22.09.2020

Механизмы управления в израиле и иудее. Иудейские государства за пределами израиля Особенности государственной власти древних евреев


Здесь находятся все священные места еврейского народа.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древние евреи (рус.) История древнего мира.

    ✪ История появления Израиля (Леонид Млечин)

    ✪ Израиль - Земля Обетованная

    ✪ Ханаан до евреев: между археологией и текстами

    ✪ Евреи Китая. История евреев в Китае.

    Субтитры

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. ). При таком положении еврейскому народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом . Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное преобразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии, и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор. ).

Древняя история (XI-IV вв. до н. э.)

Период «объединённого царства» (XI-X вв. до н. э.| 80 лет)

Около X в. до н. э. на территории Ханаана было создано объединённое еврейское царство.

Правление Саула (ок. 1029-1005 гг. до н. э.)

Самуил, уступая желанию народа, помазал на царство Саула (Шаула), происходившего из отличавшегося своей воинственностью колена Вениаминова.

Новый царь, и после избрания на царство с истинной патриархальностью продолжавший предаваться мирному труду пахаря, скоро показал свою воинственную доблесть и нанес несколько поражений окружающим враждебным народам, особенно филистимлянам, со времени Самсона сделавшимися злейшими угнетателями Израиля. Но эти подвиги вскружили ему голову, и он от первоначальной простоты начал круто переходить к высокомерному самодержавию, не стеснявшемуся в своих действиях даже указаниями престарелого пророка Самуила и закона Моисеева. Отсюда неминуемо произошло столкновение между светской и духовной властью, и так как всё показывало, что Саул и дальше пойдет всё в том же направлении, прямо угрожавшем подорвать основной принцип исторической жизни избранного народа, то оказалась печальная необходимость пресечь этот царственный род и преемником ему был избран юный Давид из колена Иудина, из города Вифлеема.

Правление Давида

Эпоха Первого Храма (X-VII вв. до н. э.| ~ З50 лет)

Основная статья: Эпоха Первого Храма

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме . На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Несмотря на битву между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, несмотря на внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств, еврейский народ, его политические и религиозные лидеры смогли настолько укрепить связь евреев с этой землёй и Иерусалимом , что даже уничтожение еврейского государства и Иерусалимского храма и выселение евреев в Месопотамию не положило конец их национальной истории.

Период разделённых царств (978-722 гг. до н. э.)

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме , народ израильский разделился на два царства (иначе называемые двумя домами), из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 928 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством , и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны и свою победу увековечил в изображениях и надписях на стене великого карнакского храма. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца - в Вефиле . Напрасно протестовали против этого великие ревнители монотеизма - пророки, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности и ослабление общественно-политического организма. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.

В 722 году столица Северного Израильского царства - Самария - была разгромлена грозными воителями Ассирии , а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля , было переселено ассирийцами в Мидию . Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там среди окружающих народностей Востока. Предания о «десяти пропавших коленах» были популярны в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре, до сих пор распространены среди восточных еврейских общин и среди иудействующих движений. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха).

Иудейское царство при господстве Ассирии и Вавилонии (720-586 гг. до н. э.)

Вавилонское пленение (586-537 гг. до н. э.)

Вавилонский плен, однако, не стал могилой для народа Иудеи, в отличие от ассирийского плена, ставшего роковым для населения Израиля. Напротив, он послужил первым шагом к распространению чистого монотеизма среди народов языческих, так как с этого именно времени начался тот великий процесс иудейского рассеяния, который имел столь громадное значение для подготовления языческого мира к христианству. Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского , сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иepyсалиме.

Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.-I в. н. э.)

Развитие своеобразной еврейской культуры на базе древней традиции и под влиянием эллинистического мира. Формирование библейского канона. Возникновение еврейской диаспоры, связанной с Иерусалимом и еврейским населением в Земле Израиля.

Иудея под персидским владычеством (537-332 гг. до н. э.)

Освободительные войны Хасмонеев (167-140 гг. до н. э.)

С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165-141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии .

Хасмонейское царство (140 - 37 гг. до н. э.)

Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства 164-37) со столицей в Иерусалиме.

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (135-106 г. до н. э.), соединивший в своём лице царский титул и сан первосвященника . Потомки его были уже далеки от традиций эпохи национального подъема первых Маккавеев, и всецело поддались влиянию эллинской культуры. После Иоанна Гиркана царствовали его сыновья Аристобул, 106-105, и Александр Яннай , 105-79. Последнему наследовала его супруга, Саломея Александра , 79-70.

В 63 г до н. э. вспыхнула распря между сыновьями Саломеи, Гирканом II и Аристобулом II , в результате которой был призван третейским судьёй римский полководец Помпей , взявший Иерусалим и обративший Иудею в этнархию, входившую в состав римской провинции Сирии и находившуюся под управлением Гиркана. В 40 до н. э. царём Иудеи при помощи парфян стал Антигон , младший сын Аристобула. После его поражения территория Иудеи была разделена на Иудею,

Описанное в Библии древнееврейское царство существовало в XI-X вв. до н. э. К этому периоду относят правление царей Саула, Давида и Соломона. При них еврейский народ жил в едином мощном

Эпоха судей

История Палестины тех далеких времен связана с множеством мифов и легенд, о правдивости которых продолжают спорить историки и исследователи античных источников. Древнееврейское царство больше всего известно благодаря Ветхому Завету, в котором описаны события упомянутой эпохи.

До возникновения единого государства иудеи жили под руководством судей. Они избирались из числа самых авторитетных и мудрых членов общества, но при этом не обладали фактической властью, а только разрешали внутренние конфликты между жителями. В то же время евреи находились в постоянной опасности, исходившей от агрессивных соседей-кочевников. Главной угрозой были филистимляне.

Избрание царем Саула

Приблизительно в 1029 году до н. э. обеспокоенный народ потребовал от пророка Самуила (одного из судей) избрать царем самого достойного кандидата. Мудрец поначалу отговаривал своих соплеменников, убеждая их в том, что власть военного лидера обернется диктатурой и террором. Тем не менее простой люд стенал от нашествий врагов и продолжал настаивать на своем.

Наконец, согласно Библии, Самуил обратился за советом к Богу, который ответил, что царем должен стать юноша Саул из колена Вениамина. Это был самый незначительный из еврейских родов. Скоро пророк привел претендента к жаждущему народу. Тогда было решено чтобы подтвердить правильность выбора царя. Он действительно указал на Саула. Так появилось Древнееврейское царство.

Процветание Израиля

Первые годы правления Саула были временем облегчения для всего его народа. Военный лидер собрал и организовал армию, которая смогла защитить отечество от врагов. В ходе вооруженных конфликтов были побеждены царства Аммон, Моав и Идумея. Особенно ожесточенным было противостояние с филистимлянами.

Государь отличался религиозностью. Каждую свою победу он посвящал Богу, без которого, по его мнению, давно бы погибло Древнееврейское царство. История его войн против соседей детально описана в Библии. Там же раскрывается характер молодого Саула. Он был не только религиозным, но и очень скромным человеком. В свободное от власти время государь сам возделывал поле, показывая, что он ничем не отличается от жителей своей страны.

Конфликт царя и пророка

После одного из походов между Саулом и Самуилом произошла ссора. Ее причиной стал богохульный поступок царя. Накануне битвы с филистимлянами он сам совершил жертвоприношение, в то время как не имел на это права. Делать это могли только священнослужители, а точнее Самуил. Между царем и пророком произошел разрыв, ставший первым сигналом о наступлении непростых времен.

Самуил, покинувший двор, разочаровался в Сауле. Он решил, что посадил на трон неправильного человека. Бог (чьи реплики часто встречаются в Библии) был согласен со священнослужителем и предложил ему нового кандидата. Им стал юный Давид, которого Самуил тайно помазал на царствование.

Давид

Молодой человек обладал многими талантами и удивительными чертами. Он был превосходным воином и музыкантом. О его способностях стало известно при дворе царя. Саул в это время стал страдать приступами меланхолии. Жрецы посоветовали ему лечить этот недуг с помощью музыки. Так при дворе появился Давид, игравший правителю на гуслях.

Скоро приближенный царя прославил себя еще одним подвигом. Давид присоединился к израильскому войску, когда началась очередная война против филистимлян. В стане врага самым страшным ратником был Голиаф. Этот потомок великанов обладал гигантским ростом и силой. Давид вызвал его на личный поединок и одолел с помощью своей ловкости и пращи. В знак победы юноша отрезал поверженному гиганту голову. Этот эпизод является одним из самых известных и цитируемых во всей Библии.

Победа над Голиафом сделала Давида любимцем народа. Между ним и Саулом произошел конфликт, переросший в гражданскую войну, которая сотрясла Древнееврейское царство. В это же время в Палестине опять орудовали филистимляне. Они разбили войско Саула, а сам он покончил с собой, не желая оказаться во вражеском плену.

Новый царь

Так в 1005 году до н. э. царем стал Давид. Еще при дворе Саула он женился на его дочери, таким образом, став зятем монарха. Именно при Давиде столица Древнееврейского царства была перенесена в Иерусалим, который с тех пор стал сердцем всей народной жизни. Новый государь покровительствовал градостроительству и облагораживанию провинций.

Местоположение Древнееврейского царства того времени остается предметом дискуссии. Если ссылаться на Библию, то можно предположить, что границы Израиля пролегали от Газы до берегов Евфрата. Как и другие правители Древнееврейского царства, Давид вел удачные войны против соседей. Кочевники раз за разом отбрасывались от границ, когда они затевали очередной поход с грабежами и кровопролитием.

Однако не все правление Давида было безоблачным и спокойным. Стране вновь пришлось пережить гражданскую войну. На этот раз против центральной власти взбунтовался собственный сын Давида Авессалом. Он покусился на престол отца, хотя не имел на него права. В конце концов, его армия была разбита, а сам блудный сын - убит царскими слугами, что противоречило приказам царя.

Соломон

Когда Давид состарился и одряхлел, вновь остро встал вопрос о престолонаследии. Царь хотел передать власть одному из своих младших сыновей Соломону: тот отличался мудростью и способностями к государственному управлению. Выбор отца не понравился другому старшему отпрыску - Адонию. Он даже попытался организовать государственный переворот, назначив собственную коронацию при жизни недееспособного отца.

Однако попытка Адонии провалилась. Из-за своего малодушия он бежал в Скинию. Соломон простил брата после его раскаяния. В то же время другие участники заговора из числа чиновников и приближенных были казнены. Цари Древнееврейского царства надежно держали власть в своих руках.

Строительство Иерусалимского храма

После смерти Давида началось фактическое правление Соломона (965-928 гг. до н. э.). Это был период расцвета Древнееврейского царства. Страна надежно охранялась от внешних угроз и стабильно развивалась и богатела.

Главным деянием Соломона стало строительство Иерусалимского храма - главной святыни иудаизма. Это культовое сооружение символизировало объединение всего народа. Большую работу по подготовке материалов и созданию плана проделал еще Давид. Незадолго до смерти он передал все бумаги сыну.

Соломон приступил к строительству на четвертый год своего правления. Он обратился за помощью к царю Тира. Оттуда приехали знаменитые и талантливые зодчие, которые руководили непосредственной работой по сооружению храма. Главное религиозное здание евреев стало частью царского дворца. Оно располагалось на горе, получившей название Храмовой. В день освящения в 950 году до н. э. в здание была перенесена главная национальная реликвия - Ковчег Завета. Евреи праздновали окончание строительства на протяжении двух недель. Храм стал центром религиозной жизни, куда стекались паломники из всех иудейских провинций.

Смерть Соломона в 928 году до н. э. положила конец процветанию единого государства. Преемники государя разделили державу между собой. С тех пор существовало северное царство (Израиль) и южное царство (Иудея). Эпоха Саула, Давида и Соломона считается золотым веком всего еврейского народа.

Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии, общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства, позднее распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому: оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности. Особое воздействие на содержание права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности израильского народа, идеалом подчинения социального поведения весьма условным якобы священным заветам.

Древнееврейская государственность.

Еврейские кочевые племена появились на землях исторической Палестины в начале II тыс. до н. э., выйдя из-за р. Евфрат. Примерно в XIII - XII вв. до н. э., в период временного ослабления влияния Египта на государства Палестины и Финикии, союз родственных племен с общим названием Израиль вытеснил и, подчинил себе жившие там племена ханаанеев. В результате ассимиляции (языки были родственны) израильский народ сформировал общую оседлую цивилизацию с земледельческой культурой. В политическом отношении это была стадия формирования надобщинных властных структур. Союз племен управлялся советами родовой знати и так называемыми «судьями» – выборными вождями. Сохранялись племенные народные собрания, но наибольшее значение имело внутриобщинное управление с беспрекословной властью главы рода-клана.

В XI в. до н. э. под воздействием внешней опасности со стороны новых племен филистимлян (отсюда и греческое название «Палестина») израильские общины и племена образовали единое протогосударство. Во главе всех племен был поставлен некто Саул, ставший первым царем Израиля. Царь был выбран на собрании представителей племен, и в дальнейшем избрание (или общенародное утверждение) носителя власти стало принципом ранней государственной организации. Начало формирования реальной государственной организации относится ко времени правления преемника Саула – царя Давида (конец XI – нач. Х в. до н. э.) , когда появляется наемная армия, и особенно знаменитого библейского мудреца царяСоломона (X в. до н. э.) . При Соломоне устанавливается твердая система государственных налогов, постоянная армия, система государственно-распределительного хозяйства.

В 928 г. до н. э. под влиянием разных внешних и внутренних факторов единое древнееврейское государство распалось на два отдельных царства: Израильское, объединившее большинство прежних племен, с центром в г. Наблус, иИудейское, с центром в Иерусалиме, где правили потомки царя Давида. В социальном отношении оба царства были однотипными и эволюционировали в направлении классового общества, но политически традиции древней государственности оказались недолговечными. В конце VIII в. Израильское царство завоевывается Ассирией, в начале VI в. до н. э. Иудея попадает под власть Нововавилонского царства, население было выселено – начались десятилетия так называемого «вавилонского плена». Позднее политическая общность еврейского народа восстановилась, но Палестина подпадает вначале под власть персов, затем империи Александра Македонского и, наконец, Римской империи.

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

После разрушения Второго Храма во время Первой иудейской войны и подавления восстания Бар-Кохбы (64 г. н.э.) еврейский народ , становясь на последующие две тысячи лет народом-изгнанником. За две тысячи лет евреи расселились везде, прониклись обычаями окружающих их народов, постепенно стали говорить на их языках, подчинились их законам, а свои мысли о возвращении в родную землю оставили только в своих молитвах и обрядах . Разумеется, евреи не оставили и свято чтили её заповеди и традиции. Они сохранили свою самобытность, создали в изгнании внутреннее общинное самоуправление, но о своей государственности им пришлось позабыть.

Любопытно, зачем еврейскому народу, который уже прочно обосновался на новом месте ещё со времён , создавать собственное государство. Любой правитель в древнем или средневековом мире, который допускал к себе в страну евреев, сразу предоставлял им широкую судебную автономию и право взимать налоги со своих единоверцев. Еврейская община чем-то напоминала небольшое государство в государстве, которое само могло решать многие внутренние проблемы без вмешательства властей. Местная власть редко вмешивалась во внутриобщинные дела, однако она зорко следила за всем происходящим у своих еврейских подданных. Таким образом, при подобном экономическом и политическом раскладе о создании хоть какого-то еврейского территориального образования не могло быть и речи .

Разумеется, преследования были , и евреи постоянно страдали от притеснений, погромов и прочих форм ненависти, и даже изгнание и насильственное переселение с территории того или иного сюзерена нарушало их экономическую и религиозную деятельность. Тем не менее, община, как монолит еврейского самоуправления, не разрушалась от этих потрясений. Наоборот, принимались новые раввинские постановления, а раввины каждой общины становились их духовными руководителями , и от их слова в жизнедеятельности еврейского населения очень многое зависело.

Особую роль община уделяла еврейскому образованию детей и подростков. Открывались учебные еврейские заведения за счёт общины, для которых нанимались преподаватели. Разработана особая система внутреннего налогообложения среди населения. Межобщинные отношения могли закрепляться на различных раввинских собраниях и съездах. Одним словом, еврейская государственность народа-изгнанника приняла иные формы, которые уникальным образом сохраняли в еврейском народе свою самобытность , но в то же время старались уживаться на чужой территории под суверенитетом правителей-иноверцев, чье отношение к пришлому еврейскому населению не всегда было дружелюбным.

Не смотря на создание евреями в Европе и Азии периода средневековья своего общинного самоуправления, нашему народу приписывается создание некоторых т.н. еврейских государств.

Ярким примером служит известный Хазарский Каганат (650-969 гг. н.э.). Хазары – это племена тюркского происхождения, которые в 6-7 веках н.э. подчинили своей власти огромную территорию от Причерноморья до Каспия и создали на ней раннефеодальное государство. Около 8 века правители Хазарского каганата принимают иудаизм, и эта религия становится правящей . На принятие этой религии, собственно, повлияло местное торговое еврейское население, прибывшее из Ирана. Разумеется, хазарские правители, каганы, способствовали распространению иудаизма на своей территории, строили дома учения, синагоги, однако крупной еврейской общины в Хазарии не было. Евреи не сильно переселялись в дикие степи Волги и Дона, и в Хазарии, в отличие от той же Испании, не проживал свет еврейской учености. Да и сам иудаизм не сильно распространялся в этом тюркском племени. Многие хазарские племена и их вожди оставались при своих верованиях, а некоторые из них были мусульманами и христианами – и все они спокойно уживались в одном союзе.

Территория Хазарии

В отличие от христианских и мусульманских государств, чьи правители старались развивать религиозную мысль своих подданных-единоверцев, Хазарский каганат никаким образом не сыграл и не повлиял на развитие еврейской раввинской мысли, подобно происходящему в то время в Испании, Франции, Северной Африке, Месопотамии и Иране. Не известен ни один раввин, знаток Торы или раввинской письменности, который был бы выходцем из Хазарского каганата. Известна переписка испанского царедворца Хасдая ибн Шапрута с хазарским царём Иосифом, который был знаменит своей приверженностью к исповедуемому им иудаизму. Известен и раввин Ицхак, который путешествовал в эту далёкую страну, и, по всей вероятности, и был тем еврейским мудрецом, который посоветовал кагану Булану принять еврейскую веру. Это случилось примерно в 740 г. н.э.

Те евреи, которые проживали в Хазарии, пусть и в большом количестве, представляли собой торговую прослойку, которая была заинтересована в материальном обогащении, и сильно большой духовности еврейской мысли привнести не смогла. После падения Хазарского каганата, часть хазар принимает ислам и участвует в формировании кавказских народностей, другая часть переселяется в древнерусский Киев, где продолжает играть не последнюю роль при дворе киевских князей. По некоторым версиям, потомками иудейских хазар стали крымчаки и караимы в Крыму, горские евреи Кавказа, а также первая еврейская община Киева.

Общеизвестно, что хазары сыграли немалую роль в российской истории. К сожалению, многие российские и советские историки постоянно подчёркивали их негативную роль в отношении развития русской народности. Здесь, прежде всего, сыграл тот факт, что древнеславянские племена были данниками хазарских правителей (следует отметить, что к моменту их подчинения хазары были ещё язычниками), и, конечно же, юдофобская политика Российской империи и антиизраильская агитация внешней политики СССР.

На сегодняшний день, эта т.н. «хазарская» идея продолжает жить в новом русле. Она стала символом правления «еврейского капитала» в России. Следует понимать, что Хазария не была центром еврейской учености даже в самый пик своего развития, и воинственные хазары, покорившие древнеславянские племена, сделав их данниками, были на то время язычниками.

Однако, по поводу истории еврейской государственности можно сделать вывод, что Хазария не являлась тем еврейским государственным образованием, которое было когда-то в Древней Иудее. Это был тюркский племенной союз, верхушка которого исповедовала иудаизм. Хазария не сыграла большой роли в развитии раввинской мысли, она не повлияла на экономическое состояние евреев в странах их рассеяния и, конечно же, не дала толчок к массовому переселению евреев на их территорию. Ныне, их потомки, в основной своей массе, исповедуют иные религии и никакого отношения к иудаизму не имеют.

Идентичной Хазарскому каганату является история девяти берберских княжеств VI-VII веков н.э., исповедовавших иудаизм до прихода арабских завоевателей – Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир. Их столкновения с арабами привело сначала к победам, а затем к полному поражению и покорению арабами всей Северной Африки. Ислам быстро вытеснил иудаизм, и победоносная борьба берберской правительницы Кахины бесследно канула в прошлое. Подобно Хазарскому каганату, это были, прежде всего, берберские племена, принявшие иудаизм, и никакого большого влияния на еврейскую жизнь просто не оказали.

Ещё один исторический пример еврейской государственности была Мехоза. Это древний город в Месопотамии, населённый преимущественно евреями. Во времена правления Сасанидского Ирана, один из советников шаха по имени Маздак стал проводить политику общего имущества. Оно вызвало большое недовольство в разных процветающих областях Месопотамии, в результате чего было поднято восстание. Интересен тот факт, что зачинщиками и активными предводителями восстания были два известных еврейских мудреца Мар Зутра и его внук. Восстание охватило большую территорию, и около семи лет, до 502 г. н.э., под управлением Мар Зутры существовало настоящее еврейское государство. Более того, по преданию, за Мар Зутрой, подобно Моше, всегда следовал облачный столб, что говорит о настоящем еврейском правителе в истинно еврейском государстве. К сожалению, восстание было жестоко подавлено, а Мар Зутра и его внук казнены в 502 году н.э.. Еврейское население продолжало проживать на этих землях, и более никакой государственной еврейской идеи там не существовало.

Вавилонские евреи

Здесь напрашивается следующий вывод: восстание Мар Зутры в Мехозе было всего лишь вооружённым выступлением еврейского населения против нового политического диктата монарха, и идею еврейской государственности не носило, хотя представляло собой религиозное течение, поддержанное местными раввинами.

Кроме того, вызывающим любопытство было существование и еврейского государства на территории Йемена. Оно называлось Химьяритским царством (около 110 до н. э. - 599 г. н.э.), которым управлял легендарный еврейский правитель Зу Нувас. Это был бесстрашный царь, который покорил множество непокорных кланов и сильно препятствовал византийской торговле. При столкновении с флотом византийского императора Юстиниана, он погибает. Еврейское государство Южной Аравии прекращает своё существование.

Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Здесь нужно прояснить следующее: древние аравийские кланы до появления ислама тяготели к разным правящим в то время империям. Одни кланы тяготели к Византийской империи и под их влиянием становились христианами. Другие под влиянием еврейской торговли из Месопотамии (Иран) принимали иудаизм и тяготели к Ирану. Между кланами и ранними государственными образованиями часто происходила междоусобная борьба, которая с развитием торговли и мореплавания в том регионе переросла в серьёзную политическую конфронтацию между двумя империями. Проирански настроенные иудаизированные кланы конкурировали с провизантийски настроенными христианствующими кланами. Одной из точек подобных конфликтов стала Южная Аравия, где проходил морской путь из Европы в Индию. Византия, пользуясь поддержкой христианских кланов в Аравии с одной стороны и рядом эфиопских князей с другой, пыталась установить свой контроль над этим важным торговым путём. В то же время конкурировавшие с ними иудейские кланы Химьяритского государства, поддержанные Сасанидским Ираном, пытались овладеть этими землями. Это и стало причиной антихристианской политики иудейского царя Химьяритского царства Иосифа Зу Нуваса, который очень жестоко обошёлся с непокорными христианскими кланами, полностью вырезав их население. Именно его антихристианская, или антивизантийская, политика и повлияла на эфиопских правителей, склонив тех к принятию христианства, которое стало их государственной религией.

В Южной Аравии ещё со времён Первого Храма существовала еврейская община, которая не была этнически связана с иудейскими племенами Аравии. Царь Зу Нувас состоял в переписке с мудрецами Тверии, под влиянием которых он и принял иудаизм (этот факт подвергается сомнению), однако его государство, хоть и временно исповедовало иудаизм в качестве своей государственной религии, скорее всего, просто стало оплотом антивизантийского влияния проиранских кланов Южной Аравии, где иудаизм, вероятно, был просто политической окраской и идеологическим прикрытием в этом конфликте племён.

С началом XIX века в умах многих еврейских мыслителей всё больше возникает идея создания политического образования для евреев со всего мира . Они ссылались, прежде всего, на то, что подобное государство примет и защитит притесняемое еврейское население, дав им свободу и равноправие. Мордехай Мануэль Ноах, политический деятель США еврейского происхождения, выдвинул идею создать еврейскую колонию возле Ниагарского водопада под названием Арарат. Он выкупил треть острова Гранд Айленд и получил возможность выкупить остальную часть у штата Нью-Йорк для заселения евреями. Будучи консулом США в Риге и Тунисе, он увидел притеснение евреев и пожелал создать для них убежище, и, подобно ковчегу Ноаха, он дал название новому еврейскому поселению Арарат.

Мордехай Мануэль Ноах (14.07.17485 – 22.05.1851)

Евреи не последовали его призыву и не переселились в Арарат. Многие считали, что это коммерческий проект, и кто-то хочет просто заработать. М.Ноах обратился к известным тогда раввинам Англии, чтобы они побудили еврейское население к переселению в свободное государство. Однако раввины ответили, что еврейское государство возможно только после прихода Машиаха, и создавать подобное политическое образование для евреев запрещено, ибо изгнание, в котором находятся евреи, требует жить и подчиняться правящим народам.

Ответ раввинов М.Ноаху сделали своим лозунгом раввины еврейских общин, которые открыто выступили против и его идеи создания еврейского государства. Эту же идею до сих пор подхватывают ультраправые ортодоксы, выступающие за уничтожение Государства Израиль.

Теодор Герцль (1860-1904)

С возникновением сионизма появилось другое еврейское течение территориализм, чья задача была создать еврейское государство в любой точке земного шара. Идей было много. Даже сам Герцль на одном из Сионистских конгрессов предложил план заселения евреями Уганды. В XIX веке был предложен план еврейской колонизации Суринама (Южная Америка), а в ХХ веке среди французских властей возникла идея переселения евреев Европы на Мадагаскар. Подобный план «Мадагаскар» витал в умах нацистского руководства перед принятием им окончательного решения еврейского вопроса. Всё это были голословные и не состоявшиеся идеи создания еврейской государственности, которые были обречены на полный провал из-за отсутствия какого-либо понимания механизма осуществления подобной идеи.

Конечно же, во всей этой исторической канве нельзя не упомянуть Биробиджанский проект советского руководства . Создание еврейской автономии в непроходимой сибирской тайге не удалось по разным причинам, но именно здесь не было места главному, что было у евреев – Торе и заповедям, которые при коммунистическом режиме были поставлены вне закона. Биробиджан, как и создание еврейских национальных сельсоветов и районов в Украине и Белоруссии, имели своей целью, прежде всего, создание советского политического субъекта для представителей еврейской национальности СССР.

Единственным долговечным еврейским политическим образованием можно считать Государство Израиль , которое с 1948 года существует на исконной родине еврейского народа. История возникновения этого государства, политические предпосылки его создания, отношение раввинского авторитета к еврейскому политическому самоопределению на Ближнем Востоке, и, разумеется, его управление согласно Торе и заповедям – всё это требует серьёзной критики и может стать темой отдельной статьи.

На данном этапе, мы подошли к глобальному выводу о существовании еврейских государств за всю историю еврейского народа. Эти государства могли быть больше политическими образованиями иноверческих племён и народов, которые принимали иудаизм, но они не были этническими еврейскими государствами, которые бы стали эпицентром еврейской мысли, влияющим с точки зрения Торы и заповедей на все еврейские общины своего времени. Наиболее уникальной с еврейской точки зрения проблемой является история еврейской общины, как автономии в рамках государства. Именно еврейская община и является главным элементом развития еврейского общества на протяжении всех веков.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия