15.03.2022

Анютины глазки. Легенда об анютиных глазках (виоле) Легенда о цветке анютины глазки для детей


АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor ). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они - символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви - Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый - это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый - печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки - это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики - исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» - вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке - Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас - вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой - моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» - «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor ). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они - символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви - Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый - это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый - печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки - это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики - исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» - вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке - Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас - вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой - моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» - «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.

Откуда взялось русское название этого цветка - достоверно не известно. Правда, некоторые красивые сорта его действительно несколько походят как бы на глаз, но это большею частью уже крупные, усовершенствованные культурой сорта, тогда как интересующее нас растение - тот простой, скромный цветочек, который растет на пашнях, а иногда и около домов, на огородной земле в деревне.

В Германии его называют мачехой (Stiefmutterchen), объясняя это название следующим образом.

Нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка - ее родных дочерей, а два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, причем злой мачехе дал шпорцы, а ее дочерям - ненавистные им усики.

По мнению других, анютины глазки изображают лицо, что и действительно, если хотите, верно, сердитой мачехи.

В самом деле, есть цветки, рожицы которых выглядят как-то зло, так что, пожалуй, можно принять их, согласно сказке, за лицо какой-то злой женщины.

Третьи же, видя в них также лицо, не видят в его выражении ничего злого, а просто только любопытство и рассказывают, что оно принадлежит одной женщине, которая, будто, была превращена в этот цветок за то, что из любопытства заглядывала туда, куда ей было запрещено.

Как бы в подтверждение этого рассказывается еще такая легенда об их появлении на земле.

Однажды, говорит легенда, Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, куда не мог проникнуть ни один глаз человеческий, и купалась долгое время.

Но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее...

Тогда, прийдя в неописуемый гнев, она взывает к Зевсу и умоляет наказать дерзновенных.

Зевс внемлет ее мольбе и хочет покарать их смертью, но потом смягчается и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову.

Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы - он также не узнавал ее.




Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

"О, я несчастный! - воскликнул он, обнимая ее за шею. - Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, - в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!"

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила как приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость.

У римлян об анютиных глазках мы никаких сведений не встречаем, но в средние века они начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах - идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока - Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: "memento mori" (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов.

С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в наше время в Польше, где его зовут "братки" и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Как говорят, такой цветок молодая девушка дает там на память только своему жениху.

Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: "Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься - будет и мой суженый".

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensee - мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано - неизвестно. Известно только, что впервые оно появилось в Брабанте. Есть предположение, что оно персидского происхождения, так как будто нигде на свете этот цветок не пользовался такой любовью, как в Персии, где для него существует даже гораздо более ласкательных имен, чем для обожаемой там всеми розы.


Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка этого цветка походит несколько на череп - место помещения мозга и мысли.

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге, и рассылаются по адресу тех лиц, которым предназначаются.

В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

Теперь, прикрываясь анонимом как маской, даже девушки решаются открыть свое сердце, свои помышления тому, кого любили до сих пор только втайне, а молодые люди ждут этого дня, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам.

Иногда посылается просто засушенный цветок с именем. Этого уже достаточно - все понятно.

Вот почему кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensee, его называют в Англии еще "Hearts ease" - "сердечным успокоением", "сердечной радостью", так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Французское название этого цветка дало также повод Людовику XV при возведении в дворянское достоинство столь прославленного в его время экономиста и врача Кене поместить ему в герб три pensee с надписью: "глубокому мыслителю".

Однако все, что мы до сих пор говорили, касается не тех бархатистых чудных Анютиных глазок, которые мы встречаем в наших садах, а скромных желтеньких и лиловых диких их предков.

Первая попытка сделать их садовыми цветами относится ко времени знаменитого сотоварища Меланхтона - Камерария, жившего в начале XVI столетия. В это время стал разводить их из семян в своих садах принц Вильгельм Гессен-Кассельский. Он первый дал полное описание этого цветка. В XVII же веке стал заниматься им Вандергрен, садовник принца Оранского, и вывел пять сортов.

Но первым существенным своим усовершенствованием цветок этот обязан леди Мери Бенет, дочери графа Танкервилля, в Вальтоне, в Англии, которая, сделав его своим любимцем, засадила им весь сад и всю террасу своего замка. Вследствие этого ее садовник Рихард, желая доставить ей удовольствие, начал собирать семена наиболее крупных и красивых экземпляров и высевать их, а насекомые, перелетая с одного цветка на другой и опыляя их, способствовали образованию новых разновидностей. Таким образом получились вскоре те чудные сорта, которые обратили на себя всеобщее внимание и сделали анютины глазки одним из самых любимых цветов.

Это было в 1819 году, а в 30-е годы XIX столетия, то есть лет через пятнадцать, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), a частью с алтайской и получили таким образом массу (Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400) разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.


За последнее время особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые - Маргариты и винно-красные - Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильнопахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку - это запаха.

В Америке же, в городе Портленде штата Орегон, садоводы стараются увеличить размер цветка и выводят уже, как говорят, цветы в 4-5 дюймов в диаметре.

Но этот размер садоводам кажется еще недостаточным: они хотят придать им величину подсолнуха.

Такому исполинскому росту, по-видимому, способствует во многом и климат, и самая почва Орегона, где вообще эти цветы растут так успешно, как нигде.

Почти все крупные цветы - красного колера, тогда как желтые и белые никогда не достигают большой величины.

На предполагавшейся некоторое время тому назад выставке садоводства в Портленде местные садоводы думали на одной клумбе выставить 25.000 таких исполинских глазков: удалось ли им это - не знаю.

В заключение расскажем один забавный случай, происшедший в 1815 году в небольшом провинциальном городке Франции, поводом к которому послужил наш скромный цветочек.

Священник этого городка, и в то же время школьный учитель, вздумал однажды задать ученикам своим сочинение на тему "Viola tricolor" (трехцветная фиалка), так зовут на научном языке анютины глазки, и в пояснение прибавил в виде эпиграфа строку из латинского стихотворения средневекового французского поэта: "Flosque lovis varius foliis tricoloris et ipse par violae" ("Разновидность цветка Юпитера с трехцветными лепестками и сам равный фиалке").

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

nbsp; Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда.

Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал разнообразия ради спуститься на землю. Чтобы не быть узнанным, он принял вид пастушка и взял с собою прелестную белую овечку, которую вел на веревочке. Дойдя до Аргивских полей, он увидел массу стремившегося в храм Юноны народа и машинально последовал за ним. Тут как раз совершала жертвоприношение знаменитая в Греции красавица Ио, дочь царя Иноха. Обвороженный ее необычайной красотой Юпитер забыл о своем божественном происхождении и, положив к ее ногам приведенную им с собой прелестную белую овечку, открылся ей в любви своей.

nbsp; Гордая, неприступная, отказавшая домогательствам всех земных царей Ио не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Влюбленные видались обыкновенно только в ночной тиши и под строжайшим секретом, но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, принужден был превратить ее в чудную белоснежную корову. Но это укрывшее от гнева и злобы Юноны превращение Ио сделалось для нее величайшим несчастьем. Узнав о таком ужасном превращении, она начала горько рыдать, и жалобные вопли ее раздавались, как коровий рев. Она хотела поднять руки к небу, чтобы упросить бессмертных возвратить ей прежний образ, но превратившиеся в ноги руки не слушались ее. Печально бродила она среди своих сестер, и никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее по временам как прекрасное животное и давал ей сочных листьев, которые срывал с ближайшего куста, но напрасно лизала она ему с благодарностью руки, напрасно проливала слезы — он также не узнавал ее.

nbsp; Тогда ей пришла на ум счастливая мысль: она задумала о своем несчастье написать. И вот однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Эти странные движения обратили на себя его внимание, он начал всматриваться в написанное на песке и, к ужасу своему, узнал несчастную участь своей дорогой красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.
- О, я несчастный! — воскликнул он, цепляясь за ее шею и обнимая ее морду. — Вот в каком ужасном виде я нахожу тебя, дорогое, бесценное дитя мое, тебя, которую я так долго и тщетно везде искал. Ища тебя напрасно всюду, я тяжело страдал, но найдя, — в десять раз больше. Бедное, бедное дитятко, ты даже не можешь промолвить мне хоть одно слово в утешение, вместо слов у тебя вырываются из наболевшей души только дикие звуки!

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот тогда-то, чтобы хотя несколько смягчить ужасную участь Ио, Зевс по приказанию Юпитера вырастил приятный, лакомый для нее корм наш цветок, который вследствие этого и получил у греков название цветка Юпитера или анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.


Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.


Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.


Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей... Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета. По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок. Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей. Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.

Существует много различных поверий о весенних цветах у всех народов мира. Для наших далеких предков цветки были не просто красивыми украшениями сада, но свидетелями древних легенд, видевшими деяния богов и героев, которые дали им название, а то и собственно рождение.

Эти прекрасные и гордые цветы издавна зачаровывают людей своей красотой. С языка цветов красный тюльпан означает верную и преданную любовь. С этим связана грустная легенда про Фархада и его возлюбленную Ширин.

Фархад с детства любил Ширин, но, будучи простым каменотесом (в других источниках пастухом), не смел признаться ей в любви. Когда пришло время выдавать Ширин замуж, она поставила условие, что станет женой лишь того, кто подведет воду из реки к их крепости за одну ночь. Фархаду почти удалось исполнить задачу, но подлый царевич Хисров при помощи хитрости убедил того, что он уже совершил это и скоро женится на его возлюбленной. Не желая жить без любимой, Фархад разбил себе голову киркой и из капель его крови выросли прекрасные цветы. Но обман был раскрыт и Хисрова изгнали из этого края с позором. Ширин так и не вышла замуж, продолжая любить Фархада до конца своих дней.

Многие не любят жёлтых цветов, так как считается, что они символизируют скорую разлуку. Однако к тюльпанам это не относится. Напротив, существует поверье, что в бутоне жёлтого тюльпана заключено счастье. Многие пытались раскрыть его, но получилось это лишь у ребёнка. Он никогда прежде не видел таких красивых цветов, и от его искреннего восхищения тюльпан сам раскрыл свои лепестки и одарил дитя счастьем.

В Англии, на севере Девоншира, существует еще одна легенда. В один прекрасный вечер, прогуливаясь по своему саду, пожилая женщина увидела маленьких фей, которые мирно спали в бутонах. Ей было очень приятно наблюдать за ними и поэтому она насадила ещё больше тюльпанов, чтобы волшебные существа прилетали к ней вновь и вновь. Сначала они немного боялись её, но видя доброе отношение, феи полюбили эту женщину и тюльпаны обрели самые невероятные цвета и замечательный аромат. Но когда старушка умерла, дом отошел в наследство жадному родственнику, который уничтожил всё цветы и засадил сад овощами. Феи рассердились на такое неуважение и уничтожали растения, разорив владельца. В то время могила старушки всегда утопала в цветах, которые цвели вплоть до поздней осени. Вскоре предыдущего владельца сменил другой, ещё более жестокий, который вырубил все деревья. Феи были вынуждены улететь из этого края и с того момента тюльпаны не имеют аромата.

Легенды про ирисы

Ирис - это символ чистоты, невинности, душевного величия и благородства. Но с приходом христианства эти цветы стали символизировать скорбь и тоску Богоматери за своим сыном. Существует множество различных легенд про происхождение этого цветка у всех народов мира. Так, например, говорят, что первый ирис расцвел много тысячелетий назад и был он так прелестен, что все животные и даже стихии не могли налюбоваться ним. Скоро возник спор, кому цветок будет принадлежать, но пока он длился, ветер и вода схватили семена ириса и унесли в далекие земли. Таким образом, этот цветок встречается практически во всех странах.

У древних греков встречается легенда, согласно которой ирисы принадлежат богине Ириде. Как известно, она служит посредницей между богами и людьми. Также Ирида сравнивается с радугой, которая соединяет землю и небо. Ирисы же считались осколками радуги, упавшими на землю, чтобы люди могли любоваться нею круглый год.

В славянской мифологии ирисы связаны с именем бога-громовержца Перуна. Согласно легенде эти прекрасные цветы появляются в тех местах, куда ударила его молния. Не зря народное название ириса - перуника.

Кроме этого существует также много поверий, связанных с этим прекрасным цветком, которые повествуют о несчастной любви. Так, говорят, что влюбилась как-то молодая девушка из знатной семьи в простого пастуха. Тайком встречались они в своем любимом месте и были невероятно счастливы. Но злые люди рассказали об этом её отцу, так что он сильно рассердился и приказал убить её возлюбленного. Когда девушка узнала об этом, то горько заплакала и там, где падали её слезинки, на следующий день проросли прекрасные цветы.

Мифы про анютины глазки

Анютины глазки - популярный цветок во многих странах. Именно поэтому с ним связано так много легенд и поверий. Старейшие из них принадлежат ещё древним грекам и римлянам. Рассказывают, будто эти цветы вырастил сам Зевс в подарок своей смертной возлюбленной - Ио, дочери аргивского царя. Жена Зевса, Гера страшно ревновала его к царевне. Чтобы отвести от себя подозрения, бог обратил несчастную в корову, и только необычная белая масть напоминала о былой красоте. Гера же напустила на неё овода, который жалил её без остановки. Спасаясь бегством, вне себя от боли, Ио была обречена на долгие муки и страдания, прежде чем ей удастся вернуть себе человеческий облик. Чтобы ободрить Ио, Зевс создал анютины глазки, которые символизируют конечность страданий Ио и её последующее вознаграждение.

У древних римлян этот цветок связан с богиней любви Венерой. Однажды, купаясь в озере, она обнаружила, что смертные наблюдают за ней. Разозлившись, она превратила их в анютины глазки, так как никто из обычных людей не смеет подсматривать за богами.

Русская же легенда рассказывает об обманутой девушке Анюте. Она очень любила своего жениха, который, наигравшись, бросил бедняжку и уехал в далекие страны. Не выдержав разлуки и предательства, Анюта умерла и на её могиле выросли новые цветы - трёхцветные фиалки, которые символизировали чувства девушки: белый лепесток - вера, жёлтый - удивление и фиолетовый - грусть.

Ещё существовало поверье, что анютины глазки, это люди, которые любили подсматривать за другими, за что и были наказаны. Однако у этой легенды есть двоякое толкование, поскольку также существует миф, что эти цветки - это воплощение эльфов, которые обожают наблюдать за всем происходящим в мире.

Легенды о весенних цветках - маргаритках

Название этих волшебных цветов переводится с древнегреческого как жемчужина. И это оправдано, так как несмотря на внешнюю простоту маргариток, они на протяжении долгих веков были любимыми растениями равно как знати, так и простолюдинов. С ними связано много поверий и мифов.

Одним из наиболее известных есть миф про Адмета и Алкестиду.

Адмет, царь Фер, был другом Аполлона, который смог уберечь его от смерти с условием, что когда придет черед Фера, кто-то другой заменит его на пути в царство Аида. Но никто не хотел жертвовать собой ради Адмета, и только его жена Алкестида, которая преданно любила своего мужа, согласилась умереть вместо него. В это время у Адмета в гостях был Геракл. Тронутый до глубины души самоотверженностью Алкестиды, герой спустился в Аид и забрал её. Несмотря на это, она уже не могла вернуться в своем прежнем обличье и превратилась в невиданный ранее цветок. Так и появились маргаритки.

Также рассказывают о прекрасной нимфе Бэлидес, которая играла в лесу со своими подругами. Однако однажды в неё влюбился бог плодородия и пастушества Пан и начал преследовать её повсюду. Не зная, куда деваться от его настырной любви, нимфа попросила защиты у матери-Земли. Услышав мольбы Бэлидес, она превратила её в маргаритку.

Поверья о весенних цветах - подснежниках

Наверное, каждый человек знает, как выглядит подснежник и хоть раз в жизни любовался им. Нужно заметить, что именно он является первым цветком, который распускается в садах после долгой зимы. Несмотря на кажущуюся хрупкость, подснежник не боится снега и заморозков. Его стойкость и сила восхищала наших предков, поэтому с ним связано столько красивых легенд.

Так, например, существует история, будто подснежник не просто первый весенний цветок, но и в мире вообще. Как будто Адам и Ева, изгнанные из рая, брели по Земле, где царила зима. Ева горько расплакалась, сожалея о своем проступке, и Бог, пытаясь утешить и ободрить её, превратил слезы в прекрасные белые цветы, которые продолжали расти даже на морозе.

Также рассказывают легенду про особенные отношения снега и подснежника. Когда-то давно богиня цветов Флора устроила бал для всех цветов. Снег также хотел попасть туда, но никто не соглашался провести его. Только Подснежник, сжалившись над ним, спрятал его у себя под хитоном и провел на бал цветов. В благодарность Снег теперь всегда помогает Подснежнику и защищает его от морозов.

Ещё одно поверье связывает появление подснежника с наступлением весны. Когда-то хитрый Змей украл Солнце и запер её в своем царстве. На землю сразу же опустилась тьма и наступила вечная зима. Но однажды отважный юноша рискнул спуститься в дворец Змея и освободить Солнце. Ему удалось сделать это и на землю вновь пришла весна, но от полученных ран юноша погиб. Капли его крови, упавшие в снег, проросли цветами, чей белый цвет напоминал чистую душу героя.

Таким образом, поверья о весенних цветах - совершенно особый тип легенд. Они необычайно красивы, зачастую повествуют нам о большой любви или подвиге, но, к сожалению, с плохим концом. Однако даже в самой грустной легенде остается место для надежды на лучшее, и это ещё одна черта, которая выделяет эти мифы из ряда подобных.

Легенды и поверья о весенних цветах разных стран — все тайны на сайт

Желаете надежной защиты или успеха в различных начинаниях? Тогда воспользуйтесь талисманной мудростью славян и познаниями передающихся от поколения к поколению в древней Руси. Разомкните круг неудач, узнав о лучшей защите, работающей в направлении вашего совершенства. Ситайте на нашем сайте о выборе оберегов, амулетов и талисманов.


© 2024
100izh.ru - Астрология. Фэн-Шуй. Нумерология. Медицинская энциклопедия