02.01.2021

Нетрадиционные религии. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Вопросы и задания к документу


  • 3. Психология религии о природе религиозного феномена (у. Джеме, 3. Фрейд, к. Г. Юнг)
  • Тема 2. Структура современных религий
  • 1. Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон
  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • Тема 12. Нетрадиционные религии

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона

    3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны

    1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий

    Мировые религии, наряду с национально-государственными, охва­тывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Однако процесс формирования религиозных систем продол­жается и в наше время. Религиоведами установлена определенная взаимосвязь между характером той или иной эпохи и зарождающи­мися в данную эпоху религиями. Каждая эпоха в соответствии со своими специфическими особенностями порождает и свои разновид­ности религии. На этой идее базируется классификация религий, созданная крупнейшим американским социологом Р. Белла (см. Таблицу 1). По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влия­ния и авторитета традиционных форм религии и появлением значи­тельного числа новых религиозных движений, организаций, куль­тов, которые в нашей отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

    Следует отметить некоторую расплывчатость данного терми­на, поскольку все эти так называемые «нетрадиционные религии» обладают характерными признаками традиционных религий. Их не­традиционность проявляется не в какой-то специфике, экстрава­гантности, а в том, что они возникли сравнительно недавно, в новей­шее время и в этом смысле не являются религиозными вероиспове­даниями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в европейской или североамериканской культуре Исследователь этой проблемы Л. Н. Митрохин предложил назвать возникшие в на­шем веке религиозные вероисповедания религиями «Нового века». Иногда их называют «внеконфессиональные неканонические веро­вания», «альтернативные культы», «молодежные религии». Рассмо­трим же их характерные особенности и разновидности.

    Нетрадиционные религии формируются как разновидность харизматических культов. Обобщенную характеристику основных особенностей новых религиозных вероисповеданий дает Л. Н. Мит­рохин в своей работе «Религиозные культы в США», М., 1984.

    1. Во главе стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и ре­альности. 2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом». 3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следу­ет им сам. 4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. 5. Используется опре­деленная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. 6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «тех­ника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

    Исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их разновидности:

    1. Неохристианские объединения - «Цер­ковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление объединить христи­анское вероучение с элементами восточных религий, наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя стату­сом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое от­кровение и высшие нравственные предписания.

    2. Саентологические (от англ. science - наука) или наукообразные направления. Классический представитель - «Церковь саентологии» Р. Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку раз­личные неисследованные явления природы и психики человека.

    3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел - буддийский центр», «Миссия Божественно­го света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими по­тому, что заимствованы с Востока: это западные издания индуист­ских и буддийских учений.

    4. Сатанинские группы - «церковь Сата­ны» - провозглашают себя сознательными носителями зла и анти­подом христианства.

    Деление нетрадиционных религий на эти четыре группы не­сколько условно, так как в содержательной части вероучений и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохрис­тианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христиан­ские образы и понятия.

    Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно – в XX веке, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре. Феномен нетрадиционных религий ещё недостаточно изучен. С одной стороны, нетрадиционные религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, враждебные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, представители нетрадиционных культов воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

    Почему же в наши дни люди приобщаются к новым религиям? Потому что вера облегчает и просветляет, вера способна превращать страх в спокойствие, а смятение – в уверенность. Причиной, толкающей в первую очередь молодёжь в объятия многочисленных современных культов, является разочарование официальными ценностями потребительского общества, безработица, нищета, социальная неустроенность, страх перед завтрашним днём. Всё это – социально-психологический фактор поиска новой системы ценностей, новой «науки жизни». Кроме того, создатели новых культов чутко реагируют на перепады в общественных настроениях. Они проповедуют равенство и братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от болезней и других невзгод. В новых религиях людей привлекает чёткая организация, жёсткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплочённости и взаимовыручки. Новые религии, в отличие от традиционных, развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. Членами новых общин становятся люди, жаждущие духовной, религиозной активности.

    Чем же новые религии отличаются от традиционных религий? Как правило, они имеют следующие общие черты.

    2. Эклектичность вероучения и культа. Основатели новых религий синтезируют первоначальные языческие религиозные представления, христианство, восточные религии, оккультизм и научные достижения.

    3. Специфичность социального состава. В новых культах большинство составляет молодёжь из среднего класса, как правило, имеющая хорошее образование.

    4. Оппозиционность к традиционным религиям. Новые религии почти совсем не связаны с уже существующими религиозными верованиями. Они игнорируют традиционные церкви.

    5. Жёсткая регламентация религиозной жизни. Члены новых общин часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства. К ним применяется своеобразная техника психического манипулирования и контроля над поведением. Новых верующих часто духовно и физически изолируют от общества.


    Нетрадиционные верования можно условно объединить в восемь направлений:

    1. Неохристианское направление – «новейший вариант христианства». Их вероучение – продукт индивидуального творчества основателей направления.

    2. Неоориенталистское направление – культы, представляющие собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Основателями этих групп обычно выступают различные гуру, йоги, махараджи и другие проповедники-иммигранты. Общим для вероучения этих групп является положение о том, что всё существующее иллюзорно, за ним скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Среди этих религий в России самым значительным является Общество сознания Кришны.

    3. Синтетическое направление ,для которого характерно объединение, соединение, слияние элементов различных традиционных религий (буддизма, индуизма, христианства, ислама). Но это не просто эклектика, а создание новых своих собственных учений, системы обрядовых действий, церковную организацию, претендуя на статус надрелигий. Классическим вариантом синтетических религий можно считать Организацию веры Бахаи (Бахаизм), Великое белое братство, Церковь единения (или унификации) и др.

    4. Сциентистское направление. В него входят так называемые «околонаучные культы». Они рождаются в недрах модернистских увлечений отдельными направлениями теоретического знания. Спекулируя на тех или иных достижениях науки, на её возможностях, новоявленные пророки создают новые верования, где научные суеверия возводятся в ранг «последнего божественного чуда».

    5. Мистико-оздоровительное направление. В учениях и действиях данного направления используются религиозные и оздоровительные элементы.

    6. Неоязыческое направление. Его основная цель – реабилитировать религии, которые существовали в древности на определённых территориях. А поскольку такие древние религии называют языческими, то и направление это получило название «неоязычество», т. е.современное язычество.

    7. Сатанинское направление. Для него характерны полурелигиозные течения, которые возвеличивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Сатана – главный противник Бога и враг спасения человечества. Он не захотел повиноваться Богу, и тот изгнал его с небес. Вот почему предполагается, будто дьявол способен творить чудеса, и он нужен людям.

    8. Тоталитарное направление. Объединяет культы с открытой деструктивной направленностью своей деятельности. Наиболее активной и опасной религией, с которой борется общественность во многих странах, является «Аум Синрикё». Она создана в Японии в 1981 г. 16 мая 1995 г. по подозрению в организации массовых убийств арестовано 100 руководителей организации. В судебном порядке установлена их причастность к производству химического оружия и его применение в террористических целях, доказана виновность в осуществлении целого ряда убийств послушников организации, а также его активных противников. Судом первой инстанции было принято решение о лишении статуса религиозной организации, изъятии имущества и роспуска «Аум Синрикё». Однако организация до сих пор существует. Немногочисленные полуподпольные группы последователей «Аум Синрикё» есть и в России. Официально в регистрации им отказано, хотя они и стремятся дистанцироваться от японских центров.

    Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.

    Причиной возникновения нетрадиционных религий считается экзистенциальный вакуум, в котором оказались многие западные общества в 1940-1950-е гг., их духовный кризис и утрата ими высоких стандартов ценностных жизненных смыслов, потеря нравственной и социальной ориентации личности. Их истоки лежат, по-видимому, в упадке постиндустриальной материалистической по своей сути культуры – масштабных трансформациях ценностей после Второй мировой войны; обратной реакции на секуляризацию в виде массовой сакрализации несакральных объектов и замещении традиционной религиозности квазирелигиозным сознанием; усугублении чувства трагичности от нарастания глобальных угроз (экологический и др. вызовы, политический экстремизм, ядерная опасность и т.п.); росте чувства одиночества, отчужденности и бессилия человека перед валом обрушившихся на него проблем.

    По вероучительному признаку можно выделить следующие течения нетрадиционных религий. Псевдохристианские используют в интерпретации христианского наследия теософские и восточно-религиозные схемы или вносят произвольные коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Их лидеры чаще всего предстают как «продолжатели дела Христа» (Церковь объединения Муна), пророки «Третьего Завета» (Богородичный центр), новые мессии (Церковь Виссариона), Матерь Мира (Великое Белое Братство) и т. п. К псевдохристианству относятся часть неопротестантских учений (Дети Бога, христианская медитация, Школа Христианского единства). Среди них выделяются культы «Нового Откровения» (например, мунисты, виссарионовцы) и псевдобиблейские, которые «улучшают» Библию произвольными переводами и интерпретациями, вплоть до создания новых текстов (например, Свидетели Иеговы). К ним примыкают некоторые протестантские деноминации, возникшие ещё в позапрошлом веке – среди них особенно заметны мормоны и церковь Христианская наука. Неоориенталистские сложились, как правило, на основе индуизма, йоги, даосизма и конфуцианства. Основной упор в них делается на раскрытие внутренних способностей человека через овладение им психотехнологиями: таковы вайшнавизм, Трансцендентальная медитация, Лига духовного возрождения Санатана Дхарма, Единственная религия (Ошо), Аум Синрекё. Эти нетрадиционные религии имеют инструменталистский характер, что обеспечило им невероятную популярность на Западе в 1960-1970-х гг. Оккультизм , для которого характерны представления об экологии духа, специальная мистическая направленность и заимствованные из науки понятия типа энергия, эволюция и проч. Сюда относятся теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий И Цзин, Таро и др.), вуду и аналогичные последнему обряды. Неоязычество : друиды, виканская религия, ведовство, «славянские» культы и т.д. С ними смыкается идеология Нового Акрополя и церкви Нави. На неоязычестве базируются и идеи части ультраправых религиозно-политиче-ских организаций (движение К богодержавию). Сатанизм . Псевдопсихологические и псевдомедицинские движения исходят из доктрины усовершенствования духовной силы человека и его физического состояния. В последнее время из-за активного использования суггестивных практик распространителями некоторых видов продукции стали говорить о появлении коммерческих псевдокультов типа Гербалайф.

    Часть новейших и старых нетрадиционных религий отличает поклонение лидеру, как живому божеству, жесточайшая централизация управления организацией и суровая дисциплина в ней, чересчур обильное материальное жертвование со стороны верующих или их полный отказ от собственности в пользу общины и/или её лидера, нацеленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного, агрессивные методы привлечения и удержания адептов, полное разрушение социальных связей последователя за пределами группы единоверцев, унификация личности верующего, отсутствие догматической и обрядовой традиции, ярко выраженное антихристианство и неоязычество, синтетичность и эклектичность вероучения, нарочитый вероучительный и обрядовый мистицизм, коренящийся в системе эзотерических представлений.

    Среди нетрадиционных религий выделяются т.н. деструктивные, которые отличают методы вербовки сторонников и психологической обработки неофита: «бомбардировка любовью», когда его делают центром внимания, восхищения и любви; информационная комфортность, когда он сразу получает кажущиеся исчерпывающими ответы на все волнующие его вопросы; ограничение круга общения единоверцами; строгий режим ограничения сна и пост, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд.

    Некоторые псевдохристианские – мунисты, иеговисты, сайентологи – и неоориенталистские – вайшнавизм, йога и иные ветви индуизма, некоторые даосские секты – религии активно привлекают последователей из числа представителей артистической, интеллектуальной и политической элиты и стараются оказывать глубокое влияние на определение путей развития того или иного общества. Их воздействие приобрело серьёзные масштабы, в частности, на Голливуд. Во многих странах (Германия, Греция, Испания, Россия, Италия, Польша, Украина и др.) деятельность нетрадиционных религиозных организаций, признанных деструктивными (Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Белое Братство, Церковь объединения, Богородичный центр, сайентологи и др.), запрещена законом.


    Похожая информация.


    • - самой многочисл. по числу верующих и по кол-ву храмов на У. является Рус. Православная Церковь...

      Уральская историческая энциклопедия

    • - новые религиозные движения, течения и группы, возникшие, начиная с первой половины XIX в., в противовес синто и традиционным школам буддизма и получившие широкое распространение после второй мировой войны...

      Вся Япония

    • - группа из трех религий; отличающихся полиэтнич. распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике...

      Энциклопедия культурологии

    • - или национально-государственные религии - религии, сложившиеся в рамках определенных гос-в или этнич...

      Энциклопедия культурологии

    • - в религиоведении общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библ. патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз, является образцом верующего...

      Католическая энциклопедия

    • - П.Р. никогда не была распространенным явлением среди евреев. Разумеется, всегда находились отдельные вероотступники, переходившие в христианство или ислам...

      Энциклопедия иудаизма

    • - Религии, созданные в новое время. Четкая нижняя граница времени создания новой религии отсутствует, но ориентировочно распространяется до периода Реформации...

      Религиозные термины

    • - особые явления общественной жизни, представляющие собой активное противоборство сторон с использованием невоенных средств насилия во имя достижения решительных политических, экономических или иных целей,...

      Словарь терминов черезвычайных ситуаций

    • - англ. psychology of religion; нем. Religion-spsychologie. Отрасль психологии, изучающая психол. и соц.-психол...

      Энциклопедия социологии

    • - англ. sociology of religion; нем. Religionssoziologie. sociologie religieuse; Отрасль социологии, изучающая религию как соц. институт во взаимодействии с др. социальными институтами в обществе...

      Энциклопедия социологии

    • - "... - любые, за исключением нефтяных, источники сырья, в том числе сырье растительного происхождения, твердые горючие вещества, биогаз, пригодные и экономически целесообразные для получения моторного топлива.....

      Официальная терминология

    • - религии, распространенные среди значительной части человечества, и прежде всего христианство, ислам, буддизм...

      Философская энциклопедия

    • - сборник, составленный М. М. Вышеславцевым и вышедший в двух книгах в Москве, в 1798 и 1801 гг. Издателем был Христофор Клаудий...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - Разумная, сознательная...

      Словарь иностранных слов русского языка

    • - сущ., кол-во синонимов: 1 антитеизм...

      Словарь синонимов

    • - сущ., кол-во синонимов: 4 боговерчик попист религиозник религионер...

      Словарь синонимов

    "НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ" в книгах

    Ε. М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

    Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

    М. Штаерман Глава вторая ОТ РЕЛИГИИ ОБЩИНЫ К МИРОВОЙ

    Нетрадиционные виды транспорта

    Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

    Нетрадиционные виды транспорта Нетрадиционные виды транспорта часто привлекают внимание благодаря своему новаторскому имиджу и экзотическим характеристикам. Требуются определенные познания в сфере транспортных систем, чтобы отличить их выигрышные стороны от

    Нетрадиционные семьи

    Из книги Древняя история секса в мифах и легендах автора Петров Владислав

    Нетрадиционные семьи Пришла пора сказать о нетрадиционных половых отношениях - в том числе об однополых супругах. Гетеросексуальность и гомосексуальность в мифах присутствуют примерно в той же пропорции, что и в нашей нынешней реальности. Однако на мифических геев и

    Глава 12 Нетрадиционные углеводороды

    Из книги автора

    Глава 12 Нетрадиционные углеводороды Х. Уильямс был спиритуалистом и ловким дельцом. В 1880-е гг. он приобрел ранчо к югу от Санта-Барбары в штате Калифорния, где стал проводить спиритические сеансы. Свое ранчо он назвал Саммерлендом, что означало «Страна вечного лета».

    Глава 12. Нетрадиционные углеводороды

    Из книги автора

    Глава 12. Нетрадиционные углеводороды 1. Rod Lathim, The Spirit of the Big Yellow House (Santa Barbara: Emily Publications, 1995), pp. 33–47; William Leffler, Richard A. Pattaroizzi, and Gordon Sterling, Deepwater Exploration and Production: A Non-Technical Guide (Tulsa: Pennwell, 2011), ch. 1.2. Peter Jackson, Jonathan Craig, Leta Smith, Samia Razak, and Simon Wardell, “Peak Oil Postponed Again: Liquids Production Capacity to 2030,” IHS CERA,

    D. Нетрадиционные обязательства

    Из книги Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями автора Баффетт Уоррен

    D. Нетрадиционные обязательства Когда не удаётся найти наш любимый объект для инвестиций - хорошо управляемое предприятие по разумной цене и с хорошими экономическими показателями, то обычно деньги вкладываются в краткосрочные денежные инструменты самого высокого

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

    Из книги Неофициальная жизнь Романовых. Царский декамерон автора Пазин Михаил Сергеевич

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (правительница Анна Леопольдовна)Анна и Юлиана легли в постель в одних ночных рубашках и тесно прижались друг к другу. Скоро они начали горячо целоваться, потом скинули с себя ненужные одежды и принялись ласкаться, дотрагиваясь губами до самых

    Новые и нетрадиционные материалы

    Из книги Встроенная мебель автора Борисов Кирилл

    Новые и нетрадиционные материалы С быстрым развитием промышленных технологий получило новое направление мебельное производство, где начали использоваться нетрадиционные материалы и новые, ранее не применявшиеся. Их преимущество в том, что они недороги и доступны, при

    Нетрадиционные средства

    Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

    14. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

    Из книги Реабилитация после воспалительных заболеваний женских половых органов автора Шевчук Антонина Ивановна Из книги 2008_46(594) автора Газета Дуэль

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ ОТ ЧЕГО ОНИ ПРОИЗОШЛИ И К ЧЕМУ ОНИ ВЕДУТ Регулярно на стенах домов нашего города, как, впрочем, и в других, появляются красочные многоцветной печати листовки и плакаты с изображениями то восточных гуру с печалью в глазах за погрязшее в невежестве и

    ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста

    Из книги Религия Креста и религия полумесяца: Христианство и Ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

    ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

    Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии

    Из книги Том 1. Истоки религии автора Мень Александр

    Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

    Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета могут выделяться средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место - монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалеку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

    Складывается система государственных органов, подразделений, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

    В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объедине20 8 нии усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

    Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

    Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учете чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Роль компетентного консультанта может сыграть Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в который вошли лидеры 11 наиболее авторитетных религиозных организаций. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.



    Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить нетрадиционные конфессии и религии доступа к СМИ, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

    Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300- 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.

    Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

    Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

    Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

    1 Осуществление принципа свободы совести предоставляет каждому возможность выбора принадлежности к той или иной религиозной организации или отказа от такой принадлежности. Вам самим решать, участвовать или нет в религиозном объединении, организации. Это дело сугубо личное и добровольное.

    2 Ряд нетрадиционных религиозных культов делают свою ставку на молодежь, которая, с одной стороны, ищет для себя духовные ориентиры, а с другой - склонна к социальному протесту, в том числе и в вопросах веры. Недостаток знаний о существе вероучения может легко привести в организацию, далекую от истинно религиозных целей.

    3 Решая для себя, состоять или не состоять в объединении верующих, стоит помнить о том, какую опасность представляют так называемые тоталитарные секты. Для них характерны жесткий контроль за членами в сочетании с воинствующе-агрессивным учением. Он и часто используют методы психологического воздействия на человека, отнюдь не безопасные для морального и психологического здоровья.

    ДОКУМЕНТ

    Из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (от 25 июля 2002 г.).

    Статья 1. Основные понятия

    Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: экстремистская деятельность (экстремизм):

    1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массо21 0 вой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

    насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    подрыв безопасности Российской Федерации;
    захват или присвоение властных полномочий;
    создание незаконных вооруженных формирований;
    осуществление террористической деятельности;
    возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
    унижение национального достоинства;
    осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
    пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности...

    Статья 9. Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности

    В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

    1. Какие признаки позволяют характеризовать отдельные религиозные организации как экстремистские?
    2. Укажите признаки, которые наиболее опасны для межконфессиональных отношений.
    3. Почему государство применяет к экстремистским организациям жесткие санкции вплоть до запрещения их деятельности?

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    1. Какие религиозные объединени я могут действовать в Российской Федерации?
    2 Укажите обязательные признаки, которым и должны обладать религиозные объединения.
    3 Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
    4. Каковы основные проблемы, стоящие перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациямии учреждениями?

    ЗАДАНИЯ

    1. Проанализируйте преамбулу к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях » (текст 1) , а также отношение к закону, представленное в «Основах социальной концепции Русско й православной церкви » (текс т 2), и сделайте необходимые выводы.

    1) «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон» .

    2) «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад».

    2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким) : хозяйственно-экономическая деятельность, социально-медицинская сфера, военно-патриотическая деятельность, культурно-просветительская работа.

    3 . Среди оснований для приостановления деятельности религиозного объединения Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях » 2002 г. называет следующие:

    «...нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза.. . склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.. . принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни,
    здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозног о объединения... »

    Какие права человека нарушают эти действия? Можно ли характеризовать организации, допускающие указанные правонарушения, как экстремистские? Какую дополнительную информацию необходимо получить для обоснованного решения о приостановлении деятельности религиозного объединения?

    4 . Одним из проявлени й межконфессиональных противоречи й в прошлом человечества был и религиозные войны. Из курса
    истории вам известно, к каким трагическим последствиям он и приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооруженных столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

    МЫСЛИ МУДРЫХ

    «В лицах своих богов человек рисует свой собственный
    портрет».
    Ф. Шиллер (1759-1805), немецкий поэт и драматург

    Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . - М. : Просвещение, 2006. - 349 с.


    © 2024
    100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия