26.12.2020

Что происходит в мире мертвых. Загробная жизнь – как живут наши умершие? Из глубины веков


Вера, что с наступлением смерти жизнь человека продолжается в другом мире, присуща многим людям. Концепция потустороннего мира, в котором бессмертная душа продолжает свое существование после кончины физического тела, в разной степени присуща всем религиям мира.

Мертвых на самом деле или это просто механизм влияния, разработанный священнослужителями и власть имущими, с целью получения контроля над обществом.

Из глубины веков

Знание о существовании потустороннем мира не ново. Упоминание об этом таинственном месте можно встретить во всех культурах мира. Древние люди верили, что в загробной жизни они также будут обладать физическим телом и связанными с этим потребностями.

Они считали, что точно также, как при земном существовании, они будут охотиться, принимать пищу, сражаться и отдыхать. В могилу усопших помещались предметы, которые могут потребоваться на «том» свете. Это могли быть одежда, оружие, пища, лошадь и драгоценности. Широко практиковались жертвоприношения людей. Считалось, что слуги и жены, похороненные вместе со своим господином, будут прислуживать ему и в другом мире.

Потусторонний мир в древние времена

В зависимости от вызовов эпохи, под воздействием различных факторов, представление людей о загробном мире менялось. Так, в древности, в свободолюбивой и интеллектуально развитой Греции, загробный мир виделся людям невзрачным местом, пристанищем мрачных теней. При жизни, все жители страны являлись равными, и, в загробном мире, всех ждало одно и то же существование.

В древнем Египте, в отличие от Эллады, культивировался культ подчинения фараону как земному божеству. Общество было разделено на классы. Отчетливо выделялись бедные слои населения и представители знати. Хранителями знаний о природе выступали жрецы, а простым Египтянам предписывалось служить их безвольными инструментами.

Поэтому в посмертной жизни Египтян ждал страшный суд, на котором верховное божество Осирис, в окружении чудищ судило о грехах усопшего. Душа покойного отчитывалась, что при жизни была верна фараону, приносила в необходимом объеме жертвы богам и выполняла все предписания священнослужителей и поэтому заслужила посмертное существование.

Если человек не нарушал заповеди фараона и жрецов, ему дозволялось жить в царстве Осириса, и он получал все блага, которые ему были недоступны при жизни. В противном случае, душу несчастного пожирало чудище с головой крокодила Амамат, и она навсегда прекращала свое бытие.

Поздние верования

В религиях христианской направленности, священнослужители доработали концепцию потустороннего мира и стали активно использовать ее в своих целях.

Так, у ранних христиан культивировалась вера в существование рая и ада. При этом если человек при жизни был беден, вел праведный образ жизни и подчинялся своему господину и церкви, то в загробной жизни он попадал в рай. Напротив, богачи, при жизни предававшиеся плотским утехам, злоупотреблениям в еде и алкоголе, агрессивно относившиеся к своим подчиненным попадали в ад.

Такое положение вещей соответствовало интересам римских аристократов, являвшихся последователями Эпикура и плотских утех. По большей части их мало интересовала загробная жизнь и посмертное существование. При этом идеи христианства широко пропагандировались среди рабов, делая тех покорными.

Позднее, католические священники довели идею о страшном суде до наивысшей точки кульминации. За небольшую денежную плату, любой грешник мог купить индульгенцию, избавляющую от всех прошлых и будущих грехов. Наличие этой бумаги гарантировало человеку, попадание в рай после смерти. Эта практика заметно обогатила богоугодное заведение – церковь.

Почему люди верят в загробный мир

Естественно, стремление к справедливости на страшном суде, врожденное человеческое качество — страх перед переменами и страдания, связанные с потерей близкого человека, способствовали распространению веры в потусторонний мир. Но если бы потустороннего мира реально не существовало, то эта идея не пережила бы тысячелетия и не занимала бы умы современного человека.

Люди не просто верят в потусторонний мир, а достоверно знают о его существовании. Заглянуть в обитель духов и умерших способен каждый. Чаще всего такой опыт происходит во сне. При этом о собственном контакте с потусторонними обитателями, может сообщить практически каждый живущий на земле человек.

Вся сложность заключается в том, что этих обитателей нельзя увидеть глазами или потрогать руками. Единственным способом общения с ними является человеческое сознание. На данном этапе развития науки, еще не существует прибора способного зафиксировать колебания или излучения, приходящие из потустороннего мира и вообще определить, является ли тот мир местом обитания душ умерших.

В вопросах изучения «той» стороны, приходится полагаться на свидетельства очевидцев, которые разнятся в зависимости от образования и жизненного опыта контактера — экстрасенса. Так как потусторонний мир отличается от нашего, в силу разных физических законов, бывает очень сложно понять и расшифровать получаемые послания.

Тем не менее, вероятность того, что загадка загробной жизни будет окончательно разгадана, очень велика. Современные ученые вплотную приблизились к разгадке тайны человеческого мозга и сознания. Когда будет построен прибор, способный воспроизводить колебания, испускаемые и принимаемые мозгом, врата в потусторонний мир откроются для живых.

Проблема жизни после смерти не так давно обсуждалась на международной конференции в Дюссельдорфе. Предлагаем вниманию читателей фрагмент доклада одного из участников, профессора Конрада Дрезе из Германии.

«Надежда на продолжение жизни после смерти издревле присуща человеку. Технократическое развитие нашей цивилизации всячески приглушало в нем это чувство. Студент нашего времени получает образование в большой степени специальное, чем общечеловеческое. И все труднее убедить современника, верующего в науку, в существовании, например, более высоких уровней сознания. Этому «помогает» также массовая ориентация на получение удовольствий, одержимость вещизмом и тотальная рационализация сознания. Возможно, произошедшее подавление в человеке надежды на посмертное существование есть величайшее и роковое научно — идеалогическое преступление перед всем людским родом. «Бог есть любовь» — самое главное из всех предписаний жизни до сих пор так и не понято. Мы, люди, вообще не разобрались в великой мудрости материальной структуры живых организмов. Зато весьма преуспели в «состязании» с естественной смертью, нагромоздив горы оружия массового уничтожения.

Человек лишь тогда осознает себя вершителем собственной судьбы, когда поймет, что за все — хорошее и плохое — придется когда-то отчитываться. Человек в своей глубинной структуре обладает трансцендентной реальностью, которая реагирует с внешней, материальной реальностью лишь посредством пяти органов чувств. Остается предположить, что материя — это еще не вся реальность. Хочется упомянуть работу Бо Джин Ра «Книга о потустороннем». В ней говорится: «Ты видишь и чувствуешь тот причинный мир, который воспринимаешь бодрствующим сознанием. Только ощущаешь его «с другой стороны». В духовном мире все воспринимается столь же явно и реально, как и в мире физических чувств. Речь идет не о видениях или галлюцинациях. И в духовном мире есть моря и суша, глубокие пропасти и высокие горы, широкие тихие поля и луга». А вот сообщение, выбранное из многочисленных текстов, полученных через медиумов: «В духовном мире нет болезней и возрастов. Процесс общения там происходит телепатически и потому исключает непонимание. Сила мысли движет нас вперед. Страстная болезненная тоска по прожитому тормозит это движение». Чрезвычайно любопытна работа доктора Рудольфа Шварца «Как живут мертвые», представляющая собой попытку исследования потустороннего мира. Доктор Шварц скончался в марте 1963 года и очень скоро передал через медиума следующее сообщение: «Здесь — покой, свет и тепло. Все это даже невозможно себе представить. У меня прекрасная уютная комната, совершенно в моем вкусе. Подходя к открытому окну, я вижу великолепный парк с ухоженными газонами, клумбами и кустами. Я рад, что земное испытание позади». В высшей степени впечатляющим доказательством жизни после смерти является феномен материализации. Теолог Иоганнес Гребер в своей книге «Общение с миром душ» упоминает о бразильском медиуме Карлосе Мирабелли (1889-1951), который 36 минут при свете дня держал на руках материализованную сущность умершего ребенка. При опыте присутствовали 10 ученых. В своих публикациях профессор физики доктор Шибелер большое место уделяет медиуму Айнеру Нильсену (1854-1968) из Копенгагена. По словам Шибелера, в присутствии Нильсена с 1914 по 1961 год происходили сотни случаев материализации, которые были задокументированы. Речь идет о фантомах, органически развивающихся из земной материи. Их иногда можно наблюдать в виде так называемой эктоплазмы. У некоторых фантомов отмечалось даже сердцебиение, пульс и дыхание. Иногда при материализации удавалось снимать гипсовые формы рук и ног фантомов. На одном из сеансов Айнера Нильсена у материализованной девочки отрезали прядь волос. Профессор Шибелер располагает фотографиями фантомов, в числе которых есть снимок фантома, называвшего себя королевой Астрид Бельгийской. При изучении всех этих в высшей степени впечатляющих фактов возникает предположение, что Фома Неверующий засвидетельствовал реальную материализацию Иисуса Христа. Физика стоит на рубеже величайших перемен, на пороге признания паранормальных сил Духа. Великий электротехник 20-того века Никола Тесла в свое время писал: «Начиная с того дня, когда наука начнет исследовать парафизические явления, за одно десятилетие она сделает больше, чем за все предыдущие века ее существования».

Подготовила Нина Соколова «ИГ»

В этой рубрике я буду размещать истории из повседневной жизни, которые находятся "за гранью реальности" и не могут быть объяснены с позиций традиционной материалистической идеалогии. А начну ее с истории, которая случилась со мной два с небольшим года назад. Возможно, с вами тоже когда-нибудь происходило что-то подобное и вы поделитесь своими воспоминаниями и переживаниями с другими читателями на .

Итак!

С лучай, о котором я хочу вам рассказать, был связан с моей мамой. Он произошел на 9 день после ее смерти. До последних дней своей жизни она была моим самым взыскательным слушателем и критиком. Мы много раз сидели вместе и я рассказывал ей о своих исследованиях древних цивилизаций и о том, что человек не умирает, а продолжает жить после смерти тела. Однако, она была воспитана в духе старых коммунистических традиций - в то время, когда происходило гонение на Церковь и детям почти с самого рождения "вдалбливали" идею о том, что Бога нет и после физической смерти человек попадает в небытие и забвение.
Мои усилия убедить ее в обратном всякий раз терпели неудачу. Она требовала у меня неоспоримых доказательств. "Тибетская книга мертвых", многочисленные случаи реинкарнации ее не слишком убеждали.
Что мне оставалось делать? Я стал просить ее, если она уйдет из этого мира раньше меня (ведь никто не может
заранее знать, в каком порядке Господь призовет к себе людей), найти способ дать мне весточку с Того света.
И вот непоправимое случилось. Она ушла из этой жизни. Казалось бы - ушел человек, его больше нет. Светлая
ему память на веки вечные. О чем тут еще говорить? Но было бы плохо, если бы каждый раз все происходило как по шаблону. В случае с моей мамой отступление от традиционного сценария началось уже на Третий день после ее смерти.
Я приехал на дачу. Был обыкновенный, ничем не примечательный летний день. Но он таил в себе нечто непредвиденное. К нашему дачному участку подошли пять бродячих собак и улеглись возле калитки. Они то лежали, то вставали, но не отходили далеко от участка. Первое время даже трудно было осмелиться выйти на улицу. Наконец, часа через два, мы все-таки рискнули и отправились в магазин. Собаки тут же встали и составили нам свиту, мирно шествуя с нами до магазина. Потом они исчезли в неизвестном направлении, будто бы растворившись в небытие.
Все это показалось довольно странным - я даже сосчитал, что собак было ровно столько, сколько умерло в недавнее время моих близких родственников. Но я бы не стал вам рассказывать об этом, если бы не то, что последовало на Девятый день после смерти мамы.
Мы поминали ее на даче и позвали родственников и знакомых, многие из которых были атеистами. Странности начались еще при подготовке поминального стола, когда мы разводили и жгли костер. Несколько раз у меня и брата самопроизвольно звонили мобильные телефоны с высвечиванием номеров, из которых явно следовало, что один из нас звонил другому. Но ни я, ни он не набирали номера и даже не доставали мобильные телефоны. Да и незачем нам было это делать - мы
ведь были рядом.
Но это еще - "прелюдия". Основные события случились потом - вечером и ночью. Можно конечно сослаться на то, что все мы изрядно выпили. Но это было не так. Выпивки было не много, а свежий воздух не позволял оказаться пьяным. Кроме того, среди нас были непьющие, и они тоже стали свителями случившегося.
Так что же произошло? Я и сам до сих пор удивляюсь, как все это могло случиться. Еще больше удивляется мой брат, профессор, доктор химии, физик и математик. Он до этого случая вообще не верил в сверхъестественное. А тут. Одним словом, был у нас детский (игрушечный) мобильный телефон, который заржавел еще год назад и не собирался работать ни при старых, ни при новых батарейках. Лежал он себе и лежал в доме. Но вдруг, ни с того ни с сего, он начал самопроизвольно звонить (никто к нему не притрагивался). Я сейчас уже и не помню, сколько раз он звонил - как минимум, слышал его трижды. Самый захватывающий и длительный звонок произошел среди ночи - часа в два или три, когда все уже спали. Я "сорвался" с постели и побежал к нему. Не успевши еще как следует проснуться, был охвачен первым порывом - отключить телефон, пока звонок не разбудил всех обитателей дома. Но, как выяснилось позднее, все его прекрасно слышали.
Итак, я добежал до телефона, взял его в руки, он какое-то время продолжал звонить, а потом внезапно звонок прекратился. И все. Больше звонков с этого телефона никогда не было. Нам так и не удалось заставить "заговорить" его снова. С тех пор он лежит немой реликвией среди других вещей.
Мы с братом в ту же ночь стали обсуждать и анализировать случившееся и пришли к заключению, что какая-то вполне реальная, но невидимая (вероятно, энергетическая) субстанция сумела найти слабое место "в цепи" и "замкнуть" заржавевшие контакты телефона. Причем, никаких внешних воздействий на него не было. Ночь была тихой - ни проезжающих поездов, ни машин. На это я сразу обратил свое внимание.
И тогда я вспомнил о своей настойчивой просьбе к маме дать мне весточку из Иного мира. С тех пор я ни на минуту не сомневаюсь, что она смогла (возможно, с чьей-то помощью) ее выполнить. Мои последние сомнения в том, что жизнь после смерти продолжается, рассеялись, как дым. Брат перестал быть "воинствующим" материалистом. Ведь то, что произошло с нами и чему он был свидетелем, не может быть объяснено с позиций материалистической идеалогии.
Как я выяснил на следующий день и совсем недавно, другие люди ощущали в тот вечер еще более явственное присутствие моей мамы. Она присаживалась к ним на кровать, которая слегка прогибалась от этого и слегка дотрагивалась до лежащих. Возможно, этого нельзя делать умершим (кто знает?), но ведь я сам просил ее об этом. Так что это не ее вина (если она вообще есть). Жаль только, что я не ответил на ночной звонок по детскому мобильному телефону. Как-то растерялся. К сожалению, упущенное уже не вернешь.

Как то раз редакция одной из газет получила письмо от Марии Георгиевны М., из Подольска. Женщина уверяла, что в последнее время ей приходится постоянно общаться с представителями мира мертвых, которые к ней обращаются с просьбой что то передать важное их родственникам… В подробностях Мария Георгиевна обещала рассказать корреспонденту в личной беседе.

В письме номера телефона не было, лишь домашний адрес, по которому и отправился журналист. Открыла дверь дочка Марии Георгиевны, неожиданно сообщившая, что её мать… умерла в 2001 году! Когда корреспондент показал Елене Степановне письмо, та сразу узнала почерк матери. Внимание обратили на дату, которая стояла на штемпеле: 2 ноября 2004 года. Это был самым обычный конверт – который был изготовлен в 2003 году, на печатной фабрике Гознака. Выходило, по прошествии двух лет после смерти Марии Георгиевны! Как же он попал к ней? И где в это время находилась она сама?

Привет, я с того света!..

В 49 летнем возрасте у Николая Семеновича Б. умерла жена. Проблемы с сердцем … Спустя пять лет после смерти Лидии Николай Семенович принял приглашение от своего старого друга отметить день рождения внучки. На этом празднике хозяин дома познакомил его с женщиной, которая показалась вдовцу хорошей кандидатурой для создания новой семьи. Жизнь-то берёт своё! На протяжении всего вечера он активно ухаживал за соседкой по столу. Домой отправился уже поздно… Подойдя к дому, Николай Семенович увидел, что на 5 этаже в трёх крайних окнах горит свет. Это были окна его квартиры! И тут… в окне кухни он увидел свою покойную жену! Он хорошо разглядел до боли знакомые черты лица, каштановые волосы… Это была она, Лида!

На ватных ногах он вошел в парадную, поднявшись на свой этаж он посмотрел в дверной глазок. Там желтело пятно света… В конце концов мужчина решился нажать кнопку звонка. Где-то в квартире послышался тонкий звон бокалов, а после – лёгкие шаги. Дверь стала медленно, со скрипом открываться… В прихожей было темно. Шагнув внутрь, Николай Семенович щёлкнул выключателем… Дверь замерла на середине проёма и захлопнулась за его спиной. Что-то бесплотное прошуршало мимо него на кухню… Повторяя имя жены, он ринулся туда. В кухне было пусто… На столе стояли миска с дымящимися котлетами, салатница с нарезанными помидорами, тарелка с вилкой и две рюмки с водкой. Одна из них была накрыта куском хлеба. На спинке стула лежал цветастый халатик покойной супруги, 5 лет провисевший в шкафу… Тут Николай Семенович хлопнул себя по лбу – ну как же он забыл? Ведь сегодня – годовщина смерти жены! Ровно 5 лет… На протяжении этих лет поминал её, а тут -нате, в гости ушёл! Вот покойница и напомнила…

Конечно, никаких доказательств правдивости этой истории нет и быть не может. Ну, допустим, не выдумал он всё это -просто напросто привиделось. Подсознание напомнило о том, что он виноват перед умершей, не помянул… Но есть десятки подобных случаев, когда свидетелями появления привидений являются совершенно посторонние люди!


Так случилось и с Алексеем М., тоже потерявшим жену. Она умерла от рака совсем молодой. А через год после смерти начала… навещать мужа. Происходило это каждую ночь. После полуночи раздавался звонок в дверь. Почему-то Алексей чувствовал, что не следует открывать сразу, ждал, когда покойница постучит… Светлана всегда выглядела красивой и здоровой, а не измождённой, как перед смертью. На ней было её любимое сиреневое платье и туфли, в которых её похоронили. Сначала они пили чай на кухне и разговаривали.

Самое интересное, что женщина искренне считала себя живой! Она утверждала, что вовсе не умирала, а переехала в другой дом, многоквартирный. Рассказывала о соседях, называла их всех по именам… Говорила, что сильно тоскует по мужу, вот и приходит в гости. Несколько раз звала Алексея к себе. Но он отказывался -понимал, что это будет означать его земной конец. Потом они ложились в постель. Причём Светлана даже не снимала одежду и обувь. Как-то муж хотел снять с неё туфли -не получилось. А она, усмехнувшись, сказала: «Не бойся, они чистые!» И впрямь, туфли не оставляли никаких следов на белье.

Из-за этих визитов Алексей отказывался встречаться с другими женщинами, даже поссорился с матерью, считавшей, что сыну нужно снова жениться. Да и коллеги по работе стали смотреть на него странно – здоровый, симпатичный мужчина, а живёт бобылём. О посещениях мёртвой он, конечно, молчал. Однако, понимая, что это ненормально, поведал свою историю исследователю паранормальных явлений Виктору Афанасьеву. Тот поинтересовался, нельзя ли ему поприсутствовать при появлении призрака Светланы.

В назначенный час, когда Виктор находился в квартире Алексея, раздался резкий звонок в дверь. На пороге стояла молодая красавица в сиреневом платье… Она недоуменно посмотрела на гостя… и на его глазах растаяла в воздухе. Призрак оказался вполне реальным!

Во всех трёх вышеприведённых случаях ключевым моментом является связь покойных с физической реальностью. В первом эпизоде умершая женщина пишет письма с того света. Причём она не признается, что уже мертва, хотя рассказывает о своём общении с мёртвыми… Во втором случае жена-покойница ведёт себя как-то очень буднично для гостьи с того света – готовит мужу ужин, вешает халат на спинку стула… В третьем – умершая не считает себя таковой, она верит, что жива.

Напрашивается сам собой вывод – никакой « » нет, те, кто уходит из этого мира, даже не осознают, что они умерли! Они продолжают вести себя так, будто живы. Притом живые в самом прямом смысле – физическом! Наверное, для них уход в «мир мертвых» выглядит как «переезд» в другое место. Притом место вполне материальное.

«Тонким миром» оно выглядит лишь для нас. Возможно, в этом и заключается теория перевоплощений: душа путешествует из одного материального мира в другой, иногда попадая повторно в то же измерение. Причём для обитателей каждого из миров жители другого измерения в силу определённых физических законов являются бесплотными фантомами!

Ловушки для приведений…

Сергеи Волков кандидат наук из Пензы создал научную лабораторию, которая занимается изучением тонкоматериальных аномалий (так исследователи называют призраков, домовых и прочих сущностей. Учёный заверяет, что при помощи специальной аппаратуры можно «вызвать» обитателей загробного измерения в наш мир. Для этого обычный телевизор настраивают на свободный от трансляций канал. Напротив ставят видеокамеру и два зеркала: одно -позади телевизора лицом к объективу, а второе – позади камеры. Получается замкнутая зеркальная «ловушка» для потусторонних вибраций. Это называется «методом резонансной петли».

Между телевизором и камерой кладут какой-либо предмет, принадлежащий покойнику, с которым хотят вступить в контакт. Вещь, несущая частицу энергетики покойного, является своеобразным катализатором процесса… Разумеется, не каждый «сеанс связи» оканчивается реальным контактом. Но исследователи уже получили первые записи изображений призраков. Правда, выглядят те довольно размытыми, но можно сразу определить, что перед вами человеческое лицо. Обычно умершие появляются на экране в расцвете сил, независимо от того, в каком возрасте и состоянии здоровья они находились перед смертью. Сергей Волков считает, что «тонкоматериальные сущности» всегда присутствуют рядом с нами, но увидеть их можно лишь при соответствующих условиях – например, после дождя или грозы, когда воздух сильно наэлектризован. Объекты тонкого мира, попавшие в диапазон видимости, нередко принимают за НЛО.

Вызывать духов возможно и искусственным путём, например, с помощью магических ритуалов. По мнению Волкова, речь здесь идёт также о работе с тонкоэнергетическими вибрациями. Недаром девушки гадают на суженого при помощи зеркал и свечей. Исследователи практически делают то же самое, только используют более совершенные приборы. Кроме того, у Сергея Николаевича имеется «волшебный жезл», изготовленный по технологии магов XVII века и представляющий собой палку из орехового дерева с наконечниками из специального материала и тонкой проволокой-серебрянкой» внутри. Но секрет пользования магическим жезлом учёный никому не открывает – более того, уверяет, что в руках неопытного человека это может обернуться серьёзной опасностью. Скорее всего, дело все в той же электропроводимости.

Возможно, существуют и «переходные» миры, в которые душа (сущность) человека попадает перед новым рождением. Находясь там, она может иногда поддерживать связь со своими близкими из предыдущего воплощения. Может быть, именно их мы и видим в нашем мире. По каким-то причинам умерший может довольно долго пребывать в переходном состоянии, и тогда говорят, что его душа «не находит себе покоя».

На эту тему существует множество хитроумных теорий, и, по-видимому, мистики Тибета трактуют вопрос о смерти глубже, чем большинство других буддистов.

Философское мировоззрение доступно только избранным. Эта истина не требует подтверждения. Что касается толпы, то, сколько бы ни повторяла она ортодоксальный символ веры: "Все соединения непостоянны, никакого "Я" не существует", она продолжает цепляться за более простое верование в неопределенную сущность, странствующую из мира в мир, перевоплощаясь в различные формы.

Но, тем не менее, ламаисты представляют себе условия этих странствий своеобразно, значительно расходясь во взглядах со своими единоверцами из южных стран: Цейлона, Бирмы и других. По их мнению, проходит более или менее длительный период времени между смертью и мгновением, когда умерший возрождается с того или другого из шести признаваемых ими видов живых существ. Эти шесть видов следующие: 1)боги; 2) существа небожественного происхождения, подобные титанам; 3) люди; 4) другие существа, добрые или злые - включая сюда гениев, духов, фей и пр.; 5) животные; 6) идаги - чудовища, вечно терзаемые голодом и жаждой, обитатели различных чистилищ, подвергаемые там жестоким мучениям.

Ни одно из указанных состояний не бывает вечным. Смерть настигает всех - как богов, так и стенающих в чистилище горемык, а за смертью следует возрождение, либо среди существ прежней категории, либо в новой среде. По народным верованиям, условия, в которых возрождается умерший, зависят от совершенных им жизни добрых или злых дел. Более просвещенные ламы учат: человек или какое-либо другое существо своими мыслями и действиями развивает в себе свойства, приводящие его естественным путем к возрождению в соответствующих этим свойствам условиях. Наконец,. по мнению другие лам, существо своими поступками, главным образом своей духовной деятельностью, изменяет природу составляющего его вещества, и, таким образом, само превращает себя в бога, в животное, в осужденного на мучения духа и т.д. До сих пор эти истины полностью совпадают с теориями, признаваемыми общей массой буддистов. Но в остальном ламаисты более оригинальны.

Прежде всего следует отметить, что ламаисты придают сметливости и изворотливости даже еще большее значение, чем некоторые секты махаянистов. "Сметливый человек проживет с комфортом даже в преисподей», - очень популярная поговорка в Тибете. Она лучше всяких объяснений выражает взгляды ламаистов на то, что именуется ими «тхабс» (способ действия). Итак, между тем, как большинство их единоверцев убеждены, что судьба умершего с математической точностью определяется его моральной сущностью, ламаисты полагают возможным для ловкого человека (того, "кто знает, как нужно за это взяться") изменить и улучшить свою судьбу после смерти, родиться по возможности в благоприятных условиях.

Я говорю "по возможности", так как, несмотря на все надежды на "ловкость рук", бремя совершенных поступков ("ниен лас"), по их верованиям, все же остается довлеющей силой, иногда настолько значительной, что все ухищрения покойного или даже старания принимающего участие в его судьбе чудотворца-святого, бессильны удержать дух от перевоплощения в бедственных условиях. Приведу пример такого бедственного перевоплощения немного дальше. Отталкиваясь от идеи, будто находчивость и изворотливость, во всяком случае, представляют основное значение» ламаисты рассудили, - к умению хорошо жить следует присовокупить умение хорошо умереть и успешно выходить из затруднительных положений и на том свете.

Как полагают, посвященные знают, что их ждет после смерти. Созерцатели уже при жизни видели и испытали сопровождающие смерть ощущения. Значит, они не будут удивлены и не испугаются, когда их личность распадется. Ее действительная сущность освободится от своей оболочки, сознательно вступит в потусторонний мир и уверенно пойдет вперед по уже знакомым дорогам и тропам, заранее зная, куда они ее приведут. Что же продолжает свой путь после того, как превратилось в труп? Это одно из различаемых ламаистами "сознаний": сознание своего "Я" или же, согласно другой терминологии, "жажда жизни".

Я позволила себе обозначать словом "дух" путника, за которым мы последуем в его странствиях в потустороннем мире. Хотя слово «дух» плохо выражает понятие, передаваемое учеными ламаистами словосочетанием «ййид ки рнампар шепса», оно все же имеет преимущество, так, как привычно для слуха европейцев. Кроме того, я просто вынуждена его употреблять за неимением более подходящего термина.

Итак, посвященные обладают способностью сохранять ясность сознания в период отделения духа от телесной оболочки и переходят из этого мира в мир иной вполне сознательно, понимая, что с ними происходит. Поэтому в свой смертный час они не нуждаются ни в чьей помощи, и отправление религиозных обрядов после их смерти совершенно бесполезно.

Но с простыми смертными дело обстоит иначе. Под npocтыми смертными здесь следует понимать всех монахов и мирян, не обладающих искусством умирать. Таких людей подавляющее большинство.

Первая забота ламы, дающего умирающему последнее напутствие - помешать ему уснуть, впасть в обморочное или коматозное состояние. Он обращает его внимание на последовательное исчезновения различных "сознаний", оживляющих его чувства: сознание глаза, сознание носа, языка, тела, уха, т.е. постепенную потерю зрения, обоняния, вкуса, осязания, слуха. В бесчувственном теперь теле мысль должна оставаться активной и внимательно наблюдать coвершающееся таинство. Теперь важно заставить дух покинуть свою оболочку через темя: если бы дух вышел каким-нибудь другим путем, будущее благополучие его сильно бы ухудшилось. Извлечение духа из тела производится ритуальными восклицаниями «хик» и «пхет». Прежде, чем произнести «пхет», лама должен глубоко сосредоточиться и отождествить себя с только что отошедшим покойником и сделать усилие, какое понадобилось бы сделать последнему, что бы заставить дух подняться к макушке головы с силой, достаточной, чтобы пробить для себя в темени выходную щель. Посвященные могут самостоятельно произнести освободительные «хик» и «пхет». Таким способом они могут даже совершить самоубийство, и, если верить молве, такие случаи действительно были.

Бесплотный дух пускается затем в удивительные странствия. Народное поверье превращает их в реальное путешествие по действительно существующим местам, населенным тоже вполне реальными существами. Однако образованные ламаисты считают эти скитания сменой ряда субъективных видений, простым сном, создаваемым самим духом под влиянием различных его склонностей и прежних поступков.

Некоторые утверждают, что непосредственно после освобождения от телесной оболочки дух получает мимолетное, как молния, провидение высшей действительности. Если он способен постигнуть откровение, он окончательно освобождается от «круга» перевоплощений и смертей. Он уже достиг состояния нирваны. Это бывает редко. Чаще всего, внезапный свет ослепляет дух. Он отстпает, влекомый ложными представлениями своей привязанностью к индивидуальному существованию, к своему «Я» и чувственным наслаждениям. Или же смысл видения ускользает от него совершенно - так от внимания человека, поглощенного повседневными заботами, часто ускользает все, что вокруг него происходит. Невежественный покойник, попавший в потусторонний мир во время обморочного состояния, придя в себя, не сразу осознает, что с ним произошло. Еще много дней он пытается разговаривать с людьми, обитающими в его прежнем жилище, и удивляется, почему ему никто не отвечает, и, по-видимому, даже не замечает его присутствия. По словам одного ламы из предместья в Литанге (Восточный Тибет), некоторые умершие рассказывали через посредство медиумов "паос", как они пытались пользоваться принадлежащими им при жизни вещами - взять плуг, чтобы пойти вспахать свое поле, снять одежду с гвоздя и прикрыть наготу. Их раздражала невозможность совершать привычные действия. В подобных случаях дух приходил в замешательство. Что с ним случилось? Он видит неподвижное тело, похожее на его собственное, окруженное ламами. Неужели он умер? Простаки считают, что бесплотному духу убедиться в своей смерти совсем не трудно. Для этого ему надо отправиться в песчаную местность и рассмотреть следы на песке. Если отпечатки ступней повернуты наоборот, то есть, пальцами назад, а пятками вперед, дух не должен больше сомневаться: он действительно умер. Но, скажете Вы, что это за дух с ногами? Дело в том, что ноги имеет не дух, а связанное с ним эфирное тело.

Точно так же, как и древние египтяне, тибетцы верят в "двойника". При жизни в нормальном состоянии этот двойник неразлучен с материальным телом. Тем не менее, при определенных условиях он может отделиться и тогда уже не ограничен местом пребывания своего материального двойника. Он может показываться в других местах и, невидимый, совершать разнообразные странствия.

У некоторых людей расставание двойника с телом происходит непроизвольно. Тибетцы уверяют, будто специальные упражнения могут вызывать его по желанию. Однако такое отделение двойника бывает неполным: остается соединяющая обе формы связующая нить.

Она сохраняется более или менее длительное время и после смерти. Разложение трупа обычно, но не обязательно, влечет за собой разрушение двойника. В некоторых случаях двойник переживает тело.

В деревне Тсаваронг я встретила женщину, пролежавшую несколько лет тому назад с бездыханным телом целую неделю. Она рассказывала, как приятно ее поразили легкость и ловкость ее новой оболочки, передвигавшейся с необыкновенной быстротой. Стоило только захотеть перенестись в какое-нибудь место, как она оказывалась там мгновенно. Она могла переходить реки - прямо по воде, проходить сквозь стены и т.д. Для нее было невозможным только одно: ей не удавалось разорвать почти неосязаемую материальную нить, соединяющую ее с прежним телом, распростертым на ложе. Она видела ее очень ясно. Нить эта могла вытягиваться до бесконечности, но мешала ей передвигаться. "Я в ней запутывалась, - говорила женщина. Мой приемный сын в юности видел о делога-мужчину, и он описывал пережитое им состояние точно также.

Поскольку делог умирает не по-настоящему, очевидно, ничто не доказывает, что ощущения, испытываемые им в летаргическом сне, подобны ощущениям настоящих мертвецов на том свете. Но тибетцев такие соображения, по-видимому, не смущают.

В Тибете с момента смерти до похорон проходит всегда много времени. Когда умирающий испустил дух, на него надевают его платье навыворот (перед сзади, спина спереди), затем усаживают и стягивают ноги бечевкой в позе Будды со скрещенными ногами или подтянутыми к груди коленями. В деревнях после этого труп обычно сажают в котел. Когда его оттуда извлекают, котел, загрязненный трупной жидкостью, слегка споласкивают и варят в нем суп или чай для угощения присутствующих на похоронах гостей.

В высокогорных центральных областях и северных провинциях на большой высоте над уровнем моря тело разлагается медленно. Но в жарких долинах с влажным климатом трупы, оставляемые в доме в течение восьми дней и даже дольше, распространяют невыносимое зловоние. Это обстоятельство нисколько не портит аппетит у «трапа», расточающих мертвецу советы, какие пути следует избрать и какие избегать на том свете. Они вкушают свою трапезу перед лицом покойника и вместе с ним, поскольку старший трапа недвусмысленно приглашает покойника разделить с ними угощение в следующих выражениях: "Такой-то, пусть дух твой незамедлительно явится сюда и насытится».

В лесистых местностях Тибета трупы сжигают. Жители обширных безлесных центральных и северных областей, которым служит топливом только навоз скота, оставляют своих покойников на терзание хищным зверям на специально отведенных для этой участках на окраине селений. Кочевники и жители некоторых районов уносят мертвецов куда-нибудь в горы. Что касается останков высшего духовенства, то их иногда высушивают двойной процедурой: засолкой и поджариванием в масле. Получаемая в результате такой обработки мумия именуется "мардонг". Мумии завертывают в одежды, золотят им лицо и заключают в мавзолеи из массивного серебра, украшенные драгоценными каменьями. В некоторых гробницах на уровне головы трупа помещают стекло, через которое виден золотой лик. Других великих лам просто пережигают в масле, а кости их хранят в богатых ковчегах. Под влиянием буддистского учения о святости добрых дел ламаисты видят в обряде погребения возможность раздачи посмертной милости. Умирающий выражает мнение - или, по крайней считается, что он его выражает, - чтобы тело его, в качестве последнего дара милосердия, послужило для насыщения голодных.

В сочинении «Путеводитель для душ умерших на том свете» о церемонии погребения говорится: «1. Труп переносят на вершину горы. Здесь хорошо отточенным ножом отсекают от него руки и ноги. Внутренности, сердце, легкие раскладывают на земле. Их пожирают птицы, лисицы и волки, 2. Тело сбрасывают в священную реку. Кровь и трупная жидкость растворяются в голубых волнах. Мышцы и жир идут в пищу рыбам и речным грызунам. 3. Труп сжигают. Мышцы, кожа и кости превращаются в груду пепла. "Тизасы" (полубоги, питающиеся запахами. Некоторые питаются ароматами, между тем как другие предпочитают зловоние) питаются смрадом от костра. 4. Труп зарывают в землю. Тело, кости, кожу сосут черви".

Зажиточные семьи после погребения заказывают ламе отправление заупокойных обрядов каждый день в течение почти 6 недель. После этого сооружают изображение покойника из деревянных палочек и навешивают на них принадлежавшее ему при жизни платье. Голову изображает лист бумаги. Иногда на нем рисуют портрет умершего, но чаще такие листы покупают в монастырях, где размножаются типографским способом. Существует два образца листов: на одном изображен мужчина, на другом - женщина. Под изображением оставлено место, куда вписывают от руки покойника или покойницы. Снова совершают религиозный o6pяд. В конце церемонии лама сжигает лист с изображением умершего. Одежды, надетые на чучело, переходят в его собственность, как часть гонорара. После этого символического сожжения узы, еще привязывавшие мертвого к живым, окончательно обрываются. Тибетцы всеми силами стараются избежать всяких сношений с усопшими. Особенно ясно выражают крестьяне в прощальных речах, обращенных к мертвецу. Непосредственно перед выносом тела из дома, когда покойнику подают последнюю его трапезу, один из старейших членов семьи говорит ему:

Слушай, - говорит он, - ты умер. Пойми это как следует. Тебе здесь нечего больше делать. Поешь посытнее в последний раз, тебе предстоит долгий путь через ущелья и перевалы. Наберись сил и больше назад не возвращайся.

Пагдзин, знай, в твоем доме был пожар. Все твое имущество сгорело дотла. Ты забыл уплатить долг и твой кредитор увел твоих двух сыновей в рабство. Жена твоя ушла к другому мужу. Тебе будет очень горько видеть все эти несчастья. Поэтому, смотри, не вздумай возвращаться.

Меня поразило нагромождение таких необычных злоключений.

Как все это случилось? - спросила я у одного из присутствующих.

Ничего и не случилось, - ответил он, лукаво улыбаясь. Дом скот в полной сохранности. Жена и сыновья спокойно сидят дома и никуда не собираются уходить. Все это говорится, чтобы отбить у покойника всякую охоту вернуться домой. Подобные хитрости кажутся довольно наивные для людей, верящих в способность двойника видеть и слышать все, что происходит в мире живых.

Ламы убеждают умершего на языке священных обрядов, гораздо более изысканном, чем выражения селян. Кроме того, совет дается ему на благо, между тем, как простолюдин помышляет только, как бы избегнуть оккультного присутствия привидений, которых крестьяне боятся.

Тем временем, пока совершаются заупокойные обряды, дух умершего бредет по Бардо. Одно за другим возникает перед его взором то сияющие существа совершенной красоты, то омерзительные чудовища. В разных направлениях расходятся дороги всех цветов радуги. Его осаждают странные видения. Растерзанный, обезумевший дух блуждает среди сонмов одинаково страшных для него призраков. Если до его слуха доносятся благие напутствия, расточаемые ламой над его мертвым телом и ему удается ими воспользоваться, он может, подобно провидцам - посвященным сознательно вступить в потусторонний мир и выбранная им стезя приведет его к возрождению среди богов. Но для тех, кто при жизни не имел понятия о Бардо, кто попадает туда преисполненный сожаления об утраченной жизни, наставления ламы совершенно бесполезны. Вероятно, они их даже не слышат. В смятении дух упускает подобный случай проявить в загробном мире находчивость и уклониться от математически справедливого возмездия за прошлые свои поступки. Он не видит путей, ведущих к спасению. Его обступают, предлагая себя, зачаточные органы людей и животных, и, обманутый ложными видениями, принимая их за гроты и дворцы, дух устремляется под манящие прохладой и покоем своды. Таким образом, он сам предопределяет для себя характер нового воплощения. Один вoзвpaтится в оболочке пса, другой будет сыном почтенных родителей. прошлую их жизнь в зеркале, хранящим отражение всех деян» же взвешивает их поступки в виде белых и черных кам.

Перед лицом беспристрастного и неумолимого судьи не может быть и речи, чтобы спастись хитростью. Помимо этого, изворотливость имеет успех только в пределах, допускаемых характером совершенных при жизни дел. Я уже упоминала об этом, в качестве примера привожу здесь очень типичную тибетскую притчу, не лишенную юмора.

Один великий лама-тюльку провел всю свою жизнь в праздности. Хотя в юности у него были прекрасные учителя и большая, yнаследованная от предшественников библиотека, и его всегда окружали выдающиеся ученые, тюльку еле-еле научился читать. И вот этому ламе пришла пора умирать. В те времена жил один чудак-философ и волшебник очень крутого нрава. Его эксцентричные, а иногда и непристойные выходки, сильно преувеличенные биографией, породили много рассказов в духе Рабле - жанра, пользующегося в Тибете большой популярностью.

Однажды Дугпа Кунлегс - так его звали - брел куда-то и на берегу ручья увидел пришедшую по воду девушку. Не говоря ни слов, вдруг накинулся на нее с намерением изнасиловать. Но девушка оказалась не слабого десятка, а Кунлегс был уже стар. Она защищалась очень энергично. Наконец, ей удалось одолеть его, и она вихрем домчалась в селение, рассказать о своем приключении маме. Старушка была поражена. Местные жители придерживались строгих правил. Никого из них нельзя было заподозрить. Бездельник, должно быть, из чужих краев. Она попросила точно описать наружность негодяя. Пока дочь сообщала интересующие мать подробности, та размышляла. Она вспомнила, что во время одного паломничества встретила "дубтоба" - (мудрец и маг) Дугпа Гунлегс. Описание полностью совпадало со всеми приметами этого непостижимого чудаковатого святого. Сомнений быть не могло: Дугпа Кунлегс покушался на невинность ее дочери. Крестьянка рассуждала: правила поведения, обязательные для обыкновенных людей, непригодны для магов, обладающих сверхъестественными знаниями. Дубтоб не обязан соблюдать ни нравственные, ни какие-либо другие законы, его действия диктуются высшими соображениями, недоступными понимания простых смертных.

Дочь моя, - сказала она наконец, - этот человек - великий Дугпа Кунлегс. Все, что бы он ни сделал - во благо. Вернись к нему, пади к ногам и сделай все, что бы он ни потребовал. Девушка вернулась к ручью. Дубтоб сидел на камне, погруженный в размышления. Она упала ему в ноги и попросила простить ее, т.к. она сопротивлялась, не зная, кто он. Теперь она готова сделать все, что он пожелает. Святой пожал плечами.

Дитя мое, - сказал он, - женщина не возбуждает во мне ни малейшего желания. Дело вот в чем: великий лама из соседнего монастыря прожил недостойную жизнь и умер в невежестве. Он пренебрег всеми возможностями получить образование. Я видел его блуждающий дух, увлекаемый к несчастному возрождению. Я из милосердия решился предоставить ему для воплощения человеческое тело. Но тяжесть его злых дел перевесила - ты убежала. Пока ты была в селении, осел и ослица на лугу совокупились. Великий лама скоро возродится в теле осленка.

Большинство покойников уступают настойчивым просьбам родственников во время похорон и никогда ничем не напоминают о себе живым. Последние делают из этого вывод: судьба умершего на том свете окончательно решена и, по всей вероятности, вполне удовлетворительна. Однако некоторые мертвецы оказываются менее деликатными. Они часто являются во сне своим близким или друзьям. В их прежних жилищах происходят странные явления. Тибетцы считают тогда, что умерший страдает и просит помощи. В таких случаях нужно попросить совета у лам-провидцев. Они определяют, какие нужно совершить обряды, сколько раздать милостыни, какие священные книги следует читать для облегчения участи усопшего. Очень многие тибетцы, преимущественно в пограничных областях в подобных обстоятельствах прибегают к помощи своей древней религии.

Спиритические сеансы в Тибете совсем не похожи на ceaнсы в европейских странах. Не требуется ни темноты, ни тишины. И сеансы проводят на открытом воздухе. Медиум не спит и не сидит в неподвижной позе. Наоборот, он беспутствует как одержимый. Аккомпанируя себе на маленьком барабане и позванивая ручным колокольчиком, медиум начинает тянуть священные напевы, в время исполняя нечто вроде танцевальных па - сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Вскоре им овладевает судорожная дрожь: в него входит какое-то существо из иного мира - божество, гений, демон или дух умершего. Тут медиум впадает в иступление. и прерывающимся голосом выпевает обращение невидимого существа к присутствующим. Разобрать отрывистые выкрики пао очень трудно. И, так как чрезвычайно важно знать, кто говорит голосом медиума и понять, чего он хочет, обязанность внимать ему доверяют самым мудрым людям селения.

По дороге, - заявил дух на одном из сеансов (я на этом сеансе присутствовала), - я встретил демона. Демон затащил меня в свое жилище и превратил в раба. Он меня тиранит и заставляет работать без передышки. Сжальтесь надо мной! Освободите меня, чтобы я мог стремиться к "Обители Великого Блаженства". Мать страдальца.его жена и дети заливались горькими слезами. Родственники, услышав посмертные мольбы злополучного покойника, только и думают, как бы облегчить его мучения.

Это сложно. Прежде всего, нужно войти в сношение с демоном и договориться с выкупе раба. Обычно избирают посредником кудесника-бона. Последний ставит в известность близких незадачливого духа, что демон требует в качестве выкупа принесение в жертву свиньи или коровы. После жертвоприношения бон впадает в транс. Теперъ его дух или двойник отправился в логово демона.

Вот бон в пути. Путь долгий, тягостный, усеянный препятствиямию Это можно заключить, наблюдая как колдун корчится. Но, в отличие от пао, бон ограничивается движениями головы и туловища. Стремительный поток прерывистой речи слетает с его уст, повествуя об удивительных похождениях. Он говорит еще невнятнее, чем пао, и даже самым сметливым слушателям стоит больших усилий следить за смыслом его рассказа. Наконец, колдун доходит до цели с путешествия и хватает злополучного духа, чтобы его увести: демон получил условленный выкуп. Однако он часто проявляет вероломство и не желает расставаться со своей жертвой. Бон вступает с демоном в единоборство - он извивается, тяжело вскрикивает. Семья и друзья умершего с замиранием сердца следят за перипетиями разыгрывающейся драмы и бывают вне себя от радости, когда изнемогающий колдун заявляет, что одержал верх и отвел духа в безопасное и приятное место.

Далеко не всегда первая попытка бывает удачной. На многих сеансах спасения духов, на которых мне удалось присутствовать, колдун после инсценировки неслыханных усилий и отчаянной борьбы в конце концов оказывался побежденным: демон снова завладевал духом. В таких случаях приходится все начинать сначала. Когда спасение духа от рабства доверяется ламе, никакого жертвоприношения для выкупа не требуется: ученый лама, знающий ритуальную магию, считает себя достаточно могущественным, чтобы заставить демона подчиниться своей воле.

Под влиянием буддизма обитатели подлинного Тибета отказались от принесения в жертву животных. Среди тибетцев в Гималаях дело обстоит иначе. Влияние на них ламаизма очень незначительно - в действительности, они настоящие шаманисты.

Верования ученых лам и еще в большей степени ламаистов-созерцателей, относящиеся к судьбе духа на том свете, очень отличаются от верований масс. Прежде всего, они считают многочисленные дорожные приключения духа в Бардо явлениями субъективного порядка. По их мнению, характер наших загробных видений определяется нашими взглядами и представлениями. Райские обители. Преисподня, суд над мертвыми и прочее являются после смерти только тем, кто верил в это при жизни.

Однажды я спросила ламу из Энше, какие видения после смерти могут быть у материалистов, считающих смерть абсолютным унижением всего.

Возможно, посмертные видения такого человека - ответил лама - соответствуют религиозным верованиям его детства или окружающей его среды. В той степени, в какой позволяет ему его умственное развитие и ясность мышления после смерти, он наблюдает и анализирует все, что видит. Перед ним возникают факты и собственные его рассуждения, на основе которых при жизни он отрицал реальность этих фактов. Таким образом, он мог бы прийти к выводу, что видит мираж. У человека с менее развитым умом вера в полное уничтожение после смерти, скорее результат полного безразличия, умственной лени, чем убеждения. И он может и совсем ничего не увидеть. Но это нисколько не помешает энергии, порожденной его прежними поступками, следовать своим путем и проявиться в новых формах. Выражаясь простым языком, все это не помешает но воплощению материалиста.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия