02.01.2021

Небесный покровитель петра 1. Значение имени петр. «Приношение истинно царское и христианское»


Согласно христианской традиции у каждого города, вне зависимости от его статуса и численности населения, существуют свои небесные покровители – святые, чья земная жизнь была связана конкретно с этой местностью.16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове в устье Невы Петром I и его сподвижниками была заложена крепость, которая и послужила основанием для будущей столицы. Случилось это в Троицын день, и поэтому именно Пресвятая Троица считается первым небесным покровителем Санкт-Петербурга.

Имя другого небесного покровителя напрямую связано с названием города. Санкт-Петербург назван не в честь своего основателя – Петра I, а во имя святого апостола Петра , и закладывался город по благословению архиерея воронежского Матрофания, полученному Петром еще в юности: «Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу – великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это».

Святой апостол Петр был одним из двенадцати ближайших учеников Христа. Простой галилейский рыбак по имени Симон (Петр), призванный Спасителем для проповеди Благой Вести, стал впоследствии основателем крупнейшей церковной кафедры в Риме. В христианстве с именем этого апостола связывают понятие о твердости и нерушимости основ веры.

Планировалось, что будущая российская столица станет открытым окном на Запад, через нее будет проходить взаимообмен двух культур, двух традиций – исконно русской и западноевропейской. И именно святой апостол Петр осуществлял свою проповедь христианства не только на Востоке, но и на Западе.

Кроме того, в переводе с греческого Петр означает «камень, твердыня». Возводя среди болотистых хлябей крепость, ее основатели справедливо считали, что грозный форпост обновленной России будет неприступной твердыней, домом, который, согласно евангельской притче, построен на камне.

Говоря об апостоле Петре, нельзя не упомянуть и апостола Павла , который не был непосредственно учеником Христа, но без которого немыслимо развитие христианства. Апостольские послания Павла производили сильнейшее впечатление на первые христианские общины и до сих пор служат образцом понимания истоков веры.

29 июня (12 июля) 1703 года в Петров день в Санкт-Петербурге в честь этих двух апостолов и был заложен Петропавловский собор.

В 1713 году на левом берегу Невы была основана Свято-Троицкая Александро-Невская обитель (с 1797 года – лавра). 30 августа (12 сентября) 1724 года, в день годовщины заключения Ништадтского мира, в Александро-Невский монастырь из Владимира были торжественно перенесены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского (†1263) . Инициатором этого события стал Петр I, который считал, что молодой столице нужен новый святой покровитель-соотечественник.

Великий князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем, который оберегал Русь как от набегов крестоносцев, так и от давления со стороны татаро-монгольских завоевателей. Прозвище «Невский» князь получил за победоносную битву со шведами на реке Неве (1240), когда малой дружиной он наголову разгромил многочисленное шведское войско. (Символично, что Петр I заложил Санкт-Петербург неподалеку от этого места.) В 1242 году князь Александр одержал еще одну великую победу: на льду Чудского озера, близ Новгорода – над рыцарями Ливонского ордена.

Помимо военных успехов, святой благоверный князь Александр проводил мудрую дипломатическую политику с руководителями Золотой Орды, что позволяло оберегать пределы русской земли от вторжения татарских войск. Перед самой кончиной князь принял монашество с именем Алексий и умер в возрасте около 50 лет. В XV веке князь Александр был канонизирован Русской Православной церковью.

6 февраля православные жители города отмечают день памяти другой своей небесной покровительницы – святой блаженной Ксении Петербургской († ок. 1803) . На старом Смоленском кладбище, невдалеке от Смоленской церкви находится небольшая часовня – место массового паломничества православных со всех концов страны. Здесь покоятся мощи блаженной Ксении. Свой духовный подвиг небесная покровительница несла в Петербурге. Рано овдовев, она целиком посвятила себя служению Богу и людям, приняв на себя облик мнимого безумия. Юродивые (блаженные) всегда пользовались на Руси особым почитанием. Юродство позволяло им, не взирая на лица и чины, обличать людские пороки. Блаженная Ксения тайно помогала людям, попавшим в беду, имела пророческий дар и считалась скорой помощницей в земных страданиях. В 1988 году Поместный собор Русской Православной церкви канонизировал Ксению за святость жизни, глубокую любовь к страждущим и за чудеса, совершающиеся до настоящего дня по молитвам блаженной.

2 января Православная церковь отмечает день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (†1908) . Особенно торжественно отмечают этот день в ставропигиальном Иоанновском женском монастыре на набережной реки Карповки – монастыре, основанном самим отцом Иоанном, в котором и находится его усыпальница.

Родившийся в 1829 году в глухом селе Сура Архангельской губернии в семье дьячка, худой и болезненный мальчик вскоре стал одним из выдающихся пастырей России и навсегда связал свою жизнь с городом на Неве. И хотя почти весь свой священнический подвиг он провел в Кронштадте, жители Петербурга считают его своим небесным покровителем.

Город Кронштадт в конце XIX века представлял собой беднейшие затворки столицы. Не только бедняки, но и состоятельные жители города, потерявшие духовные ориентиры, обращались к отцу Иоанну за помощью. Прославивший своими молитвами и пророческим даром не только Кронштадт и Петербург, но и весь российский Север святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизирован 14 июля 1990 года.

В настоящее время открываются имена новых мучеников и исповедников: царя-мученика Николая II, священномученика митрополита Вениамина Петроградского, преподобного старца Серафима Вырицкого и многих других подвижников веры.

Святая блаженная Ксения Петербуржская
Мифология Петербурга богата легендами и мифами об этой почитаемой в народе Божьей угоднице. Похоронена она на Смоленском кладбище. Здесь посмертный культ этой святой достиг своего апогея. Доподлинно не известно, когда умерла Ксения Блаженная. По одним источникам это случилось в 1777 году, по другим в 1803 году...

Князь Александр Hевский
Петр I, заложивший новую столицу страны, Санкт-Петербург, на отвоеванных у шведов землях, усмотрел символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил тех же шведов. Отныне в небесном покровительстве Св. Александра Невского виделся залог будущей окончательной победы России над ее давним историческим врагом...

Иоанн Кронштадтский
В начале прошлого века еще никто не понимал, что произойдет в России, которую захлестывала волна террора «нигилистов». Однако настоятель Андреевского собора в Кронштадте отец Иоанн предвидел страшные испытания, которые ожидали страну, но был уверен, что она возродится и станет еще более сильной и могучей. Он мог творить чудеса и даже воскрешал умирающих...

Святой Апостол Петр
Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Петр, один из учеников Иисуса Христа, вместе со святым Апостолом Павлом заложивший в I веке от Р. Х. основы христианской церкви. В первые же дни по освящении места для будущего города на Заячьем острове был заложен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, долгое время остававшийся кафедральным, первым среди соборов и церквей города...

Образ Казанской Божией матери
Казанская икона - одна из наиболее чтимых святынь русского народа. Образу приписывается чудотворный дар духовного прозрения людей, обращающихся к ней с молитвой и защита русских земель от иноплеменных. В 1710 году Петр I приказал перенести из Москвы в Петербург образ Казанской Божией матери, которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы...

День 30 августа 1724 года был днем особого торжества для Петербурга: новая российская столица встречала мощи своего небесного покровителя – благоверного князя Александра Невского.

Святой покровитель града на Неве

В исторических статьях и очерках, посвященных Петербургу, до сих пор можно встретить утверждение, что Петр I, начав строительство новой российской столицы на берегах Невы, «вспомнил» о князе Александре Невском, некогда вблизи этих мест разбившем шведское войско. Безусловно, в русском сознании той поры многолетнее военное противоборство России со Швецией и военные победы, одержанные Петром, соотносились с событиями 1240 года. Вот только мыслили наши предки по-иному, и временной вектор их сознания был направлен в иную сторону: не от настоящего к прошлому, как привычно для нас, а от времен прошедших к временам настоящим: победы прошлого были залогом побед, на их глазах совершающихся. С выбором места для новой столицы дело обстояло именно так: только тут, в столь неудобном для строительства болотистом и гнилом месте надлежало стать главе российских городов, потому что место это ознаменовано было славой русского воинства, освящено невидимым присутствием святого князя-победителя, который и впредь будет хранить Русь от посягательств врагов. Петербург изначально задумывался Петром I не только как город святого Петра (своего рода «новый Рим»), но и город святого Александра Невского, защитника Руси православной. Мощи благоверного князя должны были стать главной святыней города, а его духовным центром (исследователи архитектуры Петербурга говорят, что и градоорганизующим) должен был стать Александро-Невский монастырь, в коем надлежало пребывать святым мощам князя Невского.

Место для будущего монастыря было выбрано лично Петром уже весной 1704 года. Но осуществлением своего замысла царь смог заняться только позже, когда военные заботы перестали быть наиглавнейшими.

В журнале Петра Великого за июль 1710 года читаем следующее: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям и над Невою рекою, при Санкт-Петербурге, на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, и на том месте, в присутствии его, государя, и при нем обретающихся министров и генералитета, архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением царского пресветлого величества, на сем месте имеет создатися монастырь” – и поставлена на том месте часовня». Уже в 1712 году на левой стороне речки была заложена, а в следующем году 25 марта была освящена деревянная церковь Благовещения. Как только отделаны были кельи, устроилось и иноческое общежитие.

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. В том же году был заложен и храм во имя святого Александра Невского. 29 мая 1723 года во время своего посещения вновь устроенной обители государь повелел «обретающиеся во Владимирском Рождествене монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».

«Тако бо Бог прослави угодника Своего»

Кончина князя Александра, воина и дипломата, была благочестивой. 1262 год он вынужден был провести в Орде. Искусный дипломат, умевший вести дела с Ордой, князь отправился в ханскую ставку, чтобы попытаться воспрепятствовать военному набору русских в татарское войско. На возвратном пути князь тяжело заболел. В Феодоровском монастыре Городца, почувствовал приближение кончины, он остановился и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Князь был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Он призвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом причастился святых таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года.

Митрополит Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе города, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, митрополит сказал: «Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли». И весь собор – бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие – ответили рыданием и воплем: «Уже погибаем».
Тело князя из Городца повезли к Владимиру. Был сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами горожан встречали тело у Боголюбова. Когда вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом, среди народа поднялся плач и стон, «яко и земли трястися». Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу. Погребение было совершено в церкви Рождества Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастиан подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука князя, распростершись, взяла сама грамоту и снова сжалась. «И тако объят ужас, – говорит летопись, – видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство».

Чудеса возле гроба Александрова продолжались.

Однажды ночью близ гроба князя молился некий благочестивый отшельник. Внезапно свечи у гробницы князя возжглись сами собой. Из алтаря вышли два старца, озаренные небесным сиянием, и тихо приблизились к гробнице. И в ночной тишине раздался голос: «Восстани, Александре, ускори на помощь сроднику своему великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменник!» И как живой, восстал из гроба Александр. Затем все трое стали невидимы. Дивное видение случилось как раз в ту достопамятную ночь, когда князь Московский Дмитрий готовился наутро вступить в бой с полчищами Мамая, собиравшегося разрушить храмы на Руси и искоренить христианство, – в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года. Смиренный инок обо всем рассказал митрополиту. Святитель с освященным собором немедленно отправился во Владимир. С молитвою приступили к могиле Александра и раскопали ее. Тело блаженного князя после 117 лет, истекших со времени его погребения, оказалось нетленным. В чувстве глубокого умиления и благоговения перед судьбами Всевышнего, прославляющего угодников, митрополит положил тело святого в раке поверх земли. Последовавшие затем знамения прославили еще более угодника: близ святых его мощей слепые получали зрение и ноги хромых укреплялись, расслабленным возвращались силы. Тогда же было учинено князю местное празднование, написаны иконы и составлен канон. Кстати, на иконах князь изображался в одеждах схимника.

А 23 мая 1491 года во Владимире над храмом, где почивали святые мощи князя, «бысть ужасно видение, и страшно явление, и грозно знамение гнева Божия, им же наказуя нас Бог и от грех на покаяние приводя». Над каменного церковью Рождества Богородицы «от самого верха церкви тоя видеша необычно видение, яко облак легкий протязашеся или яко дым тонок извивался, белостию же иней чист, светлостию же яко солнцу подобообразно блещася, идеже тогда в тонкости и светлости облака того видеша подобие образа блаженного великого князя Александра на кони». Святой князь явно для всех как бы удалялся на небо. «Людие же видевше сие великим страхом и ужасом одержими бяху и начаша по всему граду звонити». В полдень произошел страшный пожар, испепеливший весь город с посадами. Народ, не находя нигде спасения, устремился к храму Рождества Пречистой Богородицы. Но и самый храм не уцелел: пламя охватило его и, проникнув внутрь, истребило все. Чудотворные же мощи праведного князя Александра, «на них же аще и бысть видети нечто огненаго знамения», не пострадали. Невредимой оказалась и пелена, что была на гробе святого князя.

Чудеса у гроба князя были так необычны, что при митрополите Макарии Собором 1547 года было установлено почитать князя Александра повсеместно. Память благоверного князя Невского праздновалась в день его погребения во Владимире, 23 ноября. Житие святого князя было составлено приближенным царя Ивана Васильевича Грозного Аркадием, в 1552 году получившим исцеление во время молебна перед ракой святого. Тогда Иван Грозный, шедший на завоевание Казани, остановился во Владимире, чтобы поклониться святому князю. Чудо исцеления стало благим предзнаменованием о будущей победе.

Обо всем этом, конечно же, прекрасно знал Петр I, ибо повелением «царей Петра и Иоанна Алексеевичей» в 1695 году мощи благоверного Александра Невского были переложены в новую раку.

«Приношение истинно царское и христианское»

Для перенесения святых мощей из Владимира в Петербург в 1723 году устроен был ковчег, покрытый малиновым бархатом. Над ковчегом возвышался балдахин. На крышке ковчега лежала подушка лазоревого цвета, обложенная золотым позументом с золотыми кистями. На нее возложены были крест и княжеские регалии. Из Владимира до Петербурга святые мощи должен был сопровождать настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий. При шествии со святыми мощами должно было наблюдать, чтобы не было ни замедления, ни излишней поспешности. Духовные и светские лица должны были во время процессии присутствовать неотлучно. Строго было наказано, чтобы вблизи святыни не происходило «сквернословии и непотребных действ». Надлежало останавливаться «в удобных полевых местах и содержать ковчег со святыми мощами в шатре, под надлежащим присмотром и охранением».

Из Владимира мощи вынесли 11 августа. Накануне во всех храмах города отслужили всенощное бдение и утром литургию. Духовенство города и окрестных монастырей, при многочисленном стечении народа, с крестным ходом направилось из соборного храма в Рождественскую обитель. Здесь перед ракою святого князя отслужено было молебствие. Затем архимандриты и игумены, приступив к раке, подняли святые мощи и поставили в приготовленный ковчег. Монастырская стена, выходившая на большую улицу, была разобрана, так как из-за высоты ковчега, осеняемого балдахином (ковчег с балдахином был вышиною около 4 метров, длиною с носилками около 8 метров, шириною более 5 метров), пронести прямо из монастырских ворот было невозможно. Духовенство на раменах несло ковчег до так называемой Студеной горы. Волны народа сопровождали священное шествие. Колокольный звон со всех церквей раздавался в воздухе. Так проводили граждане Владимира свою достопамятную святыню.

Всюду мощи благоверного князя встречал народ. Каждый хотел не просто прикоснуться к святыне, но хоть какое-то, пусть и малое, время пронести, даже женщины и дети.

17 августа вечером, в 8 часу пополудни, шествие приблизилось к Москве и остановилось до утра у пруда под Красным Селом. Уже с вечера толпы народа устремились из Москвы и окружили ковчег. Утром 18 августа при звоне всех московских колоколов крестный ход в сопровождении множества народа двинулся на сретение святых мощей, которое и совершилось на том самом месте, где в 1652 году встречены были мощи святителя Филиппа, привезенные по воле царя Алексея Михайловича из Соловецкого монастыря. У церкви святого Василия Кесарийского было совершено всенародное молебствие. Затем процессия двинулась по Москве к Кремлю. Однако внести святые мощи в Кремль оказалось невозможным опять-таки из-за высоты балдахина. Мощи пронесли до села Всесвятского. В поле раскинут был царский шатер, под сенью которого на ночь и была поставлена святыня. В течение всей ночи множество народа как бы на страже неотлучно окружало шатер. Молебное пение не прекращалось до самого утра. 19 августа мощи направились из Москвы дальше.

По мысли Петра, святыня должна была быть уже 25 августа в Петербурге. Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день Ништадтского мира со шведами, торжественно внести святые мощи в Александро-Невский монастырь. Но так как к означенному сроку святыня не могла прибыть в Петербург, то новым указом повелевалось уже не спешить шествием и по прибытии в Шлиссельбург поставить святыню в соборной Благовещенской церкви, что и было исполнено 1 октября. Там святые мощи почивали до августа следующего, 1724 года.

Встреча святыни в Петербурге была весьма торжественная. Император со свитой прибыл на галере к устью Ижоры. Благоговейно сняв святыню с яхты и поставив на галеру, государь повелел своим вельможам взяться за весла, а сам управлял рулем. Во время плавания раздавалась непрерывная пушечная пальба. То и дело из Петербурга прибывали новые галеры со знатными лицами, а во главе их – ботик Петра Великого, также отдававший салют своими небольшими медными пушками. У специально устроенной пристани шествие остановилось. Здесь святыню сняли с галеры, и знатнейшие вельможи понесли ее в монастырь. Лишь только святыня была поставлена на приготовленное место, дан был знак к возобновлению пушечной пальбы. Вечером город был иллюминован. На другой день в Александре-Невской обители было светлое торжество, на котором присутствовал государь со знатнейшими вельможами и раздавал гостям план предположенных в монастыре построек, гравированный на меди. Тогда же установлено было праздновать торжество перенесения святых мощей ежегодно 30 августа. Повелено было теперь изображать князя в великокняжеских одеждах, а не в иноческих, как принято было ранее.

Принеся мощи благоверного князя в Петербург, царь как бы поручал ему город, любимое свое детище. А через полгода Петра не стало. Предчувствовал им Петр свою кончину?..

Петр оставил для новой столицы как бы завет: воспринимая все доброе у других народов, не пренебрегать тем, что есть священного и достохвального в своем отечестве, ибо и «в своей родной стране у нас есть привлекательнейшие и достойнейшие подражания примеры благоустройства жизни внутренней, образцы искреннего благочестия, святости, которые, конечно, и должно изучать прежде всего и больше всего».

Наследники Петра свято чтили благоверного князя Александра. Супруга Петра Екатерина 21 мая 1725 года учредила орден святого Александра Невского. Дочь Петра императрица Елизавета посвятила благоверному князю первое колыванское серебро: из него была сделана великолепная рака, в создании которой принимали участие лучшие мастера того времени, а надписи сочинил сам Ломоносов. Став одним из чудес молодой столицы, рака Александра Невского постоянно упоминалась во всех книгах о городе. Императрица повелела ежегодно 30 августа совершать крестный ход. День этот вплоть до 1917 года был в Петербурге особо праздничным и не рабочим.

Екатерина II пожелала воздвигнуть в Александро-Невской обители величественный храм, дабы мощи святого покровителя города получили хранилище, им присталое. Торжество закладки происходило 30 августа 1774 года в присутствии государыни, причем, по обычаю, под алтарем заложена была серебряная доска, украшенная именем Екатерины с обозначением времени основания храма. Вместе с доской положена была часть мощей святого Андрея Первозванного. В 1790 году строительство собора было завершено, и 30 августа состоялось торжественное освящение храма и перенесение мощей святого Александра Невского. Государыня с наследником престола великим князем Павлом Петровичем, с великими князьями Александром и Константином прибыла в монастырь к 10 часам. Митрополит Гавриил и высочайшие особы немедленно отправились в церковь Благовещения, где покоились мощи благоверного князя. Шествие с мощами в новый храм совершилось в следующем порядке: впереди крестный ход, в котором с хоругвями, иконами, крестами и Евангелием шло духовенство; далее – духовник государыни нес великокняжеский венец святого князя, а архимандрит Юрьева монастыря – жезл Невского. Мощи несены были кавалерами ордена святого Александра, а балдахин над мощами поддерживали кавалеры ордена святого Владимира. Государыня шествовала, окруженная кавалергардами в парадной форме, великие князья и знатнейшие особы обоего пола заключали шествие. Все время непрерывно продолжался колокольный звон. Войска при пушечной пальбе отдавали честь. По внесении святых мощей в новый храм началась Божественная литургия, которую совершил митрополит Гавриил в сослужении архиепископов.

Благочестивая ревность русских самодержцев не ослабевала и потом, выражаясь в частых посещениях святой обители и драгоценных приношениях. Александр I принес в дар драгоценные перламутровые святцы на весь год, устроенные в виде звезды. Николай I после славной войны за освобождение единоверной Греции от турецкого ига принес в дар обители ключ Адрианополя. Александр ΙΙ имел трогательное обыкновение приходить в обитель для уединенной смиренной молитвы у гробницы князя Невского в субботу первой недели Великого поста, после принятия святых тайн.

Но грянул большевистский переворот, и почитание мощей обернулось их забвением. Слава Богу, что не осквернением, как это нередко случалось. Александро-Невская лавра была закрыта, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей все ценности лавры были реквизированы. И, конечно же, литая и чеканная серебряная рака привлекла особенное внимание большевиков: как же, около 90 пудов серебра! Ценой невероятных усилий сотрудникам Эрмитажа, куда в 1922 году была передана рака, удалось отстоять уникальное сооружение. Рака ныне выставлена в эрмитажной экспозиции. Мощи же благоверного князя были вскрыты и отправлены в… Музей религии и атеизма. И только в 1989 году святые мощи князя – покровителя города вернулись в свою обитель. Но все это время святой князь не покидал город, вверенный ему, и, может быть, потому город выстоял во всех катаклизмах, на которые так богат был XX век.


В прежние времена на всякое начинание испрашивалось небесное благословление на доброе дело и заступничество от сил зла. Закладывался ли город, возводился ли храм, либо просто строилась новая изба, прежде всего на выбранном месте совершался молебен.

Древняя эта традиция, возрождающаяся в наши дни, позволяла в последний раз убедиться в правильности выбора. Действительно, странно было бы просить помощи у Господа в деле сомнительном или неправом.
С прочтения молитвы на основание города и окропления берегов Заячьего острова освященной водой начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Петр I или нет - сейчас сказать трудно. Однако таинство свершилось, и город был основан.
Красивая легенда повествует об орле, который, к радости присутствующих, опустился в тот день 16 мая 1703 года на символические ворота будущей крепости. Впрочем, и без этого знамения царь, вероятно, был спокоен за судьбу своего начинания, ибо закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания, полученному Петром еще в молодые годы. "Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра, - предрек царю святой старец. - Бог благословляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская

икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражья нога".
Пророческие слова воронежского святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством. Малоизвестный факт этот должен поколебать сложившееся за последние полтораста лет представление о Петербурге как роковом городе, на костях, изначально обреченном на гибель. Ведь Петербург готовится не только отметить свое трехсотлетие, но и за всю свою историю, несмотря на свое "стратегически невыгодное положение", так ни разу и не был сдан неприятелю.
Всякий человек, по вере предков, имеет своего Ангела-Храни- теля, ограждающего его от всякого зла, а город, говорят, не стоит без трех праведников.
Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Петр, один из учеников Иисуса Христа, вместе со святым Апостолом Павлом заложивший в I в. от Р.Х. основы христианской церкви*. В первые же дни по освящении места для будущего города на Заячьем острове был заложен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, долгое время остававшийся кафедральным, первым среди соборов и церквей города. Заметим, что в основании собора тогда же был установлен ковчежец с частицей мощей, т. е. святых останков Апостола Андрея Первозванного, который, по древнему преданию, посетил земли будущей Киевской Руси и который считается покровителем всей России.
Небесным хранителем Петербурга с начала его истории был признан и святой благоверный великий князь Александр Невский, Солнце земли Русской, как почтительно величали его современники.

IS июля 1240 года князь Александр, ободренный славным знамением небесной помощи новгородцам, во главе небольшой дружи - ны одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте, где река эта впадает в Неву.
В начале XVIII века, сражаясь с королем Карлом XII в тех же землях, Петр I обратился к покровительству святого великого князя, канонизированного Русской церковью на Соборе 1547 года. Несмотря на трудности военного времени, еще в 1710-х годах царь задумал выстроить на невских берегах большой монастырь и перенести туда мощи святого князя.
‘Подробнее о жизни и деяниях их можно прочесть в Новом Завете.

В 1717 году архитектором Доменико Трезини был составлен проект большого каменного храма во имя святого Александра. Рассмотрев план, государь начертал: "Во имя Господне делать по сему".
Спустя пять лет, в ночь с 10на 11 августа 1723года, духовенство Владимира направилось в Рождественскую обитель, где тогда обретались святые мощи Александра. Отслужив молебствие, монахи подняли ковчег, и двинулись в неблизкий путь...
18августа шествие торжественно было встречено в Москве,. 26августа миновало Тверь, 9сентября святыня была уже на берегу озера Ильмень. Наконец, 1 октября 1723 года, по прибытии в Шлиссельбург, ковчег со святыми мощами был поставлен в Благовещенском соборе и оставался там почти целый год.
30августа 1724года, когда храм был вполне завершен, исполнилось заветное желание государя императора - святые мощи были перенесены в столицу и заняли свое место в Александро-Невской лавре, где находятся и сегодня.
Всего в Петербурге в начале XXвека было около 50храмов, освященных во имя святого благоверного князя Александра Невского[*]. Теплым чувством благодарности исполнены слова праздничного тропаря святому князю:
"Яко благочестивого корене пречестная отрасль был ecu, блаженне Александре: яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верой и любовию, во псалмех и пениихрадующеея славим Господа, давшего тебе благодать исцелений: его же моли спасти град сей, и державе сродник твоей богоугодней быти, и сыновом российским спастися ". ноября 1723года, вдень памяти святого князя Александра по старому стилю, в Воронеже скончался святитель Митрофа- ний. Петр I прибыл проводить в последний путь святого старца, и сам нес гроб с его останками из Благовещенского собора в усыпальницу. Свидетели отмечали, что при погребении царь оказал почившему невиданные почести, какие "едва ли оказывал кто-нибудь из русских государей кому-нибудь из архиереев ".
Еще при жизни святого старца в 1710году Петр приказал перенести из Москвы в Петербург образ Казанской Божией матери,
которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы.
Казанская икона[†] - одна из наиболее чтимых святынь русского народа. С конца XVI века была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. Образу приписывается чудотворный дар духовного прозрения людей, обращающихся к ней с молитвой и защита русских земель от иноплеменных.
В 1612 году, готовясь к походу против Лжедмитрия, Минин и Пожарский распорядились взять с собой Казанскую икону. Ополчение их долгое время не могло завладеть Кремлем. Решившись на последний штурм, воинство наложило на себя строгий трехдневный пост. В течение всего этого времени перед Казанской иконой совершались молебствия. 22 октября ополчение взяло приступом Китай-город, а вскоре затем - и сам Кремль.
День этот, 22 октября, в память чудесного избавления России от нашествия иноплеменных и внутренней смуты, царь Михаил Феодорович установил днем чествования Казанской иконы. Князь Дмитрий Пожарский по обету выстроил для нее в Москве особый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы.
Перенесенная в Петербург святыня вначале находилась в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны она была торжественно перенесена в новый храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец, в 1800году, при императоре Павле, было решено устроить на этом месте новый большой собор уже во имя Самой Казанской иконы Божией Матери, что и свершилось в 1811 году, незадолго перед началом Отечественной войны.
В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М.И. Кутузов, прося благословления у Матери Божией на борьбу с неприятелем. Вспомним, что именно 22октября 1812 года русские войска под предводительством генералов Милорадови- ча и Платона Зубова разбили арьергард французского войска во главе с генералом Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Согласно с волей главнокомандующего, прах М.И. Кутузова после его смерти был погребен в Казанском соборе.
В храме на Невском святыня находилась до 1920-х годов. Когда собор был закрыт для богослужений, икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне, где она обретается и по сей день.

В начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр IIIв своем послании обратился к христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. В числе многих отозвавшихся на этот призыв особым усердием отличился митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземельи, вдали от мира, в течение трех дней он непрестанно молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и в келье ему было явление Богоматери. В откровении он услышал ее слова о победе России в страшной войне и о несокрушимости города на Неве:
"...Город Святого Петра не сдавать. Доколе Мое изображение находится в нем, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это - избранный город..."
Согласно полученного Русской Православной церковью срочного послания от митрополита Илии в Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и с крестным ходом обнесли вокруг города. С молебна перед Казанской иконой, установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва. Известно, что потерпев серьезные поражения в боях под Москвой и Сталинградом, германскому командованию пришлось перебросить в южном направлении часть войск 18-й армии, стоявшей на подступах к Ленинграду.
Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель, миновала.
О проявлении небесной милости и любви к Санкт-Петербургу говорит и появление в нашем городе за двести лет его существования двух праведников - Ксении Блаженной и отца Иоанна Кронштадтского. Истинный смысл жизни и подвиг святых подвижников скрыты от глаз людей и ведомы только Всевышнему, пославшему их в мир в избранный час и в избранное место.
К первому столетию истории Санкт-Петербурга относится житие святой блаженной Ксении, чтимой многими поколениями горожан подвижницы, при жизни принявшей на себя юродство - один из самых тяжелых христианских подвигов.
Родилась она еще в царствование императора Петра I или, возможно, несколько позже - в 1720-30 годах. Здесь, в Петербурге, она была выдана замуж за певчего придворного хора Александра Федоровича Петрова, и жила где-то на Петербургской стороне. В возрасте двадцати шести лет ей суждено было остаться вдовой. Потрясенная смертью мужа, отказавшись от всех земных благ, раздав имущество и сбережения нищим, подарив дом знакомой, Ксения обрядилась в костюм мужа и до конца жизни называла себя только его именем.

С этого времени она бродила по улицам столицы, не имея крова над головой и никакого пропитания, кроме подаяния, одетая в жалкие лохмотья зимой и летом.
Кроме тяжелых лишений, на которые Ксения обрекла себя добровольно, немало горя довелось вынести ей от людей, долгие годы не веривших в ее бескорыстие и считающих ее христианский подвиг простым сумасшествием. Даже дети, подражая взрослым, высмеивали блаженную, забрасывали ее камнями. Ксения же сносила все как должное, с примерной кротостью и великодушием, чем и заслужила, в конце концов, всеобщее признание, любовь и славу Божией угодницы.
В памяти людской не сохранилось свидетельств о том, что святая когда-либо покидала пределы города. Излюбленными же ее местами непременно оставались Петербургская сторона, где провела она недолгие годы своего замужества, и Смоленское кладбище в глубине Васильевского острова, где покоился прах, возлюбленного ее супруга Андрея Федоровича.
В 1780-х годах, когда здесь сооружалась новая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери, рабочие с удивлением докладывали мастеру, что по ночам, когда все работы прекращаются, неведомый помощник поднимает кирпичи на самый верх стройки. Вскоре выяснилось, что кирпичи таскает ни кто иной, как сама блаженная Ксения. Обычно, однако, ночи она проводила на окраине города, в поле, где, по ее словам, присутствие Божие ощущается "более явственно".
Как и большинство юродивых, Ксения заслужила у Бога дар прозорливости. До нас дошло немало свидетельств о ее предсказаниях, облеченных в туманные слова, но всегда сбывающихся.
Не сохранилось никаких сведений о том, как и когда скончала блаженная свои дни. Отпевали ее в церкви святого Апостола Матфия на Петербургской стороне, там же, где, быть может, некогда крестили; погребена она была на Смоленском кладбище.
Хранить благодарность за оказанное благодеяние во много раз труднее, чем просить о помощи. Тем не менее, память о блаженной никогда не оскудевала. Песок с ее могилы, которому молва приписывала чудотворную силу, каждый год разносился приходящими помолиться об упокоении ее души. Множество людей, и среди них - особенно много петербуржцев, в разное время свидетельствовали о помощи, полученной после обращения к блаженной Ксении и панихиды над ее могилой.
В 1875году, когда жизнь государя наследника, великого князя Александра Александровича, находилась в опасности, супруге его Ксения явилась во сне, предсказав скорое выздоровление больного и рождение девочки, которая станет хранительницей всей их
семьи. Действительно, наследник выздоровел, вскоре затем родилась девочка, которую августейшие супруги назвали Ксенией. Летом 1894 года она вышла замуж за своего родственника, великого князя Александра Михайловича и покинула свой дом. Спустя всего месяц после этого события отец ее, император Александр III, скоропостижно скончался...
Над могилой блаженной Ксении на собранные деньги была выстроена небольшая часовня, которая сразу сделалась местом настоящего паломничества. По сути дела, блаженная Ксения уже тогда была местночтимой святой.
В1902 году на том же месте построили нынешнюю часовню - с мраморными иконостасом и надгробием. В нашем веке она надолго была закрыта, однако никакие запреты и гонения не могли помешать стремлению множества горожан помолиться о душе подвижницы и прибегнуть к ее благодатной помощи.
10 августа 1988 года, после того как часовня вновь была возвращена верующим и отреставрирована, городским духовенством во главе со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием при большом стечении народа был совершен чин ее освящения. Спустягодпосле этого славного в истории нашего города события, блаженная Ксения была, наконец, причислена к лику святых и небесных покровителей города. Память ее с этого времени совершается ежегодно в день 6февраля (по новому стилю). />В XIXвеке явился в стенах нашего города другой подвижник - святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
В начале 1850-х годов, когда он еще обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, однажды во сне Иоанн увидел себя в большом, неведомом ему соборе. Вскоре после этого он получил место иерея, простого священника, при Кронштадтском Андреевском соборе, и, впервые переступив его порог, к изумлению и страху своему узнал храм, который пророчески представился ему во сне и где предстояло ему начать свой жребий служения.
Почитание и любовь, которые стяжал отец Иоанн в первой половине своего жизненного пути, достались ему воистину по трудам и по строгому, праведному житию его. Огромное значение уделял он горячей молитве, ибо знал не понаслышке, сколь трудно хотя бы чем-нибудь помочь заблудшему и озлобленному человеку. Потому именно молитве его впоследствии дана была свыше такая чудесная, сверхъестественная сила. Перед молитвой его отступали самые тяжелые болезни - отступала даже слепота. Исцелял он наедине и при стечении народа, а часто даже заочно, по одному лишь письменному к нему обращению, исцелял православных и мусульман, католиков и иудеев, притекавших к нему со всех концов России и даже из-за ее пределов...

Вся жизнь отца Иоанна была связана с Кронштадтом, хотя и в самом Петербурге ему случалось бывать, разумеется, очень часто. Немало доводилось ему путешествовать и по России. В Ливадии, например, он провел несколько дней с императором Александром III до самой его кончины. Умирая, государь попросил отца Иоанна возложить руки на его голову, и почувствовал от этого большое облегчение в своих страданиях.
На речке Карповке, вблизи Каменноостровского проспекта, ныне стоит большой златоглавый монастырь. Строился он в 1900-1908 годах по инициативе и при участии отца Иоанна, в руках которого из добровольных подаяний благодарных людей собирались нередко значительные суммы денег.
Там же, в особо устроенной усыпальнице, в 1908 году был погребены останки святого праведника. Как и часовня святой блаженной Ксении, место это всегда почиталось русским народом за святое. Сам же отец Иоанн был канонизирован как святой русской православной церковью совсем недавно, летом 1990 года. В то же время после долгого перерыва монастырь вновь принял в свои стены первых насельниц, а усыпальница со святыми мощами была открыта для паломников.
Память святого праведника Иоанна совершается каждый год в день 2 января (по новому стилю).
Сегодня становится совершенно очевидным, что основанный по благословлению святого Митрофания в строгом соответствии с чином заложения, Санкт-Петербург пронес через всю свою почти трехсотлетнюю историю знаки особой избранности и высокого предназначения и явился несокрушимой твердыней для врагов.
Все это исполняет сакральным священным смыслом каждый день жизни Санкт-Петербурга и позволяет взглянуть иными глазами на его историю и усилия лучших умов и талантов по созданию и прославлению города святого Петра.

Святой Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного — до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,- так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью ко Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость. Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1, 29-31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1-9; Лк. 9, 28-36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк. 8, 41-56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37-41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28-31). Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа. Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15-17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.

По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13-20; 5, 27-32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5-10), а мертвые воскресали (Деян. 9, 40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1-8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32-34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).

Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению. Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян. 12, 7-10).

В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции. В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10). На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых. В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.

Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам. Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.

В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1, 14). По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят. Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.

Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (+34; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1-2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13-18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10-12). Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить. Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42-44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13, 12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,- пишет он,- пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24-27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11-18); имя Павлова употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19, 13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37-38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть. Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия. По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим-она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа. Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник Истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростово. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Правнук равноапостольного князя Владимира святой благоверный князь Ярополк Владимиро-Волынский в святом крещении носил имя Петр (+1086; память 22 ноября). Этот святой князь воздвиг в Киеве храм во имя святого апостола Петра (XI в.). 28 августа Русская Церковь празднует память преподобного Павла Послушливого Киево-Печерского (+XIII); 30 июняпреподобного Петра, царевича Ордынского и Ростовского (+1290); 10 января — преподобного Павла Комельского, Обнорского (+1429); 21 декабря — святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (+1326).

Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия