28.03.2021

Кто построил исаакиевский. Легенды и факты в истории исаакиевского собора. Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории


Если вы бывали в Санкт-Петербурге, то наверняка видели Исаакиевский собор . Даже в советские времена, времена явной борьбы с религией, когда «опиум для народа» всячески пытались уничтожить, мало какая экскурсия по Ленинграду обходила этот дивный собор. Северная пальмира богата дивными архитектурными сооружениями и среди них Исаакиевский собор занимает одно из ведущих мест по красоте и популярности.

Собор был задуман как храм-памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Но строили собор в течении сорока лет, и под конец строительства стали забывать в честь чего воздвигается храм. Автором проекта, а позже и главным архитектором, был молодой француз Август Монферран - человек у которого не было никакого строительного опыта, но который умел красиво рисовать. Альбом с набросками собора попал в руки к императору Александру I и в 1818 году самодержец издал указ о назначении Монферрана главным архитектором Исаакиевского собора. Так на долю молодого француза досталась самая сложная и грандиозная постройка Петербурга.

Неопытность Монферрана как архитектора сказалась, но от провала начатое в 1819 году строительство спасло вмешательство ряда выдающихся русских зодчих - В. Стасова, Карла Росси, А. Мельникова. На основе эскиза Августа Монферрана был разработан новый технический проект, внесены поправки в архитектуру здания, благодаря чему оно стало стройнее и легче. Но неопытность молодого архитектора все же дала о себе знать: здание стало неравномерно оседать, что приходилось устранять еще и советским реставраторам.

Условия постройки собора усложнялись тем, что необходимо было при возведении нового собора сохранить алтари старого. Приходилось некоторые части старого собора разбирать, некоторые перестраивать, а некоторые оставлять без изменений.
Большую сложность вызвала закладка нового фундамента и соединение его со старым. Для этого были вырыты глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26 - 28 сантиметров, и длиной 6,5 метров. Всего было забито около 12 тысяч свай. Затем все траншеи были соединены между собой и залиты водой. Когда вода замерзла, сваи были спилены под один уровень, рассчитанный от поверхности льда. Работы по закладке фундамента велись пять лет, по сваям было уложено два ряда огромных гранитных блоков. Связывали их металлическими скобами и заливали для прочности свинцом вместо раствора. Строило собор более125 тысяч мастеров каменщиков, кузнецов, плотников и рабочих других проффесий.

Поражают своими размерами колонны Исаакия: Высота каждой 17 метров, всего их 48, и все они монолитно вырублены из гранитной скалы. Вырубка гранитных монолитов для колонн велась в каменоломне Пютерликс недалеко от Выборга в Финляндии. Удобство каменоломни заключалось в большом запасе гранита и близости Финского залива с глубоким фарватером. Перевозили их на специальных плотах-баржах. Для того чтобы стравить колонну было задействовано около ста такелажников, стоявших у ручных лебедок и направлявших тяжесть. В распоряжении строителей была первая в Европейской России узкоколейка с паровым двигателем. Для подъема колонн были построены специальные леса, колонны обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролетов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на 16 чугунных воротов-кабестанах, на каждом из которых работало по 8 человек. Установка одной 17ми метровой колонны массой 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран отмечал в своих записях: «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех 48 установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первую колонну устанавливали в присутствии царской семьи 20 марта 1828 года. После установки колонн и сооружения портиков в 1830 году началась постройка опорных пилонов и стен собора. Толщина стен составляла от 2,5 до 5-ти метров, стены кирпичные скрепленные известковым раствором. Мраморная облицовка выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, толщина наружной облицовки - 50-60 сантиметров, внутренней - 15-20 сантиметров. Крепилась облицовка с помощью железных крючьев (пиронов) которые вставлялись в специальные отверстия высверленные в стене. Внутри южной и северной стен устроены вентиляционные галереи. Для освещения собора над галереями аттика сделаны световые галереи.

В 1836 году постройка стен и пилонов завершилась и началось возведение перекрытий. Кирпичные своды собора имеют толщину от 1,1 до 1,25 метра. Кроме кирпичных сводов были сделаны декоративные, представлявшие собой металлический каркас, покрытый металлической сеткой и облицованный искусственным мрамором.

В 1837 году было завершено основание купола. На основание устанавливалось 24 колонны, на которых водружался сам купол. Монферран, для легкости и одновременной прочности, предложил сделать купол не каменным а металлическим. На изготовление металлоконструкции свода ушло 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Для тепла и звукоизоляции в свободное пространство было заложено около ста тысяч гончарных горшков конической формы. В 1838 - 1841 годах купол был вызолочен.

Всего в строительстве собора принимало участие около 400 тысяч рабочих. Высота собора 101,5 метра, ширина около ста метров, наружный диаметр купола 25,8 метра , весит он 300 тысяч тонн. На каждом фронтоне помещено рельефное изображение с евангельскими или историческими сюжетами: на северном фронтоне - «Воскресение Христа», на западном — «встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», на южном — «поклонение волхвов», на восточном, в сторону Невского проспекта - «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Снаружи собор несколько тяжеловат, но это не является ущербным для его роскошного вида.

Внутри собор отделан с величайшей роскошью и великолепием. На облицовку выбиралось все самое лучшее и дорогое: белый итальянский мрамор, малахит, ляпис-лазурь, черный агат, червонное золото (почти пол тонны), скульптурные группы и барельефы - все сказочно богато. Вмещает собор до 13 тысяч человек. В соборе три алтаря, главный - центральный посвящен преподобному Исаакию Далматскому, левый — великомученице Екатерине, правый — благоверному князю Александру Невскому. Работы над интерьером собора начались в 1841 году, в них принимали участие знаменитые русские художники: Брюллов К.П., Бруни ф. А., Бурухин И. Д., Шебуев В. К.,Рисс Н.Ф., и скульпторы Витали И. П. и Клодт П. К. В центральном алтаре, с разрешения Синода, был установлен витраж с изображением Воскресения Христова - изначально католический элемент убранства церквей. Изготовлен витраж был под управлением М. Э. Айнмиллера главы «Заведения живописи на стекле» при королевской мануфактуре в Мюнхене. Автор эскиза для витража был немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. С этого момента витражи стали устанавливаться во многих православных храмах.

Освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Возглавил освящение митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский Финляндский Григорий (Постников), на освящении присутствовал император Александр II и другие члены царской семьи.

Исаакиевский собор представляет собой образец позднего классицизма в котором проявляются новые направления архитектуры: неоренессанс, византийский стиль, эклектика. Но пришла новая эпоха. После революции 1917 года храм был разорен. В 1922 году из собора изъяли 45 килограмм золотых изделий, и более 2х тонн серебряных. В 1928 году собор закрыли, а в 1931 в нем открыли антирелигиозный музей.

Во время войны на крыше собора были установлены зенитные орудия, а золотой купол был перекрашен в серый цвет. Не смотря на отрицательное отношение советской власти к религии собор был охраняем и почитаем. И когда в августе 1941 года, на одном из участков Ленинградского фронта, в кармане убитого фашистского ефрейтора нашли открытку с изображением Исаакиевского собора и двустишьем на немецком языке, в котором фашистское воинство призывалось к открытию в соборе публичного дома, политрукам было дано задание показать открытку бойцам и разъяснить солдатам важность охраняемых ими сооружений.
После войны собор отреставрировали от военных потрясений и от последствий ошибок Монферрана. Внутри был установлен маятник Фуко.

В 1990 году была проведена первая церковная служба, с тех пор службы проводятся регулярно по воскресным и праздничным дням. Но собор до сих пор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Грандиозная сорокалетняя стройка собора была одновременно и архитекторской школой Августа (Огюста) Монферрана. Не смотря на допущенные ошибки и строгую критику некоторых искусствоведов, этот храм является украшением города над Невой. И задуманный как памятник победы над Наполеоном стал ветераном-участником ленинградской блокады в годы Великой отечественной войны.

Исаакиевский собор, который уже 150 лет является самым большим и красивым храмом Петербурга, а также одним из главных символов города, строили четыре раза.

Первый, деревянный, Исаакиевский храм заложили в 1707 году в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, – отсюда и название. "Император недаром решил почтить именно его - он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю". Его переделали из чертежного амбара, находившегося рядом с Адмиралтейством. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).


Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 г.

Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. Церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Г.И. Маттарнови. Новая церковь очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Летом 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала.


Вторая Исаакиевская церковь

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.


Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана


Третий Исаакиевский собор, достроенный В. Бренна. Литография XIX в.

Собор не соответствовал парадному облику северной столицы, и в 1809 году император Александр I объявил о его перестройке. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие известные зодчие А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, В.П. Стасов, Ч. Камерон, Т. де Томон, Д. Кваренги и многие другие. Основное условие конкурса - требование Александра I сохранить в новом храме алтари предшествующего. Царь считал, что сносить их было бы "оскорбительным для памяти основателей". Однако, прекрасно понимая, что компоновка в одном сооружении новых и старых частей неизбежно приведет к неравномерной осадке здания и вызовет его разрушение, все участники конкурса предлагали полностью снести старый собор. Царь с этим не согласился. Ни один из конкурсных проектов им одобрен не был.

В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ, призванный превратить Петербург в парадный представительный город. Император дал распоряжение подготовить предложения по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. Выбор пал на только что приехавшего в Россию из Франции Огюста Монферрана. 20 февраля 1818 года Александр I утвердил его проект и назначил автора придворным архитектором. Проект дорабатывался еще несколько лет и в марте 1825 года получил Высочайшее одобрение.

В строительстве Исаакиевского собора принимали участие архитекторы А.П. Брюллов (брат Карла Павловича Брюллова) и Н.Е. Ефимов, А.И. Штакеншнейдер, А.И. Кракау, И.А. Монигетти и другие.


Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах - Александре I, Николае I и Александре II. За это время в нем приняли участие почти 500 000 человек: каменотесов, плотников, камнерезов, лепщиков, кузнецов, скульпторов и живописцев.


Вид на строительство Исаакиевского собора в 1838 г.



Исаакиевский собор в лесах. Литография Байо по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Для грандиозного сооружения, задуманного Монферраном, требовался надежный сплошной фундамент, поскольку возводился он на болоте. В дно котлована было забито около 11 тысяч просмоленных сосновых свай длиной 6,5 метров диаметром 25-30 сантиметров. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты, выше - кладку из камня, связанного специально приготовленным известковым раствором. На этой мощной опорной подушке и строился собор. Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет, в них приняли участие около 125 000 человек.


Леса для установки колонн. Лист из альбома О. Монферрана. 1845 г.

Четыре фасада собора были украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались на каменоломне Пютерлакс (недалеко от Выборга) и по воде доставлялись на баржах к месту строительства.


Выгрузка и перекатывание колонны на Адмиралтейской набережной. Тонированная литография А. Кювилье и В. Адама по рисунку О. Монферрана. 1845 г.

Установка этих 112 монолитных колонн вызвала восхищение современников – их поднимали вручную, при помощи деревянных лесов. Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.


Вид северного портика Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г.



Колонны Исаакиевского собора

После возведения основания купола собора в 1837 году вокруг него установили 24 гранитные колонны массой более 60 тонн каждая. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку купола металлическими конструкциями, что давало возможность облегчить верхнюю часть здания и ослабить его неравномерную осадку.

Купол облицевали позолоченными медными листами. Медь золотили с 1835 по 1843 год необычным способом. Листы меди покрывали амальгамой (сплавом золота и ртути) и, нагревая их над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Подобный метод позволил сохраниться позолоте купола собора без повреждений на протяжении более чем полутора веков. На золочение куполов ушло 100 килограмм золота. Позолоченные купола православных храмов встречаются достаточно часто, но золоченый купол Исаакиевского собора по своим размерам единственный в своем роде не только в России, но и в мире. Диаметр купола - более 25 метров.


Металлический каркас главного купола. Литография с рис. О. Монферрана. 1845 г.

Строительство Исаакиевского храма стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение в декоративном убранстве гальванопластики.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров. Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом, куда входило миро - освящённый состав из елея (масла) и благовонных трав и веществ.

Церемония освящения и открытия храма состоялась 30 мая 1858 года, в присутствии императора Александра II, членов царской фамилии и хора из 1200 певчих. Исаакиевский собор стал главным кафедральным храмом России.

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства - 100 килограмм
Вес верхней колоннады – 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.


Церемония освящения Исаакиевского собора 30 мая 1858 г. Литография



Панорама внутреннего убранства собора


К.П. Брюллов. Богоматерь в окружении святых. Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П.А. Басиным по картонам Брюллова


Колонны из зеленого малахита


Главный иконостас

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра Второго к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра на горельеф западного фронтона.


Огюст Монферран на фронтоне собора

Здесь Монферран оставил своеобразный автопортрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в обнимку. Причём, все персонажи склонили голову, приветствуя Святого Исаакия Далматского, и лишь Монферран держит голову прямо. Государю это настолько не понравилось, что, проходя мимо Монферрана, он даже не поприветствовал его и не сказал ему ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц - скончался. Монферран завещал похоронить его в своём главном детище, Исаакиевском соборе, но Александр это пожелание не одобрил. Поэтому гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпели его в костёле Святой Екатерины на Невском, после чего вдова увезла его в Париж.

Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен. Только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 килограммов золотых изделий, 2230 килограммов - серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.

История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.


Бюст О. Монферрана. Скульптор Фолетти. 1850-е гг. Выполнен из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма

12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли. С показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в храме был открыт Государственный антирелигиозный музей .

В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины. После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года.

Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко», который был демонтирован лишь 12 апреля 1986 года. С тех пор он находился в хранилище музея-памятника Исаакиевского собора.


Маятник Фуко в Исаакиевском соборе Ленинграда. 1978 г.

В 2016 году маятник, забавлявший туристов, опять достали из закромов советского атеизма - ровно через 75 лет после установки и 30 лет после демонтажа. Сотрудники музея сообщают, что на прежнее место - под купол - маятник подвешен не будет. Но, вполне вероятно, скоро экспонат вынесут на улицу - для всеобщего обозрения. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух.

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

Исаакиевский собор в Петербурге. Он поражает своей монументальностью и величественной красотой.

С момента строительства собора по официальной версии не прошло и двухсот лет, и, считается, что процесс постройки был задокументирован подробнейшим образом. Однако при внимательном рассмотрении этих данных возникает много вопросов...

...Зарисовки к фильму

Раздел будет постоянно обновляться, предварительные иллюстрации:

Вот несколько примеров технологических отверстий, которые представлены на рисунках Монферрана.

Исаакиевский альбом Монферрана 1845 года:

Аналогичные, но более чёткие отверстия (или выступы?) можно наблюдать из альбома Монферрана, посвящённого Александрийской колонне.


А вот такие же технологические отверстия в храмовом комплексе Баальбека (город в Ливане):

И снова эти же отверстия в одном из самых больших мегалитов подземного Иерусалима:

Храм Аполлона в Дельфах (Греция):

Орнаменты

70-я страница Исакиевского альбома Монферрана:

Если верить подписи на французском языке, то это вид на бюро "Главного Архитектора".

А подпись с сайта monpherran.ru гласит:

"Барак для рабочих и хозяйственные постройки на строительной площадке Исаакиевского собора. Литография Бенуа по рисунку Монферрана. 1845 г."

Историки не могут определиться?

Но интересно другое, на рисунке мы видим два типа камней: тёмные и светлые. Также видим характерный орнамент.

В Баальбеке, о котором речь шла выше, часть сооружения из белого известняка, а часть из красноватого гранита.

И тот же характерный орнамент:

А вот орнамент пола в Исаакиевском соборе (заметим, что до недавней реконструкции центральный элемент в круге тоже был не в виде "цветка", а в виде солярно-свастичной фигуры ):

Казалось бы, глупый для традиционной истории вопрос, когда строился Питер и когда - Баальбек, становится совсем непростым...

...Персонажи

(материалы из блога Льва Худого)

Практически все "шишки" добычи и обработки гранитных мегалитов Петербурга свалили на одного человека - Самсона Суханова. По официальной версии именно он вырубал из гранитной скалы куски толщиной с трехэтажный дом и длиной с десятиэтажный (для Александровской колонны, например).

Вот как в официальной версии описаны достижения камнетёса:

Артель Суханова появилась на Васильевском острове в 1803 году. Ей предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова, а затем были созданы Ростральные колонны.

Потом были колонны Исаакиевского собора.

На башне Адмиралтейства стоят высеченные им статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик, а в Баболовских банях высекли огромную каменную ванну из цельного куска гранита, в Москве - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса неудач.

Он умер таким же бедняком, каким пришел сюда из-под Вологды.

Однако если рассматривать официальные версии его биографии более детально, то обнаружится огромное количество неточностей, нестыковок и откровенных мифов:

Разные отчества в разных источниках, а в некоторых из них приписали ему двух отцов ОДНОВРЕМЕННО - Семёна и Ксенофонта,

По найденным источникам Самсон Суханов рождался 4 раза -- в 1766, 1768, 1769 и 1776, а умирал всего только 2 раза - в 20-х и 40-х. Разброс 4-х дат рождения составляет 10 лет, а двух дат смерти - 20.

16-летний мальчик Самсон, судя по описанию, убил двух белых медведей, с шкурами которых его артель вернулась в Архангельск. Эта история, кочующая из одного источника в другой, совершенно неправдаподобна.

Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.

На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.

Весной 1785 года артель вернулась в Архангельск с моржовыми салом и клыками, голубыми песцовыми шкурками, гагачьим пухом, медвежьими шкурами (две из них были трофеями Суханова).

Белый медведь - самый большой хищник на Земле, современные белые медведи весят до тонны, однако 200 лет назад они были крупнее: в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, изданной более 100 лет назад, указан вес: до 1600 кг ("16 центнеров весом").

Вот цитата из энциклопедии:

Белый медведь очень дик, зол, кровожаден и очень силен, довольно быстро движется скачками. Защищается с большим мужеством и является опасным противником, особенно на льду, на котором он движется смело и уверенно. Охотятся на белого медведя с ружьями, но эта охота часто стоит жизни охотнику…

Тюленя-лахтака, весящего ненамного меньше самого медведя, хищник может убить, раздробив единственным сокрушительным ударом лапы череп жертвы, и при необходимости перенести ее тушу в зубах на расстояние до километра.

Из-за опасности встречи с белым медведем охотники придумали другой способ охоты, описанный в той же энциклопедии:

Туземцы употребляют для охоты на Б. медведя следующий способ: острую полоску китового уса, дюйма в 4 длиной, свертывают спиралью, заливают тюленьим жиром, которому дают застыть, и затем кладут как приманку. Когда приманка эта попадет в желудок Б. медведя, то жир растапливается, китовый ус распрямляется и разрывает желудок и другие внутренности, и животное околевает.

Очевидно, что история с 16-летним Самсоном Сухановым, который окружил себя частоколом из двух лыж, и завалил ножом полуторатонного зверя, находясь под его тушей, не более чем миф.

Нет достоверного изображения великого камнетёса, единственный портрет имеет туманное объяснение:


Однажды у одного московского коллекционера нашли старый холст. Под толстым слоем копоти и грязи невозможно было разобрать, что на нем изображено. Но реставраторы все-таки заинтересовались холстом. Сантиметр за сантиметром они начали очищать его и увидели подпись художника: «Василий Тропинин» - автор многих картин и портретов знаменитых людей.

Когда холст очистили целиком, то оказалось, что это портрет старика, стоящего возле стены. Рядом изображена круглая база могучей каменной колонны. В руках старика каменотесный молоток. Установили , что это Самсон Ксенофонтович Суханов.

Как устанавливалась личность мужчины с молотком на фоне колонны, изображённого на картине - не сообщается.

Историки не знают ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Имя Самсон (от ивритского שִׁמְשׁוֹן ‎, Шимшо́н) — носил ветхозаветный персонаж, прославившийся необыкновенной физической силой. Так может быть в честь него и назвали русского сказочного богатыря-камнетёса? Библейский Самсон порвал льва - самого большого хищника в тех местах, а русский Самсон - белого медведя, тоже самого большого хищника в его местах.

Если предполагать, что Самсон Суханов личность вымышленная, то становится понятным, почему мифотворцы к имени «Самсон» подобралиименно такую фамилию. В ПОВЕСТИ О СУХАНЕ" неизвестного автора 17 века более чем 90-летний русский богатырь Сухан вырвал с корнем молодой дуб и этим дубом перебил татарское войско, после чего был застрелен из пушки.

Далее, по официальной версии, гигантские гранитные блоки, отколотые и обтёсанные до совершенных форм артелью Суханова, переходили в распоряжение не менее загадочных персонажей - Августа Августовича Бетанкура и Августа Августовича Монферана.

Продолжение следует...

Публикация проиллюстрирована рабочими материалами к фильму, которые добавляются и обновляются по мере продвижения проекта.

Специалистам при полноценном сотрудничестве высылаются фрагменты чернового сценария.

На данный момент проект поддержали:

Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Дмитрий Маврин, Дмитрий Карасев, Гавриленко Геннадий, Шутов Максим, Бесмельцев Евгений, Свистунов Александр, Смола Юрий, Раман Ком, , Чекмаев Александр, Андреев Евгений, Захаров Павел, Свинкин Роман, Пронин Сергей, Андреев Дмитрий, Разин Владимир, Волков Вадим, Шулаев Владимир, Самохин Александр, Дмитрий Горбунов, Vitaly, Лиманова Т.В., Алекс Элзи Сэйвер, mavrindmitrij, Клевин Александр Владимирович, Михаил Скарабей, gennadii_tgl, Трахимчук Александр Иванович, Мыльников Дмитрий, Баландин Михаил, Максим Сергеевич Андрийчук, Pisarev Vladimir, Тартарин Константин Викторович, Иван Викторович Тюлькин, Бочков Павел Александрович, Филиппов Роман Александрович, Рыбальченко А.А., Эндрю Сафронов, Пономарёв Павел Петрович, Шарапов Валентин Юрьевич, Боярских Жанна Викторовна, Журавлёв Виталий Викторович, Соколов Андрей Дмитриевич, Быкова Ольга, ninekib, Добряк Анастасия, Куканов Михаил Владимирович, Щукин Андрей, Нилов оа, Коробов В.М., Лёвин Евгений, Шугаев Алексей, Косова Ольга Алексеевна, Станислав, Меженин Геннадий Геннадьевич, Гребнев Валерий Михайлович, Федоров Юрий Владимирович, Варламов Роман Игоревич, Хохлов Андрей Вячеславович, Кармазин Максим, Артём Андреев, Кичигин Михаил Валерьевич, Эмиль Пайо, Савенков Вадим, Игорь Заливский, Кравчек Дмитрий Дмитриевич, Кравчек Светлана Александровна, Шкатов Владимир Александрович, Ганкович Владислав Викторович, Андреева И.Ю., Хворов Иван Александрович, Щукин Андрей, Привалов Игорь Александрович, Гордеев Антон Валериевич, Кольцов Илья Викторович, Сергей Михайлович Дубаков, Белянский А.А., Виктор Владимирович Осипов, Аризар Арцев и многие другие...

С платформы планета.ру:

Гордеева Ирина Олеговна, Гурьев Андрей, Олег, Шадрина Мария, Анатольевна Шилова, Людмила Борисовна, Сысков Михаил Михайлович, Огородников П.М., Сергей Шубный, Евсегнеев Николай Михайлович, divasoft.ru, Александр Гончаров, Рокин К.В., Лобода Николай Борисович, Aлександр К., Денисов Всеволод Анатольевич, Голубь Евгений Владимирович, Соловьев Евгений Викторович (г. Москва), Соболев А.А., Жиряков Руслан Викторович, Иванов Алексей Сергеевич, Елена, Моляков Илья Юрьевич, Катышев Евгений Владимирович, Аникеев Андрей Валерьевич, Савенков Илья, Капарулин Илья Александрович, , Сергей Беляев, Игорь Александрович, Комаров Герман Леонидович, Рудаков Гавриил Владиславович, Сташков Алексей Александрович, Андреев Денис Владимирович, Семёнов Виталий Владимирович, Куницын Сергей Николаевич, Угланов Николай Игоревич, Новоаганск ХМАО, Аристархов Дмитрий, Иван Питерский, Леонид Мельников.

Так храм оставленный - все храм,
Кумир поверженный - все бог!
М. Ю. Лермонтов

Официальная история строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге вызывает очень много вопросов. "Бумажные" сведения противоречат как самим себе, так и сохранившимся изображениям.
Первая Исаакиевская церковь была построена при Петре I в 1710 году. Располагалась она "на лугу против ворот Адмиралтейской верфи". По сведениям одних авторов церковь была новая и сооружалась в честь Петра I. Поскольку день рождения царя совпадал с днем празднования "памяти" легендарного византийского монаха Исаакия Далматского, ее назвали Исаакиевской. По другим источникам под церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была приспособлена бывшая чертежная (деревянный сарай) адмиралтейской верфи.
Сохранилось изображение этой церкви, сделанное О. Монферраном (?!), строителем последнего по счету Исаакиевского собора. Православные кресты на здании, отсутствует положенный по православным канонам вход с запада. Католик Монферран, видимо, не знал канонов "православной" архитектуры (да и были ли они четко сформулированы во времена Петра I?) и изобразил "неправильную" церковь.

СПб. Первая деревянная Исаакиевская церковь. 1710 год. Литография с рис. О. Монферрана.

В 1717 году церковь сгорела. 6 августа того же года Петр I "лично" заложил первый камень в основание новой церкви. Строилась она по проекту немецкого архитектора Г.-И. Маттарнови, после смерти которого в 1721 году строительство продолжил швейцарский архитектор Н. Ф. Гербель (умер в 1724 году). Строительство было закончено в 1727 году Я. Неупокоевым. Количество строителей породило разнообразие видов церкви, что и отражено на рисунках. Внешним видом она немного походила на Петропавловский собор. Летом 1735 года в церкви произошел пожар. Спустя несколько лет было принято решение о разборке здания. Этот факт не помешал некоторым художникам изображать несуществующую церковь даже в 1750-е годы.



СПб. Вид церкви Исаакия, наплавного моста и здания Двенадцати коллегий. О. Элигер. 1730-е годы. Фрагмент.


Долгие годы об утраченной церкви не вспоминали. Только в 1762 году Екатерина II решила "воссоздать" Исаакиевскую церковь. Проект был поручен итальянцу А. Ринальди (1710-1794). Для постройки собора было выбрано новое место. Так должна была выглядеть новая церковь:


К. Ф. Сабат. Возведение Исаакиевской церкви во времена императрицы Екатерины II. Проект архитектора А. Ринальди.

Здание было построено только до карниза. По непонятным причинам, прервав работу, А. Ринальди в 1784 году вернулся в Рим. После смерти Екатерины II дело строительства собора продолжил Павел I. О судьбе собора в 1884-1796 годах сведений не имеется. Завершить работу было поручено также итальянцу - В. Бренна (1745-1820).


К. Ф. Сабат. Исаакиевский собор. Проект архитектора В. Бренна.

Только при Александре I в 1802 году "собор-гибрид" был открыт. Вероятно, он существовал только в "бумажной" версии, иначе невозможно объяснить, почему шведский художник Б. Патерсен (якобы живший много лет в СПб) в 1803 году изобразил обе версии Исаакиевской церкви:



Б. Патерсен. Вид на Исаакиевский мост и Сенатскую площадь со стороны Васильевского острова. 1803 г.

В 1809 году (спустя всего лишь 7 лет после открытия предыдущего собора!) был объявлен конкурс на создание проекта перестройки здания. Строительство четвертого (современного) Исаакиевского собора было предпринято под предлогом "несоответствия собора парадному облику центральной части Петербурга" . В надуманности этого предлога нетрудно убедиться, посмотрев официальные даты строительства зданий. Как выглядел центр города в 1809 году? В это время, согласно официальным датировкам, в центре города строились:

Казанский собор (1801-1811),
Биржа и Ростральные колонны (1805-1810),
Горный институт (1806-1811),
Адмиралтейство (1806-1823).

Отсутствовали (были построены или перестроены позже):

Павильоны Аничковского дворца (1816-1818),
дом А. Я. Лобанова-Ростовского (1817-1820),
казармы Павловского полка (1817-1821),
Конюшенное ведомство (1817-1823),
Михайловский дворец (1819-1825),
Главный штаб (1819-1829),
дом Н. П. Румянцева (1826-1827),
Северный пакгауз Биржи (1826-1832),
Троицкий (Измайловский) собор (1827-1835),
Александринский театр (1828-1832),
ансамбль Театральной улицы (1828-1834),
корпус Росси Публичной библиотеки (1828-1834),
Таможня (1829-1832),
современные здания Сената и Синода (1829-1834),
Александрийский столп (1829-1834),
лютеранская церковь св. Петра (1832-1838),
Голландская церковь (1834-1839),
штаб Гвардейского корпуса (1837-1843),
Мариинский дворец (1839-1844),
Новый Эрмитаж (1839-1852)
и другие, примечательные с архитектурной точки зрения, здания.


Торжественное возвращение С.-Петербургского Ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12-го дня 1814 года. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1816 г.

По официальный данным современный Исаакиевский собор строился 40 лет (1818-1858). В 1818 году был утвержден проект, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка "монферрановской" версии собора. "Романовские" летописцы не сообщают, в каком именно месте "прямо на сваи был положен первый гранитный камень с бронзовой позолоченной доской, на которой была выгравирована дата закладки" . Судя по рисунку самого Монферрана, "разборка" старого собора велась еще после постройки дома А. Я. Лобанова-Ростовского (неутомимый Монферран "строил" его в 1817-1820 годах, одновременно с нижегородским Спасским собором), законченной в 1820 году - здание видно в проеме арки.
Как водится, у талантливого архитектора появились критики. Строительство собора было остановлено. Учтя все замечания и заимствовав идею пирамидальности у русских архитекторов В. П. Стасова и А. А. Михайлова, Монферран (от личного проекта которого практически ничего не осталось) представил очередной проект. Новый проект был утвержден 3 апреля 1825 года. "Строительство" собора продолжилось.
Продолжили рисовать собор и художники. Немецкий инженер-мостостроитель Г. Треттер превзошел Б. Патерсена:


Вид на Исаакиевский мост и новый собор. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е гг.

"Новый" собор отличается от реального не только размером и формой колоколен, но и отсутствием западного портика (южная и восточная стороны собора на литографии не видны). Впечатляет также дата изготовления литографии - 1820-е годы. Что же изобразил Г. Треттер? Он умудрился "увидеть" нижегородский Спасский собор (построенный все тем же плодовитым Монферраном в 1818-1822 годах) в Северной столице! Литография неизвестного автора дублирует "промах" Г. Треттера, а братья Диоскуры перед входом в Конногвардейский манеж почему-то еще не вызывают раздражения у духовенства:


Вид Исаакиевской площади от Сената. Неизвестный автор. Раскрашенная литография. 1820-е гг.


Фантастическая литография "нового плана", созданная после "восстания декабристов" , замечательна наличием каналов вокруг Адмиралтейства и вдоль Конногвардейского бульвара, отсутствием дома А. Я. Лобанова-Ростовского ("дом со львами"), построенного в 1820 году. В 1826 году неизвестный автор еще не знал, что Монферран уже "возводит" новый собор.


Общий вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета. Гравер А. Аперт по рисунку И. Шарлеманя. 1840-е. Фрагмент.

На гравюре А. Аперта изображены круглые колокольни, северный (шестнадцатиколонный) и восточный (восьмиколонный) портики собора одинакового размера. Гравюра также интересна "небольшой деталью" - на ней изображен конный памятник Николаю I, проект которого был утвержден 2 мая 1856 года . Закладка монумента состоялась в 1857 году.


Вид Исаакиевской церкви и моста. Литографы Л.-П. Бишебуа, В. В. Адам. 1840-е.


М. Н. Воробьев. Исаакиевский собор и памятник Петру. 1844 г.

На рисунке М. Н. Воробьева - действующий собор с колоколами, отлитыми в 1845-1847 годах. Колокола отливались из старых монет, вышедших из обращения и содержали "значительное количество золота и серебра". На Медном всаднике еще отсутствует надпись:
PETRO primo
CATHARINA secunda
MDCCLXXXII


СПб. Исаакиевский собор со стороны Конногвардейского манежа. Ф. Бенуа. 1845 г.

На рисунке Ф. Бенуа изображены скульптуры обнаженных братьев Диоскуров, установленные в 1817 году и "убранные" по требованию духовенства в 1837 году. Колокольни собора - круглые, плоскость креста обращена к северу и югу, а не к западу и востоку, как это принято в православии. В 1850-е годы Ф. Бенуа изготовил новую литографию - исправил колокольни и положение креста, забыв при этом "убрать" Диоскуров. Отсутствие колонн с богинями Славы (установлены в 1845 году) между Конногвардейским манежем и Сенатом не удивляет:


СПб. Исаакиевский собор. Литография Ф. Бенуа. 1850-е гг.


СПб. Исаакиевский собор. Литограф Ш.-К. Башелье по рисунку И. И. Шарлеманя. 1840-е гг.

На рисунке И. И. Шарлеманя изображена служба в полностью готовом соборе, "освящение" которого состоится только 30 мая 1858 года , в день рождения Петра I.

Не менее противоречива биография главного "строителя" Исаакиевского собора. Все сведения о французском периоде жизни известны только со слов самого Монферрана. Настоящее имя Монферрана, родившегося 23 января 1786 года во французском городе Шайо, Анри Луи Огюст Леже Рикар. Монферран - прозвище , полученное им от матери и дядей по названию поместья "Монферран" в Оверни. Это объяснение следует из завещания самогó архитектора, написанного в 1835 году. Каким образом домашнее прозвище могло попасть в официальные документы?
В 1806 году он поступает на военную службу конным стрелком и участвует в итальянской кампании. Об этом факте своей биографии Монферран почему-то сообщает в записке послу Франции в России (!) графу де ла Феронэ. После ранения возвращается в Париж, где 1 октября 1806 года поступает в Королевскую специальную школу архитектуры. Любопытный факт - Монферран, "прошедший курс обучения", не получил официального документа об образовании. Спустя почти три года (!), взамен полноценного документа, 1 июня 1816 года он получает "удостоверение", подтверждающее прохождение курса. В "удостоверении", выданном Анри Луи Огюст Леже Рикару, основным именем значится домашнее прозвище!


В 1813 году Монферран, по его собственным словам, был назначен старшим сержантом. Сформировав 1-ю Версальскую роту, он отправляется в наполеоновскую армию под Дрезден. Также с его слов известно, что за сражение при Арно он был награжден орденом Почетного легиона. Однако в наградных документах его имя отсутствует. Военное министерство Франции запретило ему носить орден, тем не менее, на всех изображениях старшего сержанта орден имеется.
В 1814 году Монферран предлагает свои проекты архитектурных сооружений Александру I, во время кратковременного пребывания последнего в Париже. В 1816 году он приезжает в Россию, где и начинается феерический творческий взлет никому не известного француза, не имеющего ни специального образования, ни архитектурного опыта. Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык - удивительный случай. Не менее удивительно "возведение" памятника в честь победы над его родиной - Александрийского столпа.
Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора. Вдова похоронила его на одном из парижских кладбищ, но - непостижимый факт! - могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора "затерялась". Это более чем странно при наличии теснейших культурных связей между Францией и Россией.

Фальсификация истории строительства собора очевидна. Этот храм известен в истории под другими именами: Софийский собор Великого Новгорода (см. ) и храм Зевса в древней Олимпии. Раскопки в современной Олимпии были начаты немецкими археологами только 4 октября 1875 года. Неудивительно, что никаких остатков прославленной статуи Зевса среди многочисленных архитектурных и скульптурных обломков обнаружено не было.
Описание храма Зевса Олимпийского, данное А. А. Нейхардтом, практически полностью совпадает с внешним видом "Исаакиевского" собора:

Местность в Олимпии была сырой и болотистой... - Местность в Городе-на-Неве сырая и болотистая.

На центральной части Альтиса подымался на высоком подножии великолепный многоколонный храм, сделанный весь, включая черепицу крыши, из белого мрамора... Туловище и голова Зевса... были из слоновой кости... Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал поразительную жизненность изображению Зевса... - Храм стоит на огромном гранитном цоколе, со всех четырех сторон сооружены широкие ступени. Два главных портика собора, северный и южный (храм ориентирован в соответствии с народной верой по линии север-юг), имеют по 16 колонн (два ряда), восточный и западный - по 8 колонн (один ряд); колоннада - 24 колонны; маленькие колонны украшают колокольни, фонарик и окна. Собор облицован белым мрамором, приобретающим при определенном освещении желтовато-розовый цвет, т. е. цвет "слоновой кости".

На великолепном, богато украшенном троне сидел "царь богов и людей"... - Трон - прямоугольная часть храма, "царь богов и людей" - круглая колонна с золоченым куполом. Богом в России в дохристианское время было небо (см. ). Купол - архитектурное изображение небесного свода, т. е. верховного бога.


... по углам фронтона стояли бронзовые позолоченные треножники с чашами...


Когда посетитель поднимался по широким ступеням в преддверие храма, ноги его ступали на великолепную мозаику, украшавшую пол... - Подкупольный квадрат пола обрамлен традиционным для города орнаментом "свастика".


Огромные, открытые настежь бронзовые двери вели в зал, который двойным рядом колонн делился на три части... - Площадь каждой из бронзовых дверей собора 42 кв. м; двойной ряд сдвоенных колонн разделяет храм на три части: западную, центральную и восточную.

В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из чудес света... Статуя занимала едва ли не треть внутреннего помещения храма... - Вид на купол собора снизу вверх из центра храма.

Эту колоссальную статую Фидий изваял в так называемой хрисоэлефантинной технике...
Словарь Брокгауза и Ефрона: Хризоэлефантинные статуи - так назывались у древних греков статуи, сделанные из золота и слоновой кости на глиняной с деревянным каркасом основе и в которых слоновая кость употреблялась для воспроизведения обнаженных частей тела, а золото - для драпировок и других оконечностей. Знаменитейшие статуи этого рода были Паллада работы Фидия , красовавшаяся в афинском Парфеноне, Афродита-Урания, исполненная тем же художником для Элиды, его же Зевс Олимпийский , Гера Поликлета в храме этой богини неподалеку от Аргоса и стоявшая подле нее статуя Гебы, ее дочери - произведение Навклида.
Купол собора состоит из трех сводов: нижний - сферический, средний - конический, наружный - параболический. Все они связаны между собой металлическими конструкциями, пространство между которыми заложено гончарами (около 100 000 тысяч штук) - пустотелыми глиняными горшками конической формы. Нижний свод обшит досками , обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Конический купол обит медными листами, окрашенными в голубой (небесный) цвет. Наружный купол покрыт медными позолоченными листами. Главная башня собора (колоннада и аттик) покрыты медными, окрашенными под мрамор листами (цвета слоновой кости ).

Слово "Монферран" - образовано от mont (фр. ) - гора и fer (фр. ) - железо, т. е. железная гора .

Copyright © 2007 Urbane

Посмотрите строительство Исаакиевского собора в литографиях. В бытность свою архитектором Исаакиевского собора Огюст де Монферран скрупулёзно фиксировал на бумаге все ключевые моменты строительства. В 1845-м году, не дожидаясь окончания отделочных работ, он издал в Париже альбом с 49-ю литографиями, запечатлевшими уникальную стройку своего времени.

По условиям договора Монферран был обязан использовать при строительстве четвертого по счету Исаакиевского собора часть конструкций предыдущего Исаакиевского собора работы Ринальди. Вид разборки и сохраненных частей предыдущей Исаакиевской церкви:

Первые пять лет занимались фундаментом. Вдобавок к имеющимся 13 тысячам свай третьего Исаакиевского собора забили ещё 12 тысяч. Расстояние между сваями составило 25-30 см. Промежутки между ними заполнили древесным углем и утрамбовали до твёрдости камня. На сваи в два ряда уложили гранитные плиты.

Тем временем в каменоломне Пютерлакс под Выборгом клиньями и кувалдами вырубали гранитные монолиты для колонн:

В Петербург колонны транспортировались водным путём. Выгрузка с судна на Сенатскую площадь:

Обработка колонн производилась под руководством Самсона Суханова. Сарай для окончательной «доводки» колонн:

Решено было сначала ставить колонны, а уже затем возводить стены собора. Колонны поднимали с помощью лесов конструкции Бетанкура. Установка первой колонны северного портика в присутствии И.В. Императора и Императрицы в марте 1828-го года, справа видна уцелевшая алтарная часть третьего Исаакиевского собора:

По преданию под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I. Каждую колонну массой 115 тонн обшивали войлоком, обвязывали канатами, по деревянным каткам вкатывали в один из пролетов лесов и закрепляли концы канатов через систему блоков на 16-и воротах. По команде 128 человек начали вращать кабестаны. Установка одной колонны занимала 40-45 минут.

После возведения кирпичных стен с каменными прослойками пришла пора облицовки мрамором. 1836 год — сооружение мраморных карнизов северного фронтона. Конец 1837 года. Подъём 64-тонных колонн на верхнюю колоннаду, на высоту 43 метра:

По предложению Монферрана купол Исаакия был сделан не кирпичным, а полностью металлическим из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Впервые подобная конструкция купола была использована в собора Святого Павла в Лондоне.

В пространство между фермами этих частей заложили около 100 000 керамических пустотелых цилиндров — для утепления здания и улучшения акустики храма.
Внутри купола. Вид Исаакиевского собора в лесах:

И в почти завершённом виде:


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия