07.02.2021

Кто такие марксисты в истории. Марксизм - это что такое? Основные идеи марксизма (кратко). Общие сведения о концепции


Основатели марксизма стали одиозными и политизированными фигурами, героями памфлетов и карикатур. Поэтому стоит вспомнить, что же они думали на самом деле, а не что им приписывают. Попробуем кратко описать основные идеи марксизма. Тем более что источников достаточно. Это зародилось не на пустом месте. На него повлияли теории Гегеля и Фейербаха, а также других представителей немецкой классической школы мышления.

Марксизм: основные идеи и концепции

Прежде всего, одной из главных теорий марксизма является признание существования общественного прогресса. его называется экономика. Основной характеристикой человека как существа признается наличие труда, практики. Последняя направлена на преобразование природы и общества. По сути, практика является основой истории, а также ее смыслом. Поскольку основные идеи марксизма состояли в распространении материализма на общественную жизнь, то и понимание истории в нем было соответствующим. Первичной в социуме является практика, она же выступает и в роли критерия правильности любой теории.

Основные идеи марксизма и материализм в истории

Не концепции и теории являются источником жизни. Они только отражают ее, иногда верно, а иногда и искаженно. Совокупность их называется идеологией, которая может как помогать так и тормозить его. Причиной процессов, происходящих в социуме, являются люди. Они вступают между собой в контакты, чтобы удовлетворить свои потребности. А поскольку первичными являются желания материальные: есть, спать и так далее - а потом уже философствовать, то основными отношениями между людьми считаются трудовые, производственные. Поэтому при изучении истории необходимо обращать внимание на основу общественной жизни. А это уровень способа производства, базис всего социума. являются основой любого государства. Им соответствует определенный уровень юридических, политических связей, а также состояния общественного сознания. Это Маркс назвал надстройкой. Все вместе представляет собой общественно-экономическую формацию, которая изменяется при переходе на новый способ производства. Он часто осуществляется революционным путем, если существует острый конфликт между группами людей, которые разнятся между собой по отношению к собственности, то есть классами.

Основные идеи марксизма и проблема человека

Есть причина, которая становится главным фактором в политической борьбе. Это частная собственность. Она порождает не только несправедливость в обществе, но и отчуждение между людьми. Существует несколько форм этого явления. Отчуждение может быть от продуктов производства, от самого труда, и, наконец, друг от друга. Необходимость (по сути, принуждение) работать приводит к увеличению желания иметь (обладать). Единственный выход, который видел Маркс из этого положения - эмансипация человека, создание таких условий, когда он мог бы работать не из потребности, а в удовольствие. Тогда люди из существ, стремящихся обладать, превратятся в настоящих гуманистов. Но философ полагал, что этот выход коренится в политическом решении вопроса: уничтожении частной собственности путем революции пролетариата и наступлении коммунизма. Правда, следует сказать, что Маркс и Энгельс при их четком и систематизированном анализе современной им экономики и социальных отношений очень туманно видели такого общества. Они, скорее, выдвигали его в качестве идеала. Практическую теорию революции и коммунизма породил уже марксизм. Основные идеи, кратко проанализированные в данной статье, были унаследованы многими политическими и философскими течениями и использованы как во благо человечеству, так и во вред ему. Но это уже совсем другая история.

Марксизм - вероучение провокационно-имитационного характера, провозглашающее неизбежность перехода человечества в глобальных масштабах от «эксплуатации человека человеком» в «царство свободы» - сначала к социализму , а потом и к коммунизму .

Марксизм - наименование мировоззренческой системы, являющейся ложным имитатором пути к коммунизму . Марксизм разработан и внедрен знахарями Запада , как метрологически не состоятельное учение, для того, чтобы опорочить идеи коммунизма. Ложное отождествление понятий марксизм и коммунизм возникло на этапе мировоззренческих заблуждений конца Х1Х-середины XX веков.

Однако, как показывает история, далеко не все лозунги воплощаются в жизнь теми, кто их бросает в толпу, и теми, кто отзывается призывам и искренне работает на воплощение лозунгов в жизнь. И происходит это далеко не всегда потому, что провозглашаемые в лозунгах идеалы объективно несбыточны, а вожди - двуличны и лицемерны. Большей частью это происходит потому, что для воплощения провозглашённых идеалов вождям и толпе закулисные политические сценаристы, преследуя свои цели, провоцирующе предлагают заведомо непригодные для этого средства, непригодность которых те не могут заблаговременно выявить. Это относится и к марксизму.

Марксистское учение изначально было построено так (и продолжает сохранять это качество поныне), чтобы реальные знания, на основе которых советы народных избранников могли бы принимать решения, ведущие к осуществлению провозглашённых учением благих целей, было бы невозможно извлечь из марксистских писаний. Вследствие этого реальное правление должно было по-прежнему остаться у мафии толкователей жизни на основе марксизма, а вся полнота внутриобщественной власти - у хозяев мафии, наследников древних разработчиков расистской библейской доктрины глобального рабовладения на финансово-ростовщической основе. Всё это предполагалось осуществить во всемирном масштабе, но в силу Брестского мира, разрядившего нагнетание революционной ситуации в Европе, пришлось ограничиться крупномасштабным социальным экспериментом «построения социализма в одной отдельно взятой стране». В глобальных же масштабах предполагалось изначально организовать общественный строй, примерно такой, какой был в СССР в хрущёвско-брежневские времена.

Против марксизма как такового большинство выросших после 1917 г. не только не возражало, но и относилось к нему с уважением, однако не вдаваясь в его существо. Марксизм стоял вне критики и не вызывал интереса или недовольства не только по причине гонений на критиков, а потому, что пока обеспечивалось потребительское спокойствие и рост производства, у большинства населения не было причин сомневаться в правильности марксистского учения, якобы явно подтверждаемого общественной практикой и их повседневной жизнью: культурный и экономический прогресс был реальностью, и при всех текущих трудностях его чувствовал каждый.

В “Экономических проблемах социализма в СССР” Сталиным было выражено иное понимание социализма и дано руководящее указание советской экономической науке отказаться от понятийного и терминологического аппарата марксизма в политэкономии прежде всего:

«Более того, я думаю, что необ­ходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из “Капитала” Маркса, ... искусственно приклеи­ваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как “необходимый” и “приба­воч­ный” труд, “необ­ходимый” и “прибавочный” продукт, “необхо­димое” и “при­бавочное” время. (...)

Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствую­щими новому положению.

Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие».

Если из политэкономии марксизма изъять упомянутые Сталиным понятия, то от неё ничего не останется, со всеми вытекающими из этого для марксизма последствиями. Вместе с «прибавочным продуктом» и прочим исчезнет мираж «прибавочной стоимости», которая якобы существует и которую эксплуататоры присваивают, но которую Сталин не упомянул явно.

Сталин прямо указал на метрологическую несостоятельность марксистской политэкономии: все перечисленные им её изначальные категории неразличимы в процессе практической хозяйственной деятельности. Вследствие этого они объективно не поддаются измерению, поэтому они не могут быть введены в практическую бухгалтерию ни на уровне предприятия, ни на уровне Госплана и Госкомстата.

Это означает, что марксистская политэкономия общественно вредна, поскольку на её основе невозможен управленчески значимый бухгалтерский учёт, и сверх того, её пропаганда извращает представления людей о течении в обществе процессов производства и распределения и управлении ими.

“Политэкономия” марксизма не описывает никакой исторически реально существовавший или возможный способ хозяйствования. “Капитал” - это собрание фактов, утопленных в словоблудии и язвительной полемике с несогласными, но это даже не система бухгалтерского учёта, которая так или иначе необходима для хозяйствования. Графоманство ли “Капитал”, или предумышленная дезинформация, нагромождение вздора - вопрос особый.

Имитационно-провокационная сущность марксизма, кроме того, выражается ещё и в том, что в философии марксизма вопрос о решении задачи предсказуемости многовариантного будущего, лежащий в основе всякой власти и всякого управления, подменён “основным” вопросом о первичности материи либо сознания.

В силу этих особенностей марксизма принципиального характера толпа, верящая в марксизм, оказывается заложницей хозяев марксизма, обладающих некими «ноу-хау» осуществления своей идеологической и экономической власти.

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

совокупность марксистски ориентированных учений (советский марксизм, фрейдомарксизм, антигуманистический марксизм, "критическая теория"), не образующая определенного единства. Учение самого Маркса является продуктом разнородных (экономических, исторических, политических, методологических) исследований и предположений. Широта этих исследований и воплощенные в них интересы не укладываются без ущерба и потерь в жесткую схему или однозначное определение. До настоящего времени сохраняют значение: Марксов анализ классического капитализма, перспектив научно-технического прогресса, его разработки логики выведения теоретических схем бытия особых исторических систем, попытки характеристики особой логики особых объектов, схемы периодизации социальных форм в зависимости от индивидного развития людей и соответствующих механизмов социальных связей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марксизм

теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации. Теоретическими источниками М. являются немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Основная цель М. - борьба против капитализма, свершение социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, необходимой для построения коммунизма. Программным документом М. стал «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, основными задачами которого были разработка научного пролетарского мировоззрения, программы, стратегии и тактики революционной борьбы пролетариата. М. состоит из трех органически взаимосвязанных частей: диалектического и исторического материализма (марксистская философия), политической экономии и научного коммунизма. Марксистская философия - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, теоретическое обоснование пролетарского мировоззрения. Марксистская политическая экономия возникла как результат диалектико-материалистического анализа капиталистической экономики, что позволило Марксу в работе «Капитал» раскрыть суть капиталистической эксплуатации, доказать неизбежность гибели капиталистического общественного устройства и перехода к более высокой коммунистической формации. Важнейшей движущей силой прогрессивного общественного развития является борьба классов, а способом перехода от одной общественно-экономической формации к другой - социальная революция. Марксистская теория научного коммунизма исследует закономерности перехода к коммунистическому обществу, который осуществляется посредством пролетарской революции, установления диктатуры пролетариата, строительства общества, гармонически сочетающего свободу общества и свободу индивида. Борьба за построение коммунизма осуществляется под руководством коммунистической партии, организующей революционную практику пролетариата на основе научной теории общественного развития. Своеобразной идеологической реакцией на распространение М. в рабочем движении стал ревизионизм. В философии ревизионизм стремился заменить диалектический материализм субъектибным идеализмом, в области политической экономии в качестве альтернативы М. создается теория организованного капитализма, доказывающая органическое единство капитализма и социализма и отрицающая необходимость социалистической революции. На этой основе отрицается диктатура пролетариата и развивается идея классового сотрудничества и гармонии классовых интересов. Ревизионистские идеи ослабляют революционную борьбу пролетариата, вносят раскол в рабочее движение. Дальнейшее развитие (ленинский этап, ленинизм) М. получил в трудах В. Ленина, который применил основные положения М. для анализа капитализма на его высшей и последней стадии - стадии империализма. Работы Ленина стали теоретическим обоснованием программы свершения пролетарской революции и построения социализма в России. М. развивался в соответствии с практикой строительства социализма в странах социалистического лагеря в программных документах коммунистических партий, мирового коммунистического движения, в трудах теоретиков и идеологов коммунизма. С распадом мировой системы социализма и Советского Союза идеи М., хотя и утратили свою идеологическую монополию, в модернизированной форме остаются идейно-теоретической основой деятельности коммунистических партий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм - это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений - коммунизм. Популярность этого учения на сегодняшний день очень незначительна, но его последователи фактически предопределили историю всего ХХ века. Марксизм кратко будет описан в данной статье.

Карл Маркс как основатель учения

Автором теории, которую последователи назовут марксизмом, был немецкий журналист, экономист и философ Карл Генрих Маркс. Общественный деятель родился в городе Трире в 1818 году, обладал блистательными способностями к наукам, и в 1841 году окончил Берлинский университет, так сказать, экстерном. В возрасте 23 лет защитил докторскую диссертацию по античной философии. Увлекался учением классика немецкой философии Г. Гегеля, который был идеалистом. Со временем Маркс занял материалистические позиции, но позаимствовал у Гегеля философский метод диалектики. Таким образом появилась теория марксизма, положения которой изначально были прописаны в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 год). Перу этого гениального мыслителя и общественного деятеля принадлежат следующие работы: "Капитал", "Немецкая идеология", "Критика Готской программы", "Экономическо-философские рукописи". Умер Карл Маркс 14 марта 1883 года в Лондоне.

Источники марксизма

Марксизм - это целостная система взглядов на все социальные процессы. Но эту систему можно условно разделить и определить ее основные составные части, а также источники. Известный русский революционер-марксист В. И. Ленин в одной из своих работ выделил три источника, на которых основываются идеи марксизма.

Английская политическая экономия

Учение Маркса - это прежде всего учение об экономической теории. Поэтому источником этого учения являются предшествующие марксизму экономические представления, среди которых английская политическая экономия. Адам Смит и Давид Рикард положили начало современной политической экономии, создав трудовую теорию стоимости. Труды английских экономистов К. Маркс брал за основу своей теории.

Немецкая классическая философия

В идеалистической диалектике Георга Гегеля, Маркс видел основу своего философского мышления. Но после прочтения трудов Людвига Фейербаха философ начинает понимать, что идеалистическая позиция очень шаткая и даже не верна. Маркс разрабатывает новый метод, комбинируя философию материализма и диалектику. Как он сам заявлял «Мы поставили диалектику Гегеля с головы на ноги…».

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

Основные постулаты теории Карла Маркса

В марксизме практически невозможно выделить идею, которую можно было бы считать основной. Марксизм - многогранное, четко выстроенное учение.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание - это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

Материалистическое понимание истории

Марксизм рассматривает человека не как что-то отдельное, а как общественное существо, как продукт общественных отношений и связей. Все виды человеческой деятельности творят человека лишь постольку, поскольку он сам их творит.

Принципы исторического материализма следующие:

  • первичность материальной жизни над жизнью культурной;
  • основополагающими в любом обществе выступают именно производственные отношения;
  • вся история человеческого общества есть история борьбы классов (то есть одних социальных групп с другими);
  • признание того, что история является постоянно движущимся процессом смены общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

В каждой общественно-экономической формации присутствует класс угнетателей и класс угнетенных. Определяются эти антагонистические классы по их отношению к средствам производства (земле - при феодализме, заводам и фабриками - при капитализме). При капиталистической формации существует класс буржуазии и класс наемных рабочих (пролетариат). Классы находятся в постоянной борьбе, и, как предполагал Маркс, пролетариат должен свергнуть эксплуататоров и установить свою диктатуру. В результате должно возникнуть новое справедливое общество и следующая общественная формация - коммунизм. Следует отметить, что марксизм - это не всегда коммунизм, многие используют это учение не в политических, а в научных целях.

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

Центральной темой критики К. Маркса в области экономики была тема капиталистического способа производства. Этому понятию и его исследованию Маркс посвятил свой главный труд - «Капитал». В произведении он раскрыл основные законы существования современного общества и раскритиковал их как негуманные и эксплуатационные. Оспорить это положение Маркса довольно трудно по сей день. Многие люди вынуждены работать изо дня в день, чтобы не умереть с голоду, тогда как другие живут с этой работы, а сами практически не трудятся.

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм - это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия