03.02.2024

Что такое золотой телец значение слова. "Златой телец (золотой телец)" - значение и происхождение фразеологизма? Золотой телец и Моисей


В ветхозаветных преданиях золотой или позолоченный идол, которому поклонялись как воплощению самого бога. Олицетворение богатства, денег, жадности.


Смотреть значение Золотой Телец в других словарях

Телец — телок и пр. см. теля.
Толковый словарь Даля

Телец — тельца, м. (церк. книжн. устар.). Теленок. Золотой или златой телец (книжн. ритор.) - золото, деньги, богатство как предмет стремления; власть золота, денег, богатства (из библейского выражения).
Толковый словарь Ушакова

Золотой — из золота сделанный; золото содержащий; вызолоченный, позолоченный; | золото доставляющий. | *Драгоценный, превосходный. Золотых дел мастер. Золотые сережки. Золотая........
Толковый словарь Даля

Золотой — -а́я, -о́е.
1. к Золото. З. слиток. З. песок. З-ые россыпи. З. перстень. З-ая цепочка. З-ые часы. З-ая промышленность. З-ые прииски. Сулить, обещать з-ые горы. З-ая медаль. З. жетон.........
Толковый словарь Кузнецова

Золотой Запас — Фонд золота в слитках и монетах, сосредоточенный в центральном банке или государственном казначействе. 3. з. служит резервным фондом для международных платежей.
Политический словарь

Золотой Миллиард — - наименование феномена, заключающегося в понимании того, что на Земле может в полном благополучии жить один миллиард человек, при этом на обслуживание этого миллиарда........
Политический словарь

Золотой Стандарт — Форма денежного обращения в странах, при к-рой существовал размен банкнот на золото или иностранную валюту в соответствии с золотым содержанием денежной единицы. В........
Политический словарь

Аукцион Золотой — продажа золота с публичных торгов. Может проводиться как по английскому
методу, так и по голландскому методу.
Экономический словарь

Блок Золотой — соглашение нескольких государств, желающих сохранить
золотой
стандарт, путем сохранения неизменным золотого содержания своих валют.
Экономический словарь

Доллар Золотой — GOLD DOLLARДоллар США являлся З.д. с
момента принятия
ЗАКОНА О
ЗОЛОТОМ
СТАНДАРТЕ 1900 г. вплоть до правительственного постановления № 6102 от 5 апреля 1933 г., в соответствии........
Экономический словарь

Заем Золотой — А. Заем, обеспеченный золотом, часто золотым запасом государства. Б. Заем, стоимость облигаций которого и доходы привязаны к золотому эквиваленту национальной или иностранной валюты.
Экономический словарь

Заем, Золотой — - 1. денежный
государственный заем, выпущенный в
золотом исчислении.
Стоимость облигаций золотого займа, как и выплачиваемые по ним
доходы, определялась........
Экономический словарь

Золотой (золотомонетный) Стандарт — -
валютная система, при которой за
золотом закрепляются денежные фикции и устанавливается фиксированное
золотое содержание (
паритет) национальной денежной единицы
Экономический словарь

Золотой Блок — GOLD BLOCБлок создали страны, к-рые продолжали твердо придерживаться золотого стандарта в 1931-1932 гг., когда весь мир охватила волна отмены золотого стандарта. Конкретно данный........
Экономический словарь

Золотой Взаимный Фонд — Взаимный фонд, инвестирующий средства в
акции золотодобывающих концернов. Некоторые
фонды по вложению в акции золотодобывающих концернов вкладывают средства........
Экономический словарь

Золотой Денежный Стандарт — стоимость денежной единицы в
золотом
эквиваленте.
Экономический словарь

Золотой Жук — человек, предпочитающий вкладывать средства в золото. Такие люди в ожидании возможных кризисов в мировой экономике, таких, как депрессия или гиперинфляция, рекомендуют........
Экономический словарь

Золотой Заем — заем, обеспеченный некоторым золотым запасом, как правило, государственный.
Экономический словарь

Золотой Запас — централизованный
резервный фонд золота в слитках и
монетах, находящийся в распоряжении центрального
банка или казначейства страны. В 1994 г.
золотой
........
Экономический словарь

Золотой Запас (монетарное Золото) — Золото, хранимое органами государственной власти в качестве финансового актива.
Экономический словарь

Золотой Запас Российской Федерации — Золотой
запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося
частью золотовалютных........
Экономический словарь

Золотой Кирпич — GOLD BRICKТермин с отрицательным смыслом, используемый в отношении ненадежных, не обладающих какой-либо стоимостью или фактически мошеннических ценных бумаг или предприятий,........
Экономический словарь

Золотой Лингот — стандартизованный
золотой слиток высшей пробы с титром 995/1000. Его вес 400 унций, или
около 12,5 кг. Для более удобного пользования существуют фракционные, более мелкие........
Экономический словарь

Золотой Номинал Монетного Двора — MINT PAR OF BULLIONСм. ЦЕНА МОНЕТНОГО ДВОРА НА ЗОЛОТО
Экономический словарь

Золотой Опцион — договорное
право купить или продать лот золота в установленные
сроки по согласованной цене.
Экономический словарь

Золотой Парашют — См. Парашюты золотые
Экономический словарь

Золотой Паритет — соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию.
Экономический словарь

Золотой Привет — (англ. golden hello) (сленг.) - разовое денежное поощрение, "подъемные", выплачиваемые ценному работнику, принятому (переманенному) из другой фирмы.
Экономический словарь

Золотой Пул — специальная международная
организация, созданная США и семью западноевропейскими странами для проведения совместных операций на Лондонской
золотой бирже........
Экономический словарь

Золотой Резерв — запас золота страны.
Экономический словарь

Многие из нас наверняка слышали выражение – поклонение «золотому тельцу». В современном понимании это означает алчность, и ничем неограниченный культ денег и жажды наживы. Это выражение послужило названием для знаменитого романа («Золотой теленок») популярных советских сатириков И. Ильфа и Е.Петрова.

А между тем это выражение имеет религиозное происхождение. В частности, в Коране (как и в Библии) подробно рассказывается о том, что такое «Золотой телец», как он возник и в чем заключался смертный грех поклонения этому неодушевленному персонажу.

Итак эта история начинается с того момента, когда пророк Муса (мир ему) по зову Всевышнего оставил свой народ. Случилось это событие после того, как иудеи были выведены из Египта, а пророк благодаря помощи Всевышнего провел их через дно отступившего моря. «Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками» (Сура 2: 51). Таким образом становиться понятно, что главным грехом народа израильского, стало поклонение вместо единому Богу, как то завещал пророк Муса (мир ему), изваянию-идолу в виде золотого тельца.

Сам пророк Муса (мир ему) находился в это время на горе Синай, где получил Скрижали с заповедями от Всевышнего. В роли подстрекателя выступил представитель народа самарритян. «Аллах сказал: «Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и Самаритянин ввел их в заблуждение» (Коран, 20:85). Оставшись без своего духовного и политического лидера, не имея еще четких религиозных законов, и находясь в смятении от такого развития событий, народ израильский быстро впал в грех идолопоклонничества. «Истинно, Харун сказал им до этого: «О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь Один, Он Милостивый. Так следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям». Но они сказали: «Мы не перестанем поклоняться (тельцу), пока Муса не вернется к нам». (Сура 20:90-91).

Но еще до непродолжительного ухода пророка Мусы (мир ему), его народ проявлял крайнюю слабость к языческой традиции изготовления идолов, и только личный авторитет посланника Аллаха порой удерживал их от греха. «Мы переправили сынов Исраила. через море, и они повстречали на пути народ, который поклонялся идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, как невежественны вы. У этих людей погибнет все, что они исповедуют, и тщетно все, что они совершают» (Сура 7:138-139). Поэтому и неудивительно, что в итоге искушение победило разум и благочестие этих людей.

Плюс ко всему у израильтян после их ухода из Египта, в обозе было много золотых вещей, которые и стали материалом для изготовления идола, которому в итоге стали поклонятся и приносить жертвы. «Они сказали: «Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжелыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и самаритянин тоже бросил. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: «Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его» (Сура 20: 87-88). Т.е. таким образом, золото – эквивалент современных денег, стал в буквальном смысле объектом для поклонения. Отсюда и появилось выражение - поклонение «золотому тельцу», т.е. подмена веры во Всевышнего, верой в могущество и всесилие денег.

Затем пророк Муса вернулся к своему народу, разоблачил как самого подстрекателя – самаритянина, так и изготовленное им изваяние «Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» (Сура 20:89). В аяте мы видим, что в Коране подчеркивается не только греховность идолопоклонничества, но и бессмысленность такой веры, т.к. никакой предмет не может обладать ни силой ни могуществом нашего Создателя. В итоге даже самаритянин осознал свой греховный поступок, признав себя фактически обыкновенным шарлатаном. « Он (Муса) спросил: «А что ты скажешь, о самаритянин?» Он сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это» (Сура 20: 95-96)

После разоблачения, самаритянин был изгнан, а изваяние золотого тельца было уничтожено. «Муса сказал: «Ступай отсюда! Отныне твоя кара в этой жизни - что будешь ты (все время) говорить: «Ко мне не прикасайтесь». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю». (Коран, 20:97). Всевышний же в очередной раз проявив свое милосердие к впавшим в грех людям, простил их.

Эта удивительная история не только раскрывает нам суть значения выражения поклоняться «золотому тельцу», но и показывает, что при слабости веры и внутренней стойкости, человек может легко впасть в грехопадение. А это в конечном итоге всегда ведет к появлению у них ложных ценностей.

Золотой телец (книжн.) — золото, богатство, а также власть денег. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Телец")

Поклоняться золотому тельцу — быть одержимым страстью к наживе, к богатству. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Телец")

Телец — теленок (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова)

Выражение из Библии. В Ветхом Завете, во Второй книге Моисея ( , ) рассказывается о том, как евреи, возвращаясь на родину из египетского плена, долгое время блуждали по пустыне. Они утратили веру в то, что прекратятся эти скитания. Священнослужитель Аарон велел собрать все золотые украшения, которые у них были, переплавить их и сделать золотую статую тельца (быка). Сделав это, евреи стали поклоняться этому тельцу и приносить ему жертвы в надежде на возвращение домой: «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (гл. 32, ст. 4).

Но вскоре пророк Моисей прекратил поклонение золотому тельцу.

Примеры

(1897 - 1937) и (1903 - 1942)

" " (1931 г.), ч. 2 гл. 31:

"Я считаю первейшей своей обязанностью, - сказал Бендер хвастливо, - познакомить вас с волшебным погребком. Он называется "Под луной". Я тут был лет пять тому назад, читал лекции о борьбе с абортами. Какой погребок! Полутьма, прохлада, хозяин из Тифлиса, местный оркестр, холодная водка, танцовщицы с бубнами и кимвалами. Закатимся туда на весь день. Могут же быть у врачей-общественников свои миниатюрные слабости. Я угощаю. Золотой теленок отвечает за все."

" - Поедем в другой город кутить? - спросил Остап. - В Ташкенте можно весело провести дня три.

С меня хватит, - ответил Александр Иванович, - я поеду на вокзал сдавать чемодан на хранение, буду здесь служить где-нибудь в конторщиках. Подожду капитализма. Тогда и повеселюсь.

Ну и ждите, - сказал Остап довольно грубо, - а я поеду. Сегодняшний день - это досадное недоразумение, перегибы на местах. Золотой теленочек в нашей стране еще имеет кое-какую власть!"

И выражению этому уже несколько тысяч лет.

В Ветхом завете, в книге Исход рассказывается о том, как Моисей вел свой народ из Египетского рабства в обещанную Богом Землю. Однажды израильтяне остановились на отдых и разбили лагерь у горы Синай. По велению Бога Моисей поднялся на гору, чтобы получить знаменитые десять заповедей, а также другие установления, по которым предстояло жить народу Израиля. Сорок дней и ночей провел Моисей на вершине горы, общаясь с Богом. Долгое отсутствие своего вождя взволновало израильтян. Они стали думать, что Моисей может и не вернуться к ним, а потому обратились к его брату и сподвижнику - Ааро ну. «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Аарон велел народу собрать все золотые украшения, и принести ему. Из этого золота он отлил статую тельца и предложил ее народу в качестве идола, которому теперь могли бы поклоняться израильтяне. Народ принес золотому тельцу жертвы и устроил праздник в честь нового божества. Так евреи предали истинного Бога.

Когда Моисей спустился с горы и увидел пирующий народ, он в гневе уничтожил идола, а виновные в этом преступлении были наказаны.

С тех пор и возник этот образ: поклоняться золотому тельцу означает отказаться от истинного Бога в пользу другой жизненной цели - накопления земных сиюминутных богатств. Ведь для алчного человека деньги очень быстро становятся подобием божества, которому он готов приносить любые возможные жертвы.

Вот только смогут ли деньги и даже все золото мира разом, заменить человеку любовь, мудрость и вечную жизнь, возможную только тем, кто познал настоящего Бога?

Так что как бы ни были важны прибыли для любого бизнесмена, не стоит так поспешно называть их самым главным своим жизненным приоритетом.

В дальнейшем, благодаря молитвам Моше, наказанию виновных и полному раскаянию всего народа, Вс-вышний простил евреев и вернул Свое Присутствие (Шхину) в их стан. Согласно традиции, поклонение золотому тельцу произошло 17 Тамуза - день, ставший впоследствии одной из траурных дат еврейской истории.

Грех Золотого тельца в цепи событий Исхода

Первое восхождение Моше на гору Синай и Дарование Торы

15 Нисана 2448 года евреи вышли из Египта .

Через 50 дней, 6 Сивана, еврейский народ получил Тору на горе Синай .

7-го Сивана, уже после Дарования Торы, Моше вернулся на гору Синай (доступ к горе был запрещен всему народу, о чем еще до Дарования Торы народ был предупрежден). Моше поднялся на гору, чтобы изучить Тору во всех подробностях непосредственно под руководством Всевышнего и получить Скрижали Завета.

Одна из причин, почему евреи ошиблись

Перед тем, как подняться на гору, Моше сказал Израилю: «По истечении сорока дней, в шестом (солнечном) часу я вернусь и принесу вам Тору».

Евреи полагали, что день 7-го Сивана, в который Моше поднялся на гору, является одним из указанных сорока. Однако, этот день был неполным, Моше должен был вернуться 17 Тамуза, но евреи ждали его на день раньше.

Идол золотого тельца

16 Тамуза, когда казалось, что Моше уже не вернется, «эрев рав» (представители других народов, присоединившиеся к евреям) пришли к Хуру, сыну пророчицы Мирьям , и потребовали сделать идола, который поведет народ вместо Моше. Когда же Хур отказался, его убили. После этого обратились с тем же требованием к Аарону.

Аарон, боясь, что после еще одного убийства евреи не смогут получить прощения, а также желая протянуть время до прихода Моше, попросил принести золотые украшения их жен. Хотя женщины отказались, это не замедлило дела, т.к. мужчины дали свои украшения.

Идол в виде тельца получился независимо от воли Аарона, путем использования «эрев равом» колдовских техник. Наутро «эрев рав» и некоторые евреи поклонились тельцу и принесли ему жертвы.

Когда Моше, спустившись с горы Синай 17 Тамуза, увидел это, он разбил Первые Скрижали, чтобы не отягчать вину евреев, т.к. одним из написанных на Скрижалях Речений было: «да не будет у тебя других богов».

18 Тамуза Моше сжег тельца и наказал виновных, а 19 Тамуза вновь поднялся на гору, чтобы вымолить у Вс-вышнего прощение для евреев.

Второе восхождение Моше на гору Синай

Моше пробыл на горе Синай 40 дней - с 19 Тамуза по 29 Ава, в результате чего Вс-вышний не стал уничтожать евреев, но сказал Моше, что отныне Он не пойдет в среде народа, а пошлет ангела, который поведет евреев в Обетованную (обещанную еще праотцам) землю.

Тора говорит: «И услышал народ это суровое слово, и воскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя» (Шмот, 33:4 ). Раши объясняет: не возложил двух венцов, которые получили на горе Хорев (Синай) в награду за выражающие полное доверие Б-гу слова «сделаем и послушаем» - «наасе вэ-нишма» (эти слова сказал еврейский народ Вс-вышнему в ответ на предложение дать Тору: сначала «сделаем», а потом «послушаем»).

Вторые Скрижали и прощение еврейского народа

На следующий день, 1 Элуля, Вс-вышний вновь призвал Моше.

В этот раз Моше также провел на горе 40 дней, до 10 Тишрея 2449 года, и поднялся на небывалый духовный уровень. Он просил Вс-вышнего отменить приговор и пойти Самому в среде народа.

Но если так, то почему они совершили грех золотого тельца? Почему Б-г не защитил их, как Он обычно защищает Своих праведников?

Вс-вышний не расстроил их замысел и позволил тельцу стать реальностью, чтобы подать знак надежды всем будущим поколениям. Случай с золотым тельцом должен был показать: как бы далеко ни уклонилась еврейская община от путей Торы, для нее всегда остается возможным раскаяние и возвращение.

Если после такого страшного греха, как грех тельца, Вс-вышний вновь принял сынов Израиля, то теперь ни одна община не сможет заявить, будто пала слишком низко, чтобы вернуться.

Следует также иметь в виду, что испытание определяется на Небесах пропорционально величию человека (или поколения). Чем выше духовный уровень, тем суровее испытание. Евреи должны были отказаться от всех умозаключений и подчиниться словам Вс-вышнего. Моше обещал вернуться к ним, и требовалось, чтобы они верили этому - несмотря на то, что логические рассуждения приводили их к выводу, что Моше не вернется, и следует искать ему замену.

Вс-вышний оценивал проступок Поколения Пустыни, учитывая его огромные возможности. Он осудил всю общину за то, что она не протестовала против зла и пожертвовала золото на изготовление изваяния, хотя в действительности лишь эрев рав по-настоящему служил золотому тельцу.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия