11.07.2021

Мощи николая угодника в венеции. Мощи николая чудотворца в венеции. Таких храмов в Венеции, где почивают мощи православных святых несколько


Барийцы напали на Ликийские Миры в 1087 году, разграбили храм и похитили из саркофага мощи святого Николая Чудотворца. Однако в суете происходящего приблизительно пятая часть мощей уцелела и через 9 лет была доставлена в Венецию.

Причины появления христианских реликвий в Венеции

Византийская империя покровительствовала венецианцам и защищала город от варварских набегов. Учитывая, что Венеция была аванпостом империи на Апеннинском полуострове, городу придавался особый статус. Венецианский флот принимал активное участие в защите Константинополя, но империя пала. Многие христиане из павшего города бежали в Венецию. После взятия турками в XV столетии Византийской империи к Венеции отошла значительная часть ее владений. Город завладел несколькими греческими островами.

Прибывшие беженцы активно участвовали в политической, экономической и культурной жизни Республики. Был построен православный собор. Стоит заметить, что венецианцы были толерантны, не устраивали гонений на другое вероисповедание, поэтому православные греки пользовались всеми правами и привилегиями религиозной диаспоры. Поэтому в Венецию и были доставлены многие религиозные христианские святыни, которые были вывезены из Константинополя. До сегодняшнего дня в храме святого Георгия хранится десная рука святителя Василия Великого, которую пожертвовал собору один из членов византийского императорского дома. В этом же соборе хранится и часть мощей святого Георгия.

Венеция

Как мощи святителя Николая оказались в Венеции

Венецианский флот и армия принимали активное участие в первых крестовых походах. Четвертый крестовый поход, в результате которого был захвачен и разграблен Константинополь, организовали и оплатили венецианцы. Этот поход принес Венеции большую выгоду, многие православные реликвии были вывезены из столицы Византии в качестве трофеев в Венецию, где хранятся и по сей день.

Папой римским Урбаном II был организован I Крестовый поход против «неверных». Поход был предпринят для завоевания новых земель и распространения католической веры на завоеванных территориях. В походе принимали участия многие западные феодалы, ополченцы были хорошо вооружены и подготовлены. Участники похода принимали крест и находились под покровительством Святой Церкви, поэтому и были названы крестоносцами.

Венецианцы тоже были участниками этого похода.

На острове Лидо, в храме San Niccolo участников похода напутствовал патриарх Пьетро Бадоаро и венецианский епископ Энрико Контарини. Когда патриарх вознес молитву святому Николаю и попросил о помощи в ратном деле, он так же возжелал обретения венецианскими войнами мощей святого покровителя Николая. Епископ Энрико отплыл к Святой земле вместе с войсками.

По пути к Иерусалиму, возле острова Родос, венецианцы одержали победу над пизанцами, многие из которых были взяты в плен. По сведениям хроники тех лет, когда венецианские корабли приблизились к берегам Ликии, епископ Энрико решил использовать эту возможность, получить мощи святого Николая и умножить число покровителей Венеции.

На берег были высажены разведчики, которые доложили, что турки практически опустошили город Миры и жители покинули его. Из-за того, что прихожан практически не осталось службы в базилике Святителя Николая велись лишь раз в месяц. Возле храма венецианцами была организована засада, но базилика оказалась пуста, ее охраняли только четверо греческих стражников. Он рассказали, что мощи были похищены из базилики десять лет назад. Часть мощей захватили барийские войны, а еще до этого часть мощей император Василий увез в столицу Византии и где они теперь находятся – неизвестно. Однако, рассказу стражников не поверили, обыскали весь храм, но в саркофаге обнаружили лишь святую воду и миро. Разозлившись, венецианцы начали пытать стражников. Один из греков, не выдержав мучений, попросил разрешения поговорить с епископом. Стражник взывал епископа пощадить его и говорил, что не знает, где находятся мощи. Мольбы не были услышаны и стражника продолжали пытать. Спустя некоторое время епископ приказал прекратить пытки и в благодарность греки показали ему, где хранятся мощи других святых: святого мученика Феодора и св. Николая-дяди, которые были епископами Ликийского города Миры.

Мощи были доставлены на корабль. Моряки готовились к отплытию, но в это время оставшиеся в базилике венецианцы почувствовали специфический аромат. Восхитительное благоухание распространялось из одного из церковных пределов. Опросив несколько оставшихся в городе жителей, венецианцы узнали, что в канун больших праздников епископ совершал богослужение не в базилике, а в помещении, которое расположено рядом, где был установлен престол, из чего венецианцы сделали вывод, что мощи могут находиться именно там. Они исследовали помещение и обнаружили на потолке фреску с изображением лика святого, именно она и чудесное благовоние подсказало крестоносцам, где искать мощи.

Воины вскрыли пол под алтарем и обнаружили, что под слоем земли есть еще один пол. Разбив его, они наткнулись на странное вещество, которое защищало раку со святыми мощами. Когда все защитные слои были уничтожены, венецианцы обрели мощи святого Николая Чудотворца. На месте обнаружения мощей расхитители нашли надпись на греческом языке, которая говорила о том, что здесь покоится епископ Николай, который прославлен своими чудесами на море и земле. По всему храму распространился восхитительный аромат благовоний, и случилось первое чудо. Когда епископ покрыл мощи своей мантией, ветвь пальмы, которая была помещена в саркофаг вместе с мощами, дала побеги. Эта ветвь пальмы была привезена Николаем Святителем из Иерусалима.

Венецианцы увезли пальмовую ветку вместе с мощами, как символ чуда и Божьей силы.

Причина столь тщательного сокрытия мощей кроется, согласно древнегреческим источникам, в том, что император Византийской империи Василий Первый хотел доставить мощи епископа в Константинополь. Однако волей провидения передумал и решил запечатать и скрыть мощи от всех желающих их получить. Как мы уже знаем, они были надежно укрыты от всех, но все-таки венецианцам удалось их обрести.

Помимо венецианцев при обретении ими мощей присутствовали и плененные пизанцы и барийцы, которые стали свидетелями достоверности находки. Многие из пленных были отпущены. Местному священнослужителю были отданы средства на восстановление храма.

На борту корабля было построено подобие храма из кусков вещества, в котором хранились мощи, внутрь которого были помещены мощи святого. Священникам было поручено совершать молитвы день и ночь и прославлять его.

Венецианцы продолжили свой путь к Иерусалиму, но к тому времени Первый Крестовый поход был практически завершен и венецианцы, оказавшиеся на Святой земле, не принимали участия в военных действиях, а занимались лишь договорами и контрактами на обеспечение провизией, кораблями и матросами. Корабли венецианских крестоносцев пробыли в Иерусалиме некоторое время, после чего вернулись на Родину.

На родине их встречали с большой честью. Мощи поместили в одну из церквей города для поклонения. Многие чудеса творились при святых мощах, многие страждущие обрели исцеление. Через некоторое время мощи были переправлены на остров Лидо, где начинался этот поход и куда в соответствии с обетом они должны были быть доставлены. Мощи были помещены в монастырь бенедиктинцев, в церковь, названную в честь святого Николая, однако по поводу их местонахождения существовало множество различных мнений.

Источники, из которых мы узнали о перемещении мощей

Все вышеизложенные сведения основываются на трудах Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», которые были изданы на итальянском языке в сокращенном варианте. Полная версия этого труда была написана на латыни и насчитывает двенадцать томов. В качестве первоисточника автор использует анонимную венецианскую рукопись, в которой рассказана история перенесения мощей в Венецию.

Другие сведения об этом можно почерпнуть лишь из хроник барийских, написанных Никифором и Иоанном. Рукописи этих авторов являются основными в раскрытии вопроса о возникновении мощей в городе Бари, но их появление в Венеции описано вскользь, и является лишь косвенным подтверждением.

По описаниям этих источников барийцы дважды пытались овладеть мощами. Первая попытка потерпела неудачу. Во время второй попытки барийцы высадились на Ликийский берег, когда местные жители прятались в горах, спасаясь от набегов варваров. Им необходимо было успеть найти мощи до возвращения жителей в город. Несколько человек из числа местных жителей успели вернуться и оказать сопротивление, однако силы были не равны и мощи святого отплыли в город Бари.

В изъятии святых мощей учувствовало 65 моряков, одним из которых был моряк по имени Маттео. Он в спешке извлек голову и другие части мощей из саркофага, который был наполнен миром. По причине спешки и невозможности определить, все ли мощи изъяты, можно предполагать, что часть тела усопшего могла остаться в саркофаге.

Матрос, по всей вероятности, не имел при себе никакой емкости или ткани для того, чтобы поместить в них мощи, тем более, что они должны покоится в мире, поэтому он смог взять только их часть.

Повествование Иоанна об этом событии более детальное, но суть произошедшего остается та же. Иоанн настаивает на «неделимости» останков святого, так как при жизни он завещал морякам не разделять его мощи на части. Впрочем, следует отметить, что этим барийские хроникеры пытались доказать, что святые мощи находятся только в их городе, а все остальное является фальсификатом.

Очевидным фактором является и то, что все описания жизни того времени, и барийские в том числе, были политически ангажированы и поэтому в каждой хронике мы можем встретить ложь, которая искусно замаскирована. Например, хроники от Иоанна, говорят, что один из барийских моряков произнес «Мы здесь по поручению римского папы», что является ложью.

В то время захват религиозных святынь основывался не столько на религиозных чувствах, а в основном на точном расчете. Политически было выгодно и престижно обладать, как много большим количеством святынь, которые защищают не только государство, но и успокаивают его жителей. Религиозные святыни не только оберегали граждан государства, но являлись его гордостью. В средние века иметь в небесных покровителях несколько святых было очень престижно. Вот почему политическое влияние и могущество Республики значительно увеличилось с приобретением ей мощей святых и различных религиозных святынь.

Основным фактором для этого повествования является то, что барийские хроники не опровергают то, что часть святых мощей осталась в Мирах. В данном случае не имеет значения нашли ли венецианцы часть мощей, которую не вывез Василий Первый или это была часть, которую барийцы оставили в раке. Важно то, что барийские источники не исключают сам факт того, что в их городе хранятся не все мощи святого архиепископа Мир.

Вид на остров Лидо

Венецианцы считают Святого Николая своим покровителем

Как уже говорилось, жители венецианской республики считали святого Николая своим покровителем. Это обусловлено тем, что они были искусными мореплавателями, а именно этот святой всегда покровительствовал мореплавателям. Когда-то, по словам историка, собор святого Марка после его реконструкции хотели посвятить святому Николаю, либо же сделать два престола, которые были бы посвящены обоим святым. Доказательством того, что данный факт имел место, является то, что в центральной апсиде храма расположена мозаичная икона Святого Николая Чудотворца.

Правда стоит отметить, что венецианцы в точности выполнили обет крестоносцев и положили мощи святого в храме на острове Лидо.

Церковь, в которой храниться реликвия, возведена на входе в бухту и все мореплаватели, которые проплывали мимо, останавливались у храма и возносили молитвы святому, благодарили его за поддержку в морских странствиях.

Существует легенда, что название маленького города в Италии, который находится на пути между Венецией и Падуей, носит название Мира и назван он так в честь святого Николая. Много лет назад венецианские купцы, возвращаясь из долго плаванья, остановились у острова и вознесли хвалебные молитвы святому. Далее они отправились по реке Брента в город Падуя, чтобы продать товары. На ночлег они остановились в небольшой деревушке, где соорудили подобие часовни, в честь святого, который помогал им в пути. Через некоторое время деревушка стала называться в честь Ликийского города, в котором жил святой.

После обретения мощей трех святых: Николая Чудотворца, святого Николая-дяди, которого по ошибке считали дядей святого, и мученика Феодора Лидиский монастырь стал пользоваться большим почтением у венецианцев. На нужды монастыря были пожертвованы немалые средства, земли и церкви, гражданами и правителями Республики, что является прямым доказательством глубоко почтения святого Николая.

У саркофага с мощами святых происходили чудеса. Подробное их описание мы можем встретить в хрониках, написанных послушником монастыря.

Подтверждение подлинности мощей

Саркофаг с мощами святых вскрывали не один раз.

В 1449 году аббат Бортоломео III стал свидетелем чудесного явления – из раки сочилась чистейшая жидкость, которая испускала божественное благоухание. Она была собрана с помощью ткани и помещена в сосуд. Сосуд отнесли в холодное помещение, но жидкость не замерзла. Получив разрешение венецианского епископа, рака была вскрыта, в ней обнаружили емкость с загустевшим миром и каменную табличку с надписью на греческом языке. Эти же предметы были найдены в раке и в ходе исследований, которые проводились в 1992 году.

В середине 17-го века мощи святых были помещены в новую церковь, где они сохраняются в мраморном саркофаге по настоящее время. Во время переноса мощей было произведено освидетельствование, в ходе которого было установлено, что останки святого Николая отличаются белизной и более мелкие, чем мощи других святых. Это можно объяснить тем, что они были сильно повреждены при их изъятии в Мирах.

После Второго Собора католическая церковь стала более критично относиться к свидетельствам хроник, что повлекло за собой проведение частых исследований мощей святых. Так в 1992 году было проведено еще одно исследование мощей святителя Николая. Оно проходило при участии профессора Барийского университета Луиджи Мартино, который до этого проводил освидетельствование мощей в городе Бари в 1953 году. Л.Палюде возглавлявший изыскания на их основе издал отчет с фотографиями мощей.

Вид на монастырь Св Николая на острове Лидо

Когда мраморную раку вскрыли, в ней обнаружили святые останки трех святых, которые покоились в разных отделениях, в самом большом находились мощи Святителя. Так же было найдено тайное отделение, находившееся под свинцовым покрытием. Покрытие было демонтировано и под ним нашли множество костей. Кости были разных размеров и отличались по цвету. Помимо этого в саркофаге нашли: круглю черную каменную табличку с надписью на греческом языке, которая сообщает, что здесь покоятся мощи святого Николая, часть черепа, но, как мы знаем, она никак не могла принадлежать святому, и емкость, наполненная миром. По результатам проведенных исследований профессор Мартино пришел к следующим выводам: останки, находящиеся на территории Венеции, являются частью мощей находящихся в Бари.

Перенесение святых мощей, как в Венецию, так и в Бари имеет огромный духовный смысл. По Божьему проведению останки христианских святых были перенесены на земли инаковерующих не просто так. Мы можем только предполагать, что это произошло для того, чтобы вернуть западных христиан в лоно Матери Церкви, убедив их в силе православного духа, или чтобы православные паломники, путешествующие по святым местам, своей верой и почитанием несли свидетельство о силе Православия Западному миру.

Сам же святой становится, посредством своих чудес и благих дел, которые несут благодать не только православным, но и представителям других вероисповеданий, связующим звеном в вопросах веры и взаимопонимания. Вот поэтому и Венеция, и Бари могут стать не только местами паломничества православных христиан, но и послужить сближению и пониманию между представителями разных религиозных течений.

Православные верующие почитают мощи святого Николая

Православные верующие, проживающие в Венеции и являющиеся прихожанами прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата, делают все возможное, чтобы донести сведения о местонахождении православных реликвий в Италии до каждого русского паломника. Проводятся различные исследования, на основе которых издаются публикации. Полученная информация передается единоверцам в России. В настоящее время, благодаря проделанной работе, число русских паломников к православным святыням в Италии значительно увеличилось. Для организации путешествий к православным святыням, расположенным на Севере Италии, при приходе была учреждена паломническая служба. Так же в приходе проводятся службы во славу святых.

Известно, что в Италии находится множество православных реликвий, в их числе мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоуста.

Так же в Венеции, где некоторое время хранился терновый венец Спасителя, сохраняются несколько шипов из этого венца. Можно смело утверждать, что Венеция находится в числе первых городов Италии по количеству расположенных на ее территории священных православных реликвий.

О многих хранящихся в Венеции святынях не было известно в России. Например, о мощах великомученика Сергия, который в молодых годах принял монашеский постриг и стал почитаемым святым не только в России, но и во всем христианском мире. Святой Сергий был одним из римских мучеников, которые пострадали за веру. Мученик Вакх тоже относился к их числу, его мощи тоже находятся в Венеции. Нередко о житие римских мучеников первых веков мало что известно, но это не служит препятствием для воздаяния им почестей. Множество паломников с любовью и трепетом припадают к их священным останкам.

Верующие прихода в дни памяти святых, чьи мощи хранятся в Венеции, совершают торжественные богослужения у мест их сохранения. Настоятели католических приходов не препятствуют этому, а наоборот приветствуют подобные начинания. Так же проводятся молебны у святых мощей вместе с паломниками, прибывшими из России.

Во втором по значимости для католической церкви соборе св. Марка в 2004 году, в день памяти этого святого, была проведена первая в истории собора православная литургия. По своему архитектурному стилю и духу собор св. Марка построен в стили византийских православных храмов, поэтому, по мнению многих католических священников, которые присутствовали на литургии, православное богослужение органично сочеталось с духом самого храма.

Конечно же, мощи святого угодника Николая, являются для всех христиан важнейшей реликвией. Поэтому священники долго добивались возможности проведения литургии на мощах этого святого. Ранее позволялось лишь совершать молебны и акафисты. В 2004 году было получено разрешение. И все уверены, что первая литургия послужит хорошим началом для общего почитания мощей святого обеими конфессиями. Так же в 2004 году была передана частица мощей Николая Чудотворца, которую прихожане в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери преподнесли в дар Святейшему Патриарху.

Перспективы православной миссии в Венеции

Количество православных реликвий, которые находятся на территории Венеции, позволяют считать город одним из духовных центров Православия. Большое количество паломников желает посетить святые места, припасть к мощам святых, однако в настоящее время существует ряд проблем. У прихода нет даже собственного храма, приходится проводить богослужения в церкви, которую любезно предоставляет католическая сторона. Так же не развита инфраструктура по работе с паломниками, что значительно затрудняет процесс информирования верующих, желающих посетить город. Несомненно Венеция должна стать одним из важнейших мест паломничества православных верующих не только в Италии, но и во всей Европе. Учитывая этот факт, появилась надежда, что русская община в Венеции обретет свой собственный храм. Местный приход планирует открытие своего сайта в Интернете. Прихожане пытаются наладить работу пресс-центра прихода, чтобы делиться с братьями и сестрами имеющейся информацией.

Идея открытия православного храма возникла несколько лет назад, когда многие осознали, какое количество православных святынь находиться в городе. Было получено благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало строительства храма.

Прихожане обратились в различные городские учреждения, которые отвечают за строительство и архитектуру города. К просьбе отнеслись с пониманием и участием, была предложен поддержка. В данный момент вопрос возведения русского храма в Венеции, зависит только от участия в этом процессе меценатов.

С вопросами можно обращаться к священнику Алексию Ястребову настоятелю прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции )

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря (н.ст.) около 345 года. Тело Угодника Божия с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии.

Хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные. Согласно мощи находились в Мирах (Мире) Ликийских несколько сотен лет, пока не были перенесены в Италию.

Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая (по новому стилю 22 мая) они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

22 мая — день перенесения мощей Николая Чудотворца

Перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликикйских в Бари, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Николая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого почитания великого угодника Божия. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна. Его образ всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу православного человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

Где находятся мощи святого Николая сейчас?

Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в города Бари в Италии. Надо сказать, что Угодник Божий стал одним из самых почитаемых святых на православной Руси. До революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в Бари. Поэтому здесь также в 1913-1917 годах был построен в честь святителя Николая Русской православной церковью. Причем деньги на строительство собирали по всей России.

По сей день честные мощи Николая Чудотворца источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света. Раз в год, в день перенесения мощей в Бари, священники собирают миро, источаемое мощами. Разбавленное святой водой оно после развозится паломниками по разным странам, чтобы православные верующие в разных концах света смогли получить от освященного маслица духовное и телесное исцеление.

Мощи Святителя Николая в Венеции

Мощи св. Николая Чудотворца на о. Лидо, Венеция

Оставшаяся в Мирах небольшая часть останков Николая Чудотворца примерно в 1097 году была похищена и перевезена в Венецию. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо, которая была освящена в честь святого Николая.

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей святого Николая. Одни утверждали, что настоящие мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

Ежегодно храмы посещает огромнейшее количество паломников со всего мира, стремящихся приложиться к высокочтимой святыне и вознести

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

Венецианский Лидо (Lidodi Venezia) еще называют “Золотой остров”. Сверху он похож на саблю (или клюшку для гольфа – на Лидо, кстати, есть гольф-поля), защищающую лагуну от остального Средиземного моря. В самое летнее пекло сюда устремляется на выходные чуть ли не вся Венеция.

Но не только пляжами интересен этот остров.

Сюда от площади Сан-Марко на ваппоретто всего минут 15-20 и еще примерно столько же, по главной улице Gran Viale Santa Maria Elizabetta на любом автобусе (около 1км) или пешком до 12 км пляжей на другой стороне острова.

Но если вы захотите освежиться между прогулками по Венеции, имейте в виду, что потеряете на это мероприятие (с ваппоретто, автобусом (билеты водных трамвайчиков действительны и на автобусы на Лидо и в Местре), переодеванием и обратной дорогой), минимум 3 часа.

По прямому пути расстояние между Венецией и Лидо составляет 3 километра. А от ближайшей остановки рядом с Сан-Марко (Сан-Заккария) сюда идут линии 1, 2, 8, 51, 52, 61, 62, 82, LN, B, R, N (ночной).


Достопримечательности Лидо


Слева от причала вапоретто сразу бросается в глаза мемориальная церковь Санта-Мария-делла-Витториа с зеленым куполом, практически всегда закрытая. Если идти в том же направлении на северо-восток поселок, можно дойти (или доехать на автобусе) до церкви Сан-Николо.

Обратите внимание на две винето-византийские капители из предшествующей ей церкви 11 столетия. В храме находятся части останков Николая Чудотворца. Когда мы спросили у местного священника, а как же "то же" самое в Бари", он дипломатично ответил, что святые кости поделены между двумя храмами…

Кстати, имейте в виду, что, в отличие от благообразного и разговорчивого священника, местный служка очень агрессивен и, взбеленясь от вида фотоаппарата, буквально норовит выбить его у вас из рук.

Споры по поводу нахождения реликвий привели к тому, что в ночь с 5 на 6 мая 1953 года гробница святителя Николая в Бари была открыта. В присутствии комиссии из Ватикана и архиепископа Бари была открыта рака, которую не открывали 866 лет, с того момента, как моряки привезли раку из Мир Ликийских.



Мощи в раке находились в жидкости примерно на уровне 2 см, напоминающей воду из горного источника. "Честные косточки" святителя находились в разрозненном положении".

Мощи были помещены в стеклянную урну и четыре года сохранялись на престоле.

В ночь с 7 по 8 мая 1957 года были сделаны анатомические и антропологические анализы, которые… показали, что мощи принадлежат святителю Николаю. Были сделаны изображения святителя Николая, согласно его честным останкам.

Святитель почил о Бозе в 75 лет 6 декабря 350 года. Мощи в Бари привезли в 1087 году, 737 лет они почивали в Мирах Ликийских и тогда уже были хрупкими, и когда моряки из Бари торопливо бежали с ними, никто не заботился об их сохранности. После сделанных анализов и сравнений был сделан рисунок мощей, по которому и определили, какая часть мощей святителя Николая находится в Бари, а какая - на Лидо.


Здесь же остатки фортов одноименной крепости, которые вместе с сооружениями на острове Чертоза форт Сант-Андреа (одно время и здесь сидел Казанова) защищали главный морской вход в лагуну. И именно здесь происходила знаменитая церемония обручения дожа с морем, которая продолжается и в наши дни (в исполнении мэра Венеции).

От Сан-Марко к Порто ди Лидо дож отправлялся на помпезном "Буцентавре", бросая с борта золотое кольцо. Празднество заканчивалось мессой в церкви Сан-Николо.

За церковью частный аэропорт с башней в стиле фашистского модернизма 1934 года выпуска.

В районе отеля Лондра и Моста вздохов (около Сан-Заккария) предлагают обзорную вертолетную экскурсию вокруг Венеции. В стоимость входит и водное такси (на водном такси до Лидо и далее до аэропорта Лидо и обратно до Сан-Марко). Малый круг над Венецией стоит 49 евро, большой - 99 евро.

В этой же части острова, южнее вдоль улицы Чипро, располагается Протестантское кладбище. На нем хоронили английских консулов, прибывающих в Венецию с дипломатической миссией. Здесь же находится окруженное кипарисами Еврейское кладбище, существующее с XIV века (кладбище полностью восстановлено и открыто для посещения).

Веселый служитель, когда мы зашли в "места мертвых", воскликнул с характерным жестом (скрестив руки на груди и зажмурив глаза) примерно следующее: "Чего вы тут потеряли среди жмуриков, идите в такую жару скорее на пляж, где песок, девочки и море"…


Кино и пляжи


Основная пляжная песочная полоса Лидо располагается между знаковыми отелями Les Bains (в конце улицы Gran Viale Santa Maria Elizabetta, справа) и отелем Excelsior (его темно-красная громада с "минаретом" виднеется издалека). Пляжные кабинки этих знаковых гостиничных монстров мало изменились со времени действия "Смерти в Венеции" (в Les Bains и снимался знаменитый фильм Висконти по роману Томаса Манна).

Рядом с "Эксельсиором" и находиться Палаццио дельЧинема, 1937, здесь и еще в нескольких дополнительных временных кинотеатрах в течение 12 дней, обычно начиная с последнего четверга августа, проходит знаменитый Венецианский кинофестиваль.

Пляжная полоса в 9 метров вдоль воды, где можно расположиться на полотенцах и подстилках, как и везде в Италии, по закону "бесплатная", но далее к ограде частные пляжи дорогих отелей. И на всем протяжении - кабинки, которые итальянцы бронируют еще в апреле, в них - пляжное оборудование, и когда они приезжают, то выставляют его перед кабинками, и у них вид на море. Для остальных - часть пляжа между оградой и кабинками, моря не видно, лежак можно взять только с утра, ближе к 11 остаются только "сидушки" и стоят 2 шезлонга + зонтик в сезон 20,25 евро. Море "обычное" – чуть мутноватое (песок).



Если хотите перекусить по пути - есть сетевой супермаркет Билла и неплохие пиццерии с недорогим (6 евро) вином из холодильника (хотите сэкономить, выбирайте места у китайцев – у них не берут плату за место за столик на улице).

От остановки вапоретто курсируют автобусы А, В, и С. Лучше всего добираться на В.

Постарайтесь вернуться в Венецию до 17 часов, а то попадете в ситуацию, напоминающую обычную для вагона московского метро в час пик.

Лидо кончается в Альберони, там гольф-клуб, маяк и более пустынный пляж с дюнами.


Игорь Силенко

Священник Алексий Ястребов, настоятель прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции

История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления.

После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

Они же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого. Реликвии и по сей день сохраняются в соборе.

Отметим, что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более, гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были «своими» византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе всеми правами и привилегиями религиозной общины.

Такая близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня очень близки восточной традиции.

История перенесения мощей

Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный – Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле . Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.

Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины» .

С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили ». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых – предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди – оба были епископами Мир.

Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.

Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благовоние.

Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.

На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

Об этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния». Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

Были при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.

Обрадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.

Крестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь Святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.

Затем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.

По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая [о времени экспедиции см. примечание 1].

Венецианский и барийские источники о перенесении мощей

Материал, касающийся перенесения мощей святого Николая в Венецию, был взят в основном из фундаментального исследования Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло», опубликовавшего в 1758 году этот сокращенный однотомный вариант своего труда по-итальянски. Латинские же «Известия» насчитывают 12 томов.

В своем повествовании он базируется на анонимной венецианской рукописи, написанной около 1101 года – это главный источник, дающий сведения о перенесении мощей Святителя в Венецию.

Кроме того, существуют еще две рукописи – Никифора и Иоанна архидиакона – описывающие взятие святых мощей Святителя Николая барийцами.

Эти рукописи являются важнейшими источниками для прояснения истории перенесения мощей Святителя Николая в Бари и, косвенно, в Венецию. Для нас версия анонимного автора «венецианской рукописи» будет основной, в то время как о барийских источниках только упоминаем в связи с перенесением мощей в Венецию.

Итак, хронист Никифор, рукопись которого существует в трех древних редакциях, повествуя о взятии мощей святого Николая, рассказывает о том, что местные жители оказали сопротивление латинянам. Барийцы должны были спешно вскрывать гробницу и доставать из наполненной миром раки святые мощи. Моряком по имени Маттео были взяты глава и другие части мощей святителя. Учитывая спешку, с которой были взяты мощи, а также невозможность достоверно разглядеть в наполненной миром раке все святые останки, вполне естественно предположить, что в раке осталась часть мощей. Кроме того, видимо, упомянутый Маттео не имел сосуда или мешка, чтобы положить святые мощи, поэтому он взял, сколько мог. Никифор пишет только, что тот погрузил руки в миро и стал доставать мощи, часть которых, впрочем, была видна на поверхности мира. Найдя главу, он сразу же вышел из гробницы.

Иоанн архидиакон написал свою хронику около 1088 года. Его рассказ изобилует различными деталями, которых нет у Никифора, но в принципе суть изложения у него та же. Он особенно настаивает на «неделимости» мощей святителя Николая, который якобы сам являлся морякам и запрещал разделять его кости. Этим барийцы хотели подчеркнуть, что они обладают всеми мощами Святителя.

Совершенно очевидно, что все вообще хроники, и барийские в частности, несвободны от господствовашего тогда духа политической конкуренции, поэтому хронисты остаивают право исключительного обладания святыней, и по ходу летописи прибегают к неприкрытой лжи. Иоанн, например, влагает в уста одного из барийцев такие слова: «Мы посланы римским понтификом!», что было, конечно же, неправдой.

Вообще, стремление к захвату как можно большего количества святынь было не столько или не только религиозным рвением, сколько политическим расчетом. В Средневековье было делом престижа иметь в родном городе мощи множества святых, которые таким образом становились покровителями града. Они оберегали граждан и были гордостью государства. Как было отмечено еще в начале статьи, это отчасти объясняет, почему Венеция стала обладательницей такого множества мощей восточных святых: близость Византии и возросшее политическое могущество венецианской республики – эти факторы определили «богатство» Венеции мощами.

Для нас же важно, что исторические источники Бари – хроники Никифора и Иоанна – в целом не противоречат тому, чтобы часть мощей осталась-таки в Мирах, нетронутая барийцами.

Какая же часть? С точностью сложно определить, взяли ли венецианцы часть мощей, оставленную барийцами и затем спрятанную жителями Мир в другое место, или же это была та часть мощей, которую пытался некогда вывезти император Василий и которую затем он замуровал в одной из внутренних комнат базилики . Главное в том, что будь это та или другая часть мощей, барийские источники не противоречат венецианскому и их повествование совершенно не исключает возможности существования части мощей Святителя Николая, которая не была увезена в Бари.

Почитание святителя Николая в Венеции

Как было сказано, Святитель Николай был одним из покровителей венецианской республики. В одной из бесед церковный историк Венеции монсиньор Антонио Ниеро высказал уверенность, что собор Святого Марка после окончательной реконструкции в 1097 году хотели посвятить не святому Марку, а Святителю Николаю, или, во всяком случае, сделать храм двухпрестольным с посвящением его обоим святым. Одним из видимых доказательств этому служит тот факт, что в центральной абсиде собора Сан Марко рядом с мозаикой, изображающей апостола Петра, находится и большая мозаичная икона святителя Николая. Однако мощи положили в церкви Святителя Николая на Лидо согласно обету, данному самими участниками похода. Остров Лидо является естественной преградой, защищающей венецианский залив от ветров, наводнений и нашествий врага. Церковь Сан Никколо находится на самом входе в бухту рядом с фортом, преграждавшим путь в лагуну, и святой Николай, находясь при вратах града, как бы оберегает его жителей.

Конечно, венецианцы, вечные путешественники, очень почитали Святителя Николая. Корабли, приходившие в венецианскую гавань, останавливались у первой церкви города – церкви Святителя Николая – и благодарили его за то, что он дал им возможность вернуться домой целыми и невредимыми.

Неподалеку от Венеции в направлении Падуи на берегу реки Брента расположен небольшой городишко под названием Мира. Интересна народная легенда, связанная с именем города: моряки, вернувшиеся с товаром из далеких стран, после молитвы у мощей Святителя, отправлялись вверх по течению Бренты, чтобы доставить товар в Падую. После дневного пути они ночевали в деревушке, где устроили часовню, посвященную Мирликийскому чудотворцу. Со временем эта деревушка стала называться Мира в честь Святителя Николая. Сейчас это городок в провинции Венеция, являющийся, кстати, побратимом подмосковного Ступино.

Бенедиктинский монастырь на Лидо после положения честных мощей святых Николая Чудотворца, святого Николая-дяди (которого называли так, ошибочно полагая, что он приходился дядей святителю Николаю) и священномученика Феодора стал одним из центров духовной жизни города. В течение последующих лет правителями и состоятельными гражданами жертвовались в дар монастырю церкви, землевладения и денежные вклады, что указывает на глубокое почитание Святителя Николая в Венеции .

Мощи трех святых были положены в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Анонимный автор рукописи, датируемой 1101 годом и повествующей о перенесении мощей в Венецию, рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей Святителя, свидетелем многим из которых был он сам лично, когда исполнял послушание певчего монастырского хора.

Этот аноним в конце своей хроники, отличающейся изысканным литературным слогом, поместил Похвалу Венеции, в которой пишет так о святых покровителях града: «Счастлива и блаженна ты, о Венеция, потому что есть у тебя Евангелист Марк как лев для твоей защиты в войнах и отец греков Никола как кормчий кораблей. В битвах поднимаешь знамя Льва, а в морских бурях ты защищена мудрым греческим Кормчим. С таким Львом ты пронзаешь неприступные порядки противника, с таким Кормчим ты защищена от морских волн...»

Освидетельствования мощей и их достоверность

Рака с мощами трех святых была открыта, и не единожды, а как минимум три раза до положения мощей в новое здание церкви в XVII веке.

Так, например, в 1449 году рака была открыта по причине исхождения чудесной чистейшей жидкости, оседавшей снаружи на каменной раке. Аббат Бортоломео III, ставший свидетелем чудесного явления, приказал собрать с помощью льняной ткани и поместить в стеклянный сосуд эту прозрачную вязкую жидкость, которая, будучи помещена в зимнее в время в холодное помещение, не замерзала. С разрешения Лоренцо Джустиниани, епископа Венеции, раку открыли и обнаружили сосуд с огустевшим до состояния мази миром, находившийся рядом с мощами Святителя Николая, и обнаружили также камень с надписью по-гречески. Эти предметы были обнаружены и в ходе освидетельствования 1992 года.

В честь этого события Джустиниани отслужил торжественную мессу в присутствии дожа Франческо Фоскари и множества народа, после чего рака была вновь закрыта.

В 1634 году была окончена постройка новой церкви, и мощи трех святых были перенесены в новую мраморную раку, в которой они сохраняются до настоящего времени. Тогда же было сделано еще одно освидетельствование мощей Святителя Николая, о которых сказано, что они более белые, чем мощи двух других святых, и наиболее размельченные, что объясняется тем, что они были сильно повреждены, когда их отделяли от вещества («битума», как пишет хронист), в которое они были запечатаны.

Что касается освидетельствований мощей святых, то в Католической Церкви после Второго Ватиканского Собора, когда возобладал дух критицизма, они проводились часто. Одно из таких освидетельствований было проведено в 1992 году с участием францисканца Л.Палюде, который впоследствии опубликовал иллюстрированный отчет об освидетельствовании, фотографии из которого здесь приводим. В освидетельствовании мощей принимал участие профессор универстета Бари монсиньор Луиджи Мартино, который возглавил подобное же освидетельствование мощей Святителя Николая в Бари, имевшее место в 1953 году.

При открытии мраморного саркофага, в котором над алтарем покоятся мощи трех святителей, были найдены три деревянных вместилища. В самом большом из них находились мощи святого Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие, убрав которое члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же были: 1.Черный камень округлой формы с надписью по-гречески: «мироточивые мощи святого смиренного Николая»; 2.Верхняя часть черепа, которая никак не могла быть главой Святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там ; 3. Сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, мнение которого было особенно ценно как антрополога, участвовавшего в освидетельствовании мощей в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари ». Белый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, находились долгое время под солнцем, или, что вероятнее, сохранялись в извести, как об этом пишет Ф.Корнер в латинской редакции своих «Известий ».

Более полно об этом говорит выписка из заключения комиссии: «Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства ».

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей Святителя Николая, сохраняющихся в Венеции.

Духовный смысл перенесения мощей Святителя Николая в Венецию тот же, что и в Бари: по Промыслу Божию эта реликвия была перенесена из православных земель в земли неправославные. Для чего? Может быть, чтобы светить своей благодатной святостью на этой древней христианской земле и призывать западных христиан к возвращению к Матери-Церкви, а может быть, чтобы православные паломники, во множестве приезжающие поклониться мощам Святителя, свидетельствовали бы своим почитанием и верой о Православии на Западе. Конечно, верно и то, и другое – через второе стремиться к осуществлению первого.

Святитель Николай, таким образом, кроме всех своих чудес и благодеяний всем людям (и не только православным, но даже и нехристианам) становится как бы маяком примирения между христианами разных исповеданий, в первую очередь, между православными и католиками, а потому как Бари, так и Венеция могли бы стать местами не только паломничества, но и межконфессионального диалога.

Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня

Верующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха – прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе, а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука св.великомученика и целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость – многие «свидетели» веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве «игумен всея Руси» - преподобный Сергий Радонежский.

Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России.

8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра – памятнику эпохи Возрождения, очень «западному» по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень «восточном» по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики.

Мощи Святителя Николая – это, конечно, важнейшая святыня Венеции. Прежде на мощах Святителя Николая совершались лишь молебны и акафисты. В этом году приходом получено разрешение на совершение литургии на мощах святого Мирликийского Чудотворца. Это будет первая литургия на мощах прославленного святого угодника, хранящихся в Венеции. Надеемся, что эта литургия станет началом общецерковного почитания «венецианских» мощей святителя.

В 2004 году по милости Божией нам удалось получить частицу мощей Святителя Николая. Она была преподнесена в дар Святейшему Патриарху в день перенесения Тихвинской иконы Божией Матери.

Перспективы православного свидетельства в Венеции

Таким образом, Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Вместе с тем, православная община Венеции не имеет не только какой-либо инфраструктуры для работы с паломниками, но у нее нет даже собственного храма для совершения богослужений. На сегодняшний день, благодаря гостеприимству католической стороны, приходу временно предоставлена церковь для богослужений.

Конечно, учитывая значение Венеции для Православия, русская община была бы достойна иметь собственную церковь, как ее имеют представители Константинопольского Патриархата. Несомненно, город должен стать одним из основных мест посещения паломников не только в Италии, но и в Европе в целом.

Приход святых Жен-Мироносиц остро нуждается в спонсорской помощи. Сейчас на повестке дня открытие сайта прихода, обеспечение нормальной работы приходской пресс-службы. На все это нужны средства. А перспектива – конечно, русский храм в Венеции.

Идея эта появилась уже два года назад, когда мы осознали, сколько святынь хранится в церквах Венеции. За это время мы получили благословение Cвященноначалия Русской Православной Церкви на начало трудов в направлении строительства храма, провели первоначальную работу в городских учреждениях, отвечающих за строительство и архитектурную планировку. Везде встретили положительное отношение и заинтересованность. Дело остается за благотворителями. Посещая Москву, всегда выступаю с идеей строительства храма в церковных СМИ, но пока Господь не послал помощников в становлении русской духовной миссии в Венеции.

Мы на приходе усердно молимся, чтобы нам прославить угодников Божиих, мощи которых почивают в Венеции, и устроить здесь храм и Дом паломника. Просим молитвенной помощи всех, сочувствующих делу церковного строительства в Венеции.

Надеюсь, что публикация на сайте Православной Энциклопедии «Седмица.Ru» станет радостной вестью для наших верующих, откроет им великую святыню Православия, хранящуюся в Венеции, и тем самым послужит делу церковного строительства в Венеции.

Расширение православного свидетельства на италийской земле позволит, с одной стороны, обеспечить духовное окормление наших пасомых, оказавшихся на чужбине, и помочь, с другой стороны, ознакомлению соотечественников со святынями Италии, чему, послужит, в первую очередь, приход во имя свв.Жен-Мироносиц. Кроме того, это в значительной мере будет способствовать улучшению отношения и углублению интереса к Православию среди верующих католиков.

Примечания:

Очевидно, что венецианцы не отправились в поход сразу же по объявлении войны сарацинам и отправления основной части крестоносцев в Палестину. Возможно, годом отплытия флота из лагуны может считаться 1099, а годом возвращения 1101, когда и была написана анонимная хроника.
Вообще, главной целью венецианцев, судя по всему, были только мощи святителя Николая, поскольку в Палестину они не торопились и прибыли только к концу кампании.
F.Corner “Notizie storiche delle chiese e monasteri di Venezia e di Torcello”, Padova 1763, стр.52.
Предположение, что святой Николай-дядя приходится дядей святителю Николаю Чудотворцу, неосновательно, как было показано на основании различных исследований. Речь идет о смешении двух лиц: святителя Николая Чудотворца в Средневековье спутали со святым Николаем Пинарским, жившим в половине VI века, то есть два века после святителя Николая. Cвятому Николаю Пинарскому и приходится дядей святой Николай именуемый «Дядей» в Венеции. Смотри, в частности: L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. ed. L.I.E.F., Vicenza 1994. стр.4-5 или G.Cioffari, “S.Nicola nella critica storica”, ed.C.S.N., Bari 1988. В последней работе домениканец Джерардо Чоффари подвергает, в частности, сомнению подлинность «венецианских» мощей святителя Николая, на том основании, что, по его мнению, венецианцы искали и нашли «мощи» святителя Николая Чудотворца не там, где их следовало искать. Они прибыли в монастырь Сион неподалеку от Мир и нашли именно место упокоения святого Николая Сионского или иначе Пинарского, чем и объясняется нахождение там мощей его дяди. (сноска 33 на стр. 213 цит.соч.). Однако анонимный венецианский источник, повествующий о перенесении мощей святителя из Мир Ликийских в Венецию четко говорит: 1) о городе Мира, а не монастыре Сион, располагавашемся в трех километрах от города и 2) о том, что, по словам стражей, барийцы уже забрали оттуда большую часть мощей – таким образом, если согласиться с Чоффари, то придется допустить, что и мощи в Бари не принадлежат святителю Николаю, так как были взяты из того же места.
По мнению профессора Мартино это есть та часть мощей, которую не взяли с собой барийцы. Матрос Маттео вошедший во святой гроб, чтобы похитить святыню, буквально растоптал хрупкие кости святителя, находившиеся на дне раки, когда забирал более крупные из мощей. Именно поэтому мощи сильно раздроблены.
В монастыре, кроме мощей трех названных святых, почивали и другие реликвии: части мощей Марии Египтяныни, свв.мучеников Плакиды, Прокопия и избиенных от Ирода в Вифлееме младенцев.
Было установлено, что глава принадлежала святому Николаю-дяде.
L.G.Paludet, Ricognizione delle reliquie di S.Nicol?. стр.37 Vicenza 1994.
F.Corner, “Ecclesiae Venete”, XI, cтр.71, 1.
L.G.Paludet, Там же, стр.59.

Более подробную информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам (+ 39)- 041-972-583 и (+39)-338-475-3739 или написав по электронной почте[email protected]


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия