23.08.2020

Общество как социокультурная система предмет социологии культуры. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Статусная концепция личности


Под социально-культурной системой совокупность элементов культурной сферы, находящихся между собой в определённых отношениях и связях и образующих определённую целостность. Другими словами, СКС -- это то социальное пространство, в рамках которого реализуется СКД. Осуществление социально-культурной деятельности -- общественное назначение СКС, которое выражается в сущностных функциях системы. Сущностные функции СКС соответствуют операциям культурной деятельности (созидание, хранение, распространение культурных ценностей). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей СКС, например, оформление и тиражирование сообщений. Функции осуществляются функционально специализированными подсистемами, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями структуру СКС. В структуру социально-культурной системы входят следующие функционально-специализированные подсистемы.

  • 1. Подсистема профессионального духовного производства, состоящая из духовно-производственных социальных институтов, таких как литература, журналистика, искусство, религия, философия, наука, техника. В современном обществе эти институты представлены сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий» . Профессиональное творчество всегда ярко индивидуально. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации, но и ради одобрения других людей. Вне общества их деятельность теряет смысл, поэтому они входят в подсистему духовного производства СКС. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.
  • 2. Подсистема анонимного народного творчества. Эта подсистема социально не организована, она не имеет профессиональных работников, не поддается регламентации и функционирует стихийно. Продуктами этой подсистемы являются фольклор и народное творчество, обряды и традиции, мода, мифы, слухи, анекдоты, общественное мнение. Творцами духовных ценностей в данном случае выступают не конкретные авторы, а коллективы неопределенного состава. Эта подсистема изначально относится к СКД.
  • 3. Подсистема любительского творчества -- область индивидуальной культурно-досуговой деятельности. Любительское творчество, как правило, не продуктивно, а репродуктивно; оно ориентировано на творчество профессиональных работников подсистемы. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются впечатляющие культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. В социально-культурной системе творческая досуговая СКД (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой СКД или анонимному народному творчеству.
  • 4. Подсистема хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) -- это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, сотрудники музеев, реставраторы и другие специалисты. Пользователями этой подсистемы считаются как настоящее, так и будущие поколения.
  • 5. Подсистема распространения культурных ценностей имеет задачей обеспечить духовное развитие современников путем общественного пользования фондами культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этой подсистеме являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные, туристические и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологическом (режим коммуникационного управления) и диалогическом (режим коммуникационного общения). Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут относиться одновременно как к подсистеме хранения, так и к подсистеме распространения, выполняя соответствующие сущностные функции, например библиотеки, библиографические службы, музеи.

Обе последние подсистемы являются формальными (общественно организованными) коммуникационными системами: они передают культурные ценности, играющие роль сообщений, либо во времени (подсистема хранения), либо в пространстве (подсистема распространения). Параллельно с ними действуют неформальные (стихийные) коммуникационные каналы. Так, подсистема хранения не обеспечивает сохранности живого естественного языка, в частности русского; эта важная часть культурного наследия хранится в памяти современников. Неформальными каналами пользуется подсистема анонимного народного творчества для распространения ее продуктов.

  • 6. Подсистема материально технического обеспечения творческих и коммуникационных подсистем СКС. Сюда относятся редакционно-издательские службы, техническое обеспечение радио- и телецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, почта, компьютерные фирмы и т.п.
  • 7. Подсистема кадрового обеспечения (подсистема специального образования), включающая сеть высших и средних специальных учебных заведений, готовящих профессионалов СКС.
  • 8. Подсистема научных исследований, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.
  • 9. Подсистема управления, руководящая деятельностью остальных подсистем и удовлетворяющая их потребности в рамках своих возможностей. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например цензурой.
  • 10. Подсистема юридического обеспечения, в которую в нашей стране входят «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), федеральный Закон о средствах массовой информации (1990), Федеральный Закон о библиотечном деле (1995) и др.

Суммарно структуру социально-культурной системы можно представить следующим образом:

I. Творческие подсистемы во главе с духовно-производственными институтами (3 подсистемы).

ІІ. Коммуникационные подсистемы (2 подсистемы).

III. Обеспечивающие (вспомогательные) подсистемы (5 подсистем).

IV. Пользователи -- люди, имеющие культурные потребности и взаимодействующие с СКС в процессе своей индивидуально-культурной деятельности.

Социокультурная система - это социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми и культурная, включающая в себя вещи, фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.

Включение человека в обще6ство осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицируется, через социальные институты, социальные организации и комплексы принятых в обществе норм и ценностей, т. е. через культуру.

Термин «социокультурная» призван подчеркнуть единство и взаимопересечение этих двух сфер общества, и определенный примат «социального», выражающего сущность исторически определенного взаимодействия людей (общностей, объединений, групп, институтов).

Общество - это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий, отношений и институтов, а целостная социокультурная система, социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Основные понятия системного подхода:

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор ее элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Итак, общество - это целостная система с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности.

При социокультурном анализе общественной жизни обычно обращают внимание два важнейших результата этого взаимодействия.


Первое — групповой характер общественной жизни и второе — поведение людей в группах, которое регулируется и направляется определенной системой ценностей, идей, норм и правил поведения. Оба аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные две стороны общественной жизни в социологии принято обозначать, как говорилось выше, двумя популярными терминами — общество (социальная система) и культура (система культуры). Они отражают предельно широкие понятия — две наиболее существенные стороны общественной жизни, в реальности тесно взаимосвязанные, но специально разделяемые в научном социологическом познании.

Выделение этих двух ключевых понятий имеет огромное познавательное значение для социологического познания и во многом предопределяет специфику социологического видения общественных явлений.

В социологии расчленение понятий «общество » (в узком смысле слова) и «культура» имеет большое практическое и познавательное значение, ибо позволяет лучше уяснить сущность общественной жизни, ее отличие от природы в целом и коллективных форм поведения в животном мире.

Во-первых , обращается внимание на то, что «социум» и «культура» являются двумя взаимосвязанными подсистемами единой общественной жизни.

Во-вторых , особенность социальной системы заключается в том, что это понятие отражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой понимаются содержательные аспекты человеческой жизнедеятельности, определяемые ценностями, значениями, идеалами, нормами и др.

Термин «социальная система » обозначает отношения между индивидами и коллективами, тогда как культура определяет их ценностно-смысловое значение. Именно культура как система ценностей , норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение.

СИСТЕМА

Схема 2.1. Общество как система


В человеческом обществе выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Природная среда, которой люди пользуются для своего суще­ствования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ис­копаемые и т. д.

2. Люди, которые образуют самые различные социальные группы.

3. Культура, которая интегрирует общество в единую систему.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультур­ный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой в социологии понимают созданную людьми искус­ственную материальную (предметную) и идеальную среду, опреде­ляющую социальную жизнь людей. Социологи придают культуре со­циальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов по­ведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культу­ра является результатом взаимодействия людей с природной средой. Не только культура, но и все человеческое общество состоит из эле­ментов. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не являются обществом. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возмож­ность существовать в неразрывном единстве.

Таким образом, элементы природы, люди и культура в процессе са­моразвития и взаимодействия между собой создают сложную, само­настраивающуюся, динамическую систему - человеческое общество.


Схема 2.2. Структура идеальной составляющей культуры


Глава 2. Общество как социокультурная система

Все структурные компоненты идеальной составляющей культуры состоят из определенных элементов, которые представляют собой, во-первых, ценности, которые могут быть как идеальными представле­ниями людей, социальных групп, общества, так и материальными пред­метами, имеющими функциональное значение в данном обществе. Ценности - идеальные представления и материальные объекты опре­деленных людей и социальных групп, имеющие для них большое зна­чение и определяющие их социальное поведение.

Вторым элементом культуры являются социальные нормы. Соци­альные нормы являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе, они тре­буют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа. Социальные нормы - правила, положения, осуществляющие руково­дящую функцию по отношению к определенным социальным группам или обществу в целом.

Нормы и ценности, связанные между собой, образуют социокуль­турную ценностно-нормативную систему. Такая система представлений и императивов для социального поведения есть у каждого индивида и социальной группы. Некоторые социологи включают в эту систему так называемый третий элемент культуры - образцы поведения. Образцы поведения - готовые алгоритмы действий, выработанные на основе социальных ценностей и норм, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной, или как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям». Образцы поведения каждый индивид усваивает в про­цессе социализации, т. е. при вхождении, приобщении к определенной социальной группе, обществу в целом.

Глава 2. Обществ о как социокультурная система


Схема 2.3. Структура культуры

Схема 2.4. Функции культуры


"лава 2, Общество как социокультурная система

Структура культуры:

материальная культура - это вещи, предметный мир, черпа­ющий свои «строительные материалы» из природы;

символические объекты - это ценности и нормы;

образцы человеческих отношений - это относительно устойчи­вые способы восприятия, мышления, поведения людей.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным об­разом формирует общество, она один из его функциональных элемен­тов.

Функции культуры:

социальная интеграция, т. е. формирование общества, поддержа­ние его единства и идентичности;

социализация - воспроизводство социального порядка нынеш­ним поколением и передача его следующему поколению;

социальный контроль - обусловленность поведения людей опре­деленными нормами и образцами, свойственными данной куль­туре;

культурный отбор - отсеивание негодных, отживших социальных форм.


30____________________________ Гла

Схема 2.5. Дифференциация социальных взаимодействий по сферам общества

Схема 2.6. Дифференциация социальных связей по уровням взаимодействия


Глава 2. Общество как социокультурная система

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемо­го социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социаль­ного взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребно­стей людей.

Социальное взаимодействие - это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социаль­ной потребности и направлено на другого индивида или группу и име­ет для него значение.

Социальные взаимодействия могут быть дифференцированы по сферам общества: экономические, политические, культурные, или по его уровням взаимодействия. Вторая дифференциация включает все уровни: от взаимодействия отдельных личностей до цивилизацион-ных связей.

При этом общество одновременно функционирует как на микро­уровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макро­уровне (большие организации, институты, слои, классы, общество в це­лом).

Социальные взаимодействия могут осуществляться как внутри от­дельного общества или цивилизации, так и между обществами или ци­вилизациями (двусторонние и многосторонние государственные и не­государственные отношения).

Глава 2, Общество как социокультурная система


Схема 2.7. Дифференциация общества


Глава 2. Общество как социокультурная система _________________________ 33

Общество - динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, диф­ференциация (разделение, расслоение).

Процессы, определяющие дифференциацию общества:

Разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Воз­никают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

Удовлетворение новых потребностей людей. За последнее столе­тие возникли или приобрели массовый характер такие новые по­требности людей, как занятия спортом, туризмом, путешествиями, творческими хобби, занятия с помощью Интернета, радиоэфира, языка международного общения эсперанто. Эти процессы также способствуют подразделению общества на определенные груп­пы, усложнению его социальной структуры и в конечном счете развитию общества и людей, его составляющих;

Расширение представлений людей о природе и обществе. Напри­мер, представление науки о грозящем катастрофическом падении на Землю большого метеорита или кометы. Такое событие может произойти, по современным данным, примерно раз в 60 млн лет, уже прошедших со времен динозавров, эра которых завершилась столкновением Земли с огромным метеоритом. Ученые уже се­годня разрабатывают меры по предотвращению опасности, воз­никшей из расширения наших представлений о природе;

Появление новых ценностей и норм. Например, новая ценность для России - плюрализм, привела к новой норме - многопар­тийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации обще­ства.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.8. Интеграция общества


Глава 2. Общество как социокультурная система

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и вертикальных струк­тур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченно­сти (солидарности), происходит и обратный процесс - интеграция (восстановление целого, объединение частей).

Интеграция - это процесс объединения общества, укрепления со­циальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его структуры.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтег-рационные процессы <

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, свя­занных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. На­пример, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидроэлектростанции, за­пускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что не­посильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Факторы, способствующие интеграции общества:

единая культура общества как система материальных и идеаль­ных объектов, как система, позволяющая на основании этих общих символических объектов взаимодействовать отдельным личностям, социальным группам и организациям;

единая система социализации, позволяющая молодому поколе­нию воспринимать, а затем воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подав­ляющего большинства общества, заставляет различных индиви­дов и группы подчиняться единым правилам, действовать по еди­ным социальным нормам.

Глава 2. Общество как социокультурная система


Схема 2.9. Общество как система (по Т. Парсонсу)

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

Наличие отдельных частей;

Наличие связей между частями;

Наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

Взаимодействие с окружающей средой - природой.

Т. Парсонс, рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), опре­деляет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде схемы 2.9.

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество - откры­тая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответ-


Глава 2. Общество как социокультурная система

ствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. При­спосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели - целенаправленная функция, которой соответствует подсистема поли­тики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными) направленными на преобразование природы, третья и четвертая функ­ции направлены внутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями являются интегративная и латентная. Ей соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру обще­ства (набор ценностей и норм). Латентная, скрытая функция обеспе­чивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, под­держание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, кото­рая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодо­го поколения. Структура общества имеет сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвя­занных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм.

Система Т. Парсонса получила в социологии название «система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Т. Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно пред­ставления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вы­зывая определенные социальные действия людей, преобразуют струк­туру общества. Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству граждан, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, Даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процес­сами. Если культурные ценности и нормы поддерживаются подавляю­щим большинством, социальную сплоченность невозможно разрушить. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством на­селения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его Равновесия влечет за собой социальные конфликты.


Общество как социокультурная система

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему - человеческое общество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. ФИЛОСОФИЯ РАДИКАЛИЗМА, ЕЕ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ Русское Просвещение не только вызвало к жизни оригинальную концепцию славянофилов о самобытности российского народа и его соборности, но и инициировало философию русского радикализма. Завещанное «слово»

Глава третья Общество как система

1. Общество как система Системный подход к анализу обществаСовременные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и

Глава III Общество как система

Глава 4. ДНИФ-система нации Сущность человека составляет любовь, справедливость и душевность (сорок пятое

Глава IX Общество как система личной зависимости людей Проблема возникновения древних цивилизаций. – Усложнение общества и аграрная культура. – Земледелие, оседлость и устойчивость социальной организации. – Общество, власть и формирование государства. – Усложнение

Глава X Общество как система вещных зависимостей между людьми Расширение социального пространства; торговля и производство. – Богатство начинает работать – Технологические схемы отделяются от схем социальных. – Предметный слой социальности. – Личность и

III. Система потребностей и потребления как система производительных сил Мы видим, что «теория потребностей» не имеет смысла - в ней может содержаться лишь теория идеологического понятия потребности. Отсюда же следует, что размышление о «генезисе потребностей» столь же

Глава 7. Наука как система с рефлексией

3.3. Общество как система Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент - природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом,

ГЛАВА 5. СИСТЕМА АРХАНГЕЛА ХАРИТОНА – И в самом деле, вскоре после этого слуха, под руководством опять-таки Великого Архангела Адоссия были проведены открытые для всех практические эксперименты с этим новым и позже очень знаменитым изобретением.Эта новая система была

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно

Глава 5. Система двойных стандартов Неразрывное единство греха и праведности Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызения совести после греха. Витторио Альфьери Известный немецкий философ Гегель в свое время вывел несколько всеобщих

Глава 4 Пранаяма и дыхательная система Пока в теле присутствует дыхание, в нем есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Следовательно, упорядочивайте дыхание. Хатха Йога Прадипика, гл. 2, Шлока 3 1. При нормальном вдохе легкие обычного человека вмещают


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия