Вопрос 1. Что включает в себя сфера духовной культуры?
Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
Мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
Искусство - художественное освоение мира;
Наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;
Право - совокупность норм, поддерживаемых государством;
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
Вопрос 2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура?
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.
Вопрос 3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования?
Наука – это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесса накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука – это продвинутая ступень образования, а образование – это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.
Вопрос 4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?
Мораль играет ключевую роль в жизни общества, т. к. мораль – это одно из основных столбов мироздания, говорящих о том, что хорошо и что плохо. Не всегда в жизни можно положится на закон, но мы знаем, что среди людей всегда найдутся те кто нам поможет. Мораль регулирует общество, мягко и ненавязчиво, говоря, что можно делать, а чего нельзя, она создаёт его культуру.
В любом обществе есть сложившиеся представления о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости, и человек, ориентируясь по ним, должен развивать в себе добродетель, руководствуясь тем, что принято называть нормами морали.
Усвоенные человеком моральные нормы, нравственные уроки жизни составляют стержень внутреннего мира человека, руководя его мыслями и поступками. Идейное содержание морали – система жизненных ценностей. По отношению к этим ценностям устанавливается, что хорошо, а что – плохо.
Вопрос 5. В чём состоит роль религии в современном обществе?
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение) , смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Вопрос 6. В средине XIX в. В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа». Среди них такие: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Учи других - и сам поймёшь», «Век живи - век учись», «За учёного двух неучёных дают», «Чему учился, тому и пригодился», «Побольше грамотных, поменьше дураков». Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы сегодня?
Да, эти пословицы всегда будут актуальны.
«Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - вместо того чтобы спать, займитесь полезным делом.
«Корень учения горек, да плод его сладок» - учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.
«Учи других - и сам поймёшь» - пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.
«Век живи - век учись» - всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.
«За учёного двух неучёных дают» - один умный человек стоит двух неопытных, глупых.
«Чему учился, тому и пригодился» - какой специальности выучился в той и будешь работать.
«Побольше грамотных, поменьше дураков» - чем больше образованных, тем лучше.
Вопрос 7. Поздним зимним вечером на одной из улиц Москвы образовалась пробка, и тогда машины двинулись по тротуару. Но вскоре остановились: на тротуаре стояла пожилая женщина, протестовавшая против такой езды. Неожиданно из какой-то машины вышла молодая, хорошо одетая дама и ударила эту женщину. Та упала. А дама села в машину и поехала дальше.
Прокомментируй эту ситуацию с точки зрения морали. Какие варианты поведения были у молодой нарядной дамы?
Во-первых, молодая не должна была выезжать на тротуар. Во-вторых, если выехала, не надо было выходить из машины. В третьих, если вышла, не надо было распускать руки. Молодая вела себя отвратительно, то есть безнравственно и аморально.
Вопрос 8. В декабре 2010 г. в московских аэропортах временно прекратились полёты из-за погодных условий. Тысячи пассажиров ждали своих рейсов сутками в тяжёлых условиях. Спали прямо на полу. Всем нужна была еда, но продавцы взвинтили цены почти в десять раз. Некоторые пассажиры решили уехать домой, но тут их ждал новый сюрприз: таксисты подняли цены за проезд. Продавцы и таксисты объясняли свои действия законами рынка. Не хочешь - не покупай, никто не заставляет.
Прокомментируй эту ситуацию с моральных позиций.
Продавцы и таксисты вели себя неправильно, потому что в трудных ситуациях надо помогать друг другу, а не наживаться на несчастье.
Вопрос 9. С точки зрения морали понятно, что хулиганы, скинхеды, бандиты, коррумпированные чиновники, требующие взяток и берущие их, светские гуляки, швыряющие на ветер огромные деньги, - все эти люди совершают моральное зло. Но вот что интересно: очень часто они называют себя настоящими патриотами России.
Можно ли верить таким заявлениям, судить об этих людях по их словам? Что ты скажешь по этому поводу? Приведи свои аргументы.
Для этих людей главное, что бы народ ничего не понял. Они воруют деньги и при этом называют себя патриотами это создано что бы людям морочить голову. Поскольку обычный человек не может с этим побороться ведь главное это деньги и связи в нашей стране.
Вопрос 10. Объясни, как ты соотносишь понятия «нравственность» и «религия».
Почти каждый религиозный человек обладает высокими нравственными качествами.
Авторы:
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
Год:
2014
Описание:
Гдз к учебнику Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. по обществознанию для 8 класса. На страницах решебника Вы найдёте, сделанные опытными специалистами — готовые домашние задания, большие и краткие конспекты, подробные и грамотные ответы на вопросы, правильные решения к тестам, отличные сочинения к проблемам и практикумам.
Боголюбов 8 класс / Повторение к главе 2
Повторение к главе 2.
Вопросы для повторения.
1. Что включает в себя сфера духовной культуры?
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные архитектурные и другие памятники человеческой деятельности
2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура?
В переводе с латинского культура означает «обрабатывать». Духовная культура — основа общественного бытия. К этой культуре обычно относят религию, политику, мораль, искусство. Для того чтобы человек духовно сформировался, усвоил духовные ценности, применяется система воспитания, образования. На мой взгляд, духовная культура занимает очень важное место в жизни общества, потому что она является средством хранения и передачи опыта, приобретенного человеком за все время его существования.
3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования?
Наука тесно связана с образованием. Качество образования зависит от того, на каком уровне развития находится наука.
К примеру, в Средние века наука находилась под влиянием церкви. Значит, и образование было несколько однобоким, ученикам преподавались только те истины, которые не противоречили божественному учению.
Также качество науки зависит от образования. Если образование высокого качества, то есть возможность совершать новые научные открытия. У людей будет хороший потенциал, фундаментальные знания, которые поспособствуют научному прогрессу.
4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?
Мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения или осуждения поступков регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы.
Для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности зависят от него самого, активности, от его жизненной позиции.
5. В чём состоит роль религии в современном обществе?
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу).
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.
Практикум.
2. В средине XIX в. В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа». Среди них такие: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Учи других - и сам поймёшь», «Век живи - век учись», «За учёного двух неучёных дают», «Чему учился, тому и пригодился», «Побольше грамотных, поменьше дураков». Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы сегодня?
Думаю, что ценность пословиц сохранилась и в наше время, хотя бы потому что мораль большей части из них актуальна по сей день. Кроме того, не сложно найти человека, который и сейчас общается пословицами и поговорками.
Сегодня понимать эти пословицы можно следующим образом:
«Кто хочет много знать, тому надо мало спать» — речь про учение, про необходимость постоянной активности, о том, что вечная прокрастинация не даст знаний.
«Корень учения горек, да плод его сладок» — опять же о том, что учение и образование дает очень много, нежели его отсутствие.
«Учи других — и сам поймёшь» — наверное, речь идет об анализе и взаимодействии с другими.
«Век живи – век учись» — речь идет о том, что обучение и получение знаний не заканчивается в школе или в университете, и что-то новое можно узнать даже на закате лет.
«За ученого двух неученых дают» — в оригинале имеется в виду битого, то есть наученного опытом, с синеками, а неученые – без опыта, молодые и готовые учиться, то есть за одного опытного человека выбирают двух неопытных, поскольку их проще научить без большого бэкграунда.
«Чему учился, тому и пригодился» — иными словами, делай только то, что умеешь.
«Побольше грамотных, поменьше дураков» — имеется в виду важность образования, которое спасает от дурости.
4. Поздним зимним вечером на одной из улиц Москвы образовалась пробка, и тогда машины двинулись по тротуару. Но вскоре остановились: на тротуаре стояла пожилая женщина, протестовавшая против такой езды. Неожиданно из какой-то машины вышла молодая, хорошо одетая дама и ударила эту женщину. Та упала. А дама села в машину и поехала дальше.
Прокомментируй эту ситуацию с точки зрения морали. Какие варианты поведения были у молодой нарядной дамы?
С точки зрения морали, поступок молодой девушки неадекватен и аморален, недопустим ни в коем случае. Это проявление неоправданной и не подкрепленной смыслом жестокости.
У молодой дамы были другие варианты. Они могла проехать мимо, и если она была не согласна с протестом, то проехать мимо, не соблюдая требований. Или наоборот, соблюсти требования протеста, чтобы обеспечить спокойную обстановку в обществе. Она могла остановиться и поговорить, аргументировать свою точку зрения. Но ни в одном из вариантов нет драки.
5. В декабре 2010 г. в московских аэропортах временно прекратились полёты из-за погодных условий. Тысячи пассажиров ждали своих рейсов сутками в тяжёлых условиях. Спали прямо на полу. Всем нужна была еда, но продавцы взвинтили цены почти в десять раз. Некоторые пассажиры решили уехать домой, но тут их ждал новый сюрприз: таксисты подняли цены за проезд. Продавцы и таксисты объясняли свои действия законами рынка. Не хочешь - не покупай, никто не заставляет.
Прокомментируй эту ситуацию с моральных позиций.
Я считаю, что поступив по морали таксисты и продавцы должны были понизить цены, так как люди, можно сказать, пострадали. Однако, в действительности, они не только не понизили цены, так ещё и подняли их в сотню раз. Если рассматривать эту ситуацию с моральной точки зрения, то эти продавцы и таксисты поступили аморально, так как в сложных ситуациях нужно помогать друг другу, а не наживаться на чужом несчастье.
6. С точки зрения морали понятно, что хулиганы, скинхеды, бандиты, коррумпированные чиновники, требующие взяток и берущие их, светские гуляки, швыряющие на ветер огромные деньги, - все эти люди совершают моральное зло. Но вот что интересно: очень часто они называют себя настоящими патриотами России.
Можно ли верить таким заявлениям, судить об этих людях по их словам? Что ты скажешь по этому поводу? Приведи свои аргументы.
Я считаю, что таких людей нельзя называть патриотами, ведь они позволяют себе или другим людям из-за денег нарушать законы или определенные порядки.
8. Объясни, как ты соотносишь понятия «нравственность» и «религия».
Определим, что есть нравственность, а что есть религия. Итак, нравственность представляет собой моральное качество человека, которое регулирует его поведение. То есть человек поступает в соответствии с собственными нравственными правилами. Нравственность является определенной категорией этики.
Религия же представляет собой определенную систему взглядов, верований в сверхестественные силы, моральные нормы, обряды и прочее. Религия известна нам и как форма общественного сознания, и как поклонение высшим силам, и как духовная формация.
Да, конечно, нравственность связана с религией. Вера как религиозная категория вообще имеет мощную силу как нравственное регулирование поведения человека. Например, многие религии пропагандируют повиновение, покорность, а заповеди и религиозные каноны «говорят» о зле убийств, краж и насилия.
Религия и нравственность соотносятся в обществе, а точнее в его моральной жизни. Ведь религия и нравственность совместно создают мир, где религиозный образ жизни может быть только нравственным. Это не значит, что нерелигиозное есть безнравственное. Это значит, что быть религиозным значит обязательно быть нравственным, потому что бог есть идеал, а религия формирует нравственные требования к человеку, обязательные к исполнению.
>>Выводы к главе 2
Выводы к главе
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Контрольная работа №2. Тема: Сфера духовной культуры. Вариант 1 | Контрольная работа №2. Тема: Сфера духовной культуры. Вариант 2 |
||
Часть 1: Тестовые задания 1. К духовной сфере жизни общества относится: 1) премьера драматического спектакля; 2) производство компьютерной техники; 3) деятельность профсоюзов; 4) разделение общества на классы. 2. Слово «культура» в переводе с латинского означает: 1) ведение домашнего хозяйства; 2) взаимодействие людей; 3) возделывание почвы; 4) искусство управления государством. 3. Какая наука относится к гуманитарным? 1) география; 2) геология; 3) история; 4) биология. 4. Что является отличительным признаком религии? 1) регулирование поведения людей; 2) вера в сверхъестественные силы; 3) стремление объединить общество; 4) объединение нравственного опыта поколений. Часть 2: Теоретические задания 1. Общество-это… 2. Смысл жизни-это… Часть 3: Вопросы В чем состоит роль религии в современном обществе? Часть 4: Сравнение «образование» и «науки» Сравните образования и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую- порядковые номера черт отличия. 1) приобщает человека к культурным ценностям; 2) связано с техническим прогрессом; 3) является подсистемой духовной сферы общества; 4) открывает объективные законы развития мира. ЧЕРТЫ СХОДСТВА | ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ |
||
Часть 1: Тестовые задания (за каждый правильный ответ 1 балл)
1. К духовной сфере жизни общества относится: 1) выборы президента; 2) межличностные конфликты; 3) разработка образовательных стандартов; 4) товарно-денежные отношения.
2. Какие понятия относятся к категориям нравственности? 1) право и закон; 2) статус и авторитет; 3) добро и зло; 4) природа и общество.
3. Внутренний контроль человеком своих поступков называется: 1) ответственностью; 2) самоконтролем; 3) долгом; 4) моралью.
4. К мировой религии относится: 1) конфуцианство; 2) буддизм; 3) католичество; 4) православие.
Часть 2: Теоретические задания (за каждый правильный ответ 2 балла)
1. Религия-это… 2. Свобода совести-это…
Часть 3: Вопросы (за правильный ответ 3 балла)
Какое место в жизни общества занимает духовная культура?
Часть 4: Сравнение «право» и «мораль» (за правильный ответ по 2 балла)
Сравните право и мораль. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую- порядковые номера черт отличия.
1)регулирует общественные отношения; 2) выражает волю государства; 3) утверждает в обществе принципы добра и справедливости; 4) предполагает однозначность толкования.
ЧЕРТЫ СХОДСТВА
ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Часть 1
1. 1
2. 3
3. 3
4. 2
Часть 2
1. Общество- совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.
2. Смысл жизни- философские размышление о цели, предназначении, содержании и направленности жизни, своём месте в мире.
Часть 3
Огромную роль играет религия в нашем мире. Каждый человек хочет быть к чему-то привязан, во что-то верить, ведь это дает силы человеку, вера делает человека более уверенным в себе, он больше хочет достичь, и верит в это. Человек, не зависимо от место проживания, расы, возраста, возможностей, верит. Человек выбирает себе веру, которая ближе ему, его образу жизни, которая поставит ему рамки возможностей, что можно, а что нельзя.
Часть 4
Черты сходства: 2,3
Черты отличия: 1,4
Часть 1
1. 3
2. 3
3. 2
4. 2
Часть 2
1. Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
2. Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
Часть 3
Она занимает довольно почётное место в жизни общества. Издавна это помогала людям побеждать войны. У них было общая вера. Сейчас же, людей она так же объединяет. Духовная культура- это вера во что-то. То есть людей объединяет вера в бога, во что- то святое и ценное. Которое прошло много веков. Так же духовная культура, это что-то взятое из национальности. Например: общие праздники, их люди отмечают вместе, и их это объединяет, Языки и т.д. Духовная культура, очень важная часть из жизни общества.
Часть 4
Черты сходства: 1,3
Черты отличия: 2,4
Критерии оценивания:
15б-14б= 5 баллов
13б-9б= 4 балла
8б-6б= 3 балла
5б-3б= 2 балла
2б-0б= 1 балл