21.12.2018

Курсы для воспитателя доу по инклюзивному образованию. Прошла очные курсы по инклюзивному образованию


Одна из задач современной системы образования – удовлетворение познавательных потребностей всех учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и совершенствование системы включения детей с инвалидностью в процесс овладения знаниями. Особой категорией обучающихся являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Повсеместная реализация принципов инклюзивного образования делает обязательным повышение квалификации педагогических работников в этой области.

Актуальность

С 1.09.2016 г. вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования обучающихся с системными нарушениями здоровья. Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличия системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы. Поэтому для всех сотрудников школ является актуальным повышение квалификации в соответствии с требованиями стандарта ОВЗ.

Ученики начальных и средних классов с ограниченными возможностями здоровья имеют такое же право на обучение и получение профессии, как и другие школьники. Взрослые наставники обязаны обеспечивать высокий уровень результатов «особых» детей наравне с их ровесниками. Повышение квалификации по новому стандарту ОВЗ познакомит педагогов с теоретическими основами обучения детей-инвалидов и обогатит их опыт в области инклюзивных технологий.

Центр онлайн-обучения «Экстерн» организует дистанционные курсы повышения квалификации по взаимодействию с обучающимися с ОВЗ.

Программа курсовой подготовки включает вопросы организации психолого-педагогического сопровождения «особенных» учеников. Дистанционные курсы повышения квалификации учителей по реализации государственного стандарта ОВЗ помогут в создании благоприятного психологического климата в школе, положительной мотивации всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Принципы разработки адаптированных образовательных программ (АООП) инклюзивного образования – один из вопросов повышения квалификации учителей, участвующих в обучении младших школьников и подростков, имеющих особые образовательные потребности.

Обучающиеся в процессе повышения квалификации познакомятся с ключевыми понятиями инклюзивного образования дистанционно.

Повышение квалификации обращается к широкому спектру дисциплин и тем, в том числе представляет характеристику групп детей с ОВЗ и анализ отличительных анатомо-физиологических, интеллектуальных и психолого-педагогических признаков таких групп.

  • программа обучения по проблемам инклюзивного образования включает анализ возрастных, типологических, индивидуальных потребностей детей-инвалидов;
  • курсы повышения квалификации ОВЗ дистанционно предлагают рекомендации по структуре, условиям реализации и результатам освоения АООП начального общего образования (НОО);
  • курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ раскрывают специфику проектирования учебного процесса для школьников с инвалидностью с точки зрения дифференцированного и деятельностного подхода;
  • курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию дают основы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в начальной школе, а также раскрывают пути обеспечения преемственности НОО учащихся с проблемами в здоровье с дошкольным и средним;
  • курсы повышения квалификации для педагогов по ОВЗ раскрывают методику развития речи, практической и познавательной деятельности «особых» учащихся, развития их личностных качеств, общей культуры, формирования духовно-нравственных и социальных ценностей;
  • в учебную программу по проблемам инклюзивного образования включается моделирование образовательного пространства с учетом потребностей детей-инвалидов, анализ специальных здоровьесберегающих условий для их комфортного пребывания в школьном учреждении.

В программу повышение квалификации по ФГОС ОВЗ входит анализ опыта и перспектив развития инклюзии в Российской Федерации.

Выбрав повышение квалификации по реализации инклюзивного образования дистанционно, Вы получите полное представление об особенностях обучения, развития и воспитания «особых» воспитанников.

Качество

Дистанционные курсы повышения профессионального мастерства по организации инклюзивного образования проводят высококвалифицированные специалисты в области анатомии и физиологии, общей и специальной психологии, педагогики, методики, дефектологии, социальной работы. Повышение квалификации по госстандарту ОВЗ знакомит с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями ребенка-инвалида, помогает понять его проблемы и потребности, выстроить педагогически целесообразную индивидуальную траекторию, включить его в систему общения в детском коллективе.

Важное направление повышения квалификации ОВЗ – анализ современной постоянно обновляющейся нормативно-правовой базы по данным проблемам.

В план-график повышения квалификации по ФГОС ОВЗ включены лекции, а также практические занятия и самостоятельная работа слушателей. На практических занятиях курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, материалы для диагностики образовательных результатов. Повышение квалификации по ФГОС ОВЗ включает отработку практических навыков по планированию и реализации работы с семьями, проектирование программы социализации «особых» ребят.

Повышение квалификации по работе с малышами и подростками с ОВЗ предусматривает самостоятельную деятельность по анализу наработок разных регионов по внедрению принципов инклюзии, а также итоговую аттестацию в форме защиты проекта по тематике программы.

Преимущества

Дистанционные курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию обладают рядом достоинств:

  • реализация обучающих программ по инклюзивному образованию дистанционно основывается на использовании эффективных инновационных информационно-коммуникационных технологий;
  • курсы повышения квалификации по особенностям обучения детей с ОВЗ предполагают работу слушателей с различными носителями информации, изучение современной литературы в базах электронных библиотек России;
  • совершенствование компетентности в сфере инклюзивного образования осуществляется на бесплатных курсах повышения квалификации, что делает уникальное предложение нашего Центра эксклюзивным и выгодным;
  • дистанционные курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ сохраняют время работников школ, обеспечивают экономию материальных средств, не отражаются на учебном процессе;
  • курсы повышения квалификации по ФГОС ОВЗ не только бесплатны, но и позволяют учиться в удобное время и в комфортной обстановке, например, дома;
  • изучить особенности инклюзивного образования на бесплатных курсах повышения квалификации можно по индивидуальному плану-графику, разработанному нашими специалистами персонально для каждого из слушателей;
  • повышение квалификации по ФГОС ОВЗ включает интерактивные формы тренингов, мастер-классов, семинаров, а также индивидуальные консультации преподавателей Центра;
  • слушателями курсов повышения квалификации по ФГОС ОВЗ могут стать все заинтересованные лица, независимо от специальности и места работы, а также взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья, желающие работать в данной сфере.

Совершенствовать свои знания, умения и навыки, общие и профессиональные компетенции дистанционно становится все удобнее: повышение квалификации по избранному направлению, качественное обучение методике профессиональной деятельности по развитию ученических групп с ОВЗ организуется на основе разработанных экспертами учебно-методических комплексов и современных информационных ресурсов.

Центр «Экстерн»: качество, проверенное временем.

Дистанционное повышение квалификации по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс является актуальным направлением деятельности Центра.

Записаться на курсы повышения квалификации по детям с ОВЗ можно на сайте Центра «Экстерн».

Наши сотрудники с удовольствием ответят на Ваши вопросы по структуре и содержанию повышения квалификации по ФГОС ОВЗ.

Обучившиеся отмечают положительными отзывами организованные Центром «Экстерн» курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию:

  • высокая квалификация преподавателей, проводящих занятия и разрабатывающих учебно-методическое сопровождение к повышению квалификации по адаптации и социализации детей с ОВЗ;
  • возможность использования материалов курсов в удобное для педагога время в круглосуточном режиме;
  • соответствие удостоверения о повышении квалификации по инклюзивному образованию российскому образцу.

Обучение на курсах повышения квалификации по инклюзивному образованию поможет учительству освоить новое направление деятельности, добиться результатов в подготовке выпускников с проблемами в здоровье, в их социализации и включении в жизнь общества и в профессиональную деятельность.

С 1 сентября 2016 года начнет действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования . Что изменится в школах с внедрением инклюзивного обучения и какие документы помогут в организации и внедрени ю инклюзивного образования () в районе, учебном заведении. В дополнение об инклюзивном образовании дает разъяснения заместитель министра образования и науки . Новые СанПиНы в образовательных учреждениях, требования к школам.

Стандарт: как он действует

Сейчас Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках. Стандарт приемлем и при семейном образовании, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. При этом возможна и сетевая форма. Дети с ОВЗ, зачисленные до 1 сентября 2016 г., обучаются по адаптированным программам, до их завершения.

В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые сформулированы по результатам его обследования, а в случае наличия инвалидности вариант подбирается с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и мнения родителей, то есть законных представителей. В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного варианта на другой.

Стандарт утвержден. И теперь логически возникают вопросы по инклюзивному образованию .

Что такое инклюзия

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.

Дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются по одним программам в одной школе. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и талантливые дети , которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которые нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Госстандарты выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей. Они пока разработаны для начального образования, впереди - создание специальных требований к стандартам для старшеклассников.

Есть ли будущее у коррекционных школ

Стандарт применим как в коррекционной, так и в инклюзивной школе. Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, оно не вытесняет его. Должны быть созданы условия и для того, и для другого.

Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты. Инклюзивные школы не могут исчезнуть, но они нуждаются в обновленном содержании, результат обучения должен быть более высоким.

Не навреди - главный принцип

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить задачу педагогов: убедиться в своей готовности, не торопиться переходить на новый уровень , к которому, возможно, они сами не готовы.

Особенности переходного периода

На федеральном уровне сейчас ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Впереди - переходный период : педагогические коллективы на уровне всех субъектов Российской Федерации ждет напряженная работа.

Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах . Есть определенность со стандартом помощника (ассистента). Профессиональный стандарт тьютора (сопровождающего для ребенка с ограниченными возможностями) будет определен до конца года

Теперь дело за образовательными программами, оплатой труда тьюторов и помощников (ассистентов) в школах.

Наполняемость классов

Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена.

Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса.

СанПиН: организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

В связи с принятием санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) возникают вопросы по организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Возможности реального применения нового СанПиНа для организации обучения детей с РАС комментирует юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис .

Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии . Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности . Обучение в среде сверстников без ОВЗ , исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС , интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития , могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью , но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся , что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения ).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера . В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту . Однако представить это в реальности трудно.

Отношение к инклюзии

Инклюзия в образовании - дело достаточно новое. Не во всех школах педагоги знают об этом направлении. Действительно, довольно сложно провести грань между нормой и ОВЗ. Однако школы, предоставляющие по-настоящему качественное образование , должны уметь обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и работать вместе.

О финансировании

Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов в два-три раза выше обычного норматива. Таким образом финансируются дополнительные затраты на персонал, на специальные условия обучения.

В 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации были выделены субсидии в размере 216,315 млн руб. в целях поддержки в том числе региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для справки: 16 августа 2016 года Министерство образования опубликовало приказ о проведении конкурса на лучшую инклюзивную школу России.

Комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год

27 июня 2016 г. Минобрнауки России утвердило Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год (далее – План). Планом, в частности, предусмотрены:

Разработка УМК для детей с ОВЗ, учебных пособий, мультимедийного сопровождения детей-инвалидов, примерных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ;

Разработка профессиональных стандартов: педагога-психолога, педагога-дефектолога и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ;

Курсы повышения квалификации, семинары, конференции по вопросам инклюзии;

внедрение в течение 2016-2017 г.г. профстандартов педагога-психолога, педагога-дефектолога;

Проведение II второго Всероссийского съезда педагогов-дефектологов;

проведение Всероссийских конкурсов: “Лучший по профессии” среди обучающихся с ОВЗ, “Психолог года”, “Лучшая Инклюзивная школа России”, Всероссийской конференции по вопросам деятельности Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.;

Проведение спортивных мероприятий, в т.ч. Всероссийской спартакиады среди обучающихся с ОВЗ;

Проведение проверок по вопросам соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью, а также мониторинг по обеспечению условий доступности для инвалидов предоставляемых услуг в образовательных организациях.

Справочно:

Последовательность введения ФГОС ОВЗ:

    2016-2017 уч.г. - 1 классы

    2017-2018 уч.г. - 1 и 2 классы

    2018-2019 уч.г. - 1,2 и 3 классы

    2019-2020уч.г. - 1,2,3 и 4 классы

На школьном уровне должны быть:

  • Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы;
  • Положение об индивидуальном обучении детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования.

Необходимые документы для внедрения инклюзивного обучения (скачать)

О вопросах инклюзивного образования рассказал заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов

Чему и как должна учить современная школа особенных детей? Где заканчивается норма и начинается ОВЗ? Будет ли вытеснять инклюзивное образование коррекционные школы? Об этом и многих других вопросах инклюзивного образования рассказал заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов.

– Вениамин Шаевич, весной во второй раз состоялся Московский международный салон образования, на котором особое внимание уделяли вопросам инклюзивного образования. Связан ли этот акцент со вступлением в силу с 1 сентября 2016 года государственных стандартов образования школьников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями?

- Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить. Об этом мы и хотим заявить на образовательном салоне. Но это будут не просто слова. Они предполагают глубокую многоплановую подготовку (методическую, педагогическую, повышение квалификации кадров, создание оборудования и пр.) Мы должны гарантировать доступность и качество образования для всех без исключения. - Да, но одно дело обеспечить доступность образования для здорового ребенка, и совсем другое – если у школьника есть определенные сложности со здоровьем. В процессе обучения это как-то будет учитываться?

Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается. То есть, если мы говорим, что мы обучаем всех без исключения, и на это направляются государственные ресурсы, тогда возникает вопрос: что будет итогом этого обучения? С обычными школьниками все понятно: итогом будет получение аттестата, поступление в вуз, дальнейшая карьера. А что будет итогом для ребенка с ОВЗ? Ответить на этот вопрос невозможно без регламентирующего документа. Если по федеральным образовательным стандартам общество уже практически договорилось, хотя иногда и спорит, то по инклюзивным аспектам оно никогда и не пыталось договориться. Оно просто молчало. Сейчас мы сделали первый шаг, утвердив госстандарты. Они проходят апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок, и уже с 1 сентября 2016 года документ должен вступить в силу на всей территории России для всех первоклассников.

В первую очередь хотелось бы спросить, как сами родители детей с ОВЗ восприняли этот документ? Они, наконец, смогут вздохнуть спокойно?

- Родители детей с ОВЗ никогда спокойно не вздохнут – и никаким документом этого, к сожалению, не изменить. Но мы стремились максимально учесть их потребности, разрабатывая госстандарты в постоянном диалоге с родительскими ассоциациями, специалистами и экспертным сообществом. Были и есть разные модели школ. Есть школы коррекционные, считающие свою модель обучения единственно верной и подходящей для таких детей. Мы за сохранение этих школ, но в них тоже нужно обновлять содержание, показывать более высокий результат обучения. Есть школы инклюзивные, которые считают, что коррекционное замкнутое пространство не социализирует детей с ОВЗ.

Совместить эти модели в одном стандарте очень не просто, в этом смысле нам удалось сделать фактически невозможное, и стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе. Теперь нужно воплотить все это в жизнь. По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

Правда, иногда сами родители не совсем верно оценивают возможности своего ребенка. В таком случае на помощь приходят специалисты, которые квалифицированно составляют индивидуальную образовательную траекторию для такого ребенка. В этих вопросах всегда нужно соблюдать баланс интересов. И стандарт предусматривает в обязательном порядке психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, реализацию специальных коррекционных программ и курсов.

- По Вашим оценкам, сама школа готова к реализации госстандартов инклюзивного образования?

Есть школы, которые полностью к этому готовы. Недавно я был во Владимире, где посетил лицей со спортивным уклоном. Из 800 учащихся этого лицея, 37 человек – дети с ограниченными возможностями по слуху. Школа не видит в этом никакой проблемы. Они даже не поняли суть моего вопроса: "как вы научились учиться вместе?". У них все отлажено. Слабослышащие дети оснащены приборами, которые позволяют считывать информацию. Для них проводятся дополнительные занятия, созданы все условия, чтобы, несмотря на проблемы со здоровьем, эти дети не выпадали из обычного образовательного процесса. Они не менее талантливые, чем их здоровые сверстники, показывают великолепные спортивные результаты, вместе с обычными ребятами делят призовые места на соревнованиях. Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников. На это есть время. Но многие родители спешат, приводят в старшие классы детей, которым нужны особые условия. С одной стороны мы тоже вынуждены торопиться, поскольку закон и потребности родителей и детей нас к этому подталкивают, но с другой стороны – чрезвычайно важно никому не навредить. Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов федерации. Мы признательны обществу, и особенно родителям детей с ОВЗ, за тот конструктивизм, с которым они продвигают решение проблем инклюзии.

Многие школы жалуются на нехватку тьюторов и социальных психологов. Ведется ли какая-то работа в этом направлении?

Издан стандарт. Стандарт, как документ, создает возможности и закладывает требования, но не решает сразу всех проблем. Они решаются поэтапно, в том числе, формированием необходимой нормативной базы. Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

- Проводится ли внутри школ разъяснительная работа по подготовке к инклюзии?

Мы ведем постоянный диалог с региональными министрами образования. 20 тысяч российских педагогов сейчас проходят курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования. Все это направлено на то, чтобы идея инклюзии разносилась по школам. Однако рассчитывать на то, что это произойдет мгновенно, не приходится. Требуется ежедневная кропотливая работа на разных уровнях.

Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность вариативности программ с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей. Насколько это технически возможно реализовать в учебном классе, где 30 учеников и 1 учитель?

В каждом отдельном случае вопрос будет решаться индивидуально на уровне самих школ, но всегда с учетом того, что любая школа (коррекционная, инклюзивная или коррекционный класс на базе обычной школы) – место, где человек не просто живет, а чему-то учится и развивается. Государственный стандарт предусматривает вариативность: там не сказано "ребенок с таким зрением – идет налево, остальным – направо". Там определены общие требования. Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса. А наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

- Сами школы будут как-то финансово заинтересованы в том, чтобы у них обучались дети с ОВЗ?

Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ним надо дружить, работать вместе. Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

В европейских странах давно считается, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ полезно с психологической точки зрения: здоровые дети становятся более дружелюбными и внимательными, а дети с ОВЗ – более социализированными. Как Вам кажется, наше общество думает так же?

Недавно был финал "Горячего сердца" в Театре Российской Армии. На входе я увидел, как одного очень уважаемого мной человека на инвалидной коляске заносят в зал. Я спрашиваю: "помощь нужна?". Он говорит: "в данный момент – нет, но глобально – да". В нашей стране вся инфраструктура на протяжении десятилетий не учитывала интересы людей с другими потребностями. Общество не хотело расстраиваться, и долгое время делало вид, что их не замечает. И вот сейчас мы начинаем об этом говорить. Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать "завтра будет толерантность", и она наступит. На это нужно время. Уже сегодня люди на колясках и с явными признаками особенностей здоровья начали появляться на молодежных форумах, общественных мероприятиях. Государство глобально начало ставить задачу обеспечения им комфортных условий для жизни. Теперь нужно набраться терпения. Я уверен, что результаты будут радовать нас быстрее, чем мы можем того ожидать.

(1 слайд) Инклюзивное образование. Дистанционное обучение.

Учитель иностранного языка Майбах О.П.

(2 слайд) Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Можно назвать такие как Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанскую Декларацию.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов . В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Правовую основу организации дистанционного обучения с ОВЗ составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. N137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

(КЛИК3)

На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» . В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса. Таким образом, инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

(КЛИК4)

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт.

Эффективным средством организации образования детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей с ОВЗ рекомендуется осуществлять индивидуально.

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникативным технологиям. Со стороны родителей или лиц их заменяющих необходима заинтересованность к урокам в дистанционном режиме. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки работы в электронной оболочке. Данная технология может быть использована и при обучении школьников, временно не посещающих учебное заведение по медицинским показаниям.

(КЛИК 5)

Свободный темп работы, неограниченный временными рамками;

Удобное для учащегося место занятий, домашняя обстановка;

Модульность обучения, где каждый отдельный курс создаёт целостное представление об определённой области знаний;

Личностно-ориентированный подход в обучении;

Разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний, умений и навыков.

Дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь можно вести обучение дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. Такое обучение имеет немало преимуществ.(на слайде)

(КЛИК 6)

Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.

Целью внедрения дистанционных технологий в инклюзивное образование является налаживание прямого контакта со специалистами и сверстниками.

Дистанционные технологии в инклюзивном образовании требуют определенного ресурсного обеспечения. Это материально-технические ресурсы, кадровые ресурсы, информ-образовательные ресурсы и организационные ресурсы (более подробно на слайде)

(КЛИК 7)

Отсюда вытекают и трудности:

(КЛИК 8)

    Недостаток программно-методической обеспеченности

    Слабость материально-технической базы

    Привлечение квалифицированных специалистов

    Недостаточная проработка механизма оплаты труда специалистов

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

(КЛИК 9)

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. С 2011 года такое образование вводится в нашей области. 83 образовательных учреждения Кемеровской области уже (12 %) используют дистанционные технологии.

    2011-2012 уч годах в 15 образовательных учреждениях Кемеровской обл. созданы особые условия для обучения детей-инвалидов в школах; из разных бюджетных источников привлечено средств на сумму более 50 млн рублей.

    В Полысаево в этом году дистанционно обучается 6 детей-инвалидов.

(КЛИК)

Уважаемые слушатели! Обратите внимание! Даты начала программ - ориентировочные. Программы обучения открываются по мере набора группы. Открыт набор на 2017-2018 учебный год

Шифр программы: КРО-27

Преподаватели:

Объем в часах: 72

Документ об образовании:

Дата начала занятий: 11.09.2017

Место проведения занятий: уточняется

13 500 р.

Записаться на программу

Программа направлена на реализацию формирования, расширения и углубления профессиональных компетенций педагогов общеобразовательных и специальных учреждений в области коррекционно-педагогической деятельности, которые позволили бы им успешно определять содержание и реализовывать адаптированные образовательные программы на основе личностно-ориентированного подхода к лицам с ОВЗ и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Шифр программы: КРО-6

Преподаватели: Алёхина Светлана Владимировна, Кутепова Елена Николаевна

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Дата начала занятий: 11.09.2017

Место проведения занятий: уточняется

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Записаться на программу

Программа предназначена для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, общеобразовательных организаций. В программе рассматриваются вопросы, связанные с сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, расстройствами аутистического спектра) в условиях инклюзивного образования. А также вопросы обучения технологиям адаптации образовательных программ с учетом принципов реализации разноуровневого обучения, с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (гарантированность освоения образовательного стандарта).

Шифр программы: ДОУ-72

Преподаватели: Алёхина Светлана Владимировна, Кутепова Елена Николаевна, Семаго Наталья Яковлевна, Хаустов Артур Валерьевич

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Дата начала занятий: 18.09.2017

Место проведения занятий: уточняется

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Записаться на программу

Программа позволяет освоить особенности организации образовательного процесса в группе детского сада, куда включаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Получить представление об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ, о том, как организуется диагностика, выстраивается предметно-развивающая среда с учетом особых потребностей детей, разрабатываются адаптированные образовательные программы, проводится психолого-педагогическое сопровождение.

Шифр программы: КРО-30

Преподаватель: Хаустов Артур Валерьевич

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации

Дата начала занятий: 18.09.2017

Место проведения занятий: уточняется

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Записаться на программу

Cодержание программы включает вопросы, связанные c особенностями организации образовательной деятельности с детьми с РАС в соответствии с ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»; осуществлением образовательной деятельности с детьми с РАС в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ; содержанием примерных адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для детей с РАС.

Шифр программы: КРО-25

Преподаватели: Семаго Михаил Михайлович, Семаго Наталья Яковлевна

Объем в часах: 72

Документ об образовании: Удостоверение о повышении квалификации


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия