11.12.2020

Плетение на бердышке для начинающих. Советы для начинающих по заправке и работе на ткацком станке с бердом. Браное ткачество на бердышке


Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие)

Автор - О.Ю. Скворцова (научный сотрудник научно-исследовательского центра
традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»)
2012 г.

Бердышко

«Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка,
размерами приблизительно 15х20 см, в которой
имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм,
которые делят дощечку на «трестины», шириной
приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них
имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Дополнительный инструмент и приспособления

Дополнительными
инструментами и
приспособлениями для
ткачества на «бердышке»
являются:
1- «челнок», для уточной
нити
2 – «бральница»/или «нож»,
для подбивания уточной нити
3 – «навой», приспособление
для наматывания готового
изделия.

Расчет расходного материала

Пояса лучше учиться ткать из крученых шерстяных
(полушерстяных), хлопчатобумажных нитей 3-5 мм
толщины, если нить тонкая, ее лучше сложить вдвое.
Для утка можно использовать нить тоньше, чем на
основу, и менее крепкую.
Длина нитей рассчитывается по формуле:
длина готового изделия + 20 % + 60 см:
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих
волнообразно за нитью утка, 60 см уйдет на узлы с
обеих сторон и на свободу передвижения «бердычка».
Например, если нужен, пояс длиной 100 см, то
необходимо взять 100 см+20 см+60 см = 180 см нитей.

Заправка нитей основы

Нити основы поочередно продеваются в отверстия:
одна нить в прорезь, другая - в круглое отверстие
между прорезями.
Заправлять нити начинать нужно всегда с середины,
распределяя симметрично от центра.

Уточная нить

Перед началом работы уточную нить нужно
намотать на челнок.
Для удобства в работе длина челнока должна
быть на несколько сантиметров больше
ширины изделия.

Подготовка к работе

Далее с одной стороны все нити основы крепко
перевязываются и прикрепляются к чемунибудь неподвижному и устойчивому.
Чтобы проверить равномерное натяжение
основы и предотвратить спутывание
необходимо провести «бердычком» впередназад вдоль заправленных нитей
С другой стороны нити также перевязываются
тугим узлом и закрепляются на поясе мастера
при помощи специального приспособления
«навоя» или крепкого ремня.

Последовательность работы

Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
Мастер контролирует натяжение нитей основы в
процессе работы

Последовательность работы

Если бердышко поднимаем
вверх, то и нити основы в
круглых отверстиях
перемещаются вверх.
Между нитями основы
прокладываем нить утка.
Затем бердышко рукой
опускаем вниз. Все нити,
продетые в продольные
прорези, поднимаются
вверх, а нити в круглых
отверстиях остаются внизу.
Между верхними и
нижними нитями опять
проводим уточную
(поперечную) нить.

Таким образом, перемещая «бердышко» рукой вверх
и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей
основы, которые «перебиваются» уточной нитью и
образуют полотняное переплетение.

Последовательность работы (полотняное переплетение)

После каждой «прокидки» челнока с уточной нитью
прибиваем ее (нить) бральницей к краю вытканного
изделия.

Варианты простейших (заправочных) орнаментов

Схемы простейших заправочных (орнаментов)

Варианты изделий выполненных на бердышке

Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.

Варианты изделий выполненных на бердышке

Брань 1/2. Браный способ

Прибалтика

Эстонцы-сету,
Псковская губ.,
Печерский уезд
I пол. XIX в.

Прибалтика

Костюм девичий
праздничный. Лифляндская
губ. Барата II пол. XIXв.
Латыши. Пояса
Российский этнографический музей (СПб)

Коми

Коми-зыряне
Коми-пермяки
Российский этнографический музей (СПб)

Новосибирск/Мокша

Новосибирский краеведческий музей

Красноярск/русские

Областной краеведческий музей (г. Красноярск)

Русские

Русский север
Российский
этнографический
музей (СПб)

Старообрядцы (липоване)

Полевые материалы. Приморско-Ахтарский район. Исл. Лященко М.

Схемы браных узоров (брань ½).

Расчет нитей

Пояс. Брань 1/2. на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.
Далее кромочные и заправочный рисунок.

Браное ткачество на бердышке

Орнамент на 5
узорных нити
Расчет нитей
5х2+2=12 фоновых

Браное ткачество на бердышке

Пояс. Брань 1/2.
на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2
= 14 + 2 = 16 –
фоновых.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Заправка берда для выполнения бранным
способом 1/2 выполняется следующим
способом: к одной узорной нити с двух сторон
заправляют две фоновые.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Начало работы – выполнение простого
полотняного переплетения.
В результате получается заправочный узор –
«шашечки», «зернышки».

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

В работе участвуют
только узорные нити
По схеме узорную
нить или поднимают
или опускают
После
осуществленного
перебора
перебрасывают
уточную нить Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение
поясов и тесьмы. Новгород, 1996 г.
Egipt weaving. Книга о традиционном
ткачестве на дощечках в Древнем Египте.
(Книга на французском языке. Фотографии
этнографических образцов тканей,
инструментов).
Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск
1,2. Автор-составитель О.Б. Ворончихина.
Екатеринбург. Свердловский областной дом
фольклора. 1998
Марина Качаева. Сокровища русского
орнамента.
Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту
(сволочке). Методическое пособие. -
Новосибирск: Книжица, 2004.
Соколова В.А. Ткачество браных поясов.
Учебно-методическое пособие для учителей и
учащихся 8-11 классов общеобразовательных
школ и учреждений дополнительного
образования. - СПб., 2010.
Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой
губернии конца XIX - начала XX в. Петрозаводск, 2011.

Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…

О чем курс и чему он научит?

В курсе вы узнаете:

  • что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
  • какие материалы выбрать для разных целей
  • как отсновать и заправить нити основы в бердо
  • как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
  • какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
  • как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
  • некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
  • как можно декорировать готовое полотно
  • какие изделия можно создать таким образом
  • как ухаживать за такими изделиями

Чем удобны курсы Крафтики?

  • неограниченный доступ к приобретенному курсу
  • возможность обучаться в удобном для вас ритме
  • обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
  • к курсу прилагаются дополнительные материалы

Как это произошло?

В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.

И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!

Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.

Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)

Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!

А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)

Ткачество поясов на бердо сходно с ткачеством на ниту - процесс заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего вверх. Особенность состоит в том, что для зевообразования используется специально изготавливаемое приспособление - бердо (или бердечко). Оно представляет собой тонкую пластину размером около 13-14 см в высоту и 24-26 см в ширину, поделенную на перегородки щелеобразными прорезями шириной 1,5 -2 мм. Посреди каждой перегородки имеется круглое отверстие диаметром 1,5-2 мм (рис. 1). Бердо может быть выполнено из дерева, пластика либо очень плотного картона.
Процесс изготовления тканых поясов на бердо, так же, как и при других способах ткачества, состоит из нескольких этапов: расчет длины ниток для снования; снование; заправка нитей в бердо; ткачество и оформление концов пояса.

Расчёт длины нитей для снования.

Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20% на уработку + 60 см на на свободу передвижения бердо и оформление концов пояса.

Снование.

Снование и заправка в бердо, как и при ткачестве на ниту, может вестись «пучками» (получится рисунок с продольными полосками), «парками» (получится рисунок из поперечных полосок) и «тройками» (можно выполнить орнаментальный рисунок).
В последнем случае для снования необходимо посчитать количество узорных нитей (оно определяется орнаментальной схемой), затем к каждой узорной нити насновать по 2 фоновые нити + 2 нити по краям узорных и добавить нити для кромки.
Например, по схеме на рис. 2 необходимо насновать 5 узорных нитей (красных) + 12 фоновых (белых) и нити кромки (коричневые).
Нити снуются в необходимом количестве по кругу (фото 1), а заправляются в бердо «тройками».
Для этого сновку необходимо разрезать, на одном конце завязать узел и заплести нити в косу (фото 2) для уменьшения длины и избежания спутывания.

Заправка (пробор) нитей в бердо.

Пробор нитей начинается от центральной прорези, продвигаясь по очереди вправо и влево и вдевая нить попеременно то в отверстие, то в прорезь. Для облегчения заправки нити в отверстие можно использовать сложенный пополам отрезок тонкой проволоки, пользуясь ей как иглой (фото 3).
Итак, в центральную прорезь, помеченную сверху отдельной ниткой, вдеть узорную (красную) нить (фото 4).
В отверстие справа вдеть фоновую (белую) нить (фото 5). Фоновую нить также вдеть в следующую прорезь справа.
Слева от центральной прорези с узорной нитью также вдеть 2 фоновые нити (последовательно в отверстие и в прорезь).
Затем справа и слева заправить в отверстие узорные (красные) нити и т. д., пока не закончатся все нити сновки. Для схемы на рис. 2 заправка нитей в бердо показана на

фото 6.
После того, как все нити заправлены, собрать их в один пучок, завязать дальний конец узлом и привязать его к чему-то неподвижному. Выровнять нити при помощи бердо - при этом они чётко распределяются на слои (фото 7).
Завязать узел с рабочего конца, привязать его к поясу или спинке стула, на котором ведётся ткачество.

Ткачество.

При ткачестве на бердо зев образуется за счет того, что нити, которые протянуты в прорези, перемещаются по длине отверстия, поднимаясь или опускаясь над нитями, которые заправлены в круглые отверстия.
Для выравнивания ширины пояса вначале необходимо соткать несколько рядов заработки.
- Открыв зев, проложить нить утка (фото 8).
- Затем поменять зев, опустив или подняв бердо (фото 9).
- Разделить слои ладонью и прибить нить утка предыдущего ряда (фото 10). Проложить новый уток и опять поменять зев.
- Так повторить до нужной ширины заработки (фото 11).

Перебор рисунка при заправке тройками происходит точно так же, как и при ткачестве поясов на ниту (об этом подробнее читайте в ): при закрашенной клеточке схемы узорная нить должна находиться вверху зева (её необходимо пальцами поднять с нижнего слоя вверх), при пустой клеточке - снизу (пальцами опустить с верхнего слоя вниз).
Рисунки (орнаментальные схемы) для ткачества поясов на ниту и на бердо одинаковые, здесь отличаются только способы механизма зевообразования. Однако бердо, в отличие от нита, имеет ограничение по количеству нитей. Их может быть ровно столько, сколько прорезей и круглых отверстий в сумме.

Назад в раздел:

Когда я начала заниматься ткачеством, мне не попадалось необходимых новичку материалов по этой теме. Теперь за моими плечами исследовательские работы и кипы перечитанных статей, книг и научных работ на тему художественного текстиля и ручного ткачества, на берде и раме. Поэтому я поделюсь с вами концентированными знаниями и советами, которых когда-то не хватало мне самой.

Термин бердо

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016

Бердо, бердышко, бердечко: приспособление для ручного ткачества.
Зев: промежуток, образующийся в процессе ткачества между нитями основы, заправленными в разные ремизки.
Основа: продольная (вертикальная) система параллельных нитей, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Осно́вные нити также могут называются долевыми нитями.
Ремизка: рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Тесьма: узкая тканая или плетёная полоска, находящая разнообразное применение в домашнем обиходе, шитье платья и т. п.
Ткачество: создание устойчивой структуры текстиля переплетением основы и утка.
Уток: поперечная (либо горизонтальная при вертикальном ткачестве) система параллельных нитей, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой.

Для составления узора в данной технике достаточно выбрать цвета и расположить их в нужной последовательности исходя из того что нитки 1-ого ряда будут составлять узор одного ряда, а 2 ряд ниток – следующего ряда и далее они только чередуются.

Предлагаю следующую схему для этого урока:

Расчёт ниток:

Считаем количество нужных нам ниток по выбранной нами схеме:

Красные нитки - 8

Оранжевые нитки - 10

Жёлтые нитки - 6

Чёрные нитки - 8

Синие нитки - 3

Если для первого раза схема покажется слишком длинной, можно взять только часть схему (нитки лучше взять потолще), например вот так:

Тогда расчет ниток следующий:

Красные нитки - 3

Жёлтые нитки - 4

Чёрные нитки - 2

Синие нитки - 3

Расчет длины ниток:

150см (длина изделия) + 22см (ширина бёрдышка) + 70см (кисти и сокращение длины) = 242см.

Это примерный расчёт. По началу лучше брать нитки подлиннее, чтобы наверняка хватило на изделие. С опытом вы уже будете знать, скольков вам ниток требуется на изделие определённой длины и ширины. Хочу лишь добавить, что чем длиннее изделие, тем больше нужно добавить на сокращение длины.

Предварительная подготовка:

1. Когда мы определились со схемой и длиной изделия, наснуем необходимое количество ниток. Процесс снования можно посмотреть в МК "Снование ниток".

2. Начинаем заправлять бердо. Желательно заправку начинать с середины, чтобы нитки равномерно расходились в разные стороны и при ткачестве бердо не перевешивалось на бок. Особенно это ощутимо при длинном бердо с множеством зубьев (от 60 зубьев и выше). Находим середину: предлагаю в данном примере за центр взять дощечку с дырочкой (если щель – начинайте с дощечки с отверстием либо справ, либо слева, это уже не важно), чтобы не было путаницы при дальнейшем объяснении техники.

Смотрим на схему. В самом центре у нас – нитка синего цвета. Продеваем ее в отверстие (теперь все нитки из второго ряда схемы будут продеваться у нас в отверстие, а все нитки первого ряда – в зуб, то есть в щель между дощечками)


3. Далее по схеме идут черные нитки из 1-ого ряда – справа и слева от синей, их продеваем в зуб. Нитки желательно вытягивать на одинаковую длину, чтобы сэкономить время на выравнивании и завязывании ниток в пучок после заправки всех ниток.

И так далее, пока не заправим все нитки. Рекомендую заправлять очень внимательно, чтобы не пропустить зуб или отверстие и не засунуть случайно в один зуб две нитки, иначе придется перезаправлять. Хорошо, когда это случается под конец, а если где-то в середине и когда очень много ниток - времени затрачивается достаточно.


4. Теперь подравниваем длину ниток, чтобы все они примерно находились на одном уровне, подправляем, если они спутались между собой. Можно помочь себе в этом массажкой или деревянным гребешком. Далее связываем их все вместе в узел. Так же рекомендую проверить, все ли нитки были завязаны в пучок, не вылезла ли хоть одна. Лучше сразу исправить это и перезавязать пучок.



И при помощи бердо, рук и возможно деревянной расчёски начинаем распутывать нитки по всей длине.


7. Расправив нитки, хорошо их натягиваем, чтобы ни одна ниточка не провисала. Длинные нитки сматываем в "косу" (МК «Сокращение длины ниток»).

Техника ткачества:

Шаг 1. Перед началом работы в пространство между нитками (зев) продеваем рабочий пояс и повязываем его вокруг себя. Можно начинать!


Шаг 2. Берем уточную нить и привязываем ее к крайней нитке, оставив небольшой хвостик.


Шаг 3. Теперь протягиваем уточную нить между двумя рядами ниток, подтягиваем нить, но не до конца, чтобы осталась петелька.


Шаг 4. Меняем зев – берем бердо за рамку и приподнимаем вверх, так, чтобы нитки в щелях ушли вниз, а сверху были нитки в отверстиях.


Шаг 5. Подбиваем ребром или деревянным ножом нитки и только сейчас затягиваем до конца уток. Правда, сама я в самом начале работы уток затягиваю только после второго ряда, а дальше уже после каждого. Вытянув уток, прокидываем его в новый зев.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия