04.12.2020

Что такое милосердие краткое объяснение. Паттерны добродетелей. Милосердие в христианстве


Милосердие – качество личности, которое трудно поддается описанию. Мы ощущаем его тепло фибрами души, но вкладываем что-то свое в это благодетельное слово.

Нет сомнений, что милосердие – это бесценное сокровище человечества. Наравне с разумом и речью, оно отличает человеческий род от животных.

В слове милосердие заключены два важных символа – «милость» и «сердце». По сути, это идущее из самого сердца чувство сострадания к ближним, великодушие, доброжелательное отношение и сочувствие.

Милостивый сердцем человек не задумываясь окажет помощь другому. Он покормит дворового котенка, приютит бездомного пса, подаст милостыню старушке, отдаст свой ланч бомжу и так далее.

Деятельное милосердие как основа идеального мира

Милосердные люди склонны к , к сочувствию – чужая беда воспринимается ими, как своя собственная. Они верят, что могут изменить мир своими пусть крошечными, но благими делами.

Стоит понимать, что милосердие – это не просто внешнее или внутреннее сострадание, оно должно быть действенным, деятельным.

Пример:

Один жалостливый, но слабый человек увидит голодную собаку, мысленно пожалеет, потреплет ее за ухом и пойдет мимо (он же спешит!).

Другой прохожий может иметь вид суровый и сдержанный, не плакать при виде чужого горя, зато попробует решить проблему.

Во всяком случае, он сходит в магазин, купит собачий корм и поможет псу пережить голодное время. Кто из них милосерден по-настоящему?

Милосердие Бога и человека – в чем отличия

Церковное понимание этого термина исходит из Библии: никто не сравнится в милосердии, доброте и справедливости с самим Господом.

Бог, как известно, готов прощать кающегося, ибо в его сердце живет любовь. «Он не оставит тебя, не погубит тебя… Не отвратит лица от вас».

Истинная любовь, как говорится в послании апостола Павла коринфянам, долготерпит и милосердствует.

Милосердие человека, не обремененного обязанностями судьи при райских вратах, может проявляться в разных формах – как в малых и скромных, так и в весьма масштабных.

Пока живо человеческое неравнодушие, есть шанс на спасение . Эту черту питают вера и любовь : истинные христиане всегда милосердны, и именно такие люди, по словам священнослужителей, являются солью земли.

Одни неравнодушны к проблемам близких и знакомым: так, например, третьекурсники скидываются своими стипендиями, узнав, что отцу подруги нужна срочная операция в Германии.

Другие просто помогают разным фондам, перечисляя небольшие средства на их счета, и таким образом постоянно осуществляют микроблаготворительность.

Третьи сами организуют благотворительные фонды, сообщества волонтеров, приюты и хосписы.

Бескорыстная помощь незнакомым людям, попавшим в трудную ситуацию, – высшая степень милосердия .

Не бойтесь делиться: пример милосердия заразителен

Без внутренней сердечной милости человек становится жестким, равнодушным, эгоистичным, жадным. Он не способен отдавать – не только деньги и силы, но и тепло души, даже самым близким.

Как говорил великий мастер Угвей из мультфильма о кунг-фу, настоящая сила в том, чтобы отдавать, а не забирать. Чем больше ты берешь, тем меньше имеешь, и в итоге остаешься ни с чем.

В постсоветские годы мне пришлось стать свидетелем ситуации: в аэропорту случилась накладка и рейс самолета был отменен. Множество отдыхающих (в основном, одинокие мамы с детьми) оказались заперты в чужом городе.

Они путешествовали по туристическим путевкам «все включено», финансы за период отпуска истощились, на гостиницу ни у кого не было средств.

В аэропорту царила паника – где ночевать, чем кормить детей, как добраться на другой конец страны, к себе домой?

В этот момент одна из улетавших стала подходить к плачущим женщинам и о чем-то разговаривать. Оказалось, что она передавала им деньги, чтобы те могли купить билет на поезд или остановиться в гостинице.

Она не брала никаких гарантий, не разглядывала паспорта, а просто оставляла записку со своим обратным адресом: «Вернете, когда сможете».

Через пятнадцать минут, вдохновленные примером милосердия, к ней подключились и другие состоятельные люди.

В итоге, все путешествующие дамы и их дети были накормлены и отправлены по домам.

Милосердие – это не только желание, но и умение помочь в трудной ситуации, пусть даже незнакомцу. Это сострадание в высшей степени.

Без сомнений, это качество присуще людям, сильным духом и верой.

Если в вашем сердце живет любовь к ближнему, великодушие, сочувствие, доброта, снисхождение и забота, то вы поистине милосердны.

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. В европейской христианской культуре понятие М. восходит к Пятикнижию, где словс «hesed» обозначало «доброту», «любящую доброту». Так в иудаизме выражался принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношении друг к другу: доверительность и верность. В греческом тексте Нового Завета М. передается главным образом словом ауале - специфически христианским термином, означающим деятельную одаряющую любовь к ближнему. В христианской этике милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трех богословских добродетелей. С этической точки зрения М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви (Лук. 10:27). М. достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, направленных не только на удовлетворение интересов другого, но и на стремление к совершенству. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек является милосердным не столько потому, что стремится к самосовершенствованию, а скорее потому, что милосердное поведение является выражением его совершенствования.

М. соотносится с положительным идеалом, а не с себялюбием, хотя последнее и является отправной точкой любви к ближнему. Заповедь любви как будто следует в этом за золотым правилом нравственности: собственные предпочтения и ожидания выставляются в качестве основания для отношения у другим людям. Но именно в рамках такого понимания М. стали возможными предположения, высказывавшиеся разными мыслителями: если требуется возлюбить ближнего, то почему бы прежде не возлюбить себя? В разные эпохи такого рода вызовы христианской этике как доминирующей идеологии могли определяться различными мотивами. Призывы любить себя могут иметь под собой гуманистическую подоплеку, но в целом в них игнорируется собственно содержание заповеди любви: она и исходит из того, что если человек уже любит самого себя, то надо хотя бы так же возлюбить других.

В новозаветных текстах М. казалось универсальным требованием, содержащим в себе смысл Моисеевых заповедей. Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже ап. Павел проводит различие между законом Моисея и заповедью любви. Это различие помимо чисто теологических причин основывалось и на этическом содержании, а именно на том, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли, которая перенесла эту проблему в социально-философский контекст. Так, Гоббс, интерпретируя заповедь любви как золотое правило, понимал ее тем самым как стандарт справедливых отношений людей в обществе. Такое соотнесение справедливости и М. оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли. Анализ традиции разделения справедливости и М. в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя М. представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, оно отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества М. является лишь рекомендуемым требованием, между тем как справедливость - непреложным; б) М. вменяется человеку в обязанность, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Вместе с тем, этически неправомерен и нравственно несовершенен такой выбор, в котором принимается справедливость как непосредственный долг человека, но предполагается, что М. в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

Как личная нравственная задача М. нелегко. Трудность М. связана с тем, что: а) М. может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т.е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нрав-ственное достоинство, в этом случае М. может привести к неравенству; б) М. творится другому, чье понимание собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) М. совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Отсюда следует, что М. опосредствовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане М. непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Литература:

Аристотель. Риторика/Античные риторики. М., 1978. С. 76-90;

Гоббс Т. О человеке/Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 258- 259;

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы;

Зарин С.М Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996. С. 356-544;

Соловьев B.C. Оправдание добра/Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1991. С. 152-169;

Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 328-329.

Введение

Этика как философская наука изучает мораль. Мораль - форма общественного познания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Понятие «этика» имеет и второе значение: это система норм нравственного поведения и обязанности людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

Аристотель понимает высшее благо как счастье, а само счастье связывает прежде всего с добродетелями души и добрыми нравами общества. Для реализации идеи добра необходимы такие качества человеческой души, как доброжелательность, милосердие. Т.е милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всё живое.

Милосердие у разных народов, в различных вероисповеданиях трактуется по разному, но есть и общие отличительные черты.

Раскрывая темы «Идея милосердия в разных культурных традициях» мною поставлены следующие задачи:

  • 1. Проанализировать понятие милосердия;
  • 2. Описать исторический аспект развития милосердия;
  • 3. Рассмотреть формирование милосердия в России.

Понятие милосердия

Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed» (т.е. любящая доброта) выражало принцип отношения Бога к людям, а также то, что он ждал от людей в их отношениях друг к другу: доверительность и верность. В до библейской греческой литературе соответствующее «hesed» слово «eleos» обозначало чувство, которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля - это чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание. Вместе с тем аристотелевское определение дружбы (точнее, дружеской любви- «philein») частично пересекаются по смыслу с христианским пониманием милосердия как «caritas», которое обозначает также и благотворительность. В греческом тексте Нового Завета милосердие передается главным образом словом «agape», одним из четырех слов, обозначавшим любовь; в христианстве «agape» приобретает специфический узкий смысл милосердной любви.

Заповедь любви провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» Мф., 22:37-39

В христианской же заповеди любовь к богу и любовь к ближнему даны в единстве, и в качестве «ближнего» указан не только соплеменник и сосед, или единоверец, а каждый человек, даже враг или гонитель. Заповедь любви стала фундаментальной, всеобъемлющей, непосредственно предполагающей и как все Моисеевы заповеди. Любовь - единственный нравственный принцип, основной закон жизни человека.

Заповедь любви указывает на то, милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердное поведение является выражением его совершенствования. Милосердие воплощено в участливом отношении к людям, при котором человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого.

Милосердие существенным образом проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению, в любви к врагам. Дж. Локк развивает мысль о согласии, милосердии и снисхождении друг к другу: нельзя дурно обращаться с другими людьми только из-за того, что они не отказываются от собственного мнения. Милосердие здесь толкуется как терпимость к инакомыслию. На основе данной позиции Локк защищал веротерпимость. (Письма о веротерпимости 89-92 гг.).

Милосердие предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие есть преодоление - себя как самости, своего стремления к покою и себя как обладателя благ, своего стремления к сбережению, своей жадности, - милосердие не просто, оно представляет собой трудную личную задачу.

В милосердии, по существу, преодолевается обособленность людей, разделенной самим порядком общественной жизни и соединяются интересы индивидов. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий или антипатий, т.е. беспристрастно. Это отношение, в котором все уравниваются: я отношусь к данному человеку, так же как я бы относился к любому другому ближнему. Беспристрастность не означает одинаковости отношений - люди ведь различны, милосердие же должно относиться к каждому, но сообразно тому, в чем каждый нуждается.

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

В европейской христианской культуре милосердия формируется на пересечении ряда традиций. Понятие милосер дия восходит к Пятикнижию, где “hesed” обозначало “доброту”, “любящую доброту”. В добиблейской греческой литературе слово обозначает , которое возникает при виде незаслуженных страданий. У Аристотеля - чувство, противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание . В греческом тексте Нового Завета милосердие передается гл. обр. специфически христианским термином . В христианской этике милосердная приобретает особое как одна из трех богословских добродетелей; в милосердии посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения милосердие составляет человека: в нем человек призван осуществить нравственный , на что указывает . Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству Уже в Пятикнижии Бог выступает не только как устрашающий, но и как милосердный, многомилостивый, человеколюбивый, снисходительный; в Новом Завете милосердность Бога непосредственно задается как для подражания. В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу, в которой человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума. Однако милосердие - ие только в процессе самосовершенствования, но и его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное является выражением его совершенствования. Поэтому несостоятельно , что милосердие как путь служения Богу не предполагает непременно благожелательности. Также несостоятельно сведение милосердия к альтруизму, который исчерпывается доброжелательным отношением к другим. Однако вне телеологического и перфекционистского контекстов отсутствие идеала милосердия теряет стандарт совершенства.

В новозаветных текстах милосердие предлагалось в качестве универсального требования, содержащего в себе и требования Моисеевых заповедей (см. Дека/юг). Этот взгляд сохраняется и в ряде современных работ по моральной теологии. Однако уже у апостола Павла получает различение закона Моисея и заповеди любви, которое помимо чисто теологических аспектов имело и существенное этическое содержание, а именно то, что в христианстве от человека требуется не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на непосредственном движении души и зове сердца. Этический различения Декалога и этики любви был воспринят в новоевропейской и проблематизирован в контексте сопоставления справедливости и милосердия (Гоббс , Прудон, Шопенгауэр). Анализ этой в истории западной философии приводит к следующим выводам: а) хотя милосердие представляет собой высшее моральное требование, непосредственно задает человеку идеал и в этом смысле универсально, отнюдь не может рассматриваться в качестве требования, исполнение которого всегда ожидается от человека; в действительных отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, между тем как - непреложным; б) милосердие вменяется человеку в , однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Впрочем, разделение справедливости и милосердия, тем более в соотнесении с различными сферами коммуникативного опыта, относительно: этически неправомерен и нравственно несовершенен такой , в котором справедливость принимается как непосредственный долг человека, но при этом предполагается, чтомилосердие в императивном отношении является не нравственным долгом, а лишь рекомендацией.

В той мере, в какой социальная воспроизводит , обособленность и интересов индивидов как членов сообществ, милосердие предстает психологически и практически непростой задачей. Возникающие проблемы связаны с тем, что: а) милосердие может провоцировать конфликты: оказание помощи ставит того, кому она оказана, т. е. нуждающегося, в положение, которое может восприниматься как ущемляющее его нравственное ; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие творится другому, чье собственного блага может отличаться от понимания благотворителя; непозволительно навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном, несовершенном мире. Последовательное милосердие предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, к нему, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. Милосердие опосредовано служением; этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В нормативном плане милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра. - Соч. в 2т., т. 1. M., 1988, с. 152-69; Зарин С. M. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение. М., 1996, с. 356-544; Гоббс Т. О человеке (XIÎI, 9). - Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 258-59; Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven-L., 1972.

P. Г. Апресян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МИЛОСЕРДИЕ" в других словарях:

    Милосердие - Милосердие ♦ Charité Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без… … Философский словарь Спонвиля

    Божье милосердие.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    милосердие - (милосердие) незаслуженные доброта и сострадание А. Человеческое милосердие 1. Заповедь быть милосердным милосерден Господь: Лк 6:36 призыв к милосердию: Рим 12:8; Иуд 22 милосердие важнее, чем жертва: Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13 2. Выражение… … Библия: Тематический словарь

    - (христианство) христианская добродетель Милосердие см. Благотворительность Caritas Romana («милосердие по римски») … Википедия

    МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь, вызванная этими чувствами … Современная энциклопедия

    Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. В европейской христианской культуре идея милосердия… … Философская энциклопедия

Милосердие - Милосердие ♦ Charité Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без… … Философский словарь Спонвиля

Божье милосердие.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. милосердие сострадание, сердобольность, сострадательность, жалость, сердоболие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

милосердие - (милосердие) незаслуженные доброта и сострадание А. Человеческое милосердие 1. Заповедь быть милосердным милосерден Господь: Лк 6:36 призыв к милосердию: Рим 12:8; Иуд 22 милосердие важнее, чем жертва: Ос 6:6; Мих 6:6–8; Мф 9:13 2. Выражение… … Библия: Тематический словарь

- (христианство) христианская добродетель Милосердие см. Благотворительность Caritas Romana («милосердие по римски») … Википедия

МИЛОСЕРДИЕ, милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. ❖ Сестра милосердия, брат милосердия см. сестра, брат. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

МИЛОСЕРДИЕ, готовность помочь кому нибудь, проявить снисхождение к кому нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому нибудь, вызванная этими чувствами … Современная энциклопедия

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ, я, ср. Готовность помочь кому н. или простить кого н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко). Сестра милосердия женщина, ухаживающая за больными … Толковый словарь Ожегова

Англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся, обездоленным. 2. Одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и… … Энциклопедия социологии

Сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия различного рода помощь, благотворительность и т. п. Политическая наука: Словарь справочник. сост.… … Политология. Словарь.

Книги

  • Милосердие , Ласло Немет. Роман известного венгерского писателя Ласло Немета (1901 - 1975) повествует о сложных переживаниях молодой девушки, ищущей для себя в жизни, в отношениях с окружающими, в любви, на врачебном…

© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия