28.11.2020

Мухаммед ибн абд аль-ваххаб и его уение. Толкование имени аль-Ваххаб


Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб– основатель религиозного и политического движения ваххабизм родился 1691 году в семье кади (мусульманского судьи) в Айяне. Отец Абдель-Ваххаб ибн Сулейман также был первым учителем исламского богословия Мухаммада. Первый брак был заключен как только ему исполнилось 12 лет. (За всю жизнь он имел 20 жен и 18 детей). После этого отправился в Мекку и Медину для паломничества. В Медине познакомился с религиозными трудами теологов Ахмада ибн Ханбаля и Ибн Таймия, взгляды которых оказали большое влияние на развитие новой идеологии ваххабитского движения. После пяти лет жизни в Медине переехал в Басру. В городе он написал первую книгу «Книга единобожия». Здесь же начал проповедовать свою идеологию, за что и был изгнан из города.

После этого начинает переезжать из города в город – Багдад, Курдистан, Хамадан, Исфахан и некоторые другие города Ирана. В Исфахане изучает философию Аристотеля и несколько наук. Во всех городах он встречал непринятие его толкований и враждебность со стороны народа.

Некоторые историки убеждены, что именно 1723 год является началом деятельности теолога, а к 1730-му ваххабизм массово распространился среди народов арабских стран. В 1745 году Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отправил проповедников своей идеологии в Мекку и Медину, где они пытались убедить мусульманских ученых в правильности своих религиозных взглядов. Но они были арестованы и подвергнуты суду, а идеология ваххабизма была охарактеризована как «отступление от веры». Главными принципами учения были – «единобожие», отказ от нововведений и «джихад» - очищение религии.

В 1744 году Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб переезжает в Эд-Дирию и заключает союз с Мухаммадом ибн Саудом. Этот год является годом основания Саудовской Аравии и значительной датой в истории Аравийского полуострова. В государстве укрепляется идеология «ваххабизм», которое последователи называют «салафия».

Умер проповедник и теолог в 1792 году в Эд-Дирии, оставив своим потомкам много земель с хорошими доходами и возможность участвовать в политической жизни Саудовской Аравии. После его смерти многие члены клана Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба «Аль аш-Шейх» занимают видные посты в политической и религиозной жизни страны - улемы, главы религиозных общин, верховные муфтии и министр юстиции.

Книги, написанные Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом:

  • «Книга единобожия»
  • «Отведение сомнений»
  • «Три основы и их доказательства»
  • «Достоинства ислама»
  • «Книга вопросов о джахилии»
  • «Книга об условиях и составляющих молитвы»
  • Сборник статей по фикху

В последнее время, пожалуй, одной из актуальнейших проблем стало распространение в разных частях мира идей Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и религиозно-политического течения, которое называют ваххабизм. Об этом наиболее ярко свидетельствуют события в Афганистане и на Северном Кавказе. Однако биография и убеждения его основателя оста-ются ещё недостаточно исследованными украинскими и российскими историками. Именно этой теме и посвящена статья автора.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1111 г. по хиджре (1691 г.) (по другим дан-ным, это соответствует 1703-1704 гг.) в Аяйне. Его отец Абдель-Ваххаб ибн Сулейман - мусульманский кади (судья) был первым учителем своего сына. В 12 лет Мухаммад уже достиг зрелости, и Абд Аль-Ваххаб женил его. После женитьбы Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб совершил паломничество в Мекку, затем Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб изучал ре-лигию в Медине. Там его учил некий Абдаллах ибн Ибрахим ибн Сайф, один из знатных людей оазиса эль-Маджмаа в Судайре. Впоследствии Мухаммад рассказывал: «Спросил меня однажды шейх: «Хочешь, я покажу тебе оружие, которое я приготовил для него (име-ется в виду оазис эль-Маджмаа)?». Я сказал: «Да». Он ввёл меня в дом, где было много книг. И сказал он: «Вот, что мы приготовили для него». Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб тем самым давал понять, что его мединский учитель готовил какое-то «идеологическое оружие» против распространенных в его оазисе верований . Вскоре отец и брат Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба стали замечать за Мухаммадом неблаговидные поступки и упрямство в неправильном толковании многих религиозных вопросов. Они не одобряли его и предвидели в нём заблуждение и отклонение по религии . В частности, шейх Мухаммад ибн Сулейман, бывший старший учитель Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, ему писал: «О ибн Абдуль-Ваххаб, я советую тебе, ради Аллаха, держать язык за зубами и не осквернять мусульман». Далее он пишет: «…ведь ты сам отклонился от верного пути боль-шинства. Точнее назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства. Потому что он не следует по пути верующих» .

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб много путешествовал. Несколько раз побывал в Хиджа-зе, Басре, затем жил в Эль-Хасе. Во время пребывания в Басре он встретился с английским шпионом Хемпером. Вот как описано это событие в книге Сыддика Гюмюша «Признания английского шпиона». Хемпер рассказывал: «В нашу столярную мастерскую (место, где жил Хемпер) иногда наведывался один юноша, в котором играла молодая кровь. Он был в одежде учащегося, знал арабский, персидский и турецкий. Звали его Мухаммад Абдель Ваххаб Неджди. Этот неуравновешенный юноша говорил в высшей степени громко и, на-верно, был очень нервным» . Далее он сообщает, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб не был доволен политикой Османского государства.

Впервые с проповедью своей идеологии основатель ваххабизма обратился к жителям Басры, но был изгнан из города. Скорее всего, распространять свои идеологии взгляды Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб начал с подачи и под влиянием Хемпера. Затем проповедник некоторое время жил в эль-Хасе у Абдаллаха ибн Абд аль-Латыфа. После этого Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб намеревался совершить путешествие в Сирию, но у него не хватило денег, и тогда он направился в Хураймалу, оазис в Неджде, где в 1730 году начал проповедовать свою идеологию. Он увидел, что племена бедуинов, проживающих в этой местности, не были достаточно просвещены в вопросах Ислама, и, скорее всего, именно поэтому Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб решил начать с этих мест: он думал, что его отклонение от основ Ислама не будет замечено. Однако проповедь ваххабизма, по мнению его современников, не имела ничего общего с идеями «очищения ислама», а только искажала его основы.

Хиджазский историк 19 века, муфтий Мекки Зейни Дахлян относит начало деятель-ности Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к 1723 году, а массовое распространение течения - к 1730 году. В 1726/27 году в Неджд переселился его отец. Сообщается, что сын с ним очень часто спорил. В этот период Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб написал книгу, которую назвал «Книга единобожия». В оазисе он провёл несколько лет, где его деятельность привела к расколу среди жителей этой местности. Как сообщает ибн Ганнам, «Люди разде-лились на его врагов и друзей». Ибн Бишр пишет, что Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба хотели убить, но проповедник спасся и был вынужден бежать в Аяйну.

Европейские востоковеды писали о путешествиях Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в Багдад, Дамаск, некоторые города Ирана. Неизвестный автор рукописи «Блеск метеора» утверждает, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб постоянно менял своё имя: в Басре он был Абдаллахом, в Багдаде – Ахмедом, в Курдистане – Мухаммедом, в Хамадане – Юсуфом.

Д. Марголиус утверждал, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб прожил в Басре четыре го-да. В течение пяти лет он жил в Багдаде, где женился на состоятельной женщине. Она умерла, оставив ему богатое наследство. Один год он был в Курдистане, два – в Хамадане, после этого отправился в Исфахан. Это случилось во время правления Надиршаха, т.е. в 1736 году. Там он изучал аристотелевскую философию и другие науки. Однако существуют расхождения в датах путешествий. По данным ваххабитских летописей и по свидетельству Зейни Дахляна, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб вернулся в Неджд к 1730-м годам. В «Блеске метеора» приводится сообщение, правда, не подтверждённое другими источниками, о его пребывании в Йамаме, где он вызвал к себе враждебное отношение и был изгнан. Также Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб направлял своих миссионеров в Мекку с целью склонить исламских учёных, проживающих там, на свою сторону. Вот как описывал эти события уже упоминавшийся муфтий Мекки, историк Зейни Дахлян:

«Всё началось с того, что ваххабиты послали группу миссионеров с целью повлиять на мусульманских учёных, проживающих в Мекке и Медине. По прибытии на место они на-чали демонстрировать свои убеждения мусульманским учёным и предъявлять ложные до-казательства. В ответ на это ученые, опровергнув их убеждения, предъявили неопровержи-мые доказательства обратного, на что у ваххабитов не нашлось аргументов. После этого мусульманские учёные убедились, что ваххабиты несведущие в религии люди… Они уви-дели, что эти люди без оснований обзывали мусульман кяфирами. Тогда учёные вынесли решение и направили его к религиозному судье Мекки, и суд подтвердил решение учёных, вынеся вердикт «об отступлении ваххабитов от веры из-за их убеждений» (бездоказатель-ное обвинение мусульманина в неверии в Исламе считается вероотступлением – ар-ридда – Л.М.). Судья Мекки предупредил всех людей, от первого до последнего, об опасности этого экстремистского течения. Это произошло во время правления шарифа Масуда ибн Саида, умершего в 1745 году, который дал приказ посадить приехавших ваххабитов в тюрьму. Некоторым из них удалось бежать в местность ад-Дария (Эд-Дирия – Л.Б.). Прибыв туда, они рассказали своим, что произошло. Это вызвало у ваххабитов ещё больше упорства и высокомерия» .

В 1744 году предводитель течения переехал в Эд-Дирию и заключил союз с Мухамме-дом ас-Саудом. Эта дата считается началом формирования первого государства Саудидов.

По сообщению «Блеска метеора» Мухаммад ибн Абд Аль Ваххаб умер в 1212 г.х. (1797/9 г.), а Зейни Дахлян в книге «Заблуждение ваххабистов» утверждает, что смерть ос-нователя ваххабизма наступила в 1206 г.х. (1786г) . А. М. Васильев в книге «Исто-рия Саудовской Аравии», пишет, что Мухаммад ибн Абд Аль Ваххаб умер в 1792 году в разгар покорения ваххабитами эль-Хасы .

У Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба было 20 жён и 18 детей. Наследникам он оставил землю с пальмами, фруктовыми деревьями и полями, которая приносила 50 тыс. захабов дохода в год, а также библиотеку с несколькими сотнями книг. После смерти Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба муфтием Эд-Дирии стал его сын Хусейн, а затем другой сын – Али. Потомки Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба составляют клан под названием Ааль аш-Шейх. Они до сих пор играют ключевую роль в религиозной жизни Саудовской Аравии .

Истоки убеждений Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба, в основном, восходят к взглядам хариджитов и ибнТаймии.

Хариджиты (от арабского «хаваридж» выходить), которых не без основания считают прародителями экстремистских течений в мусульманском мире, жили в первом веке хид-жры. В 657 г. н. э. они отделились от войска четвёртого халифа Али после того, как посчи-тали его недостаточно твёрдым в борьбе за правое дело . Хариджиты ушли из лагеря Али под Куфой и провозгласили халифом рядового воина. Исходным пунктом своей политической программы хариджиты объявили безусловный суверенитет мусуль-манской общины. Халифа они считали выразителем и защитником интересов своей общины. Муавию и Али они объявили низложенными и даже считали нужным убить. По мнению хариджитов, община, избравшая халифа, в любое время может его низложить и даже убить, в случае, если его политика не отвечает интересам большинства. Убийство своих политических и религиозных противников они считали богоугодным делом. Стоит отметить, что эта борьба была направлена против мусульман, не признавших вероучения и политических принципов хариджитов, противоречащих Шариату. Крайний фанатизм непримиримых, интеллектуально ограниченных борцов привёл к тому, что они боролись не только и не столько против власти, сколько против мирного мусульманского населения, зачастую убивая женщин и детей. Например, известный арабский историк Табари сообщает, что хариджиты убили сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и его беременную жену. При этом они прикрывались лозунгами защиты Ислама.

Хариджиты выступали против нововведений (бида). Они осуждали халифа Османа за дозволенные по религии новшества . Эти обстоятельства и определили то, что идеология экстремистов не пользовалась широкой популярностью среди населения.

Хариджиты, преисполненные фанатизма и нетерпимости, вели борьбу не только против суннитов и шиитов, но и между собой. Это привело к образованию группировок среди ха-риджитов. Абу-л-Музаффар ал-Исфараини выделяет семь группировок . Наиболее многочисленными группировками являлись мухакимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, салабиты, ибадиты, сифриты. Для нас представляют наибольший интерес азра-киты, составляющие крайнюю группировку хариджитов. Азракиты, приверженцы Абу Ра-шида Нафиа аль-Азрака, считали любого мусульманина, совершившего грех, неверующим, вероотступником, для которого возвращение в лоно Ислама было невозможным. Этого же мнения придерживались и ибадиты. Также азракиты обвинили в неверии и жену Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) Айшу, и некоторых его сподвижников . Азракиты, являясь сторонниками убийств по религиозным и политическим мотивам, при-знавали необходимым физическое уничтожение каждого, не разделявшего их взгляды, вместе с жёнами и детьми. Они объявляли неверными тех, кто, разделяя их убеждения, не принимал участия в подобных деяниях. Здесь можно проводить некоторые аналогии с современными событиями.

Более умеренных взглядов среди хариджитов придерживались так называемые абадиты (ибадиты). Эта группировка сохранилась до наших дней.

Вот как о появлении хариджитов рассказывает муфтий Украины шейх Ахмед Тамим: «Со временем появились разногласия среди вышедших из армии Али. Они называли его отступником от веры. Один судья, Абу Муса Ашари – со стороны Али, и другой, Амр бен Ас - со стороны Муавия, предложили решить вопрос мирным путем. Но из-за такого су-дебного решения отделилась группа от Али. Она считала такое решение отступлением от веры. По их толкованию Корана, Али не должен был согласиться на суд. Невосприятие этого само по себе являлось, по их мнению, вероотступничеством. Такую группу назвали хареджитами. Прошло время, и среди хареджитов появились разногласия. Они распались приблизительно на 20 течений. Каждое из них считало, что только оно верно Исламу, а другие отошли от него» .

От хариджитов последующие поколения экстремистов восприняли тезис, что о правове-рии человека следует судить по его действиям и, следовательно, по их мнению, совершив-шие тяжкие грехи являются несогрешившими мусульманами, а вероотступниками – невер-ными.

От хариджитов также было унаследовано положение о несправедливом правителе . Они считали, в отличие от большинства мусульманских учёных, что несправедливо-го правителя надо свергать. Улемы же считали, что любой правитель лучше, чем анархия.

В Исламе хариджизм считается ересью. Об этом в конце ХХ века говорил муфтий Егип-та, критикуя книгу Фараджа «Забытый долг». Он назвал автора хариджитом, подчёркивая этим, что он не принадлежит к Исламу.

Преемником идей хариджизма в восьмом веке хиджры выступил ибнТаймия Таки ад-дин Ахмед. Он по праву считается отцом ваххабитов и дедом современных экстремистов. В 1981 году египетский еженедельник «Маю» выделил ибнТаймию и его основных последователей как источник наиболее широко распространившегося и вредоносного влияния на египетскую молодёжь, как идеолога, чьи труды сеют семена раздора среди мусульман.

ИбнТаймия родился в Харране в 1236 г. н. э. В 1269 году переехал в Дамаск, в связи с нашествием монголов. Обучался в медресе Суккарийя, которое возглавлял его отец. В 1284 году ибн Таймия возглавил это медресе. Участвовал в походе против мамелюкского султана ал-Малика ал-Мансура Ладжина. В 1306–1312 годах проживал в Египте, дискутировал с мусульманскими учёными, был обвинён в антропоморфизме и заключён в тюрьму. После освобождения продолжил свою деятельность и снова был заключён в тюрьму. В 1313 году вернулся в Дамаск. Преподавал в медресе. Но своим взглядам не изменял, за что снова был заключён в тюрьму. Умер ибн Таймия в цитадели .

Вот некоторые элементы его идеологических воззрений. ИбнТаймия поднимает и широко рассматривает вопросы, которые были поставлены ещё хариджитами: кто является мусульманином и как относиться к правителю, который нарушает Шариат?

Возникает вопрос: кому же было выгодно возрождение идеологии ибнТаймии в середи-не 18 века на Аравийском полуострове? Кому была выгодна нестабильность внутри Османского государства? Однозначно на этот вопрос ответить довольно сложно. Однако, следует отметить, что 18 век является веком роста могущества Британии и Франции. Это сопровождалось активными колониальными захватами. Во всём мире действовали английские и французские агенты, готовившие почву для колонизации независимых государств Азии и Африки. Как говорит Хемпер в книге «Признания английского шпиона»: «Христианство явилось, чтобы распространяться… Магометанство, находящееся на востоке и западе, создавало неблагоприятные условия для этого. Первенство в деле крушения Ислама принадлежит правительству Великобритании» . «Разделяй и властвуй!» - вот основной лозунг английской политики. Как можно увидеть из дальнейших событий, западные страны и по сей день пытаются внести раскол и разрушить Ислам.

Но вернемся к ибнТаймии. Он отрицал сыфаты (атрибуты Всевышнего) и тавиль - тол-кование иносказательных священных текстов. Однако аяты делятся на аяты мухкамат (прямые по смыслу) и иносказательные – муташабихат . Это же относится и к изречени-ям пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), а про обязанность каждого мусуль-манина знать 13 из сыфатов Аллаха сказано теологами Ислама . Халифат ибнТай-мия считал необязательным. По его мнению, может существовать несколько имаматов. Он признавал законность первых четырёх халифов.

Идеи ибн Таймии легли в основу ваххабизма.

Зейни Дахлян пишет, что в своих убеждениях Мухаммад ибн Абд аль – Ваххаб отклонился от пути праведных имамов, обвиняя в неверии всех мусульман своего времени (в ХХ веке эти принципы возьмёт на вооружение организация «Братья – мусульмане). По мнению Мухаммада ибн Абд Аль Ваххаба, мусульмане, жившие 600 лет до него, были язычниками, а он возобновил Ислам. Аяты Священного Корана, которые осуждали языч-ников, он адресовал против мусульман. Например, сказано в суре «Юнус», аят 106: «Не поклоняйся помимо Аллаха тому, что не поможет тебе и не повредит».

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб расценивал таввасуль (зов о помощи через пророков и святых людей), как язычество и утверждал, что это следует из изложенного выше аята. К ширку (многобожию) он приравнивал и зиярат - посещение могилы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Однако сподвижники посещали, и мусульмане сегодня тоже посещают могилу Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и других святых людей. Также известно, что имам Шафии посетил могилу имама Абу Ханифы, где обращался к Всевыш-нему с молитвами .

Существует и ряд других положений ваххабизма, которые также не согласуются с Кора-ном. Например, ваххабиты верят, что Аллах - это тело, которое имеет руки, ноги, занимает место. Но в Коране, в аяте, имеющем прямой смысл, сказано, что нет ничего, подобного Ему, то есть Аллаху . Ваххабиты утверждают, что ангелы, пророки (посланники Алла-ха), праведники, святые не могут быть перед Богом заступниками за грехи мусульман . Однако, в изречении Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Моё заступни-чество за совершающих большие грехи из Моей общины» . Иными словами, Про-рок Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) заступится за больших грешников из своей общины. Об этом сказано и в Коране .

Ваххабиты отрицают знания учёных по религии, высказывания сахабов (сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)), истолковывают Священный Коран так, как сами его понимают, утверждают, что те, кто не исповедует ваххабизм и следует одному из четы-рёх мазхабов – кяфиры . Следовательно, их можно безнаказанно убивать. Однако, по мнению А.М. Васильева, ваххабиты признавали четырёх имамов, основателей право-верных школ суннизма . Муфтий Украины, шейх Ахмед Тамим, говорит по этому вопросу: «Что касается ритуалов, то последователи ибн Абдель Ваххаба отрицают всякий мазхаб в Исламе, хотя иногда скрывают это» . Часто ваххабиты называют себя ханбалитами и используют название этого мазхаба для распространения своей идеологии, но их убеждения не соответствуют ханбалитскому мазхабу. Об этом можно прочитать в одной из книг муфтия ханбалитов, имама Мухаммада ибн Абдуллаха. .

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отрицал и суфизм. Объектом критики ваххабитов явля-ется главный элемент суфийской практики, восхваление Всевышнего – зикр. Они считали его проявлением излишества, своеобразной экзотикой, чуждой принципам классического Ислама.

Но одним из главных положений ваххабизма является идея о войне против многобожников и мусульман, по их мнению, отступивших от принципов изначального Ислама. В мусульманском мире ваххабиты снискали репутацию крайне воинственных фанатиков.

В завершение статьи следует отметить, что, противопоставляя ваххабитов мусульманам, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб превращал их (ваххабитов) в сплочённую секту и разжигал фанатизм. Необходимость войны, провозглашённая в учении, сделала его знаменем завое-вательных войн и набегов, котороые продолжаются и по сей день во многих странах мира.

Источники и литература:

1. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах.

М.: Наука, 1984. - 270 с.

2. Васильев А.М. История Саудовской Аравии.

М., 1982. - 612 с.

3. Гюмюш, Сыддык. Признания английского шпиона. - Стамбул: Вакифа Ихласа, 1997.

4. Дахлян, Зейни. Заблуждение ваххабистов.

Киев: Аль-Иршад, 1998. -23 с.

5. Держитесь «золотой середины». // Минарет.

6. Исламская энциклопедия. - М., 1991. - 311 с.

7. Коран. - Каир: Б.м., 1923. - 507с. - на арабском языке («Коран – Керим»)

8. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М.: Наука, 1990. - 167 с.

9. Ислам. Религия, общество, государство. - М.: Наука, 1984. - 230 с.

10. Тамим, Ахмед. Ислам против экстремизма и насилия // Мусульмане. - 2000. - №1 (4). - С.28 - 29.

11. Харари, Абдуллах. Истинный Путь. - Киев: Аль-Иршад, 1998. - 83 с.

Л.Б. Маевская

  • 8219 просмотров


План:

    Введение
  • 1 Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими
  • 2 Призыв к Единобожию и вражда с течениями ислама
  • 3 Слова исламских ученых относительно обвинений Махаммада Ибн-Абд-Аль-Ваххаба
  • Примечания

Введение

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب ‎‎) (родился 1115 г.х. (1703 году по христианскому летоисчислению) в городе аль-Уйейна, расположенном севернее Эр-Рияда, скончался в городе ад-Дир’иййа в 1206 г.х. (1792 год от Рождества Христова)) - мусульманский проповедник.


1. Вероубеждения шейха Мухаммада ат-Тамими

В одном из своих писем, написанном жителям Аль-Касима, шейх изложил свои вероубеждения. Начав именем Аллаха, он писал:

Призываю Аллаха и присутствующих ангелов, а также вас в свидетели того, что мои убеждения, как и убеждения всех последователей Сунны, основаны на вере в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, воскресение после смерти и предопределение с Его добром и злом. К вере в Аллаха относится вера в то, как Он охарактеризовал Себя в Своей Книге, и как охарактеризовал Его посланник Аллаха, без изменения или непризнания. Я убеждён, что «нет ничего, подобного Ему; и Он - Слышащий, Видящий». Я не отрицаю того, чем Он охарактеризовал Себя, не искажаю истинный смысл этого и не раскольничаю о Его именах и знамениях. Я не задаю вопрос «как?» о них и не уподобляю их качествам Его творений, так как Он - Всевышний, нет равных Ему, и нельзя задавать вопрос «как?» о Нём, ведь нет подобных Ему, и не сравним Он со Своими творениями, ибо Аллах, Свят Он и Велик, лучше всех знает о Себе и о других. Его речь самая правдивая, Его повествования самые красивые, и Он Сам отверг то, что приписывают Ему противоречащие истине приверженцы описания и уподобления Аллаха Его творениям, и то, что отрицают от Него приверженцы изменения и непризнания. Ведь сказал Всевышний: "Свят твой Господь - Господь могущества, и превыше Он того, что Ему приписывают. И мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!«Саффат» (37):180-182 И спасшаяся группа(праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха и его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель - Аллах, их имам - посланник Аллаха Мухаммад) в своих воззрениях относительно деяний Аллаха находится между убеждениями кадаритов и джабритов(Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли), относительно наказания Аллаха - между взглядами мурджиитов и ва’идитов(Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха и, что Мухаммад - Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А ва’идиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи), относительно веры и религии - между убеждениями харуритов и му’тазилитов (Харуриты (хариджиты) и му’тазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в ад)с одной стороны, и мурджиитов и джахмитов(Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если она проявляется только на языке. Они полагают, что, заявивший о своей вере, находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем) - с другой. А в отношении к сподвижникам посланника Аллаха - между рафидитами и хариджитами(Это разделение между мусульманами произошло после убийства халифа Усмана - во время противостояния Али ибн Абу Талиба и Му’авии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн Абу Талиб - лучший в общине Мухаммада и должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют о неверии Му’авии и его сторонников. Хариджиты же считают неверными как Али, так и Му’авию, а также сторонников их обоих. Третья группа - насибиты - сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Му’авию. Приверженцы Сунны же считают, что Али и Му’авия действовали на основании собственного иджтихада. История показала, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама). Я убеждён, что Коран - это ниспосланное Слово Аллаха, он не сотворён, от Аллаха принесён и к Нему вернётся, и, что Аллах действительно произнёс его и ниспослал его Своему рабу, посланнику, доверенному в откровении и Своему послу между Ним и Его рабами - пророку Мухаммаду. Я верую, что Аллах делает что пожелает, и ничего не происходит без Его желания, и ничто не выходит из-под Его воли, и ничто не отклоняется от Его предопределения, и ничто не совершается без Его управления. Для каждого неизбежно Его предопределение, и ничто не избежит предписанного для него в Хранимой Скрижали. Я верую во все события после смерти, о которых сообщил нам пророк Аллаха. Я уверовал в искушение в могиле и в её блага, в возвращение душ в тела, в то, что люди предстанут перед Господом босыми, нагими, без обрезания крайней плоти. Солнце приблизится к ним, и будут воздвигнуты весы, на которых взвешены будут дела рабов: «Тогда на чьих весах взвешиваемое будет тяжело, те будут блаженны. А на чьих весах взвешиваемое будет легко, те нанесли убыток самим себе и вечно останутся в геене»"Му’минун" (23):102-103. И будут развёрнуты два списка, и будут те, которые получат книгу справа, и те, которые получат книгу слева. Я верую в бассейн пророка Мухаммада в День воскресения, и что вода его белее, чем молоко, и слаще, чем мёд, а число бокалов около него равно числу звёзд на небе. Тот, кто выпьет один глоток её, не будет испытывать жажду вовеки. Я верую в то, что Путь(ас-сират) проложен на спине ада, и люди пройдут по нему на основании своих деяний. Я уверовал в заступничество пророка Мухаммада и в то, что он - первый из заступников и первый, кто получит право на это. И отрицают заступничество пророка только приверженцы ереси и заблуждения. Заступничество будет даровано ему лишь после разрешения и довольства Аллаха, как сказал об этом Всевышний: "Они ходатайствуют только за того, за кого Он благоволит"Анбийа"" (21):28 Он также сказал: «Кто может ходатайствовать пред Ним без Его изволения»"Бакара" (2):255. И Он сказал: «И сколько ангелов в небесах, заступничество которых не поможет, пока не разрешит Аллах для тех, кому Он пожелает и кем доволен»"Наджм" (53):26. А Он, хвала Ему, доволен только таухидом и позволит заступаться только за его приверженцев. И для многобожников не будет доли в этом заступничестве, так как сказал Всевышний: «И не принесёт им пользы ходатайство ходатайствующих»"Муддассир" (74):48. Я также верую в то, что рай и ад - это творения Аллаха, что они существуют и сегодня и, что они никогда не исчезнут, а также в то, что верующие увидят Господа своими глазами в День воскресения, как видят луну в ночь полнолуния без препятствия для этого. И верую в то, что пророк Мухаммад - последний из пророков и посланников, и не станет вера правильной, пока раб не уверует в его миссию и не засвидетельствует его пророчество. Лучший в его общине - это Абу Бакр ас-Сиддик, затем Умар аль-Фарук, затем Усман Зу-н-Нурейн, затем Али аль-Муртада, затем оставшиеся из десяти(Абу Убейда ибн аль-Джаррах, Са’д ибн Абу Ваккас, Абд ар-Рахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убейдуллах и Са’ид ибн Зейд, да будет доволен ими Аллах!), затем участники Бадра, затем принесшие присягу у дерева - Присягу Довольства, затем оставшиеся сподвижники. И я люблю сподвижников посланника Аллаха, вспоминаю их благие дела, прошу для них прощения у Господа, воздерживаюсь от обсуждения их ошибок, молчу о том, что возникало между ними. Я убеждён в их превосходстве и следую Слову Всевышнего: «Те, которые пришли после них, говорят: - Господи наш! Прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в принятии веры, и не утверждай в сердцах наших затаённой неприязни к верующим. Господи наш, Ты - Мягок, Милосерден», «Хашр» (59):10. Я доволен матерями правоверных, очищенными от всего плохого. Я признаю чудеса благоверных, но они не имеют ничего из права Аллаха. И я не предвещаю ни одному мусульманину рай или ад, кроме тех, о ком сообщил посланник Аллаха, но я прошу добра для благодетельствующих и боюсь за грешников. Я не называю неверующим ни одного мусульманина за его грехи и не утверждаю о выходе его из исламской общины. Я также считаю, что джихад должен продолжаться за любым правителем, хорош он или плох, и намаз за ним допустим. Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, если они не приказывают не подчиняться Аллаху, независимо от того, справедливы они или нет. Я убеждён, что всякая ересь должна быть отвергнута, и убеждён, что вера - это не только произнесение языком, но и убеждённость в сердце, и выполнение в делах. Она возрастает при подчинении Аллаху и ослабевает при неповиновении Ему. И она делится на семьдесят с лишним степеней. Самая высшая степень - это свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, а самая низшая - убирание препятствия с дороги. Я считаю обязательным повелевать праведное и запрещать прегрешения на основании чистого шариата Мухаммада…"


2. Призыв к Единобожию и вражда с течениями ислама

Во времена Мухаммада ибн-Абд-Аль-Ваххаб на Аравийском полуострове, как и во всем Османском халифате сильно распространились идеи суфизма и других исламских течений. На могилах многих исламских ученых и сподвижников пророка Мухаммада были воздвигнуты памятники и склепы, к которым совершались паломничество. Повсеместно были распространены суеверия и другие проявления многобожия. Увидев все это, шейх Мухаммад ибн-Абд-Аль-Ваххаб решил написать книгу, призывающую к очищению Ислама от нововведений, привнесённых в религию по прошествии эпохи праведных халифов, и любых проявлений многобожия. Книга получила название «Китаб Ат-Таухид» («Книга Единобожия»). Книга вызвала недовольство религиозных лидеров многих исламских течений, а в особенности суфизма, практикующего паломничество к могилам, религиозные нововведения и учения посредничества между Богом и людьми. Как отмечают последователи шейха, именно призыв к «чистому исламу» стал причиной ненависти к шейху как многих его современников, так и последующих поколений.

В настоящее время некоторые труды шейха Мухаммада ибн-Абд-Аль-Ваххаб внесены в Федеральный список экстремистских материалов в России и в списки экстремистских материалов в ряде других стран [источник не указан 544 дня ] , так как явно направлены против учений суфизма, который является преобладающим течением в этих странах, а в особенности - в республиках Северного Кавказа. Между тем, книга шейха преимущественно состоит из цитат первоисточников Ислама - Корана и Сунны, книга признана всеми авторитетными учеными-богословами [источник не указан 775 дней ] , известными на мировом уровне, и используется в качестве учебного пособия во многих высших религиозных учебных заведениях мира.


3. Слова исламских ученых относительно обвинений Махаммада Ибн-Абд-Аль-Ваххаба

Шейх Абд Аль-Азиз Аль-Абд Аль-Латыф сказал:

Некоторые противники Салафитского движения (дава) утверждают, что Имам Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Османского Халифата, тем самым расколов джамаат (общество мусульман) и отказавшись слушаться и подчиняться (правителю).

Даава аль-Мунави ин ли Дават аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, стр. 233

Он сказал:

Абд Аль-Кадим Залум утверждает что появление «вахабистов» и их призыв послужил причиной падения Халифата. Говорили что «вахабисты» сформировали государство внутри Исламского государства под руководством Мухаммад ибн Сауда и позднее его сына Абд Аль-Азиза, которое поддерживалось оружием и деньгами британцев, и они собирались взять под контроль остальные территории, которые были под властью Халифата, оправдываясь побуждениями к распространению своих убеждений, то есть они подняли свои мечи против Халифа и сражались с мусульманской армией, с армией амира Аль-Муминина, с поощрением и поддержкой британцев.

Кайфа Худимат аль-Хилафа, стр. 10

Шейх Мухаммад ибн-Абд-Аль-Ваххаб сказал в своем письме жителям Аль-Касима:

«Я считаю обязательным подчиняться мусульманским правителям, независимо от того, справедливы они или нет, при условии что они не приказывают неподчинение Аллаху. Если кто-то стал халифом и люди поддержали и приняли его, даже если он добился места халифа силой, ему надлежит повиноваться и харам - восставать против него.»

Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 5/11

И он также сказал:

«Одним из главных принципов единства является послушание и подчинение любому, кто назначен над нами, даже если он абиссинский раб…»

Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 1/394; приводится в Даава аль-Мунаавиин, 233-234

А Шейх Абд Аль-Азиз аль-Абд аль-Латыф сказал:

«После установления этих фактов, которые разъясняют, что Шейх считал обязательным послушание и подчинение правителям мусульман, независимо от того справедливы они или нет, при условии, что они не приказывают непослушание Аллаху, мы можем приступить к очень важному вопросу отвечая на это ложное обвинение. Очень важным является следующий вопрос: находился ли Наджд, на территории которого призыв возник и развивался изначально, под властью Османского государства?»

Доктор Салих аль-Абуд ответил на это следующим образом:

Наджд никогда не находился под властью Османского государства, поскольку власть Османского государства никогда не распространялась так далеко, над этой территорией не был назначен Османский губернатор и турецкие солдаты никогда не проходили через эту землю в период, предшествующий появлению призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, да помилует его Аллах. На этот факт указывает то, что Османское государство было поделено на административные области. Это известно из турецкого документа под названием Каванин АльУсман Мудамин Дафтар аль-Диван (Законы турков касающиеся того что входит в законодательство), который был написан Ямином Али Эффенди - ответственным за Конституцию в 1018 по хиджре / 1609 по европейскому летоисчислению. Это документ указывает на то, что с начала 11 века по хиджре Османское государство было разделено на 23 области, 14 из которых были арабскими, и Наджд не входил в их число, за исключением аль-Ихса, если мы считаем аль-Ихса частью Наджда.

Акидат аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб ва асаруха филь-Алам аль-Ислами (не опубликована), 1/27

А доктор Абд Аллах аль-Усеймин сказал:

В каком бы то ни было случае, Наджд никогда не попадал непосредственно под Османское господство перед возникновением призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как впрочем, он никогда не подвергался влиянию какой-либо силы, которая могла бы воздействовать на события, происходящие в Наджде. Ни у кого не было такого влияния, и влияние Бани Джабр или Бани Халид в некоторых частях, или Ашраф в других частях, было ограниченным. Никто из них не был в состоянии принести политическую стабильность, поэтому войны между различными районами Наджда продолжались и там велись интенсивные конфликты между различными племенами.

Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб Хайатуху ва Фикруху, с. 11; процитировано в Даава аль-Мунавиин, 234-235

Шейх Абд аль-Азиза ибн Абд-Аллаха Ибн Баз в ответ на эти ложные обвинения сказал:

Насколько мне известно Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб не восставал против Османского Халифата, потому что в Наджде не было территории, находящейся под властью турков. Наоборот Наджд состоял из небольших эмиратов и разбросанных деревень, и каждый город или деревня, независимо от размеров, управлялась независимым эмиром. Это были эмираты, между которыми случались сражения, войны и разногласия. Поэтому Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб не восставал против Османского государства, скорее он восстал против безнравственного положения в своей собственной земле, и он боролся на пути джихада ради Аллаха и проявил стойкость распространив свет этого призыва до других земель…

Речь записанная на магнитофоне; приведено в Даава аль-Мунавиин, с. 237

Доктор Аджиль аль-Нашми сказал:

«…Со стороны Халифата не было никакой реакции и проявления недовольства или возмущения в течение жизни Шейха, хотя в период его жизни сменилось четыре Османских султана…»

Маджаллат аль-Муджтама, вопрос № 510

Если выше сказанное отражает отношения Шейха к Халифату, как Халифат смотрел на призыв Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба?

Доктор аль-Нашми отвечая на этот вопрос сказал:

"Представление, которое имел Халифат о движении Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, было очень искаженным и замутненным, потому что Халифат слушал только тех, кто был настроен враждебно по отношению к движению Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как в сообщениях посланных их губернаторами в Хиджазе, Багдаде или в других местах, так и через отдельных людей которые добирались до Истамбула принося с собой новости.

Аль-Муджтама, вопрос № 504; Приведено в Даава аль-Мунаавиин, 238-239

Что касается утверждения Залума о том, что призыв Шейха был одной из причин падения Халифата и что англичане помогали «ваххабитам» повергнуть его, Махмуд Махди аль-Истанбули сказал в отношении этого смехотворного заявления:

Аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб фи мараат аль-Шарк Валь-Гарб, 240

И он также говорит:

"Ироническим является тот факт, что этот профессор обвиняет движение Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба в том, что оно послужило одним из факторов, вызвавших гибель Османского халифата, при том что это движение началось в 1811 году, а Халифат прекратил существование в1922 году.

Там же, с. 64

На то, что англичане были против «ваххабитского» движения указывает тот факт, что они послали капитана Фостера Садлера поздравить Ибрахима Пашу с его успехом над «ваххабитами» в войне, которую Ибрахим Паша вел в Дарийя, а также выяснить в какой степени он был готов к сотрудничеству с британскими властями для борьбы с тем, что они называли «Ваххабитским пиратством» в Арабском заливе.

Несомненно, это послание ясно выражало желание установить соглашение между Британским правительством и Ибрахимом Пашой с намерением полностью уничтожить «ваххабитов».

Шейх Мухаммад ибн Манзур аль-Нумаани сказал:

"Англичане максимально использовали враждебность, которая имела место быть в Индии по отношению к Шейху Мухаммаду ибн Абд Аль-Ваххабу и они обвиняли каждого кто выступал против них и стоял на их пути, или кого они считали опасным, в том что они «ваххабиты»… Подобным образом англичане назвали ученых деобандитов в Индии «ваххабитами», из-за их резкого противостояния англичанам и оказания ими давления на них.

аль-ВАХХАБ

Дарующий в изобилии, Безвозмездно дающий блага всем Своим творениям, Щедрейший

Иль в их руках сокровища Господа, Всесильного Владыки твоего, Подателя щедрот безмерных? (Сура «Сад», 38:9)

Аллах обетовал всем истинно верующим бесконечную благодать в обители Рая, которая для них началось уже в земной жизни, обетовал также Своим благочестивым рабам спокойную и благополучную жизнь и на земле. Поэтому для искренних верующих нет предела в просьбах к своему Господу. Му`мины могут беспрестанно просить у Аллаха все, что приблизит их к Нему, поможет им премного думать о Нем и никогда не забывать о благодарности Ему.

Несомненно, Аллах обязательно отвечает на их молитвы так, как сочтет Своей Мудростью, и этот ответ всегда является для них самым благим. В Коране Всевышний приводит наставлением и примером для верующих молитву Пророка Сулеймана, мир ему. В одном аяте Пророк Сулейман говорит такие слова:

“Я предпочел любовь к земным вещам воспоминанию о Боге. ” (Сура «Сад», 38:32)

После чего обращается к Аллаху с молитвой:

(Сказал Сулейман:)“Господь мой, прости мне и даруй мне власть, какой не будет наделен никто после меня. Истинно, Ты - Дарующий без воздаяния.” (Сура «Сад», 38:35)

Пророк Сулейман, мир ему, просил у Аллаха даровать ему власть, которой после него не будет обладать никто и никогда, обращаясь к Аллаху Его Именем: «аль-Ваххаб». Ибо он знал твердой верой, что Аллах безвозмездно дарует блага всем искренне верующим как на земле, так и в обители Рая, многократно преумножает им награду за их праведные, благие деяния. Коран сообщает нам еще одну молитву праведных верующих:

(И говорят они): “Владыка наш! Не дай нашим сердцам свернуть,
когда Ты уже направил нас на прямой путь. Яви нам милосердие Твое. Ведь Ты, поистине, Податель всех щедрот!” (Сура «Али Имран», 3:8)

(умер около 232/846-847 г.)

Известия о жизни Абу "Абдаллаха Мухаммеда ибн Мусы ал-Хорезми очень скудны. Год его рождения неизвестен. Год смерти не установлен точно. К. Брохкельман считает, что он умер после 231/846 г. К этому же времени, а именно к 232/846-847 г., относят его смерть К. Наллино и И. Ю. Крачковский. Известно, что ал-Хорезми жил в эпоху ал-Ма"муна, входил в число его астрологов и близко стоял к знаменитому "Дому мудрости" в Багдаде. По всей вероятности, он принимал участие в таких научных предприятиях, как измерение градуса меридиана. Согласно сообщению ат-Табари, он был одним из астрологов, которых халиф ал-Васик пригласил к своему ложу перед смертью, чтобы они предсказали ему исход болезни. Несмотря на предсказанную долгую жизнь, халиф умер. Видимо, вскоре после этого умер и Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми.

Ал-Хорезми принадлежат труды по истории, математике, астрономии и географии. Особую славу ему принесли его сочинения по алгебре, давшие этой науке ее имя, и сочинение по арифметике, которое было переведено на латинский язык и служило руководящим пособием до эпохи Возрождения.

В настоящем издании воспроизводятся отрывки из труда ал-Хорезми по математической географии под названием "Китаб сурат ал-ард", который можно считать первым оригинальным трактатом по математической географии, включающим сведения обо всем известном тогда арабам мире. В значительной степени это сочинение является переработкой "Географии" Птолемея. Оно было написано для атласа с картами неба и земли. Географические познания арабов переданы здесь в научной форме той эпохи.

Труд ал-Хорезми представляет собой таблицы, в которых указаны, в порядке климатов, названия городов, рек, островов, морей, очертания береговых линий и т. д. Название каждой местности сопровождается ее координатами в градусах и минутах. Отсчет координат ведется по греческой традиции с крайнего запада. Исследователь сочинения ал-Хорезми Г. фон Мжик делит собственные имена в его книге на две группы. Одна группа охватывает имена греческого происхождения, восходящие к "Географии" Птолемея и другим сочинениям (кроме "Географии" Птолемея, из греческих источников ал-Хорезми называет еще роман об Александре). Ко второй группе относятся географические названия мусульманского культурного круга. Здесь труд ал-Хорезми основывается и на достижениях мусульманской астрономической науки и на других, менее точных данных, например на дорожных описаниях. До сих пор известна одна рукопись сочинения Мухаммеда ибн Мусы ал-Хорезми, которая находится в библиотеке Страсбургского университета (№ 4247). В 1926 г. она была издана Мжиком. Кроме того, за десять лет до этого полного издания, в 1916 г., тот же Мжик издал отрывки "Китаб сурат ал- ард", относящиеся к Африке, Известия ал-Хорезми об Африке дают нам список городов, гор, описания береговых очертаний морей, островов и источников Африки. Иногда они позволяют вскрыть связь между сведениями античных источников и арабских и взаимно дополнить их.

Текст настоящего издания воспроизводится по изданию Мжика 1926 г. Нумерация в круглых скобках соответствует нумерации в сочинении "Китаб сурат ал-ард" в издании Мжика, в квадратных скобках - его же изданию сочинения "Китаб аджа"иб ал-акалим ас-саб"а", написанного более поздним и зависевшим от ал-Хорезми автором - Сухрабом. Кроме того, составители включили в арабский текст настоящего издания некоторые конъектуры по книге Мжика (Н. von Mzik. Afrika nach der arabischen Bearbeitung...).

Литература

Das Kitab Surat al Ard des Abu Ga"far Muhammad ibn Musa al Huwarizmi. hrsgb. nach dem handschriftlichen Unikum der Bibliotheque de l"Universite et regionale in Strassburg (cod. 4247) von Hans von Mzik, Leipzig, 1926 (BAHuG, III).

C. Nallino. AI-Hwarizmi e suo rifacimento della Geografia di Tolomeo. RRAL, ser. V, vol. 2, Roma, 1894-1895.

Africa nach der arabischen Bearbeitung der *** des Claudius Prolemaeus von Muhammad ibn Musa al-Hwarizmi, hrsgb., uebersetzt, und erklart von Hans v. Mzik. Wien, 1916 (WZKM, № 43).

C. Broeckelmann, GAL, I, стр. 216, 225; SB, I, стр. 381, 404.

E. Wiedemann. Al-Khwarizmi Muhammed Ibn Musa. Ei, II, стр. 965-966.

И. Ю. Крачковский. Арабская географическая литература, В кн.: И. Ю. Крачковский, Избранные сочинения, т. IV, М,-Л., 1957, стр. 73-74, 79, 81, 85, 90-100.

КНИГА КАРТИНЫ ЗЕМЛИ

Городов, гор, морей, островов и рек, извлеченная Абу Джа’фаром Мухаммадом ибн Мусой ал-Хорезми из книги “География”, которую сочинил Клавдий Птолемей

КИТАБ СУРАТ АЛ-АРД

Первый климат, широта его 16°27"
Города, которые расположены в первом климате |4 |

9 Город Йарзиса 10°00" 15°30"
(10) Город Мура 12 30 15 00
11 Главный город Нубии Дункула 53 00 14 30
12 Кус ал-Вагила 50 00 12 00
..... .......... ..... .....
18 Город Адули на море 58 30 13 30
19 Мандаис на [берегу] морского залива 58 30 13 30 |5 |
20 Город на море 62 00 8 15
..... .......... ..... .....
(29) Город на море 69 30 6 00
(30) Город Канана на море........... 72 30 2 45
..... .......... ..... .....
(32) Город ат-Тиб 72 00 4 30
(33) Город Канана на море 72 30 2 45 |6 |
..... .......... ..... .....
(41) ‘Алва морская 60 00 .... 12 20
(42) Фаззан 62 00 11 45
(43) Загава 60 15 11 00
(44) Куку 48 00 10 15
(45) Гана 44 30 10 45
..... .......... ..... .....
(72) Город Сиджилмаса 31 00 21 00 |8 |

Второй климат, широта его 24°00"
Названия городов, которые расположены во втором климате

(73) Город Самундукана 23°30" 18°00"
(74) Город Нигира 25 30 18 20
(75) Гора Даухис 8°30" 0°50" 13°30" 4°00" Желтый Юг
(542-543)
Гора *** 13 45 10 35 18 40 6 30 Лазурный Север
(544-545)
Гора *** 25 00 10 25 28 45 7 20 Красный
(546-547)
Гора Иниски 24 40 14 20 30 00 11 10 Лазурный Юг
(548-549)
Гора Алиха, часть ее находится в первом климате и часть за линией экватора 32 10 9 25 32 30 2 45 Красный Запад
(550-551)
Гора Бардитун 37 00 6 00 42 00 6 00 Желтый Юг
(552-553)
Гора ал-Кумр, в которой источник Нила Египта 46 30 11 30 61 50 11 30 Красный
(554-555)
Гора, начало которой за экватором, а конец в первом 46 50 9 50 51 00 23 45 Цвет железа Запад
(556 - 557)
Гора ал-Филийа 58 00 0 00 60 10 3 25 То же Юг
..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... .....

Первый климат, широта его 16°
Горы, которые [расположены] в первом климате

Номера начальной и конечной границы Название Начальная граница Конечная граница Цвет Направление вершин
долгота широта долгота широта
(564-565) Гора Арувалтйс 38°45" 3°20" 44°00" 3°20" Розовый Юг
(566-567) Гора Гарамас ал-асфал - гора в стране Гана 43 50 8 50 44 35 12 45 Лазурный Запад
(568-569) Гора Гарбатун 60 00 7 30 61 20 5 40 Юг
(570-571) Гора Алафас 62 20 2 35 64 25 5 25 Цвет железа Север

Второй климат, широта его 24°
Горы, которые расположены во втором климате

(607-608) Гора 15°00" 16°20" 15°00" 24°00" Лазурный Восток
(609-610) Гора 24 00 20 00 24 10 23 00 Розовый Запад
(611-612) Гора 27 00 20 00 27 00 23 00 Желтый
(613-614) Гора Саргатус 29 00 20 00 33 30 20 00 Лазурный Север
(615-616) Гора Джирджирис..... 39 10 21 00 43 30 21 00 Голубой Юг
(617-618) Гора Лубийа........ 52 50 23 00 53 00 29 00 Павлиний Запад
..... ...... ..... ..... ..... ..... ..... .....
Западное Внешнее мope

[Береговая линия этого моря] начинается на долготе 1°00" и широте 0°10" (967) , идет до долготы 20°00" и широты 0°10" (968) , идет, [изгибаясь] в виде тайлесана, до долготы 17°00" и широты 8°00 (969) , проходит до долготы 9°00" и широты 8°30" (970) и идет, изгибаясь в виде горшка, до долготы 7°00" и широты 12°30" (971) . Затем [береговая линия] идет до долготы 9°45" и широты 12°20" (972) . Затем она идет до долготы 9°45" и широты 16°00" (973) , до долготы 10°00" и широты 16°00" (974) и следует до долготы 10°00" и широты 17°00" (975) . Затем она проходит, [изгибаясь] в виде шабуры, до долготы 9°20" и широты 18°10" (976) |5б1], где находится устье реки Нувийус. Она идет до долготы 9°50" и широты 19°40" (977) и возвращается, [образуя по виду] подобие шабуры, к долготе 9°15" и широте 21°00" (978) . Затем она идет к долготе 9°45", где находится устье реки Хусайрус, и широте 21°45" (979) она идет к долготе 8°10" и широте 29°10" (984) , проходит до долготы 8°00" и широты 11°00" (985) , идет до долготы 8°30" и широты 32°00" (986) и доходит, [изгибаясь] в виде горшка, до долготы 7°30" и широты 35°40" (987) , а это [место находится] у Танджи. Затем от этого места [береговая линия] понижается на 2/3 градуса и это [как раз] на линии того климата, широта которого 36°00" (988). И в этом месте [Западное Внешнее море] соединяется с морем Танджи. На нем [есть] изображение двух идолов из меди, которые несут в своих руках другого идола, [держа] его за ноги. И говорят, что это столбы Геркулеса, за которые не заходил никто.

Море ал-Кулзума и Зеленое море

[Береговая линия этого моря] начинается от долготы 55°50" и широты 28°00" (1121) , соприкасаясь с городом ал-Кулзум и горой. Затем она идет до долготы 58°00" и широты 24°00" (1122) , проходит до долготы 59°00" и широты 21°00" (1123) , проходит до долготы 59°00" и широты 20°20" (1124) , идет, [изгибаясь] в виде тайлесана, проходит долготу 57°40" (1125) , идет мимо города *** и достигает долготы 58°45" и широты 16°30" (1126) . [Затем] она идет до долготы 58°10" и широты 14°20" (1127) , проходит до долготы 59°50" и широты 12°20" (1128) , доходит, [изгибаясь] в виде тайлесана, до [места] ниже города Манда"ис на долготе 58°15" и широте 10°50" (1129) , идет до долготы 59°15" и широты 10°50" (1130) , проходит до долготы 59°00" и широты 10°00" (1131) и идет до долготы 61°30" и широты 8°10" (1132) , непосредственно ниже города. [Затем береговая линия моря] идет, [изгибаясь] в виде |75 | тайлесана, до долготы 63°15" и широты 10°30" (1133) , проходит до долготы 64°40" и широты 10°20" (1134) . И это место есть начало границы Зеленого моря. Затем она идет до долготы 64°30" и широты 5°20" (1135) , проходит до долготы 65°20" и широте 5°00" (1136) , идет до долготы 68°00" и широты 5°15" (1137) , проходя ниже города на долготе 69°30" и широте 6°10" (1138) . [Затем] она идет, [изгибаясь] в виде горшка, вблизи [места, расположенного] ниже города ат-Тиб, и соприкасаясь с [местом] ниже города Канана на долготе 72°30" и широте 2°20" (1139) . Она идет до долготы 66°20" и широты 0°20" (1140) за линией экватора, проходит до долготы 68°40" и широты 3°30" за экватором (1141) , идет до [места] ниже города Рафата на долготе 66°00" и широте 7°30" за экватором (1142) , проходит до долготы 68°00" и широты 13°00" (1143) . Те широты, которые мы упомянем, находятся за линией экватора, а если [береговая линия] пересечет [линию экватора], то мы укажем это. [Береговая линия в дальнейшем] идет до долготы 72°00" и широты 14°00 (1144) [и] доходит до долготы 112°00" и широты 14°00" (1145)...

Описание островов, которые находятся в моряхОстрова, которые находятся в Западном Внешнем море

Остров Финтуварийа, его размер 2 градуса на 1,5 градуса; центр его на долготе 3°00" и широте 7°30" (1283) . Остров Канарийа, размер его 1,5 градуса на 1,25 градуса. Центр его на долготе 4°40" и широте 11°00" (1284) . Остров Хара, размер [его] 1,5 градуса на 1 градус. Центр его на долготе 3°00" и широте 13°05" (1285) . Остров Касафарийа, размер [его] 1,5 градуса на 1 градус. Центр его на долготе 6°00" и широте 12°30" (1286) . Остров Фалувитала, размер [его] 1,5 градуса на 1 градус. Центр его на долготе 8°10" и широте 13°40" (1287) . Остров размером в градус. Центр его на долготе 3°20" и широте 15°00" (1288). Круглый остров Рафаситус размером в 1,5 градуса. Центр его на долготе 8°20" и широте 16°20" (1289) . Остров размером в градус. Центр его на долготе 4°00" и широте 17°00" (1290). Остров размером в 1,5 градуса на сколько же. Центр его на долготе 4°20" и широте 18°40" (1291). Остров размером в I,5 градуса на столько же. Центр его на долготе 7°30" и широте 21°00" (1292) Остров размером в 1,5 градуса на столько же. Центр его на долготе 5°30" и широте 26°00" (1293). Остров размером в 1,5 градуса на столько же. Центр его на долготе 5°30" и широте 23°00" (1294). |85 | Остров размером в 1,5 градуса на столько же. Центр его на долготе 4°00" и широте 30°30" ...

Острова моря ал-Кулзума

Остров размером в 3/4 градуса. Центр его на долготе 58°40" и широте 26°10" (1434) . Остров размером в 2/3 градуса. Центр его на долготе 60°00" и широте 24°40" (1435) . Остров размером в 2/3 градуса. Центр его на долготе 60°50" и широте 26°30" (1436). Остров размером в 2/3 градуса. Центр его на долготе 62°20" и широте 24°30" (1437). Остров размером в 1/4 градуса. Центр его на долготе 60°00" и широте 21°20" (1438). Остров размером в2/3 градуса. Центр его на долготе 59°40" и широте 19°20" (1439) . Остров размером |94 | 1/2 градуса. Центр его на долготе 60°30" и широте 17°40" (1440). Остров размером в 1/4 градуса. Центр его на долготе 58°50" и широте 18°00" (1441). Остров размером в 1/3 градуса. Центр его на долготе 63°30" и широте 23°30" (1442) . Остров размером в 1/4 градуса. Центр его на долготе 62°40" и широте 20°40" (1443) . Остров размером в 1 градус. Центр его на долготе 60°30" и широте 15°50" (1444) . Остров размером в 2/3 градуса. Центр его на долготе 60°30" и широте 13°50" (1445) 1067]. Остров размером в 1/2 градуса. Центр его на долготе 62°00" и широте 13°10" (1446). Остров размером в 1/3 градуса. Центр его на долготе 60°30" и широте 10°20" (1447) . Остров резмером в 1/2 градуса. Центр его на долготе 62°10" и широте 10°10" (1448).

Места [на карте], на которых записаны границы стран

Страна Айсийуфийа ад-дахила. Середина надписи на долготе 26°00" и широте 5°30" за экватором (1548) . Гана, народ, который называют аграмантис. Середина надписи на долготе 41°00" и широте 20°30" (1549) . Страна ад-Дамли, в которой не бывает дождя. Середина надписи на долготе 44°30" и широте 5°00" (1550) . Страна Либу"и ад-дахила. Середина надписи ее на долготе 20°00" и широте 20°30" (1551); . Страна царства ал-Бербер. Середина надписи на долготе 26°00" |102 | и широте 19°00" (1552)...

Названия источников, которые расположены за линией экватора

Источник, который выходит из горы Алиха из-за линии экватора, от долготы 30°30" и широты 5°00" (1604) . Он течет до долготы 27°00" и широты 3°30" (1605) . Затем он течет до моря в первом климате на долготе 19°00" и широте 6°10" (1606) . Нил Египта и те реки и источники, которые впадают в него. Два круглых озера. Диаметр каждого из них пять градусов. Центр первого на долготе 50°00" и широте 7°00" (1607) . Центр второго на долготе 57°00" и широте 7°00" (1608) . В первое [озеро] вливается пять рек, [текущих] из горы ал-Кумр. Начало первой реки на долготе 48°00" (1609) , второй - на долготе 49°00" (1610) , третьей - на долготе 50°00" (1611) , четвертой - на долготе 51°00" (1612) и пятой - на долготе 52°00" (1613) . Из горы ал-Кумр выходят также пять рек, [текущих] во второе озеро. Начало первой реки на долготе 55°20" (1614) , второй - на [долготе] 56°20" (1615) , третьей - на [долготе] 57°20" (1616) , четвертой - на [долготе] 58°20" (1617) и пятой- на |107 | [долготе] 69°20" (1618) . Из каждого из этих двух озер выходит четыре реки, [текущих] до круглого озера в первом климате. Диаметр этого озера два градуса. Центр его на долготе 58°30" и широте 2°00" в первом климате (1619) . Начало первой реки, [текущей] из первого озера, на долготе 48°40" (1620) , второй - на долготе 49°30" (1621) , третьей - на долготе 51°15" (1622) . Вторая и третья [реки] соединяются на долготе 52°00" и широте 1°00" за экватором (1623) , затем до [круглого] озера, о котором мы упомянем, течет одна река. Четвертая река [начинается] на долготе 52°00" (1624) . Первая река, которая течет из второго озера также в маленькое озеро, начинается на долготе 55°30" (1625) , вторая - на долготе 56°20" (1626) , третья - на долготе 58°00" (1627) . Вторая и третья [реки] соединяются на долготе 56°00" и широте 1°00" за экватором (1628) , и затем до озера, которое мы упомянули, течет одна река. Четвертая река, [текущая из второго озера, начинается] на долготе 59°00" (1629) . Все эти реки текут до маленького озера. Устье каждой из них не соприкасается с [устьем] другой. Затем из этого маленького озера вытекает большая река, и это Нил Египта. И он течет через черных "Алву, Загаву, Фаззан и Нубу. Он течет мимо Дункулы - главного города ан-Нубы, на долготе 52°20" и широте 2°00" в первом климате.
От Нила до линии экватора или от линии экватора до него 15°00" (1630) . Нил течет и пересекает линию первого климата |108 | на долготе 53°00" и широте 16°20" (1631) .
Он проходит, до того как пересечет линию первого климата, полтора градуса, [следуя] своему направлению (1632) .
Затем он поворачивает к долготе 52°00" и широте 18°40" (1633) .
Затем он поворачивает к долготе 51°00" и широте 17°00" (1634) .
Затем он поворачивает к долготе 50°00" и широте 17°30" (1635) .
Затем он поворачивает к долготе 50°20" и широте 18°20" (1636) .
Затем он поворачивает к долготе 52°30" и широте 19°40" (1637) .
Затем он идет и доходит до города Марувй на долготе 51°30" и широте 19°20" (1638) .
Затем он идет и доходит до Усвана, соприкасаясь с ним на долготе 55°30" и широте 22°30" (1639) .
Затем он поворачивает к долготе 53°00" и широте 24°00" (1640) , соприкасаясь с горой.Лубийа.
Затем он поворачивает к долготе 55°30" и широте 24°20" (1641) ...

|109 | Описание источников, которые находятся за линией экватора [и] которые впадают в Нил Египта

Круглый источник. Его центр находится на линии экватора, а место впадения его [вод] в Нил - у главного города нубийцев. Диаметр этого источника три градуса. Центр его на долготе 62°00" (1652) . Из него выходит река на долготе 61°30" (1653) . Место ее впадения в Нил находится на долготе 53°00" и широте 16°20" (1654) , [где она] соприкасается с [линией] первого климата. А рукав, который [существует] между рекой этого источника и Нилом, [находится] выше главного города нубийцев...

|110 | Первый климат и источники и реки, которые в нем находятся

Источник в горе Кафас. Из него выходит река Даратус, которая впадает в море. Начало реки на долготе 26°30" и широте 11°00" (1662) , а конец ее на долготе 10°20" и широте 14°00" (1663) . Источник в горе Сала. Из него выходит река, вливающаяся в реку Даратус. Начало ее на долготе 37°30" и широте 9°40" (1664) . Затем она идет до долготы 28°00" и широты 17°30" (1665) . Затем она идет до долготы 21°45", немного отклоняясь в сторону города Самундукана, и широты 17°00" (1666) . Затем она идет и вливается в реку Даратус на долготе 17°00" и широте 12°30" (1667) . Источник во втором климате. Из него выходит река, которая впадает в реку, [текущую из горы Сала]. Начало ее на долготе 34°30" и широте 17°20" , а место ее впадения на долготе 28°00" и широте 17°20" (1669) . Источник, который также впадает в первую реку. Начало его в горе Саргатус на долготе 29°30" и широте 20°00 (1670) . Он течет до маленького озера. Центр его на долготе 28°00" и широте 18°30" (1671) . [Затем] он течет и впадает в ту реку, которую мы описали, на долготе 27°30" и широте 17°30" (1672) . Источник в |111 | горе, который впадает также в первую реку (Т.е. текущую из горы Сала ). Начало источника на долготе 24°00" и широте 20°30" (1673) . Место его впадения в эту реку на долготе 26°20" и широте 18°20" (1674) . Он протекает мимо города Нигира. Источник, который также впадает в первую реку. Начало его на долготе 17°00" и широте 19°30" (1675) . Место его впадения в [эту] реку находится на долготе 21°40" и широте 17°00" (1676) . Источник, который выходит из горы Гана; [из него течет река] и впадает в море. Начало реки на долготе 44°30" и широте 11°40" (1677) . Она идет до долготы 39°30" и широты 16°40" (1678) . Затем она проходит мимо города Джира ал-Кабира и [доходит] до горы Саргатус, прорезая ее на долготе 31°00" (1679) . Она течет мимо желтой горы и пересекает ее на долготе 31°00" (1680) , доходит до ал-Кайрувана, соприкасаясь с ним на долготе 31°00", и впадает в море на долготе 31°30" и широте 32°40" (1681) . В эту реку впадает река, [текущая] из двух источников, которые называются Черепаховыми озерами. Одно из них находится на долготе 45°00" и широте 22°20" (1682) , второе на долготе 46°20" и широте 22°00" (1683) . Из каждого из них выходит река. Эти две реки встречаются на долготе 45°30" и широте 21°00" (1684) и текут одной рекой, которая вливается в первую [реку, вытекающую из горы Гана], на долготе 39°40" и широте 16°40" (1685) ...

Второй климат и те источники и реки, которые в нем находятся

Река Нувийус выходит из горы. Начало ее на долготе 15°00" и широте 18°20" (1734) . Место ее впадения в море находится на долготе 9°20" и широте 18°20" (1735) . Река Файадис, а это же змеиная река, выходит из горы. Начало ее на долготе 15°00" и широте 20°25" (1736) . Место ее впадения в море находится на долготе 9°40" и широте 20°25" (1737) . Река Хусайрус выходит из горы на долготе 15°00" и широте 21°45" (1738) . Место ее впадения в море находится на долготе 9°45" и широте 21°45" (1739) . Река Саласус, которая вытекает из горы на долготе 15°00" и широте 22°25 (1740) . Место ее впадения в море находится на долготе 9°00" и широте 23°45" (1741) . Река, которая выходит из горы на долготе 23°10" и широте 22°30" (1742) .. Место ее впадения в море находится на долготе 9°00" и широте 25°40" (1743) . Река, которая выходит из горы Джирджирис. Начало ее на долготе |116 | 39°20" и широте 21°00" (1744) . Она протекает мимо горы ***, перерезая ее на две половины, и вливается в море у города *** на долготе 39°40" и широте 32°00" (1745) . Река, которая также выходит из горы Джирджирис и впадает в эту реку. Начало ее на долготе 41°45" и широте 21°00" (1746) . Место ее впадения в эту реку находится на долготе 40°00" и широте 24°00" (1747) . Источник на долготе 41°30" и широте 16°30" (1748) . Из него выходит река, текущая до маленького озера Нуба на долготе 44°00" и широте 14°40" (1749) . Размер озера составляет половину градуса (1750) ...

(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)
Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия