18.02.2019

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с задержкой психического развития. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста


АО НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по ВКО

ТЕМА: « Индивидуальный адаптивный маршрут коррекционно-развивающей работы для ученика с ЗПР обучающегося в 1 классе »

Выполнил: Щеброва Е.Н. психолог КГУ «Опытнопольская средняя школа»

Руководитель: Седченко Т.Н.

Преподаватель: Кукина Ю. Е. –кандидат психологических наук.

Г. Усть- Каменогорск 2015год

Пояснительная записка

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.

Для детей составляется индивидуальный маршрут, главная цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии.

Несмотря на некоторые отличия, всегда реализуются общие направления и задачи :

Глубокое, всестороннее изучение ребёнка (выявление индивидуальных особенностей, уровня развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, потенциальных возможностей развития, запаса знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков в различных видах деятельности).
- Конструирование и реализацию индивидуальных и групповых коррекционных программ.
- Изучение динамики развития ребенка в условиях коррекционного обучения, уточнение их образовательных маршрутов в условиях школьного учреждения

Возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей. Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической, коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях:
- индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция),
- группового сопровождения
- функционирования учреждения в целом.
Проектирование психолого-педагогического сопровождения тесно связано с анализом и оценкой результатов педагогической деятельности, так как это позволяет находить наиболее эффективные методы преодоления недостатков развития детей, создавать оптимальную развивающую среду, соответствующую особенностям детей с ЗПР, осуществлять профилактику и устранение возможных неблагоприятных воздействий, которые в ряде случаев могут возникнуть в процессе реализации педагогических задач.
Необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность в трёх направлениях:
- диагностика,
- контроль,
- мониторинг.
Проектирование и реализация задач психолого-педагогического сопровождения требует от каждого высокого уровня профессиональной компетентности, полного представление о характере собственной деятельности в структуре комплексного сопровождения ребенка и деятельности коллег, умения решать свои задачи в условиях командной работы. Кроме того, важно определить принципиальные позиции диагностической работы с детьми, отобрать нужные формы и методы, разработать рабочую и отчетную документацию. Все это создаст условия для обеспечения управляемого позитивного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

успешного преодоления отклонений в развитии.
Контрольное направление (Контроль за усвоением).
- коррекционно - развивающей программы;
- образовательно-воспитательной программы.
Мониторинговое направление
- Мониторинг реализации коррекционно- образовательного процесса (условия, процесс реализации).

Основной целью индивидуальной диагностики является выявление и описание особенностей развития каждого ребенка (познавательной деятельности, речевого развития, эмоционально - волевой и двигательной сферы, его актуальных знаний, умений и навыков, а также потенциальных возможностей). Анализ результатов обследования позволяет определить прогноз дальнейшего развития ребенка, отобрать содержание коррекционно-развивающего воздействия и наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия применительно к каждому воспитаннику.

Другой целью диагностической работы является выявление негативных тенденций в развитии ребенка, что позволяет своевременно вносить коррективы в индивидуальную коррекционную программу. Систематическая диагностическая работа позволяет выявить детей испытывающих трудности в усвоении программы, своевременно направить их к специалистам и, при необходимости, изменить педагогический маршрут.

Основной целью диагностики на уровне возрастной группы является комплектование подгрупп детей с учетом уровней актуального развития и возможностей усвоения того или иного образовательного содержания. Важной задачей является изучение изменений и достижений в развитии детей для оценки эффективности педагогической деятельности. Таким образом, диагностика становится инструментом для осуществления административного или методического контроля за педагогической деятельностью и может выполнять функцию психолого-педагогического мониторинга в рамках целостного педагогического процесса на уровне учреждения.

Рассмотрим более подробно содержание диагностико-мониторинговой деятельности специального детского сада для детей с ЗПР.

Диагностическое направление.
Основными задачами обследования детей в специальном детском саду являются:
- выявление уровня обученности, т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями, зоны перспективного развития;
- определение соответствия психического развития ребенка нормативным показателям;
- выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
- определение компенсаторных возможностей, на которые следует опираться в работе с ребенком;
- определение динамики развития, в том числе при овладении программой коррекционно-развивающего обучения;
- дифференциация состояний сходных с задержкой психического развития;
- исследование параметров школьной зрелости и психологической готовности к школьному обучению, выбор оптимальной его формы.

Специалисты знают, что наиболее объективной является диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение за развития ребёнка, устойчивостью и качеством тех показателей, которые являются объектом изучения. Важным критерием при оценке результатов деятельности ребенка являются его энергетические и нервно-психические затраты для достижения качественно новых показателей психического развития, для усвоения новых знаний, умений, навыков. Очевидно, что успех коррекционной работы будет зависеть от того, насколько удастся активизировать психологические механизмы, обеспечивающие достижение новых уровней развития.

Показатели познавательного и личностного развития ребенка, полученные в ходе углубленного обследования, определяют его индивидуальные образовательные потребности. Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, приведем требования, на которые следует ориентироваться при организации диагностической деятельности.
При организации диагностической деятельности следует опираться действующие нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения.
Участники диагностического процесса должны соблюдать Кодекс этические нормы и правил при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей и других педагогов с результатами диагностики.
При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребёнка, т.е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Диагностика не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (ЗУН). Важно, каким способом эти знания освоены ребёнком, несколько сформированы психологические механизмы для овладения знаниями и представлениями.
Диагностические методики должны быть критериальноориентированые, т.е. предполагать качественно-количественный анализ достижений ребёнка. Тестирование может применяться лишь в отдельных случаях для решения частных задач.
Отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе.
Проведение любой диагностической процедуры должно быть целесообразным, т. е. специалисты должны четко понимать, с какой целью она проводится, как будут применены её результаты?

Контрольно-оценочная функция.
Учитывая своеобразие психики детей с ЗПР, значительный разброс индивидуальных показателей психического развития, требуется оперативное и своевременное выявление недостаточной динамики у конкретных детей или целой группы, установление объективных причин такого положения дел. Еще одним направлением медико-психолого-педагогического контроля является наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических норм и психологических условий при организации и реализации коррекционно-педагогического процесса.

Аналитико-диагностическая и планово-прогностическая составляющая (мониторинг)
Сравнительно-диагностическое исследование предполагает оценку динамических изменений в развитии ребенка и занимает особое место в построении коррекционно-образовательного процесса специального детского сада. Такое исследование позволяет определить эффективность содержания обучения и воспитания, организационных форм и методов коррекционно-развивающей работы. Диагностика становится инструментом для оптимизации коррекционно-педагогического процесса и совершенствования педагогических технологий.
Аналитико-диагностическая составляющая занимает особое место в структуре коррекционно-педагогического процесса и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно - развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Обычно выделяют следующие виды мониторинга.
Психологический мониторинг развития познавательной и эмоционально - личностной сфер, как каждого воспитанника, так и группы в целом, с которой работают специалисты.
Педагогический мониторинг (дидактический и воспитательный).

Для проведения мониторинга руководитель должен выделить наиболее важные показатели, отражающие динамику педагогического процесса


Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. ребёнка ______________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________

Дом. адрес _________________________________________________________________________

Дата поступления ____________________________________________________________________

Откуда поступил ___________________________________________________________________

Решение ГМППК ___________________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать- ______________________________________________________________________________

Отец- ______________________________________________________________________________

образование_________________________________________________________________________

Данные из истории развития:

Характер беременности _______________________________________________________________

Роды _______________________________________________________________________________

Вес при рождении ___________________________ Рост __________________________________

Раннее психомоторное развитие ________________________________________________________

Перенесённые заболевания ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Особенности раннего речевого развития ________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Заключение специалистов:

Лор ________________________________________________________________________________

Окулист____________________________________________________________________________

Психиатр ___________________________________________________________________________

Невропатолог _______________________________________________________________________

Логопед ____________________________________________________________________________

1.НАБЛЮДЕНИЕ.

Компоненты

Начало года

Конец года

1-в контакт не вступает

2- контакт формальный

3-в контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности

4- контакт избирательный

5- легко устанавливает контакт

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

1-пассивный(-ая), вялый(-ая),

инертный(-ая)

2-пвышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность

3-колебания настроения, эмоциональная лабильность

4,5- активный(-ая), бодрый(-ая), эмоционально стабилен(а)

СРЕДСТВА

1-общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком

2-общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса

3- общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда

4- общение посредством аморфных слов-корней, жестов

5- вербальные средства общения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЖЕСТОВ И МИМИКИ

1-не использует жесты и мимику

2-показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту

3- показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое

4- использует жесты и мимику

5- использует сложную мимику и жесты

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ.

Компоненты

Начало года

Конец года

ОБЩАЯ МОТОРИКА

1.Попрыгать на двух ногах

2.Потопать ногами и похлопать руками одновременно

3.Поймать брошенный мяч (несколько раз)

5- все параметры в N

4- все параметры близко к N

1-движения не выполняет

ОПТИКО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

1.Сложить 1й и2й палец в кольцо

2.Вытянуть 2й и 5й пальцы (коза)

3.Пальчики здороваются

5- все параметры в N

4- все параметры близко к N

3-выполняет движения в замедленном темпе, испытывает трудности при переключении

2- выполняет движения неточно, нескоординировано, испытывает трудности при переключении

1-движения не выполняет

ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС

1.Показать левую, правую руку (ногу)

2.Показать предметы, которые находятся: сзади, впереди, вверху, внизу.

4- допускает ошибки, но исправляет при повторном показе

3- путается, выполняет задания неуверенно, с ошибками

2- выполняет задания не правильно

1-задания не выполняет

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

1.Умение держать карандаш.

2.Проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий

3.Рисование геом. фигур (круг)

4.Рисование волнистых и ломаных линий

5-N, выполняет задания самостоятельно, точно

4-задания выполняет с недостаточным нажимом, нет четкости линий

3- выполняет задания с ошибками

2- выполняет задания неправильно

1-задания не выполняет

ВЕДУЩАЯ РУКА левша, правша, амбидекстр (нужное подчеркнуть)

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Показатели

Начало года

Конец года

1.КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС

1. Собери пирамидку

2. Собери матрешку 4х составную

3. Построй фи­гуру из палочек

стульчик (4 п.)

4. Сложи ку­бики с картинками из 4 частей

5 - выполняет зада­ния самостоятельно

4 - выполняет зада­ния с помощью пе­дагога;

3 - выполняет зада­ния по образцу;

2 - выполняет зада­ния по подражанию;

1- не выполняет задания

2.ВНИМАНИЕ

4-5 пред­метов

5 - объем выше N

4 - объем в N;

3 - объем 1/2 N;

2 - объем ниже 1/2 N;

1- задания не выполняет

2.Устой­чивость

«Переплетенные линии».

5 - равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, от­сутствие ошибок;

4 - без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут;

3 - 3 и более ошибки за то же время;

2 - большое число ошибок;

1 - задания не выполняет

3. Концентрация

Найти в рисунке контуры известных изображений

4.5 - без ошибок

3 - 3 и более ошибки

2 - большое число ошибок;

1 - задания не выполняет

3.ВОСПРИЯТИЕ

1.Слуховое –

Дифференциация

звучащих игрушек

Колокольчик и свисток;

Бубен и молоточек

4 - допускает одну ошибку при дифференциации звучащих предметов и воспроизведении ритма;

3 – дифференцирует звучащие предметы, воспроизводит ритм с большим количеством ошибок и исправлений;

2 - не дифференцирует звучащие предметы, не воспроизводит ритм;

1 - не выполняет задания

2. Зрительное восприятие

Красный, зеленый, желтый

Подбери предмет такого же цвета;

Покажи цвет, который назовет педагог;

Круг, треугольник, квадрат

Покажи форму, которую назовет педагог;

Подбери предмет такой же формы.

4 – подбирает и показывает предмет с одной ошибкой;

3 – подбирает предмет, но не показывает;

2 – не подбирает, не показывает предмет;

1 – не выполняет задания

3.Тактильное

Угадай предмет на ощупь

4-5 пред­метов

4 - узнает предметы, но допускает одну ошибку;

3 -узнает не все предметы, допускает ошибки;

2 - не узнает предметы;

1- не выполняет задания

4. Пространственное восприятие

Определи местонахождение предмета,

Высоко - низко, слева - справа, впереди - сзади

4 - определяет, но допускает одну ошибку;

3 - определяет, но не все, допускает ошибки;

2- не определяет;

1- не выполняет задания

5. Восприятие времени

Соотнесение события со временем его происшествия.

Части суток

Времена года

4 - соотносит, но допускает одну ошибку;

3 - соотносит не все, допускает ошибки;

2 - не соотносит события со временем его происшествия;

1- не выполняет задания

4.ПАМЯТЬ

1. Зрительная, образная

Запомни изображения и расположение предметов.

4-5 пред­метов

3 - объем запоминания 1/2 N;

1- не выполняет задания

2. Слуховая

Запомни слова; 4-5 слов,

Запомни звуки. 4-5 звуков

4 - запоминает, но допускает одну ошибку;

3 - объем запоминания 1/2 N;

2 - объем запоминания ниже 1/2 N;

1- не выполняет задания

5.МЫШЛЕНИЕ

- «Четвертый лишний» наглядно

«Простые обобщения»

1 - не выполняет задания

- «Разрезная картинка»

Из 4 частей без образца, из 6 по образцу

4 - допускает ошибку, но самостоятельно исправляет;

3 - выполняет задания по образцу;

2 - выполняет задания неправильно;

1 - не выполняет задания

3. Обобщение

Назови одним словом все предметы на картинке (наглядно и на слух);

Игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи

4 - допускает ошибку, но самостоятельно исправляет;

3 - выполняет задания по образцу;

2 - выполняет задания неправильно;

1 - не выполняет задания

4.Сравнение

Сравни картинки.

Самый маленький,

самый высокий,

самый низкий

4 - допускает ошибку, но самостоятельно исправляет;

3 - выполняет задания по образцу;

2 - выполняет задания неправильно;

1 - не выполняет задания

5. Сериация

– по величине.

4 - допускает ошибку, но самостоятельно исправляет;

3 - выполняет задания по образцу;

2 - выполняет задания неправильно;

1 - не выполняет задания

6. Система­тизация

Найди место предмета в пустом окошке.

4 - допускает ошибку, но самостоятельно исправляет;

3 - выполняет задания по образцу;

2 - выполняет задания неправильно;

1 - не выполняет задания

Дата__________________Заключение__________________________________________________________

(Уровень развития мыслительной деятельности)

______

Дата __________________ Заключение _________________________________________________________

(Уровень развития мыслительной деятельности)

Учитель – дефектолог________________________________________

Уровни развития мыслительной деятельности детей с ЗПР

I уровень - уровень возрастного соответствия. Ребенку по возрасту и уровню развития задание доступно. Однако у разных детей качественные характеристики при его выполнении значительно различаются.

    Подуровень А - достаточное возрастное соответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру соответствуют оценке "четыре", т.е. исследуемый параметр находится в пределах "возрастной нормы". Для установления подуровня А допускается половина оценок со значением "три".

    Подуровень Б - среднее возрастное соответствие. Большинство исследуемых параметров находятся в интервале "два" балла.

    Подуровень В - низкое возрастное соответствие. Большинство оценок исследуемых параметров находятся в интервале "один - два" балла.

II уровень - возрастное несоответствие 1-й степени .
На втором уровне детям предлагаются более легкие задания, которые обычно доступны детям на один год моложе.

    Подуровень А - слабо выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "четыре-три" балла.

    Подуровень Б - средне выраженное возрастное несоответствие. Большинство оценок по исследуемому параметру лежат в диапазоне "один - два".

III уровень - возрастное несоответствие 2-й степени .
Это уровень значительного ниже возрастного несоответствия. На третьем уровне детям предлагаются задания, которые обычно доступны детям на два возраста ниже, при этом балльная оценка уже не имеет значения. В протоколе отмечается только качественная характеристика решения задания.

Таким образом, мы получаем качественно-количественную характеристику развития отдельных показателей психических функций и можем выявить насколько уровень развития ребенка соответствует возрастным возможностям. Такой подход позволяет оценить

Реальный уровень психического развития,
- степень отставания в развитии по разным показателям,
- оценить индивидуальную динамику преодоления задержки психического развития,
- выделить наиболее критические показатели,
- построить профили индивидуального развития.

Переход ребенка с одного уровня на следующий или на несколько уровней за определенный период времени и будет определять динамику его индивидуального развития с учетом естественного взросления (т.е. шкала оценки психического развития скоррелирована относительно возраста).

Приложение 2

Примерная индивидуальная адаптивная программа коррекционно-развивающей работы для детей 4 лет с ЗПР с более выраженной степенью нарушения в развитии.

Учебный год

Ф.И. ребенка ___________________________________________ дата рождения_________________

Уровень развития по результатам диагностики на начало года _______________________________

_____________________________________________________________________________________

Уровень развития по результатам диагностики в середине года ______________________________

_____________________________________________________________________________________

Актуальные проблемы ребенка: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Протокол № ___________от __________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы:

Ознакомление с окружающим

    Формирование первичных представлений о смене времен года.

    Формирование интереса к объектам и явлениям приро­ды и умения наблюдать за ними.

    Ознакомление с предметами и объек­тами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, по­суда, одежда, обувь).

    Формирование представлений о значении труда взрослых.

    Формирование первичных представлений о домашних живот­ных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Речевое развитие

    Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.

    Накопление пассивно­го словаря. Воспитание потребности в речевом общении

    Развитие понимания простых предложений в ситуатив­ной речи.

    Обучение пониманию и выполнению одно- и двухсту­пенчатых инструкций.

    Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

    Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

    Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

    Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формирование элементарных математических представлений

    Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).

    Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

    Обучение использова­нию слов большой, маленький.

    Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

    Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).

    Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.

    Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Сенсорное развитие

    (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).

    Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).

    Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый - квадратный), цвету (красный - желтый - зеленый - синий) предметы.

    Освоение элементарной комбинаторики - размещение по заданному признаку: цвету, величине

    Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

    Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

    Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций.

    Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

    Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знако­мых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Развитие временных и пространственных представлений

Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).

5. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их.

Конструктивный праксис

    Развитие мелкой моторики в работе с разрез­ными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).

    Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.

    Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.

    Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями

    Построение фигур из 3-4 палочек.

    Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков

    Учить правильной посадке

    Учить правильному захвату карандаша.

    Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.

    Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.

    Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

    Учить изображать круглую форму.

Уровень развития по результатам диагностики на конец года ______________________________

___________________________________________________________________________________

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с _______________ по _______ _____ произошли следующие изменения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог _____________________

Приложение 3

Образец планирования индивидуальных занятий.

Учебный год

Ф.И ребенка_________________________________________ возраст_____________

Примечание

Занятие 1

Повторение признаков

осени по опорным картинкам

Развитие внимания

Осень золотая в гости к нам пришла.

Раскрась одинаковые листочки желтым цветом

Занятие 2

Упражнение «Домой»

Примечание

Занятие 1

Развитие ориентировки в цвете на уровне сличения

Развитие внимания

Д/ игра «Спрячь мышку»

Раскрась только листики красным цветом

Занятие 2

Формировать понятия и представления о круге.

Д/ игра «Угадай форму предмета». Раскрась круги зеленым цветом

Примечание

Занятие 1

Освоение элементарной комбинаторики

Развитие внимания

Д/ игра «Листочки»

Чем отличаются картинки, раскрась отличия

Занятие 2

Формировать представления о понятиях «один-много»

« Посмотри внимательно», «Кубики»

«Найди и закрась»

Примечание

Занятие 1

Обогащение и уточнение словаря по теме «овощи»

Развитие мелкой моторики

«Отгадай по описанию с предъявлением картинок»

Д/ игра «Сложи овощ»

Занятие 2

Развитие графических навыков/пальчиковая гимнастика

Упражнение «Улитки»

/Массаж ладоней «Ежик колет нам ладошки»

Используемые методические и дидактические пособия:

    Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева

М.: Издательство Владос, 2008

    Методика формирования начального детского лексикона / О.Е.Громова - М.: ТЦ Сфера, 2007

    Про зайку. / Л.Е.Генденштейн, Л.Н.Павлова, Е. Л. Мадышева - М.: Издательство Карапуз

    Дидактика. Игры от 2 до 5 лет - М.: Издательство Карапуз , 2010

    Рисующий гномик. Альбом №1 по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицина - М.: Изд. Гном и Д, 2007

    Серия Мои первые слова. - М.: Издательство Карапуз, 2011

    Иры и упражнения для развития сенсорных способностей детей 3-4 лет./ Л.Н. Павлова, И.В. Маврина, Л.А.Малышева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

    Волшебные дорожки. Альбом заданий к палочкам Кюизенера для детей 2-3 лет./ Корвет.

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Управление образования администрации города Нижневартовска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 61 «СОЛОВУШКА»

628625, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

город Нижневартовск, улица Дружбы народов, дом 14 а

Номинация конкурса:

«Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование

(логопедия и коррекционное образование)»

Индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника с задержкой психического развития

Составитель:

Есина Светлана Владимировна,

учитель-дефектолог МБДОУ ДСКВ № 61,

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Основой коррекционной работы является диагностика. И от того насколько точно, объективно, широко и качественно она проведена во многом зависит результат коррекционной деятельности.

Публикуемые в печати материалы касались вопросов психолого-педагогической и логопедической диагностики и обследования детей дошкольного и школьного возраста. Но они не всегда были адаптированы для детей с ЗПР, были разрознены.

В связи с этим возникла необходимость не только изучить, проанализировать имеющуюся специальную литературу. Но и составить единый диагностический пакет, который бы отражал в себе результаты всестороннего обследования ребенка-дошкольника с ЗПР, и позволял выявить уровень его развития не только в период поступления в группу компенсирующей направленности (стартовая диагностика ), но кроме того отражал динамику развития ребенка в дальнейшем.

Результатом этой работы стала индивидуальная диагностическая карта развития ребенка, которая и явилась попыткой создания такого диагностического пакета материалов для комплексного обследования ребенка-дошкольника с ЗПР.

Индивидуальная карта развития ребенка позволяет:

    определив проблемные стороны в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации (ДОУ);

    организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;

    наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников;

    создать индивидуальную коррекционную программу развития ребенка для адаптации к школьному обучению.

Карта развития ребенка состоит из 7 блоков:

1 БЛОК – анамнестические данные;

2 БЛОК – запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений;

3 БЛОК – характеристика познавательной деятельности:

    особенности развития восприятия;

    особенности развития памяти;

    особенности развития мышления;

    внимание (по результатам наблюдений за ребенком в процессе диагностического обследования );

4 БЛОК – речевое развитие:

    звуковая сторона речи;

    слоговая структура слова;

    фонематический слух;

    грамматический строй речи;

Комплексный тестовый метод речевой диагностики (авт. Ф.Г. Даскалова ) –промежуточная диагностика, или контрольные срезы

5 БЛОК – развитие элементарных математических представлений:

    раздел «Количество и счет»;

6 БЛОК – моторика:

    артикуляционная моторика;

    произвольная мимическая моторика;

    тонкая моторика пальцев рук;

    общая произвольная моторика.

7 БЛОК – лист динамики развития

Психолого-педагогические выводы и практические рекомендации (отслеживание коррекционной работы с ребенком).

Карта составлена учителем-дефектологом Есиной С.В.

МБДОУ ДСКВ № 61 «Соловушка» г.Нижневартовск

Белова Ирина Валентиновна,

директор МАОУ «СШ №51»

Имени Михаила Захаровича Петрицы

Для определения образовательного маршрута необходимо руководствоваться особенностями психического и физического развития ребёнка, уровнем развития его познавательной, регуляторной и эмоциональной сфер, особенностями его поведения. Кроме того, при разработке индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ учитываются условия, при которых этот маршрут будет реализовываться.

Условия реализации образовательного маршрута делятся на три вида: средовые условия, содержательные условия, организационные условия.

Средовые условия для детей с ЗПР это наличие подобранных элементов безбарьерной среды, в том числе интерактивное оборудование, другие электронные и иные приспособления, облегчающие коммуникацию, а также включение информационных
технологий, расширяющих рамки имеющихся у обучающегося возможностей, либо компенсирующие их.

Содержательные условия для детей с ЗПР составление адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Обучение детей с ЗПР возможно по двум вариантам А и Б.

По варианту 7.1.А (первый вариант образовательной программы) может обучаться ребёнок с ЗПР достигший к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья, предполагается получение им образования сопоставимого с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. Именно такое образование и будет истинно инклюзивным. Такой ребёнок будет обучаться по основной общеобразовательной программе, а при необходимости по индивидуальному учебному плану. Обязательна к применению программа коррекционной работы направленная на коррекцию задержки психического развития детей и оказания помощи в освоении основной образовательной программы. Эта программа по содержанию идентична индивидуальному образовательному маршруту.
По варианту 7.2. Б (второй вариант образовательной программы) может обучаться ребёнок, способный получить образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные сроки, за счёт увеличения на год обучения в первом классе, и увеличения на год обучения в основной школе. Образование такой ребёнок может получать
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Организационные условия для детей с ЗПР представляют собой систему сопровождения, которая способствует реализации указанных условий, включая составление расписания занятий и коррекционных мероприятий с учетом особенностей ребенка, в том числе и специфики его операциональных характеристик деятельности (темпа, работоспособности, продуктивности деятельности и т.п.). Причем подобные организационные условия должны быть определены независимо от того, находится ребенок в специальном (коррекционном) или массовом общеобразовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику.

Педагоги , реализующие ПКР по варианту А должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, а так же в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Для варианта Б необходимо также проведение специальной работы, направленное на постепенное, планомерное расширение и углубление социального опыта детей с ЗПР.

Для обучения детей с ЗПР по варианту А берутся типовые программы для общеобразовательных учреждений - 1-4 кл. авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г. Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова);

Для обучения детей с ЗПР по варианту Б используются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко);

Для ребёнка с ЗПР, обучающегося по варианту А предусмотрено право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах. Для ребёнка с ЗПР, обучающегося по варианту Б по завершению освоения программы определенного уровня, обучающиеся получают документы, предусмотренные
законодательством по итогам промежуточной и/или итоговой аттестации.

Также эти учащиеся имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.

Прерогатива разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ принадлежит школьному консилиуму. Необходимо знакомство с семьёй ребёнка, которое уточнит сведения о ребёнке. Учитываются также рекомендации ПМПК. В маршруте указываются учитель ребёнка, школьные специалисты сопровождения, а также сетевое взаимодействие со специалистами других организаций, прописываются образовательные цели на выбранный период школьной жизни, режим пребывания (с группой продлённого дня или без неё). Тщательно подбираются и обосновывается необходимые средовые условия. При разработке организационных условий прописываются направления, задачи, формы работы, график работы специалистов, критерии достижений, сетевое взаимодействие.

При разработке содержательных условий прописываются задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности, аттестации, показатели достижений, направления и задачи формирования жизненных компетенций, показатели и формы оценки достижений.

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с задержкой психического развития

  1. Общие сведения о ребёнке и семье

Учитель ФИО ________________________________________________________________

Специалисты сопровождения ________________________________________________________________

Цели на период ________________________________________________________________

Режим пребывания ребёнка в ОО ________________________________________________________________

  1. Создание «безбарьерной» среды

Оборудование рабочего места _______________________________________________________________

Другое ________________________________________________________________

  1. Психолого - педагогическое сопровождение

Направления ________________________________________________________________

Задачи ________________________________________________________________

Формы ________________________________________________________________

График работы специалисто ________________________________________________________________

Критерии достижений ________________________________________________________________

Междисциплинарное взаимодействие ______________________________________________________________

  1. Организация освоения образовательной программы

Задачи по предметным областям __________________________________________________________________

Формы организации учебной деятельности и контроля _______________________________________________

Показатели достижений _________________________________________________________________________

  1. Формирование жизненной компетентности

Направление и задачи ___________________________________________________________________________

Формы деятельности ____________________________________________________________________________

Показатели и формы оценки достижений ___________________________________________________________

Список литературы

1. Проект Федерального Государственного образовательного стандарта для детей с задержкой психического развития.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.:, 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.

4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2001.


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №31
г. Яровое, Алтайский крайИндивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка с ЗПР
(модель)
Выполнила:
Удовенко Юлия Николаевна
Должность инструктор по физкультуре
Зайцева Ольга Владимировна
Должность воспитатель
2016
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка с ЗПР

Цель: создавать условия для коррекции нарушений в развитии эмоционально – личностной и волевой сферы.
Задачи:
1.Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
2. Формировать умение выполнять действия по словесной инструкции.
3. Развивать умения отражать в речи свои суждения, эмоции, побуждения, мотивы, интересы; прогнозировать возможные последствия своих поступков, стимулировать способность к волевому усилию.
Имя ребёнка Фёдор
Возраст 5 лет
Диагноз ЗПР
Семья полная
Мать Ирина Александровна, работает
Отец Сергей Георгиевич, работает
Индивидуальные особенности ребенка:
У ребёнка наблюдается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Отсутствуют проявления ярких эмоций, повышенная утомляемость, гиперактивность. Ребенок испытывает трудности в установлении коммуникативных контактов со сверстниками, в некоторых случаях проявляет агрессию. Ребенок не умеет целенаправленно выполнять задания, отличается несамостоятельностью. Наблюдается неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. На занятиях не внимателен, не усидчив. Эмоции у ребенка неустойчивы, но ребенок внушаем и склонен к подражанию. Отличается низкой работоспособностью и низкой познавательной активностью, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. Уровень знаний не соответствует возрасту.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА С ЗПР
Ф.И. ребенка: Фёдор Заключение ПМПК ЗПР
Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления 12. 11. 2016 г
Дата обследования 10. 10. 2016 г Срок реализации: 2- период обучения (январь - май)
Специа-листыВыявленные нарушения Задачи коррекционной работы Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений Рекомендации для родителей Результат
С
К
Учитель-логопед Коррекция произносительной стороны речи:
1.Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.
2.Выполняет артикуляционные упражнения не в полном объеме.
Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи.
1.Затрудняется в подборе прилагательных к существительным.
2.Допускает ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.
3. Допускает ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
4. Ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
Развитие самостоятельной связной речи.
1.Рассказ-описание составляет в вопросно-ответной форме. Самостоятельный рассказ не составляет.
2.При пересказе пропускает и искажает смысловые звенья, пересказ перечислительного характера.
3.Недостаточный активный словарь
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
1.Не дифференцирует звуки по твердости и мягкости, звонкости глухости «Ш-С», «Ж-З», «С-З-Ц».
2. Затрудняется в изображении фигур, состоящих из прямых вертикальных и горизонтальных линий
1.Развивать артикуляционную моторику при помощи артикуляционных упражнений для свистящих и шипящих звуков.
2. Учить поднимать язык вверх при выполнении артикуляционных упражнений.
1.Развивать умение подбирать прилагательные к существительным.
2.Развивать умение образовывать правильную форму уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.
3.Развивать умение образовывать правильную форму существительных в единственном и множественном числе
4.Учить правильно употреблять существительные мужского и женского рода
1.Составлять небольшой пересказ знакомой сказки, передавая содержание и смысл текста.
2.Составлять небольшой пересказ, передавая содержание и смысл текста, сохраняя логическую последовательность
2.Учить пересказу по схеме с помощью иллюстраций
3. Пополнять активный словарь используя слова-признаки, художественное слово
1.Упражнять в дифференциации звуков (раннего онтогенеза) на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости в текстах, фразах, словосочетаниях, словах, слогах.
2. Развивать способность в изображении вертикальных и горизонтальных линий, ориентироваться на листе бумаги с помощью клеток
1.«Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка.
2. «Чашечка», «Грибок», «Качели».
1.«Исправь ошибку», "Чей хвост, чья морда?"
«Какой лист, какая ветка?»
2.«Назови ласково»,
«Магазин»
3. «Один-много»,
«Выбери картинку»
4. «Он-она», «Посели животных в домик»

1.«Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?»

2.«Сравни животных», игра «Как улетают птицы?»,
«Построй предложение»
2.Использовать различную тематику схем, опорных картинок, знаковые рисунки
3. «По признаку», «Что делает?»
1.«Подбери слово», ««Добавь слог», «Слово в домик»
«Цепочка слов»,
2.Рисовать по точкам Закрепление
поставленных звуков
Закрепление положения языка при определенных артикуляционных упражнений

Развитие внимания и памяти.
Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала
Выполнение домашних рекомендаций по развитию лексико-грамматического строя, связной речи
Совместные игры на развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Домашние задания
Воспи-
татели1.Не имеет представления о пространственных понятиях «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади», не понимает зеркальное отображение.
2.Небрежно закрашивает, выходит за линии. Использует 1 цвет.
3.Самостоятельно одежду не складывает, не поправляет и не заправляет.
4. Затрудняется устанавливать равенство и неравенство групп предметов, находящихся на расстоянии друг от друга и отличающихся по величине
5. Затрудняется в выражении количественных представлений выраженных разными по названию, но одинаковыми по значению: такой же, одинаковый; много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало.
6. Затрудняется в счете до 5.
7.Вызывает затруднение определения временного отрезка
8. Затрудняется в использовании понятий «что близко и что далеко»
9.Наблюдается слабо выраженная эмоциональная активность
низкая познавательная активность 1.Формировать пространственные понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», «впереди-сзади».
2.Развивать умение закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш.
3.Продолжать развивать навыки самообслуживания: умение складывать одежду, следить за своим внешним видом.
4. Развивать умение определять равное и неравное количество предметов в группе, разных по величине и находящихся на разных расстояниях
5.Развивать умение различать и использовать в своей речи количественные представления разные по названию, но одинаковые по значению.
6. Развивать умение в счете по осязанию, на слух и счет различных движений
7. Развивать умение определять временные отрезки для каждой части суток по различной деятельности людей и иллюстрациям (использование режимных моментов)
Определять части суток по объективным показателям, символизирующим время: цвет неба, положение солнца, степень освещенности земли и т.д.
8. Учить определять положение предмета по отношению к себе.
9. Повышать эмоциональную активность путем непосредственного участия ребенка, используя элементы «куклотерапии и сказкотерапии» 1.«Муха», «Высоко-низко, далеко-близко», «Иди туда, куда скажу», «Зеркало».
2.«Трафареты», «Раскраски».
3.«Сложи красиво кофту», «Сверни колбаской колготки», «Помоги товарищу».
4. «Поезд»,
«Сколько мышек маленьких и сколько больших», «Какие машинки находятся ближе к тебе»
5.«Назови по другому»
6.«Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столь же»
7. Иллюстрации «Дети идут в детский сад», «Дети возвращаются домой из детского сада, «Салют на фоне вечернего города» и т. д.
«Когда это бывает», «А что потом», « Так бывает или нет»
8. «Впереди тебя стол или стул», «Справа от тебя шкаф или кровать»
9.«Кукла заболела»
«Путешествие колобка по лесу», аудиосказки из серии антикапризин: «Пламенное сердце», «Полезное колдовство», «Белыш и Черныш»
Закреплять понятия «лево-право», «верх-низ», «впереди-сзади».
Закреплять умение аккуратно закрашивать, не выходя за контур.
Закреплять навыки самообслуживания.
Домашнее задание
на способность группировать предметы
Предложить дидактический материал
Домашнее задание на закрепление умений в счете до 5.
Предоставить иллюстрации на развитие умений определять временные отрезки частей суток.
Консультация для родителей по использованию игр на определение положения предмета по отношению к себе.
Консультация по использованию куклотерапии и сказкотерапияОткрытое показное занятие
Предоставить аудиозапись сказок Педагог-психолог 1.Недостаточный объем зрительной и слуховой памяти
2.Нарушения в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы (неустойчивое настроение – меняется от незначительных причин, плаксив, обидчив, часто непослушен, на замечания реагирует неадекватно, управлять поведением не умеет).
3. Наблюдается негативное отношение к окружающим, проблемы с самооценкой
4. Нарушения в сенсорном развитии 1. Повышать объем произвольной памяти
2.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы
Формировать умение контролировать себя при помощи усвоенного правила и умение действовать по правилам.
Развивать способность к определению эмоционального состояния своего и окружающих используя психогимнастические упражнения и ролевые игры.
3. Способствовать развитию внимания и наблюдательности необходимых для общения.
4.Формирование сотрудничества со взрослым в овладении сенсорного опыта «Пары слов»;
«Мы ходили в зоопарк»
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкатерапии«Не сердись-улыбнись»
«Прислушайся к своему настроению»
«Посмотри, угадай, настроение называй»
3. «Что изменилось»,
«Как ты себя чувствуешь?»
«Моё настроение»
«Подарок для всех(цветик-семицветик»
4. «Узнай, кто я», «Попробуй угадай», «Собери картинку», «Фигуры» Закреплять навык при помощи игр:
«Посмотри и запомни»;
«Послушай и запомни»
Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком
Домашнее задание: составить словарь добрых слов.
Мини беседа «В какие игры по сенсорному развитию можно поиграть дома» Инструктор по Физ. 1.Затрудняется в прыжках на месте на двух на ногах (чаще прыгает на 1ой ноге).
2.В беге на скорость - шаг короткий, неравномерный, руки малоактивны.
3.Плохо ориентируется в пространстве
4.Есть трудности при выполнении движений по словесной инструкции
5.Нарушение осанки 1.Формировать умение отталкиваться двумя ногами и прыгать на месте на обеих ногах.
2.Формировать умение бегать легко и ритмично, с хорошей координацией в движении ног и рук, энергично отталкиваясь от опоры
3.Формировать умение ориентироваться в пространстве посредством игровых упражнений
4.Приучать ребенка действовать по команде используя схемы модели, замещающие инструкции при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения.
С помощью схем-моделей развивать внимание, ориентировку в пространстве
5.Формировать правильную осанку посредством физических упражнений на укрепление мышц спины, брюшного пресса, вытяжения позвоночника Имитация движений животных
3. Игровые упражнения «Веселые игрушки», «Далеко близко», «Жмурки»
4.Схемы-модели «Ходьба на носках», «Ходьба с высоко поднятыми коленями», «Быстрый бег», схемы с различными стойками исходного положения
5.»Лодочка», «Зайчик», «Рыбка», «Ножницы» и др. Выполнять дома физические упражнения.
Посещать ЛФК Музыкальный руководитель 1.Не устойчиво внимание при прослушивании музыкальных произведений, нет заинтересованности.
2.Нарушено чувство ритма
3.Нарушение тембрового слуха 2.Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость.Знакомить с разными музыкальными произведениями (марш, танец, песня).
2.Развивать чувство ритма посредством ритмических упражнений
3. Учить определять на слух звучание музыкальных инструментов 2. «Где ты, Осень?», «Французский аккордеон»,
«Зимушка-зима»,
«Песня осенних листочков»
«Сами саночки бегут», «Детский сад»,
2. «Повтори ритмический рисунок»
3. «Трубы и барабаны», «Угадай на чем играю» Слушать дома спокойную классическую музыку
Консультация по развитию чувства ритма дома используя различные бытовые преметы Специалисты:
учитель-логопед____________/ФИО/
педагог-психолог___________/ФИО/
воспитатели________________/ФИО/ ________________/ФИО/
муз. руководитель___________/ФИО/
инструктор по ФК ___________/ФИО/
Родители: _______________/ФИО/ _______________/ФИО/
Рекомендации для родителей:
Родители: _______________/ФИО/
_______________/ФИО/

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов: Законом об образовании от 10.07.1992 3 3266 – 1; Письмом Правительства РФ от 29.06.99 № 129/23 – 16.

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

  • определённые организационные формы обучения;
  • определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
  • содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
  • специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:

  • комплексную диагностику;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения , в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего професссионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты.Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующие разделы (приложение № 1):

  • общие сведения о ребёнке.
  • анамнестические данные
  • данные обследования специалистов
  • логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:
  1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
  2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).
  3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
  • изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
  • состояние игровой деятельности.
  • состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
  • состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
  • состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
  • особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
  • анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (приложение № 2)
  • заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).
  • основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
  • Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

    • низкий уровень – 1 балл,
    • средний – 2 балла,
    • выше среднего – 3 балла,
    • высокий уровень – 4 балла.

    Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (приложение № 3).

    В основе построения индивидуального образорвательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

    Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

    • Ступенчатая диагностика.
    • Индивидуальный подбор педагогических технологий.
    • Систематический контроль и корректировка.
    • Наблюдение.
    • Пошаговая фиксация.

    В настоящее время в России распространена система подготовки к школе детей с задержкой психического развития под общей редакцией С.Г. Шевченко, которая позволяет решать задачи своевремменной активной помощи детям дошкольного возраста с ЗПР. Данная система ориентирована на общее развитие детей (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребёнку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учёта индивидуальных возможностей детей. Этапы коррекционно-развивающего процесса отражаются в «индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте».

    Цель работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конретного ребёнка

    • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
    • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
    • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
    • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
    • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

    Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не дожно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программой подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко, в рамках каждой задачиопределяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:

    • сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
    • освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
    • освоение продуктивных видов деятельности (контруирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
    • накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
    • уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
    • формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
    • развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
    • формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
    • формирование элементов учебной деятельности;
    • формирование адекватных эмоционально - волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.

    Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики (приложение № 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

    Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика : высокий уровень; положительная динамика : выше среднего уровень; относительно – положительная динамика : средний уровень; незначительная динамика : низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика . Динамика развития зависит от выраженности нарушения, объёма нарушений (их локальности или тотальности), причин нарушений. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического оследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности. Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (приложение № 5).

    Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

    Литература:

    1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008
    2. Лаврова Г.Н. «Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003
    3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000
    4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005
    5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интелектуалльным нарушением// Дефектология № 5, 2002
    6. Швченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

    © 2024
    100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия