, в условиях разделения труда, каждый человек пользуется результатами труда других людей для удовлетворения своих потребностей);

2) под влиянием учителей школы, в которой учился, Николай решил связать своё будущее с педагогикой и целенаправленно начал готовиться к поступлению в педагогический университет (влияние других людей на выбор профессию по сути дела на жизнь человека, его судьбу)

Могут быть приведены и прокомментированы другие примеры

В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого экономического явления на экономику страны.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Избирательное право граждан РФ:

а) право избирать (активное);

б) право быть избранным (пассивное).

2. Источники избирательного права в РФ:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы;

г) нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3. Конституционные принципы избирательного права:

а) всеобщность избирательного права;

б) равное избирательное право;

в) прямое избирательное право;

д) добровольность участия в выборах.

4. Порядок выборов Президента РФ.

5. Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

6. Выборы в органы местного самоуправления.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец - человек - биологическое создание». (Г.С. Гуревич)

29.2. Экономика «Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства». (Сунь-Цзы)

29.3. Социология, социальная психология «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника - социальную жизнь». (Э. Кассирер)

29.4. Политология «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

29.5. Правоведение «Времена меняются, и законы меняются вместе с ними». (Латинское юридическое изречение)

28. Какому виду познания посвящён текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две таких особенности.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке "пояснение". Если ответ правильный, то введите знак "+" в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак "-".

Поскольку человек не только познает окружающую реальность, но и изменяет её, сам факт человеческого мышления, знания или незнания) может сказаться на ситуации. Она становится не такой, как была до этого. <...> Предположим, что растёт цена акций какой-то компании. Человек, который ожидает (знает), что эти акции еще подрастут, покупает значительный пакет. Акции действительно «подрастают». Но допустим, что этот пакет не был бы куплен, возможно, их цена и не подросла бы, ведь цена акций зависит от спроса на них. То, что исследователь процессов одновременно является и их участником, серьезно ограничивает применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание. Например, эксперимент. В естественных науках эксперимент или способствует открытию новых данных, или подтверждает ранее высказанные предположения. Но если эксперимент проводится в социальной реальности, он меняет саму эту реальность, а значит, она уже не такая, какой была до эксперимента. Следовательно, информация, которую несёт эксперимент, не имеет постоянного характера. Разумеется, это не единственное ограничение применения эксперимента в обществознании. Существенную роль играют также нравственные ограничения — ведь экспериментировать приходится на людях.

Замечено также, что в социальном знании исследователю гораздо сложнее сохранить объективность (непредвзятость), чем в знании естественнонаучном. Конечно, и физик может быть искренне, эмоционально привязан к какой- то теории или гипотезе, в силу чего пусть и ненамеренно, но не замечает её несоответствия фактам. Однако в естественной науке это явление редкое. В социальном же знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами. Именно на этом была основана идея «партийности» социальных наук. Разумеется, считать, что любая гипотеза в социальном знании маскирует чьи-то корыстные интересы, вряд ли справедливо, но приходится признать, что предвзятость гораздо больше свойственна социальному знанию, нежели естественнонаучному. Следует учитывать также и то, что все мы — люди определённой культуры, определённого мировоззрения. В силу этого понимание чужой культуры может вызывать затруднения. Предвзятость может искажать социальное знание на самых разных этапах. Так, например, практически все исторические свидетельства, на которых построена историческая наука, предвзяты. Историки, работая со свидетельствами, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия