28.08.2020

Мировые религии возникновение христианства. Религиоведение и теория свободомыслия. Основы христианского вероучения и мировоззрения


Доклад

РЕЛИГИИ МИРА

ХРИСТИАНСТВО

16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д»

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской империи, в Палестине как религия угнетенных. В 4 веке стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX веке, с развитием капитализма, превратилась в опору буржуазии.

Изменившееся соотношение сил в мире после Второй Мировой Войны, научный прогресс привели христианские церкви к изменению курса, они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

(Советский энциклопедический словарь)

Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с 7-ого по 3-ий век до Р.Х.

К началу II в. По Р.Х. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «Откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке – иврите . Книги Нового Завета были созданы на диалекте греческого языка – койне.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборник разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своем опыте встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»

Ещё одна особенность христианства как религии заключается в том. Что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных одним местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть храм, который в этом случае воспринимается как «дом Божий» - место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может приниматься как форма христианской веры. За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической церкви (Римская традиция) и Протестантской церкви (традиция Реформации 16 века)

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накопившиеся начиная с 4-ого века, привели в 11-ом веке к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на 2 самостоятельных государства образовались и 2 центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались 2 христианские конфессии (лат. «исповедание», т.е. направления христианства, имеющие различии в вероисповедании) – православие и католичество. В 16 веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Сегодня христианство представляют 3 конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных церквей (административно самостоятельных), 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 1200 млн. человек.

Римско-католическая Церковь насчитывает около 700 млн. верующих.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 250 млн. человек.

(«Религии мира», «Аванта +» )

Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.

Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам. В год распятия Христа первые христиане появились в Палестине, Египте, Ливии, Сирии (включая Ливан), Италии и некоторых других странах. Несколько позже, но тоже в I в. новая религия последовательно распространилась по современной территории Турции, Армении, Судана, Эфиопии, Греции, Кипра, Ирана, Ирака, Индии, Мальты, Хорватии, Югославии, Британии, Испании, Македонии, Албании, Туниса, Франции, Германии, Алжира, Румынии, Шри-Ланки, а также на Аравийском полуострове. В первом же веке апостол Андрей Первозванный проповедовал на современной территории России и Украины. Во II в. сторонники христианства появились на современной территории Марокко, Болгарии, Португалии, Австрии, Швейцарии и Бельгии, в III в. - на современной территории Венгрии и Грузии, в IV в. - в Ирландии, в VII в. - на современной территории Нидерландов, в VIII в. - в Исландии, в IX в. - в Дании, Чехии, Швеции и Норвегии, в X в. - в Польше, в XI в. - в Финляндии. С конца XV в. европейские миссионеры начали обращать в христианство население Америки, в XVI в. было христианизировано большинство жителей Филиппин. С XV в. христианские миссионеры пытались обратить в свою веру народы Африки, жившие к югу от Сахары, однако им удалось добиться значительных успехов в этом деле лишь в ХХ в. В XVII в. была начата прозелитическая работа и на некоторых островах Океании, но основная часть населения этого региона была обращена в христианство лишь в XIX - XX вв.

Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая из этих частей принимается представителями различных направлений христиан в различном объеме.

Ветхий Завет, записанный еврейскими хранителями предания -масоретами - и тождественный Танаху иудаистов, состоит из 39 книг (их названия даются в христианском варианте): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств (у католиков соответственно -Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Оссии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).

В III -II вв. до Р. Хр. Ветхий Завет (Танах) был переведен на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его выполняли 70 толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном в конце IV - начале V в. переводе Библии на латинский язык имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разбита на две части - Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили как неканонические книги (полезные, назидательные, но не богодухновенные), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили.

Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается пода-вляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособившихся групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета - в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами - после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео-Константинопольском символе веры, принимаемым большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние.

В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов - Апостольский - был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ пользуется большим авторитетом во многих христианских конфессиях, прежде всего в протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры - Афанасьевский (названный так по имени александрийкого епископа св. Афанасия Великого, жившего в конце III - IV в., которому приписывается его авторство 1) - от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, назвав их простыми обрядами.

Культовая практика у христиан разных направлений тоже очень сильно различается. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика, наоборот, отличается простотой (англикане в этом отношении занимают промежуточное положение).

Разные христианские конфессии сильно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонит-ство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.

Кроме того, в христианстве есть конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из пяти основных его направлений.

Христианство исповедовало в 1995 г., по данным известного английского религиеведа Дэвида Б. Барретта, 1928 млн. человек, т.е. 34 % населения мира. Таким образом, каждый третий человек - христианин. По численности приверженцев христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию мировую религию - ислам.

Христианство является основной конфессией во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии - в Грузии, Армении, на Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах - Ливане и Южной Корее -христиане образуют более трети населения).

Несмотря на то, что раньше христианство считалось преимущественно европейской религией, сейчас наибольшее число христиан сконцентрировано не в Европе, а в Америке - 697 млн. человек в 1995 г. (что составляло 36 % всего христианского населения земного шара). В Европе в 1995 г. жило 552 млн. христиан (29 % всех приверженцев этой религии), в Африке - 348 млн. (18 %), в Азии - 307 млн. (16 %), в Австралии и Океании - 24 млн. (1 %).

Христианство
Относят к числу
мировых религий,
учитывая влияние на ход
мировой истории, и
масштабы
распространения. Число
приверженцев
христианства
приближается к
2 млрд. человек.

В I Н. Э. В ВОСТОЧНОЙ
части Римской империи зародилась данная
религия. Она возникла в условиях
разложения рабовладельческого строя и
первоначально была выражением
бессильного протеста рабов и беднейших
слоев населения против гнета
рабовладельцев. Не видя выхода из
создавшегося положения, беднота обращала
взоры к небу.

Римская империя, включала в себя в тот период весь
средиземноморский мир, была основана на рабстве,к
тому же цивилизация уже клонилась к упадку.
К 60-м гг. I в. н.э. существовало уже несколько
христианских общин помимо самой первой,
иерусалимской, состоявшей из учеников, собравшихся
вокруг Иисуса.

В основу христианской религии легла вера
в искупительную миссию Иисуса Христа,
который своей мученической смертью
искупил грехи человечества. Эти
догматические положения являются
основными для всех христианских
течений. В них заключено существо
христианской веры, дающей
приверженцам христианства надежду на
избавление от тягот земного
существования в вечной жизни, которая
должна наступить после смерти.

В начале второго тысячелетия пути
развития христианства на Востоке
и Западе разошлись, образовались
практически не общающиеся между
собой церкви:
Восточная
(православная)
церковь
Западная
(католическая)
церковь

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

Православие
Католицизм
Протестантизм

Православие
Первая сохранила неизменным вероучение,
сформировавшееся в первом тысячелетии, и до
нашего времени именуется
Православной.
Православные
церкви

Христианская религия
провозглашает принцип
единобожия. Вместе с тем
основные направления
христианства придерживаются
положения о божественной троице.
Согласно этому положению, Бог
хотя и один, однако выступает в
трёх ипостасях (лицах):
Бога - отца,
Бога - сына и
Бога - духа святого.

До последнего времени в мире существовало 15 автокефальных
(самостоятельных, не подчиненных единому центру) православных церквей:
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Русская
Грузинская
Сербская
Румынская
Болгарская
Кипрская
Элладская (Греческая)
Албанская
Польская
Чешских земель и Словакии
Православная Церковь в Америке

Католичество
Вторая, за которой закрепилось название
Католической (вселенской),
в достаточной степени отклонилась от православного вероучения.
Католические
церкви

Католицизм- крупнейшая по числу приверженцев ветвь христианства. Главой Католической Церкви является Папа римский

Католицизм исповедуют почти во всех странах мира

Он является основной
религией во многих
европейских странах:
Италия, Испания,
Португалия, Австрия,
Бельгия, Литва, Польша,
Чехия, Венгрия, Словакия,
Словения, Хорватия,
Ирландия и Мальта).
Всего в 21 государстве
Европы католики
составляют большинство
населения.

Протестантизм

Возникшее в шестнадцатом веке,
антикатолическое движение,
Реформация- привела к появлению третьего направления в
христианстве - протестантизма.
Протестантские
церкви

Протестантизм - одно из трёх главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церкв

Протестантизм - одно
из трёх главных направлений
христианства,
представляющее собой
совокупность
многочисленных и
самостоятельных Церквей.

Протестантизм в
противоположность католицизму
и православию представляет
собой совокупность многих
течений и церквей, наиболее
влиятельные из которых лютеранство (в основном
страны Северной Европы),
кальвинизм(в отдельных
странах Западной Европы и
Северной Америке) и
англиканство, половину
приверженцев которого
составляют англичане.

Коренным различием
трех христианских исповеданий
является их выбор
авторитета в вопросах веры.

Христианство объединяет всех людей,
верящих в то,
что Иисус Христос - Бог, пришедший во
плоти для спасения мира.
От чего должен быть
спасен мир?
От греха, проклятия и смерти, или,
иными словами,
от всех форм зла.

Христианство развивается идеей
единого Бога. Все существа и
предметы являются его
творениями. Два центральных
догмата христианства говорят о
триединстве Бога и
Боговоплощении. Человек сотворен
как носитель «образа и подобия»

Христианство возникло в Палестине в I веке н. э., находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Население Палестины было пестрым по этническому составу. Переселенцы приносили с собой элементы своей культуры, своих религий, поэтому помимо греко-римского влияния, в христианстве отмечается и влияние иных культур.

I в. н. э. был временем укрепления и развития новой политической формы - империи, опирающейся на войска, знать и бюрократический аппарат управления, зависимый только от императора. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических реалий переживался людьми болезненно. Процесс замены национальных государств мировой империей, одинаково чуждой всему населению, вызвал чувство беззащитности перед государственной машиной. Эти процессы обусловливали потребность найти выход из создавшейся ситуации, обрести спасение от мира зла. Возникали различные объединения, товарищества ("коллегии"), землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ богов по обычаям родной страны или данной местности. Таким образом, для будущих христианских общин имелись готовые, легальные формы существования.

Римская религия не могла дать утешение и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею национальной справедливости, равенства спасения. Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета отчаявшихся людей. Оно призывало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно дало рабу утешение, надежду на получение свободы простым и понятным способом - через признание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы искупить все человеческие грехи и пороки.

Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.

Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям, распадалось на множество течений. В IV веке между восточным и западным христианством наметился раскол. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Этот раскол официально оформился в 1054 году, когда появились римско-католическая и православная церкви.

Православие

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. - Грузия и т.д. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Изучая возникновение православия , необходимо обратить внимание на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функционировали. Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая политику. На различиях восточного и западного христианства сказались и особенности развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на философских проблемах, а западное – на юридически-правовых. В начале V в. Римская империя распадается на Восточную и Западную. В IX в. между Римом и Византией возникли территориальные споры, затем соперничество, а в XI в. константинопольский патриарх Михаил Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Спор шел по вопросам культа, безбрачия духовенства, поста в субботу и т.д. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов, но к примирению стороны не пришли, и 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западного (католического) и восточного (православного) христианства .

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры , утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 параграфах этого символа веры сформулированы представления о Боге как Творце, о Его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскрешении из мертвых, крещении и т.д. Все православные церкви считают первейшей обязанностью "неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя". Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Принятие христианства Киевской Русью

Принято считать, что православие становится государственной религией Киевской Руси в 988 г. В летописях приводится рассказ, как князь Владимир Святославович (ум. 1015 г.), принявший крещение ранее, в этом году совершил массовое крещение жителей Киева в Днепре. Реально появление христианства в Киевской Руси состоялось ранее. Христианами становились купцы и воины, посещавшие христианские страны. Выделим основные причины принятия православия Киевской Русью.

  1. В условиях централизации великокняжеской власти Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических особенностей богом.
  2. Международные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочнения подобных контактов нужна была общая идейная платформа. Киевская Русь имела более тесные торговые контакты с Византией.
  3. Великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В "Повести временных лет" есть рассказ о "выборе веры". Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам, хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ - православие. Предпочтение было отдано православию, т.е. византийской разновидности христианства.

Сопротивление христианизации оказывали "язычники", предводительствуемые волхвами, так что неверно представлять принятие христианства как единовременную акцию.

Католицизм и протестантизм

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского , - Ватикан (город-государство в центре Рима).

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание . Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским вопросам. Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 569 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына .

Католицизм признает семь таинств: причащение, крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, тогда как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмации) совершается при достижении ребенком семи-восьми лет (у православных - вскоре после рождения).

Помимо общего для христианских течений признания рая и ада, сформулировано учение о чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы - Девы Марии . В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в 1959 г. - о ее телесном вознесении, а в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес". В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и т.д. Центром ритуалов является храм, украшенный живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной им Христом апостолу Павлу, по церковной традиции бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием кардиналов. Согласно догмату 1870 г. папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.

Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде оно стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает описание кризисного состояния современной цивилизации. Источник кризиса усматривается, прежде всего, в ложном понимании сущности человека, в отрыве его от Бога.

Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран. Католицизм располагает разветвленной системой институтов: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей - возник в XVI веке. Это был период Реформации (от лат. reformatio - преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение того, что реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

В Англии XIV-XV вв. "бедные священники" проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

В Чехии Ян Гус (1369-1415) проповедовал отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций.

В Германии профессор Виттенбергского университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546) в 1517 г. прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов. В них был выдвинут принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианства, содержалась критика учений о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. Впоследствии Лютер отверг папскую власть, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям. Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, составивших под предводительством Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились также и крестьянско-плебейские слои, возглавленные Томасом Мюнцером (1490-1525).

Центром Реформации в Швейцарии стали Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564) было осуществлено преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточием в руках церкви земельных владений и богатств, выплатой денег римским папам и вмешательством их в политику.

В 1529 г. группа немецких князей заявила "протест " против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. Между императором и князьями, принявшими лютеранскую реформацию, началась война. Она закончилась Аугсбургским религиозным миром в 1555 г. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных согласно принципу «чья страна, того и вера». С этими событиями связано происхождение термина "протестантизм ", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией .

Особенности вероучения, организации и культа . Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия - единственный источник вероучения, а предание отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Важнейший догмат большинства конфессий протестантизма - учение об оправдании только верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды и т.д.) считаются несущественными. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

Протестантизм выступает за упрощение культа, отвергает молитву по усопшим, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Основу богослужения составляют чтение Библии, проповедь. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.

Формы протестантизма разнообразны. В связи с распространением некоторых из них в современной России студентам предлагается основное внимание уделить таким объединениям как баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

Баптизм

Баптистские (от греч. baptizo - погружать в воду, крестить) общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Джон Смит (1554-1612). В общинах было введено крещение взрослых погружением в воду. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Полноправными членами общины считаются только те, кто принял водное крещение.

На территории России баптизм появляется со второй половины XIX в., первоначально на Украине, в Закавказье, Прибалтике. В 70-х годах XIX в. в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. Оба союза активизировали свою деятельность после Февральской революции 1917 г. Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы, выпускались газеты и журналы. Затем, в связи с переменой политики по отношению к религиозным организациям, большинство общин было закрыто в административном порядке (к 1932 г.). Во второй половине 70-х, когда некоторые общины стали регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х начались выход из Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и формирование ими своих объединений.

Пятидесятники . Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось на другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" рассказ о сошествии апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятники утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках и т.п. Последователи этого движения близки по вероучению и обрядности к баптистам, но подчеркивают мистическое обращение с Богом и "крещение Святым Духом". Пятидесятники - одна из постоянно растущих конфессий, число ее последователей увеличивается и в России.

Адвентисты (от лат. adventus - пришествие) отделились от баптизма в 30-х годах XIX в. в США. Их проповедник Уильям Миллер (1782 - 1849) объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. Преемники Миллера старались более не указывать точных сроков второго пришествия, ограничиваясь утверждением, что оно близко. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД). Их лидером стала Эллен Уайт (1827-1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы вместо воскресенья и "санитарную форму". Адвентисты считают, что каждый человек "записан" у Бога, который может его воскресить после смерти. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь, а грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению. Санитарная форма, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскрешению. Она означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов. Общины АСД организованы в международном масштабе, существуют они и в России (в поселке Заокском Тульской области даже создан учебно-административный центр с семинарией).

"Общество свидетелей Иеговы " было официально создано в 1931 г. Вероучение иеговистов значительно отличается от других конфессий христианства. Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворенным Богом. После воскрешения Христос, объединяя избранных "свидетелей Иеговы", готовит на земле войну с Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - "армагеддон ", в результате которой дьявол погибнет, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократическом (от греч. "theos" - Бог и "kratos" - сила, власть) государстве во главе с Христом.

Иеговисты считают отдание государственной присяги идолопоклонством. Они отказываются от переливания крови, ссылаясь на библейское предписание, запрещающее пить кровь. Эти и подобные радикальные взгляды ставят их в конфликтное положение по отношению к обществу и государству. Штаб-квартира этой организации находится в Бруклине, США. Группы "свидетелей Иеговы" есть и в нашей стране.

Необходимо отметить, что помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий, другие сложились в XIX-XX вв. (мормоны, Новоапостольская церковь и т.п.).

Ислам как мировая религия

Ислам (магометанство,
мохаммеданство, мусульманство)

Ислам (от араб. - предание себя Богу, покорность) - мировая монотеистическая религия, возникшая в первой трети VII в. среди кочевых племен в Западной Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.). Ислам иногда называют "магометанством", "мохаммеданством" или "мусульманством". "Ислам" в общем смысле слова представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры и быта. Он содержит в себе строгое требование единства веры и жизни.

Высшая ценность и цель человеческой жизни в мусульманстве - принадлежность к "миру ислама", к мусульманской (исламской) общине и достижение спасения и райского блаженства. Человека ведет ко спасению божественное "установление" (дин ). Дин включает в себя три основных элемента: "пять столпов ислама", "веру" (иман) и "благие дела" (ихсан).

"Пять столпов ислама" - это:

  1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, по известной формуле, своего рода Символу веры: "нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха".
  2. Ежедневная пятикратная молитва - намаз (салат).
  3. Пост (саум) раз в году в месяц рамадан (по мусульманскому лунному календарю).
  4. Обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (добровольная очистительная милостыня).
  5. Паломничество в Мекку (хадж) хотя бы раз в жизни.

Студентам предлагается выяснить, что же такое "вера" для мусульман. Основных догматов ислама, или, как их называют, "корней, основ веры" пять:

  1. Единобожие (таухид). Это означает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия - "нет Бога, кроме Аллаха".
  2. Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые дела, так и за предосудительные.
  3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.
  4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
  5. Догмат, связанный с учением об имамате - халифате.

При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и была предметом бурной полемики.

Основной источник мусульманского вероучения - Коран (от араб. - декламация, чтение вслух). Согласно исламской традиции Коран представляет собой "Слово Божие", которое Бог как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду через архангела Гавриила (Джибрила). В свою очередь Пророк посредством проповеди знакомил с ней широкий круг людей.

Другой источник вероучения - Сунна (араб. - обычай, пример) - пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизни и деятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

В исламе есть несколько направлений, главные из них - сунниты и шииты (сейчас около 90% мусульман мира - сунниты и около 10% - шииты). Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).

Мусульманское право

Шариат (араб. "шариа" - прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. Главными источниками шариата являются Коран и Сунна.

Складывание основных понятий мусульманского права относится к VIII - первой половине IX в. В X в. мусульманское правоведение сложилось окончательно. Его предмет включал в себя изучение двух категорий норм: 1) нормы, определяющие отношения верующих с Аллахом (правила культа и т.д.), и 2) нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, между государством и подданными, отношения с другими конфессиями и государствами.

Исламское международное право . В связи с этим необходимо рассмотреть исламскую концепцию войны и мира, которая нашла выражение в учении о джихаде (араб. - старание, напряжение усилий). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Джихад в исламской интерпретации представляет собой борьбу за веру, включающую действия, как военного, так и иного характера. При этом мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры, а борцам за веру - муджахидам - уготовлено вечное блаженство в загробном мире.

Первоначально под джихадом подразумевалась борьба за защиту и за распространение ислама среди аравийцев-язычников. Коранические предписания относительно джихада носят противоречивый характер. Это связано со спецификой деятельности Мухаммеда в разные периоды. Коран предписывает: 1) не входить с многобожниками в конфронтацию и приобщать их к вере мирными средствами; 2) вести с противниками ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, исключая "священные месяцы"; 4) нападать на них повсюду и в любое время. Эти установки создают почву для многообразных толкований отношения ислама к войне и миру.

Мусульманские теоретики на протяжении веков разрабатывали нормы взаимодействия между мусульманами и немусульманами в период войны и в мирное время. Был составлен свод правил, освобождающих от ведения джихада. От участия в войне освобождались люди, не имеющие необходимого вооружения, религиозные авторитеты, те, кто не заручился согласием родителей, должники, не получившие согласие кредиторов. Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Свод правил, касающихся джихада и регулирующих взаимоотношения мусульман с внешним миром, составил базу "исламского международного права".

На сегодняшний день многие мусульманские идеологи все больше отдают предпочтение значениям джихада, не связанным с войной. Джихадом называют усилия по осуществлению программ социально-экономического развития и укрепления национального суверенитета.

Буддизм как мировая религия

Буддизм - самая древняя мировая религия. Буддизм имеет своего исторического основателя - Сиддхартху Гаутаму (560-477 г. до н.э.) из племени Шакиев в Северной Индии, больше известного под именем Будда ("буддха" - просветленный). Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакиев") удалось убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание; от страдания можно спастись; путь спасения есть; этот путь нашел и описал Будда.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, среди которых центральное место занимает канон "Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины"). По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц - дхарм . Сочетания дхарм определяют жизнь того или иного человека, растения, камня и т.д. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно - они образуют новую комбинацию. Этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара , или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Достижение подобного состояния возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что:

  1. жизнь есть страдание;
  2. причина всех страданий - желания (неуемность человеческих желаний);
  3. страдание можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" их;
  4. для "погашения" желаний необходимо вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии с принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. "Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволяют человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны. Таким образом, человек сам создает свою судьбу, форму каждого нового перерождения.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе ), а также бодхисаттвы - существа, которым удалось сделать последний шаг до достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

Из вероучения буддизма вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни. Буддийское учение о жизни - страдании и о личной вине каждого в испытываемых им страданиях должно было примирить людей с доставшейся им в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим фактором, определяющим социальную роль буддизма. Рабу (сегодня - рабочему) буддизм обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного успокоения - нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений. По мнению буддистов, имущественное и социальное неравенство также непостоянно и шатко, как и все остальное в этом "мире иллюзий".

Методические указания по теме

Студентам предлагается самостоятельно раскрыть вопросы.

  1. Библия как памятник мировой культуры.
  2. Социальное значение христианства.
  3. Русская православная церковь в современных условиях.
  4. Что такое "вера" для мусульман?
  5. Мусульманское право.
  6. Буддизм как мировая религия.

Литература по теме

  1. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998). Гл. VIII-X.
  2. Крывелев И.А.. История религий. Т.2. М., 1975.
  3. Крывелев И.А. Библия: Историко-критический анализ. М., 1985.
  4. Введение Христианства на Руси. М., 1987.
  5. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  6. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
  7. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.
  8. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.
  9. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
  10. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей. М., 1995.
  11. Материалы "круглого стола" Ислам и общество // Вопросы философии. - 1993. - №12.
  12. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

ТЕМА : «ХРИСТИАНСТВО»

Урок №3 «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

Тип урока : урок-лекция.
Цель урока : дать общую картину истории христианства.
Задачи: 1. Обучить: формировать целостность знаний учащихся о личности Иисуса Христа, о великих христианских праздниках, основах христианского вероучения и культа, этапах превращения христианства в мировую религию.
2. Развить: развивать способности учащихся к усвоению знаний о христианстве, познавательной активности, самостоятельности и инициативы, критического мышления, умения выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать и отличать ценности христианства от других религий.
3. Воспитать: воспитание у учащихся интеллектуальной культуры (трудолюбия, внимания, культуры общения и речи, умения работать с информацией в области религии); воспитание эмоционально-ценностного отношения учащихся к культурно- нравственным ценностям христианства.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, приложение, рабочие тетради учащихся.

ХОД УРОКА

1 слайд – тема урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»
Учитель сообщает учащимся, что продолжает знакомить учащихся с новым предметом и знакомит с планом урока. Перед учениками ставится цель: дать общую картину истории христианства, превращения религии в мировую.

2 слайд

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания:
2. Лекция учителя «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа».
3.
Домашнее задание:
1. На тему «Христианство» составить СИНКВЕЙН.
2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Христианство».
ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня очередной раз мы с вами встречаемся на уроке «Религии России». Какую большую тему мы с вами изучаем?
Ответ: Мы изучаем религию христианство – одна из древнейших живых монотеистических мировых религий.
Учитель: Что мы с вами изучили на прошлых уроках?
Ответ: Мы изучили более подробно историю возникновения христианства, что священная книга библия состоит из Ветхого завета и Нового завета, Ветхий завет состоит из четырех Евангелие, которые написали ученики Иисуса – апостолы, деяния апостолов, пророчество о будущем.
Учитель: Сколько новых слов появилось в нашем словаре. Что помогло нам их запомнить?
Ответ: Разбирая темы, мы смогли понять смысл многих слов и понятий.

Учитель: Еще вчера нам был непонятен смысл многих слов, а сегодня мы свободно понимаем значение Новый завет, Старый завет, Евангелие, апостолы. А теперь вопрос: Зачем мы изучаем курс «Религии России»?
Ответ: Среди нас живут люди разных национальностей и вероисповедания и мы должны друг друга лучше знать, и поэтому должны знакомиться с культурой, традициями людей, населяющими нашу многонациональную, многоконфессиональную страну. Тем более, мы православные. А православие – это одна из ветвей христианства.
Учитель: Тема нашего урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

3 слайд: Учитель: На столе у вас лежит расчерченная таблица
(Приложение №1) :


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

И мы сейчас её будем заполнять. Эта форма работы нам очень знакома. Что мы внесем в первую колонку?
Ответ: В первую колонку внесем все, что мы уже знаем по теме «Христианство» - ключевые слова.
Учитель: Что вписываем во вторую колонку? Что мы хотим узнать?
Ответ: Конечно это тема урока.
Учитель: Сегодня на протяжении урока роль учителя будут выполнять некоторые ваши одноклассники
(домашнее задание на опережение).

4 слайд: Этапы становления христианства. Ученик: Христианство как мировая религия формировалось тысячу лет. Исследователи выделяют в нем три основных этапа. Первый этап (первые три десятилетия I в. н.э.)- появление первых христиан. Второй этап (30-е гг. – 325 г. н.э.)- распространение христианства по всей территории Римской империи и официальное признание его государственной религией. Третий этап (325 – 1054 гг.)- организационное оформление христианства как мировой религии, унификация христианского учения и культа и раскол христианской церкви на западную (католицизм) и восточную (православие). Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

5 слайд: I этап. Ученик: Основными событиями I этапа следует считать формирование начал христианского вероучения, создание первой христианской общины в Палестине, начало активной проповеди Иисуса Христа нового религиозного учения. Этот этап заканчивается мученической смертью основателя христианства.

6 слайд: II этап. Ученик: Второй этап характеризуется преследованием христиан со стороны официальной римской власти, ростом авторитета христианской религии среди народа и в дальнейшем – превращением ее в государственную религию Римской империи.
В это время христианство постепенно распространяется по всей территории империи, включая Европу, Северную Африку и Азию. В первые три века новой эры римские власти препятствовали распространению христианства, так как видели в этой религии угрозу для существующего государственного строя. Римские императоры были язычниками и придерживались образа жизни, прямо противоположного заповедям Христа. Христиан жестоко преследовали: распинали на крестах, отдавали на растерзание диким животным на аренах римских цирков, сжигали живьем. Были казнены апостолы Петр и Павел. Во время этих гонений погибли тысячи христиан. Но репрессии не смогли подавить распространение новой религии. Она находила все больше сторонников, которые тайно собирались в лесах, катакомбах, слушали проповеди, оказывали друг другу помощь во всем. Со временем отношение римских властей к христианству меняется. Гонения на христиан прекратились, а в IV веке христианство превращается в официальную религию Рима. В 324 году христианство было окончательно признано государственной религией Римской империи.

7 слайд: Словарная работа. Учитель: На этом этапе христианские общины объединяются в централи-зованные церковные организации и постепенно формируются культовые обряды и правила: коллективные трапезы, которые в последующем превратились в обряд причащения хлебом и вином; читались молитвенные тексты, ставшие прообразом литургии; практиковалось крещение; стали соблюдаться посты; формируется обособленная группа священнослужителей.
Пресвитеры – «старейшины» общин.
Диаконы (греч. «прислужники»)- люди, помогающие пресвитерам выполнять богослужебные ритуалы.
Епископ (букв. : «надзиратель») – высшее должностное лицо (представлял общину во внешних связях с другими общинами; руководил богослужебной деятельностью и посвящал в сан пресвитеров и диаконов; отпускал грехи и прощал оступившихся членов общины; распоряжался имуществом общины и руководил ее хозяйственной деятельностью. Епископ постепенно превратился в полновластного главу церковной организации в пределах определенной территории).
Митрополит (греч. «человек из главного города») – епископы главных городов провинций, за которыми закрепилось право назначать других епископов.
Миряне – простые верующие.
Клир (греч. «жребий», что может означать особое апостольское призвание, которое дано не каждому) - священнослужители (митрополиты, епископы, пресвитеры, диаконы).
Иерархия (букв. с греч. – «священная власть»). с назначением митрополитов были созданы пять митрополий – Иерусалимская, Антиохская, Александрийская, Рпимская и Константинопольская. В восточном христианстве (православии) такая структура сохранилась до наших дней. В IVвеке появилось монашество. Некоторые христиане еще ранее стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования стала характерной для христианского учения. Постепенно зародилась идея коллективного, общего жития монахов и стали возникать монастыри.
Монах (от греч. монос) – один.
Монастырь (от греч. монос – один; букв. «уединенное жилище»).

8 слайд: III этап. Ученик: Третий этап знаменовал унификацию, утверждения единства христианского вероучения и культа. Это происходило на Вселенских соборах, которые стали регулярно созываться с 325 года. Принцип соборности, то есть свободного «собирания» людей в единый церковный организм, становится важнейшим в жизни раннехристианской церкви. Все важнейшие вопросы вероучения и управления церковью решались коллективно на Вселенских соборах. Самыми значимыми вехами в процессе унификации стали два первых Вселенских собора – Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.).

Учитель: На этих соборах был принят христианский Символ веры.

9 слайд: Словарная работа. Символ веры - краткое изложение основных догматов.
Догмат - положение, не подлежащее изменению.

10 слайд: Символ Веры. Учитель: христианский Символ веры состоит из 12 пунктов (вера в единого рожденного от Бога-Отца и пришедшего на землю ради спасения всех людей; в то, что Христос умер мученической смертью, как человек, принявший страдания за всех людей; в то, что он воскрес на третий день, а затем вознесся на небеса; в то, что Христос придет на землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут, и т.д.); - одобрены семь основных христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (являются обязательными для всех христиан), а также брак и священство (необязательные); - утвержден канонический Новый Завет, определен состав его книг.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (533 г.) соборах был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как для католичества, так и для православия. Решения последующих пятого, шестого и седьмого Вселенских соборов были направлены против религиозных ересей и их распространения, касались преодоления споров в сфере религиозных догм и обрядовых культов. После первых семи Вселенских соборов в середине XI века произошел раскол христианства: оно разделилось на два направления – восточное (православие) и западное (католицизм).

Задание (Приложение №2): Учитель : Перед вами Приложение №2. Внимательно прочитайте текст. Скажите, что вы сейчас прочитали? Какие чувства вызвал у вас этот текст? С чем вы согласны, а с чем вы не можете согласиться? Почему он назван СИМВОЛ ВЕРЫ? Что такое СИМВОЛ ВЕРЫ? Считаете ли вы себя верующими? В чем это проявляется? Какой вывод мы можем сделать по тексту СИМВОЛ ВЕРЫ? А теперь вернулись к приложению №1.
Задание: Заполните таблицу до конца.

Закрепление:

Учитель : Закрыли тетради, отложили их в сторону. Перед вами на столе лежит текст. Приложение № 3, в котором предложены определения религии.
ЗАДАНИЕ: Найдите соответствие.(Приложение № 3)

Подведение итога урока. Домашнее задание: 1. На тему религия составить СИНКВЕЙН. 2. Выучить определения.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия