09.07.2020

Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе. Воскрешение Лазаря. Лазарева суббота Рпсц проповедь корнилия на лазареву субботу


Всех вас, дорогие братья и сестры, с Лазаревой субботой! Сегодня мы чествуем святого Лазаря Четверодневного. Но больше, конечно, чествуем то событие, которое связано непосредственно с ним, о котором мы читаем в евангелии от Иоанна (Ин. 11, 1–45), где говорится, что практически накануне Своих Крестных Страданий Спаситель, придя в Вифанию, воскресил мертвеца, уже четыре дня находившегося во гробе.

Событие очень просто излагается евангелистом Иоанном. И в нём мы получаем откровение о том, что для Господа нашего Иисуса Христа не составляет совершенно никакой сложности воскресить мертвеца. Более того, Священное Писание оговаривает, что Господь, находясь с учениками далеко от Вифании, специально выжидает время, для того чтобы умер Лазарь Четверодневный, пока ещё болеющий. И только после того, как он умирает, после того, как его погребают, Господь идёт со своими учениками в Вифанию, практически уже во Иерусалим, для того чтобы Лазаря воскресить.

Слова Христа: «Друг наш Лазарь успе» (см.: Ин. 11, 11), — свидетельствуют о том, что для Бога так же легко воскресить мёртвого, как разбудить спящего. И ученики даже не понимают: когда они слышат, что Господь им сказал: «Друг наш Лазарь уснул», — они радуются и говорят: «Хорошо, если заснул, значит, к выздоровлению» (см.: Ин. 11, 12). И только после того, как Спаситель осознал, что ученики не понимают того, что Лазарь умер, Он им уже открыто говорит: «Друг наш Лазарь умер» (см.: Ин. 11, 14).

Ученики Христовы несмотря на всё их пристрастное отношение к тому Царству Мессии, о котором они мечтали, прекрасно понимают, что Христу во Иерусалиме и в Вифании уже угрожает преждевременная опасность. И Фома, апостол, говорит: «Хорошо, пойдём и мы с Ним и вместе там умрём» (см.: Ин. 11, 16).

Это, конечно, свидетельствует о том, что не всё так плоско понимали апостолы. Они уже осознали, что Христу надлежит войти во Иерусалим, для того чтобы умереть. И в этом смысле чудо воскрешения Лазаря очень внятно каждому из нас отвечает на вопрос, как ответило апостолам, зачем ещё Христос это чудо совершает. В тропаре этому празднику мы с вами читаем: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть в данном случае это воскрешение Лазаря свидетельствовало о необычайной, необыкновенной силе Иисуса Христа, силе как Бога. О том, что, если Он имеет возможность без труда воскресить мертвеца четверодневного, такого мертвеца, о котором его родная сестра засвидетельствовала, что он четверодневен и уже смердит, то, значит, у Бога найдутся силы и способности воскресить Самого Себя, - как это ни странно, даже ни безумно будет звучать.

Действительно, совершается величайшее чудо. Чудо, которое вряд ли когда-то кто-то сможет повторить, потому что труп уже начал разлагаться. Это значит, что все физиологические процессы, которые протекали в человеке, были окончательно нарушены, атрофированы; они уже исчезли. Тлеть начал человек. Какая должна быть Божественная струя благодати, которая вошла в этого мертвеца, если он не просто воскрес, пришёл в себя и остался лежащим на одре, допустим, — нет! — а когда в открытую пещеру с отвалённым камнем Божественная сила вынесла этого мертвеца, связанного порукам и по ногам! Выйти ему как обычному человеку было нельзя, потому что обвязка была настолько сильной и настолько пропитанной бальзамическими смолистыми веществами, что развязаться человеку с завязанными руками не представлялось возможности. В данном случае всё это свидетельствовало о необычайной силе Воскрешавшего этого мертвеца.

И для каждого из нас это тоже уверение в том, что некогда Господь Своею Божественною силою найдёт возможность, не посоветовавшись с нашим разумом или с разумом учёных, биологов и химиков, которые говорят об остановке каких-то там биологических процессов, сможет воскресить каждого из нас и поставить перед Собой. И Божественная сила в независимости от того, где, как, когда мы будем находиться, вновь воссоздаст естество, соединит его с духом и с душой и поставит перед Господом.

О том, почему Господь совершает это чудо воскрешения, говорит ещё один очень интересный факт. В этом евангелии, как говорят библеисты, содержится самый короткий стих, т. е. самое короткое пронумерованное предложение, которое имеется во всём Новом Завете. Это два слова: Прослезися Иисус (Ин. 11, 35). То есть Богочеловек на гробе Лазаря заплакал.

«Почему?» — спрашивают многие исследователи, толкователи. Сказать о том, что Ему стало жалко Лазаря в силу того, что смерть пожала его как свой плод? Наверное, нельзя так говорить. Апостол Павел уже на заре христианства, обращаясь к верующим, говорил такие слова: Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1 Сол. 4, 13 ; см. также «Последование отпевания мирян »). Тогда мы должны признать, что Христос как никто другой – как Имеющий упование – не мог об этом скорбеть. Почему же Он заплакал? Конечно, по любви.

Писание говорит о том, что Он любил Лазаря, Он любил Марфу и Марию. По-человечески Он был привязан к ним, а они были привязаны к Нему. И Господь плакал по той причине, что Он очень чётко осознавал, что человечество настолько опутано узами, паутиной вечной смерти, что разорвать эту паутину, эти узы человечеству не представляется возможности самостоятельно.Своих собственных сил не хватит! И то, как погибает человек не от смерти физической, а именно от вечной смерти – вот что ужасало Христа!

Сам факт боговоплощения свидетельствует нам как раз о том, что по любви, по милосердию к человеку, к человеческому роду приходит Христос, для того чтобы избавить его от уз вечной смерти. Но как удивительно поступает Христос! Ведь Он не только человек, Он ещё и Бог. Он мог бы благословением – с неба! – над всем человечеством избавить всех от вечных страданий и мук. Или Он, не только Всемогущий, но и Вездесущий, понимая, что страдает не только иудейский народ от вечной смерти; есть, может быть, и гораздо более худшие очаги, где существует человечество (ведь, это всё-таки был богоизбранный народ), мог бы прийти и воплотиться где-то в другом народе. Или, по крайней мере, воплотившись (гипотетически ведь мы это допускаем), Он мог бы поступить так: проповедовать иудеям, потом пойти к язычникам и научить их, как нужно поступать и что нужно делать. Но нет, Господь так не делает! Он подвизается в малоизвестном народе в то время для вселенной, для Римской империи. В никому неизвестном народе.

Он проливает Свою Пречистую Кровь, и, конечно, мы можем уверенно говорить, что в тот момент мало кто во вселенной узнал об этом событии. Это значит, что Богочеловек, имеет и имел величайшую веру в то, что дело Его не погибнет и не пропадёт. «Конечно, как и может быть, по-другому?» — скажем мы. Но за этим открывается другой очень важный момент. Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, очень верит в нас. Он верит в то, что мы примем Его слово, что мы сердцем откликнемся на Его подвиг, совершённый ради каждого из нас, и пойдём по тому пути, который предписал Он для нас и для нашего спасения. То есть оказывается так, что, если не всякий человек верит в Бога и хочет верить в Него, то Бог, напротив, верит в каждого человека и надеется - и поэтому Он совершает то, что совершил.

И в сегодняшний день, когда мы лицезреем, когда мы переживаем это как духовную реальность; когда, наверное, ликует сердце каждого верующего человека от осознания того, что совершено, о чём свидетельствуется в этом чуде, мы, конечно, благодарим Господа за то, что Он и каждому из нас даёт возможность приобщиться к тем важнейшим, главнейшим - духовным - переживаниям.

«Общее воскресение, прежде Своея страсти уверяя…» Он уверяет сегодня, Он уверил многих из нас в том, что это будет, что никуда мы не денемся, и Господь Своею силою, Своим всемогуществом и любовью в независимости от того, когда мы умрём, через сколько будет всеобщее воскресение, [воздвигнет нас от смерти], мы будем поставлены на этот суд. А это значит, что есть, за что подвизаться; есть, о чём думать; есть, как спасаться.

Желаем всем нам, чтобы эти светлые мгновения, которые дарит нам сегодняшнее богослужение, когда мы чествуем Лазаря Четверодневного, говорим о воскрешении его нашим Господом, как можно глубже проходили в наши умы и сердца, просветляя их и вдохновляя нас на истинное, неленостное, и, самое главное, на нелицемерное исполнение заповедей Божиих. Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще

в субботу 6-й седмицы, ва́ий.
(Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря).

В Израиле есть пещера и место поклонения, где был погребен Лазарь – четверодневный мертвец. Паломники, приезжающие в Иерусалим имеют возможность видеть эту пещеру. Из преданий нашей Святой Церкви мы знаем, что после своего воскресения, он стал священником и не только священником, а епископом, и семнадцать лет нес проповедь Евангелия на острове Кипр. До сих пор в городе Ларнака есть храм Святого праведного Лазаря, есть его гробница, где покоится святая глава праведного Лазаря, к которой могут прикладываться все паломники, богомольцы. Она помещена в золотой ковчег. На этой гробнице есть надпись: «Лазарь четверодневный – друг Божий». Для нас всех эта истина бессмертия человеческой души является краеугольным камнем, тем якорем, который удерживает нас здесь этом бушующем мире, якорем надежды, якорем нашего с вами упования на то, что наша с вами жизнь – это не бессмысленное путешествие и плавание с бессмысленным концом. А у нас есть путь к тихой пристане – об этом сказали нам святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому обещал тихую пристань».

Тихая пристань это и есть та вечность, которая реально может начинаться и должна начаться уже здесь, потому что только вера в бессмертие души дает человеку возможность совсем иначе, по-другому смотреть на болезни, скорби, испытания, страдания. И, наоборот, дает возможность человеку в какой-то момент жизни не жалеть себя ради Бога, ради церкви и ради ближнего. Такой человек знает, что жалей себя – не жалей, жизнь все равно закончится двумя метрами, но лучше, чтобы она закончилась ради Бога и во имя Бога. А на такую жизнь подвигает человека только вера в то, что жизнь не кончается, а будет продолжена, что там вечность. Мало того, человек, который здесь верой, духом и Евангелием, о таком человеке Христос сказал: «Веруй в Мя, смерти не увидит вовек. Едяй мою Плоть и пияй мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Но сегодня мы слышали очень важное по своему содержанию апостольское послание, тринадцатая глава послания к евреям: «Братолюбие между вами да пребывает». Это конец поста. Сегодняшняя неделя считается завершением поста, потому что сегодня уже, если есть такая возможность вкушается рыба, вкушается икра, завтра - рыба. Как бы этим заканчивается Четыредесятница и к ней присоединяется Страстная Седмица.

Казалось бы, в конце поста нет здесь речи ни о покаянии, ни о слезах, ни о чем-то другом, а на первом месте ставится братолюбие, потому что это и есть та самая сущность нашей с вами христианской жизни – братолюбие. И очень странно, что нигде в Священном Писании и среди нашей христианской обстановки, повседневного христианского быта нет такого сочетания сестролюбие, а есть только братолюбие. Вот надо об этом задуматься – очень странно, почему такого нет сочетания. То ли нет этой любви, то ли таких слов не хватает в нашем обиходе, но почему-то все время есть только братолюбие. Задумаемся об этом и как-то привнесем в нашу жизнь сестролюбие. Это чрезвычайно важно и необходимо с нашей жизни. «Страннолюбие не забывайте, ибо через него некоторые, не зная того, оказали гостеприимство ангелам». Кто это такие некоторые, которые оказали гостеприимство ангелам? Это Авраам и Сарра, которые встретили трех путников, а оказалось, что это были три ангела, которым они оказали помощь.

Поэтому всякого человека, который оказался на нашем пути, мы должны воспринимать как человека, который не случайно послан нам Богом, потому что есть такая русская пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Сегодня ты князь, а завтра грязь. Поэтому если человек попал в какое-то положение, там, где важно наше соучастие, то надо подумать о том, что не дай Бог нам в таком положении оказаться. Поэтому, если в тебе есть силы, возможность и средства, то ты помоги этому человеку, который находится рядом с тобой, потому что «страннолюбие не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам», потому что все, что мы делаем по отношению к нашим ближним, Бог принимает это на Свой счет.

«Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». Апостол Павел в другом послании говорит: «Великое приобретение быть благочестивым и всем довольным», потому что бедный человек - это не тот, кто мало имеет, а тот, кто не умеет довольствоваться необходимым. И богатый человек – это не тот, у кого много, а богатый человек – это тот, кто умеет довольствоваться необходимым, потому что для одного и миллиона мало, а для другого и тысячи много.

«Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть, ибо сам Он сказал: не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь, что сделает мне человек». «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же».

Однажды у преподобного Серафима Саровского, великого угодника Божия, спросили: «Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет в мире среди христиан таких подвижников веры и благочестия, которые были в прошлом, которые воскрешали мертвых, которые смирялись до зела, которые совершали подвиги и труды самоотвержения ради Бога?». Тогда преподобный Серафим Саровский сказал: «Причина только в одном – нет решимости у человека жить всецело по Евангельским заповедям, потому что Христос вчера и сегодня, и вовеки тот же, готовый помогать, готовый утешать, готовый вдохновлять, готовый сделать за нас девять шагов, лишь бы мы только один шаг сделали навстречу Ему и нашему ближнему».

Девять шагов сделает Он за нас, взяв нас в Свои руки. Не хватает решимости, поэтому в нашей жизни так мало духовной радости. Господь через апостола Павла нам сказал: «Сеющий скупо, скупо и пожнет. Сеющий щедро, щедро и пожнет. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную». Поэтому молитва, Евангелие, святые отцы, добрые дела, пост – это все сеяние в дух. Тот, кто с радостью, не жалея себя это совершает, тот и пожнет духовную радость, потому что мы с вами, если были за постовыми богослужениями, то слышали такие слова из Псалтири псалмопевца Давида: сеющие слезами радостью пожнут. Сеющие слезами пожнут жатву вечной жизни.

Помоги нам всем, милосердный Господи, в эти святые и предлежащие всем нам Страстные дни, вместе со Христом немного пострадать, немного поплакать о своих грехах, несовершенстве, постараться иметь возможность молиться о том, чтобы Господь открыл нам Свою волю, как мы можем и должны послужить нашим ближним. Братолюбие не забывайте, потому что пост и молитвы – это, так сказать, лично полезное дело, а мы всегда, просыпаясь утром, должны подумать о том, что мы может совершить такого, так называемого, общественно полезного. Лично для себя – это понятно, что никто никогда себя не забудет, а что я могу еще сделать для тех людей и для церкви, которая находится рядом со мной?

И пусть Господь даст нам веру в бессмертие, веру в воскресение, веру в то, что каждому из нас уготована тихая пристать, только бы мы остались верны заповедям Господним, верны Ему, Христу Богу нашему, Который сказал: «По тому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». Аминь.

игумен Мелхиседек

«Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!»

Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему " ().

Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню (), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы.

В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла (), греха и смерти ().

Радостна бывает победа над лютым и безжалостным врагом, одержанная ценой великого самопожертвования и героизма. С любовью и ликованием встречает народ своих мужественных воинов – победителей, грудью защищавших свою Отчизну, и имена их будут долго жить в благодарной памяти потомков. Но радость эта неразлучна с печалью о том, что никто и ничто уже не в силах вернуть к земной жизни павших на поле брани – горячо любимых и безмерно дорогих сердцу сыновей, мужей, братьев и отцов.

И обычная смерть близкого человека приносит с собой трудно утолимую печаль, великое, подчас неизбывное, горе! «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида...»

И вот мы узнаем, и не просто узнаем, но и получаем твердое заверение, что ценой искупительных страданий и крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа приобретена для нас полная победа над – этим лютейшим и жесточайшим врагом всего человеческого рода.

Властным словом Своим Господь воскрешает четверодневного мертвеца, исхищает Своего друга из объятий смерти. «Кто видел, кто слышал, – восклицает, говоря об этом чуде, св. Андрей Критский , – чтобы воскрес умерший, тело которого подверглось разложению!? Воскрешали мертвых и пророки, Илия и Елисей, – но воскрешали не из гроба и не в четвертый день» (Канон на повеч. пятка ваий, п. 4, тр. 6-й).

Конечно, человек, который не в силах видеть в евангельском повествовании более, чем простую легенду, может сказать: что же изменилось в этом мире после возникновения христианства? Люди по-прежнему умирают, и никто из умерших не возвращался обратно! Мы знаем, что еще древний мудрец так выражал мысли людей, не имеющих надежды на будущую жизнь: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти... случайно мы рождены и после будем как небывшие... жизнь наша... рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца » ().

В притче о богатом и Лазаре возвещается нам печальная истина, что люди, преданные исключительно земным интересам, утрачивают способность верить не только сокровенным тайнам, но и тому, что произошло бы у них прямо на глазах, со всей очевидностью. «Если бы кто и из мертвых воскрес , – говорит о таких патриарх Авраам, – не поверят " ().

Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно (). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать (), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от над всем без изъятия человечеством, то Господь Инсус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни.

Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену (), но и воистину воскреснуть из мертвых в третий день (). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота () и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовестниками величайшего события Воскресения Христова.

Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. »Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в все умирают, так во Христе все оживут « (). Все те, кто действительно будут «Христовыми», последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

Впрочем, слово Божие предупреждает нас, что всеобщее телесное воскресение будет двоякого рода. Когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения » (). Значит, телесно воскреснуть можно не только для вечной блаженной жизни, но и для вечной смерти, для того опустошенного и безрадостного вечного бытия, которое в Священном Писании , в отличие от «лучшего воскресения » () праведников, именуется вечной погибелью (), духовной или «второй смертью » ().

ПОБЕДА над смертью, одержанная Господом Иисусом Христом, состоит не только в том, что действием всемогущества Божия некогда произойдет телесное воскресение всех умерших, «праведных и неправедных » (), но и в том, что при наличии доброй воли каждый верующий в Единородного Сына Божия, при содействии божественной благодати, чрез подвиг духовно-нравственной жизни получил полную возможность избавиться и от вечной духовной смерти, составляющей неизбежный удел нераскаянных и ожесточившихся грешников.

Нам открыто, что, как жизнь во Христе, так и смерть духовная в полной мере раскроется в будущем веке после великого судного дня, на котором каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (). Но начинаются они еще здесь, на земле. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную » (). «Жизнь грешников, – говорит преп. Ефрем Сирин , – есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью, живя, чтобы умереть для вечного мучения». Напротив, «кто приобрел высший образ мыслей, тот еще здесь предвкушает Царство Небесное, начинает жить блаженной жизнью, ожидая себе блаженства, уготованного любящим Бога».

Здесь же, на земле возможен для человека и переход из смерти духовной к жизни во Христе, который тайнозритель св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет в своем Откровении «первым воскресением » (). Раскрывая эту радостную для нас истину, преп. Макарий Египетский говорит: «воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет при кончине века».

Итак, возлюбленные, сегодня в событии воскрешения Лазаря четверодневного Св. Церковь указывает нам прообраз нашего будущего воскресения. «Общее воскресение, прежде Твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!» Но, не останавливаясь на этой мысли о телесном воскресении как о действии всемогущества Божия, Св. Церковь вводит нас в область и более глубокой тайны. Она свидетельствует, что Грядущий на вольную страсть, нашего ради спасения, Господь наш Иисус Христос есть ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ не только телесной, но и духовной, есть Первенец мертвых, умирающих о Господе. И потому в радости об этой величайшей победе и в надежде на божественные обетования, дарованные нам о Христе Искупителе нашем, с символами этой радости и этой надежды в руках, мы, подобно ликующему народу, встречавшему Господа при вступлении Его во святой город, в канун великой Страстной седмицы взываем из глубины благодарного сердца: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Весь Иерусалим пришел в движение, изумление, радость от того, что произошло с Праведным Лазарем. Четвертый день он был во гробе, уже начал смердить, разлагаться и, будучи набальзамированным, смог выйти из пещеры, в которую был положен. И мы со страхом наблюдали, как Господь совершал это воскрешение: «Лазарь, гряди вон».

Слову Владыки ничто не может быть непокорно. И даже мертвые из гробов исходят, и даже нечистое житие Господь может убелить. Всё Ему подвластно. Но не подвластно Ему, по Его же собственной воле, по Его же желанию, не подвластным Ему остается только человеческое произволение, только наше с вами желание, направление нашей воли остается Ему не подвластным.

И мы удивляемся, как люди, которые видели это воскрешение, явное чудо, которое больше сравнить не с чем, как они могли еще составлять какие-то советы против Владыки, Властелина мира. Что же могло произойти в их душах, в их сердцах такое, что они не покорились Богу? Иногда даже кажется, что это какое-то гипертрофированное повествование, что на самом деле такого быть не может. Если люди увидят чудо, они же спасутся, они же обратятся к Богу.

Но, дорогие мои, мы на своем опыте, собственном, можем удостовериться, что это далеко не так. Чудеса в нашей жизни – их было безчисленное количество, только бы вспомнить, так память короткая. И таких происшествий было немало.

Из Евангельской истории мы помним, как человек, который сорок лет лежал у купели Силоамской, ожидая исцеления. Помните, там первый кто влазил в возмущение воды, исцелялся от любой болезни, которой был одержим. Этот человек лежал сорок лет. Господь его исцелил за одно мгновение. Так вот, этот человек пошел и рассказал иудеям, Кто его исцелил, (это произошло в субботу), и Кто повелел ему взять одр и идти. По Преданию церковному человек, который ударил Христа во дворе первосвященника железной какой-то перчаткой, кастетом, этот человек был тот самый исцеленный расслабленный. Как такое может быть?

В начале 2000 годов прошла такая заметка, целая история о том, как родители, священник и матушка, взяли в свою семью приемного ребенка из детского дома, его воспитали, дали ему образование, подняли его «на ноги». И этот батюшка строил храм, там не было иконостаса, и один благодетель дал ему какую-то крупную сумму денег на иконостас. И можете себе представить, прознав об этом уже выросший этот человек, подошел к отцу и говорит: «Давай деньги сюда». «Какие деньги? Они у меня на счете, я их по безналичному расчету перевел, они в банке, у меня их нет». И этот молодой человек связал его, начал колотить, бить, иголки под ногти засовывать: «Давай деньги». Тот говорит: «Ну нет их. Что ты, сыночек, со мной такое делаешь». «Давай всё, я знаю». В конце концов, он его убил. И не получил он никаких этих денег, в отличие от Иуды, Иуда тоже ничего не получил в конце концов. Получил этот человек только срок.

Таких примеров немало, только они, может быть, не такие яркие, как повествует Евангелие или в нашей истории происходят. Такие примеры – они в меньшем масштабе совершаются. И мы с вами облагодетельствованы Богом. Ведь человек расслабленный-то, он не просто стал ходить, его же взяли в армию, за его донос ему дали место в охране не какого-нибудь там человека, например священника, его взяли в армию. И вот такая удивительная неблагодарность. Она бывает у тех людей, которые, понимаем, жестокие, жестокосердные.

И, знаете, Господь дает нам возможность умягчить наши сердца через способность плакать. Сам Он плакал, когда увидел иудеев плачущих, когда увидел Марфу и Марию, в таком страшном горе находящихся. И по-человечески это очень всё понятно для нас.

Евангельское повествование очень трогательное. Господь дает нам возможность самим поплакать. Ведь Лазарь умер, потому что по закону, который Богом был дан прежде Творения мира, наказание за грех – смерть.

И мы оплакиваем, в конце концов, и свою греховность. А те из нас, которые не умеют плакать, не могут выразить свои чувства и скорби, они оказываются в очень плачевном состоянии. Человек, который не может выплакать свое горе перед Богом, перед людьми, этот человек не вполне полноценный даже, человек, который не может плакать – это робот. И критики христианства первых веков, они обвиняли христианство в женственности, что христианство делает цивилизацию, устраивает ее с «женским лицом». Марфа и Мария поплакали над Лазарем, плакали иудеи, плакал и Христос. И когда человек не имеет возможности выразить свои чувства, он очень-очень страдает.

Вот мы с вами заботимся о наших подопечных. Некоторые из них, могут выразиться как-то, некоторые не могут. И те, кто лишен такой возможности, как в какой-то капсуле находятся. И по дневникам аутистов, которые потихонечку начали возвращаться к жизни, смогли выражать свой опыт и вспоминать, по этим дневникам мы видим, как они страдают. Самое главное страдание человека, заключенного как будто в какие-то кандалы в тюрьме, то, что он не может как-то обратиться к окружающим людям, и его выражение внутреннего состояния – оно неадекватное, и люди его не понимают. Когда мы плачем, нам становится легче. Господь дал нам это облегчение. Потому что тот факт, что из глаз льются слезы, свидетельствует о нашей слабости, о нашей неспособности что-либо сделать. Остается только плакать. Человек, когда плачет, он узнает меру своим силам, человек видит себя в таком состоянии, безпомощном, но ничего не остается делать, как обратиться к Богу. Даже если он сознательно к Богу не обращается в этот момент, всё равно облегчение происходит из-за смирения.

И представьте себе, как тяжело было Христу, что Он заплакал, «возмутился духом» и «крепляшася», как сказано в Евангелии, то есть, сдерживая в Себе эти рыдания, подошел к гробу. Как Христос относится к нашим беззакониям, которые ведут нас в гроб? Но, ничего не делает, не предпринимает для того, чтобы превратить нас в роботов. Он оставляет выбор за нами. И только нам решать, быть ли нам со Христом, с этими отроками, которые «знамени победы», то есть, пальмовые ветви с восклицаниями приносили Христу, либо остаться более или менее жесткими, знаете, такими рациональными, сатана очень хитрый, конечно, он виноват в том, что иудеи распяли Христа, но если бы они не склонились к этому через неприязнь, не склонились бы к этому через зависть, то сатана ничего бы не смог с ними сделать.

Так же и в нашей с вами судьбе. Господь много показал нам чудес, но мы остаемся такими, какие мы есть, неисправленными. Проскальзывает у нас порой и гордость, проскальзывает у нас тщеславие: вот я молодец, что-то у меня там получилось, и сатана постепенно берет над нами власть.

Дорогие мои, давайте бодрствовать. Мы радуемся о том, что Христос воскресил Лазаря. Так же и этот расслабленный радовался, прыгал до потолка, наверно, когда понял, что он сорок лет лежал, и что даже в армию его берут. А что было потом? Порадовался, а плоды этой радости все обернулись против него.

Дорогие мои, давайте постараемся в эти последние дни, пост 40-дневный наш уже закончился, и мы с вами должны уже с плодами этого поста прийти в Страстную седмицу, войти в нее. И оглядываясь на себя, на эти плоды, не можем не ужаснуться, конечно. И правильно делаем. Потому что «гордым Бог противится, смиренным дает благодать», дает благодать не распинать Его грехами. Аминь.

Спаси, Господи!

Во времена Христа в маленьком селении Вифания близ Иерусалима жили две сестры – Марфа и Мария, и с ними брат, Лазарь. Мы знаем, что Господь неоднократно посещал их дом, и сестры однажды чуть не поссорились, потому что пока Мария внимала словам Учителя, Марфа вынуждена была одна хлопотать по хозяйству. Одним словом, обычная человеческая семья… Но однажды Лазарь, брат Марфы и Марии, заболел и умер. Казалось бы, смерть человека – тоже дело обычное, но в Евангелии привычный ход вещей внезапно нарушается: спустя четыре дня Господь приходит в Вифанию, идет ко гробу Лазаря, и… воскрешает его. Зачем? Неужели только потому, что Лазарь – друг, а все остальные для Христа – “просто люди”, и можно повременить с их воскрешением? Неужели у Христа могут быть “любимчики”, разве не всех Бог любит одинаково?

Каждый из нас не только может быть любимчиком Бога, но, мало того, является им. Господь знает каждого из нас по имени (Ин. 10 , 3), и вряд ли можно говорить, что у Бога существуют какие-то особо близкие друзья, те же Марфа, Мария и Лазарь, а все остальные – “просто люди”, “толпа”. Сам Христос всегда хочет быть Другом каждому из нас; но вот мы желаем этой дружбы отнюдь не всегда. Часто близость ко Христу нами понимается как некая дисциплинарно-обрядовая функция: вычитал положенное количество молитв – значит, близок ко Христу, а не вычитал – значит, не близок. Церковь говорит нам, что каждый из нас может и должен стараться “стяжать друга Господа”, как поется в одном из церковных песнопений. И если бы Христос был для нас мерой всех вещей, и мы бы воспринимали Его не только как Творца, Судию, Вершителя наших судеб, но и как именно Друга, может быть, мы были бы более живыми и настоящими христианами.

В святоотеческих толкованиях Евангелия можно встретить метафорическое понимание образа Марфы как присущей человеку деятельности и образа Марии как созерцательности. Но тогда Лазарь – это дружба, сердечная расположенность к Богу, и хорошо бы, если бы к нашей кипучей деятельности и глубокой созерцательности прибавлялось бы еще хоть немного стремления стать другом Христу.

Событие, произошедшее две тысячи лет назад в Вифании, оказалось настолько важным, что в самом конце Великого Поста, в последнюю субботу перед Страстной Седмицей Церковь вспоминает воскрешение Христом праведного Лазаря. И не зря в нашем календаре Лазарева суббота стоит в тесной связи с праздником Входа Господня в Иерусалим и Страстной Седмицей. Господь силен воскресить любого умершего, но тогда, воскресив Лазаря, Он вызвал к Себе еще большую ненависть фарисеев, и именно после этого чуда они окончательно решили убить Его. Христос спас друга от временной смерти ценой собственной смерти на Кресте. Да, Лазарь умер позже второй раз, как умрем и все мы, но он послужил делу и нашего спасения: ведь Христос Своим словом воскресил его к жизни временной, чтобы чуть позже – через Крестную смерть – воскресить всех нас уже навсегда к жизни вечной . Аминь.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия