Преподобный Исаакий жил в четвертом веке. Он принял постриг и вел жизнь отшельника. В то время царствовал император Валент, сторонник ереси Ария. Ариане считали, что Иисус Христос не единосущен отцу, и занимает в Троице как бы подчиненное положение. Ариане гнали тех, кто не соглашался с их толкованием веры. Православные храмы закрывали и разрушали. Исаакий узнал о том, что творится в империи, покинул пустыню и пришел в Константинополь. Как раз в это время император Валент собирался в поход на варваров-готов, приближавшихся со стороны Дуная. Исаакий встретил отряд императора у самых ворот Константинополя. Он громко крикнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император не обратил внимания на слова старца. Трижды Исаакий взывал к Валенту. Рассерженный император приказал бросить докУчливого старца в болото. Тот уцелел, смог выбраться и догнать войско. Он опять обратился к Валенту: «Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император лишь рассмеялся. Он приказал заточить Исаакия в темницу. Но слова старца сбылись - войско византийцев было разбито, сам Валент погиб во время пожара. Новый царь, Феодосий Великий навестил преподобного Исаакия, освободил его и исполнил все наставления старца.
Исаакий Далматский и династия Романовых
Преподобный Исаакий жил в четвертом веке, в Византийской империи. Он принял монашеский постриг и вел жизнь отшельника. В это время к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Валент насаждал эту ересь и закрывал православные храмы. Тогда Исакий отправился в Коснтантинополь, чтобы убедить императора одуматься. В это время Валент вел свои войска на битву с племенем вестготов. Монах закричал царю из толпы: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов.
Особо святого Исаакия Далматского почитали в императорской семье Романовых. Петр Первый родился в тысяча шестьсот семьдесят втором году в день памяти преподобного Исаакия. В честь святого Пётр построил один из первых храмов новой столицы, Петербурга, - скромную деревянную Исаакиевскую церковь. В ней император венчался со своей супругой, будущей императрицей Екатериной Первой. А через сто пятьдесят лет был освящен четвертый Исаакиевский храм - знаменитый собор авторства Огюста Монферрана.
Исаакий Далматский и Исаакиевский собор
Преподобного Исаакия церковные историки частенько называют «дерзким монахом». Он жил в четвертом веке, был отшельником и молитвенником. В это время империю раздирал религиозный конфликт - к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Православные храмы повсеместно закрывались. Исаакий отправился в Константинополь, и встретил там императора. Валент вел войска на битву с вестготами, наступавшими с севера. И тут простой монах закричал царю: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов. Через тысячу триста лет, в начале июня, в день памяти преподобного Исаакия, у русского царя Алексея Михайловича Романова родился сын Пётр. Позже в честь преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге был построен величественный Исаакиевский собор.
Св. Исаакий был сирийским отшельником. Он жил в пустыне во время антихристианских гонений императора Валента (364-379). В 378 г., когда император готовился к военному походу против готов, которые стояли в большом числе на берегах Дуная, угрожая Константинополю, св. Исаакий по Божественному откровению явился пред Валентом и сказал: «Царь! Отопри храмы для православных, и тогда Господь благопоспешествует пути твоему». Но правитель пренебрежительно отмахнулся от пустынника. На следующий день блаженный старец снова предстал перед ним, но Валент опять не прислушался к его словам. И на третий день подвижник подошел к царю. Взяв за узду его коня, Исаакий начал еще усерднее увещевать и просить царя открыть храмы. Когда они дошли до глубокой пропасти, поросшей терниями, раздраженный император приказал стражникам бросить туда святого.По Божией милости, Исаакий упал в терния как на мягкое ложе. Тогда явились ему два светлых мужа в белых сияющих одеждах, извлекли из пропасти и тут же перенесли здравым и невредимым в Константинополь, оставив посреди агоры, куда только что прибыл император. В крайнем изумлении Валент спросил, тот ли перед ним, кого он приказал бросить в пропасть. Святой сказал ему в ответ: «Отопри храмы, и тогда ты возрадуешься. Не послушаешь меня - знай, что, хоть и спасешь свою жизнь бегством, суждено тебе принять смерть от врагов своих на куче соломы». Царь, хотя и был потрясен таким предсказанием, тем не менее не внял ему и приказал сановникам Саторнику и Виктору содержать Исаакия в узах до своего возвращения.
Сражение, произошедшее около Адрианополя 9 августа 378 г., обернулось поражением войск императора. Валент сумел выбраться с поля боя и со своим советником спрятался в куче соломы. Варвары, пустившиеся за ним в погоню, обнаружили его там и подожгли. Вот так бесславно погиб тиран, так сбылось пророчество св. Исаакия.
Некоторые уцелевшие после битвы воины, вернувшись, желали испытать Исаакия и сказали ему: «Готовься держать ответ за свои слова, ибо император возвращается». А святой им ответил: «Еще семь дней назад до меня дошел запах его сожженных костей».
Когда власть взял Феодосий Великий, он, зная, какую роль сыграл в событиях святой инок, освободил его и незамедлительно издал эдикт, по которому православным возвращались храмы после сорокалетнего перерыва.
Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в городе, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В конце концов он уступил при условии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба сановника, ставшие духовными сыновьями Исаакия, соперничали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник остановил свой выбор на поместье Саторника, расположенном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселился в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.
Каждое утро оба сановника, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, просил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Многие христиане приглашали его к себе, и святой, отринув дух тщеславия, иногда покидал келью и навещал их.
Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он подвизался, вскоре стало первым монастырем Константинополя (382). Под его влиянием возникли другие монашеские сообщества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община св. Ипатия в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой официальной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.
Узнавая, что кто-то остро нуждается, он, если сам не мог помочь, обращался к зажиточным христианам, и те предоставляли нуждающимся еду и одежду. Так св. Исаакий стал не только наставником в вере и духовной жизни, но и в делах милосердия и благотворительности.
Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константинопольским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворительности, в частности создал больницу, ответственных за которую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя отстраненными.
Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Константинополь и, стремясь направить против Златоуста те обвинения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе под дубом, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вызвал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.
Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. Получив Божественное откровение о скором конце своей земной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далматина своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).
Его оплакивал весь народ с императором во главе. После поминальной службы в кафедральном соборе, которую отслужил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых сановников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и положили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Севастиана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в монастырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.
Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
В царствование императора Валента (364 – 378), сторонника ереси Ария, начались гонения на православных, стали разрушать их храмы. Узнав об этом, преподобный Исаакий пришел в Константинополь, чтобы утешить и укрепить православных в вере.
В то время на императора войной пошли варвары-готы. Они захватили Фракию и приблизились к византийской столице. Когда Валент в сопровождении армии отправился на войну, Исаакий обратился к нему со словами: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Но император, не обращая внимания на слова монаха, продолжил свой путь. Трижды повторил преподобный свое пророчество. Рассерженный Валент приказал бросить Исаакия в глубокий овраг, на дне которого находилось топкое болото.
Но святые Ангелы вывели его из пропасти. Монах остался жив, снова догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным, и победишь врагов своих. Если не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне».
Император удивился смелости старца, и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить преподобного и держать в заточении до его возвращения с войны.
Вскоре пророчество святого сбылось. Готы победили Валента и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены.
После известия о гибели Валента преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.
Когда на престол был избран царь Феодосий Великий (379 – 395), то он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан и возвратил православным храмы.
Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не покидать город и оградить его молитвами. В предместье Константинополя для святого построили жилище, куда к нему собирались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий.
Он помогал также бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого и стал называться монастырь.
Скончался преподобный Исаакий в 383 г. Дни памяти: 22 марта, 30 мая, 3 августа (по старому стилю).
…В России самый известный из храмов в честь прп.Исаакия Далматского – Исаакиевский собор в г.Санкт-Петербурге. Исаакиевский собор связан с небесными покровителями Петра I. Воздвигли во имя святого Исаакия Далматского, день памяти которого совпадает с днем рождения первого российского императора - 30 мая. Современный собор возведен по проекту О.-Р. Монферрана, "императорского архитектора" Александра I. Внушительный вид пятиглавого храма, возвышаюшегося на 101, 5 м, свидетельствовал о силе и неколебимости русского самодержавия и православия. Этот величественный, героико - романтический храм, строившийся 40 лет, достойно завершил эпоху русского классицизма. Наряду с колокольней Петропавловского собора и Адмиралтейства, он стал символом Петербурга, в полной мере отобразив его непостижимую душу. Сейчас Исаакиевский кафедральный собор является одновременно и храмом, и музеем.
Тропарь, глас 8:
В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.
Кондак, глас 2:
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 8:
Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Исаакие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
(cathedral.ru; www.liveinternet.ru; иллюстрации - days.pravoslavie; www.museum.ru; www.cathedral.ru; foto.mail.ru; www.mitropolia-spb.ru).
|
Преподобный Исаакий жил в IV веке , приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента ( -), ревностного сторонника арианства , начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы . Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришёл в Константинополь , чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю , пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе! ». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником . На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне ». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий , он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году , память его празднуется также 22 марта.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Исаакий (преподобный далматский)" в других словарях:
Преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св …
Был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св. Стефана, соседней с м… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Исаакий мужское имя. Исаакий Далматский Св. Исаакий Далматский. Исаакий (в миру Белобаев) старец, еретик XVI века, сторонник Матвея Башкина. Исаакий (в миру Борискович Чернчицкий) православный епископ луцкий и острожский. Исаакий иконописец XIV… … Википедия
Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия
В этот же день 30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий.
Став царем, Петр I велел построить церковь во имя святого своего дня рождения. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:
"Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный".
Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г.
Исаакий Далматский (+ 383), игумен, преподобный.
(Память 22 марта, 30 мая, 3 августа.)
Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных.
В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, он лежал на тернии, как на мягкой постели, среди цветов, громко хваля Бога. Три Ангела явились и вынесли Исаакия из пропасти на сухое место. Исаакий догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения, обещая убить надоедливого старца.
Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия.
Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь.
Скончался преподобный Исаакий в 383 году.Сегодня об удивительном подвиге святого нам напоминает величественный Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, который долгое время был главным храмом всей Российской империи.
Кондак преподобному:
Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностно разжегся, бразды Валентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть прорекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Богослужение в Исакиевском соборе в День города 27 мая 2012 года