30.06.2021

Где можно оценить антикварную икону. Интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером? Иконы на металле


Владельцы старинных икон задаются рядом вопросов: как определить ее стоимость и возраст, не написаны ли они «под старину» и имеют ли ценность? Самостоятельно найти ответы почти невозможно, так как оценка церковной утвари (так же, как и другого антиквариата) требует глубоких знаний и большого опыта в этой сфере.

Экспертиза иконы позволит установить ее возраст, подлинность и ценность …

Когда эксперты определяют возраст иконы, они учитывают множество факторов:

  1. 1. Материал, на которое нанесение изображение. Старинные шедевры иконописи имели основу из дерева, а в XIX-XX веках начали использовать тонкие жестяные листы. Самой популярной породой была липа. На заметку! На возраст указывают даже характерные следы от орудий. Так, в XI- XII веках основы вытесывали из дерева топором. С XVIII века обрабатывать доски стали тщательнее.
  2. 2. Материал для живописи. Древнерусские шедевры иконописи писались темперой – краской, в которой в качестве связующего элемента служит яичный желток. А можно ли отличить изображения, написанные темперой самостоятельно? Можно. Они более схематичны, строги и аскетичны, если сравнивать их с изображениями, написанными маслом и которые отличаются большей живописностью. Самые древние шедевры иконописи, дошедшие до нашего времени, относятся к VI веку. Написаны они были красками на основе пчелиного воска.
  3. 3. Наличие оклада. Возраст и ценность иконы определяется и по наличию накладного украшения. На Руси и в России иконописцы могли создавать полноценные (полнопрописанные) и подокладные варианты. В последних выразительно прописываются только те участки, которые видны в проемах накладного украшения. На старинных иконках изображения было написано столь мастерски, что сразу определить вид (полнопрописанный и подокладный) очень сложно. Сделать это смогут только профессиональные эксперты.
  4. 4. Сюжет. Он может напрямую указывать на возраст. Так, некоторых святых начинают изображать после канонизации. Зная период, когда личность была канонизированы, устанавливают период и век церковной утвари. Хотите узнать возраст иконы Стефана Пермского? Будьте точно уверены, что она написана не позже второй половины XVI века, ведь Стефан Пермский был причислен к лику святых в 1549 году. Таким образом приблизительно определяют период написания любого шедевра.

Важно! Нужно помнить, что встречаются не только старинные иконы, но и те, что писаны под старину. Иногда манера письма, особенности краски и обработки дерева передается так искусно, что определить истинный возраст и подлинность может только специалист.

Профессиональная помощь от «Дома Антиквара»

У вас есть икона и вам важно определить ее подлинность и ценность? Обращайтесь в антикварный салон «Дом Антиквара ». Специалисты компании помогут определить икону по фото. Чтобы результат был максимально достоверным, необходимо отправить фотографии со всех ракурсов, чтобы специалисты смогли объективно оценить старинный предмет.

Антикварный магазин на Арбате с большим интересом относится к Вашему желанию продать старинную икону 17, 18, 19 и начала 20-го века. Оклады старинных икон пользуются не меньшим спросом..Оценочная стоимость оклада иконы 18 -19 века, инкрустированного драгоценными камнями, порою, превосходит стоимость самой иконы.

Как дорого можно продать у нас старинную икону

Среди клиентов антикварного магазина есть весьма серьезные собиратели иконописи. Антикварный магазин регулярно получает заказы на приобретение старинных икон на дереве 18 -19 века от владельцев частных коллекций и выставок. Соответственно, мы готовы назначить превосходящую цену покупки старых, хорошо сохранившихся икон на рынке скупки антиквариата. Наш эксперт по иконописи способен увидеть в иконе шедевр античной древности и назначить цену как за произведение искусства, а не "за пару тысяч рублей" как в многочисленных скупках у метро или перекупщиков на досках объявлений. Очевидно, у Вас все шансы продать здесь икону сравнительно дорого.

Важное значение при оценке иконы имеет

  • состояние (отлично сохранилась/требует реставрации)
  • размер иконы;
  • возраст иконы
  • происхождение, автор
  • наличие клейма, авторской подписи
  • комплектность (в окладе / без оклада)
  • присутствие инкрустации драгоценными камнями

Оценка старинной иконы в Москве

  1. Оценка иконы 18 - 19 века онлайн (по фото)

    • Сфотографируйте икону при помощи фотоаппарата или смартфона (минимум, с 2х ракурсов). Если старая икона нуждается в реставрации (местами сошла краска, трещины, потертости), для максимально точной оценки русской иконы рекомендуется сфотографировать эти места крупным планом.
    • Отправить фото старинной иконы любым удобным для Вас способом.
      • Электронная почта: на адрес
      • Мобильные приложения для смартфона Viber WhatsApp на номер указанный в контактах .
    Укажите: размер полотна, век, название школы, если Вам известна эта информация. На основании этого мы сможем назвать достаточно точную цену нашего интереса к вашему экземпляру. Время ответа эксперта иконоведа в рабочие часы составляет ориентировочно 10 - 15 минут.
    Для получения максимально быстрого результата оценки иконы 18 -19 века укажите номер телефона или скайп.
  2. Оценить старинную икону по телефону

    • Свяжитесь с экспертом антикварного магазина по номеру, указанному в разделе контакты .
    • Воспользуйтесь услугой обратный звонок . Синяя кнопочка расположена в правой части экрана.
    Со словесного описания антикварной иконы, мы постараемся дать предварительную оценку. Во всяком случае, сможем утвердительно ответить: интересна ли нам эта икона. Если нет, подскажем, куда обратиться.
  3. Визит в антикварный магазин

    • Для всех наших клиентов и гостей антикварного магазина, оценка старинной русской иконы - бесплатна.
    • Работаем без обеда и выходных. Перед визитом, сверяйте часы работы в разделе контакты .
  4. Бесплатный вызов оценщика иконы

    • Вы проживаете в Московской области и у Вас нет ни времени, ни возможности добраться до центра Москвы чтобы продать икону максимально дорого.
    • Значительные габариты старинной иконы на дереве затрудняют транспортировку для оценки или продажи иконы в Москву.
    • Предварительная оценочная стоимость антикварной иконы превышает 400.000 рублей и путешествие с антикварной иконой в общественном транспорте небезопасно.
    Обратитесь к менеджеру антикварного магазина. По договоренности, к Вам будет делегирован оценщик икон из числа штатных сотрудников магазина. Время и место встречи (офис, квартира, кафе) Вы назначете сами.

Акция "приведи друга"

  • Если Вы - продвинутый пользователь интернета, и способны быстро и правильно найти информацию, где максимально дорого можно оценить и продать антиквариат.
  • Если за помощью к Вам обращаются знакомые люди с просьбой найти адрес хорошей скупки антиквариата или ломбарда в Москве, и Ваш отзыв и мнение для них - решающие.

Антикварный магазин высоко ценит желание помогать людям и готов щедро отблагодарить за Вашу рекомендацию. Детали и условия акции уточняйте у менеджера магазина.

Вы проживаете далеко от Москвы

  • Вы проживаете в Центральном, Западном федеральных огругах, на Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке.
  • Имеете намерение продать, скажем, старинную икону Николая Чудотворец на дереве по цене скупки в антикварных магазинах Москвы.

Вам достаточно отправить на электронный адрес магазина фотографю старинной иконы.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: интересны ли вам иконы ручной работы, вышитые бисером?

Ответ: данные произведения прикладного творчества антикварной ценности не представляют. Интереса со стороны Антикварного магазина, соответственно, тоже.

Вопрос: интересны ли вам современные иконы из металла, продаваемые в церковных лавках?

Ответ: нет. Данные произведения, на наш взгляд, не имеют и никогда не будут иметь никакой антикварной ценности.

Вопрос: покупаете ли вы копии старинных икон и новодельные иконы?

Ответ: основная деятельность Антикварного магазина это:: бесплатная оценка старинных произведений искусства, скупка антиквариата, помощь в продаже антикварных коллекций, консультации. В первую очередь, мы дорожим своей репутацией. Копии старинных икон не интересуют наших клиентов, а, соответственно, и нас.

Политика конфиденциальности и неразглашения информации

Вопрос: на сколько можно быть уверенным, что контактная информация (e-mail адрес, номер телефона) не станет доступна третьим лицам, и мне не будут названивать посторонние?

Ответ: антикварный магазин ни при каких обстоятельствах не передает контактные данные наших клиентов и гостей "на сторону". Более того, по прошествии 3х дней вся информация, включая переписку и личные контактные данные гостей удаляются.

Оплата и безопасность сделки

Оплата производится наличными, или, в целях безопасности, переводом на счёт платежной карты клиента.

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.

Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:

2 — лузга,

3 — ковчег,

4 — паволока,

5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).

Поперечный разрез иконы:

1 — доска,

2 — проклейка,

3 — паволока,

4 — левкас,

5 — красочный слой,

Предлагаем Вам кратко ознакомится какие старинные иконы составляют материальную ценность, а какие только духовную. Смело утверждать, что стоимость иконы не большая или наоборот слишком дорогая цена - практически не возможно. Так как это больше вопрос коллекционеров и восприятия.

Но есть такие факторы, которые критично влияют на цену старинной иконы:

Размер. Ту все просто, при сравнение двух максимально похожих икон (век написания, школа написания, состояние, материал), то чем икона меньше, тем икона дешевле при продаже.

Материал. Сейчас достаточно часто встречаются: иконы на дереве, икона на металле, икона на дереве но с металлическим окладом, икона на холсте, икона из глины (слоновой кости и другого подобного материала). Какие же иконы при продаже будут дороже:

Иконы на дереве

Это самые популярные иконы. Иконы могут быть написаны маслом, специальными красками. Самые великие мастера (Рублев, Семенов и д.р.) писали именно такие иконы. Но при этом есть еще не известные мастера (их часто называют деревенскими), работы таких мастеров как правило дорого не стоят. Зато продать икону на дереве известного мастера очень легко и просто.


Иконы на металле

Самый массовый период изготовления таких икон был в 19 (XIX) веке. Основная задача была обеспечить людей красивыми иконами с дорогим сюжетом, но дешевой стоимостью. Такой вид икон считается не дорогим, но востребованным. Дом антиквара занимается скупкой старинных икон на металле.


Иконы на холсте

Старинная икона написанная на холсте стоит у истоков иконописи, только потом уже стали писать иконы на обработанных деревянных дощечках. На холсте можно встретить написания таких образов как Божья Матерь, Иисуса, Богородицы, Николая Чудотворца, Праздники и много других. К сожалению сейчас иконы на холсте ценятся все меньше и не пользуются популярностью среди коллекционеров, но они СТОЯТ ДЕНЕГ и их можно продать в наш антикварный салон.


Иконы из глины (слоновой кости и другого подобного материала)

Редкие иконы, встречаются очень редко и практически не пользуются популярностью, если только это не работа известного мастера.

    Еще во времена посещения Художественной школы, в первых классах начальной школы, я усвоил урок, и запомнил, кто такой Врубель. У меня еще тогда возникла эта ассоциация с рублем.

    Лично у меня нет иконы подобного плана, но мне хотелось бы иметь такое произведение искусства, хотя я считаю, что надо еще помимо желания иметь и основания, и права, что бы распоряжаться иконой, которая когда то являлась предметом совсем других лиц. И не известно, как люди с того света отнесутся, а может они скажут: Это мое....

    Но об этом можно отдельно поговорить, а как художник, я могу сказать, что ценность иконы в денежном выражении зависит от века (старинности), и чем древнее она, тем дороже. Так же стоимость зависит от автора. Если работа известных мастеров и кистей, то и цена выше, а если неизвестных, то дешевле.

    Так же стоимость зависит и от качества живописи, если это работа неизвестных мастеров, а просто типовое исполнения в цеху, для массовой реализации.

    Есть бесценные иконы, которые являются историческим наследием и собственностью государства.

    В любом случае Вы правы, кроме духовной ценности, стоимость всех икон разная. Я лично знал человека, который подарил храму целый вертолет икон. Вот и такая ценность у иконы бывает, до сих пор вспоминаю эту историю, хотя прошло страшное количество лет.

    Сразу надо предупредить людей не сведущих в этих делах, что есть иконы за которые можно получить реальное наказание в соответствии с УК РФ, так как это антиквариат, и подпадает он под действие определенных статей. Иными словами, как я понял, не каждой иконой можно владеть, а почему, я честно говоря не вдавался в подробности, так как их у меня нет, и я думаю, что долго еще не будет, да и не к чему это.

    Итак запомним, если икона древняя и очень старая, если художник известный, если в золоте и камнях, то очень дорого, в остальных же случаях все зависит от ситуации.

    Существуют специальное оценочные каталоги, как и в нумизматике, так и в филателии, в которых указаны цены на все известные художественные произведения, в том числе и на иконы.

    Но если икона не относится к таким коллекционным вещам, то есть является творением просто для души, какого то мастера, и не представляет никакой ценности, с точки зрения денег, а только представляет ценность духовную для владельца, то об этих иконах речи нет, так как мы отвечаем на вопрос об оцениваемых шедеврах.

    Конечно, для верующего человека, любая икона ценна, так как является святыней. Но что касается материальной стороны, то не все иконы стоят одинаково. Одна икона может стоить 300 рублей, а другая 30 тысяч рублей. Это зависит в первую очередь насколько старинная данная икона. Чем древнее икона, тем соответственно она будет оценена дороже. Далее определяющим фактором цены является автор иконы, понятное дело, что знаменитые иконописца будут стоит в разы дороже. Следующим критерием выступает материал, используемый для написания и украшения иконы.

    Одно могу сказать точно, что самостоятельно стоимость иконы не установить, нужен знающий человек, поэтому нужно обратиться к людям занимающимся антиквариатом.

    Оценивать подобные вещи удобно на специализированных форумах. Как по мне, лучший - это форум от сайта Виолити.

    Ценность иконы зависит от:

    1. Возраста.
    2. Материала, из которого она сделана.

    Видел на аукционе икону за 187,000 гривен (около 510 тыс. рублей). Это была работа 18 века и сделана она из серебра (2,5 кг):

    Разумеется не все иконы представляют собой особую ценность, разве что для верующих. Особенно не стоит надеяться, что икона ценная, если она написана сравнительно недавно. Например, иконы, написанные в советские времена, приобретут настоящую ценность только через ещ несколько десятилетий. Одно правило работает железно - чем старше икона, тем дороже.

    Для начала можно хорошо рассмотреть икона на предмет выяснения сюжета, отображнного особого религиозного события, а также имени иконописца. Если иконописец известный, ценность автоматически возрастает. Оригинальная манера исполнения данной иконы и талант художника играют важную роль. Есть разные школы письма икон - чем реже школа (к примеру, строгановское письмо, достаточно редко встречается).

    Конечно же большую роль также играет конфессия - старообрядческая или официальное православное, а также художественное качество. Особенно, конечно, если икона исполнена вручную, а не является промышленным продуктом.

    Существует возможность обратиться и к специалистам, которые более точно могут определить возраст иконы уже даже по типу доски с внутренней стороны иконы. Но чаще всего оценивают икону по композиции, колориту, качеству рисунка, свежести идеи. Если присутствует такая возможность, то лучше консультироваться у разных антикваров, и лучше, если у них уже большой опыт работы - чтобы оценка получилась более точная.

    По фотографиям ориентироваться о ценности икон не стоит, потому что невозможно сказать точную цену. Также лучше не обращаться к знакомым или друзьям, которые не разбираются в этой теме, иначе может оказаться, что Вы отдадите за бесценок большой раритет - а потом будут сложности в отношениях с друзьями. Отдавать картину на реставрацию в центры, которые мало известны, не стоит - есть риск получить свою икону обратно в поврежднном состоянии. В-общем, если у Вас есть серьзные основания думать, что икона на самом деле представляет немалую ценность, лучше не слишком экономить время и деньги на реставрацию и оценку экспертов)))

    Ценность иконы, как антиквариата может оценить человек, который занимается скупкой-продажей антиквариата. Например, если вас интересует цена иконы, которая у вас есть, вы можете с иконой или хотя бы с фотографией зайти в антикварный магазин, заплатить за оценку несколько рублей, и вам человек скажет примерную стоимость, и даже может взять на комиссию, или купить у вас икону (правда они очень мало дают за них если покупают, так как берут на себя риск продаж). Еще можно примерную стоимость посмотреть в Интернет-аукционах, или даже выставить на аукцион. Стоимость картины в основном зависит, от старости картины, от мастера, который ее нарисовал, от сохранности иконы, от материала из чего сделана икона (холст, дерево, чем нарисована). Я бы например не смог оценить картину, так как это требует особых профессиональных навыков, для меня все что старше 50 лет выглядит как произведение искусства, и цену реальную я ему не сложу.

    Ценность иконы можно оценить в материальных рублях двояко. Не специалисты смотрят только стоимость доски иконы. То есть если доска от иконы имеет возраст 200лет, то такова и е цена. Специалист по иконам прекрасно понимает ценности иконы. А ценность эта заключена в Мысли заложенной в ней. Пример, одинаково ли стоят иконы 1980г.в., написанные одним Человеком, если одна была написана и до сих пор лежит в запасниках, а другая после написания была отдана в храм и вот уже 33 года к ней совершают паломничества верующие. Сила Мысли, которой обладает вторая икона многократно выше, чем сила первой. В мирских деньгах сложно оценить стоимость иконы, в которую уверовали (Приняли Мыслью, как чудотворную) сотни миллионов Людей. Даже сложно представить какой силой она обладает... Возраст же этой иконы может быть 1-2 года. Время не играет значения.

    икона ценна по давности написания(это по доске видно)по изображению на ней-ценны иконы-праздники,и лики,наши,не очень известные богомазы писали красками на воске.если глаза на ликах

    не видны-икона точно,нуждается в сложной реставрации.если таковая попала к вам,лучшее решение

    подарить е ближайшему храму или часовне-там разберутся и вам благодарность вознесут.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия