15.12.2021

Библия изложенная для семейного чтения. после воскресения. Роль Священного Писания в жизни маленького христианина



Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви».

  • «Не хлебом одним будет жить человек,
    но всяким словом, исходящим из уст Божиих

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. По преданию, Божия Матерь очень любила заниматься чтением Священных книг. Сам Христос заповедует всякому человеку внимать Его слову.

    Православное вероучение понимает Священное Писание как часть Священного Предания, которое, по словам православного богослова В. Н. Лосского, есть «действие Святого Духа в Церкви». Священное Предание, помимо текстов и письменных установлений, включает в себя церковную практику и традиции. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач православных родителей – осуществление передачи этого духовного опыта своим чадам.

    Таким образом, Священное Писание есть зафиксированная часть жизни Святого Духа в Церкви. И потому оно представляет собой наиболее объективный способ личного общения человека с Богом, а начинаться оно должно с самого раннего возраста.

    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»(). Всякая встреча с Библией – это доброе себя, брошенное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важном вопросе, потому как дадим ответ на Страшном Суде за вверенное нам. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Господь же Сам взрастит плоды, дабы сбылось Его обетование о тех временах, когда «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ().

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не сказать об особой роли Евангелия в Священном Писании. Новозаветные книги завершают Божественное Откровение, приводят его к своей полноте. Евангелие повествует об Иисусе Христе, Чья жизнь должна стать для нас примером для подражания, и указывает на любовь как основу устраиваемого Христом Царствия Божия. Чтобы подчеркнуть значимость Нового Завета, очень хорошо подарить каждому ребёнку собственный экземпляр Евангелия с яркими картинками и в хорошем переплёте, а его ежедневное чтение сделать благочестивой семейной традицией.

    При рассмотрении вопроса детского чтения следует определиться с возрастными рамками и методикой.

    Итак, когда же необходимо начинать чтение ребёнку священных текстов? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Само Евангелие показывает нам, что всякий человек является таковым уже во чреве матери: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее.» (). Младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

    Нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. Непременно произойдёт она и у ребёнка, но как и когда – во многом зависит от матери.

    Всё, что происходит с мамой, происходит и с её младенцем, пока он во чреве. Они тесно связаны в этот период, но будут иметь тесную связь и впоследствии. Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится самое близкое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой причине для матери особенно важно регулярное чтение Священного Писания – так, таинственными путями материнской любви, она сможет передать ребенку часть личного познавательного опыта.

    Что касается вопроса чтения Священного Писания уже относительно сознательным детям, трудно определить универсальные возрастные критерии – всё зависит от индивидуальных особенностей. Однако в целом маленькие детки, живущие миром сказок, наиболее восприимчивы к притчам и различным наглядным образам из Евангелия. Так, хорошим примером может служить образ доброго пастыря, символизирующий Христа уже с Ветхозаветных времён: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (). Можно вспомнить и Давида, который тоже был пастушком и охранял овечек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Известный педагог XIX века К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».

    Человек воспринимает окружающую действительность через органы чувств. Дидактика учит нас тому, что знакомство с новыми объектами формирует у ребёнка определённое понятие, состоящее из комплекса полученной информации. При этом органы чувств пропускают различный её объём и, соответственно, обладают различной ценностью в познании мира. Образно говоря, в одном отрезке времени на условную единицу слуховой информации приходится десять единиц осязательной и сто единиц зрительной. Следовательно, более 80% информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Данный факт свидетельствует об исключительной важности наглядного представления изучаемого материала. Если же задействовать все органы чувств, то эффективность будет максимальной ввиду общей взаимосвязи и системного мышления человека.

    Большое значение имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые художником библейские образы останутся с юным читателем вместе на всю жизнь. В качестве положительной рекомендации можно использовать известную «Детскую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повествование в данной книге адаптировано для самых маленьких. Однако в конце каждого отрывка помещены ссылки на пересказываемый текст Священного Писания, что даёт возможность использовать смешанный подход к изучению.

    Примечательно, что «Детская Библия», хотя и была изначально предназначена для детей, обрела некоторую популярность среди взрослых. Потому со второго издания в неё были помещены дополнения, ориентированные на зрелых читателей. Эти дополнения будут полезны самим родителям для более глубокого понимания значения изучаемого текста. Едва ли не самое важное в «Детской Библии» – удивительно красочные иллюстрации, сопровождающие каждый отрывок чтения.

    Помимо этого, для более старшего возраста в конце книги расположены географические карты и фотографии мест библейских событий, что делает её не только красочным, но и методически полезным инструментом для изучения Священной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Разбирая важную роль наглядного представления в изучении Священного Писания, нельзя не упомянуть известные гравюры французского художника Гюстава Доре (1832-1883). В течение своей жизни художник изобразил сотни прекрасных иллюстраций, описывающих библейские сюжеты. Его труд по праву можно считать классической художественной интерпретацией Библии.

    Для детей более старшего возраста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отличным дополнением к регулярным чтениям. Реалистичный стиль картин делает страницы Библии живыми, читатель словно переживает описанные события, а библейские герои выглядят неподдельно правдоподобно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был подвергнут критике, созданные им иллюстрации прошли испытание временем и по сей день ценятся как яркое отображение библейской истории.

    Притчи и образы

    Один священник рассказывал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если потеряется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При знакомстве с притчей о потерянной овце ребёнок смог ощутить её как свой собственный опыт. Аналогии необходимы во всяком возрасте – они служат инструментом, показывающим актуальность Библейских сказаний для всякого человека и всякого времени.

    Когда ребёнок теряет собственные игрушки, он огорчается и плачет. Данный опыт можно использовать, чтобы показать печаль Бога о всякой потерянной человеческой душе.

    Подрастающему ребёнку полезно рассказывать притчи. Притча о сеятеле по аналогии показывает, что как в природе совершается зарождение жизни, так и добрые качества зарождаются в человеческой душе.

    Притча о работниках в винограднике обращается к чувству справедливости, которое очень развито у детей. Она является очень сложной и, в то же время, очень полезной в виду того, что очень трудно объяснить равную награду, полученную работниками.

    Очень многогранна притча о блудном сыне. В младшем возрасте её можно объяснять таким образом, что блудный сын есть тот, кто потерялся и не может найти дорогу домой. Это обращает ребёнка к личному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на некоторую неточность толкования, такой смысл будет наиболее доступен для ребёнка.

    С определённого возраста начнут появляться вопросы и сам процесс перейдёт на новую стадию – от простого благоговейного внимания к обсуждению прочитанного. Здесь возникает второй вопрос: каким образом знакомить детей со Священной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упомянутый нами К. Д. Ушинский давал следующие рекомендации. Сама церковная жизнь располагает нас к изучению Писания и в том числе через церковные праздники. Богослужение соединяется с рассказом матери и радостным чувством – всё это оживляет в детском воображении древние исторические события.

    При этом, повествование лучше разделить на два этапа. На первом этапе ребёнка знакомят с основными моментами произошедшего события, на втором к ним добавляют второстепенные черты. Данный метод позволяет избегать ситуации, когда из долгого рассказа ребёнок выносит мелочи и не замечает основного. Разумеется, что при совместном чтении имеют важность наглядность повествования, обратная связь через вопросы, осмысление прочитанного и регулярность занятий.

    Чтения следует проводить таким образом, чтобы детям они не были в тягость. Как отмечает Н.Е. Пестов (приводя рекомендации Ушинского), допустимо заниматься каким-либо рукоделием – рисованием, оригами, вышиванием или чем-то другим. Но недопустимы суетливое отношение или напряжённая обстановка. Мы должны помнить, что мы ставим себе целью привить детям любовь чтению Слова Божия, показать им, что Оно есть основной жизненный компас и средство общения с Богом. Для этого мы должны сами доверять Ему и полагаться на Него, вверяя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже говорилось выше, для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста. Классическим представителем подобной формы изучения можно считать Детскую Библию, адаптированную Бориславом Араповичем и Верой Маттелмяки. В настоящее время издано множество других книг для знакомства детей со Священной Историей, при подборе которых лучше всего ориентироваться на авторов и издательства, благословлённые Православной Церковью.

    Однако, при неизменной опоре на адаптированные издания, к моменту младшего школьного возраста подход к изучению Священного Писания должен претерпевать некоторые изменения.

    При разборе Священной истории полезно научиться задавать такие вопросы, которые учат подростка размышлять. Например, почему Бог не принял жертву Каина? Стоит рассказать о необходимости благоговейного отношения ко всякому делу общения с Богом: Таинствам, молитве и посещении храма.

    Изучая историю битвы с амаликитянами (), полезно обратить внимание на то, что успех всякой человеческой деятельности зависит от Бога – и потому нужно обращаться к Нему за благословением перед всяким важным делом.

    Возвращаясь к притче о блудном сыне, стоит отметить, что человек в течение жизни часто попадает в положение блудного сына. И вполне возможно даже в продолжение дня не единожды отойти от Отца через собственные согрешения.

    Детям младшего школьного возраста полезно рекомендовать к прочтению книги, воспитывающие понятие о праведности. Такие святые отцы как Игнатий Брянчанинов, Феодосий Оптинский, Феофан Затворник в юном возрасте очень любили читать жития христианских подвижников. Впоследствии они отмечали, что прочитанное глубоко запало к ним в душу и оставило след на всю последующую жизнь. Например, Игнатий Брянчанинов напишет в своих записках, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Знакомство с жизнью святых подвижников в раннем возрасте оградило будущего святителя от соблазнов юности и направило на иноческий путь служения Богу.

    Тактильная память

    У дошкольников и младших школьников одинаково развиты все три канала восприятия мира: слуховой, зрительный и тактильный. При этом, быстрота написания почти всегда соответствует скорости мышления ребёнка, что позволяет обдумывать информацию в процессе её написания. Кроме того, создаётся целостная картина, надёжно запечатлевающаяся в его памяти – моторная память достаточно надёжна и долговечна.

    Этап раннего школьного возраста можно считать переходным – родители, хотя и не отказываясь от изучения Священного Писания в адаптированной форме, могут включать в него оригинальные цитаты из синодального перевода. Можно завести тетрадку, в которую выписывать по одной основной цитате от каждого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, определить который предстоит индивидуально каждому родителю, чтение Библии должно перейти на принципиально новый уровень. Всё больше и заметнее становится переход от восприятия в форме сказки к аналогиям и построению связи Священной истории с современной жизнью. В среднем и старшем школьном возрасте акцент переходит от передачи знаний к построению отношений во Христе. Становится необходимым перенос Евангелия в нашу повседневную жизнь и отражение его актуальности в современных условиях. Благая весть не должна оставаться сказкой, но должна превратиться в верного спутника жизни для молодого христианина.

    Подростковый возраст, в силу его протестного духа, нуждается в историях, выделяющих личности. Подростку нужно рассказывать о личностях, о тех людях, которые вошли в священные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каждый персонаж Священного Писания прошёл определённый путь, сделавший его легендарной личностью. На данном этапе очень важно показать, что при всякой гениальности человек всё-таки нуждается в помощи Творца и не способен достичь святости своими силами. При этом Господь помогает всякому, желающему расти.

    С подростками Библию читать лучше всего в славянском переводе. Хорошей практикой является обязательное еженедельное чтение в субботу вечером – разбор отрывка Евангелия, читаемого на воскресном богослужении. Подкованные родители также могут разбирать с детьми отрывки Ветхого Завета накануне чтения соответствующих паремий.

    Методическая база

    Самое главное для преподающего Библию, вне зависимости от того родитель он или учитель, это собственное живое восприятия Божьего Слова. Подросток должен видеть вашу искренность в переживании Священных текстов и это будет самой главной опорой для любой методики.

    Перевод для чтения в подростковом возрасте лучше всего использовать синодальный. Если вы изучаете Библию через разбор зачал или глав, очень полезно будет после чтения синодального перевода прочитывать тот же отрывок на церковнославянском языке (елизаветинская библия). Таким образом вы постепенно научите подростка понимать богослужебный язык.

    В этом возрасте становится необходим тщательный подбор толкования на Ветхий и Новый Завет. Родителю понадобится предварительная подготовка к чтению. Можно порекомендовать толкования на Евангелие святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского. Последнего, в случае отсутствия времени, можно просто зачитывать – труд Феофилакта Болгарского записан очень простым языком. Для преподавания рекомендуется использовать «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева) – классическое учебное пособие студентов духовных школ.

    К Ветхому Завету могут быть полезны толкования преподобного Ефрема Сирина. Ведущим методическим пособиям по всей Библии является «Толковая Библия» А.П. Лопухина. Более простое изложение представлено в «Библейской истории» митрополита Вениамина (Пушкаря).

    Фундаментальным сборником святоотеческих толкований является 27-томная серия «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» в редакции Константин Гаврилкина и Сергей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Разбудить интерес подростка к Псалтыри можно совмещением чтения на церковнославянском языке с чтением поэтического перевода, созданного Сергеем Сергеевичем Аверинцевым.

    Почему именно этот перевод? Дело в том, что дело интерпретации священного текста требует не только богословской эрудиции, но и сильного внутреннего духовного чувства. Псалмы Давида наполнены сильными религиозными переживаниями – и каждое слово в псалмах было сказано перед лицом Живого Господа. Сергей Сергеевич Аверинцев, будучи талантливым филологом и библеистом, подошёл к делу перевода Псалтыри подошёл с чрезвычайной ответственностью. Он смог, пронеся священный смысл псалмов через языковой барьер и трудности поэтического изложения, сохранить их духовную наполненность, сделав доступными для понимания русского человека.

    Для многих людей (и тем более подростков) препятствия перед познанием глубокого внутреннего духовного переживания в псалмах оказываются непреодолимыми в силу культурных различий современной литературы и священного текста. И потому, через вдохновлённого и талантливого человека делается шаг навстречу тем, кто хочет прикоснуться к древней духовной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие подросткам, следует помнить, что примерно с семи лет ребёнок призывается к Таинству Покаяния. В отрочестве маленький человек уже способен принять Иисуса Христа, принять Его Жертву и завет, заключённый с людьми.

    Важно понимать, что в Библии понятие «научиться» подразумевало беспрестанное исследование Священного Писания с последующим применением полученного опыта в реальной жизни, стремясь к путеводительству Святого Духа. Необходимо помочь подростку это осознать.

    Подростковый возраст подразумевает некоторые психологические особенности. Человек в этом возрасте, живя в настоящем, устремляет свой взор в будущее, готовя себя к взрослой жизни. Ярко выражаются стремления к самопознанию, самовыражению и самоутверждению – всё это является закономерным процессом развития и может быть реализовано в душеспасительной форме.

    В подростковом периоде человек остро нуждается в близком общении с людьми, проявляющими к нему любовь. Через это им удовлетворяются психологические потребности.

    1. Поднятие самооценки. Практически каждый подросток ощущает собственную неполноценность в какой-либо области жизни. Необходимо помочь ему осознать собственную нужность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чувство нужности. Один из церковных приходов проводил опрос, по результатом которого стало ясно, что молодые люди ищут в воскресной школе, прежде всего, друзей. Для детей переходного возраста важно чувствовать принадлежность к определённой группе и очень хорошо, если такой группой является христианское содружество.
    3. Общение с противоположным полом. Одна из важных проблем подросткового периода – сложность правильного выстраивания отношений с противоположным полом. Приобрести такой навык в домашних стенах достаточно сложно, однако, церковные собрания призваны научить молодых людей правильному общению между собой.
    4. Социальная адаптация. Каждый подросток задаётся вопросами о собственной важности для общества и личных целях в нём. Знакомясь с Библией и православным вероучением, молодой человек получает возможность найти ответы на некоторые личные вопросы.

    Вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что, несмотря на важность домашнего изучения Библии вместе с родителями, с переходным возрастным этапом появляется значительная потребность в контакте со сверстниками в православном подростковом обществе.

В книге, которую Вы держите в руках, библейские рассказы изложены в сокращенном и адаптированном виде для семейного чтения.

Книга книг, «Вечная книга», Библия на протяжении всей человеческой истории остается главным источником познания Бога и Его творения — видимого и невидимого миров. Тысячи поколений изучают это Божественное Откровение, чтобы найти в нем ответы на главные вопросы бытия, чтобы различить добро от зла, а истину — от лжи, чтобы познать беспредельную любовь Бога к человеку и обрести на земле верную дорогу к небу.

Вступление

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

I. Сотворение мира и человека
П. Жизнь первых людей в раю. Потеря рая
III. Жизнь людей до всемирного потопа
IV. Всемирный потоп. Выход из ковчега на землю
V. Всесожжение Ноево. Проклятие Хама. Вавилонская башня
VI. Отец верующих Авраам
VII. Исаак и Иаков
VIII. Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте
IX. Рабство израильтян в Египте. Моисей
X. Моисей и фараон
XI. Исход израильтян из Египта
XII. Моисей законодатель
XIII. Сорокалетнее странствование евреев в пустыне
XIV. Последний год жизни Моисея
XV. Завоевание и раздел обетованной земли
XVI. Времена судей. Пленение и освобождение
XVII. Руфь и Ноеминь
XVIII. Илий и Самуил
XIX. Самуил, Саул и Давид
XX. Царствование Давида
XXI. Псалмы царя Давида
XXII. Царствование Соломона
XXIII. Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское
XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского
XXV. Пленение Вавилонское и возвращение в отечество
XXVI. Книга Товита
XXVII. Книга Иудифи
XXVIII. Книга Есфири
XXIX. Книга Иова
XXX. Книги учительные
XXXI. Пророки
XXXII. Книги Маккавейские

НОВЫЙ ЗАВЕТ

I. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи
II. Рождество Иисуса Христа
III. Детство и отрочество Иисуса Христа
IV. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом
V. Первый год общественного служения Спасителя
VI. Второй год общественного служения Спасителя
VII. Третий год общественного служения Спасителя
VIII. Великие дни Страстной седмицы
VIII. Преславное воскресение Господа нашего Иисуса Христа
IX. Деяния святых апостолов
X. Послания апостольские
XI. Апокалипсис, или Откровение святого апостола Иоанна Богослова

Купить или заказать онлайн "Библия изложенная для семейного чтения", а также другие православные книги и литературу, иконы, православные подарки и сувениры, православные ювелирные изделия, нательные кресты и образки, полки и полочки для икон, иконницы, угловые и прямые домашние иконостасы для дома или квартиры, а также разные аналои и церковную утварь можно в православном интернет-магазине Благочестие.RU с доставкой по Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и по всей России.

Дни празднования Пасхи миновали; приходившие отовсюду на праздник в Иерусалим возвращались домой, и ученики Иисуса, по слову Его, отошли в Галилею, где Он уже предварил их, и снова при озере Тивериадском Иисус прославил Себя многочисленными чудесами и Божественными поучениями. Явился же Иисус Своим ученикам таким образом:

«Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли на лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых». (Ин. 21, 1–14)

«Когда же они обедали» Симон Петр вероятно чувствовал себя удрученным, находясь в присутствии Того, от Кого он троекратно отрекся в роковую минуту. Господь, Божественной Своей силой воздвигающий даже из глубины падения на самую высоту избранных Своих, любящих Его, обратился к Петру с знаменательно повторенным трижды вопросом: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Не дерзает теперь Петр заявлять предпочтение себя другим в этом отношении, но с глубочайшей искренностью смиренно отвечает Христу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих». И еще в другой раз говорит Петру Иисус: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Потом, как бы в соответствие трехкратному отречению Петра, прощая, восставляя его и возвращая ему Свое доверие, Он говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». И при этом, провидя будущую участь верного последователя Своего, прибавил: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая уразуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною».

«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 15–23)

Благословение апостолов на проповедь по всему миру

Вслед за этим первым явлением в Галилее Спаситель явился еще и на соседней горе (по преданию, на горе Фавор). Там назначил Он собраться Своим одиннадцати ученикам, к которым присоединились еще более пятисот Его учеников, чтобы быть свидетелями великого явления воскресшего из мертвых Богочеловека. «Там, - повествует святой апостол Павел, - Он явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15, 6).

По воскресении Своем в течение сорока дней Господь продолжал, являясь ученикам Своим, отверзать им «ум к уразумению Писаний» и подготавливать их к проповеди Царства Божия.

Говорил им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему». Напоминал Он им, что «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Вознесение Господне

В сороковой день по воскресении Своем Господь сказал ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше», «но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».

«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути». (Лк. 24, 45–48. Мф. 28, 18–20. Мк. 16, 15–18. Лк. 24, 49. Деян. 1, 4–12)

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Есть ли на свете такой человек, который, даже в самом молодом возрасте, не спрашивал бы себя: «Что я такое? Зачем я живу? Какое мое назначение? Что будет со мной после смерти, которая неизбежна для всех?» Но никто, даже старые и опытные люди, не могли ответить на эти вопросы с полной точностью. Между тем ответы существуют: их на-писали хотя и люди, но избранные Богом, которым Сам Бог внушил их через Свое Божественное Откровение. Как же отвечает оно на вопросы, вольно и невольно рвущиеся из души человека? Чтобы это узнать, надо читать Книгу книг - Библию, как сам первоисточник, так и толкования святых отцов на него. Ну а детям и тем, кто только вступает на путь воцерковления, можно для начала прочитать библейские рассказы, изложенные в сокращенном и адаптированном виде. Такие рассказы предлагает нам издательство Сретенского монастыря в книге - «Библия, изложенная для семейного чтения».

Как говорится в предисловии книги, «великое, самое важное дело — жизнь человека. Вели-колепен Божий мир, данный ему в жилище. Роскошна при-рода, окружающая его, и щедро рассыпает она дары свои людям. Жить и блаженствовать — вот назначение человека. Для этого-то и был он создан по воле Всемогущего, Всеправедного, Всеблагого, Всеблаженного Бога Творца, восхотевшего разделить Свое блаженство со Своим созда-нием. Вот причина жизни человека. Отношения же его с Богом, получив свое начало от Безначального и Бесконечного Выс-шего Существа, не будут иметь окончания никогда. Но все дело в том, что, дав жизнь человеку, Бог дал ему и свободную душу, свободную направлять свои отношения к Богу и в добрую, и в недобрую сторону. Как же употребило человечество данную ему Богом бес-предельно-возвышающую его свободу? В каких отношениях состояло оно и состоит перед Богом?

Проследить историю отношений между человеком и Богом, между Творцом и созданием, можно читая Священное Писание. В нем говорится о жизни людей от их сотворения до воплощения Сына Божия на земле (Ветхий Завет) и от Рождества Спасителя мира, Иисуса Христа, до Его крестной смерти ради искупления человечества (Новый За-вет, Евангелие). Опираясь на этот священный источник были написаны сокращенные «Библейские рассказы», для доступного ознакомления и в юном возрасте с историей союза, или общения Бога с людьми. Эта история должна составлять начальную и главную науку человека, ради того, чтобы при сознательном изуче-нии отпадения его от Бога, или разобщения его с Богом, и вместе с тем неустанного привлечения его Богом к Себе на-учиться направлять себя к возвращению в потерянный рай — вечное Царство своего Небесного Отца.

В соответствии с тем, как разделяется Библия - на Книги Ветхого Завета и Нового Завета, так же и это издание имеет две части. Первая из богодухновенных книг Ветхого Завета была написана бытописателем Моисеем, мудрым вождем народа, сохранив-шего, после многих веков существования людей на земле, понятие о Высшем Существе — Боге Едином. Именно в этой книге, по словам издателей, впервые открывается величественная картина созда-ния мира и первых людей в нем. Эта картина и представляет ответ на первые возникаю-щие вопросы в душе человека: кто он такой, зачем дана ему жизнь? Как уже отмечалось вначале, жить и блаженствовать — вот что было назначением человека: для этого-то и вызван он был из небытия Богом, создавшим для него огромный и прекрасный мир.

Как отмечают издатели, «едва ли есть на человеческом языке такие слова, которыми можно было бы выразить все блаженство, которое испытывали первые люди, поселенные Богом в раю. Сам Бог был с ними, открывал им Себя. Они познавали Его Божественные совершенства, могли поучаться от Него и возвышаться до Него подражанием Ему. В этом первоначальном общении с Высочайшим Существом они могли испытывать только одно полное счастье, которому ни с какой стороны и ничто не могло помешать. В своем райском жилище, в таинственном присутствии Бога, среди полного изобилия роскошной природы, первых людей не смущала никакая забота. Они жили, наслаждаясь красотами Божия создания, и им оставалось только благодарить и прославлять Творца своего. Не было у них и опасения, что когда-нибудь кончится такая блаженная жизнь, не было у них страха смерти, так как, питаясь плодами древа жизни, они, по слову Божию, определены были на бессмертие.

Что же могло смутить их и положить конец такому блаженному состоянию? Читая первую часть «Библии, изложенной для семейного чтения» вы узнаете, когда и почему были изгнаны из райского жилища первые люди. Узнаете, как жили они потом на Земле и как был заключен с человеком Завет, то есть Союз, который мы называем Ветхим. А еще о том, как Бог готовил людей к принятию Нового Завета, к приходу в мир Спасителя. Несколько поколений Адама и Евы сменяли друг друга, несколько тысяч лет пришлось ждать им исполнения Божия обетования. На протяжении всего этого пути Господь помогал Своему народу, укреплял их, возводя в их среде избранных людей, которые жили праведно и уклонялись от зла. Из Священного Писания мы знаем их имена: Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Давид и многие-многие другие. Благодаря этим людям из поколения в поколение сохранялась в народе истинная вера в Бога.

Новый Завет (Евангелие, Благая весть) состоит в тесной связи с ветхозаветным откровением, продолжает и заканчивает собой историю вечного общения Бога с человеком. Перед тем временем, когда в стране Иудейской от Пресвятой Девы Марии воплотился Сам Бог, на земле кроме иудеев не было других народов, которым было бы открыто постижение Единого Бога. В мире царило или идолопоклонство, или безверие, соединенное с суеверием. Но уже пробуждалось стремление познать Истину, познать Всевышнего. И вот на разные лады появляются толкования мудрецов и философов, пытающихся постичь Творца, разъяснить тайну смысла и целей Его творения. Некоторые из них доходят до смутного понимания или, вернее, предчувствия истины, но, блуждая во мраке, не могут достигнуть того, что недоступно уму человеческому — самому по себе, не озаренному откровением свыше…

Лучами этого откровения Богу угодно было осенить лишь избранный народ Свой — иудеев, ради великих душ, бывших в нем, могущих и достойных вместить то, что было невместимо для человеческого ума, искавшего разгадки истины посредством собственных ограниченных человеческих измышлений. И вел Господь Свой избранный народ тяжким путем; путем испытаний и наказаний напоминал Он им о Себе, поддерживая в нем сознание зависимости от Него, необходимости подчиняться Ему и пребывать в единении с Ним, а вместе с тем укрепляя и утешая его Божественными обетованиями.

Наконец были достигнуты цели тяжкого, но исправительного и подготовительного пути; наступила «полнота времен», блеснул небесный луч и озарил Восток, откуда и полился свет на весь мир и на вечные времена. Предшественником же ему явился тот, о котором позже Сам Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Иоанн, величайший из людей, проповедовал очистительное покаяние, которым приготовил мир восприять Высший Свет, недоступный для неочистившейся души, и был, таким образом, Иоанн Креститель венцом откровений Ветхого Завета и началом новозаветных откровений. С рассказа о его чудесном рождении от праведных Захарии и Елисаветы начинается вторая часть Библии, начинается история Нового Завета. Познакомиться с этой Священной историей вы сможете, открыв вторую часть книги - «Библия, изложенная для семейного чтения».

Книга книг, «Вечная книга», Библия на протяжении всей человеческой истории остается главным источником по-знания Бога и Его творения — видимого и невидимого миров. Тысячи поколений изучают это Божественное Откровение, чтобы найти в нем ответы на главные вопросы бытия, чтобы различить добро от зла, а истину — от лжи, чтобы познать бес-предельную любовь Бога к человеку и обрести на земле верную дорогу к небу. Начните и вы, дорогие наши юные читатели, ознакомление с Божественным От-кровением ради получения ответов на многие вопросы вашей лю-бознательной души.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия