10.08.2021

Лютеранская кирха св. Михаила. Церковь св. Михаила Лютеранская кирха святого михаила


Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

е евангелическо-лютеранского вероисповедания. В настоящее время действующий приход ЕЛЦИ. Расположена по адресу Средний проспект Васильевского острова, 18/2-я линия, 32.

История

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на наём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразнён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания - единый неф церковного здания был разделён на три этажа. Эти изменения существуют и по настоящее время.

В 90-ые годы здание было передано ЕЛЦИР, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на богослужениях. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель - Сергей Робертович Прейман, который одновременно был руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Диаконом церкви являлся Сергей Алексеевич Исаев, кандидат исторических наук, автор книги «Секты и расколы в раннем Лютеранстве». После скоропостижной смерти Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства.

Архитектура

  • каменная церковь на 800 мест, построена в 1871-1876 годы, по проекту военного инженера, инжерера-полковника К. К. Бульмеринга.

Фасад перестроен в 1886 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Данное здание существует по настоящее время.

Церковь построена в стиле псевдоготики. Здание увенчано остроконечным шатром на высоком барабане, декорированном готическими стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником.

С 2002 года ведётся реставрация здания.

Пасторы, служившие в приходе

  • Tobias Plasching (1732 - 1747)
  • Hilarius Hartmann Henning (1747 - 1792)
  • Ludwig Jeremias Hoffmann (1794 - 1801)
  • Heinrich Conrad Heinemeyer (1801 - 1803)
  • August Friedrich Hirscfeld (1803 - 1829)
  • Carl Friedrich Rosental (1823 - 1827)
  • David Flittner (1830 - 1859)
  • Adolf Stierin (1859 - 1860
  • Karl Masing (1860 - 1878)
  • Paul von Loesch (1869 - 1877
  • Guido Ottomar Pingoud (1878 - 1914)
  • Karl Beldan (1903 - 1908)
  • Eugen Deggeler (1908 - 1915)
  • Karl Bush (1913 - 1918

Ссылки

  • Е. Е. Князева, Г. Ф. Соколова «Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.», Санкт-Петербург, «Литера», 2001, ISBN 5-89319-048-3

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай Iприказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на на нём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Архангела Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразднён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания — единый неф церковного здания был разделён на три этажа. В декабре 2010 года, после многолетних реставрационных работ, с храма сняты строительные леса. Для окончательного восстановления фасадов — на крыше отсутствуют 13 башенок-пиннаклей и готические решетки — требуются значительные средства. В настоящее время в приходе идут богослужения, на которые верующих собирает церковный колокол.

В 1992 годы здание было передано ЕЛЦИ, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на Мессах. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель — Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. На данный момент настоятелем прихода является о. Сергей Татаренко. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. В настоящее время территория церкви предоставляется для богослужений иным протестантским конфессиям: методистам, адвентистам седьмого дня, церквям «Виноградник» и «Часовня на Голгофе».

Лютеранская церковь Святого Михаила - действующий евангелическо-лютеранский храм в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Памятник неоготической архитектуры второй половины XIX в.

Местная лютеранская община была основана в 1731 г. Она размещалась в здании первого кадетского корпуса. В 1834 г. община была освящена во имя Архангела Михаила. В 1841 г. император Николай I приказал общине обзавестись собственным зданием, и тогда произошел раскол общины на немецкую и эстонскую. Тогда эстонцы основали церковь Святого Апостола Иоанна (ныне на ул. Декабристов), а немцы приход на 3-й линии ВО.

Современный храм был построен в период с 1874 по 1876 гг. Автор проекта - архитектор Карл Карлович Бульмеринг. В 1886 г. был перестроен фасад по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернгарда. Это здание и дошло до наших времен.

В советский период храм был закрыт, в здании размещалось производственное помещение. Был нанесен ущерб внутреннему интерьеру.

В 1992 г. здание возвращено верующим. После реставрации здесь проводятся регулярные богослужения с 2010 г.

Церковь святого Михаила по праву считалась старейшей лютеранской церковью на территории Российской империи. Как и в Петропавловском храме, основу Михайловского прихода составляли выходцы из Прибалтики и германские подданные. Прихожанами храма являлись также члены московской шведской колонии, датчане и финны, проживающие в городе. Достоянием Михайловской церкви было множество церковных памятников, являвшихся летописью евангелических общин Москвы, разнообразная утварь - серебряные чаши конца XVIII - начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, красивые металлические люстры, сундуки XVIII века и т.д. На стенах древней кирхи висели картины с изображением Лютера, пасторов Дитриха и Заверса. Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В храмовый комплекс входили трехэтажное здание мужского реального училища, лазарет и часовня.

История отпустила Михайловскому храму лишь десять лет жизни после революции. Несчастьем стало то, что рядом с кирхой обосновался Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). Несмотря на то, что еще в 1925 году община пошла на уступки этой организации, институт стал настаивать на полной ликвидации церкви. Цель была вполне прозаической - завладеть церковной территорией. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь как “находящуюся на территории ЦАГИ” и мешавшую “надлежащим образом организовать охрану, так как хождение в церковь сопряжено с прохождением по территории ЦАГИ, что создает угрозу диверсии и шпионажа”. Почти одновременно, 29 марта 1928 года помощник директора ЦАГИ Южный и заведующий секретной части Рупай отправили во ВЦИК СССР Смидовичу срочную секретную депешу, в которой просили вывести лютеранскую церковь с территории ЦАГИ.

Верующие пытались активно бороться. Они отправили во ВЦИК несколько писем с сотнями подписей, содержащих настоятельные просьбы не закрывать храм. Председатель Высшего Церковного Совета епископ Мейер писал во ВЦИК: “Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР”. Все было напрасно, Президиум ВЦИК решением от 7 мая 1928 года отдал храм в распоряжение ЦАГИ, который вскоре и смёл древний памятник с лица земли.

Перед закрытием храма часть его ценностей была передана в один из центральных музеев Москвы. В июле - августе 1928 года музейные работники приняли, как следует из описи, “6 паникадил XVII века, изразцовую печь XVII века, 6 подсвечников, 20 бра XIX века, 1 старинную кованую дверь, 3 креста, 1 знамя рода Брюсов” и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

Прихожане с остатками богослужебной утвари и оборудования алтаря перебрались в здание реформатской церкви, которое им было выделено на правах соаренды. Туда же были перенесены и портреты известных пасторов и членов церковного совета, а также церковные часы.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия