18.07.2020

Нерукотворный образ иисуса христа оригинал. Спас нерукотворный и его значение. А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг


Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она - основа всего православного иконопочитания.

История

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Плат святой Вероники

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники . Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.

Иконография

В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе» , или «Убрус» и «Спас на чрепии» , или «Чрепие» .

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας - «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада» .

Спас Нерукотворный «Спас Мокрая Брада»

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон - «Спас Ярое Око» . Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия - Русь в это период была под игом татаро-монголов.

Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»

«Спас Нерукотворный» - икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» - новгородский двухсторонний образ XII века - находится в Третьяковской галерее.

Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород

Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия - настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими .

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга .

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Был любимым образом императора Петра I.

Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом» , представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.

«Анчисхатский Спас» - одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии).

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» в Тутаеве

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе. Древний образ написан в середине XV века известным иконописцем Дионисием Глушицким. Икона огромная - около 3 метров.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор. С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой - целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным - Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.


Док.фильм «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (2007)

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нем чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.


Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира,
утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами.
По Преданию, она чудесным образом запечатлелась на куске ткани, которым Господь вытер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге едесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый из образов, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.

Иногда этот образ, как и целый ряд других, именуют Спас Златовласый (Спас Златые Власы), так как волосы Христа расчерчены золотыми линиями. Нимб в виде креста и занимает почти все поле иконы. Взгляд Христа обращен влево. В верхних углах средника сохранилась надпись: IС ХС.

Чудотворный Нерукотворный образ Спасителя, находившийся в Новоспасском монастыре, составляя главную его святыню, являлся, вместе с тем, всероссийским церковным сокровищем, глубоко почитаемым православным русским народом.

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. По одному из них, Вероника была ученицей Спасителя, однако она не могла все время сопровождать его, тогда решила заказать живописцу портрет Спасителя. Но по дороге к художнику она встретила Спасителя, который и запечатлел чудесным образом свой лик на ее плате. Плат Вероники был наделен силой исцеления. С его помощью был излечен Римский император Тиберий. Позже появляется другой вариант. Когда Христа вели на Голгофу, Вероника вытерла платом залитое потом и кровью лицо Иисуса, и оно отобразилось на материи. Этот момент включается в католический цикл Страстей Господних. Лик Христа в подобном изводе пишется в терновом венце и со стекающими каплями крови.

В православной церкви прославление Нерукотворного Образа Спасителя распространилось в X веке, после перенесения в 944 году плата с ликом Спаса из Едессы в Константинополь. В Древней Руси Спас Нерукотворный известен в храмовых росписях XII века Спасо-Мирожского собора 1156г. и Спаса на Нередице 1199г.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731гг.) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны четыре Нерукотворных Образа Спасителя:

1) В Едессе, царя Авгаря - 16 августа.

2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января). По сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией - 9 августа.

3) При императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа).

4) На керамии - 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Чудеса святой иконы Спасителя.

Первое чудо, положившее начало всероссийского прославления святой иконы Спасителя, было явлено от нее 12 июля 1645 года в городе Хлынове (Вятке) в церкви Всемилостивого Спаса. Исторические церковные документы удостоверяют, что житель города Петр Палкин, страдавший в течение трех лет полной слепотой, после молитвы перед иконой Спасителя получил исцеление и прозрел. После этого дивные чудеса от образа стали совершаться один за другим, и слава о чудотворном образе быстро распространилась во всей Русской Земле. Услышав о необыкновенных чудесах от иконы, царствовавший тогда благочестивый государь Алесей Михайлович по совету архимандрита Никона, впоследствии Патриарха, бывшего настоятелем Новоспасского монастыря, решил перенести икону в первопрестольную Москву. Во исполнение царской воли, с благословения Патриарха Иосифа, за святой иконой в город Хлынов было отправлено посольство во главе с игуменом Московского Богоявленского монастыря Пафнутием.

14 января 1647 года буквально вся Москва вышла навстречу Нерукотворному образу Спасителя. Встреча происходила у Яузских ворот. Как только икона стала видима народу, раздался звон во всех московских церквах, все опустились на колени, начался благодарственный молебен. По окончании молебна чудотворный образ был перенесен в Кремль и поставлен в Успенском соборе. Ворота в Кремль, через которые был внесен образ, называвшиеся до того времени Фроловскими, приказано было впредь именовать Спасскими. Кроме того, последовал царский указ о том, чтобы все при проходе и проезде через ворота снимали шапки.

В Успенском соборе Кремля образ находился до тех пор, пока не было завершено переустройство Спасо-Преображенского собора в Новоспасском монастыре. Как только был назначен день освящения собора, 19 сентября 1647 года, икона была торжественно перенесена в монастырь крестным ходом.

В 1670 году образ Спасителя был дан в помощь князю Юрию, отправлявшемуся на Дон для усмирения бунта Степана Разина. Бунт был подавлен, и по царскому повелению образ был украшен позлащенной ризой, усыпанной бриллиантами, яхонтами и крупным жемчугом.

13 августа 1834 года в Москве произошел страшный пожар. По просьбе жителей из Новоспасского монастыря был принесен чудотворный образ Спасителя, который стали носить вокруг пожарища. На глазах у всех огонь как бы невидимой силой удерживался от распространения за черту, где проносили икону. Вскоре ветер утих и пожар прекратился. С тех пор образ стали выносить для служения молебнов на дому. Во время холеры, свирепствовавшей в Москве в 1848 году, многие больные получали от иконы чудесную помощь.

В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году. В летнее время образ находился в Спасо-Преображенском соборе, а зимой переносился в Покровский храм. В Никольском и Екатерининском храмах монастыря имелись точные копии с чудотворного образа.

Вплоть до 1917 года икона находилась в монастыре. В настоящее время местонахождение этого святого образа неизвестно. В Новоспасском монастыре находится сохранившийся список с чудотворного образа. Он пребывает в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора - там, где прежде помещалась сама чудотворная икона.

«Спаситель оставил нам по Себе святый Свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о его воплощении, страданиях, живоносной смерти и искуплении рода человеческого» - сказано было на VI Вселенском Соборе.

Иконография образа Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный - это особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному иконографическому канону, Спас Нерукотворный пишется в виде человека средних лет, словами иконописного подлинника: «в образе мужа совершенна», что соответствует пятой седмице (от 28 до 35 лет) древнерусского исчисления человеческой жизни. На иконе «Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя. Причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан в нимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.

Все эти иконы пишутся с «подлинного оригинала». Христос изображается с длинными темными волосами, разделенными прямым пробором, и с короткой бородой. Вообще говоря, и волосы Христа и бороду принято писать волнистыми, но на русских иконах иногда встречаются изображения с прямыми, будто мокрыми волосами.

Иконы «Спас Нерукотворный» принято разделять на основные типы: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие», «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более темным цветом по сравнению с Убрусом.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

О тайном догадывайся по явному.

Солон

Сенсацию вызвали в научном мире выводы о том, что кровь на величайших христианских святынях - Туринской плащанице, Тунике Аржантоя и Судариуме Овьедо - принадлежит к одной и той же редчайшей группе. Их научный анализ был проведен в рамках съемок известным французским режиссером Ивом Буассе научно-документального фильма "Можно ли клонировать Христа?".

От высших церковных властей Буассе получил разрешение на анализ пятен крови на указанных святынях. Как считается, в хранящуюся в Турине Плащаницу тело Христа было завернуто сразу же после снятия с креста. Туника, находящаяся в церкви святого Дениса в пригороде Парижа - Аржантой, была на Христе во время Его крестного пути на Голгофу. Судариум из собора Спасителя в испанском городе Овьедо накрывал голову Христа во время положения во гроб.

Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ (IV группа крови), а ее носители проживают в основном на территории Палестины, Сирии, Иордании и в некоторых районах Турции. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего многомиллиардного населения Земли ее имеют менее 1,5 млн человек. Буассе не исключает, что кровь на всех христианских святынях принадлежала одному и тому же человеку.

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из трёх изображений. Существуют неканонические рассказы о трёх нерукотворных изображениях Иисуса Христа:


  1. Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный).

  2. Плат Вероники (Вуаль Вероники).

  3. Туринская плащаница.

Первые рассказы об изображениях Иисуса Христа на плащаницах, в данном случае - на полотнах, связаны с легендами о платке Вероники. Эти легенды создавались на протяжении VI-IX столетий. Говорилось, что Иисуса Христа, несущего свой тяжелый крест на Голгофу, сопровождало “великое множество народа и женщин, которые рыдали и плакали о нем” (Луки, 23:27; Иоанна, 19:16-17).

Среди них была некая сердобольная язычница Вероника. Она обратила внимание на то, что Иисус Христос от натуги сильно вспотел, и вытерла ему пот и кровь от терновых игл с лица своим платком. Спаситель вернул ей платок со словами: “Благословенна ты, смелая женщина”. На этом платке и остался запечатленным Нерукотворный Образ. В результате, на ее платке осталось изображение лица Спасителя.

Легенда легендой, но достоверно известно, что в 944 году “Плат Вероники” был впервые выставлен на поклонение верующим в константинопольском храме Святой Софии. В 1204 году богомольные и благочестивые рыцари, захватив Константинополь, успешно прихватизировали “Плат Вероники” и увезли его с собой в Западную Европу.

С тех пор “Плат Вероники” стал реликвией исключительно католической церкви. Оригинал украденного “Плата Вероники” потом был утерян. Потеряв свою святыню, православная церковь создала новую легенду о чудесном изображении лица Иисуса Христа.

Говорят, что в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов (Иоанна, 13:1-15). После этого действия на полотенце осталось изображение лица Иисуса Христа. Оригинала этого чуда, естественно, в настоящее время нигде нет.

Вместо него в православных храмах есть “достоверные” копии, которые официально называются “Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа”.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского vera icon (истинный образ). Характерными особенностями Лика из Эдессы являются: то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды, поэтому Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Вуаль Вероники была из сетчатой ткани. Так как Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу после того, как на его голову одели терновый венец, то многие художники изображают на Вуали Вероники лик Иисуса Христа с терновым венцом на голове и с кровоподтёками от проколов терновыми иглами. Оригинал утрачен, сохранились только копии. В средневековой западной иконографии эти два изображения часто путали. Некоторые художники не знали о существовании трёх нерукотворных изображений и, поэтому, рисовали одно вместо другого.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:

1. В соборе Святого Петра в Ватикане. На платке на просвет видно изображение лица Иисуса. Так же, как и на плащанице-изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. Ученые исследуют эти изображения до сих пор, но тайна пока не разгадана.

2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

"...Согласно древнему преданию, когда Иисус после возложения тернового венца и бичевания нес Свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина отерла ему лицо своим платком, «на котором запечатлелись черты Его святого лика». На плате отобразился лик Иисуса Христа: «Как будто живой человек смотрит через тонкую ткань. У человека красивые волосы, которые спадают на Его плечи. Глаза открыты и белки глаз выразительной белизны. Взгляд ласковый и губы как будто сложены в легкую улыбку». Так описывает святой плат один из исследователей - отец Генрих Пфайффер.

Если мы обратимся к истории, то узнаем, что святой плат в 574 году оказался в Константинополе и в 626 году при осаде города аварами был на его крепостных стенах. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыню как дар небес, почитай ее, и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока, наконец, один из наследников в 1638 году не подарил его храму. Образ, попавший в храм, стал предметом всеобщего почитания, и кто обращался к нему, получал просимое...."

Но сегодня Ватикан отказывается признать подлинность хранящейся в отдаленном монастыре итальянской деревни Манопелло иконы "Вуаль Вероники", на которой, как считают многие, чудесным образом был сделан отпечаток лица Иисуса после Его земной кончины. Дело в том, что в распоряжении Святого Престола находится собственная реликвия, претендующая на то, чтобы называться вуалью святой Вероники.

Согласно церковному учению, святая Вероника вытирала пот с бровей Иисуса, когда Он нес Свой крест на Голгофу. Она стала святой покровительницей фотографии, и ее имя, как принято считать, происходит от сочетания "вера икона", что означает "истинная икона".

При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее, и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок.

Нет тернового венца и на картине Ганса Мемлинга "Святая Вероника", очевидно, что, не имея образца, Ганс Мемлинг вместо Плата Вероники использовал список со Спаса Нерукотворного. Римская католическая церковь причислила Веронику к лику святых, хотя нет достоверных сведений о том, что история с вуалью действительно имела место. По крайней мере в Новом Завете об описанном событии нет упоминания. Если верить Ватикану, Вероника долго хранила вуаль. Говорят, она вылечила с ее помощью римского императора Тиберия, а затем передала ее Папе Климентию на хранение.

По официальным данным Ватикана Платок Вероники - самая ценная реликвия христианства, до сих пор хранится в Базилике Святого Петра. Вуаль Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа коротко и, к тому же, она демонстрируется с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Дотошный немецкий журналист Паул Бадде, весной 2004 года обратился к кардиналу Франческо Маркизано, генеральному викарию Ватикана и протоиерею Базилики Св. Петра, с просьбой увидеть сокрытую в колонне реликвию. Отказы кардинал обьяснял тем, что "с течением лет изображение слишком поблекло".

Наконец, настойчивость журналиста победила,и для него сделали исключение - позволили войти в хранилище Ватикана, расположенного в Столпе Вероники. Он пережил глубокое разочарование. Льняное полотно не только не произвело на него никакого впечатления, но на нем с трудом можно увидеть что-либо-изображение больше похоже на темное пятно.

Бадде подозревает, что в начале семнадцатого века, когда еще строилась новая Базилика Святого Петра, Вуаль была украдена, а на её место подложена неудачная копия. На картине Вуаль Вероники изображена в виде вуали, как та, что хранится в Монапелло.

«Официальное признание после стольких веков молчания имело бы огромное теологическое и иконографическое значение», - заявил представителям итальянской прессы еще один сторонник подлинности монастырской иконы, немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер.

Изучив вуаль, он пришел к выводу, что она обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу.

Реликвия потрясает наблюдателя своими свойствами. Она представляет собой смесь диапозитива и голограммы человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив.

На Туринской плащанице тернового венца уже нет, так как его уже сняли, но остались проколы от терновых иголок и кровоподтёки. Оригинал находится в Турине (Италия). Современное название плащаницы “Туринская” происходит от места ее нынешнего пребывания. С 1578 года она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 428 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году.

Ее загадка не разгадана до сих пор. Как появился отпечаток, когда он возник- радиоуглеродные анализы дают дату гораздо позднее смерти Христа. Сама Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, хотя хранит ее и почитает. А дальше- личное дело самих верующих. Хотите- верьте в истинность, хотите- нет. Эти нерукотворные изображения стали первыми иконами и дали начало множеству образов.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410 см. на 140 см. Говорилось, что на полотне - по аналогии с Платом Вероники - осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И, в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре - слитно, а ногами - в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос был не завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху от головы до самих ног.

Говорилось, что эту реликвию привез в Лиреи местный рыцарь-крестоносец (по другой версии, говорят - “солдат удачи”) из Константинополя. Для паломников говорилось, что эта плащаница только сейчас, в 1347 году, была “перенесена” из Константинополя. Позже, уже в XVI столетии начали говорить, что это была та плащаница, которую видели крестоносцы в Константинополе в 1204 году и тогда же “тайно вывезли с собой” во Францию.

С тех пор и до наших дней о нынешней Туринской плащанице изобретались и распространялись все новые и новые слухи, за которыми просто невозможно с полной достоверностью уследить; невозможно и пересказать все эти “говорят”. Говорят - ну, и пусть говорят. Мы дальше будем излагать только основанную на строгих документах и фактах историю нынешней Туринской Плащаницы. (В скобках заметим, что среди дошедших до нас вариантов исторических документов о Туринской плащанице имеются некоторые незначительные расхождения, которые мы не в силах устранить. Эти расхождения - не существенные для нашего исследования.

Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. История

Во время земной жизни Исуса Христа в сирийском городе Едессе был князь по имени Авгарь. Он страдал проказою. Узнав о чудесах Исуса Христа, он решил просить Его об исцелении. Не имея возможности лично поехать в Иудею, он написал письмо, в котором изложил свою просьбу, и отправил его с живописцем Ананией, поручив ему снять портрет с Великого Исцелителя в том случае, если Сам Исус Христос не скоро сможет прибыть в Едессу. На просьбу Авгаря Исус Христос ответил, что Он не придет в Едессу. Зная желание Авгаря, Господь умыл Свое лицо и утер полотенцем, на котором при этом чудесно изобразился Его пречистый лик. Этот образ Спаситель отдал Анании, велел отнести его Авгарю и передать ему, что исцелить его придет один из Его учеников. Авгарь с благоговением принял принесенный ему образ, поклонился ему, облобызал и почувствовал облегчение.

По Господа Исуса на небо в Едессу прибыл апостол Фаддей с евангельской проповедью и исполнил обещание Спасителя, совершенно исцелив Авгаря от болезни, научил его вере Христовой и крестил вместе со многими жителями города. Жители города оказали величайшие почести Нерукотворенному образу. Написав на Нерукотворенном образе слова: «Христе Боже, всякий уповающий на Тебя не постыдится», - Авгарь украсил его и установил над воротами города, повелев всякому входящему в город поклоняться образу Исусову; и люди приходили из дальних стран поклониться ему. Потомки Авгаря отступили от веры Христовой, и один из них решил снять образ и вместо него поставить идола. Едесский епископ, получив божественное откровение, ночью пришел к городским воротам, зажег перед образом лампаду и закрыл его мраморной плитой так, что это место ничем не выделялось на каменной стене. Думая, что христиане сняли образ, царь не стал ставить на то место идола. Спустя много времени, в 515 году, на Едессу напали враги с большим войском. В городе оставались христиане во главе с епископом Евлалием. Получив откровение свыше, он с христианами открыл образ, который оказался совершенно невредим. Был совершен крестный ход около городских стен внутри города. Божественною силою враг был вынужден отступить.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворенному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959 гг.), будущий восприемник святой равноапостольной княгини Ольги, пожелал перенести Нерукотворенный образ Спасителя в Константинополь и выкупил его у эмира - правителя Едессы. 16 августа 944 года Нерукотворенный образ был торжественно поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. В 1204 году образ был похищен захватившими Царьград латинянами, потом находился в одной из церквей при дворе королей Франции до французской революции (конец XVIII века). Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 2

Пречистому Ти образу покланяемся Благии, просящи прощения согрешениям нашим Христе Боже: волею бо благоизволил еси взыти на Крест, да избавиши яже созда от работы вражия. Тем благодаря вопием Ти, радости вся исполнивыи Спасе наш, пришедыи спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизречннаго и божественнаго Ти к человеком смотрения, неописанное Отчее Слово образ неписанныи и богописанныи поведателен, видяще неложнаго Ти воплощения, почитаем Того лобызающе.

Библиотека Русской веры

Нерукотворный образ Спасителя. Иконография

Иконы Нерукотворенного Спаса попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа - Новгородский Спас Нерукотворенный (вторая половина XII века).

Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворенного образа: «Спас на убрусе » или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка, и «Спас на чрепии » или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворенного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в.

Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах - с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы Спас Нерукотворенный с деяниями, когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа.

Образ Спаса Нерукотворенного получил особое почитание в Великом Устюге с 1447 года, когда священноиноком изографом Серапионом была создана икона, ставшая впоследствии одной из главных городских святынь, неоднократно упоминавшейся в исторических источниках. По имеющимся сведениям, эта икона сначала находилась «на башне Городищенской на Прилуце», а затем, в XVII веке, была поставлена в срубленную над вратами церковь. В 20-е годы XIX века она была перенесена в специально воздвигнутую Всегородскую Спасскую церковь, где находилась до 1921 года, когда церковь была разрушена. В настоящее время эта икона (или достаточно близкий по времени список с нее) находится в собрании ГТГ. О почитании древнего чудотворного образа свидетельствуют, помимо исторических источников, многочисленные иконы Нерукотворенного Спаса из Великого Устюга XVI–ХVIII веков, к числу которых относится икона середины XVI века.

На иконе Спас Нерукотворенный (г. Рыбинск) убрус за верхние углы несут ангелы. Этот мотив в русском искусстве получает широкое распространение с XVI столетия. Икона первоначально принадлежала Константину Ивановичу Михалкову - стольнику и постельничему царя Михаила Федоровича Романова, наместнику трети Московской. В 1630 году, согласно Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, за упокой по нему в монастырь было дано 300 рублей. Следовательно, икона Спаса была написана ранее этой даты. Легкая асимметрия лика, характерная форма носа, тронутые киноварью уста, обращенный в сторону взгляд (радужки сдвинуты влево от центра) - все эти черты встречаются в московской иконописи последней четверти XVI в. Драгоценный серебряный с позолотой оклад иконы, вероятно, был заказан мастеру-новгородцу. Орнамент его близок к окладу новгородской работы на иконе Спаса из Деисуса конца XVI века из собрания Павла Корина.

Храмы на Руси во имя Нерукотворного образа Христа

Во имя Нерукотворенного образа Спасителя освящен главный собор Андроникова монастыря в Москве. Изначально Спасский собор был выстроен из дерева. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420-1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

В 1552 году в Казани была построена Спасская церковь. Впоследствии ее перенесли на ворота новой Спасской башни, которую начали строить из белого камня в 1555 году. Была расположена со стороны Кремля, с северной стороны башни. Раньше между церковью и башней был проход по стене, но после многочисленных пожаров и переделок проход был застроен для расширения храма. У Спасской башни есть еще одна достопримечательность - вечевой «сполошный» колокол - единственный колокол в городе, не покидавший своего места. А когда-то около него висели более мелкие колокола Спасской военной церкви.

В Пскове в честь Нерукотворенного образа Спасителя была освящена церковь с Жабьей Лавицы. Храм был построен в дальней части Запсковья, недалеко от Ильинских ворот и Образской башни Окольного города. Название «Жабья лавица» происходит от названия деревянных настилов, которые прокладывали для прохода в храм по топким, жабьим болотам. Деревянная церковь была поставлена в 1487 году во время великой эпидемии. Каменное здание храма построено на месте деревянной старинной церкви во второй половине XVII века.

В Москве 1635-1636 гг. был построен собор в честь Нерукотворенного образа Спаса на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворенного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Собор обновлялся в 1678-1680 гг. Пострадал собор и в 1917 г. В настоящее время двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри.

Народные традиции в праздник Перенесения Нерукотворного образа Спасителя

В народе праздник Перенесения Нерукотворенного образа Спасителя называется третий Спас. На языке крестьян он назывался «Спас на полотне» или «ореховый» Спас. Последнее название дано потому, что к этому времени в центральной полосе России поспевает лесной орех, а первое указывает на самую идею праздника («Спас на полотне», т. е. образ, икона). Но третий Спас был известен далеко не во всей России; там же, где его праздновали, день этот ничем почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба. На третий Спас примечали отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В.В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведено следующее: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб ». Третий Спас народ отмечал как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и отражалось в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!».

Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.

История иконы

По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.

Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.

Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.

Описание иконы

На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.

Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.

Молитвы нерукотворному образу Спасителя

«Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».

«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».

Эта короткая молитва способна придать сил и помочь принять верное решение.

Как выглядит икона

Этот образ Иисуса — единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. На этой иконе Господь не ведет за собой, не указывает, не наставляет и не просвещает. Он просто присутствует, оставаясь наедине с каждым, пришедшим к Нему.

Спаситель изображается с прямым взглядом, направленным в глаза каждому, представшему перед Ним. Его волосы и борода изображаются мокрыми, передавая историю появления чудотворной иконы.

День памяти и почитания иконы «Спас Нерукотворный» — 29 августа по новому стилю. В это время молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу. Мы желаем вам мира в душе и веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

26.05.2017 06:01

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, ...


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия