К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.
Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12–15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.
Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «... в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.
Вся с была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.
К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.
Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.
В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.
Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.
Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Гледенский Троицкий мужской монастырь.
С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.
Описание Зверинского В.В. №162
«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».
Описание Зверинского В.В. № 1615
«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».
Уточнения и дополнения к описаниям
Местоположение
Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.
Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.
Гледенский мужской монастырь
Основан в конце 12-го века.
Управляли монастырём игумены и архимандриты.
В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.
При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.
В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.
В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:
1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.
2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.
Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.
3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.
В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.
Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.
Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.
Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.
Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.
Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.
Гледенский женский монастырь
В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.
Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.
В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.
Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.
Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.
Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.
Монахини и указные послушницы в 1914 году
№№ | Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь | В миру | Год рождения | Год поступления в Рдейскую пустынь | Год пострижения |
1 | Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. | Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии | 1844 | 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. | 1885 |
2 | Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. | Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище | 1857 | 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. | 1912 |
3 | Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное | Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии | 1876 | 1902 | нет |
4 | Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. | Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1878 | 1893 | нет |
5 | Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая | Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1903 | нет |
6 | Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1897 | нет |
7 | Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. | Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1867 | 1890 | нет |
8 | Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. | Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1875 | 1895 | нет |
9 | Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. | Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии | 1882 | 1896 | нет |
Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года
Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.
Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.
В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.
В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.
В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.
В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.
Троице - Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице - Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 - х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из-за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице - Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице - Гледенский монастырь.
Т роице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор , затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге . Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь.
Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.
Едем, любуюсь небом)
Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.
Какой новенький домик!
Бабуля вышла погулять...
Эх, дороги...
Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.
И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге
Строится часовенка
Подъехали
Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
Место слияния рек Сухоны и Юга.
Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря
Любуемся красотами
Сторожевая башня монастыря(1759-1763)
Трава по пояс)
Святые и Северные (хозяйственные) ворота
Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.
Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора
Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.
Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.
Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...
А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.
Снова проезжаем деревню Морозовицу.
А впереди - заливные луга
Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!
Заливные луга Красного острова
Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!
Меж кустов течёт речка Шарденьга
Подъезжаем к мосту через Сухону
Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)
ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону