23.02.2022

Как креститься в старообрядческой церкви. Обряд крещения у староверов. Староверы — кто они такие


В древности крещение совершалось в Великую субботу. Крестили обыкновенно в природных водоемах, реках и ручьях. Современное богослужение на имеет исторический элемент, который сохранился до наших дней: ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, одетых в белые одежды и держащих в руках горящие свечи; а также пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия » вместо Трисвятого на Обеднице. Начиная с конца II века, в отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. О практике освящения воды для совершения Таинства Крещения в Греческой Церкви также упоминается со II - III веков. Вода крещения преисполняется таинственной силы… Она - могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового, духовного организма.

В IV-V веках желающие принять Святое Крещение исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих ». Блаженный Августин (354-430 гг.) писал, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же установилась традиция крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими христианской веры. Однако священников, отвергающих необходимость крестить младенцев, критиковал Собор.

Чин крещения

Таинство Крещения у старообрядцев-поповцев совершается как в естественных водоёмах, так и в купели. Крещение производится священником, и лишь в исключительных случаях, когда в данной местности старообрядческий священник отсутствует, а человек сильно болеет и существует угроза его смерти некрещёным, крещение совершается мирянами. На восьмой день над новокрещённым производится миропомазание.

Правило св. Никифора Исповедника:

Подобает не крещенныя младенцы аще обрящется некто не сущу иерею крестити, крестит и свой отец, или каков либо человек христианин, несть греха.

Присоединение погружательно крещеных у старообрядцев-поповцев происходит без дополнительного крещения, посредством Таинства . Не имеющие же канонического крещения (прошедшие обряды обливания, окропления) получают полное трехпогружательное крещение.

Крещаемый три раза погружается в воду. Вода должна быть чистой, без примеси. И здесь строго требуется, чтобы при первом погружении священник говорил: «Крещается раб Божий или раба Божия (имя рек) во имя Отца, аминь »; при втором погружении: «и Сына, аминь »; при третьем: «и Святого Духа, аминь ». Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11, Кол. 2,12-13). Это самое главное в Таинстве Крещения.

Крещеный облекается в белую одежду в знак полученной им душевной чистоты и в напоминание о том, что теперь он должен вести жизнь в христианском обществе светлую, святую, чистую. Эту белую одежду крещеные в древности носили целых семь дней и благоговейно проводили все это время, сохраняя под нею помазание святым миром. Вместе с белою одеждою возлагается на новокрещеного крест в знак того, что теперь крещеный должен исполнять волю Распятого за нас на кресте Господа нашего Исуса Христа, хотя бы верующему пришлось нести крест страданий и скорби. Далее крещеный крестообразно постригается на голове, что значит полное послушание Исусу Христу. Затем крещеный младенец обносится восприемниками, а взрослый сам обходит вокруг купели трижды с зажженными свечами, выражая тем свою духовную радость, что он из чада гнева соделался возлюбленным сыном Отца небесного, из мертвого прегрешениями стал живым для Бога, из погибшего - спасенным.

Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека.

Чинопоследования Таинства Крещения старообрядцы-поповцы соблюдают строго. Интересно, что в начале прошлого века известный старообрядческий деятель святитель (Швецов), епископ Уральский, изучив «Чин крещения », произвел в нем изменения, сделав перестановки, казавшиеся ему более логичными. Были переставлены очистительные молитвы, изменены глаголы и отложены некоторые слова в молитвах, также произведены вставки в чине младенческого погребения, великой ектении, пении трисвятого пред Апостолом и прочие изменения. 29 июля 1908 года Освященный Собор рассмотрел вопросы о некоторых несоответствиях составленного епископом Арсением Уральским «Чина крещения » со старопечатными Потребниками и о расхождениях составленного им «Руководства о сродствах, возбраняющих брак » со старопечатными книгами. Собор незамедлительно вынес постановление, разъяснив, какими книгами можно пользоваться:

Освященнаго Собора старообрядческих епископов Постановление. Освященный Собор, собравшийся в царствующем граде Москве в храме Рожества Христова, 1908-го года июля 29-го дня, рассмотрев «чин святаго крещения», составленный господином Арсением, епископом Уральским и Оренбургским, напечатанный в частной типографии, при сличении котораго с двумя потребниками, изданными при Патриархе Иосифе Московском и всея России в 5-е и 10-е лето Его патриаршества, оказалось разногласие, заключающееся в перестановке очистительных молитв, изменении глаголов и отложении некоторых слов в молитвах. А также вставках в чин младенческого погребения: великой ектеньи, пении трисвятаго пред апостолом и прочих изменений. Освященный Собор предупреждает паству свою, что свя тая церковь не берет на себя никаких ответственности за исправление и издание богослужебных книг частными лицами, если оригиналы их не просмотрены и не одобрены к печати Освященным Собором епископов, или, если они расход я тся с оригиналами, печатаными при первых пяти Московских и всея России Патриархах, почему Собор благословляет руководствоваться только теми книгами , которыя изданы до Никона патр иарха, или перепечатаны с них. Что касается «руководства о сродствах, возбраняющих брак, составленный Арсением, старообрядческим еп ископом Уральским», разрешение недоумений родственных степеней как кровнаго, двухроднаго, трехроднаго, также и духовнаго свойств. Освященный Собор ПОСТАНОВИЛ: Руководиться теми указаниями, кои освящены веками, как восприявшие силу закона, изложенныя в книгах: Кормчей, Номоканоне, Матфея-Властыря. Разрешение брака, обоснованное на определении той или другой из указанных книг, недолжно подлежать зазору, хотя бы оно не согласовалось с другой книгой. Что же касается самопроизвольных сокращений родственных степеней, не согласующихся сказанным книгам, то таковые должны быть отвержено и отнюдь не приемлемо к руководству ни святителями, ни священниками, по изречению: «Власть предстателем ни в чем же дастся ко преступлению велений, но да предлежат тем, иже узаконена суть». (Номоканон, лис. 743, об.) И тако призываем Божие благословение на всех истинно-православных христиан, послушных чад святыя церкви.

Среди подписавших соборное постановление был и епископ Арсений. Но его письменное обращение Антонию , епископу Тобольскому и Пермскому, говорит о том, что он все же не был согласен с Постановлением Собора.

Крещение младенцев

Таинству Крещения младенцев предшествует ряд молитв: молитвы родильнице и молитвы при наречении имени младенцу. В молитвах родильнице священник просит Господа о прощении грехов матери младенца, восстановления ее здоровья после родов и сохранения ее жизни и жизни младенца. В молитве при наречении имени младенцу священник молится, чтобы младенец проводил свою жизнь согласно Божиим заповедям и удостоился получить Царствие Небесное. Младенцу дается имя святого в знак того, что он принимается в союз Церкви небесной и земной и должен идти по стопам святого в делах добра, которые ведут из земной Церкви в Церковь небесную.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников (крестных родителей). Это новшество активно обличал митрополит Киевский и всея Руси Фотий (XIV век - 1431 г.). По древним канонам восприемник должен был быть один, соответственно: мужчина - у мальчика и женщина - у девочки. Тем не менее традиция иметь двух восприемников закрепилась на Руси, и ее придерживаются до сих пор.

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием », потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными - это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения» .

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек ». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников - ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа - двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят »;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями ». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий » ».

1.2 Крестильные обряды и обычаи

Обряд крещения, а также религиозная и бытовая ситуация, связанная с крещением, в разных конфессиональных группах отличалась своеобразием.

Крещение в православной церкви совершалось по каноническим правилам. Крещение старообрядцев разных толков исключало миропомазание; на окрещиваемого надевался не только крест, но и пояс. У старообрядцев часовенного согласия наставник совершал крещение в дуплянке - деревянной кадушке. У поморцев и странников наставники совершали крещение в реке в любое время года; исключение делалось для больных или для грудных детей: их зимой крестили в деревянной кадушке. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.268.

По правилам православной церкви при крещении нескольких человек перемены воды не требовалось, хотя на практике воду часто меняли. Булгаков С.В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. Киев.1913.С.983. У старообрядцев-поповцев и беспоповцев - каждый окрещиваемый должен был быть погружен в чистую воду. Такой порядок крещения существовал в православной церкви ещё до раскола и, по-видимому, в числе прочих был сохранен старообрядческой церковью. Листова Т.А. Таинство крещения у старообрядцев Северного Приуралья// Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.С.209. Старообрядческое население осуждало православный порядок крещения в одной воде, и, возможно, под их влиянием и православные на Урале предпочитали менять воду.

У православных и поповцев крещение совершалось над новорожденными обычно третий, седьмой или восьмой день после рождения. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.269. Среди старообрядцев-поповцев и часовенных существовало убеждение в том, что «крестить необходимо младенца, иначе нельзя, так как до крещения и ангел не даётся». Листова Т.А. Указ. соч. С.208. Представление о крещении страннического толка старообрядцев было иным, крещение совершалось в случае угрозы для жизни, перед смертью. Окрещенные, оставшиеся в живых, должны были уйти в скиты. Отступления от этого правила касались детей.

По правилам поморского согласия, крещение совершали над новорожденным. Однако в середине XX в. постоянные контакты с нестарообрядцами и представителями других старообрядческих групп привело к тому, что поморцы начали креститься в пожилом возрасте, в случае болезни и т.д. Листова Т.А. Указ. соч. С.208.

По правилам православной церкви на восьмой день после крещения должно было происходить омовение миро - особо употребляемой для этого губкой, до того «никто не должен был прикасаться к ним и менять крестильную одежду». Булгаков С.В. Указ. соч. С.1003. Постепенно официальная церковь упростила обряд: омовение стало совершаться сразу после миропомазания. У старообрядцев-беспоповцев, в том числе и у странников, сохранялись древние запреты: окрещенных не мыли и не переодевали в течение восьми дней. На путях из земли Пермской в Сибирь…С.270.

При совершении обряда крещения на новорожденного у православных и основной массы старообрядчества надевали крест, у старообрядцев также и пояс. По понятиям верующих, крест как символ веры служил оберегом от всякой нечисти, поэтому крест необходим любому, а особенно детям. У странников крест «накидали» на детей сразу после возвращения роженицы из бани. Делали это родители, повивальная бабка или кто-либо из посторонних. Там же.

У православных и поповцев крещение совершалось либо в соборе, либо в доме приехавшим священником или наставником. Поморцы считали, что крестить в доме невозможно.

Обряд крещения включал в себя и имянаречение. Выбор имени определялся по святцам. Имя давал священник, начетчик или повивальная бабка: мальчику - по восьмому дню после рождения, девочке - за неделю до и после дня рождения.. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 271. Соотнесённость имени со днем определённого святого ставила ребёнка под его покровительство.

Большое значение имел выбор крестных. Возраст крестных строго не регламентировался, обычно старались приглашать молодых. лет с 15, иногда и моложе. В старообрядческой среде строго соблюдались связанные с кумовством брачные запреты: ни кумовья, ни их дети не могли вступать между собой в брак.

Для того чтобы избежать расширения круга лиц, связанных духовным родством, в крестные родители в старообрядческих селениях предпочитали приглашать родственников. Там же. С. 272.

Крёстные обычно готовили ребёнку крестик и поясок, и прием - материю, на которую клали ребенка, а также приносили воду для крещения.

Своеобразие крещения в различных конфессиональных группах в свою очередь повлияло и на традицию крестильного обеда. Там же. С. 274.

Поповцы и часовенные устраивали крестины сразу после крещения. Обед проходил не слишком торжественно, обязательно приглашали кумовьев, а также родственников и соседей. На угощение подавались пироги рыбные, каша, пельмени, последнее блюдо - селянка-отказ - запеченное картофельное пюре с молоком и яйцами. в постные дни - крутой гороховый или картофельный кисель. Там же. С. 274. Из напитков подавали сусло, бражку, чай. У поморцев, а тем более странников подобный обед обычно не устраивался.

Таким образом, религиозные учения и толки, возникшие после раскола единой церкви, влияли и на церковный обряд крещения, отличавшийся определенным своеобразием в разных конфессиональных группах. В старообрядческой среде видна неоднородность обрядовой и догматической традиций, разная степень сохранности и трансформации религиозной традиции прошлого. Листова Т.А. Указ. соч. С.212.

В среде старообрядцев-поповцев наблюдалось стремление приспособить каноническую обрядность к народным обычаям и меняющимся условиям реальной жизни. Устав беспоповцев был рассчитан на строгую конфессиональную изоляцию, и втягивание их в широкие контактные связи нарушало, вносило неупорядоченность в обрядовую жизнь. Много неясного в обрядности странников, что объясняется неразработанностью религиозно-обрядового поведения последователей этого вероучения. На путях из земли Пермской в Сибирь… С. 275.

Быт и нравы в русской культуре 1930 года

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например...

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью...

Казачий костюм как отражение традиций Оренбургского казачества

«В былые времена вольные казачьи общины и станицы тем и росли, что свободно принимали к себе и не выдавали тех, кто приходил к ним, спасаясь от гонений и угнетений. Порядок приема был несложен и недлителен...

Культура ногайского народа

Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи. Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю...

Материальная культура кыргызов

Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести...

Национальная культура и её основные компоненты

Обычаи народа, традиции, язык способствовали сохранению украинской нации, поддерживали дух народа. Специфически-национальный облик украинского костюма складывался, начиная с 14 века. Украинские шаровары...

Национально-культурный этикет Италии

Нормы культуры

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия...

Погребально-поминальный ритуал

Обычаи и обряды, связанные с погребением умершего, как правило, сопровождаются определенными действиями над ними, которые принято называть "погребальным культом" или "культом умерших"...

Понятие, сущность и функции культуры

Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной...

Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX - начале XX вв.

Догмы старообрядческого вероучения в значительной степени повлияли на брачные отношения, отношение к беременности, способствовали выработке особого взгляда на рождение детей и на таинство брака...

Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность

Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни...

Средневековая арабско-мусульманская культура

Для среднего класса моногамия была нормой. У знатных и богатых людей было много рабынь-наложниц, что не считалось зазорным. У всех халифов матери были рабынями. Никто не запрещал вдовам повторно выходить замуж...

Украинский народный танец

У разных народов свое наследие и обычаи, сформированные на протяжении веков или даже тысячелетий. Обычаи -- это лицо народа, взглянув в которое мы сразу можем узнать, какой это народ. Обычаи -- это те не писаные правила...

Хакасская свадьба. История и современность

Свадебная церемония является одним из важнейших событий жизненного круга в хакасском обществе. Это связано с тем, что именно семья является основной единицей общества, показателем здоровья нации...

4.4 (87.5%) 24 votes

Предлагаем читателям основательное исследование известного старообрядческого начётчика Ф.Е. Мельникова о главном церковном таинстве – святом крещении.
Спустя 100 лет после публикации его книги описанные в ней наблюдения и разоблачения стали еще более актуальными.

Без комментариев (…и без поручей!):

“Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.” Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси – http://ustav.livejournal.com/1148873.html

Статья сопровождается не менее острыми и актуальными иллюстрациями, собранными на просторах интернета. Не поленитесь пролистать до конца статьи. Как ни прискорбно, но нередко это Таинство превращается в фарс .

В монументальном полотне «Крещение» Ю. Орлов обращается к вечным ценностям человеческой жизни. Покой, умиротворенность, надежда и вера незримо наполняют присутствующих при таинстве обряда крещения. На картине изображены сам художник, его родные и друзья. Выразительны жесты и мимика персонажей. Светотеневые нюансы колорита подчинены авторскому замыслу, раскрытому просто и лаконично”.
Из журнала “Ваш Досуг”

С юмором и в строгом соответствии с текстом старых и современных новообрядческих книг Ф.Е.Мельников отвечает на простые и насущные вопросы: можно ли крестить обливательно и окропительно, кто может крестить человека и какие правила нарушаются при различных видах крещения, практикуемых в современной новообрядческой и католической церкви.

К сожалению, гораздо больше огорчил нас поиск иллюстраций к данной статье. Запрос в Гугле и Яндексе «обливательное крещение » как насмешку выдаёт около десятка не связанных с процессом фотографий. А вот портфолио фотографов из Вконтакте рассказали о том, что из примерно 40 случайным образом найденных крестин лишь два, вероятно, совершались с погружением младенцев. Остальное – смотрите сами…

Часть первая. Противоречия во взглядах на способ св. крещения

О символизме святаго крещения


Монастырь Хосиос Лукас в Фокиде (Греция) 1030-е гг.

О самом первейшем христианском таинстве - св. крещении - богословы и миссионеры господствующей [синодальной] церкви, да и сама церковь, имеют различные верования, взаимно уничтожающие одно другое. Мы уже отметили ранее, что греческая церковь в вопросе о крещении состоит в расколе с русской синодальной церковью. Она признает крещение только трехпогружательное. Совершенное обливательно она отвергает, как ничтожное крещение. “Смерть Исуса Христа, - объясняется в греческой Кормчей, - была единственным необходимым средством спасения рода человеческого; это непререкаемый догмат православной веры. Без нее не было возможности примириться человеку с Богом… Почему и апостол говорит: “Врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его”.

Образ смерти Христа выражается в каждом церковном священнодействии. Но по преимуществу он действуется в таинстве крещения чрез совершаемые в нем три погружения. По преимуществу в этом таинстве потому, что во всех других образ Господней смерти бывает вне человека, а в крещении сам человек на себе изображает её, т.е. сам крещающийся образно умирает и спогребается Христу в водах крещения. “Елицы во Христа крестихомся , - говорит апостол, - в смерть Его крестихомся ”. Следовательно, для того, чтобы было в нас подобие смерти и трехдневного погребения Христа, необходимо должны быть в крещении три погружения”.

Этот догмат никоим образом нельзя выразить в обливательном крещении. В нём можно изобразить троичность, но погребение и воскресение Христа не мыслится в обливании. “Елицы во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся ”, - эта первооснова христианской веры чужда обливательному крещению.


Требник, 1602 год: …Крещает приходящего глаголя: Крещается раб божий, имярек, Воимя Отца, аминь, и Сына аминь, и Святаго Духа аминь. Каеждо речение низводя того в купели, ПОГРУЖЕНИЕМ вводу, и возводя, держа ксебе лицем. […]Ащели БОЛЕН, то подобно быть в купели воде теплои. и ПОГРУЗИТЬ его вводе по выю [шею]. И возливать ему на главу, воду от купели, десною рукою, трижды. Восточная церковь поэтому считает самым коренным заблуждением латинства принятое в нем обливание при крещении. В известном “Исследовании о греческом православии” инока Варнавы изложена его беседа с александрийским патриархом Никанором и с пилуссийским митрополитом Амфилохием о различии греков и латин. Варнава спросил патриарха: “Какая разница между нами и западными, т.е. римлянами? ” Патриарх отвечал: “Как же, большая разница: они - еретики ”. И начал перечислять их ереси и погрешности. Вот они в крещении не погружают, а обливают (далее продолжал говорить об опресноках, об изменении календаря, об исхождении Духа Святого от Отца и Сына и нелепой власти папской, о нехранении постов, установленных Церковью и проч.). Варнава: “А вы разве не поливаете” (в крещении)? Патриарх: “Как можно поливать, у нас первый довод на римлян, что они обливают, а не погружают”.

Синодальная церковь о погружательном крещении

Замечательно, что и представители русской синодальной церкви, ее архипастыри и богословы, когда обличают латин в их заблуждениях, тоже выдвигают этот “первый довод” что “римляне обливают, а не погружают”. Недавно генеральный миссионер В.М. Скворцов издал серию брошюр священника К. Околовича в обличение католических заблуждений. Одна из них носит заглавие: “Где правильнее - в православной церкви или католическом костеле - совершается таинство крещения?” “Католическая церковь, - говорится в этом обличительном сочинении, - отступила от православной в самом способе крещения. Ксендзы крестят младенцев не чрез погружение, а чрез обливание и окропление. Такой способ крещения утвердился в католической церкви не ранее как с XIII в. - одного из мрачных средних веков, - а до этого времени не только на Востоке, но и на Западе, как это видно из сохранившихся требников церкви XV в. и из устройства древних крещален, крестили именно чрез погружение. Обычай православной церкви совершать таинство крещения чрез погружение имеет твердые основания в св. Писании”. Далее приводится ряд доказательств из Евангелия и из деяний и посланий апостольских. Указано и известное апостольское 50-е правило. В этом правиле, цитирует его автор миссионерской брошюры, “ясно изображено: “Аще кто епископ или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но единое погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен ”. 7 правилом второго и 95 правилом шестого вселенских соборов постановлено не перекрещивать тех только еретиков, которые крещены в три погружения”. Стало быть, еретиков, крещенных без погружений, должно перекрещивать, по смыслу этих правил, как их понимает и автор изданной Скворцовым брошюры. “Из сказанного мы видим, - делается вывод в этом сочинении, - что крещение должно совершаться чрез погружение, а не чрез обливание, как это произвольно делают у себя католики. Чем же оправдывает римская церковь свой поздний произвольный обычай крестить младенцев чрез обливание? Да тем, говорят католики, что младенцы слабы и погружение в воду может быть опасно для их здоровья. Но это оправдание слишком ничтожно. В православной церкви погружают же младенцев, и, однако ж, погружение младенцев не сопровождается болезненным состоянием их. Притом же это оправдание односторонне: оно касается только младенцев, а к взрослым неприложимо”. Никаких разумных оснований нельзя привести в оправдание поливательного крещения. “Только своевольное изменение древних постановлений в католической церкви было причиною того, что исключительный образ крещения посредством излияния воды на крещаемого вошел на Западе во всеобщее употребление, как будто утвержденный правилами вселенских или частных соборов, и совершается ксендзами так, что если бы в наше время воскресли первенствующие христиане, то, смотря на обряд крещения, совершаемого на Западе, не узнали бы, какое ксендзами совершается таинство”. Они, конечно, отвергли бы обливательное крещение как еретическое и ничтожное. Характерно заключение в этой брошюре: “Мы, православные русские люди, счастливы тем, что все у нас делается в церкви не по своему разуму, не так, как мы желаем, а так, как требует этого Слово Божие. Мы поэтому каждому католику можем гордо сказать, что в делах религии, в делах веры и церкви нужно сообразоваться с богооткровенным учением, с постановлениями св. Церкви, а не со своим разумом, не с требованиями удобств, капризов и прихотей ”.


“АЩЕ ЛИ БОЛЕН, БЫТЬ ВОДЕ ТЕПЛОИ И ПОГРУЗИТЬ ЕГО ВВОДЕ ПО ВЫЮ” Ну и кто тут болен?!

Можно ли подумать, что это говорит представитель и апологет русской господствующей церкви, в которой именно “все делается по своему разуму” и “по требованиям удобств, капризов и прихотей”? Ведь так говорить, обращаясь к еретикам, можем только мы, старообрядцы, не допускающие у себя ни обливательного способа крещения, ни других каких-либо нововведений, противных постановлениям древней св. Церкви. “Гордость же в делах религии” всех этих Скворцовых, Околовичей и других миссионеров синодальной церкви вызывает только смех. С нею они похожи на ворону в павлиньих перьях. Но послушайте, как они отчитывают католиков все за то же обливание: “Да если бы католики читали св. Евангелие, то они узнали бы, поняли бы, что в таинстве крещения нельзя только лба чуть-чуть облить водой, но необходимо всего крещаемого погрузить в воду, чтобы он весь очистился, а не только один лоб или голова, от грехов. Ксендзы нарочно запрещают католикам читать Евангелие и держат их во тьме, чтобы они не узнали истину, чтобы заставить их веровать выдуманному гордыми папами учению, идущему вразрез с священным Писанием, с учением свв. отцов Церкви, с преданием и примерами древней вселенской Церкви. Бедные католики! Вы покорно идете за своими ксендзами, вы охотно слушаете их учение! Вспомните же слова ап. Павла, который сказал, что тот, кто благовествует не то, что мы благовествуем, да будет анафема!”. Жестко разделались современные богословы господствующей церкви с обливательным крещением. Не поскупились и на анафему. Подумаешь, какие ревнители апостольских преданий и установлений!

В другом сочинении, изданном обществом любителей духовного просвещения, в состав которого входят многие из архипастырей господствующей церкви, еще обстоятельнее и основательнее доказывается необходимость крещения только трехпогружательным способом. “Почему вообще в православии крестят именно погружением в воду?” - так озаглавлено это сочинение, составленное архимандритом Иосифом. Приведя слова Христа Спасителя: “Иже веру имет и крестится, спасен будет ”, - архимандрит Иосиф говорит, что здесь “разумеется крещение именно погружением, так как слово “креститься” с подлинного греческого языка, на котором впервые написаны святые Евангелия, в которых употреблено это слово, означает именно: окунываться, окунаться, погружаться в воду с головою, а “крестить” - погружать в воду с головою, окунывать, окунать”. “Непосредственные ученики Господа Спасителя, первейшие преемники Его святых дел и всего служения, святые апостолы, так именно и поступали в совершении таинства св. крещения, как приняли совершать оное от примера и слова своего Законоположителя Господа”. “Так же точно и вообще в древней Церкви совершалось святое крещение, как это положительно утверждается одним из правил свв. апостолов - 50-м, а также и свидетельством свв. отцов Церкви первых веков”. Приводятся изречения св. Ипполита, папы римского, блаженного Иеронима, св. Льва, папы римского, блаженного Августина, папы Пелагия, св. Григория Великого, св. Василия Великого и указываются постановления соборов западной церкви: целихитского, ворчестерского, экстерского, нимского, утрехтского. Все они требуют, чтобы таинство св. крещения совершалось не иначе, как трехпогружательно. Таковым оно должно быть и в настоящее время в церкви православной, ибо это, объясняет архимандрит Иосиф, “очевидное, неуступное, святоревнивое пребывание в видимом послушании установителям христианства и блюдение этого согласия в точности есть главная, отличительная черта, это - характер единой, святой, соборной, или кафолической, апостольской православной Церкви. И глубоким значением знаменуется это наше именно погружательное православное крещение. Оно всего более и многознаменательно соответствует тому высшему смыслу, какой имеет это святое таинство в христианстве, и прямо, наглядно и содержательно выражает собою оный смысл, как это частью и означено в приводимых выше извлечениях из писаний отцов. Только при погружении может быть все тело в воде: что и есть знак всесовершенного очищения и всецелого освящения, кои щедротами триипостасного Бога, по вере Господа Исуса Христа, подаются в таинстве святого крещения”. “Когда крещаемый нисходит, ниспускается, погружается в воду, тем как бы погребает с собою вместе все свое ветхое, греховно человеческое в ней; выходит же из воды чистым, оправданным, обновленным христианином и видимым образом как бы прямо отрождается, воскресает для этой новой христианской жизни, подобно Господу своему Исусу Христу, погребенному в недрах земли по человечеству и всеславно воскресшему по силе Божества”. Такого, заключает автор этого сочинения, “подлинно великого таинственного смысла крещения, изъясняемого притом св. апостолом, невозможно выразить обливанием”. Но, “может быть, - продолжает о. Иосиф, по-видимому, прекрасно знакомый с настроением своих товарищей-богословов, - кто-либо скажет: вопрос о способе совершения таинства св. крещения не представляет собственно серьезной важности в смысле потребности именно погружательного крещения, когда и обливательное или даже поливательное крещение тоже есть крещение, действительное для того, чтобы соделаться христианином. И не крещеный погружением, а только политием воды и даже кроплением есть действительный член Тела Христова”. Да, это очень знакомое и нам рассуждение. Как же его опровергает цитируемый нами автор? “Так могут говорить, - заявляет арх. Иосиф, - только несерьезно относящиеся к подобным предметам”. Ведь “ежели Самому Господу Спасителю угодно было установить спасительное таинство св. крещения именно чрез погружение в воде и вслед за Господом святым апостолам и древней Церкви точно держаться установленного Господом и соединить с ним такое знаменательное глубокое значение, то едва ли вправе последующим исповедникам христианской веры дерзать в установление Господне вносить какое-либо личное вчинание и, тем более, изменение. С принятием инославных и не могущих называться православными обычаев и мнений, мы, например, - православные христиане - состояли бы в опасности унизить и разрушить вселенский древний чин христианства”. “И изменение, отступление в одном обыкновенно ослабляет и подрывает целость и твердость всей веры, как равно наоборот: неотступное держание своего, небезразличное отношение к делам своего правого вероисповедания еще более укрепляет это свое, при несомненно высоком достоинстве его и чистейшей святости. А это уже не малость. К этому уже не след относиться безразлично”. Святая истина. Против нее могут спорить только маловерующие или совсем неверующие лица.

Итак, вот какое учение о св. крещении излагается от лица русской господствующей церкви в ее обличительной литературе, направленной против римско-католических заблуждений. Погружению при крещении придается такой глубокий таинственный смысл, что без него не может быть самого таинства. Замена погружения обливанием или окроплением признается нарушением основного догмата христианства о смерти и воскресении Христовом, противлением Христу и свв. Его апостолам, изменой всей древней Церкви; это - преступление, достойное анафемы.

Синодальная церковь об обливательном крещении

Но совершенно другое учение той же господствующей церкви о крещении мы находим в ее книгах и определениях, направленных против старообрядчества. Укажем прежде всего на книгу, изданную правительствующим синодом в 1727 году. “Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых”. “Так как этот трактат, - говорит о нем священник А. Синайский, - писан по распоряжению святейшего синода и издан с его одобрения и согласия, то в рассуждениях автора его (Феофана Прокоповича) о поливательном крещении нужно видеть взгляды высшей церковной власти”. По взгляду синода, выраженному в этом сочинении, “тайнодействие св. крещения, поливанием творимое, равно как и творимое погружением, есть правильное, важное и действительное; для совершения его необходимо водное омовение, а омовения, поливанием ли или погружением бываемыя, есть дело среднее, к существу дела не относящееся, не чрез внешний образ омовения, а чрез внутреннюю благодать Божию, невидимо посылаемую при совершении таинства святого крещения ”.

Хотя прошло уже сто восемьдесят семь лет со времени издания книги Феофана Прокоповича, но, судя по ее содержанию и аргументации, автор ее как будто имел под руками вышецитированные нами современные сочинения богословов господствующей церкви и разбирал изложенные в них основания шаг за шагом.

В изданном В.М. Скворцовым сочинении священника К. Околовича разъясняется, что “само слово “крестить”, употребленное в словах Спасителя, устанавливающих таинство крещения (Мф., 28:19) - по-гречески “ваптизин ”, по-еврейски “табаль ” - означает собственно “погружать”, “окунывать в воду”. Следовательно, словом этим ясно указывается на Божественное установление не другого какого-либо способа крещения, как только именно способа чрез крещение [погружение]”. Синод возражает: “Христос определил крещению быти водою, а не определил, дабы всеконечно погружением было, а не возлиянием”. Одинаковое значение следует признать за обоими видами крещения со стороны филологической, потому что слово “крещение” во многих местах священного Писания означает и погружение, и обливание, и даже окропление”. Против указания на таинственное изображение погружением смерти и воскресения Христова синод замечает, что “все тые речи образы внешними видимыми действиями изобразить не узаконил Христос, но токмо узаконил омовение”. “Довольно и от сего мощно знать , - богословствует синод, - что нужда токмо есть совершать таинство св. крещения образом омовения, а нет нужды, дабы омовение то было погружением, а не облиянием: понеже апостол крещение банею нарицает, а баня омовение есть, и как погружением, так и поливанием добре совершается ”. “Нет нужды совершать под единым токмо видом погружения, - снова повторяет синод, - но довольно оное так действовать, дабы изобразилося омытие ”. “Но аще силу св. крещения разсудим, то и вящше увидим, что как погружением, так и облиянием равне совершается таинство и благодать Св. Духа подается”. “Такоже силу и вину таинству разумевше, не трудно познать можем, что не весьма нужно есть погружением таинство сие совершать, но равне как погружением так и возливанием совершается”. “Кто речет, что великаго омовения, т.е. погружения, требуем? Вода крестильная действует и вообразует очищение души, то довольно кое-нибудь делать омовение души, всяким бо омовением изобразится очищение души”. “Довольно , - еще раз подтверждает синод, - да некий только вид омовения будет ”. Защитников же трехпогружательного крещения правительствующий синод не задумался записать в “сущие атеисты и прямые безбожники”. “Как не смешно , - читаем в “Истинном оправдании”, - что пустые и грубые сумасброды, и единой части христианскаго исповедания не знающие, но только обману простого народа чреву своему служащие, сущие атеисты, прямые безбожники, как таковые дерзают крещение, поливанием деемое, отметать акибы неправильное ?”.

Слушайте, современные богословы, как вы смеете отвергать поливательное крещение, - спрашивает вас синод? Вы за это безбожники, “сущие атеисты”, без всякой что ни на есть примеси. Кроме того, вы - “сумасброды”, самые пустые и грубые. Вы даже малейшей “части христианского исповедания не знаете”. Синод справедливо называет вас обманщиками, “служащими только чреву своему”.

В самом деле, чем иным, как не самым грубым обманом должно признать ваше бахвальство пред католиками, что в господствующем исповедании сохранился “этот отличительный характер единой святой, соборной, апостольской Церкви - святоревнивое пребывание в видимом послушании установителям христианства”. От этого послушания и следа не осталось в синодальной церкви, так яростно защищающей обливание. Неужели вы серьезно думаете, что католики так наивны, что не поймут вашего лицемерия и обмана? Книга, изданная синодом в защиту поливательного крещения, пользовалась и пользуется в господствующей церкви такою широкою известностью, таким огромным авторитетом, что на неё нередко ссылаются полемисты этой церкви в своих “обличениях” старообрядчества.

Не менее знаменитое, чем это творение Феофана Прокоповича, сочинение архиепископа Феофилакта Лопатинского “Обличение”, убеждая старообрядцев, что погружение и обливание имеет одинаковую силу, отсылает их к книге Феофана “Истинное оправдание”.

В книге “Мир с Богом” в учении о догматах также говорится о равносильном значении обливания с погружением: “Имать же быти соединение формы с матернею, сие есть, имут словеса, совершающие сию тайну, глаголаны быти с погружением, или попе возлиянием трикратным”.

Обливательное крещение признано в господствующей церкви правильным и законным в самом зачатии её. Друг Никона, патриарх антиохийский Макарий, писал ему в 1656 г.: “Латинян не должно перекрещивать: они имеют священство и принимают все седьм таинств и все седьм вселенских соборов, поклоняются св. мощам и иконам и все они крещены правильно во имя Отца и Сына и Св. Духа, с призыванием Св. Троицы. Перекрещивать их значило бы впадать в ересь второкрещенцев и противоречить символу Веры, где сказано: “исповедую едино крещение”. Мы признаем их священство и никогда не хиритонисаем вновь латинских священников при обращении их в православие: так же должны признавать их крещение. Они только схизматики: а схизма не творит человека неверным и некрещенным, а творит только отлученных от церкви ”. Годом раньше этого послания Макария в Москве состоялся никоновский собор, на котором участвовал и Макарий антиохийский. “Отцы собора объявили, что вторичное крещение поляков незаконно, так как поляки веруют и крещают в Св. Троицу и не настолько разнятся от нас, как прочие еретики лютеране, например, шведы, англичане, венгры и другие франкские секты, которые не соблюдают постов, не поклоняются иконам, не творят на себе крестного знамения и проч .”.

Постановления этого собора не утратили своей силы и в наше время. В печальные дни рассмотрения в Государственном Совете старообрядческого законопроекта один из членов верхней законодательной палаты объявил противление этому собору - и именно в вопросе о крещении - государственным преступлением. “Как в древней греческой церкви, - говорил протоиерей Т. Буткевич, - так и в нашей даже соборные постановления только тогда получали обязательную силу, когда были одобряемы царским авторитетом. Так, например, в 1655 году проживавший в Москве антиохийский патриарх Макарий обратил внимание русских архиереев на то, что практиковавшееся тогда у нас принятие в церковь поляков (т.е. католиков) чрез вторичное крещение незаконно. Созванный по этому поводу собор согласился с Мелетием (нужно с Макарием. - Ф. М.) и сделал соответствующее постановление. Но для того чтобы это постановление возымело силу, царь Алексий Михайлович должен был издать еще особый указ об его утверждении. Ясно, что раскольники, не признающие этого соборного постановления, оказываются противниками и царской воли”. Ну, а гг. Скворцовы, свящ. Околовичи, архим. Иосифы и другие обличители латинства, доказывающие, что обливательное крещение незаконно и ничтожно, - они государственные ли преступники или только, по суду синода, “сумасбродные атеисты”? Необходимо заметить, что речь Буткевича, сказанная в Государственном Совете, была встречена бурными одобрениями со стороны преосвященных законодателей и других представителей церкви. Он выражал взгляд не личный, а принадлежащий высшей церковной власти.

Особняком стоит волынский архиепископ Антоний. В 1904 г. он обратился к епархиальному духовенству с воззванием об оставлении [отказе от] поливательного крещения. “Неоднократно волынские архиереи, - пишет арх. Антоний, - увещевали священников оставить нечестивый обычай обливательного крещения. Его неправильность сознают и сами иереи…” “Теперь главным препятствием к обращению старообрядцев к церкви является это нечестивое небрежение святым таинством, как они и указывают”. “Прошу отцов благочинных, - заключает волынский архиепископ свое послание, - потребовать, чтобы во все церкви были приобретены купели и священников, не умеющих погружать младенца, научить”. Замечательно, что архиепископ Антоний, ниспровергая обливательное крещение как нечестие, опирается на соборное изложение патриарха Филарета и 79 главу Большого Потребника. Он очевидно признает их имеющими законную силу до настоящего времени. В противном случае он не руководствовался бы ими.

Что же говорят об обливательном крещении приведенные арх. Антонием авторитетные законоположения русской церкви? Они осуждают обливание как ересь. “Римская ересь и инех еретик такова”, - говорится в соборном изложении патриарха Филарета: “Мудрствуют неправо и богомерзко о непорочней бани бытия - о святом крещении и крещают: водою обливают, а трижды не погружают”. Соборное изложение требует поэтому вновь крестить римлян, “понеже убо еретическое крещение (как совершенное обливательно) несть крещение, но паче осквернение”. Так же строго осуждается обливание и в 79 главе Потребника: “Иже не крестит в три погружения во имя Отца и Сына и Святаго Духа, да будет проклят”. Именно это проклятие напомнил архиепископ волынский Антоний своему духовенству и таким образом признал, что и синод, решительно выступивший на защиту обливательного крещения, очень глубоко и основательно погрузился в это проклятие. Любопытно, что послание Антония напечатано было и в синодальных “Церковных Ведомостях”.

Перед нами, таким образом, два совершенно противоположных между собою взгляда одной и той же церкви на таинство крещения. Вопрос о крещении оказался для иерархов и богословов этой церкви крепкою костью, около которой они вот уже 250 лет грызутся между собою с необыкновенной яростью. Они обвиняют друг друга в богоотступничестве, в попрании первейших догматов христианства, гремят анафемами, выставляют злое обвинение в государственном преступлении, обзывают один другого пустыми и грубыми сумасбродами, глупцами, сущими атеистами, прямыми безбожниками. За 250 лет они не могли прийти к одинаковому верованию относительно таинства крещения и в злобных взаимных препирательствах по сему вопросу только скрежещут зубами. Позволительно спросить, что ж это за христиане, если они не знают, каким должно быть первейшее христианское таинство, рождающее нас в новую жизнь. Но их незнание идет еще глубже. Они до сих пор еще не уяснили себе, из чего же, собственно, слагается таинство крещения, что составляет его сущность.

Часть вторая. Примеры и разоблачения

Многие пастыри и богословы господствующей церкви смотрят на таинство крещения как на какое-то колдовство или казенный штемпель, удостоверяющий законность заштемпелеванной вещи. Они не придают никакого значения внутреннему восприятию крещаемым таинства; нисколько не помышляют и о Совершителе таинства - Духе Святом. Сущность крещения они полагают только в том, что сделает священник, хотя бы он творил что-нибудь и несоответствующее и даже противное истинному крещению.

На иркутском миссионерском съезде 1910 г. удостоверен был поразительный факт. Начальник забайкальской миссии, архиепископ Вениамин, применял антихристианский метод крещения язычников: без всякого с их стороны верования, даже без какого бы то ни было понятия о Христе и христианстве он обливал их водой, иногда окунал в воду. И этого было достаточно, чтобы считать их “христианами, просвещенными св. крещением”. Как происходило подобное кощунственное просвещение, об этом много раз сообщалось в печати. Вот одно из таких сообщений:

“Чтобы увеличить число обращений в “православие”, миссионеры прибегали к разного рода подкупам. Бывали нередко случаи, когда чукчи принимали крещение за несколько фунтов табаку. Случалось, - сообщает г. Врангель, - что иные добровольно вызываются и вторично крестятся и явно выражают свое негодование, когда им в том отказывают. Священник, приезжающий из Нижне-Колымска на время ярмарки в Островное, обыкновенно находит несколько чукчей и ламутов, которые, в надежде получить подарки, согласны на крещение. При нас также один молодой чукча объявил, что он за несколько фунтов черкасского табаку желает окреститься. В означенный день собралось в часовню множество народа и обряд начался. Новообращенный стоял смирно и благопристойно, но, когда следовало ему окунуться три раза в купель с холодною водою, он спокойно покачал головою и представил множество причин, что такое действие вовсе не нужно. После долгих убеждений со стороны толмача, причем, вероятно, неоднократно упоминался обещанный табак, чукча, наконец, решился и с видимым нехотением вскочил в купель, но тотчас же выскочил и, дрожа от холода, начал бегать по часовне, крича: “Давай табак! Мой табак!” Никакие убеждения не могли принудить чукчу дождаться окончания действия: он продолжал бегать и скакать по часовне, повторяя: “Нет! Более не хочу, более не нужно! Давай табак!”.

Сознательно крестить совершенно неверующего человека и обещать ему за это вместо благодатных даров несколько фунтов табаку - разве это не антихристианский акт? Он является не случайностью в миссионерской деятельности того или другого священника господствующей церкви, старающегося во имя карьеры как можно больше совершить подобных кощунственных актов: это - практический результат богословского понимания таинства крещения. Раз сущность крещения синодальные богословы понимают только в действиях священника, то незачем заботиться ни о вере крещаемого, ни о его мотивах принятия крещения. Табак, так табак - не все ли равно; лишь бы к этому лицу священник приложил казенный штемпель, кощунственно называемый крещением.

Бывали случаи, что священники господствующей церкви крестили татар даже заочно. В 1905 г. была подана министру внутренних дел “записка” мусульман, уполномоченных от крестьян Казанской губ. Тетюшевского уезда деревень: Кукшум Балтаевской волости, 2-го Чермшана Таябинской волости и Беловолжка Амикеевской волости. В “Записке” говорилось:

“Как первоначальный акт причисления нас, мусульман, в лоно православия носил чисто произвольный и случайный характер, так и во всех последующих действиях администрации и духовенства, направленных к сохранению нас в православии, трудно было бы усмотреть какую-либо последовательность. Над некоторыми из нас совершали обряд заочного крещения и записывали в клировые ведомости православными именами, некоторые же этому обряду не подвергались. И хотя те и другие фактически исповедовали мусульманскую религию, формально они различались друг от друга. Лица первой категории считались православными, к ним предъявлялись требования, как к православным, они подвергались различным преследованиям, якобы за отпадение к магометанству, их судили, наказывали”.

Любопытно было бы посмотреть, как ухитряются пастыри синодальной церкви совершать заочное крещение: кого они в данный момент обливают или погружают, над кем совершают миропомазание, пострижение волос, одеяние и т.п. действия. В то время как крещаемые заочно татары, может быть, спали или отправляли какие либо естественные потребности, их вводили в сонм православных каким-то странным, чтобы не сказать более, способом. Таинство крещения было превращено в какую-то своеобразную артиллерию, действующую на далеком расстоянии. Живешь себе спокойно, ничего не подозревая, и вдруг тебе объявляют, что ты - крещен. Ловко.

Иркутский съезд, отметив, что “многие инородцы крещены без надлежащего оглашения, признал необходимым, чтобы крещеные инородцы были утверждены в истинах веры”. Съезд высказался только о крещеных уже инородцах. Относительно же приступающих к таинству крещения он не вынес определенного решения: нужно ли их предварительно “оглашать” или просто крестить без всякого приготовления их к этому таинству? Очевидно, и съезд мало придавал значения душевному перелому крещаемого лица. И для него крещение - не более, как заклинательный заговор.

Третий миссионерский съезд, бывший в Казани в 1897 г., постановил отбирать у старообрядцев детей и крестить их в господствующей церкви, если они рождены от брака, заключенного в этой церкви. Это постановление показывает, что и казанский съезд был не лучшего верования в таинство крещения, чем нижнеколымский иерей, крестивший чукчу за табак. Детей старообрядцев иереи господствующей церкви нередко крестили по насилию. Были распоряжения епархиальных архиереев следить за рождениями в старообрядческих семьях и крестить рожденных младенцев без воли родителей.

Смоленский епископ Никанор сообщил смоленскому губернатору письмом от 22 октября 1896 г. за № 12409, что “на совратившихся в иноверие, раскол, сектантство, даже в язычество, должно смотреть юридически, т.е., если они записаны в православные метрические книги по рождению, как на православных”. Епископ Никанор также не придавал никакого значения душе человека, ее верованию. Нужен был только штемпель “православия”. В этом и вся суть. Вследствие означенного письма смоленского архиерея было сделано распоряжение всем полицейским чинам Смоленской губернии:

“Иметь строгое наблюдение за раскольниками при рождении и погребении, чтобы со стороны их не было отнюдь допускаемо отступление от установленных законом прав при совершении их обрядов. И если встретится сомнение, по какому обряду должно быть совершено погребение того или другого лица из умерших у раскольников, т.е. по-православному или раскольниками, - о каждом таком случае тотчас доводить до сведения местного приходского священника и затем уже руководствоваться его указанием. Для точного и неупустительного выполнения всего вышеизложенного гг. приставам, через непосредственно подведомственных им урядников, сотских, десятников должно иметь за всем этим строгое наблюдение и независимо от сего чрез тех же урядников объявить об этом всем сельским старостам, обязать их также сообщать обо всех случаях: рождении и смерти, и других, совершаемых раскольниками обрядов к явному оказательству публичного раскола, или местному полицейскому сотскому, или уряднику, а эти последние обязаны тотчас же доносить вам для соответствующих распоряжений”.

Старообрядцы в своей родной стране всегда были в ином положении, чем инородцы. Последние получали всякие подарки в придачу за совсем даровое крещение. Старообрядцы же сами дарили всем, что было у них, и всех, кому только охота была брать с них, чтобы только не совершали кощунства над ними и их детьми. Но дело не в этом печальном положении коренных сынов России, а в том, что пастыри и архипастыри господствующей церкви признавали и признают совершаемое ими крещение не таинством, в котором Дух Святый перерождает душу крещаемого лица, а простым клеймом, свидетельствующим, что заклейменное лицо принадлежит к господствующему исповеданию, хотя бы оно отступило “даже в язычество”. Насильно совершая крещение над детьми старообрядцев, пастыри господствующей церкви в этих случаях, как и во многих других, копировали латинских иезуитов. Последние, говорится о них в “Христианском Чтении”, “насильно вторгались в дома православных с предложением своих услуг и даже тщательно наблюдали, где родятся дети, чтобы поспешить совершать над ними крещение по латинскому обряду”.

Часть третья. Крещальный фарс

Не только над неверующими людьми господствующая церковь допускает крещение, она признала возможным крестить еще нерожденных младенцев. “Яко егда неудобное будет рождение, - говорится в книге “Мир с Богом”, - отроча же в утробе матерней, близ смерти сущее, показывало бы главу точию, или иную начальнейшую телеси часть, являющую отроча живо быти; тогда убегающи беды смертные на отроча, имать и абие крестити баба, или кто-либо, поливая ону часть, яже быся показала, и глаголя словеса совершающа: во имя Отца и Сына и Святаго Духа” “Но аще бы имущая родити умерла не родьши, тогда грешат иже не изъемлют абие отрочати живаго, прорезавши сохранно утробу мертвыя матере и изъемше не крестят”.

В 1910 г. почти во всех газетах было сообщено о таком факте крещения: “Интересный случай из церковной практики произошел на днях в одной деревне Уссурийского края. Священник собирался в отпуск и не имел заместителя. Деревенская баба хохлушка, находившаяся в последнем периоде беременности, видя, что духовного отца долго в селе не будет, попросила батюшку заранее окрестить ребенка, находящегося в утробе матери. Умный священник немедленно согласился, причем выдал две метрики - на младенца мужского пола (Прокопия) и женского (Евдокию). Мать-роженица, таким образом, сделалась гарантированной от всяких формальностей в будущем: мальчик родился - будет Прокопий, девочка - метрика имеется на Евдокию”. Священник, в сущности, исполнил то, что предписывает книга “Мир с Богом”. Этот курьезный случай лишний раз подтверждает, что духовенство господствующей церкви действительно смотрит на таинство крещения, как на какое-то заклинание. Что-то там прочитал священник, что-то сделал, и, разумеется, кое-как, с обычным в господствующей церкви небрежением - и вот вам крещение. Известно, что никонианские иереи, глубже других проникнутые подобным взглядом на крещение, совершали его даже над четвероногими животными. Справки об этом имеются очень скандального свойства. Чтобы не смутить наших читателей, мы их не приводим. Достаточно и того, что нами выше указано. И из этого ясно, что многие пастыри и богословы господствующей церкви имеют антицерковное и антихристианское верование относительно первейшего таинства христианского - крещения, совершаемого внутри самой церкви ее собственными священнослужителями.

Часть четвёртая. О крещении мирянами и еретиками

Что же касается крещения, совершаемого вне церкви, то и по этому вопросу богословы и миссионеры синодальной церкви не пришли к единому верованию. Миссионеры, вышедшие из школы Павла Прусского, учили и учат, идя по следам своего учителя, что вне церкви не может быть ни одного таинства, в том числе и крещения. Если же церковь не перекрещивает некоторых еретиков, то делает это не потому, что признает за ними действительность крещения, а лишь по снисхождению. Известный ответ, приписываемый Тимофею Александрийскому, что если бы перекрещивать еретиков, то “не быся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся”, приводится в многочисленных миссионерских брошюрах, написанных и самим Павлом Прусским, и его учениками. Они неуклонно и настойчиво проповедуют в своих сочинениях и на публичных беседах, что совершенное у еретиков крещение “несть крещение”. Право крестить они признают только за православными священнослужителями. Самая вера еретиков, по понятию этих миссионеров, делает их священнодействия преступными и ничтожными.

Совершенно иначе смотрят на еретиков и их таинства, главным образом крещение, богословы и миссионеры академического воспитания и образования.

“Как не уничтожаются действительность и истинность таинства грехами совершающего оное, так, - уверяет петербургский миссионер г. Булгаков, - не уничтожаются оные и грехами приемлющего; еретики суть те же грешники, не сохранившие закона веры и заповедей Господних или любви, которая есть исполнение закона; а если святость таинства не оскверняется грехами человека вообще, то она не может оскверниться и грехом еретика, когда он совершает таинство по Господню учреждению. Посему крещение, совершенное еретиком по Господню учреждению, с призыванием имени Св. Троицы, есть крещение Христа, которое свято, а не еретика. Как Божественное учреждение или Господня собственность таинство крещения, таинство возрождения, всегда, где бы ни было совершено, в церкви или вне ее, кладет на человека неизгладимую печать или знак, который не может быть истреблен и не требует возобновления, подобно тому воинскому знаку, который выжигается на руке римского воина для напоминания ему о его обязанностях, который делает известными беглецов и подвергает их наказанию и который, раз отпечатлен законным ли полководцем или бунтовщиком, не изменяется и не возобновляется у пойманного беглеца”.

В подтверждение своего взгляда на крещение еретиков г. Булгаков ссылается на книгу священника А. Серафимова: “Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христиан” и на “Послание восточных патриархов”. В этих двух произведениях определенно говорится, что крещение, совершенное еретиками во имя Св. Троицы, есть святое таинство Христа, собственность Божия.

“Мы почитаем, - говорят восточные патриархи в своем послании, - ложным и нечестивым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко вселенской Церкви, получили крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную”.

Стало быть, этих еретиков преступно перекрещивать, хотя бы они совсем не стыдились перекрещивания. Нечестивым и ложным восточные патриархи, очевидно, называют то учение, которое проповедуют миссионеры школы Павла Прусского. Они, по приговору патриархов, есть лжецы и нечестивцы.

В одной из своих книг богословы господствующей церкви утверждают, что совершать крещение может совсем неверующий и некрещенный человек.

“Может крестить, - учит книга “Мир с Богом”, - паче же и той, иже и сам есть некрещенный и неверный точию дабы имел намерение творити то, еже творит Церковь Христова, егда крещает”.

Выше мы видели, что богословы господствующей Церкви всю силу таинства крещения заключили в действиях своего священнослужителя. Здесь же они определяют действенность таинства “намерением” крестящего, не придавая, по-видимому, никакого значения ни отсутствию в нем веры, ни тому, что он сам еще не просвещен крещением. Это раскрывает, что синодальные богословы сами нуждаются в истинном христианском просвещении. Без него же они не в состоянии определить, в чем же заключается сущность св. крещения.

Часть пятая. О крещении самозванцами

Различно они смотрят и на крещение, самозванцем совершенное. В беседах со старообрядцами и в своих сочинениях, направленных против старообрядческой иерархии, они доказывают, что крещение самозванцев недействительно. Известные слова блаженного Симеона Фессалоникийского, что крещенные самозванцами “не крещении суть”, приводятся почти во всех миссионерских сочинениях.

“Богопроповедники святые апостолы определили, - читают миссионеры старообрядцам, - что освящение от Божественного крещения должно быть подаваемо верным чрез епископов и пресвитеров. Ибо в 46 и 47 правиле они говорят буквально следующее: “Епископа или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников”. Итак, “кто говорит, что не должно крестить крещенного мирянином-лжесвященником, и не освященного по истине, тот, как мне кажется, - разъясняет Вальсамон, патриарх антиохийский, - явно противится сим правилам; ибо он, вопреки предписанию их, приемлет ложное крещение мирянина-лжесвященника” (Толкование Вальсамона на 18 правило сардикийского собора). Приводят миссионеры и следующее определение блаженного Фотия, святителя константинопольского: “Тех же, которые крещены самозванцами, мы никак не признаем приявшими благодать Духа, а потому и определяем, что они должны быть и крещены водою, и помазаны миром. В этом случае мы следуем апостольским правилам, которые строго претят тем, кто не крестит приявших крещение от нечестивых и кто, таким образом, не различает священников от лжесвященников”.

Такого взгляда на самозванное крещение держался и Никон-патриарх. Признавая своего заместителя по кафедре, крутицкого митрополита Питирима, самозванцем, он делал вывод, что “вси от него постановлении пресвитеры и диакони и прочии причетницы чужды священия. И елицы от тех крещении, ниже христиане нарицати тоже лепо есть. Такожде и вси, елицы ему приобщишася: митрополиты, епископы и прочии священнаго чина, и мирстии люди, кто-нибудь, по святым правилом, извержени и отлучени”. Указывая на правила соборов, Никон пишет: “Мирского суда у царя просяй - не епископ. Такожде и прочий священнаго чина, оставивше церковные суды, к мирским судиям прибегнут, аще и оправданы будут - извергнутся. И елицы ныне митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты, игумены, священницы и диаконы, и прочии пречетницы церковнии, чрез Божественныя правила под суд царский и прочих мирских людей ходят: митрополиты уже несть к тому достойни именоватися митрополитами, тако ж и архиепископы, даже до последних, аще и в чину себе сочетавают и священных одежд лепотами (украшенными) являются, яко митрополиты и архиепископы и прочий, по святым Божественным канонам извержены суть; тем же: и елика освящают - не освящени суть, елико благословляют - не благословени суть, ибо от тех крещени - не крещени, и поставлени - не причетницы”….

На самом же деле господствующая церковь принимает крещение от самозванцев, считая его не только действительным, но и святым. Мы видели уже, что в книге “Мир с Богом” богословы её допускают, что крещение может совершать даже атеист, ни во что не верующий и некрещеный. Она признает действительным крещение и у протестантов, к которым, собственно, и относятся слова Симеона Фессалоникийского, что у них нет ни рукоположения, ни крещения. Принимает она крещение и от старообрядческих священнослужителей, хотя в то же время признает, что они - самозванцы и даже “горее нечестивых бесов”. Это любимое выражение её миссионеров не сходит с их уст, когда они громят старообрядческую иерархию. Говоря же о крещении, совершенном служителями этой иерархии, они доказывают, что от этих “горших нечестивых бесов” крещение действительно и даже свято. О самих же бесах нечего и рассуждать. От них богословы господствующей церкви с особой радостью примут “крещение”. Ведь бесы не только “веруют”, но и “трепещут” перед Богом (Иаков, 2:19). Они, во всяком случае, лучше тех, которые “горше” их. Это какая угодно логика подтвердит, даже миссионерская.

Часть шестая. Выводы

Спрашивается: во что же веруют богословы и миссионеры господствующей церкви, когда говорят в символе веры: “…верую во едино крещение?” Они обманывают Бога, ибо признают не одно крещение, а несколько. Они признают крещение: 1) трехпогружательное, 2) обливательное, 3) еретическое, 4) самозванное, 5) кощунственное и 6) какое угодно, включительно до атеистического и заочного, совершаемого и над отсутствующими неверами и даже над нерожденными еще детьми. Чего можно ждать от таких “богословов”, если они по самому важнейшему христианскому таинству имеют дикие, сумасбродные верования и ползут в разные стороны, как старая, изношенная ветошь. Ну и богословы! А еще бесцеремонно лезут к старообрядцам со своими обличениями насчет вещеверия и еретичества. Сами не в силах разобраться в самых очевиднейших “вещах”, не способны понять сущности св. крещения, а берутся просвещать других. Вот они - дыромоляи и вещеверы!

Синодальное ведомство разложилось на многочисленные секты, а самая опасная и вредная из них - это секта дыромоляев и вещеверов, которую составляет огромнейший штат богословов и миссионеров господствующей церкви. Вера у них - пустая дыра, в которую можно вставить какой угодно догмат. Их вера, что дышло: куда повернул, туда и вышло! А всякие вещи, начиная с денег, из-за которых они служат, и кончая табаком, которым они награждают чукчей при крещении вместо креста Христова, они считают своим культом и молятся им, как величайшей святыне.

Иллюстрации по теме

После некоторых мытарств удалось найти группу

Ответ священника:

У Вас существует сразу два канонических препятствия для крещения сына: Вы сами крещены в раскольнической церкви - старообрядчестве, и отец ребенка является не крещеным. По поводу первого препятствия: любое Таинство, принятое в старообрядческой церкви (в церкви, отпавшей от Православия еще в 17 веке) является не действительным, то есть, не сообщает принимающему его человеку благодатного освящения. Происходит это в силу того, что у старообрядцев священники и епископы не имеют, так называемого, апостольского преемства рукоположения, через которое они могли – бы предать верующим благодатные Дары Пятидесятницы. По сути, старообрядческая иерархия – самосвяты (незаконно посвятили сами себя в священные степени). По поводу второго препятствия: для крещения ребенка, оба родителя должны быть крещены в Православии. Иначе, если они сами – не члены Церкви, как они будут заниматься его воцерковлением и религиозным воспитанием? Каков выход из создавшейся ситуации? – Для Вас необходим чин присоединения из старообрядчества к Православию. Для его совершения, подойдите к любому православному священнику, объясните ему Вашу ситуацию, и он это присоединение совершит. Для Вашего мужа необходимо принять Таинство Крещения в Православной Церкви. Оно может быть совершено одновременно с Крещением сына. Для этого договоритесь, пожалуйста, со священником близ расположенного храма, о прохождении Вами и Вашим супругом Огласительных бесед перед Крещением. Прослушаете эти беседы и можете присоединяться к Православию, а ребенка и его отца – крестить. Только об одном хочется предупредить. По словам преп. Симеона Нового Богослова: «в Крещении - Сам Христос в образе семечка входит в сердце человека и почивает в нем». Крещение – это посев семени Вечной Жизни в сердце человеческом. Как обычное семечко нужно поливать, окучивать, удобрять, вырывать вокруг него сорняки, что – бы оно проросло и дало плод. Так и благодать Таинства Крещения необходимо беречь и возгревать, как в лампадку, для её горения, необходимо постоянно подливать масла, иначе она затухнет. А для этого, крестившись, посещать в воскресные и праздничные дни храм и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия, читать Евангелие и пытаться осуществить его заповеди в своей жизни, бороться со своими греховными привычками. Поэтому, и Ваше присоединение к Православию, и Крещение Вашего ребенка и мужа, не должны превратиться в формальность: только числиться в Церкви, но не жить в ней. Для этого и необходима самая серьёзная подготовка: интеллектуальная (теоретическое знакомство с Православным вероучением) и духовная (регулярное посещение богослужений, молитва к Богу с просьбой, что – бы Он Вам открылся, вошел в Вашу жизнь). И если Вы не предполагаете таковых изменений в своей жизни и в отношениях с Богом, честнее будет оставить всё, как есть (не присоединяться к Православию и не креститься). Господь в помощь!


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия