18.03.2021

Как был построен исаакиевский собор. Исаакиевский собор. Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории


11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История строительства символа Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора - была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Сгоревшая церковь

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году. Как указывают авторы книги "Огюст Монферран" Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя - преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание - просто переделали под храм деревянный амбар. Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I. Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием - запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины. В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной. В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве - храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, - из-за чего они размываются водой. Чевакинский предложил перенести храм на новое место - дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма - он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной. В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы. Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный Монферраном

Кто во что горазд

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге "Огюст Монферран", денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди. Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: "Низ мраморный, а верх кирпичный

Ольга Чеканова и Александр Ротач, "Огюст Монферран"

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку. В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Удачное подношение

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года - торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: "Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран".

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его. Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств. Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверки

Ольга Чеканова и Александр Ротач, "Огюст Монферран"

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел. В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитета

предложение президента Академии художеств Оленина комитету

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.

Попытка номер два

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании. Участвовал в проектировании и Монферран. Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая - в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

В Санкт-Петербурге является уникальным памятником русской архитектуры и монументально-декоративного искусства середины XIX века.

Исаакиевский собор строился 40 лет, в правление трех императоров – Александр IАлександр I , Николай IНиколай I , Александр IIАлександр II . Собор является не только одной из важнейших градостроительных доминант нашего города, но и его символом. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 10000 человек.

Существующее здание Исаакиевского собора является четвертым, воздвигнутым в честь византийского монаха Исаакия ДалматскогоИсаакий Далматский , который является небесным покровителем Петра IПетр I (Алексеевич) Великий .

В 1768 году началось строительство третьего храма
, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью.

А. Ринальди задумал собор с пятью сложными по рисунку куполами, высокой колокольней, а мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов, но строительство велось крайне медленно, и, не закончив работы, (после смерти Екатерины II) архитектор покинул Петербург.

Третий собор начал строиться в царствование императрицы Екатерины II, и был завершен в царствование Павла I архитектором В. Бренной , но не соответствовал
парадному облику северной столицы.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на перестройку собора, однако, многие архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, но государь предъявил требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

1814 году русские войска вступили в Париж, закончилась Отечественная войнаОтечественная война 1812 г. , заключен Священный союзСвященный союз , а вопрос о перестройке Исаакиевского собора оставался открытым.

Александр I поручает председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ, генерал-лейтенанту, инженеру Августину БетанкуруАвгустин Бетанкур подготовить предложение по перестройки собора и подобрать архитектора. А. Бетанкур доверил эту работу приехавшему из Франции молодому, никому не известному не только в России, но и у себя на родине Огюсту Рикару де МонферрануОгюст Монферран .

3 апреля 1825 года император утвердил переработанный проект Монферрана, и начался новый этап в строительстве собора. Архитектор должен был решить сложную строительную задачу: соединить новый и старый фундаменты будущего сооружения. О. Монферран полагал, что для собора необходима сплошная кладка фундамента. Благодаря этому надежно соединялись новый и старый фундаменты, а также предотвращалась неравномерная осадка .

Пока закладывался фундамент, в каменоломне Пютерлакс, вырубались гранитные монолиты для колонн
.

Руководил работами по вырубке гранита для колонн выходец из Вологодской губернии подрядчик С. К.
менее чем за час.

Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен .

Исаакиевский собор – это один из самых красивых и значительных купольных сооружений
не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

При возведении купола О. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями
с наружным медным покрытием, верхнюю часть собора конструкции кровли и фонарика сделать из чугуна и железа, «самый же купол покрыт будет листовой медью, вызолоченной через огонь червонным золотом».

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2017 г. губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил ТАСС, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви. При этом градоначальник отметил, что у собора останутся музейные функции.

Исаакиевский собор - один из крупнейших храмов Европы, выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади в центре города. С 1990 г. входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников"). Является частью государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".

История. Первая деревянная церковь

В 1706 г. царь Петр I распорядился построить деревянную церковь для работников петербургского Адмиралтейства. Первый деревянный храм был небольшой срубной постройкой.

Он был перестроен из чертежного амбара шириной в 9 м и длиной 18 м, и увенчан шпилем. Храм был освящен в 1707 г. в честь преподобного Исаакия Далматского - монаха, основателя Далматского монастыря в Константинополе, противника арианской ереси.

Выбор святого был сделан Петром I в связи с тем, что царь сам родился 30 мая (9 июня по новому стилю) - в день памяти святого.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I. С 1723 г. в храме начали приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие адмиралтейства. Все это обеспечило церкви статус одного из важнейших храмов российской столицы.

Вторая Исаакиевская церковь

Из-за малой величины деревянной церкви Петр I решил построить новый, каменный храм. Он был заложен в 1717 г., строился 10 лет, освящен 30 мая (10 июня по новому стилю) 1727 г., уже после смерти царя. Архитекторами были немцы Георг Маттарнови, Николай Гербель. Сразу после освящения собора первая деревянная церковь, успевшая обветшать, была разобрана.

Новый храм был построен в духе петровского барокко, был трехнефным, длиной 60,5 и шириной от 20,5 до 32,4 м. Колокольню украшал шпиль высотой 40 м, который был увенчан флюгером в виде позолоченного ангела.

Вторая церковь располагалась ближе к Неве, на месте, где в настоящее время стоит памятник Петру I. Выбранная площадка оказалась неудачной: река размывала фундамент. Кроме того, в 1735 г. здание выгорело после удара молнии. Храм был отремонтирован в 1742 г., но вскоре выяснилось, что из-за слабости фундамента необходимо построить новую церковь, дальше от Невы, примерно на том же месте, где стояла первая деревянная церковь.

Проект Ринальди

В 1768 г., в царствование Екатерины II (1762-1796), началось строительство третьего Исаакиевского храма по проекту итальянца Антонио Ринальди. Планировалось, что он будет иметь пять куполов, высокую колокольню, полную мраморную облицовку. Макет постройки в настоящее время выставлен в Музее Российской Академии художеств. Второй храм был разобран, однако из-за нехватки средств строительство нового здания шло медленно.

После восшествия на престол в 1796 г. император Павел I (правил до 1801 г.) приказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне достроить храм в сжатые сроки и в значительно удешевленном варианте - с одной главой вместо пяти. Храм был освящен 30 мая (11 июня - по новому стилю) 1802 г. Он выглядел приземисто и слишком просто для парадного центра Санкт-Петербурга.

Современный собор

В 1809 г. был объявлен конкурс на перестройку храма. При этом, согласно желанию императора Александра I (правил в 1801-1825 гг.), требовалось сохранить хотя бы часть несущих стен и фундамента храма Ринальди. В конкурсе участвовали такие именитые архитекторы, как Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Однако по предложению инженера-строителя, генерал-инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения Августина Бетанкура, император Александр I поручил строительство французу Огюсту де Монферрану. В 1818 г. Александр I утвердил проект, назначив Монферрана императорским архитектором.

В 1818 г. началась разборка третьего собора, в 1819 г. он был перезаложен, однако в следующем году строительство остановили, так как обнаружились конструктивные недостатки проекта Монферрана, угрожавшие обрушением. Был объявлен новый конкурс, в котором Монферран участвовал на общих основаниях. Победителем стал архитектор Андрей Михайлов, однако Александр I все равно утвердил новый проект Монферрана.

Строительство собора продолжалось более 30 лет в основном при Николае I (правил в 1825-1855 гг.). При нем же в проект внесли некоторые изменения: в частности, круглое сечение колоколен было заменено на квадратное, расширены портики. Стены третьего собора Ринальди были снесены. Всего на строительство была затрачена очень большая на тот момент сумма - 23 млн 256 тыс. рублей.

Собор был освящен 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 г. Северный алтарь во имя святой Екатерины освятили на следующий день, а южный алтарь, во имя святого Александра Невского, - 7 (19) июля 1858 г.

Описание собора

Собор имеет в плане прямоугольную форму, увенчан одним главным куполом и еще четырьмя - по углам. Позднеклассическая постройка несла в себе черты нового для того времени стиля - эклектики. Высота главного купола - 101,5 м. По бокам собор украшают 112 монолитных гранитных колонн. На внутреннее убранство собора было израсходовано 400 кг золота, 16 т малахита, 500 кг лазурита и 1000 т художественной бронзы.

Внутри собора могут разместиться до 12 тыс. человек (площадь - около 4 тыс. кв м). Оформление здания выполнено художниками и скульпторами Карлом Брюлловым, Федором Бруни, Иваном Витали, Петром Клодтом и др. Храм отделан мрамором, добытым из карьеров близ поселка Рускеала в Карелии.

История собора после открытия

Исаакиевский храм стал кафедральным собором Русской православной церкви, сохранял этот статус до 1922 г. В 1928 г. был закрыт, в 1931 г. в нем был открыт антирелигиозный, затем художественный музей. В 1937 г. собор получил статус памятника.

Собор практически не пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1948 г. в нем снова открыли музей. В 1950-х гг. на крыше была открыта смотровая площадка, под куполом установлен маятник Фуко (демонтирован в 1986 г.).

В 1963-1969 гг. собор был филиалом Государственного музея истории Ленинграда, затем стал самостоятельным музеем. В состав музея "Исаакиевский собор", кроме самого собора, входят петербургские храмы Спаса-на-Крови (с 1971 г.), Сампсониевский собор (1984 г.) и здание Серебряных рядов на Невском проспекте. Также в состав музея в 2004-2015 гг. входил Смольный собор.

17 июня 1990 г. патриарх Алексий II провел первое с 1928 г. богослужение в Исаакиевском соборе. В июне 1991 г. была зарегистрирована община храма, которая совершает богослужения по согласованию с дирекцией музея.

Храм является памятником архитектуры федерального значения.

Музей

Здание собора управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор". Учреждение подчиняется комитету по культуре и комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. Собственником здания собора с 2012 г. является Санкт-Петербург. До этого оно находилось в федеральной собственности, передача была осуществлена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 сентября 2010 г.

В 2015 г. Исаакиевский собор посетили 3 млн 700 тыс. человек. Кроме того, на богослужения в соборе (вход в это время бесплатный) пришли 11 тыс. 226 прихожан. Всего в музее "Исаакиевский собор" работают около 400 человек. Музей выпускает сборник научных трудов "Кафедра".

Выручка музея от оказания платных услуг в 2015 г. составила 728 млн 393 тыс. рублей. Ежегодные налоговые отчисления в бюджет города составляют от 50 до 70 млн рублей. Музей полностью находится на самоокупаемости за счет платного входа, не получая дотаций из городского или федерального бюджета.

В музее регулярно проходят концерты.

Дирекцию музея возглавляет Николай Буров.

Исаакиевский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Исаакиевский собор - крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского - византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены - серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось - по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Исаакиевский собор

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи - есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими. 


Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия