27.09.2020

Что происходило в страстную пятницу по часам. Страстная пятница, великая пятница, воспоминание страстей господних - святые - история - каталог статей - любовь безусловная. Проникнуться атмосферой святых дней


8 775

Великую пятницу на Страстной неделе еще называют Страстной пятницей или говорят: «Великий Пяток».

Церковь в этот день вспоминает страдания и Крестную смерть Иисуса Христа, Спасительные Страсти Христовы, а также сам день, когда Господь принес Себя в жертву за грехи мира.

Страстная пятница: почему так называется

Страстная пятница называется так потому, что в этот день, согласно Библии, происходили Страсти Христовы - распяли Христа на Голгофе. При этом Его гибели предшествовали страшные мучения. Все события, доставившие Спасителю страдания в последние дни и часы его земной жизни (не только физические, но и духовные – такие как предательство его ученика Иуды) и называются в Евангелиях Страстями Христовыми.

В церкви в Великую пятницу вспоминают эти события. Поэтому в этот день во время богослужения выносят Плащаницу - плат с изображением Иисуса, лежащего во гробе.

Накануне в четверг вечером совершается утренняя Великой Пятницы, когда читают 12 Страстных Евангелий, посвященных Страданиям Христовым. Это Его молитва до кровавого пота в Гефсиманском саду, время взятия под стражу, ведения на суд к Пилату, осуждение на суде и до распятия на Кресте на Голгофе.

А между Евангелиями вспоминается предание Иуды, беззаконие иудеев, величие Страстей.

После каждого чтения Евангелия ударяют в колокол. В храме все стоят с зажженными свечами. И есть обычай не гасить эту свечу, а принести горящей домой и сделать маленькие крестики на входе вверху каждой двери – чтоб охранить дом от зла.

Страстная пятница: что можно кушать

Великая Пятница – день особый. Существует традиция не вкушать никакой пищи до выноса Плащаницы (приблизительно три часа дня), многие даже не пьют воду до этого момента, а затем принимают лишь воду и хлеб.

Страстная пятница: что нельзя делать

смеяться и веселиться: наши предки верили, что тот, кто слишком радовался в этот день, весь следующий год проплачет;

есть до выноса Плащаницы (около 3 часов дня пополудни). При этом есть поверье, что если человек сможет вытерпеть жажду на протяжении всей Страстной пятницы, то потом весь год никакое питье не сможет причинить ему вреда;

резать хлеб – лишь ломать;

стирать, шить или резать: в Страстную пятницу запрещена любая работа по дому, поэтому так важно закончить уборку и стирку в Чистый четверг;

в старину верили, что нельзя в этот день протыкать землю железными предметами (аналогия с распятием Христа), то есть сезонные работы в поле и на огороде – это к горю и несчастью.

Также лучше воздержаться от пересадки комнатных растений или рассады в этот день. Единственное исключение – петрушка: считается, что посаженная в Страстную пятницу петрушка даст двойной урожай. Но сеять надо, не прикасаясь к земле острыми и металлическими предметами.

Страстная пятница: что можно делать

А теперь о том, что разрешено. Считается, что в этот день нужно:

с церковной службы принести домой 12 горящих свечей и дать им полностью догореть – это приносит материальное благополучие, удачу и радость;

освятить в церкви кольцо (любое, то есть необязательно свадебное или драгоценное) – оно будет защищать человека от всех болезней.

Страстная пятница: приметы и суеверия

Считается, что испеченная в этот день буханка хлеба исцеляет от всех болезней и никогда не заплесневеет. А пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной пятницы до следующей, предупреждает коклюш, говорили люди.

Многие мамочки верят, что для того, чтобы ребенок рос крепким и счастливым, отлучать его от груди нужно именно в Страстную пятницу.

Также наши предки верили, что именно в Страстную пятницу можно выяснить, есть ли в доме «наговоренная» вещь (то есть та, на которую злой человек навел порчу). Для этого приносили недогоревшую свечу из церкви, зажигали в доме и обходили с нею все комнаты, поднося к разным углам: где пламя свечи начнет трещать, там заговоренный предмет и находится.

Также в этот день традиционно гадали на урожай. Делали это по погоде:

если небо звездное - ждали хорошего урожая зерновых;

если пасмурно, то «хлеб будет с бурьяном», то есть будет неурожай.

Кто-то верит, что если перевозить пчел в любой другой день, кроме Страстной пятницы, – то они непременно умрут.

Есть суеверие, что если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную пятницу, на нем появятся пятна крови.

Традиции и обычаи на Страстную пятницу

Ни в коем случае в этот день не стирают. В этот день только очищение свечами, чтение любимых молитв, покаяние и информационный пост. Следует помнить, что главное в пост - не удержание от пищи и сладостей, а покаяние, молитвы и осознание своей греховность

В этот день нельзя заниматься домашними делами - убираться, стирать, шить и пр.

Нельзя веселиться, танцевать, петь и гулять в Страстную неделю. Считается, если человек в этот день веселиться, то весь год будет плакать и страдать.

Нельзя ссориться и ругаться.

После церковной пятничной службы из церкви принято приносить в дом двенадцать обоженных свечей. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Это принесет счастье и благополучие в дом на следующие двенадцать месяцев.

Страстная пятница - строгий день Великого поста. Все постящиеся воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащеницы. Но даже после этого разрешены только хлеб и вода.

Приметы на Страстную пятницу

Этот день считается особым - можно избавиться от порчи, сглаза и болезней.

Освященные в Страстную пятницу кольца станут сильным оберегом от всех болезней.

Петрушка, посеянная в этот день, дает двойной урожай. Остальные растения сажать запрещается.

Если в Страстную пятницу отлучить младенца от груди, то, согласно примете, он вырастит сильным, здоровым и счастливым

Если на Страстную пятницу звездное небо, то это сулит богатый урожай.

В этот день можно определить, нет ли в доме заговоренных вещей, так называемых «подкладов». Для этого нужно принести с церковной службы свечку и пройтись с ней по всему дому. Там, где свеча будет потрескивать, и есть нехорошее место, полное негатива.

В Страстную пятницу отчитывают людей, страдающих депрессией .

Для этого три освященных крашеных яйца опускают в воду, которой потом должен умыться больной.

«Укрепи мои верные слова, Господь,

Укрепи, Христос, рабу Божью (имя).

Как люди радуются светлой Пасхе,

Так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Последнее обновление 28.02.2015

Очень трудно говорить что-то о днях перед Пасхой Христовой и воскресением Иисуса . Эти дни настолько емко вместили в себя весь смысл пришествия Христова, Его учения, Его благой вести (а именно так переводится слово «евангелие»), что порой кажется, что не имеет смысла дополнять и разъяснять сказанное учениками, друзьями Иисуса - теми, кто все это видел и пережил.

Может быть, именно поэтому накануне Великой пятницы - дня, когда Иисус Христос был распят и умер, - в храмах очень много звучит Евангелие.

Не комментарии, не нравоучения, а те самые слова, что оставили нам очевидцы, те слова, которые нашли апостолы, чтобы каждый мог максимально близко подойти к тайне распятия и воскресения Христа.

Я знаю, что подавляющее большинство наших сограждан не читало Евангелие. Те же, кто читали, не всегда имеют возможность, а может быть, и желание накануне Пасхи напомнить себе о событиях тех дней. Пасха стала слишком уж обычной для нас. Из года в год весть о воскресении Христа воспринимается как обыденность, и за скобками остаются трагические и очень важные для христиан события. Быть может несколько самонадеянно, но я бы хотел предложить читателям краткое повествование, составленное словами очень близкими к словам евангелистов, во многом даже цитатами, но в то же время с некоторыми пояснениями. Пусть каждый желающий прочтет это и сам для себя решит, что же для него значат распятие и смерть Иисуса Христа.

К моменту описываемых ниже событий Иисус уже около трех с половиной лет проповедовал израильскому народу. За неделю до смерти Христос пришел в Иерусалим и был встречен толпами людей, уверенных в том, что он пророк, Божий посланник, Царь Иудейский, призванный облегчить тяжелую участь порабощенного Римом израильского народа. Арест, суд, распятие и смерть Иисуса происходили накануне и в самый день великого иудейского праздника - Пасхи, праздника в память о спасении израильского народа из Египетского плена. С древних времен и само спасение израильтян и праздник считались пророческими, предвозвещающими спасение людей Богом через Божьего посланника - Мессию.

Вход Господень в Иерусалим. Джотто. Капелла Скровеньи, фреска. Фото: Commons.wikimedia.org

Арест Иисуса

Зная о всем, что должно произойти, поздно вечером накануне пятницы приходит Господь Иисус с учениками своими в сад небольшого селения именуемого Гефсимания. Это место знал и Иуда , предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками своими. Господь сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь, молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение». Но по возвращении Он видит учеников спящими: «Вы спите и почиваете? Вот, пришел час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня».

Иуда же, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит в сад с фонарями и светильниками и оружием. Он дал пришедшим с ним знак - кого поцелует, тот и есть. Подошедши к Иисусу и сказав: «Радуйся, Учитель!», - Иуда поцеловал Его. Иисус сказал пришедшим: «Кого ищете?» Ему ответили: «Иисуса Назорея». Он говорит: «Это я, как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Всякий день бывал я с вами в храме, уча открыто, и вы не поднимали на Меня рук и не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы». Все это было, да сбудутся Писания пророков.

Бывшие с Господом, видя, к чему идет дело, сказали Ему: «Господи! не ударить ли нам мечом?» И вот Петр , имевший меч, ударил им раба первосвященника и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх . Тогда Иисус сказал: «Оставьте, довольно!» И, прикоснувшись к уху раба, исцелил его. Петру же повелел: «Вложи меч твой в ножны; ибо все, взявшиеся за меч, мечом погибнут. Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь же умолить Отца Моего, - и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (около 60-ти тысяч - здесь и далее прим. Ю.Б.)? Как же сбудутся пророчества в Писании, что так должно быть?». Тогда воины и служители Иудейские взяли Господа Иисуса и связали Его. Ученики же убежали.

Суд у первосвященника

Ведшие Господа отвели Его сперва к Анне , ибо он был тесть главного на тот год первосвященника Каиафы . Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Господь отвечал ему: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им, они знают, что Я говорил». Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так-то отвечаешь Ты первосвященнику?» Господь отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»

После этого Анна послал связанного Господа к первосвященнику Каиафе, где другие первосвященники и старейшины и весь синедрион (суд) искали лжесвидетельства, чтобы предать Иисуса смерти, и не находили.

Тогда Каиафа обратился к Нему с такою речью: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Мессия, Сын Бога Благословенного?». Иисус говорит ему: «Ты сказал - Я, и даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (одно из имен Бога) и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: «Он богохульствует, теперь вы слышали богохульство Его! На что еще нам свидетелей?». Они же признали Его повинным смерти (по закону за богохульство полагалась смерть). Тогда некоторые начали плевать в лицо Ему и заушать Его, другие же били по щекам, а иные, закрывая Ему лицо, ударяли и говорили: «Прореки нам, Мессия, кто ударил Тебя?».

Между тем рабы и служители во дворе развели огонь, потому что было холодно. К ним подошел Петр. Его спросили: «Ты не из учеников ли Его?» Он отрекся. Один из рабов, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?». Петр опять отрекся. Туда же подошла одна из служанок и, увидев Петра и всмотревшись в него, сказала: «И ты был с Иисусом Галилеянином - Назарянином». Но он отрекся пред всеми, сказав: «Не знаю и не понимаю, что ты говоришь». И запел петух. Немного спустя стоявшие там опять стали говорить Петру: «Точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя». Он же начал клясться и божиться, что не знает сего человека. Когда еще говорил он, запел петух во второй раз. Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух дважды, отречешься от Меня». И, вышедши вон, начал горько плакать.

Суд у Пилата

Поскольку Иудея в те годы была захвачена Римом и ею правил прокуратор (префект) Понтий Пилат , а именно в его власти было вынесение смертных приговоров, то именно к нему и отправили Иисуса рано утром в пятницу.

Пилат спросил тех, кто привел к Нему Иисуса: «В чем обвиняете вы этого человека?». Ему ответили: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». Пилат сказал: «Возьмите Его и по закону вашему судите». Иудеи возразили: «Нам не позволено предавать смерти никого. Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Мессией Царем», - так обвинители старались подвести обвинение под римские законы, где преступления против Кесаря карались смертью.

Пилат призвал Иисуса и спросил: «Ты Царь Иудейский? Твой народ и первосвященники предали Тебя Мне. Что Ты сделал?». Иисус отвечал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои боролись бы за Меня, чтобы Я не был предан; но Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты - Царь?». Отвечая ему, Иисус сказал: «Ты правду говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает голоса Моего».

Пилат скептически заметив, «что есть истина?», вышел к первосвященникам и народу и сказал: «Вы привели Его ко мне, как развращающего народ. И вот, я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Итак, наказав Его, отпущу». А ради праздника Пасхи (в память о спасении израильского народа из египетского плена) и нужно было отпустить одного узника, о котором просил народ. Пилат хотел обратить это в пользу Невинного, ибо знал, что первосвященники предали Иисуса из зависти. Но весь собравшийся народ закричал: «Нет, отпусти не Его, но Варавву ». Варавва же был разбойник и убийца. Пилат снова спросил их, кого из двух хотят отпустить - Варавву или Иисуса, называемого Мессией? Они опять закричали: «Варавву».

Пилат спросил: «Что же мне сделать с Иисусом? Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нахожу в Нем, наказав Его, отпущу». Они все закричали: «Да будет распят! Распни Его! Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; нет у нас царя, кроме кесаря; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». И превозмог крик народа и первосвященников. Видя, что ничто не помогает, но волнение увеличивается, он взял воды и, умыв руки пред народом, сказал: «Неповинен я в крови Праведника Сего; смотрите сами». Весь народ, отвечая ему, сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда наконец Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву и предал Иисуса на распятие.

Распятие

Воины Пилата, взяв Иисуса, отвели во двор и собрали весь полк. Раздев Его, они надели на Него багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили Ему на голову. Дали Ему в правую руку трость, и, становясь пред Ним на колени, кланялись Ему, насмехаясь: «Радуйся, Царь Иудейский!». После чего били Его по щекам, и плевали на Него, и, взявши трость, били по голове. Закончив издевательства, одели Иисуса в собственные одежды и повели за город на распятие. Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

Когда пришли на так называемое Лобное место (по-еврейски Голгофа), дали Ему пить кислое вино со смирною (это был горький напиток притупляющий чувства, чтобы хоть отчасти уменьшить ужасные мучения на кресте). Но Иисус его не принял. После этого Господа распяли. Был третий час от восхода солнца.

С Иисусом распяли и двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону. И сбылось слово Писания, сказанное пророком Исаией: «И к злодеям причтен». И была над Ним надпись, которую приказал сделать Пилат: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины, распявшие Господа, взяли одежды Его и кинули жребий о них, кому что взять. Да сбудется сказанное в Писании в псалме Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Пред крестом стоял народ и смотрел. Проходившие злословили Его, качая головами своими: «Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди со креста». Насмехались и первосвященники и старейшины и фарисеи: «Других спасал, а Себя не может спасти! Пусть спасет Себя Самого, если Он Мессия, избранник Божий». Видя все это и слыша, Господь Иисус сказал: «Отче! прости им; ибо они не знают, что делают».

При Кресте стояли Матерь Иисуса и сестра Матери Его, Мария Клеопова , и Мария Магдалина .

Один из разбойников, распятых с Господом, поносил Его и злословил, говоря: «Спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь ты со Мною в раю».

Василий Голынский. Распятие Иисуса Христа. Работа не позднее 1904 года.

Великая пятница – самый скорбный день Страстной недели и всего года для православных

В Великую или Страстную пятницу был распят Иисус Христос, который для искупления людских грехов принял мученическую смерть на Кресте.

Пост Страстной пятницы - самый строгий день Великого поста, согласно церковным канонам православные в это время полностью воздерживаются от пищи.

Церковные службы
Службы Великой или Страстной пятницы полностью посвящены воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя – Его распятии на Голгофе, мученической смерти, снятию с Креста и погребению. Во всех четырех Евангелиях эти события подробно описаны.

В Великую или Страстную пятницу совершаются три основные службы: Утреня, Царские Часы и Великая Вечерня с малым повечерием.

На утрени – эта служба проходит в Великий четверг вечером, посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелий, которые повествуют о страданиях Спасителя, начиная с Его последней беседы с учениками на Тайной Вечери и кончая Его погребением в саду Иосифа Аримафейского и приставлением к Его гробу воинской стражи.

Верующие стоят с зажженными свечами, во время чтения Евангелия, этим показывая с одной стороны то, что величие и слава не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.

Литургии в Великую пятницу не бывает, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, за исключением тех лет, когда Страстная пятница совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы, которую православные празднуют 7 апреля. В Великую пятницу совершаются Царские Часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня – в это время считается, что свершилась крестная смерть Иисуса. Во время службы поют особый канон о распятии Господа и выносят Плащаницу - плат, на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Обычно во время службы на Плащаницу кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу. Плащаницу украшают цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями тело погребенного Иисуса.
Перед Плащаницей во время службы положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой пятницы и Великой субботы начинаются и завершаются перед Плащаницей, а не в алтаре.

Находится Плащаница в центре храма в течение неполных трех дней, символизируя трехдневное нахождение в гробнице Иисуса Христа. Ее вносят обратно в алтарь за несколько минут до пасхального крестного хода.

В Кафедральном соборе Светицховели во Мцхета (древнейшая столица Грузии), где хранится величайшая реликвия, Плащаница Иисуса Христа, проводят особый ритуал, ставя крест перед алтарем.

Страстная пятница - для всех верующих время скорби и поминовения, когда все земное и бренное теряют свой смысл. Вместе с тем, оно пронизано насквозь предстоящим чудом Воскрешения.

Великая пятница - что можно и нельзя
Пост в Страстную пятницу очень строгий - верующие воздерживаются от принятия пищи до выноса Плащаницы, примерно до 15 часов дня. По истечении этого времени можно есть лишь хлеб и пить воду, а некоторые и вовсе голодают в этот день.

Верующие помимо соблюдения строгого поста, должны максимально отстраниться от мирских забот, так как в этот день работать нельзя. Великая пятница во многих странах объявлена официально выходным, в том числе и в Грузии.

В Страстную пятницу нельзя прясть, шить, пилить или рубить, или что-то резать. Сельскохозяйственные работы выполнять в этот день также запрещаются, ни в коем случае вбивать железные предметы в землю нельзя –по аналогии с прибиванием к кресту гвоздями.

Посему, в Чистый четверг нужно переделать все дела, а в Великую пятницу пойти в церковь на службу и молиться. Прихожане, после службы могут с собой унесите двенадцать свечей, с которыми стояли в храме. Затем эти свечи зажечь в доме, пока сами не догорят, стараясь охватить все уголки. Это в доме очистит атмосферу и привлечет блага.

В Страстную пятницу ничто не должно отвлекать от молитвы и духовного самосовершенствования, поэтому в этот день отказываются от стрижки, окраски волос и вообще любых косметических процедур, и даже не умываются.

Празднование дня рождения или юбилея, если он выпадает на Великую пятницу, нужно перенесите, потому что веселиться и гулять запрещено в день вселенской скорби. В старину говорили, что тот, кто будет смеяться в Страстную пятницу, тот проплачет весь год.

Яйца, по древней традиции красили в один из дней Страстной седмицы - последней недели Великого поста.
Этим ритуалом рекомендовано заниматься в Великий четверг, когда дома проводится генеральная уборка и другие мероприятия по подготовке к Светлому Воскресению Христову.

Но в некоторых странах, в том числе и в Грузии по традиции люди красят яйца, которые символизирует кровь, пролитую Спасителем, в Страстную пятницу до захода солнца.

Приметы, обычаи и традиции
Воздержаться в Великую пятницу необходимо от употребления алкоголя, так как люди, которые напиваются в это время рискуют стать алкоголиками.

В день страданий и смерти Иисуса Христа следует воздержаться и от плотских утех - дети, зачатые в Страстную пятницу, рождаются или больными, или становятся в будущем жестокими преступниками.

Нельзя плевать в Великую пятницу на землю - народные приметы гласят, что тот, кто плюнет на землю - от того на весь год отвернутся все Святые.

Определить, есть ли на вашем доме порча, можно в Великую пятницу - для этого нужно, с остатком зажженной свечи, с которой вы отстояли службу, обойти всю квартиру или дом комнату за комнатой. Свеча сильно затрещит возле "порченной" вещи и начнет чадить черным дымом.

По народным приметам, урожая не будет, если посеять пшеницу или посадить что-либо другое в Страстную пятницу.

В Великую пятницу также нельзя стирать – согласно поверью, если постирать белье и вывесить его сушиться, то на нем появятся следы крови.

Говорят, что человек, который полностью воздержится от еды и воды весь этот день, будет знать время своей смерти за три дня.

В старину люди по Страстной пятнице определяли какой год ожидается - для этого утром проснувшись первым делом, ни с кем не разговаривая, нужно было выглянуть в окно. Если увидели первой птицу, для девушки это к новому знакомству, а для парня - к добрым вестям.

Увидеть с утра первой собаку предвещало грусть и печаль, кошку – к достатку и богатой жизни, молодого парня или мужчину - весь год будете здоровым, а молодую девушку - к благополучию.

Увидеть с утра старика, инвалида или больного человека, к сожалению, предвещало болезнь или крупную потерю, а целую семью - жить со всеми родными в мире и согласии.

Магию Великой пятницы знахари использовали для многих целей - лечили болезни, ставили обереги, заговаривали от болезней. Например, в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски помогает печная зола, взятая в Страстную пятницу.

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказание исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.

После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража.

Бичевание, Джотто

В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории - издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы - это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.

Страстная Пятница - день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10 :45)». Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53 :5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата - это связано с нашими грехами.

При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров - свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира - от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями. Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор - выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, - потому что Его дар - дар свободы - реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей - как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…

И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф 18 :11). Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих, - совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления. Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть. Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.

Распятие Христово, Джотто

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Анна Ахматова

В оформлении использованы фрагменты фресок Джотто, до 1305 года. Фотографии фресок Russian Look.

Последнюю пятницу Великого поста в христианстве принято называть Страстной. Это последняя пятница перед Светлым Воскресением Христовым. Пасха 2019 года выпала на 28 апреля. Соответственно Страстная пятница отмечается 26 апреля.

Страстная пятница в Евангелии

В Евангелие говориться о том, что именно в пятницу, после того, как Христа предал Иуда, Христос предстал перед судом. Исполнить судейский долг выпало прокуратору Иудеи Понтию Пилату.

Христа обвинили в организации бунта и подстрекательстве. Хотя прокуратор был не согласен с решением обречь пророка на смерть, он все же это сделал.

Христа вместе с тремя преступниками Дисмасом, Гестасом и Вараввой засудили к смерти на кресте. Также в Библии говорится о том, что в честь предстоящего иудейского праздника Песах одного из осужденных предстояло помиловать. Пилат вынужден был поддаться давлению общества и не смог освободить Христа, отпустив Варавву.

Страсти Христовы в Страстную пятницу (фото: gorod.lv)

Из-за страстей Христовых, которые пророк пережил в ту пятницу, и пошло название Страстная пятница.

Стоить отметить, что часть пути крест для Христа нес некий Симон Киринеянин. В Евангелии от Матфея говориться: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32);

Христос воскрес на третий день после распятия. В этот день христиане и празднуют Пасху.

Что можно и что нельзя делать в Страстную пятницу

Последняя пятница Великого поста – это фактически его кульминация. Все действия в этот день должны быть направлены на духовное усовершенствование, покаяние и нужды души.

Негативно в православье относятся ко всем проявлениям шумного веселья, празднований, пиршеств. Следовательно, в Страстную пятницу лучше воздержаться от плотских утех: песен, танцев, шопинга, «посиделок» с друзьями, походов бары, кинотеатры и т.д.


Как провести Страстную пятницу (фото: stil.kurir.rs)

По церковным канонам в Великую пятницу следует полностью воздержаться от пищи. Но стоит отметить, что это запрет для церковнослужителей, монахов и ревностных прихожан. В Страстную пятницу, по возможности, стоит ограничиться скромной пищей без масла.

Верующим советуют посвятить пятницу молитве, покаянию и помощи другим. Также стоит посетить утреннюю и вечернюю службы в церкви.

Приметы на Страстную пятницу

Несмотря на то, что церковь дает конкретные советы и напутствия в проведении Великого поста и Страстной пятницы, это день также оброс суевериями и приметами.

Так, в Страстную пятницу советуют не пользоваться острыми предметами, даже ножом. Не стоит работать с инструментами, например, лопатами, вилами, пилами, граблями, ножницами и т.д. Советуют также воздержаться от парикмахерских дел и косметических процедур.

Веселится не стоит в Страстную пятницу потому, что весь последующих год сулит слезы.

Церковь призывает оставить все мирские бытовые дела и посвятить день Богу и своей душе. Но в народе осталось поверье, что хлеб, приготовленный в этот день, станет оберегом и получит целебные свойства.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия