08.08.2020

Как зовут локи. Скандинавские боги. Рождение бога Локи


С опозданием... Пару слов о Боге нашем - Локи.

Совершенно забыла, что у папы вчера был день рождения.
Собсна, стыдно очень, но папа у меня самый лучший, он поймет.

И в честь сего знаменательного события - немного о Локи.

В современном северном язычестве реконструкторского толка Локи - проблемное божество. Те, кто кладет в основу своих реконструкций англосаксонские источники, худо-бедно избегают проблем, связанных с Локи, потому что в этих источниках он не упоминается. Остальным приходится труднее, и среди них можно выделить три совершенно различных подхода к этому богу:

1) Локи - худший из злодеев и великий преступник против человечества и богов Асгарда. Его не следует чтить. Не стоит даже упоминать о нем (тем более - во время священных обрядов);

2) К Локи следует относиться с опаской, но и с определенным уважением, чтобы не навлечь на себя его гнев или недовольство Одина, поскольку Локи - побратим Одина, и воздавать почести только одному кому-либо из них, обходя вниманием другого, было бы невежливо. Схожим образом с ним обращаются и те, кто просто не понимает, как подходить к этому богу, и предпочитает держаться середины между крайностями;

3) Локи заслуживает искренней любви и почтения. Те немногие, что действительно чтят и любят Локи (а не просто пользуются его именем как оправданием для собственных неблаговидных поступков), любят его по-настоящему и всем сердцем, хотя с готовностью признают, что работать с ним трудно: он никому не дает долго стоять на одном месте и постоянно подталкивает своих последователей к развитию и росту.

Кроме того, Локи едва ли не опережает всех остальных скандинавских богов по количеству упоминаний в мифологических сюжетах. Слишком уж велик был соблазн сочинить еще одну приключенческую историю с этим находчивым, отважным и хитроумным трикстером в главной роли, - и многие не могли устоять перед этим искушением даже после того, как Скандинавия стала христианской. В одном знаменитом сюжете Трюм, верховный король Йотунхейма, похищает молот Тора, и Локи убеждает Тора отправиться к йотунам в женском платье, под видом Фрейи, богини любви, чтобы выручить волшебное оружие. В другой истории Локи сам попадает в плен к великану Тьяцци, и тот заставляет его помочь в похищении богини Идунн и ее молодильных яблок; но впоследствии Локи спасает Идунн и возвращает ее асам. Еще один сюжет повествует о том, как Локи превратился в кобылу и сманил жеребца Свадильфари, тем самым избавив асов от необходимости платить хозяину Свадильфари за строительство стен Асгарда. Все эти истории о том, как Локи спасает асов из безвыходного положения, вы найдете в других главах - я не буду пересказывать их здесь еще раз. Но то, что без них не обходится ни один сборник пересказов скандинавских саг (включая и эту книгу), уже само по себе примечательно.

В еще более выгодном свете Локи предстает в фарерской балладе «Lokkatattur» («Сказка о Локи»). Здесь некий великан побеждает крестьянина в состязании и требует, чтобы тот в уплату за проигрыш отдал ему своего сына. Отчаявшийся отец взывает к Одину, а затем - к Хёниру, умоляя их спрятать мальчика. Один превращает мальчика в колос пшеницы на поле, а Хёнир - в перо одного из лебедей в огромной стае, но кровожадный великан оба раза с легкостью его находит. Наконец, на сцену выходит Локи. Он велит крестьянину построить лодочный сарай и забрать его окна железными решетками, а сам вместе с мальчиком отправляется на рыбалку. Поймав палтуса, он превращает мальчика в икринку и прячет в животе рыбы, а затем отпускает рыбу в море. Когда великан приходит искать мальчика, Локи отправляется на рыбалку вместе с ним. Великан выуживает палтуса, разрезает ему живот и начинает пересчитывать икринки. Мальчик в обличье одной из икринок, испугавшись, откатывается в сторону; Локи незаметно подбирает его, пока великан занят счетом, относит его на берег и возвращает ему человеческий облик. Мальчик бежит и прячется в сарае; великан, спохватившись, гонится за ним, но застревает головой в решетке. Локи благополучно убивает великана, изрубив его на куски, и приводит мальчика домой. Крестьянин и его жена обнимают и благодарят спасителя.

Итак, перед нами снова старый добрый триумвират - Один, Хёнир и Локи; и снова именно Локи - единственный, кто может спасти всех в час крайней нужды. Он торжествует там, где даже Один терпит поражение.

Но самая значимая (и самая неоднозначная) из всех историй с участием Локи - история гибели Бальдра. Бальдру, прекрасному солнечному богу, сыну Одина и Фригг, начинают сниться сны, предвещающие скорую смерть. Это и не удивительно, учитывая, что золотые боги - боги жертвенные: так, Фрейр, золотой бог ванов, каждый год умирает в ритуале жертвоприношения и возрождается вновь. Но Бальдра страшит уготованная ему судьба, и любящая мать решает защитить его. Она обходит весь мир и берет с каждого камня, металла, растения и животного клятву, что те никогда не причинят Бальдру вреда. Лишь одну молодую веточку омелы она пропускает - слишком уж та мала и безобидна. После этого боги начинают развлекаться: все выходят на поле и принимаются метать в Бальдра копья и стрелы, а тот остается цел и невредим.

Но тут приходит Локи с дротиком, изготовленным из той самой веточки омелы, и убеждает Хёда, слепого брата Бальдра, принять участие в общей забаве, обещая направить его руку. Хёд послушно мечет дротик в Бальдра, и светлый бог падает замертво. Потрясенные асы рыдают и погружаются в траур; вдова Бальдра, Нанна, умирает от горя. Асы строят для них огромную погребальную ладью, но она оказывается такой тяжелой, что даже Тору не под силу сдвинуть ее с места. Внезапно появляется таинственная великанша по имени Хюррокин; насмехаясь над асами, она легко сталкивает ладью в море и исчезает. По утверждениям некоторых духовидцев, под именем Хюррокин скрывалась сама Ангрбода, жена Локи, пришедшая позаботиться о том, чтобы тело Бальдра надлежащим образом предали огню и волнам.

Локи между тем бежал из Асгарда, но в конце концов снова предстал перед богами, собравшимися на пиру, и бросил вызов всем и каждому. Он обвинил асов в лицемерии и трусости, перечислив, как все они лгали, преступали клятвы и вообще не соответствовали собственным стандартам («Допустим, я тоже все это делаю, - подразумевалось при этом, - но я, по крайней мере, не вру»). Кроме того, он открыто признал себя убийцей Бальдра. Разъяренные (непонятно, чем именно в первую очередь, - убийством ли Бальдра или тем, что на свет всплыли все их грешки) асы накинулись на него, как свора псов. Локи бежал в и спрятался в дальнем уголке Мидгарда, у водопада близ фьорда Франангр. Там он построил себе хижину и прорубил окна во всех четырех стенах, чтобы видеть издалека всех, кто к нему приближается. Когда асы отыскали его убежище, он превратился в лосося и нырнул в ручей под водопадом. Но Тор перегородил ручей сетью с тяжелыми камнями (чтобы никто не проплыл под нею), поймал Локи и вытащил его на берег. После недолгой борьбы Локи вернулся в свое обычное обличье.

Тор и еще несколько асов стали просить Одина, чтобы тот позволил им убить Локи или убил его сам. Но Один, к немалому их удивлению, не пожелал казнить убийцу сына. В разгар этих споров на асов напали двое сыновей Локи от Сигюн - Нарви и Вали, младший из которых был почти еще совсем ребенком, а старший - едва вышел из отрочества. Они попытались защитить отца и отбить его у Тора, но Один превратил Вали в волка и натравил его на Нарви. Вали загрыз собственного брата; не слушая криков Сигюн, асы вырвали из тела Нарви кишки, связали ими Локи, зачаровав мертвую плоть так, чтобы она сделалась крепче любого металла, и бросили поверженного йотуна в глубокую пещеру.

Великанша Скади, все еще не простившая Локи, что он когда-то разбил ее сердце, подвесила у него над головой змею, из пасти которой постоянно каплет яд. Верная Сигюн осталась рядом с мужем. Она держит над ним чашу, собирая в нее яд, но время от времени ей приходится отойти, чтобы опорожнить чашу, и тогда Локи кричит и корчится от боли, а вместе с ним содрогается вся земля. Когда случались землетрясения, говорили, что это Локи бьется в своих оковах.

Современные приверженцы Локи пока не пришли к общему мнению о том, что происходит с ним сейчас. Одни говорят, что он до сих пор заточен в подземной пещере; другие утверждают, что он вырвался на свободу, а третьи - что большей частью он освободился, но в каком-то смысле по-прежнему скован. Поскольку Локи иногда противоречит сам себе, полагаться на его собственные слова по этому поводу трудно.

Почти во всех культурах этических систем было две - идеальная и практическая. И дохристианская Северная Европа - не исключение. Существовал воинский этический кодекс, в котором важнейшее значение придавалось чести и честности; и без него очень быстро распался бы весь жизненный уклад… но поскольку мир, в котором жили древние скандинавы, был суров и зачастую жесток, людям иногда приходилось поступать бесчестно, просто чтобы выжить.


Коварство Локи чаще всего направлено против врагов Асгарда. Локи хитростью вынуждает Трюма вернуть Тору его молот; он возвращает асам Идунн, похищенную великаном Тьяцци; он раз за разом помогает обитателям Асгарда справляться с ужасными напастями. И за это его если и не любят, то, по крайней мере, терпят. Снова и снова он спасает богов - но само его присутствие напоминает богам о том, что они-то ведут себя не по-божески. Глядя на свой пустой рукав, Тюр всякий раз невольно вспоминает, как он предал Фенрира, сына Локи; садясь верхом на Слейпнира, Один не может просто так отмахнуться от воспоминаний о том, как он со своими сородичами обманул великана, построившего стены Асгарда. Благодаря Локи асы получили многие из ценнейших своих сокровищ, но чтобы добыть их, ему нередко приходилось поступаться честью.

Обращение к Локи (равно как и подражание ему в собственной жизни) - дело серьезное. Локи - это божество, к которому взывают лишь тогда, когда исчерпались все прочие средства. И на помощь его зовут не тогда, когда под угрозой оказалась жизнь индивида, но тогда, когда на карту поставлено существование всего племени. Он - олицетворенный инстинкт выживания, куда более древний, чем любые культурные нормы. Если бы Асгард остался без стен, он стал бы легкой добычей для великанов… а если бы асы исполнили условия договора, то тем самым обесчестили бы Фрейю, фактически принудив ее стать жертвой насилия. В дошедших до нас сказаниях Локи предстает отнюдь не богом хаоса (что бы там ни говорили некоторые «северные дискордианцы»), а, напротив, богом порядка - но такого порядка, который необходимо сохранить любой ценой. Он не столько аморален, сколько внеморален; в терминах ницшеанства он - это Воля к Власти, устремленная только к победе и не обременяющая себя умозрительными категориями добра и зла.

По количеству приверженцев он далеко опережает всех прочих рёкков (йотунов, имеющих божественный статус, т. н. теневых богов), и, вдобавок, за последнее десятилетие численность локианцев резко возросла (не только среди строгих последователей Северной традиции, но и в мире в целом). Локи готов общаться с кем угодно, вне зависимости от национальной, расовой и религиозной принадлежности.

_________________________
День Локи - 11-й день Литемоната, Месяца Литы (11 июня)
Цвет: красный
Стихия: Огонь
Алтарь: На красном покрове расположите три красные свечи, камень с вырезанной на нем руной Ос, статуэтку кобылы, статуэтку птицы, два маленьких круглых камешка и цепь.
Подношения: проанализируйте ситуации, в которых вы манипулируете другими людьми - пусть даже правдивыми способами или ради их же собственного блага. Не щадите себя.
Пища в течение дня: горячая, пряная, острая пища.

:::Призывание Локи:::

О сын Лаувейи, лукавец
из дальних северных стран,
о дитя великанов
и дух утонченной игры,
то намеком, то лестью
внушающий замысел тайный,
о лжец,
изрекающий правду, когда ее некому слышать!
Призываем тебя, о двуликий,
о ты, чья душа пламенеет огнем негасимым!
Будь судьей нашим душам,
о Локи, дух Правды и Лжи!

Есть четыре фразы, которые позволяют связаться с Локи напрямую - как и с любым другим божеством. Вот они: «Пожалуйста!», «Спасибо!», «Ой, прости!» - и самая главная: «Я тебя люблю!» (с)

Бог Локи - самый загадочный персонаж в скандинавской мифологии, принадлежащий к касте скандинавских богов-асов. Начинавший свою жизнь с невинных проказ, с годами он превратился в хитрого и зловредного бога, способного перевоплощаться для достижения своих целей. Вся его жизнь состоит в оказании помощи одним богам и великанам и в нанесении вреда другим. Локи непредсказуем в своих деяниях, он как стихия — неотделим от опасности и разрушений, ведущим к переменам и рождению новой жизни. В нем уживается одновременно добро и зло, гибель и выживание. Его призывают на помощь, когда уже нет никаких надежд на спасение. И в то же время, не зная преград в злонамеренных поступках, Локи представляет воплощение зла, способствовавшее гибели богов и разрушению традиционного миропорядка.

Локи (бог): мифология расскажет о его семействе

Родителями его являются великан Фарбаути и Лаувея (Наль). В скандинавских мифах говорится о том, что у Локи были два брата — Хенир и Один. Первой женой Локи была Глют, родственная стихии огня, от которой у него было две дочери. Второй раз он женился на великанше Ангрбод, от которой родились три чудовища - Хель, богиня царства Мертвых, волк Фенрир и гигантский змей Ермунганд. Его третьей женой стала преданная Сигюн, родившая сыновей Нари и Нарви. Локи испытал себя и в материнской роли, превратившись в кобылу, он соблазнил жеребца Свадильфари, и родил от него чудесного восьминогого коня Слейпнера, способного путешествовать по девяти мирам. Но этим Локи не ограничился в продолжении своего рода. В одном из сказаний говорится, что он стал прародителем всех ведьм, когда съел обгоревшее сердце злой женщины, отчего зачал и породил потомство колдуний.

Внешность и характер

Локи - искусный оборотень

Локи известен как искусный бог превращений. Его уникальная способность перевоплощения в любое животное, изменения обличья и пола породила выражение «маска бога Локи». Для свершения своих добрых и злых замыслов он превращается в коня, рыб, насекомых, птиц и ластоногих. Но более всего ему подходит паук, схожий с ним по названию в шведском языке - lockke. Он нередко для достижения своей цели принимает женский облик - богини Фрейи, великанш Текк и Ангборд, использует переодевания в женские одежды. Магическими атрибутами Локи являются волшебные башмаки.

Бог огня

В одной из версий о происхождении Локи - бог огня. Считается, что имя его произошло от слова «логи» - огонь. Так это или нет, но в далеком каменном веке люди почитали Локи как бога огня. Его стихией был неукротимый огонь, горящий ярким пламенем. Существует сказание, что однажды Бог огня Локи устроил соревнование с собственной стихией - Духом огня. Сутье его - кто больше съест. Сам Бог осилил только часть имеющейся еды, а вот Дух огня вырос в великана и принялся поедать все подряд - пищу, посуду, стол, оставив после себя только пепел. Первой женой Локи в бытность его Богом огня была Глут, что означает "сияние". Она родила ему двух дочерей — Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Все имена семейства были тесно связаны с огнем и теплом, поэтому крестьяне чтили Локи и как бога домашнего очага. В глубоком смысле Локи являлся богом-Светоносцем, пробуждающим божественный огонь, скрывающийся в каждом земном существе.

Место обитания Локи

У Локи никогда не было постоянного места проживания. Он путешествовал по девяти мирам, но чаще всего его встречали в Йотунхейме. В Асгарде, по ряду причин, он появлялся очень редко, разве только тогда, когда там ему назначалась встреча с каким-либо асом. Где он находится сейчас, освободился ли от оков и покинул ли темную пещеру, не знает никто, но считается, что это не мешает ему перевоплотиться в другое обличье и путешествовать во всех девяти мирах. Даже изгнание из Асгарда, жестокое наказание, принесшее глубокие раны на тело и душу, не смогли изменить его. Он остался сильным, хитрым и опасным для тех, кто не пришелся ему по нраву.

Локи в современном мире

Люди, появившиеся на свет с 21 января по 19 февраля, считаются рожденными в месяц Локи. Коварное божество старается влиять на их судьбу и постоянно подвергает их различным испытаниям, проверяя на выносливость, честность и откровенность. Прошедшие с честью проверку вознаграждаются различными подарками судьбы и исполнением желаний. Если относиться к Локи с пренебрежением, можно получить от него различные неприятности. Своих поклонников он может подключить к своей неугасимой энергии и будет оберегать от коварства, обмана и мошенничества. Хотя за помощь он любит требовать плату, поэтому лучше сразу обращаться к нему с подарком. Из презентов он предпочитает крепкие спиртные напитки, конфеты, пирожки, забавные безделушки, а также громкие фейерверки. Принимает подношения в размерах и цене, которые человек может себе позволить по финансовому положению. Чтобы Локи, был добрым к вам, следует чаще зажигать свечи и произносить слова заговора: «Свечи зажигаю, Локи зазываю. Молния и огонь, станьте за меня горой!»

Скандинавский бог Локи весьма популярен, это яркий, пафосный персонаж, который обычно вызывает улыбку и самые позитивные эмоции, несмотря на то, что асы и люди много натерпелись из-за его выходок. Локи - бог во многом уникальный. Он живет с асами в Асгарде, но сам происходит из рода Ётунов, его отец - Фарбаути («жестоко ударяющий»), а мать - Лаувейя («остров лиственниц»). Лаувейю асы знали под именем Наль, что значит «игла». Наль принесла маленького Локи в Асгард после смерти Фарбаути и вскоре умерла сама, надо думать - от горя.

Локи - бог, но нужно понимать, что он в корне отличается от тех, с кем живет, от асов и ванов Асгарда. В общем, это классический трикстер, то есть «обманщик», «хитрец». Собственно, асы приняли его к себе за невероятно изворотливый ум и умение находить выход из любой ситуации. Таким образом, Локи - бог обмана, колдовства, изменчивости, хитрости, коварства, интриг, кулуаров. Также Локи - бог человечества, в том смысле, что среди всех жителей Асгарда он больше всего напоминает простого смертного. Он в постоянном поиске, его интересуют тайны Вселенной, он задается вопросами, о которых другие просто не думаю. Но далеко не всегда его помыслы возвышенны. Локи - бог мстительный, завистливый, бесчестный. Однако он не так уж плох, ведь ему ведомы сострадание и жертвенность (пусть даже вынужденные). Достаточно вспомнить соответствующий эпизод «Младшей Эдды», который повествует о том, как Локи в образе кобылы отвлекает волшебного жеребца Свадильфари, благодаря чему мастер-ётун не сумел за одну зиму выстроить вокруг Мидгарда неприступную стену. Так Локи спас Фрейю от страшного замужества и помог асам сохранить достоинство.

Другая эддическая песнь рассказывает как Локи (бог озорства, помимо прочего) в очередной раз спасает честь Асгарда, став единственным, кому удалось рассмешить Скади, дочь великана Тьяцци, похитившего Идунн и ее золотые яблоки, даровавшие богам бессмертие. Кроме того, именно Локи в «Песне о Сигурде» отправляется к Брисингам за золотом, которое должно стать выкупом за убитую выдру, спасая, таким образом, Одина и Хёнира. Разумеется, Локи - бог неоднозначный, в том смысле, что в отличие от других героев скандинавских легенд, его поступки амбивалентны, порой он помогает асам и людям, а иногда его деяния идут им во вред. Кроме того, нельзя забывать, что во время Рагнарёка Локи будет биться на стороне Хель против асов и сойдется в смертельной схватке с Хеймдалем.

Скандинавский бог Локи: этимология, происхождение, семья

Бог Локи в скандинавской мифологии играет одну из ключевых ролей, но вопрос о происхождении его имени до сих пор остается открытым. Одна из основных версий (которая подтверждает идею о том, что Локи - бог огня, стихии с изменчивым нравом) основывается на предположении, по которому слово «локи» происходит от более древнего «логи», что в переводе со старо-скандинавского означает «огонь». Также предполагается, что Локи - производное от древнеисландского «lúka», что значит «запирать, завершать». Есть и другие версии, по которым скандинавский бог Локи сближается с культом медведя (от литовского «lokys» - «медведь») или культом волка (от греческого «Λύκος» - «волк»).

Выше был приведен миф, в котором говорится, что Локи - бог из рода ётунов, а не асов. Но есть и другие легенды, которые противоречат этой версии. Некоторые исследователи полагают, что скандинавский бог Локи был сыном первородного инеистого великана Имира, вероятно - его первенцем, появившимся задолго до Одина. По этой версии его братья и сестры - Хлер (вода), Ран (море), Кари (воздух), и тогда вполне логичной выглядит мысль о том, что сам Локи - бог огня.

Скандинавский бог Локи не одинок, в том смысле, что у него есть семья, да еще какая! Его первая жена - , могучая воительница-великанша, а его дети известны всем нам - это богиня Хельхейма по имени Хель, хтонический змей Ёрмунганд, адский волк Фенрир. От своей второй жены, Сигюн (ее происхождение неясно) у скандинавского боги Локи есть два ребенка - Вали и Нарви. Судьба этой пары весьма печальна. После того как бог Локи (в скандинавской мифологии этот сюжет является исключением во многих смыслах) окончательно «достал» асов своими выходками, его старшего сына (по всей видимости, Вали) обратили в волка и натравили на младшего (Нарви). Кишками убитого Нарви Локи привязали к скале, над которой разместили огромную ядовитую змею. Яд каплет на лицо Локи и тот корчится от невыносимой боли (скандинавы верили, что в этом кроется причина землетрясений). Однако это происходит нечасто, так как Сигюн (аллегория верной жены и безутешной матери) держит над лицом Локи чашу, таким образом, защищая его от яда. Но когда чаша переполняется, Сигюн отходит, чтобы вылить яд, тогда же яд, капающий из пасти змеи, попадает на лицо Локи.

Бог Локи в скандинавской мифологии: (не)справедливо осужденный?

Бог Локи в скандинавской мифологии играет важную сюжетообразующую роль. Как мы уже выяснили, он часто мешал асам, но и помогал им в той же мере. Такие вещи как Гунгнир (копье Одина), Мьёльнир (молот Тора), Скидбладнир (корабль Фрейра), Драупнир (кольцо Бальдра), Гуллинбурсти (вепрь Фрейра) появились у владык Асгарда именно благодаря хитрости и мудрости бога Локи. В скандинавской мифологии трудно найти более удачливого «добытчика» магических артефактов! Тем не менее, бог Локи (картинки с его изображением можно встретить в древних исландских списках) был осужден на вечные муки. Строго говоря, в контексте этой истории нет ничего удивительного в том, что в последней битве он сражается с асами на стороне свой дочери.

Как же выглядит бог Локи? Изображение этого хитреца дается в «Младшей Эдде» Снории Стурлуссона, там Локи невысок и хорош собой, вероятно, у него длинные волосы и борода. Этому описанию соответствует известное изображение бога Локи на страницах «Edda Oblongata», исландского манускрипта семнадцатого века. Вообще, изображения бога Локи широко представлены у европейских живописцев XVIII-XIX веков, но трудно сказать, насколько они объективны. Гораздо более любопытны английские картины XI века, но там упор сделан в большей степени на его жену Сигиюн, а не на самого бога Локи. Картинки современного происхождения зачастую не имеют никакого отношения к историческим оригиналам, особенно если речь идет о Хиддлстоне в образе харизматичного марвеловского злодея.

В завершении стоит отметить, что бог Локи (изображения из оригинальных исландских источников представлены выше, их нетрудно отличить от более поздних по характерной технике) действительно является самым неоднозначным персонажем скандинавской мифологии. В этом смысле нельзя не вспомнить знаменитую «Перебранку Локи» из «Старшей Эдды». В том эпизоде трикстер обвиняет богов и богинь Асгарда в трусости, лжи, бесчестии и нецеломудренности, причем все его обвинения - справедливы. Кроме того, Локи признает свою вину за смерть Бальдра. Этот эпизод мы часто забываем, хотя, по всей вероятности, именно в нем раскрывается подлинный образ героя.

Сын Лаувейи, все любил делать не так, как другие. Захотелось ему однажды посмотреть на жизнь великанов, и ушел он в Ётунхейм, страну великанов.

Целый день бродил Локи по горам, стараясь не попадаться на глаза великанов-ётунов, а вечером устал и решил зайти переночевать в первый попавшийся дом. И постучал он в двери дома, в котором жила великанша Ангброда. Была она так некрасива, зла и угрюма, что не польстился на нее ни один из ее соплеменников, вот и жила она совсем одна, не ожидая уже никаких перемен в своей жизни.

Ангброда впустила гостя в свой дом и стала угощать его пивом и медом. Она не сводила с Локи глаз: никогда прежде не видела она такого красивого юноши. Даже самые красивые ётуны казались Ангброде грубыми и неуклюжими, когда она сравнивала их мысленно с белокожим и стройным молодым асом.

Локи заметил, какое впечатление произвел он на мрачную великаншу, но это его не испугало. Конечно, ему совсем не хотелось отвечать на страсть такой уродливой женщины, но, подумав, он решил, что это не такая уж и большая жертва, зато можно будет жить в ее доме, пока не придет время вернуться в Асгард. Вот так он и стал возлюбленным Ангброды.

Локи никогда сильно не влюблялся, но охотно позволял себя любить. Ангброда не знала, как лучше угодить любимому, а тот беззаботно жил в ее доме, вернее, ночевал в нем, проводя дни в странствиях по Ётунхейму.

Наконец великанша забеременела, а затем родила трех детей Локи. Были это маленькие чудовища: волчонок, змееныш и девочка, на которую нельзя было смотреть без страха, потому что одна половина ее лица и тела была черно-синей, а другая – цвета сырого мяса.

Гордиться такими детьми было, конечно, нельзя, но Локи и не особенно огорчился, когда их увидел. Ему уже надоела жизнь в Ётунхейме и он думал лишь о том, как вернуться к пирам и другим забавам Асгарда. Пользуясь тем, что Ангброда занялась новорожденными. Локи ускользнул из Ётунхейма и как ни в чем ни бывало появился в Асгарде. О своих детях он никому не рассказал, да и сам о них не вспоминал.

Но вскоре в Асгард явилась вёльва и предсказала богам великие беды, которые принесет им и миру ужасные дети Локи.

– Чего же и ждать, кроме бед, от детей такой матери и тем более такого отца? – толковали асы между собой, узнав, кто такая Ангброда.

Локи заставили рассказать обо всем, и Один послал Тора и Тюра привести в Асгард маленьких чудовищ. Но убивать их он не собирался, потому что даже богам не под силу избежать того, что должно случиться. Живые или мертвые, но дети Локи принесут погибель миру, раз это было предсказано. Один и до пророчества вёльвы видел смутные образы грядущего, ведь он, как и многие другие боги, был наделен даром предвидения.

Наконец в Асгард возвратились Тор и Тюр с детьми Локи – волчонком Фенриром, змеенышем Ёрмунгандом и юной великаншей Хель.

Ёрмунганд был уже так огромен, что асы испугались его больше двух других чудовищ. Один велел Тору бросить змея в океан, окружающий землю. С тех пор Ёрмунганд так вырос, что обернулся кольцом вокруг суши.

Дочь Локи, великанша Хель, сутулая и свирепая на вид, с сине-черной и красной кожей, согласно прорицанию вёльвы, должна была стать властительницей Царства Мертвых, Нифльхеля. В Нифльхель суждено было попадать всем, кто умрет от болезни и старости, кроме умерших девушек, попадающих в Асгард к богине Гевьон. Один сказал Хель о том, какой ее ждет удел, и это пришлось ей по душе. Не мешкая, великанша направилась в подземное Царство Мертвых.

А волчонка Фенрира, сына Локи, боги решили растить у себя в Асгарде, хотя именно он был назван в пророчестве вёльвы будущим убийцей Одина.

Дети Локи - Фенрир, Ёрмунганд и Хель

Сначала волчонок не выглядел таким уж опасным, и лишь через несколько дней, увидев, как быстро растет Фенрир, асы поняли, что скоро никто не сможет с ним справиться. Один повелел сковать прочную цепь, чтобы посадить на нее Фенрира.

Когда цепь была готова, асы пришли с ней туда, где гулял волчонок, но близко подойти к нему не осмелились. Сын Локи Фенрир был теперь так огромен, что лишь Тюр, принесший его из Ётунхейма, не боялся с ним играть. Асы показали юному волку цепь и спросили:

– Фенрир, не хочешь ли проверить свою силу? Мы наденем эту цепь тебе на шею и свяжем ею твои ноги, а ты попробуй ее порвать.

Взглянул волк на цепь и ответил, что порвать ее нетрудно.

Тюр опутал Фенрира этой цепью, волк чуть напрягся – ее звенья разлетелись по сторонам.

Асы притворились, что восхищены силой Фенрира, а сами были огорчены неимоверно. Тотчас ушли они ковать новую цепь, и сделали ее в три раза толще и прочнее.

Только и Фенрир подрос к тому дню, когда готова была эта новая цепь, едва лишь опутали ею волка, рванулся он, напрягся, и лопнула цепь.

Жутко стало асам: поняли они, что не сумеют сами сковать цепь, способную удержать могучего волка.

Лишь на мастеров-цвергов оставалась у асов надежда, и она их не обманула. Цверги сковали невиданную прежде цепь: с виду была она тонкой и легкой, как шёлковый шнурок, но никому из асов не удалось ее порвать, как они ни старались.

– Из чего вы сделали эту цепь? Может, она заколдована? – спрашивали асы цвергов, а те отвечали, усмехаясь в бороды:

– Шесть сущностей соединили мы в этой цепи: шум кошачьих шагов, женские бороды, корни гор, медвежьи жилы, дыханье рыб и слюну птиц.

– Да где же вы все это взяли? – дивились асы. – Впрочем, это все, видно, и впрямь пошло на вашу цепь, ибо нигде больше таких диковин не увидишь.

Асы долго благодарили мастеров: с этой привязи, думали они, Фенриру не сорваться.

Вот только надеть на волка цепь оказалось нелегко, увидев тонкую шелковую ленту, он заподозрил, что его хотят обмануть. А боги толковали между собой о прочности веревки, пробовали порвать ее руками, подзадоривали Фенрира. «Смотри-ка, – говорили они, – а веревка крепче, чем кажется». И добавляли: «Но наш волк ее порвет, тут и думать нечего!»

– Очень уж тонкая она, эта ваша ленточка, – сказал Фенрир, – чем мне гордиться, если я ее порву? Видно, есть в ней какая-то хитрость. Но тогда я вряд ли смогу из нее вырваться. Нет, не бывать ей на моих лапах! Кажется мне, задумали вы связать меня и убить. Вижу, боитесь вы меня.

– Фенрир, ты разорвал две толстые цепи, а какой-то ленточки испугался. Сам подумай, если ты ее не порвешь, значит, ты не такой уж сильный, и мы не будем тебя бояться. А зачем тогда мы будем тебя убивать? Просто развяжем и отпустим.

– Нет, не верю я вам! – отвечал волк. – Если не порву я этих пут, живым из ваших рук не уйду! А чем обвинять в трусости меня, лучше пусть один из вас вложит мне в пасть свою руку. Только имея такой залог, я поверю, что все будет без обмана. И тогда я позволю связать себя вашей лентой.

Переглянулись асы: никто не хотел лишаться руки. «А Локи и горя нет! – вполголоса промолвил Браги. – Опять где-то бродит, пока мы ломаем голову, как нам быть с его отродьем!»

Вдруг Тюр решительно шагнул к Фенриру и вложил свою правую руку ему в пасть. Асы поспешно связали волка волшебной лентой, прикрепили ее к большой каменной плите, вкопанной в землю. Волк уперся лапами в землю, рванулся, но не смог порвать свои узы – напротив, они стали еще крепче, обхватили его тело еще плотнее.

Засмеялись асы от радости, и лишь Тюру было не до смеха: Фенрир, увидев, что его обманули, стиснул зубы и откусил ему руку. Затем он кинулся на стоявших вокруг асов, но те успели отскочить на безопасное расстояние. Лишь Один остался стоять, и когда Фенрир оказался совсем близко, повелитель асов неожиданно всунул в его разинутую пасть свой меч, острие которого уперлось в небо, а рукоятка – под язык, так что волк не мог уже закрыть пасть, и слюна текла из нее рекой.

Боги не стали его убивать, чтобы не осквернить Асгард пролитой кровью: в обители богов нет места убийству. Они отпустили Фенрира в подземную пещеру, где сидит он и теперь, поджидая конца мира: когда лопнут все оковы. Тогда сын Локи Фенрир будет искать Одина, чтобы отомстить ему за свой плен.

По пересказу скандинавских мифов, сделанному Е. Л. Кувановой

Локи

Локи (др.-нор. Loki, также Loki Laufeyjar sonr — Локи, сын Лаувей) — божество (предположительно бог огня, так же упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств) в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода , но асы разрешили ему жить с ними в за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи — Лодур, Лофт.

Существует мнение, что Локи не является настоящим богом, так как принадлежит к роду ётунов. До того, как великаны начали войну с , Локи прожил три года в у великанши . За это время она родила ему трёх детей: дочь — наполовину красную, наполовину синюю (богиня царства мертвых), гигантского змея и чудовищного волка . Также у него есть двое детей от Сигюн: Нари и Вали (в др. вариантах: Нари и Нарви, Вали и Царви). Кроме того, в говорится, что Локи породил всех ведьм, съев полусгоревшее сердце злой женщины и таким образом зачав.

Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем так: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога . С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе прекрасной кобылы сманил коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, строившего , чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены богиню . При этом Локи забеременел, после чего выносил и родил восьминогого жеребёнка , на котором впоследствии ездил . Благодаря Локи Асы получили такие сокровища, как молот Мьёлльнир, копьё Одина Гунгнир, корабль Скидбладнир, кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти.

После гибели Бальдра Локи явился на пир богов, где устроил свою , которая описывается в отдельной песне . Смертельно оскорбив по очереди всех асов, включая Одина, Локи попытался скрыться от их мести. Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и двух его детей, Нари превратили в волка и он разодрал брата на части. Кишками Вали связали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу, в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить её, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьётся в мучениях, именно это является причиной землетрясений.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия