02.07.2023

Четки православные как пользоваться какие молитвы. Буддийские и тибетские четки. Сколько бусин должно быть в православных четках


Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Деревянные или каменные четки тоже встречаются в Православии, однако пришли они к нам из других культур.

Перед покупкой четок для молитвы принято брать благословения священника.

Виды православных четок

Брояница

Брояница является сербским вариантов православных чёток. Это упрощенная и компактная версия вервицы, а потому напоминает домашнее шитьё. Брояницу нужно носить на руке как браслет. Брояницу изготовляют из шерсти, синтетической ткани или кожи. Данные чётки состоят из 33 узелков, которые символизируют число лет пребывания на земле Иисуса Христа. Главная деталь чёток — в месте соединения концов шнура крепится небольшой равносторонний крест из дерева или металла, часто драгоценного, на котором может быть выгравирована или нарисована маленькая иконка.

По народному преданию, получить брояницу можно только в качестве подарка.

Вервица

Вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками. Это основной вариант православных чёток. Именно их продают в церковных лавках и приходских магазинах. Плетутся особым способом из цельного куска шерстяной ленты. Иногда в виде креста.

В отличии от брояницы, вервица имеет 100 узелков, которые разделены между собой через каждые 10 или иногда 25 бусин узелком другого размера. Бывают вервицы большего количества узелков (до тысячи) и меньшего (33 и 10), которые можно носить в виде браслета или кольца.

Лестовка

Лестовка — старообрядческие чётки. Выглядят как соединённая в кольцо лента со специальными петлями-бобочками, в которые вставлены свернутые бумажные валики. В бумажные валики вписываются краткие молитвы (например, «Господи, помилуй») для облегчения молитвенного труда верующих.


Преподобный Серафим Саровский на иконах часто изображается с четками-лестовкой. Кроме Серафима, лестовки использовали Сергий Радонежский, матушка Александра, первоначальница Дивеевская, Илия Муромец, Еразм Киево-Печерский, Марк Молчальник Саровский, праведная Иулиания Лазаревская. На фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо

Исконно русские четки

На Руси православные пользовались, в основном, чётками лестовкой. Лестовка представляет плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих». Они располагаются по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Эти ступени обозначают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка.

В первом участке расположено 12 ступеней. Эти ступени символизируют 12 апостолов.

На втором участке находится 38 ступеней. Они обозначают 38 недель, которые Пресвятая Богородица носила во чреве Младенца Иисуса Христа.

До третьей великой ступени нанизано 33 ступени (годы земной жизни Спасителя).

В последней четвёртой ступени идут 17 ступеней, символизирующих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе.


Традицию использования чёток в Православии заложил Пахомий Великий — египетский монах, живший в III в. Также есть сведения, что чётками пользовались Василий Великий и Антоний Великий

Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.

Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Как молиться по четкам

Четки — обязательный предмет для монашествующих. Мирянам можно молиться без четок. Строгих правил, как молиться по четкам нет.

Протоиерей Игорь Фомин:

«Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом...»

Часто чётки используются для молитвы по Богородичному правилу. В этом случае, нужно зажать пальцем одну бусинку и прочитать: «Богородице, Дево, радуйся!». И так десять раз. После этого, на большой бусинке скачать особую молитву. Так же молимся и в других случаях. Например, Иисусовой молитвой.


Преподобный Паисий Святогорец рассказал интересную историю о зарождении традиции молиться по чёткам. Во времена, когда ещё не было часов, один древний монах усердно молился по чёткам. Но лукавый постоянно мешал ему в молитве. То и дело, бес развязывал узлы на чётках подвижника, и тот не мог сосчитать, сколько нужно делать молитв и класть поклонов. Поэтому монах кланялся до изнеможения, пока не падал от усталости. Тогда Ангел Господень пожалел монаха и показал, что надо связать чётки так, чтобы на каждом узле было девять крестов. Бес боялся креста и уже не мог помешать монаху в молитве. А девять крестов в чётках символизируют девять ангельских чинов

Перед покупкой четок принято брать благословения. При этом, батюшка может дать наставление, на сколько именно звеньев приобрасти четки и какие молитвы читать.

Во время молитвы четки держат левой рукой, перебирая звения большим пальцем после каждой молитвы.

Нежелательно использовать четки не по назначению. Некоторые носят четки на шее, вешают в машину или даже крутят на пальце. Конечно же, поступать так с православными четками не следует.

Православные четки и их значение - один из важнейших вопросов в практике религиозной деятельности. Четками называют замкнутый шнурок или веревку с узелками и различными бусинами. Они предназначаются для ведения счета молитв и необходимых в ритуале поклонов, а также для концентрации внимания и напоминания о самом молебне.

Как используются четки в православии

Этот атрибут неотъемлем для большинства религиозных конфессий, его применяют в буддизме , индуизме и мусульманстве . Христианские четки подразделяются на несколько видов и отличаются некоторыми признаками.

Для чего нужны четки

В границах Русской православной церкви (РПЦ) этот атрибут обладает собственным предназначением и толкованием. Одни священнослужители и ученые говорят, что в религиозном обиходе их впервые использовал Василий Великий , другие придерживаются мнения, что в традицию их внедрил святой по имени Пахомий.

Атрибут имеет собственное предназначение, многие святые и мыслители высказывались по поводу его применения.

  • Феофан Затворник отмечал: когда человек занимается внешним делом, часы проходят незаметно, а во время откровенного молебна первая минута представляется часом или двумя. Некоторые (в основном, начинающие) восхваляют Господа кратко, более концентрируясь на поклонах. Такой ритуал не проходит по традиционному правилу, не раскрывает ум и сердце пред Всевышним, а только делает «некое одолжение». Поэтому добрые монахи придумали четки, чтобы не поддаваться самообману короткой молитвы. Этот священный атрибут позволяет беседовать с Господом не по настоянию, а лично от себя.
  • Так как основа всякой практической религии есть молитва, а большинство текстов необходимо произносить много раз, верующие используют четки. Перебирая в руках бусы, нанизанные на нить, легче отслеживать число восхвалений. Церковь предписывает носить их незаметно в кармане или использовать только в келье (в доме).
  • Их замкнутость символизирует бесконечную и неустанную молитву. В том месте, где шнурок образует узел, присоединяют небольшой крест или кисть (воскрилий). Эти фрагменты напоминали древним иудеям о важности исполнения заповедей. Воскрилии также воспроизводят аналогию о ризе Мессии, к которой верующий мысленно прикасается во время восхваления и прошения.
  • В сфере монашества четки имеют наименование «духовного меча». Священнослужители получают их во время ритуала пострига и никогда не расстаются с ними. Для каждого монаха четки - это средство напоминания о нескончаемом молебне, который спасает от рассеянного ума.
  • Неофит должен обратить пристальное внимание на этот религиозный атрибут, потому что он предназначен для того, чтобы обучиться внутренней молитве и всегда напоминать о ней. Апостолы учили всех христиан неустанно обращаться к Господу за спасением и помощью в отречении от житейских забот.
  • Для боголюбивого христианина четки являются своеобразным спасательным кругом религиозности. «Духовный меч» способен отвращать демонические нападки и изгонять страстные стремления человека. Четки напоминают, что при должном усердии наши молитвы будут услышаны, и Господь воздаст нам стократно. Атрибут символично говорит о страданиях Христа и учит смиренно взирать на судьбу. Мудрецы вдохновляют христиан: при помощи четок человек вспоминает о заповедях и прикасается к Божьей славе, которая исцеляет.
На заметку! Четки являются внешним орудием православного молебна и могут, при правильном использовании, заменить некоторые церковные службы. Они дают помнить верующему о необходимости постоянного вопрошания и восхваления.

Еще о православных атрибутах:

Классификация

В восточной христианской традиции выделяют два вида этого религиозного атрибута. Число зерен обычно кратно 10 (10, 30, 40, 50, 100 или 1000)

  1. Наиболее древние лестовки считаются исконно православными четками. В настоящее время они редко используются. Их происхождение связано с вервицей (простой византийской веревкой) с образованными на ней узелками. Термин «лестовка» символизирует лестницу в Небесную обитель. Такие четки имеют вид не бусин, а ремня из кожи, по длине которого расположены широкие петли (бобочки). Чтобы научится пользоваться этим старообрядным атрибутом, следует внимательно изучить его структуру. Молитвенные восхваления здесь имеют краткую формулировку и обращены Спасителю, Деве Марии и другим святым.
  2. Розарий - современный вид, отличающийся лаконичностью и простотой, они чрезвычайно распространены в православной традиции. Идея популяризации этих четок Россия принадлежит Серафиму Саровскому , который ввел богородичное правило чтения. На каждой отдельной бусине читается соответствующая молитва.

Вервица – древнейший вид чёток

Правила пользования

Одновременно с началом искреннего произнесения религиозного гимна верующий перебирает «бусины» левой рукой. Каждое «зернышко» на этом религиозном атрибуте символизирует молитву за Иисуса Христа. На каждой большой «бусине» разрешается читать всем известный «Отче наш» или восхваление Деве Марии, или близкое по духу.

Верующий может произносить молитвы по-своему, но с большим смирением и открытостью. Феофан Затворник учил следующим образом использовать четки:

  1. Сначала нужно произнести прошение о помилование и переложить одну «бусину» между пальцами. Такой алгоритм продолжается и далее, и для каждой молитвы необходим земной и поясной поклон (как пожелает верующий).
  2. Если заметит православный верующий, что спешит с исполнением ритуала, необходимо наверстать время новыми молитвами и поклонами.
  3. Чтобы определить продолжительность, следует самостоятельным образом выявить, сколько времени уходит на ритуал во время утрени и вечерни, и сколько раз проходятся сами четки. Определенное число и станет индивидуальной мерою в молебне. Так как люди есть усердные и ленивые (занятые), они по-разному устанавливают время для восхвалений.
На заметку! В Сарове существует определенный метод работы с четками, который можно взять в пример каждому верующему. Сначала совершается 30 поклонов до земли с восхвалением Иисуса, далее 100 молебнов без поклонов; второй круг повторяется точно также, а на третий идет 20 поклонов с хвалою Сына Божьего и 100 обычных молитв; наконец, 20 поклонов и 100 молитв Деве Марии.

Однако правила выбираются индивидуально, церковь предоставляет их большое количество.

Старообрядческая лестовка

Дополнительные указания

Необходимо распределить число поклонов на каждое лицо, чтобы в сумме получилось 50. К примеру, для Спасителя - 30, Богоматери - 15, а другим преподобным святителям - 5.

  • Главная (Иисусова) молитва, во время перебирания православных четок, должна выговариваться как бы автоматически, без напряжения в уме. Натренированный в этом деле человек произносит восхваления в любой момент, работая или отдыхая. Остальные молитвы также следует повторять безмерное число раз.
  • Главное условие - всегда помнить о том, что Господь видит всякое действо, поэтому православный верующий должен вести себя достойно.
  • Чем ниже совершаются поклоны, тем более получит человек. Усиленный труд имеет повышенную цену.
  • Рукой касаться земли необязательно. Иное - прикладывание к святым иконам во время исполнения соответствующих восхвалений и прошений.
  • Идеальный земной поклон должен заканчиваться полным выпрямлением спины. Чем более они глубоки и неспешны, тем большее дело совершено во имя Всевышнего.

Еще о православной молитве:

Изготовление своими руками

Для этого нужна капроновая нить, хлопковая пряжа, атласная лента и православный крест.

  1. Сперва необходимо определиться с количеством узелков. Современные четки чаще состоят из 100 узлов, которые разделены на группы из 25 или 10.
  2. Начинать вязать следует с крайнего левого узла, каждый десятый должен быть крупнее других (на нем будет читаться «Отче Наш»), а каждый 25 - тройным, самым большим. Круг соединяется таким образом, чтобы крайние хвостики свисали вниз.
  3. На них следует сделать еще три узла и присоединить православный крест, освященный в храмовых условиях.

Православные четки - механическое средство, которое благословляется церковью и помогает верующему сосредоточить собственный ум только на молитве и обращении к Всевышнему. Этот религиозный атрибут известен человечеству с древнейших времен и распространен во всех конфессиях.

Без него не обходится ни один день жизни мудрого подвижника, к тому же новичку очень тяжело без четок научиться отвлекать сердце и ум от мирских обязанностей.

Видео о том, для чего нужны четки православным христианам

Православные четки – это специальное приспособление для подсчета количества произнесённых молитв или совершенных земных поклонов. История их появления относится еще к – одни источники утверждают, что четки были введены в обиход Пахомием Великим, другие – Василием Великим (оба жили в III–IV веках нашей эры). Изначально четки имели исключительно практическое значение – предназначались для того, чтобы не сбиться со счета при выполнении монашеского молитвенного правила, которое подчас составляло по несколько тысяч Иисусовых молитв за один раз, но со временем стали символизировать духовную брань – борьбу человека с диаволом.

Православные четки могут выглядеть по-разному – иногда это замкнутая цепочка с нанизанными деревянными, керамическими или костяными бусинками, иногда – кожаная лестница с бабочками, иногда – гибкая планка, представляющая собой скрепленные деревянные брусочки, которые можно перебирать пальцами, ведя отсчет. Кроме того, православные четки делают из бисера, ткани, янтаря, сердолика, тигрового глаза и других полудрагоценных камней.

Как пользоваться православными четками?

Православные четки рассчитаны на разное количество молитв: самые маленькие на десять, самые большие – на тысячу и больше. Чаще всего с их помощью читают Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», но можно также читать короткие Богородичные молитвы, молитву Ангелу Хранителю, своему святому, и т. д. Четки обычно составлены следующим образом: десять маленьких бусинок разделены более крупной, кроме того, на православных четках всегда есть кисточка либо подвеска в виде крестика, дойдя до которой, молящийся знает, что положенное ему молитвенное правило окончил. Как выбрать четки? Во-первых, они должны быть удобными. Дивеевские кожаные лестовки – это, конечно, аутентично и красиво, но вряд ли практично. Поэтому мирянину лучше выбирать такие четки, которые удобно спрятать в карман или сумочку, и которые не запутаются от непомерной длины.

С этой точки зрения удобнее всего плетеные из шнура монастырские православные четки на пятьдесят — сто молитв – они не путаются, не пачкаются, не рвутся. Пользуются четками следующим образом: перебирая пальцами, на каждой маленькой бусинке читают Иисусову молитву, дойдя до более крупной – Богородице Дево, радуйся, а пройдя весь круг – Отче наш.

Где можно купить православные четки – оружие истинно верующего?

Сегодня купить православные четки можно где угодно – в иконной лавке, в монастыре, в магазине сувениров, и интернет-магазине. Часто это приводит к тому, что многие покупают их в качестве модного статусного аксессуара, или для успокоения: дескать, постоянное перебирание бусинок или равномерное их постукивание друг об друга помогает снять раздражение. И то, и другое с точки зрения верующего человека недопустимо – православные четки должны быть использованы исключительно для молитвы. О глубоком символизме четок говорит тот факт, что их вручают постригающимся в монашество, как главный . По правилам, монах не должен расставаться с четками в течение всей своей жизни – с ними он стоит на службе, с ними выполняет работу, с ними ложится спать, ведь Иисусова молитва должна непрестанно звучать в его уме.

(27 голосов : 4.2 из 5 )

иеромонах Серафим (Параманов)

О чётках

В духовной практике Православной Церкви, как отмечает современный автор (иеромонах Лонгин), нет строгого правила, как молиться на чётках. Основная молитва, которой молятся на чётках, – Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» или более короткие формы, самая короткая из которых – «Господи, помилуй мя». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Чётки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы, для как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае чётки являются орудием (средством) напоминания о непрестанной молитве, средством против рассеивания ума. Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на чётках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.

Молитва с чётками должна быть незаметной для постороннего глаза, исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.

«Когда новопостриженному монаху вручаются чётки, то произносятся следующие слова…: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен ecu, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий; помилуй мя, грешнаго» . Здесь используется изречение из Священного Писания, слова апостола Павла (см. ), придающие чёткам некое символическое значение: в данном случае они называются «мечом духовным». И это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол Павел и относил эти слова не к чёткам, не к молитве Иисусовой, а к силе христианской проповеди, которая и является «духовным мечом». Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Противоречия здесь никакого нет: действительно, чётки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом – молитвой Иисусовой, знают, что в ней мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной участи, но и в момент духовной брани, восстания на нас демонов поражаем их ею как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врагов и сами наносим удары. Поэтому очень уместно, разумно, что чётки, вручаемые новопостриженному, символически названы духовным мечом.

Опираясь на это уже существующее в церковном обряде сравнение, мы можем дерзнуть отыскать и другие слова, изречения, повествования Священного Писания, с которыми ассоциируется это удивительное святоотеческое изобретение – чётки.

Прежде всего, чётки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, который предназначался для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели – это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски – бич от вервий (), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Вы знаете, что иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в наших храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, чётки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий, и ассоциация эта, мне кажется, имеет довольно серьезное обоснование, потому что, молясь, мы действительно прогоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» – всевозможную нечистоту – «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла, – это храм Божий (см. ).

Чётки также напоминают нам о притче Спасителя о сеятеле (). Растению, выросшему на каменистой почве, не имевшему корня и увядшему от солнечного жара, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием, можно уподобить неправильную, неразумную молитву, от которой человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная молитва (Иисусова) можно сравнить со стократным плодоношением. И действительно, чётки имеют в себе сто узлов, в чем как бы содержится намек на то, что если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, которое приложим.

Все эти сравнения, связанные с внешним видом чёток, нужны нам для того, чтобы возбудить в себе ревность к занятию Иисусовой молитвой. Можно также найти некое сходство чёток – их узлов, которые между собой соединены, – с Христовыми узами, наложенными на Господа нашего Иисуса Христа, когда Он был взят в Гефсиманском саду, связан и веден на беззаконный суд, на страдание и позорную смерть – распятие. Поэтому, занимаясь молитвой Иисусовой, мы должны с сокрушением вспоминать страдания Спасителя, по крайней мере стараясь подражать Его смирению, проявленному в те страшные страстные дни. И поскольку чётки увенчиваются изображением креста, то, скорее всего, это сравнение не напрасно и не искусственно, оно помогает понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, изобретенном святыми отцами. Апостол Павел говорит: прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу (). Конечно, под язвами Господа Иисуса имеется в виду крест, который апостол Павел, как и всякий христианин, носил на себе. И на чётках мы также видим изображение креста, то есть язв Господа Иисуса Христа, и, нося их на своем теле (мы их носим в руке, которая также часть нашего тела), мы не должны заниматься никакими прочими трудами, кроме единого угождения Господу, и в особенности, Иисусовой молитвы. Это первое и самое важнейшее дело, а прочее, труды да никтоже ми дает, потому что все остальное напрасно, ненужно или, в лучшем случае, второстепенно. Таким образом, и само устройство чёток в виде связанных узлов, напоминающих нам об узах Христа, и крест, венчающий чётки, должны напоминать нам о Христовом смирении, с которым мы должны совершать это великое делание ума, делание Иисусовой молитвы.

Наконец, крест оканчивается кистью – так называемым «воскрилием», четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, и эти кисти напоминали им о том, что они должны исполнять заповеди. И, безусловно, в данном случае эта кисть также должна приводить нам на память то, что молитва только тогда может оказаться успешной и достигнуть своей цели, когда вместе с усердием в ней у нас будет и ревность к исполнению заповедей. Но, кроме того, эта кисть напоминает нам и о воскрилии ризы Самого Спасителя. …Как говорила себе кровоточивая жена: если только прикоснусь к воскрилию риз Его, тотчас исцелею (См. ). И по вере своей она получила просимое, т. е., едва прикоснувшись к краю ризы Господа, а именно – к кончику воскрилия, исцелилась от кровотечения. Так и мы должны верить, что только, так сказать, легким прикосновением к благодати Христовой, как бы к этому воскрилию, к краю ризы Его, мы можем получить исцеление от течения страстей, которые мучили нас, может быть, на протяжении многих и многих лет, если, конечно, будем прикасаться к этому воскрилию с верой, подобно кровоточивой жене.

Может показаться, что все это лишь внешние, искусственно привлеченные образы, в действительности не имеющие отношения к такому простому устройству – чёткам, но, даже если исторически это появилось в результате стечения каких-то внешних обстоятельств, ничего случайного в Церкви быть не может. И потому рассуждение о том, что прикосновение к кисти, которая имеется на чётках, символизирует как бы невидимое прикосновение ума к краю ризы Христовой, к благодати Божией, – также не является натянутым и искусственным. Мы видим, что чётки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае – с вечностью. Апостол Павел говорит:Видимое временно, а невидимое вечно (). И чётки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы Иисусовой. Еще раз перечислю: во-первых, чётки – это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

Отношение к чёткам должно быть благоговейное. Нужно, чтобы они лежали в том же месте, где хранятся Евангелие и молитвослов» .

Как писал один из опытных делателей Иисусовой молитвы монах Борис в начале XX вв.: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, приносимые бесами? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласною внимательною молитвою. Брат! Произноси слова ея по чёткам неспешно, с умилением: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

По чёткам обозначается сто десять узлов (имеется в виду сотница с десятью разделительными узлами). Отдели десять крупных узлов из ста на творение молитвы Божией Матери. Молись Ей так: «Пресвятая Богородице, спаси всех нас и меня грешнаго». И Она тебе будет всегда Помощницей во всем.

Брат мой! Бесы трепещут от внимательной устной молитвы, и рушатся сети их! А ангелы святые молятся вместе с творящими устную внимательную молитву, как удостоились это зреть некоторые святые угодники Божии: прп. , Симеон Дивногорец и прочие.

Во всю свою жизнь упражнялись устного и гласного молитвою святые отцы и получали дарования Духа Святаго. Причина преуспеяния их та, что с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Такими они были разгоревшимися в любви к Богу.

Брат! Будем с Божией помощью и молитвами Пресвятой нашей Богородицы внимательны в устных и гласных молитвах, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Брат мой о Христе, не сделаем наших трудов и жизни в монастыре безплодными нашей невнимательностью и небрежением в деле Божием» .

Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев XIX века: «Главное – надо стать умом в сердце пред Господом, – пишет епископ (1815-1894), – и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни». Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося и даже – не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом, – и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании, – что мы в Боге и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же .

«Молитва с призыванием имени, с одной стороны, крайне проста и доступна каждому христианину, с другой – вводит в таинственные глубины созерцания. Тот, кто намерен читать ее каждый день и подолгу, а тем более – сочетать ее с дыханием или иным телесным ритмом, непременно должен найти опытного духовного наставника, старца, хотя сделать это в наши дни очень нелегко. Те же, у кого личной связи со старцем нет, могут без опаски, не вовлекая телесных ритмов, начинать с малого: десяти-пятнадцати минут непрерывной молитвы.

Ни учиться Иисусовой молитве, ни готовиться к ней заранее не нужно. Совет начинающему: просто начни. «Не сделав первого шага – не пойдешь, и не нырнув в воду – не поплывешь. То же и с призыванием имени. Начни с любовью и благоговением, будь настойчив. Думай не о том, что призываешь имя, а только о том, что предстоишь пред Иисусом. Произноси имя неспешно, тихо и спокойно».

Выучить слова молитвы не составит труда. Чаще всего ее произносят так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Но единообразия здесь нет: иногда «помилуй мя» заменяют на «помилуй нас» или сокращают молитву до: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или даже до «Господи, Иисусе»; наконец – крайне редко – до «Иисусе». Некоторые, напротив, прибавляют «мя грешнаго», усиливая покаянный аспект молитвы. Или, памятуя об исповедании апостола Петра по дороге в Кесарию Филиппову, произносят «…Сыне Бога Живаго…». Иногда в Иисусову молитву вставляют обращение к Божией Матери или святым. Но Имя «Иисус», составляющее суть молитвы, присутствует в ней всегда. Мы можем пробовать разное сочетание слов и подбирать то из них, которое нам больше подходит. Однажды выбранную формулу со временем можно менять, но только – не слишком часто. «Как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце, при частой перемене слов молитвенных»,- предостерегает св. .

Для молитвы «по правилу», как и для «свободной», нет строгих правил. Положение тела не имеет особого значения. В православной традиции молитву чаще всего читают сидя, но можно и стоя, и преклонив колени, а если одолевают немощи или утомление, то и – лежа. И, как правило, в темноте или с закрытыми глазами, а не перед иконой, освещаемой лампадой или свечой. Старец (1866-1938), когда молился, прятал в шкаф часы, чтобы не отвлекало тиканье, и надвигал на глаза и уши толстую шерстяную монашескую шапку.

Темнота однако действует усыпляюще! Если на молитве клонит в сон, нужно встать с колен или сиденья, осенить себя крестным знамением после прошения и поклониться, касаясь пола правой рукой. Можно сделать и земной поклон – преклонив колени и коснувшись лбом пола. Сиденье для молитвы не должно быть расслабляющим, а тем более – пышным, хорошо, если оно без ручек. В православных монастырях обычно используют низкую скамейку без спинки. Можно молиться и стоя и воздев руки.

Иисусову молитву часто читают, перебирая чётки, обычно с сотней узелков. Делают это не столько для того, чтобы считать, сколько для того, чтобы сосредоточиться и удержать ритм. Из опыта хорошо известно, что если руки заняты, легче успокоить тело и сконцентрироваться на молитве. Увлечение же количественными оценками- по чёткам или как-то еще – отнюдь не поощряется. В «Откровенных рассказах странника» старец строго наказывал, сколько раз в день нужно повторять Иисусову молитву: сперва 3 тысячи, потом – 6 тысяч и наконец – 12 тысяч, не больше и не меньше. Это – совершенно необычное внимание к количеству. Видимо, дело здесь не просто в числе, а во внутреннем расположении странника: старец хотел испытать его послушание и посмотреть, готов ли тот без колебаний исполнить все, что он ему наказывает. Нам же больше годится совет епископа Феофана: «Вы говорите, что иногда забываете счет молитв по чёткам. Беда невелика. Когда есть припадания к Господу, яко присущему, со страхом и упованием, это лучше всякого выполнения числа молитв»».

Призывая имя, не нужно намеренно воображать Спасителя. Иисусову молитву обычно читают не глядя на иконы, а в темноте или с закрытыми глазами. «Память о добрых и худых вещах обыкновенно печатлеет в уме образы их и вводит его в мечтание, – пишет св. . – Тогда испытывающий сие бывает уже мечтателем (phantasies ), а не безмолвником (hesychastes )» . «А чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, – пишет преподобный († 1508), – не допускай в себе никаких представлений, никаких образов и видений». «В действии Иисусовой молитвы не должно быть никакого образа, посредствующего между умом и Господом, – пишет епископ Феофан. – Существо умной молитвы – в хождении пред Богом; а хождение пред Богом есть не отходящее от сознания убеждение, что Бог как везде есть, так и в вас есть, и видит все, даже внутреннее, видит даже более, чем мы сами. Это сознание ока Божия, смотрящего внутрь вас, тоже не должно иметь образа, а все должно состоять в одном простом убеждении или чувстве». Только так призывая имя, – не представляя Спасителя, а просто ощущая Его присутствие, -: мы испытаем всю силу Иисусовой молитвы, которая собирает воедино и дарует целостность» .

Можно отметить, что ритмизированная речь, которая является неотъемлемым атрибутом Иисусовой молитвы, по мнению светских исследователей, – имеет лечебное воздействие. Как утверждают итальянские ученые, она благотворно влияет на сердце.

Специалисты исследовали относительную скорость дыхания 23 человек во время молитвы с чётками. Особенностью и тех, и других было то, что текст их, по традиции, должен повторяться раз пятьдесят. А можно и три раза по столько. Для сравнения были измерены ритмы дыхания во время обыкновенного разговора и во время выполнения упражнений по регуляции дыхания.

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека .

«Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело – когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело – произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва «входит в сердце», так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. «Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете… Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную». Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника («Откровенные рассказы странника своему духовному отцу»):

«Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду… Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: «Непрестанно молитесь» ()» .

Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками
О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки – это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние – все, что было в его сердце .

Истинный послушник – подражатель

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.

Согласно с преданием, которое стало для него требованием совести, и отец Пантелеимон неопустительно совершал суточное молитвенное правило – поклоны и молитву по чёткам – и непрестанно произносил умом и устами молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Пресвятая Богородице, спаси мя», «Крестителю Христов, моли Бога о мне и помози ми грешному», «Святии отцы, молите Бога о всем мире и о мне грешнем».

С позволения старца и духовника, помимо повседневных суровых и тяжелых послушаний и своих собственных молитв и духовного делания, он творил особую молитву за своих родителей и родственников по плоти и по духу и за весь мир.

Он был настолько точен и внимателен в своей жизни вообще и в своих повседневных молитвенных трудах, церковных службах и Божественной литургии, что когда в 1931 году его старец послал его в Иериссос к врачу, чтобы полечить правую руку, с детских лет поврежденную, и в течение 15 дней после операции он не мог творить поклоны и перебирать чётки, старец заповедал ему заранее совершить столько молитв и поклонов, чтобы покрыть упущенные во время выздоровления дни; о. Пантелеимон совершал по 500-1000 поклонов и по 50-60 сотниц в сутки.

Чтобы дать пример отсечения своей воли, мы расскажем об одном из многих случаев, которым сами были свидетелями.

Дело было летом; уже зрел инжир. В нашей келлии напротив дома было немало фиговых деревьев; они росли и в саду, примерно в ста метрах ниже по склону. На тех деревьях, что росли перед келлией, инжир уже начал набухать, но еще не поспел. На следующий день мы с братом отправились в нижний сад, чтобы вскопать его. Мы принялись за работу и, присев немного отдохнуть под сенью фигового дерева, с радостью увидели, что на нем немало спелого инжира. Я встал, чтобы нарвать плодов.

Отец и брат Пантелеимон сказал:

— Эй! Что это ты делаешь, брат?

Не подозревая, что я что-то делаю не так, я наивно отвечал:

— Брат, я вижу что здесь инжир уже созрел, и раз мы ничего не взяли с собой на завтрак, я нарву немного инжира, чтобы было что поесть.

А он кротко ответил мне:

— Брат, а ты взял благословение у старца?

Оправдываясь, я сказал:

— Я не знал, брат, что здесь инжир уже поспел, чтобы заранее спросить разрешения и благословения; я не думаю, что старец отказал бы. Давай я сейчас нарву плодов и мы поедим, а потом расскажем об этом старцу.

Тогда он говорит мне:

— Замечательная идея, брат: сначала заняться тайноядением, а потом попросить прощения! Это называется умышленным грехом и заслуживает наказания. Так что надо бы сначала попросить разрешения на то, что ты собираешься сделать, чтобы оно было по благословению Божию, к твоей душевной и телесной пользе.

По этому критерию он всегда выстраивал свою жизнь. И таким образом он никогда не сбивался с курса, потому что ответственность за всякое его дело нес старец, который заранее знал обо всем, что собирался делать о. Пантелеимон. Поэтому его совесть всегда была спокойной, чистой и безмятежной, ибо он исполнил свой долг.

Сила молитвы по чёткам

Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму (известному своим даром изгонять бесов – перев.) в Кефалонию. Во время Божественной литургии он стоял в алтаре и молился по чёткам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.

Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:

— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!

Это услышал служивший священник и говорит монаху:

— Брат, изо всех сил молись по чёткам, чтобы создание Божие освободилось от беса.

Тогда бес, рассвирепев, закричал:

— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!

Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая чётки, и человек, которого мучил бес, наконец освободился от него.

Молитва с утруждением

Отец Арсений Пещерник говорил: «Когда я молюсь по чёткам стоя, то ощущаю сильное Божественное благоухание. А когда молюсь сидя, едва его чувствую».

Несмотря на свой девяностопятилетний возраст, старец непрестанно и ревностно подвизался, а также постоянно духовно обогащался, хотя у него и без того был уже накоплен большой духовный капитал.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь в 2-х т. Т. 2. Без даты.
Печатается по изданию: «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря». М., 1996.
Нижегородский Интернет-справочник «Культурный туризм»,
Игумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбург. Материал размещен на сайте монастыря по адресу:
Монах Борис. Наставления в молитве Иисусовой. Православная жизнь. №9 (620) Сентябрь, 2001.
Епископ Диоклийский Каллис (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу:
Епископ Диоклийский Калист (Уэр). Сила Имени. «ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ», № 1 (8), 1999. Размещено по адресу.

Многие религиозные конфессии в своей традиции ритуалов и процессий используют четки. Среди них буддизм, индуизм и ислам. В христианстве бусы такого рода также рассматривают как обязательный атрибут. Тема данной статьи – четки : как пользоваться, как выбирать и хранить.

В границах русскоязычного православного мира чётки имеют своё предназначение и толкование. Это специальные бусы на шнурке, которые используются для счета количества поклонов и произнесенных молитв. По одним данным, в русской традиции четки впервые стал использовать святой Василий Великий. Другие источники говорят, что в обиход этот предмет ввел святой Пахомий Великий.

Вещь подобного рода нужна истинно православному человеку. Часто во время постоянной молитвы можно сбиться во время отсчета. Сама Богородица благословляла использование четок, называя их главнейшим орудием против попыток нечистого помешать верующему.

Нужно уметь различать светские четки, которые служат просто для украшения, и истинно православные. Существует два вида традиционных четок: шерстяные (лестовки) и деревянные. Первые представляют собой круглые шерстяные бусинки, нанизанные на нитку из такого же материала. Деревянные четки – это бусы-вкладыши, сделанные из дерева и нанизанные на нитку. Каждую завершает православный крестик и кисточка.

Если бусины сделаны из камня, стекла или пластмассы, то они редко благословляются священником на использование. Считается, что лучшим будет натуральный материал: шерсть, кожа или благородное дерево.

Обычно в четках 30 или 100 бусин. Но бывает меньше или больше, главное, чтобы их число было кратно 12 или 10. Если на зернах есть надписи, то эти четки мусульманские. В некоторые православные четки, сделанные из кожи или шерсти, внутрь помещается маленький свиток с написанной Иисусовой молитвой.

Зачем нужны православные четки и как с ними обращаться?

Строгого правила молитвы на четках нет. Каждый выбирает тот способ, который ему кажется удобным. Чаще всего духовники, благословляя, советуют начинать с Иисусовой молитвы, которую нужно произнести 150 раз в сутки, или с правила Богородицы. Также четки используют для чтения молитвы «Господи, помилуй». Это может быть 1, 3, 12, 40 или 50 раз.

Перед началом произнесения священных слов нужно сказать: «Господи благослови». При произнесении молитвы четки держат в левой руке. После прочтения каждой молитвы перекладывают одно зерно, а затем правой рукой крестятся.

Функции четок:

  1. Помогают во время чтения Иисусовой молитвы или Богородичного правила.
  2. Усиливают внимание и трезвение во время произнесения священных текстов.
  3. Дают успокоение и сосредоточенность.
  4. Не позволяют заснуть во время молитвы.

Есть такое понятие – «намоленные четки». В старину считалось, что если их использует истинно верующий человек, то они могут стать оберегом. Например, защищать от нападения диких зверей, в дороге и сложной ситуации. Четки, принадлежащие святым людям, помогали исцелять от болезней. Примером тому стал случай из жизнеописания старца Порфирия Кавсокаливита.

Современные четки и их применение

Со времен своего появления четки незаметно «перекочевали» из религиозной атрибутики в околоцерковный и даже преступный мир. В определенный период их стали использовать как атрибут богатства и приобщения к воровскому конгломерату. Появилось даже такое понятие как «арестантские четки», не имеющее ничего общего с православием.

Эзотерики и представители восточной медицины отмечают, что перебирание зерен или бусин успокаивает нервы, настраивает на мирный лад и даже нормализует дыхание. Однако это не имеет никакого отношения к православному христианству.

Сейчас православные четки позволено использовать только монахам или высшему духовенству. Для старообрядцев четки – неотъемлемый атрибут любого верующего. Русская православная церковь считает нежелательным носить четки как украшение или молиться с их помощью без благословения духовного наставника.

Этот религиозный атрибут принято хранить, не показывать посторонним и даже передавать из поколения в поколение. Узнав, что такоечетки православные, как пользоватьсяими правильно, чтобы не согрешить и не навредить своей душе, можно .


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия